Католическая молитва исповеди

Чудотворные слова: католическая молитва исповеди в полном описании из всех найденных нами источников.

Католический приход св. Екатерины Александрийской

Подготовка к Таинству Покаяния

27. Сентябрь 2010

Покаяние – это таинство, в котором Господь Иисус Христос, посредством священника, прощает нам грехи, спасает от вечного мучения в аду и дарует особую благодать для борьбы с искушениями. Для того, чтобы исповедь была действительно благодатной и действенной для нас, необходимо постараться изгнать из сердца всякую злобу, искренне простить всех своих обидчиков и примириться с теми, перед кем виноваты мы сами.

Для того, чтобы исповедь была достойной, необходимы пять условий:

1. Испытание совести.

2. Искреннее сокрушение о грехах.

3. Твёрдое намерение больше не грешить.

4. Искренняя исповедь перед священником.

5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).

Во-первых, мы должны просить помощи Святого Духа, чтобы увидеть себя такими, какими видит нас Бог. Надо просить Его помочь нам осознать наши слабости и увидеть те сферы нашей жизни, где мы уступаем своим греховным слабостям. Именно Святой Дух изобличает нас в грехе и влечёт к сердцу Христову в Таинстве Покаяния. Именно Он убеждает нас в крайней необходимости поисков исцеления и милосердия Христова. Поиск правды о себе самих – вот что имеется в виду под испытанием совести. К тому есть много путей. Можно обдумать соблюдение нами заповедей. Некоторые находят собственные пути постижения достоинств Иисуса и Пресвятой Девы Марии. В разные периоды жизни можно пользоваться различными методами. Важно, однако, довериться Святому Духу, который укрепит в нас стремление к обращению. Важно всегда сознавать, что Бог дал нам объективный закон, и грех – это самоугодническое, эгоистическое нарушение этого закона любви. Мы всегда должны искать свои нравственные принципы в доктрине и авторитете вероучения Церкви.

Во-вторых, мы должны стремиться к истинному раскаянию в наших грехах, исходящему от Святого Духа. Полезно в этой связи часто размышлять о страдании распятого Христа и вспоминать о том, что Он на кресте принял на Себя вину за наши грехи. Мы должны осознать, что грехи наши ранили Христа и Его Церковь. Если раскаяние наше истинно, оно должно включать в себя искреннее желание избавиться от грехов и от злых сил, которые ввели нас во грехи. Церковь учит нас, что такова воля Божия, чтобы мы исповедовались священнику во всех смертных грехах, равно как и в их количестве. Необходимость исповеди смертных грехов указана в Божественном завете (ср. Иоанн 20: 22-23). Искреннее и бесхитростное самообличение перед Христом в лице Его священника известно как безраздельность Таинства Покаяния. Разумеется, Бог знает о том, какие мы есть, и все, что мы содеяли, прежде чем мы исповедуемся в наших грехах. Однако, такова воля Христова, чтобы в смирении мы признали свою вину и искали у Него прощения через священника, который в момент исповеди и отпущения грехов действует от имени Самого Христа. Церковь поощряет нас часто ходить к исповеди, даже если мы и неповинны в серьезном грехе. Исповедь в простительных грехах помогает нам жить в смирении и благодати, и.главное, помогает искоренить всякий грех и пристрастие к нему в нашей повседневной жизни. Наконец, чтобы быть причастными милосердного Христа в Таинстве Покаяния, мы должны испытать искреннее желание возместить Богу за наши грехи путем молитвы, покаяния и благотворительности. Коль скоро мы выразим сожаление о наших грехах, смиренно исповедав их священнику, решимся искупить их, и примем покаяние, которое наложит на нас священник (епитимию), мы испытаем Христову милость и прощение в отпущении грехов. Следует часто размышлять над словами отпущения, которые Сам Господь говорит нам в лице Своего священника:

