Анализ утренняя молитва

Чудотворные слова: анализ утренняя молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Анализ утренняя молитва

Службы в православном храме

Службы в православном храме — это прежде всего молитвы.

Мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из «Детского альбо­ма» П. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимст­вована композитором из церковного обихода.

П. Чайковский начинает свой альбом с «Утренней молитвы». Так начинался в его время день каждого ребенка. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих неза­мысловатых, по-детски наивных строчек:

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький чело­век к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, храни­телю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи Аминь». Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребен­ка на благие дела, любовь.

Музыка последней пьесы альбома «В церкви» звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в церкви. Мелодия повторяет церковную мо­литву «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей. ».

Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжелыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь Другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода.

В каждой пьесе звучит как бы сама мо­литва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после нее: просветление — после «утренней молитвы» (восхо­дящее движение на diminuendo , приводящее к pionissimo ) и ус­покоение — после «вечерней молитвы» (тихо, мерно ниспада­ющие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса — как бы замирающего вдали колокола).

Сравнение окончаний пьес мо­жет подсказать учащимся место каждой из них в «Детском аль­боме». На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами.

Другой самостоятельной линией в разделе «О России петь — что стремиться в храм», как мы уже говорили, является знаком­ство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской пра­вославной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников русской церкви, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Утренняя молитва

Утренняя молитва. Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.

Слайд 5 из презентации «Музыка Чайковского «Детский альбом»» к урокам музыки на тему «Произведения Чайковского»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Музыка Чайковского «Детский альбом».ppt» можно в zip-архиве размером 623 КБ.

Произведения Чайковского

«Чайковский «Щелкунчик»» – Современная сказка для взрослых и детей. Величественный фасад Большого театра. Успешная премьера. История создания «Щелкунчика» незатейлива. Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик». Исполнители. Юную героиню станцевала одна из учениц Балетной школы. Екатерина Максимова. «Щелкунчик». Либретто и хореография.

«Пьесы Чайковского «Детский альбом»» – Зимнее утро. Профессор Московской консерватории. Мазурка. Пётр Ильич Чайковский. Марш деревянных солдатиков. История создания «Детского альбома». Мужик на гармонике играет. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом». Альбом фортепианных пьес. Чайковский уехал за границу. Итальянская песенка. Чайковский.

«Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»» – Мотив. Виктор Лунин. Молитва. Мой дом. Композитор С. Баневич. Пианист Александр Гольденвейзер. Отдельное музыкальное произведение. АЗБУКА «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» Музыка Петра Ильича Чайковского Стихи. П.М.Чайковский «Баба-Яга». Песня. Сказка. Чайковский. Детский альбом. Сборник. Мазурка. Песенка. Реалии жизни ребёнка.

«Музыка Чайковского «Детский альбом»» – Мазурка. Зимнее утро. Итальянская песенка. Встречаются мазурки разного характера. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. Мужик на гармонике играет. Мазурка по происхождению польский танец. Завершается сборник пьесой "В церкви". История создания «Детского альбома».

«Чайковский «На тройке»» – Кто он. Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди. Обобщение. Кода (заключение). Под музыку Вивальди. Охарактеризуем содержание каждого раздела пьесы. И только ты молчала, молчала, молчала. О содержании какого месяца пойдет речь сегодня на уроке.

«Опера «Евгений Онегин»» – Сценическая история оперы. Мазепа. Татьяна Ларина. Гремин. Ольга. А. С. Пушкин и П.И. Чайковский. Занимательные вопросы. Кто является главным героем в произведении Чайковского. Жанр. Татьяна. Жемчужина русской оперы. Актёры, сыгравшие роли в опере. Опера. Ленский. Какую фамилию Чайковский дал мужу Татьяны.

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Утренняя молитва

Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.

Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. – форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.

ПРАКТИКА: Утренняя Молитва

Posted by Baba Shuddhaanandaa Brahmachari on May 4, 2010

Я шлю благословения за то, что увидел это прекрасное утро,

которое является свежим и новым.

приветствовать эту свежесть в моем теле и разуме.

для то, чтобы я получил обновление и освобождение

от всего, что является старым в моем теле и уме.

и я знаю, что успех будет приветствовать меня,

так как я двигаюсь от момента к моменту

в ходе моего нового дня.

призывать жить в любви и мире.

и во всем, что меня окружает.

Баба будет предлагать еще больше новых дружеских мыслей на следующей неделе.

