Алмазов а и к истории молитва

Чудотворные слова: алмазов а и к истории молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Александр Иванович Алмазов

Александр Иванович Алмазов (27.08.1859–15.03.1920)

Родился в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском училище (1867—1868), Липецком духовном училище (1868—1874), Тамбовской духовной семинарии (1874—1880), Казанской духовной академии (1880—1884). Получил степень кандидата богословия и был оставлен на кафедре литургики профессорским стипендиатом. В этот период изучал литургические памятники в Москве и Санкт-Петербурге. 19 мая 1885 года защитил магистерскую диссертацию на тему «История чинопоследований крещения и миропомазания», был удостоен за неё макарьевской премии.

В 1885—1886 годах — преподаватель литургики и гомилетики в Симбирской духовной семинарии. В 1886 году назначен помощником инспектора Казанской духовной академии. С июля 1887 года — экстраординарный профессор Новороссийского университета по кафедре канонического права. В 1896 году защитил докторскую диссертацию на тему «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории», получил степень доктора церковного права. В 1897 году утверждён в должности ординарного профессора. С сентября 1901 года был секретарём юридического факультета, с ноября 1902 года — деканом факультета. С 1910 годах исполнял обязанности проректора Новороссийского университета. Осенью 1912 года в звании ординарного профессора занял кафедру истории церкви в Московском университете, а с декабря 1913 года одновременно являлся ординарным профессором Московской духовной академии по кафедре церковного права.

В 1917 году вышел на пенсию, оставаясь профессором Московского университета вне штата. С июля 1919 года читал лекции и вёл практические занятия по религии древних греков.

Состоял в Одесском отделении Русского собрания, заведовал в нём научно-литературными заседаниями.

К истории молитв на разные случаи

Алмазов Александр Иванович (1859-1920) – российский историк церкви, канонист, литургист, автор многочисленных трудов по православному богословию и богослужению.

Родился в Тамбовской губернии, в семье дьякона. В 1884 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен на кафедре литургики профессорским стипендиатом. В 1885 г. защитил магистерскую диссертацию “История чинопоследований крещения и миропомазания”. Был удостоен за нее премии митрополита Макария. С 1887 г. – профессор Новороссийского университета по кафедре канонического права. В 1896 г. защитил докторскую диссертацию “Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории” и получил степень доктора церковного права. В 1910-1912 гг. – проректор Новороссийского университета. В 1912-1920 гг. – профессор церковного права Московского университета, преподаватель Московской духовной академии.

В течение многих лет объектом пристального научного внимания Алмазова были небольшие по объему последования Требника, обычно находящиеся вне поля зрения литургистов: молитвы «на различныя потребы», врачевальные молитвы, апокрифические и полуапокрифические тексты.

В исследовании «К истории молитв на разные случаи» А. дал классификацию этих молитв и проанализировал нек-рые из них, установил апокрифический и нецерковный характер 2 молитв печатного Требника: «Седми отроков о немощнем и неспящем» (Требник большой. Л. 165 об.- 166 об.) и «Заклинание св. мч. Трифона» в чине, «бываемом на нивах или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов» (Там же. Л. 163 об.- 164об.) и предложил исключить эти тексты из изданий Требника.

А.И. Алмазов был одним из крупнейших издателей литургических текстов. Почти каждое его исследование содержало исчерпывающую публикацию источников по исследуемой теме.

К истории молитв на разные случаи

  • Название: К истории молитв на разные случаи
  • Автор: Алмазов А.И.
  • Издательство: Одесса: Экономическая Типография и Литография
  • Год: 1896
  • Метки: религияправославиебогословиебиблеистикаортодокслитургикамолитвословияБогослужениеканоны
  • Размер: 0.75 МБ

СКАЧАТЬ КНИГУ

ЧИТАТЬ ONLINE

БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ

Алмазов Александр Иванович (1859-1920) – российский историк церкви, канонист, литургист, автор многочисленных трудов по православному богословию и богослужению.

