Григорий синаит иисусова молитва

Чудотворные слова: григорий синаит иисусова молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Преподобный ГРИГОРИЙ СИНАИТ — О молитве ИИСУСОВОЙ

Бога, обнаружение крещения, или очищения в бане пакибытия, обручение Духа Святого, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения, печать Христова, луч мысленного солнца, денница сердец, утверждение христианства, показание примирения Божия, благодать Божия, премудрость Божия, лучше же начало самопремудрости, Божие явление, дело иноков, жительство безмолвствующих, причина безмолвия, признак ангельского жительства. И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во всех, так как едино есть действо Отца, и Сына, и Святого Духа, вседействующего о Христе Иисусе.

О молитве ИИСУСОВОЙ — Преподобный ГРИГОРИЙ СИНАИТ

  1. Быв очищены в крещении, мы прияли обручение Духа, возвращающего и обожающего причастных Его. Но как мы вознерадели о заповедях, кои суть блюстители благодати, то опять впали в страсти и вместо дыхания Духа Святого исполнились ветром злых духов, от коих всякое у нас настроение. Сохранивший же Духа и от Него очищение стяжавший разгорячается Им и вдохновляется Божественной жизнью и затем Им говорит, Им умствует и Им движется, по слову Господню.
  1. Благодать не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производима будучи духом посредством любви. Потому вера мертва и безжизненна у того, кто не видит ее в себе действующей.
  1. Лучшее же и кратчайшее руководительное для хотящих жить как следует правило – это соблюдать три следующие всеобъемлющие делания добродетелей: пост, бдение и молитву, коими подается надежнейшая твердость всем добродетелям.
  1. Вот еще что говорю, узнав то из опыта: монах никак не может преуспевать без следующих добродетелей: поста, воздержания, бдения, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача, смирения, кои одна другую рождают и одна другую хранят. Непрестанный пост, иссушая похотение, рождает воздержание, воздержание – бдение, бдение – терпение, терпение – мужество, мужество – безмолвие, безмолвие – молитву, молитва – молчание, молчание – плач, плач – смирение, смирение, наоборот, – плач и так далее, восходя обратно, найдешь, как дочери рождают матерей.
  1. Три добродетели должно точно соблюдать в безмолвии и каждый час испытывать, всегда ли пребываем мы в них, чтоб, как-нибудь быв окрадены забвением, не стали мы шагать вне их. Они суть следующие: воздержание, молчание и самоуничижение, то есть смирение. Они одна другую поддерживают и хранят; молитва от них рождается и возрастает непрестанно.
  1. Деланий много, но они частны, сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей.
  1. Надлежит здесь и болезненные труды сего подвига исчислить по порядку и ясно показать, как должно проходить каждое делание, чтобы иной, небезболезненно шествуя по слуху путем сим и не получив плода, не обвинил нас или другого кого, что на деле не так есть, как мы сказали. Ибо болезнование сердечное и труд телесный обыкновенно делают дело, как оно есть поистине. Чрез них обнаруживается действие Духа Святого, которое в крещении дается всякому верующему, но по причине нерадения о заповедях погребается страстями и по неизреченной милости ожидает покаяния нашего… Всякое делание телесное и духовное, не имеющее болезнования или труда, никогда не приносит плода проходящему его, потому что Царство Небесное силою берется, – говорит Господь, – и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Под усилием разумей приболезненное во всем чувство телесное. Многие много лет делали или делают безболезненно, и поелику не приболезненно поднимали и подъемлют труды, то оказывались и оказываются чуждыми чистоты и непричастными Духа Святого по причине непонесения лютости болезненных трудов. Ибо небрежно и разлененно делающие много, кажется, трудятся, но никогда не собирают плодов по причине безболезненности, будучи глубоко бесчувственны… Во время исхода все познаем несомненно, каков плод жизни нашей.
  1. Невозможно кому-либо самому научиться художеству добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом как учителем… Почему слушаться надлежит тех, кои опытно изведали болезни и труды деятельной добродетели, и под их руководством проходить ее, то есть пост алкательный, воздержание несладостное, бдение терпеливое, коленопреклонение утомительное, стояние неподвижное, молитву непрестанную, смирение непритворное, сокрушение и воздыхание постоянное, молчание мудрое и во всем терпение… Кто все- усильно тщится каждодневно совершать сказанные делания, тот с Богом соберет и плоды от них в свое их время.