  • Запись понравилась
  • 4 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий SvetlanaSvetik

    Картинки и анимации на funlove.at.ua

    Спасибо, дорогая, AmAyfaar, я как всегда, с радостью пошла шариться по вашим задворкам)))

    Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви

    XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015

    Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.

    Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).

    Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.

    О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:

    • происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
    • последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
    • дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
    • молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.

    Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.

    По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.

    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

    Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230].

    Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.

    Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.

    Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

    Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.

    Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник [Афанасий (Сахаров), 195–196].

    По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П. Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» [Frøyshov, 123], наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира. «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ. Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» [Сопова, Желтов]. Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга. Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви [Евфимий (Моисеев)].

    В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в., его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.

    Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:

    Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели. Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями. Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.

    Источники и литература

    1. Домострой = Домострой / Подгот. текста и перевод с древнерус. Д. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси : В 20 т / Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб. : Наука, 1998. Том 10. С. 116–215.

    2. Келейное правило = Келейное правило Серафимо-Знаменского скита. Шамордино Калужской губернии : Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. 71 с.

    3. Лука Жидята = Лука Жидята, еп. Новгородский. Поучение к братии // Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI–XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них / Сост. свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. Киев : Тип. Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. С. 60–61.

    4. Молитвослов = Молитвослов. Полный календарный месяцеслов с календарными сведениями на 12 лет : Для народного употребления / Сост. А. А. Никольский. М. : Типография С. Орлова у Бородинского моста, 1882. 346 c.

    5. Молитвослов с акафистами = Молитвослов с акафистами / Репр. воспроизведение изд.1915 г. — М. : Ключ : Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 334 с.

    6. Молитвы и песнопения = Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) / С пер. на рус. яз., объясн. и прим. Николая Нахимова. Репр. воспр. изд. СПб. : Синодальная Типография, 1912. М. : Донской монастырь, 1994. 236 c.

    7. Православный молитвослов = Православный молитвослов с объяснениями. М. : Православная Беседа, 1992. 84 с.

    8. Сказание = Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу // Библиотека литературы Древней Руси : В 12 т. / Под ред. Д. С. Лихачева и др. Т. 1: XI–XII века. URL : http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871 (дата обращения: 27.10.14).

    9. Сказания о святых Борисе и Глебе = Сказания о святых Борисе и Глебе : Сильвестровский список XIV века. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1860. [4], XXVI, 92 стб., 147 с. факс., 1 л. цв. ил.ил.; 34.

    10. Часослов = Часослов. М. : Сибирская благозвонница, 2007. 176 с.

    11. Часословец = Часословец. Вильна : Типография Франциска Скорины, [ок. 1522]. URL: http://dlib.rsl.ru/0100409043 (дата обращения: 27.10.14).

    12. Афанасий (Сахаров) = Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб. : Сатис, 1995. 238 с.

    13. Денисов = Денисов Д. В. Практика личного благочестия на Руси в XVI в. : Статьи, посвященные евхаристической дисциплине и келейному правилу в рукописи РГБ. ТСЛ. 793, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 162–168. (Серия I. Богословие. Философия.).

    14. Евфимий (Моисеев) = Евфимий (Моисеев), игум. «Важно, чтобы каждая молитва прошла проверку церковной жизнью» : [Интервью]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2545640.html (дата обращения: 27.10.14).

    15. Желтов = Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник : Каноны Божией Матери на каждый день. М. : ПСТГУ, 2006. С. 188–191.

    16. Желтов, Правдолюбов = Желтов М. С., Правдолюбов Сергий, свящ. Богослужение Русской Церкви, Х–XX вв. // Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. [Вводный том] : Русская Православная Церковь. С. 485–517.

    17. Молитвослов = Молитвослов. URL : http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvoslov.shtml (дата обращения: 27.10.14).

    18. Сопова, Желтов = Сопова А., Желтов Михаил, свящ. Часослов : богословие ежедневной молитвы. URL : http://www.taday.ru/text/384810.html (дата обращения: 27.10.14).

    19. Темчин = Темчин С. Ю. Происхождение названия Малой подорожной книжки Франциска Скорины в свете описи Супрасльского монастыря 1557 года // Amoenitates vel Lepores Philologiae. Krakow : LEXIS, 2007. Р. 463–471.

    20. Турилов = Турилов А. А. Акафистник. Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. Т. 1. С. 383–384.

    21. Шишкин = Шишкин А. В. Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф.381). 220, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 158–161. (Серия I. Богословие. Философия.).

    22. Bradshaw = Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church : A study of the Origin and Early Development of the Divine Office. Eugene, OR : WIPF and STOCK, 2008. 206 p.

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Оценка 2.6 проголосовавших: 355
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here