Бог Отец Милосердия, смертью и воскресением Своего Сына примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа во отпущение грехов, посредством Церкви Своей Святой пусть дарует тебе прощение и мир, и я отпускаю тебе грехи твои во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Ниже приведены молитвы, которыми можно воспользоваться при подготовке к Таинству, однако каждый волен обратиться к Богу теми словами, которые подскажет ему сердце. Также приведены варианты испытания совести, которые помогут взрослым и детям более подробно вспомнить совершённые грехи. Следует помнить, что в этих текстах невозможно предусмотреть всего, и они служат лишь помощью при размышлении.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИСПЫТАНИЕМ СОВЕСТИ

Приди, о Дух Святой, просвети мой разум, чтобы я лучше осознал свои грехи; побуди мою волю к подлинному раскаянию в них, к искренней исповеди и решительному исправлению своей жизни. О Мария, Матерь Божия, Прибежище грешных, заступись за меня! Святой Ангел Хранитель и святые мои Покровители, испросите для меня у Бога благодать подлинного покаяния!

Отче наш. Радуйся, Мария. Слава Отцу.

Молитва Святому Духу

Вечный источник света, Дух Святой, рассей мрак души моей, да познаю грехи мои. Наполни меня искренним раскаянием, ненавистью ко греху и твёрдым желанием поступать по воле и заповедям Божиим до последнего дня жизни моей. Аминь.

О Пресвятая Богородица, Матерь Милосердия и Прибежище грешных! Ты уже испросила благодать покаяния многим грешникам. Помоги и мне познать все грехи мои, сердечно раскаяться в них и достойно исповедаться, чтобы снискал я милосердие Божие и больше никогда не утратил его, хранимый святым Твоим покровом. Аминь.

1. Я, Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

– Уделяю ли я время Богу в ежедневной молитве?

– Стремлюсь ли я любить Его всем сердцем?

– Причастен ли я к суеверным действиям; связан ли я с оккультизмом?

– Стремлюсь ли я повиноваться Слову Божию по учению Церкви?

– Причащался ли я когда-либо Святых Даров в состоянии смертного греха?

– Сказал ли я когда-либо преднамеренную ложь во время исповеди, или скрыл смертный грех от священника во время исповеди?

2. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

– Произношу ли я имя Господа напрасно: по легкомыслию или по рассеянности?

– Бывал ли я сердит на Бога?

– Желаю ли я кому-либо зла?

– Оскорбил ли я когда-либо особу, облаченную священством, или осквернил священный предмет?

3. Помни День Господний, чтобы святить его.

– Пропускаю ли я преднамеренно воскресную службу или службу в дни Святых Торжеств?

– Стараюсь ли я соблюдать воскресенье как семейный день отдыха?

– Занимаюсь ли я необязательным трудом в воскресенье?

4. Почитай отца твоего и мать твою.

– Почитаю ли и слушаюсь ли я родителей?

– Забываю ли я свой долг по отношению к супругу и детям?

– Подаю ли я своей семье пример вероисповедания?

– Стараюсь ли я внести мир в домашнюю жизнь?

– Забочусь ли я о своих престарелых и немощных родственниках?

– Был ли у меня аборт; способствовал ли я чьему-либо аборту?

– Причинил ли я кому-либо физическое повреждение?

– Злоупотребляю ли я спиртными напитками; употребляю ли я наркотики?

– Скандалил ли я с кем-либо, тем самым вводя других во грех?

– Бываю ли я сердит или обидчив?

– Есть ли в душе моей место ненависти?

– Изувечил ли я себя каким-либо видом стерилизации?

– Поощрял ли я стерилизацию или содействовал стерилизации других?

– Верен ли я своим брачным обетам в помыслах и действиях?

– Жил ли я половой жизнью вне брака?

– Пользуюсь ли я какими-либо противозачаточными средствами в своей брачной жизни?

– Всякий ли половой акт моей брачной жизни открывает возможность зачатию новой жизни?

– Повинен ли я в мастурбации?

– Стремлюсь ли я контролировать свои помыслы?

– Уважаю ли я всех людей противоположного пола, или отношусь к ним с пренебрежением и равнодушием?

– Повинен ли я в какой-либо гомосексуальной практике?

– Стараюсь ли одеваться скромно?

– Стараюсь ли я соблюдать целомудрие в мыслях, словах и действиях?

– Не украл ли я чужое?

– Вернул ли я, или возместил ли украденное мною?

– Не провожу ли я бесполезно время на работе, в учебном заведении или дома?

