Григорий неокесарийский чудотворец молитва

Чудотворные слова: григорий неокесарийский чудотворец молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский

Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: “Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь”. Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках – язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил .ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, – озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 – 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата – город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 – 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

Икона Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.

Молитвы святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу.

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу.

Тропарь святителя Григория, глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Григория, глас 2

Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.

Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

Акафист святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

Другие иконы:

Икона Божьей Матери именуемой Млекопитательница

Икона Арсения, епископа Тверского

Икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша

Икона Божьей Матери “Достойно есть” или “Милующая”

Икона Варлаам Важский, Пинежский, Шенкурский

Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость с грошиками

Икона Божьей Матери “Толгская”

Икона Божьей Матери “Калужская”

Икона преподобного Макария Оптинского

Икона блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Икона Святителю Модесту, патриарху Иерусалимскому

Икона преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Икона княгине Евфросинии Московской

Икона святым семи отрокам Ефесским

Православные информеры для сайтов и блогов

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .

Григорий неокесарийский чудотворец молитва

Память 17 ноября

Святой Григорий происходил из славного и великого города Неокесарии [1], от родителей язычников. В молодых годах он потерял их. Занявшись изучением Еллинской премудрости [2], начал он уразумевать и совершеннейшую премудрость, которая состоит в познании Единого Истинного Бога: из творений познавал он Творца и старался благоугождать Ему незлобием и целомудренной жизнью. Ознакомившись со святым Евангельским учением, он немедленно стал последователем его и, приняв крещение, старался жить по заповедям Христа, в чистоте и нестяжательности, отказался от всей суеты мирской, богатств, гордости, славы и временных наслаждений. Отказавшись от угождения плоти, Григорий пребывал в великом воздержании, умерщвляя свою волю, и оберегал чистоту своего девства так строго, что в течение всей жизни, от чрева матери до блаженной кончины своей, не познал плотского греха и сохранил себя от скверны, чтобы быть угодным Единому Чистому и Безгрешному, от Безгрешной Девы рожденному, Христу Богу. Предавшись Ему от юности, с помощью Его он преуспевал от силы к силе, от добродетели к добродетели, и проходил путь жизни беспорочно: за то возлюбил его Бог и люди добрые, а злые ненавидели.

Тропарь, глас 8:

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления: но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак, глас 2:

Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси, и недуги отгнал еси человеческия всемудре Григорие: чудотворец же именуешися, звание от дел прием.

2. Под еллинской премудростью разумеется здесь языческая ученость, языческое образование. Отец св. Григория Неокесарийского был язычник и воспитал сына в язычестве. Отец подготовлял из него адвоката, а потому св. Григорий (в мире Феодор) изучил хорошо законы и тогдашний язык законов – латинский, и решился, наконец, ехать в Рим, чтобы там более ознакомиться с римским правом. Но Промысл Божий устроил жизнь его иначе: он должен был вместе с братом сопровождать сестру свою в Кесарию; оттуда он после отправился для изучения законоведения в Берит, а оттуда отправился в славившуюся тогда своею образованностью Александрию.

3. Александрия – знаменитая столица Египта, в то время славилась своей широкой цветущей образованностью. Особенно в то время процветала философия и медицина. Наравне с образованностью языческою, процветала и богословская образованность христианская. Знаменитая Александрийская школа, считавшая в своих рядах множество замечательнейших ученых того века, привлекала в свои стены массу слушателей не только из христиан, но и из язычников.

4. Крин – лилия белая – прекрасный цветок из семейства луковичных. Красоту лилии Сам Господь восхваляет и ставит ее выше всех великолепных одежд Соломона (Еванг. Мате. гл. 6, ст. 28- 29. Еванг. от Луки гл. 12, ст. 27). Поэтому в св. Писания лилия весьма часто служит образом высоких нравственных совершенств, соответственно сему и здесь добродетельная жизнь юного Григория уподобляется прекрасной лилии, растущей среди терновника, который служит в Писании образом нечестия и греха.