  1. Кто по слуху или учению трудится в молитве, всуе трудится, не имея руководящего.
  1. Научить других сему чину [умной молитвы] не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных – да, потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно. Непослушливым же, простецы ли они или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть, ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть… Некоторые же, не помышляя об имеющем быть вреде, всякого прилучающегося учат своими усилиями держать память Божию для того, чтобы ум навык сей памяти и возлюбил ее, что невозможно, особенно для привыкших жить по своему чину. Ибо так как ум их нечист по причине нерадения и высокомудрия и не предочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву, между тем как гнездящиеся в сердце их духи нечистые, будучи тревожимы страшным именем Божиим, скрежещут, желая погубить уязвляющего их. Почему если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останется безуспешным.
  1. Начало умной молитвы есть очистительное действо, или сила Духа Святого, и таинственное священнодействие ума как начало безмолвия – упразднение от всего, или беспопечение, середина – просветительная сила Духа и созерцание, а конец – исступление, или восторжение ума к Богу.
  1. Из отцов одни говорили, что надо произносить полную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или [кратко]: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или что надо переменять и говорить то полно, то сокращенно. Не должно, однако ж, часто переменять слова молитвы, поблажая лености.
  1. С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», пока не утомишься. Утомившись же, переведи ум на вторую половину и говори: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Многократно проговорив сие воззвание, переходи опять на первую половину. Но часто по лености не должен ты переменять сии воззвания, потому что как растения не укореняются, если часто их пересаживать, – так и молитвенные движения в сердце при частой перемене слов молитвенных.
  1. Одни учат устно произносить молитву, а другие – мысленно, умом. Я же то и другое полагаю. Ибо иногда ум изнемогает произносить молитву сам по себе от уныния, иногда уста утомляются делать это. Потому обоими надо молиться – и устами, и умом. Однако ж тихо и без смятения надо взывать к Господу, чтобы глас не расстроил внимания ума и не пресек молитвы, пока ум [не] навыкнет деланию сему и, прияв силу от Духа, [не] станет крепко молиться сам в себе. Тогда не будет нужды произносить молитву устно, да и невозможно, потому что достигший сего довольствуется вполне умным деланием молитвы и не имеет желания отставать от нее.
  1. Если кто устами творит молитву, а ум его кружится, какая польза? Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? (Сир. 34, 23). Но как телом кто делает, так должен делать и умом, чтоб телесно не казаться праведным, а в сердце быть исполненным всякой неправды и нечистоты.
  1. Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве… Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце. Всячески понуждай себя на делание сие, ибо Царство Небесное силою берется, и сии, употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12), как сказал Господь, показывая, что взыскание его требует чувствительных трудов и подвигов.
  1. Святилище духовное прежде будущего паче ума наслаждения есть умное действие ума, таинственно на жертвеннике душевном священнодействующего и причащающегося Агнца в обручение Божие. Вкушать же Агнца на мысленном жертвеннике души есть не разуметь только Его… но быть как агнец по образу Его в будущем. Здесь мы имеем только словеса, а там уповаем получить самые предметы таинств.
  1. Если бы Моисей не получил от Бога жезла силы, то не… казнил бы [фараона] и Египта. Так и ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы.
  1. Признаком [умной молитвы] служит, если во время молитвы ум видится безвидным и ни себя, ни другого чего не представляющим даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нем светом. Ибо тогда ум делается отрешенным от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаясь.
  1. Ум немечтательный и непарительный, истинное действо молитвы, из глубины сердца непрестанно потоком исторгающейся, воскресение души… обрести невозможно в нашем роде, потому что ныне в нас, по множеству искушений, господствует тиранство страстей. Уму обычно о всем таком мечтать прежде времени, так как это легкое занятие, но за это он иногда теряет и малое доброе устроение, которое дано ему Богом. Почему со многим рассуждением надлежит не искать прежде времени того, что бывает в свое время, и, отбрасывая то, что в руках, мечтать об ином чем. Уму естественно… строить легкие фантазии и воображения, хотя еще не достиг того. Потому немалый страх [что таковой лишится] и того, что дано.
  1. Врачевство… от этой лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение ее к древней простоте… Врачуется же память постоянной, действием молитвы утвердившейся памятью Божией, в коей срастворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние.
