Чудотворные слова: иоанн молитва нот названия гвидо из ареццо в полном описании из всех найденных нами источников.
ГИМН ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ
Гимн «Ut queant laxis» – «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грехи наши с опороченных наших уст, о Святой Иоанн».
Мелодия каждой строки текста начинается на одну ступень выше предыдущей.
С легкой руки монаха Гвидо д’Ареццо (991 – 1033) начальные слоги каждой фразы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Родилась европейская нотация.
Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения на первом слоге. Приписывается эта замена некоему Дж. Дони, который назвал ее в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд и при переходе на современную октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна.
Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинский)
Гимн «Ut queant laxis» был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение) Паолусом Диаконусом, жившим во второй половине восьмого века.
В честь Гвидо д’Ареццо назван кратер на Меркурии.
Лого-стихо-музыко-книга «Дыханье музыки». «Книга создана при содействии случайностей, необъяснимостей, странностей, а также благодаря благосклонности Высших сил и Судьбы. Коим я и благодарен», пишет автор книги калининградский музыковед Владимир Янке.
Электронная версия книги Владимира Янке «Дыханье музыки» (Ассоциации), 2011 год, опубликована на музыкальном сайте «РЕТРОпортал.ру» с одобрения и разрешения автора.
Основу книги Владимира Янке «Дыханье музыки» составляют стихи и эпизоды, написанные в разные годы жизни. Окончательно монтировалась и дорабатывалась книга на переходе нулевых годов в десятые 21 века.
Автор благодарит создателей и участников Википедии, часть изображений из которой использованы в данной книге. Как, впрочем, и отдельные уточняющие факты.
Оглавление
Откуда взялись ноты?
В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки – невмы (от др.-греч. πνεῠμα – дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.
Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция)
Нотные знаки какое-то время после создания оставались безымянными. Название им придумал в начале XI века итальянский монах и музыкант Гвидо д' Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 – 1033гг)) .
Н екогда, на рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора.
В те времена еще не было системы записи музыкальных знаний, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет.
Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время . Для того, чтобы легче запоминались названия звуков, Гвидо д' Ареццо дал задание своим ученикам – хористам: разучить молитву – гимн в честь покровителя церковных певцов Святого Иоанна. Молитва содержала просьбу о сохранении чистоты и силы голоса. Гвидо сам сочинил для этой молитвы новую мелодию, в которой стихотворные строчки располагались особым образом – каждая последующая начиналась на одну ступень выше предыдущей. Названием ноты и стал первый слог каждой новой строчки.
В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Это – первые слоги гимна св. Иоанну.
Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis REsonare fibris
MIra gestorum FAmuli tuorum,
(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои,
очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Худ. Маковский Владимир Егорович. Певчие
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Музыканты и скоморохи". Фреска в южной башне Софийского собора в Киеве. Середина 11 в.
Понравилось: 4 пользователям
- 4 Запись понравилась
- 3 Процитировали
- 0 Сохранили
- 3Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Спасибо большое за познавательный,интересный пост. С ПРАЗДНИКОМ. ДОБРОГО ДНЯ И НАСТРОЕНИЯ.
Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю
Названия шести нот в 11 веке ввёл итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки, монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо.
Через 500 лет фламандский музыкант Хуберт Вальрант добавил ноту Си, путем соединения первых букв слов «Святой Иоанн». И, наконец, в 17 веке итальянский музыковед Джованни Дони, для удобства проговаривания при пении, заменил ноту Ут на До.
А вот и сама молитва Ut queant laxis, составленная — Павлом Диаконом, лангобардским историком, жившем в VIII веке.
Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с их уст,
Похожие статьи
Навигация по записям
Дорогой читатель!
Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!
(Вы можете самостоятельно указать сумму)
Сейчас читают
Вопрос-ответ
Благотворительность
Поддержите! Без Вас мы не справимся!
Нашли ошибку?
Мы в Фейсбуке
Мы ВКонтакте
Дорогой читатель!
Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом!
(Вы можете самостоятельно указать сумму)
Названия нотам дала молитва
Всем известны семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако мало кто знает, что свои названия они получили от слов молитвы, обращенной к святому Иоанну Крестителю.
Названия нот ввёл итальянский теоретик музыки, бенедектинский монах Гвидо д’Ареццо (ок. 990-1050 гг.). Из григорианской молитвы «Ut queant laxis», в которой содержалось просьба о сохранении силы голоса («Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»), он взял первые слоги строф и обозначил ими шесть ступеней звукоряда:
Седьмая нота – «si» – появилась в конце XVI века, но, опять-таки, из того же древнего гимна. Ее название состоит из первых букв слов последней строки молитвы – «Святой Иоанн».
Еще через столетие была переименована первая нота. Подобно прочим пропеть ее было невозможно, поэтому «ut» заменили на «do». Поскольку в гимне святому Иоанну такого слога нет, предполагают, что первая нота получила свое название от латинского Dominus – Господь.
Гвидо Аретинский — музыкальный новатор из Средневековья
Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.
Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?
Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».
Начало пути
По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.
Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.
Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо — город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.
Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
- Do – Dominus – Господь;
- Re – rerum – Материя;
- Mi – miraculum – Чудо;
- Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
- Sol – solis – Солнце;
- La – lactea via – Млечный путь;
- Si – siderae – Небеса.
Мы в социальных сетях
Объявления
Cтатистика
© 2011 – 2016 Про Пианино
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник
Как появились названия нот?
Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.
Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.
Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.
Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Как появились слоговые названия нот?
Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.
Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.
Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:
Ut queant laxis
Re sonare fibris
S ancte I oannes
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.
А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.
Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.
Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:
Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!
Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?
Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Виды ритма в музыке
Лад в музыке: мажор и минор
Простые и составные интервалы
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:
5 Responses
Здорово! Никогда бы не подумала, что у нот такая интересная история. Хотя, вот чудесно — недавно я размышляла на тему, откуда произошло название нот. И вот — теперь вы мне так подробно всё объяснили. Спасибо! Очень интересный материал.
Я даже и не задумывался, что у нот может быть своя история. Интересно было почитать и никогда бы не подумал их связать с космосом и богом
Добрый вечер! С наступающим Рождеством Христовым!
Я у вас впервые! Мне очень понравилось, так все доступно и понятно объясняете. С удовольствием прочитала историю нот и полное название. Прямо волшебство какое то. Удивили!
Супер! как здорово, что появилось простое объяснение, тому сложному и не совсем понятному для детей материалу, изложенному в теории музыки.
добрый день, случайно наткнулась на статью про ноты- вообще, даже не представляла, что так было сложно петь песни и запоминать знаки, какие же люди молодцы,особенно Гвидо из Ареццо, что все придумали доступно. Спасибо за информацию!