– Не предаюсь ли я азартным играм, от которых страдает моя семья?

– Быстро ли я возвращаю свои долги?

– Делюсь ли я по возможности с бедными?

8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

– Сплетничаю ли я?

– Злословлю ли за чьей-нибудь спиной?

– Искренен ли я в отношениях с окружающими?

– Осуждаю ли я других мысленно; думаю ли о других придирчиво или неприязненно?

– Держу ли я в секрете то, что должно оставаться тайным?

9. Не желай жены ближнего твоего.

– Поддаюсь ли я нечистым помыслам?

– Вызваны ли они моим чтением непристойной литературы, интересом к порнографическим фильмам, разговорами о блуде или греховным любопытством?

– Стараюсь ли я контролировать свое воображение?

– Молюсь ли я сразу же, чтобы немедленно изгнать нечистые помыслы и соблазны?

10. Не пожелай имущества ближнего твоего.

– Не причинил ли я материального ущерба ближнему?

– Бережно ли я отношусь к общественному достоянию?

– Не был ли я корыстолюбив?

– Разумно ли я распоряжался своим имуществом?

– Не был ли я расточительным?

– Не завидовал ли другим людям?

– Присущи ли мне жадность и себялюбие?

– Является ли материальное благополучие целью моей жизни?

– Полагаюсь ли я на Божию заботу обо всех моих материальных и духовных нуждах?

Преклонив колени у исповедальни, скажи: “Слава Иисусу Христу!”

Священник ответит: “Во веки веков!”

Перекрестись: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”.

Священник осенит тебя Крестным знамением. Начни исповедь со слов: “Последний раз был на исповеди . епитимью исполнил, вновь оскорбил Господа следующими грехами…”. Кратко, но исчерпывающе исповедай грехи. Тяжёлые грехи требуют указания обстоятельств их совершения и количества. Важно помнить, что исповедь – это Таинство Примирения с Богом и людьми, поэтому следует говорить только о своих собственных грехах, избегая соблазна обличать или обсуждать других людей. Исповедав грехи, скажи: “Больше грехов не помню. Искренне раскаиваюсь во всех грехах и хочу исправиться. Прошу об отпущении грехов”. Внимательно выслушай наставления и советы священника. Если нужно, попроси совета или что-то уточни. Священник налагает епитимью и отпускает грехи. Когда священник читает разрешительную молитву, сожалей о грехах и тихо молись: “Господи, помилуй меня, грешного”. Священник заканчивает молитву словами: “. и я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

После этого священник может обратиться к тебе со словами: “Славьте Господа, ибо Он благ”.

Ответь: “Ибо вовек милость Его”.

Священник: “Господь простил грехи твои. Иди в мире”.

Ответь: “Благодарение Богу”.

Перекрестись и отойди от исповедальни поцеловав крест на стОле, если есть такой обычай.

Благодарю Тебя, Спаситель, Боже мой, что Ты не отринул меня, грешного, но сжалился надо мною и освободил от оков дьявола, спас душу мою от погибели, очистил её от греховной скверны. Помоги мне, Боже, никогда больше не преступать повелений Твоих, укрепи меня в верном служении Тебе ради преславного имени Твоего. Что воздам Тебе, Господи, за великую милость Твою? Чем отблагодарю за любовь Твою? Сам ничего, кроме греха, не имею, но Ты, многомилостивый Человеколюбец, снизойди ко мне недостойному, прими, Боже, моё сердечное благодарение и не дай мне вновь удалиться от Тебя. О Боже мой, всем сердцем моим люблю Тебя, не потому только, что Ты обещал вечную награду любящим Тебя, но ради Тебя Самого, ради любви Твоей и милосердия Твоего ко мне, ради страданий Твоих и искупительной Твоей смерти. Как Ты возлюбил меня, так и я люблю Тебя, ибо Ты – Господь мой и Бог мой. Аминь. Святой Ангел Хранитель, святые мои Покровители, святая Мария Магдалина и все святые Божии молитесь обо мне грешном, дабы, омывшись водами покаяния в этом Таинстве, я очистился от грехов моих, которые всем сердцем ненавижу и в которых сердечно сокрушаюсь. Аминь.