  1. Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы, но, держа неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу – и скоро прогонишь помыслы и наводителей их, бесов, отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным именем сим.
  1. Из новоначальных никто никогда не сможет отогнать помысла, если Бог не отгонит его. Только сильным свойственно бороться с ними и прогонять их. Но и они не сами собою отгоняют их, а с Богом воздвигаются на брань с ними, как облеченные во всеоружие Его. Ты же, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут, ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвой подаваемой, они, как огнем палимые, отбегают.
  1. Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом, ибо он неудержим – не по естеству, как приснодвижный, но потому, что по нерадению усвойствовал себе кружение, или скитание туда и сюда… Когда чрез преступление заповедей Возродившего нас в крещении отделились мы от Бога, тогда потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство. Поползнувшийся таким образом ум и отдалившийся от Бога всюду водится как пленник. И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему и каждый день умно исповедоваться Ему, в чем погрешает, [и Он] тотчас прощает все в смирении и сокрушении просящим прощения и святое имя Его всегда призывающим. Когда в силу такого молитвенного труда водворится в сердце действо молитвы, тогда она станет удерживать при себе ум, веселить и до пленения не допускать. Бывает, впрочем, и после сего парение мыслей, которые вполне покоряются только совершенным в Духе Святом, о Христе Иисусе достигшим непарительного состояния.
  1. Близ и около новоначальных и самочинных бесы обыкновенно распростирают сети помыслов и пагубных мечтаний и уготовляют рвы падений, так как град их находится еще под властью варваров. И нечего дивиться, если кто из них заблудился, или выступил из ума, или принял и принимает прелесть, или видит что чуждое истины, или говорит что неподобающее, по неопытности и неведению.
  1. Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда, делая свое дело [молитвенное], увидишь свет или огнь вне или внутри или лик какой, Христа, например, или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений и тем, которые сами строятся, не внимай и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, совне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души.
  1. Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме. Ум и сам по себе естественную имеет силу мечтать и может легко строить призрачные образы того, что вожделевает… Так же и память о добрых и худых вещах обыкновенно вдруг печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание… Потому внимай, да не поверишь чему-либо, увлекшись тем, хотя бы то было что-нибудь хорошее, прежде вопрошания опытных и полного исследования дела, чтоб не потерпеть вреда… храня ум бесцветным, безвидным и безобразным… Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошания и должного испытания.
  1. Если же некоторые совратились, повредившись в уме, то знай, что они пострадали это от самочиния и гордости. Ибо в послушании с вопрошанием и смиренномудрием ищущий Бога никогда не потерпит вреда благодатью Христа, хотящего всем человекам спастись. Если же и случается с таким искушение, то это бывает для испытания и увенчания и сопровождается скорой помощью от Бога, попускающего сие имиже весть судьбами. Ибо кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит, как говорят отцы.
  1. Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце… и утверждающая сердце несомненным удостоверением. Все приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага. Когда также увидишь ум свой вовне или в высоту влекомым от некоей невидимой силы, не верь сему… но тотчас понудь его на дело его. Что от Бога, то само собою приходит… тогда как ты и времени того не знаешь.
  1. Чуждая прелести молитва есть теплота с молитвой к Иисусу, ввергающему огнь в землю сердца нашего, – теплота, попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину и приходящая не с десной и не шуей стороны или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от Животворящего Духа. Сию единую в сердце своей возжелай обрести и стяжать, блюдя ум свой немечтательным и обнаженным от разумений и помыслов, и не бойся. Ибо Рекший: Ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 27), Сей Самый с нами есть, нами искомый и нам всегда покровительствующий, и мы не должны бояться или воздыхать, Бога призывая.
  1. Когда ум стужит частым мысленным вопиянием и непрестанным водружением внимания его в молитву, справедливо давать ему некое отдохновение, отпуская его в простор псалмопения из утеснения в безмолвной молитве. Это прекрасный чин, это учение мужей премудрых.
  1. Скажу и я, как мало нечто из опыта познавший. Когда сидишь в безмолвии днем и ночью, непрерывно молясь Богу, без помыслов в смирении, и ум твой изнеможет от взывания, возболезнует тело и сердце от сильного водружения непрестанного призывания Иисуса, не чувствуя между тем теплоты или возвеселения, от коих рождается и коими поддерживается ревность и терпение подвижника, – тогда, встав, стань и пой псалмы, один или с учеником, который с тобой, или займись размышлением о каком-либо слове Писания и вообще богомыслием, или в память о смерти погрузись, или возьми рукоделие какое, или чтению внемли, стоя паче, чтоб утрудить тело.