Родился в Тамбовской губернии, в семье дьякона. В 1884 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен на кафедре литургики профессорским стипендиатом. В 1885 г. защитил магистерскую диссертацию “История чинопоследований крещения и миропомазания”. Был удостоен за нее премии митрополита Макария. С 1887 г. – профессор Новороссийского университета по кафедре канонического права. В 1896 г. защитил докторскую диссертацию “Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории” и получил степень доктора церковного права. В 1910-1912 гг. – проректор Новороссийского университета. В 1912-1920 гг. – профессор церковного права Московского университета, преподаватель Московской духовной академии.

В течение многих лет объектом пристального научного внимания Алмазова были небольшие по объему последования Требника, обычно находящиеся вне поля зрения литургистов: молитвы «на различныя потребы», врачевальные молитвы, апокрифические и полуапокрифические тексты.

В исследовании «К истории молитв на разные случаи» А. дал классификацию этих молитв и проанализировал нек-рые из них, установил апокрифический и нецерковный характер 2 молитв печатного Требника: «Седми отроков о немощнем и неспящем» (Требник большой. Л. 165 об.- 166 об.) и «Заклинание св. мч. Трифона» в чине, «бываемом на нивах или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов» (Там же. Л. 163 об.- 164об.) и предложил исключить эти тексты из изданий Требника.

А.И. Алмазов был одним из крупнейших издателей литургических текстов. Почти каждое его исследование содержало исчерпывающую публикацию источников по исследуемой теме.

Александр Алмазов

Краткий курс церковного права: Лекции, читанные в имп. Новороссийском ун-те. Од., 1889;

Сословно-профессиональные характеристики в пословицах русского народа. Од., 1897;

Вступление в брак: (Очерк народного воззрения по пословицам и поговоркам). Од., 1898;

Чин над бесноватым: (Памятник греч. письменности XVII в.). Од., 1901;

Святые — покровители сельскохозяйственных занятий: (Из истории относящихся к ним греч. последований) // Там же. (отд. отт.: Од., 1904);

Канонарий монаха Иоанна: (К вопросу о первоначальной судьбе номоканона Иоанна Постника) // Зап. имп. Новороссийского ун-та. Од., 1907. Т. 109. (отд. отт.: Од., 1907); Проклятие преступника псалмами (Yalmokat?ra):

О нём Гутнов, Желтов.

АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с.Замартинье Тамбовской губ.– 15.03.1920, Одесса)

Александр Иванович Алмазов родился в семье диакона церкви Св. Богородицы г. Лебедяни Тамбовской губернии. Начальное образование получил лебедянском приходском училище, а затем в липецком духовном училище, которое окончил в 1874 г. Вслед за этим А.И. провел шесть лет в тамбовской духовной семинарии, по окончании которой был направлен для продолжения обучения в Казанскую Духовную Академию. Успешно выдержав экзамены, А.И. с 1880 по 1884 г. провел в этом учебном заведении в качестве казеннокошного студента. Успехи в обучении позволили ему по окончании курса остаться еще на год при академии в качестве стипендиата..

Это время А.И. провел в библиотеках и архивах обоих столиц изучая памятники исповеди. Результатом этих изысканий стала его магистерская диссертация “История чинопоследования, крещения и миропомазания”, которая была защищена в Казанской Академии 19 мая 1885 г. Работа была высоко оценена не только в Казани, но и получила премию митрополита Макария за 1886 г. Вслед за этим А.И. провел год в симбирской духовной семинарии, читая там курс литургики и гомилетики, но в начале 1886/87 учебного года был вновь переведен в Казань в качестве помощника инспектора.

В 1887 г. ему было предложено место на кафедре церковного права Юридического факультета Новороссийского университета. А.И.принял предложение и решением совета Новороссийского университета был в 1887 г. избран экстраординарным профессором церковного права, а 1888 году даже исполнял обязанности секретаря юридического факультета. Впоследствие он еще раз избирался на эту должность (1901-1902). Два года с 1890 по 1892 А.И. провел в заграничной командировке, собирая материал для своего следующего труда. Он назывался “Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории” (1894) и стал основой его докторской диссертации, которая была защищена в Казанской Духовной Академии в 1896 г. И этот труд историка также был удостоин премии митрополита Макария (1897). Вслед за этим Совет Новороссийского университета присвоил ему звание ординарного профессора

А.И.Алмазов вел активную научную и организационную работу как в свфере –высшего образования, так и в жизни русской православной церкви. В 1905 г. он от Новороссийского университета принимал участие в Археологическом съезде в Екатеринославе, в 1909 г. также от своего университета принимал участие в IV областном археологическом съезде исследователей истории Новогородской и Ростово-Суздальской земли в Костроме. В том же году участвовал в юбилейных торжествах, посвященных столетнему юбилею Санкт-Петербургскй АН. А в 1906 г. решением Священного Синода он был делегирован в члены специального особого присутствия при Синоде, учрежденного для разработки и подготовки вопросов, предназначенных для рассмотрения на Поместном Соборе русской православной церкви.