Католическая молитва исповеди

Разрешительная молитва (греч. λύσις, προ σευχή τής λύσεως; лат. absolutio, oratio absolutionis) — молитва, посредством которой епископ или священник как служитель таинства покаяния (исповедь) испрашивает и провозглашает прощение богом грехов кающегося.

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 31-34.

Ежедневная православная молитва о прощении грехов. Молитвы о прощении грехов рода

В православной доктрине, как и вообще в христианском сознании, очень важное место отводится такой практике, как покаяние. Несмотря на устоявшиеся стереотипы, это довольно глубокое понятие, и его значение трудно переоценить. Впрочем, ежедневная законническая религиозная практика и поверхностное отношение православных к собственному богословско-философскому наследию значительно нивелировали изначальную концепцию до уровня маргинального отчета перед Богом в своих проступках. Отсюда можно говорить о двух видах покаяния. Назовем их обиходным и идеальным типами.

Обиходное покаяние

Начнем с этого вида покаяния. Согласно образу мышления, лежащего в основе подобного отношения к вере, покаяние заключается лишь в воспоминании о тех согрешениях и нарушениях церковного устава, которые были допущены человеком. Чтобы избежать некой божественной кары за эти проступки, читаются разного рода молитвы о прощении грехов. За полторы тысячи лет православия практически все канонические молитвы постепенно приняли такой извинительный характер.

Идеальное покаяние

Второй тип покаяния – гораздо более глубокий, и восходит к высоте изначального пафоса христианства, оставшегося, увы, недостижимым и не принятым большинством последователей Иисуса Христа. Смысл его будет понять проще, если обратиться к греческому слову, которым обозначается этот термин, – «метанойя», что значит «изменение».

Действительно, по сравнению с современной церковью, где для верующего предполагается ежемесячная исповедь (как минимум), в первые века истории христианства новообращенные исповедовались лишь однажды, таким образом свидетельствуя об изменении своего греховного образа жизни и подчинении заповедям Божьим. После этого, став христианами, они не могли более грешить. Если же они снова тяжко оступались, их просто изгоняли из общины верных, куда можно было вернуться в лучшем случае еще однажды через тяжкую епитимию.

Согрешивших второй раз назад уже никогда не ждали и не принимали. Постепенно этот максимализм сошел на нет, и сегодня каждый человек имеет возможность грешить, а после воскресной исповеди, будучи «прощенным», приступать к причастию.

Но исконное представление о покаянии предполагает не отчет в своих грехах, а изменение сознания, ценностей, приоритетов, вкусов, и вообще всех составляющих личности и жизни таким образом, чтобы не нарушать заповеди вовсе. Согласно этой идее, человек должен жить так, чтобы у него просто не было причины и повода идти на исповедь. И вот, когда такое изменение происходило, это и считалось состоявшимся покаянием.

Как оказалось на практике, для большинства людей такая задача непосильна. А потому Евангелие пришлось «подгонять» под немощи человеческой природы. В помощь этому и были придуманы молитвы о прощении грехов. Одни из них читаются каждый день в храме, другие предполагают ежедневное произнесение дома. Есть и специфические тексты, предназначенные только для особых случаев или приуроченные к важным дням, например Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Смысл ежедневного покаяния

Чтобы понять, почему церковь предписывает своим адептам каяться ежедневно, нужно вспомнить всего одну вещь. А именно тот факт, что грешит человек тоже ежедневно.

Единственный выход – это читать молитвы о прощении грехов рода, поститься и надеяться на милосердие Всевышнего на Страшном Суде. Вот текст одной из них: «Помяни, Господи, в Царстве Твоем весь род мой – всех, от праотца Адама рожденных, почивших родоначальников, всех прародителей, отцов и матерей и каждого из родственников моих, до сего дня преставленных, которых Ты сам, Бог мой, знаешь по именам. Оставь, отпусти, пощади и прости им все грехи, которые вольно или невольно они сотворили, и даруй им жизнь в Царстве Небесном. Аминь».