  1. Да будет чтение твое наедине и негласное, чтоб не пришло искушение похвастать пред собою или голосом, или изяществом произношения или не вообразить себя сущим в собрании и всех пленяющих своим искусством чтения. Да не будет чтение твое ненасытно, ибо во всем самое лучшее есть мера: не слишком скоро, не слишком лениво или небрежно, но благоговейно, внимательно и разумно. Ум, укрепляясь душеполезным чтением, приемлет силу крепко молиться. Чтение же беспорядочное омрачает ум и расслабляет и негодным делает к молитве.
  1. Надлежит по образу жизни нашей ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому. Гласное пение есть указание на вопль умный внутри и дано нам на случай разленения и одебеления нашего, чтоб возводить нас в должное поистине настроение. Тем, кои не знают молитвы (не испытали ее силы и действия)… подобает много петь, без меры петь, всегда быть занятым разными деланиями и никогда не знать покоя от них, пока от многого притрудного действования вступят в состояние созерцания, обретши умную молитву, действующую внутри их.
  1. Обращай внимание и на намерение воли, присматривая, куда оно клонится: по Богу ли, для самого ли добра и ради пользы душевной сидишь ты на безмолвии, поешь псалмы, читаешь молитвы или другое что доброе делаешь, да не окраден будешь, не замечая того, и да не окажешься… [по виду] делателем Божиим, а по сердцу человекам, а не Богу угодить желающим. Ибо много козней у лукавого и втайне зорко он смотрит за склонением нашего произволения, всячески ища окрасть дело наше неведомо для нас, чтоб не по Богу было то, что делается.
  1. Вкусивший благодати должен умеренно петь, по словам отцов, больше же упражняться в молитве, а когда разленение нападет, пусть поет или читает деятельные главы отеческие. Корабль не имеет нужды в веслах, когда ветер надувает паруса, потому что тогда ветер дает ему достаточное веяние к легкому преплытию соленого моря страстей, а когда ветер спадет и корабль остановится, тогда надо приводить его в движение веслами или ладьей.
  1. Когда в сидении своем видишь, что молитва действует и не перестает двигаться в сердце твоем, никогда не оставляй ее, чтоб встать на пение, пока она сама не оставит тебя по смотрению. Ибо иначе ты, оставя Бога внутри, вне стоя, будешь обращать к Нему беседу, от высшего к низшему переходя… Ибо Бог наш есть мир, превыше всякой молвы и шума сущий.
  1. Молитва в новоначальных есть как огнь веселия, из сердца исторгающийся, а в совершенных – как свет благоухающий, внутри него действующий.
  1. Начало действия благодати в молитве различно обнаруживается… В некоторых приходит дух страха, разрушающий горы страстей и сокрушающий камни – жестокие сердца, – такой страх, что от него плоть как бы гвоздьми пригвождается и мертвой становится. В других же является потрясение, или обрадование, которое взыгранием назвали отцы. В иных, наконец, и преимущественно в преуспевших в молитве, Бог производит веяние тонкое и мирное, когда Христос вселится в сердце и таинственно воссияет в духе.
  1. Тщащийся достигнуть чистой молитвы в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих, в скорбном сокрушении и боязливом опасении, как бы не попасть в ад или не отпасть от Бога и отлучену быть от Него ныне или в будущем. Ибо диавол, когда увидит кого в плаче живущего, то не замедляет там, боясь смирения, порождаемого плачем… Почему величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие.
  1. Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия. Но бесстыдно и дерзостно желающий винти к Богу и исповедать Его чисто и нудящийся стяжать Его в себе удобно умерщвляем бывает от бесов, если попущено им будет сие. Ибо дерзко и самонадеянно взыскав того, что соответствует его состоянию, в гордости нудится он прежде времени достигнуть того. [Таковой делается] поношением и посмехом для бесов и плачем для людей… [Надлежит взыскивать] сего дивного дела с тер- пением и смирением, с послушанием и вопрошанием опытных, чтоб вместо пшеницы не пожать куколь, горечи вместо сладости и вместо спасения не найти пагубы.
Оценка 4.5 проголосовавших: 109
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here