В 1912 г. учитывая беспорочную службу в течение 25 лет А.И.Алмазову решением Министра Народного Просвешения было присвоено звание заслуженного ординарного профессора и разрешено оставаться на службе еще на 5 лет. Одновременно он был переведен на кафедру истории церкви историко-филологического факультета Московского университета. Так в 1894 г. А.И.Алмазов стал ординарным профессором Московского университета и долгое время читал общий курс истории церкви.

Последние предреволюционные годы А.И.Алмазов очень часто назначался председателем юридических испытательных комиссий различных университетов: Харьковского и Киевского в 1913 г., Лицея им. Цесаревича Николая (1914) и Московского университета (1915)

3 февраля 1914 г. А.И. был назначен ординарным профессором Московской Духовной Академии с оставлением в должности ординарного профессора Московского университета.

В 1917 г. после Октябрьской революции А.И.Алмазов уехал из Москвы на юг где формировались белые армии. Три года он прожил в Одессе, став свидетелем поражения белого движения. Он предполагал покинуть Родину вместе с транспортами эвакуировавшими остатки потерпевших поражение сторонников прежнего режима. Однако умер, не успев пережить горечи разлуки с Родиной.

История чинопоследований, крещения и миропомазания. Казань. 1884.

Сведения о храмах и богослужении русской православной церкви по сказаниям иностранцев XVI-XVII веков (церковно-археологические очерки). // Православный собеседник.— №№2, 4, 7, 8.— 1887.

Литература о нем

Александр Иванович Алмазов в кн: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых Т.1. СПБ. 1889. С.

//Русский исторический журнал.— Кн.7.— 1921.

Из Православной энциклопедии Желтов:

АЛМAЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.— 15.03.1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований Крещения и Миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии. В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия. В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА.

Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений — систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

В течение многих лет объектом пристального научного внимания А. были небольшие по объему последования Требника, обычно находящиеся вне поля зрения литургистов: молитвы «на различныя потребы», врачевальные молитвы, апокрифические и полуапокрифические тексты. В исследовании «К истории молитв на разные случаи» А. дал классификацию этих молитв и проанализировал нек-рые из них, установил апокрифический и нецерковный характер 2 молитв печатного Требника: «Седми отроков о немощнем и неспящем» (Требник большой. Л. 165 об.— 166 об.) и «Заклинание св. мч. Трифона» в чине, «бываемом на нивах или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов» (Там же. Л. 163 об.— 164 об.) и предложил исключить эти тексты из изданий Требника. В труде «Врачевальные молитвы» А. привел подробную классификацию текстов, охарактеризовав их как молитвы о даровании здоровья вообще и об исцелении конкретных заболеваний. В работе «Чин над бесноватым» ученый проанализировал 2 греч. редакции (XVII и XVIII вв.) чинопоследования и сравнил их с аналогичным последованием Требника Петра (Могилы), обнаружив близость между греч. чином XVII в. и чином, опубликованным свт. Петром. В соч. «Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры» А. изучил и опубликовал 75 апокрифических молитв и последований. В работе «Проклятие преступника псалмами» А. издал и проанализировал 3 редакции своеобразного греч. чина проклятия преступника и молитвы разрешения его от клятвы. А. является одним из крупнейших в рус. науке издателей литургических текстов, почти каждое его исследование содержит исчерпывающую публикацию источников по теме. В работе «Сведения о храмах и богослужении Русской Церкви по сказаниям западных иностранцев XVI-XVII вв.» А. собрал свидетельства иностранных путешественников о совершении таинств в Русской Церкви и тем самым привлек внимание литургистов к новой группе источников. А. внес крупный вклад в изучение Номоканона, составление к-рого приписывается свт. Иоанну Постнику. Ученый проанализировал композицию этого исповедного устава и его влияние на слав. покаянную дисциплину в своей докт. диссертации, затем посвятил ему соч. «Канонарий монаха Иоанна».