Православная личная исповедь

Стоит коснуться особого текста, который предписано верующим православным читать каждый вечер перед сном. Это ежедневная молитва о прощении грехов, так называемое Исповедание грехов повседневное. Она представляет собой форму исповеди перед Богом один на один (то есть без посредничества священника) для прощения всех грехов, совершенных за день, а заодно и за всю жизнь. Данная практика имеет свои положительные стороны и значительный потенциал для развития личности. Насколько этот потенциал реализуется – другой вопрос. Пока нас интересует сама традиция, которая уходит корнями еще в дохристианские времена.

Традиции ежедневного покаяния

Вероятно, подобная практика существовала и в иудаизме, и во многих других религиозных системах. Но наиболее ярко она представлена в Пифагорейском союзе, который, являясь философской школой закрытого типа, одновременно представлял собой специфическую языческую религиозную группу греко-эллинского извода.

Из недр этой традиции до нас дошли Золотые стихи, в которых Пифагор (или некто от его лица) дает указание каждый день завершать отчетом о том, «В чем провинился? Что смог сделать? Чего не выполнил?». Далее предполагалось сделать выводы, чтобы усвоить то, к чему нужно стремиться, и на этой основе составить план на следующий день. Речь при этом шла не просто о распорядке дел, а о динамике духовного развития.

По сути, эта же методология лежит в основе православной практики ежедневной вечерней исповеди, когда читаются молитвы о прощении грехов. В идеале, осознав сегодняшние прегрешения, назавтра человек должен будет стараться избегать их повторения.

Православная молитва о прощении грехов на каждый день

Здесь с некоторыми сокращениями уместно привести текст повседневного исповедания. Начинается молитва о прощении грехов следующими словами: «Исповедаю Тебе, Господу Богу… все мои грехи, которые я сотворил во все дни жизни…» Далее следует перечень грехов, он стандартный. За ним идет такая просьба о милости: «…со слезами смиренно молю Тебя, прошлые мои согрешения по Твоему милосердию прости мне и разреши от всех них, ибо Ты благ и человеколюбив. Аминь!»

Католическая молитва богу о прощении грехов

Для сравнения представим еще один текст из западной традиции. Это также молитва Господу о прощении грехов, но уже не из вечернего правила, а из мессы.

«Исповедую перед Богом всемогущим… что я много согрешил мыслью, словом, делом и невыполнением долга… Моя вина». Последние два слова повторяются трижды с ударами себя в грудь. Далее следует просьба о ходатайстве: «Поэтому умоляю Деву Марию, всех ангелов, святых и вас, братья и сестры, чтобы вы молились обо мне Господу Богу нашему».

Единственное значимое отличие при этом от православного аналога – отсутствие перечня грехов. В этом католикам предоставлена возможность самостоятельного наполнения содержания.

Преимущества вечернего исповедания

Как уже было сказано, у православной молитвы, как в данном случае и у католической, существует мощный потенциал для благотворного влияния на личность и ее нравственного совершенствования. Достигается это путем анализа своего поведения, а также слов и мыслей за прошедший день. Молитва – своего рода работа над ошибками, которая позволяет в следующий раз при аналогичной ситуации вести себя более корректно и осмысленно.

Регулярная практика вечерней исповеди позволяет также выявить моменты, с которыми у человека особые проблемы и трудности. Работе с ними стоит уделить больше внимания и усердия.

Таким образом, человек имеет возможность постепенно развиваться, приближаясь к заданному идеалу. В православии он представлен образом евангельского Христа.

Спорные моменты

Недостатки именно православного варианта исповеди лежат на поверхности и заключаются в нормированном списке прегрешений. Данная молитва о прощении грехов во всех изданиях печатается с одним и тем же перечнем религиозных преступлений. При этом читать ее в таком виде вменяется всем в обязательном порядке, даже если ни одного греха из этого списка человек за день не совершил.

Такого рода номинальная исповедь в несовершенных грехах делает саму практику исповеди простой вычиткой текста, не более. Ведь если это несовершенные грехи, то текст не способен привести личность к реальному сожалению о них, а следовательно, нет анализа и волеизъявления измениться к лучшему. В итоге нет прогресса, есть только ежедневное чтение одного и того же текста проступков, которые не имеют к реальной духовной жизни человека никакого отношения.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here