5. Ориген – знаменитейший христианский учитель Александрийокой церкви 254 г.),- чудо своего века по громадности своего ума и глубине учености – в то время был выдающимся катехетом Александрийского огласительного училища. Он воспитал многих замечательных отцов и учителей Церкви, из коих некоторые ему обязаны своим обращением из язычества в христианскую веру, с которой он хотел согласовать знание и философию. Особенно замечательны труды его по изучению Священного Писания, по истолкованию его и особенно по восстановлению и очищению его истинного текста, а также сочинения, направленные к защите христианства против еретиков и врагов христианства. Вообще, он весьма много сделал не только для своего, но и для последующих времен, и все великие учители Церкви 4-го века относились к Оригену с величайшим уважением и значительно пользовались его сочинениями. Ориген привлекал в огласительное училище массу слушателей, среди которых было множество и языческих юношей, ревностно искавших высшего просвещения. С ним то и познакомился в Александрии св. Григорий и стал ревностным его учеником. Ориген, по словам самого Григория, заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил в нем любовь к истине; потом стал излагать начало веры христианской и объяснял св. Писание. После восьмилетнего пребывания у Оригена, Григорий принял у него св. крещение и, поблагодарив своего наставника публичным словом, возвратился в свое отечество со скорбью о разлуке с ним. “Я думаю, так писал Григорий о учителе своем, – он говорил это не иначе, как по внушению Духа Божия: для того чтобы быть пророком и изъяснять пророка, нужна его сила. И никто не может разуметь пророка, если Сам Дух Божий не сообщит разумения Своих слов. Сей человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут разуметь”.

6. Творения св. Григория Нисского, рус. пер., т. VIII, стр. 143. – Впрочем, св. Григорий чудотворец принял высшую церковно-иерархическую власть, по свидетельству того же Григория Нисского, лишь по совершении на нем всех узаконенных священнодействий и испросив у избравшего его на епископскую кафедру, святителя Федима, малое время для уразумения в точности таинства веры.

7. Служба св. Григорию, Канон, песнь 5, тропарь 2.

8. Савеллий и Павел Самосатские неправильно учили о таинстве Пресв. Троицы. Первый утверждал, что Бог есть одно Лицо: как Отец, Он – на небе, как Сын – на земле, как Дух Святый – в тварях. По учению Савеллия, это только – известные формы, в каких Бог является людям: в Ветхом завете, как законодатель, является Отцом, в Новом, как Спаситель, явился Сыном и продолжает являться, как освящающий их Дух. Павел Самосатский (по месту рождения), епископ Антиохийский, неправо учил, что Сын и Св. Дух находятся в Боге-Отце, также как ум и сила (разум и дух) в человеке. Признавая Христа простым человеком, исполненным Св. Духа и мудрости Божественной, Павел запретил в церкви Антиохийской петь стихи в честь Иисуса Христа, как Бога, и крестить во Имя Его. Последователи этой ереси назывались патрипассианами, так как, не отделяя Лиц Божества они приписывали воплощение и страдания Богу-Отцу.

9. Св. Григорий Нисский, рассказав о чудесном происхождении этого символа веры, прибавляет: “если кто хочет увериться в том, пусть выслушает Церковь, в которой он проповедывал и в которой доныне хранится подлинник, писанный блаженною рукою”. Блаженная Макрина, бабка Василия Великого и Григория Нисского, слушавшая самого чудотворца, принесла символ его в Каппадокию и учила по нему внуков, в том числе и Василия Великого. Григорий Богослов также руководствовался этим символом. Руфин поместил его в своем переводе церковной истории Евсевия Кесарийского. И пятый вселенский собор (623 г.) одобрял его. – Символ Григория чудотворца представляет собою один из самых драгоценных памятников древности. Он не пространен; но заключает точное учение о Трех Лицах Божества, о Их единосущии, Личных качествах и действиях по отношению к человеку, – и потому вполне достоин точного изучения.