В лекциях по церковному праву в Новороссийском ун-те А. характеризовал христ. Церковь как особый религ. союз, сущностно отличный от др. религ. союзов своей богозданностью, наднациональным характером (в отличие от иуд. религии), особой целью — «достижение вечного общения человека с Богом» (в отличие от язычества), достижимостью этой цели благодаря наличию действенных, благодатных средств и возведением данного союза непосредственно к Божественному Основателю. Эти особенности Церкви доказывают, по мысли А., «самобытность установления и самостоятельность существования религиозного общества, называемого Церковью». Для экклезиологических взглядов А. характерно универсальное толкование догмата о единстве Церкви: «Не ограниченный. ни пределами времени, ни пределами известной части человечества, этот союз. есть и должен быть в мире единым». А. считает, что церковное право — это «совокупность норм, определяющих как внутреннее устройство Церкви, так и внешние ее отношения как социального союза к другим союзам — религиозным и политическим».

АЛМАЗОВ

Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии. В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия. В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА.

Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений – систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

В течение многих лет объектом пристального научного внимания А. были небольшие по объему последования Требника, обычно находящиеся вне поля зрения литургистов: молитвы «на различныя потребы», врачевальные молитвы, апокрифические и полуапокрифические тексты. В исследовании «К истории молитв на разные случаи» А. дал классификацию этих молитв и проанализировал нек-рые из них, установил апокрифический и нецерковный характер 2 молитв печатного Требника: «Седми отроков о немощнем и неспящем» (Требник большой. Л. 165 об.- 166 об.) и «Заклинание св. мч. Трифона» в чине, «бываемом на нивах или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов» (Там же. Л. 163 об.- 164об.) и предложил исключить эти тексты из изданий Требника. В труде «Врачевальные молитвы» А. привел подробную классификацию текстов, охарактеризовав их как молитвы о даровании здоровья вообще и об исцелении конкретных заболеваний. В работе «Чин над бесноватым» ученый проанализировал 2 греч. редакции (XVII и XVIII вв.) чинопоследования и сравнил их с аналогичным последованием Требника Петра (Могилы), обнаружив близость между греч. чином XVII в. и чином, опубликованным свт. Петром. В соч. «Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры» А. изучил и опубликовал 75 апокрифических молитв и последований. В работе «Проклятие преступника псалмами» А. издал и проанализировал 3 редакции своеобразного греч. чина проклятия преступника и молитвы разрешения его от клятвы. А. является одним из крупнейших в рус. науке издателей литургических текстов, почти каждое его исследование содержит исчерпывающую публикацию источников по теме.

В работе «Сведения о храмах и богослужении Русской Церкви по сказаниям западных иностранцев XVI-XVII вв.» А. собрал свидетельства иностранных путешественников о совершении таинств в Русской Церкви и тем самым привлек внимание литургистов к новой группе источников. А. внес крупный вклад в изучение Номоканона, составление к-рого приписывается свт. Иоанну Постнику. Ученый проанализировал композицию этого исповедного устава и его влияние на слав. покаянную дисциплину в своей докт. диссертации, затем посвятил ему соч. «Канонарий монаха Иоанна».

В лекциях по церковному праву в Новороссийском ун-те А. характеризовал христ. Церковь как особый религ. союз, сущностно отличный от др. религ. союзов своей богозданностью, наднациональным характером (в отличие от иуд. религии), особой целью – «достижение вечного общения человека с Богом» (в отличие от язычества), достижимостью этой цели благодаря наличию действенных, благодатных средств и возведением данного союза непосредственно к Божественному Основателю. Эти особенности Церкви доказывают, по мысли А., «самобытность установления и самостоятельность существования религиозного общества, называемого Церковью». Для экклезиологических взглядов А. характерно универсальное толкование догмата о единстве Церкви: «Не ограниченный. ни пределами времени, ни пределами известной части человечества, этот союз. есть и должен быть в мире единым». А. считает, что церковное право – это «совокупность норм, определяющих как внутреннее устройство Церкви, так и внешние ее отношения как социального союза к другим союзам – религиозным и политическим».

© 1998 – 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here