10. “После сего чуда, – говорит св. Григорий Нисский, – этот человек, тотчас уверовав слову (Григория) и оставив род, дом, жену детей, друзей, жречество, имущество, вместо всех принадлежащих ему благ предпочел сообщество с оным великим мужем и соучастие в трудах его и в божественном оном любомудрии и учении. Да умолкнет при этом всякая искусственная изобретательность дееписателей, красноречием преувеличивающая размеры дивных деяний, ибо не таково вышесказанное чудо, чтобы сила красноречия, повествующего о нем, сделала его большим или меньшим, нежели каково оно есть. Кто, сказавши что-нибудь сверх сказанного, увеличить это чудо. Камень отвергается от камней. камень делается проповедником божественной веры и путеводителем неверных ко спасению, не каким-либо голосом, не словом проповедуя Божественную силу, но тем, что сделал, показывая, что возвещаемый Григорием есть Бог, Которому одинаково подчинена и повинуется вся тварь, – не только одна чувствующая, живая и одушевленная, но и кроме сей, всякая другая так раболепно служит Ему, как будто не лишена была чувств”.

11. Множество чудотворений, совершенных Св. Григорием Неокеоарийским, вскоре же усвоили ему наименование чудотворца и другого Моисея, как свидетельствует о нем св. Григорий Нисский в своем слове о жизни св. Григория чудотворца.

12. Рассказ о сем чуде сокращенно изложен по повествованию св. Григория Нисского в его слове о жизни св. Григория чудотворца.

13. Ликос – с греческого: волк – река в Понте, на севере Малой Азии, вытекающая из гор Армении; получила свое наименование за быстроту, неукротимость и вред, причинявшийся ею окрестным жителям.

14. “Для реки, – говорить св. Григорий Нисский, – это дерево послужило пределом течения, а для жителей того места оно служит зрелищем и предметом исторического рассказа; ибо когда оная река, переполняясь от дождей и ручьев, несется с быстрым стремлением и страшным шумом, то ударяясь поверхностью волн о ствол сего дерева, опять поднимается вверх и направляет стремление вод к средине (русла), и как бы боясь коснуться сего дерева, косвенным течением обходит сие место. Такова сила великого .Григория, лучше же, – совершающего им чудеса Бога! Ибо природа стихий, как бы какая-нибудь невольница, является изменяющеюся как угодно соответственно приказаниям, – так что озеро переменяется в сухую страну, и затопляемое водою место заселяется, потому что жезл сделал его безопасным для жителей. Имя этому дереву даже доныне- жезл, и оно во все время сохраняется местными жителями на память благодати и силы Григория”.

15. Комана (или Конаны) Понтийская, на севере Малой Азии, на р. Ирное в древности знаменитый богатый город, ныне развалины – Гюменек.

16. Впоследствии св. Александр, епископ Команский, прославился святостью своей жизни, вполне оправдав возлагаемый на него надежды, и, добре упасши стадо Христово, запечатлел свое достойное служение мученическою кончиною, в начале IV века, во время гонения римского императора Диоклитиана.- Память его совершается Церковию 12-го августа.

17. Декий – римский император, жестокий гонитель христианства, царствовал с 249 по 251 гг..

18. Память св. мученика Троадия совершается 2 марта.

19. О сем чуде подробно повествует св. Григорий Нисский в своем слове о жизни святого Григория Чудотворца.

20. Блаженную кончину св. Григория Неокесарийского полагают между 266- 270 гг. Незадолго до смерти (в 264 г.) он вместе с братом своим Афинодором, епископом Понта, присутствовал на соборе Антиохийском, против Павла Самосатского.- Кроме чудесного по своему происхождению символа веры, св. Григорию Неокесарийскому принадлежат “Каноническое послания” (по поводу нападения на Понт и на всю Малую Азию Борейцев и Готов и “похвальное слово Оригену”.- Мощи св. Григория Чудотворца первоначально находились в Неокесарийском храме, им созданном; глава святого в 1587 г. была перенесена в Улиссипону (Лиссабон).

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here