Казанская пензенская икона богородицы молитва

Чудотворные слова: казанская пензенская икона богородицы молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Празднование иконе Божией Матери «Казанская-Пензенская»

4 / 17 августа Русская Православная Церковь установила празднование в честь иконы Божией Матери «Казанская-Пензенская». Этот список с чудотворного Казанского образа подарили Пензе во время основания города. Позже он и сам стал чудотворным и спас город от набега степных орд.

Списки с одной из самых почитаемых икон Богородицы – Казанской – становились чудотворными и, как пишут составители житий, «покрывали Россию Небесным покровом», защищая страну от внешних врагов.

Легенда гласит, что Казанская икона появилась в Казани в XVI веке после взятия города русскими. Приснившись маленькой девочке, Богородица поведала, где закопана икона, и на том месте, куда указала девочка, образ и обрели.

Почти сразу о нем пошла слава как о чудотворном, сообщает Патриарх Гермоген: при перенесении с места явления в храм исцелились двое слепых. После этого с иконы сделали список и отправили его в Москву царю Иоанну IV Грозному. Икона, как пишут поздние летописные источники, сыграла важную роль в преодолении невзгод Смутного времени. Считается, что именно с ее помощью удалось отбить у поляков Москву.

Особенно почитали икону во времена правления царя Алексея Михайловича. Он повелел праздновать день иконы «во всех городах по вся годы». В это же время создавались и многочисленные списки, в честь Богородицы возводились храмы и монастыри.

Список, отправленный в Пензу, был написан в 1663 году. По задумке царя образ должен был защищать рубежи государства от кочевников. Это было символичное благословение русских поселенцев, живших в крепостях на границах страны. Вдоль границы леса и степи Русь защищали насыпные валы, сторожевые крепости и засечные укрепления. Так появился и город Пенза. Жители городов на засечной черте несли миссию дозорных, они должны были сообщать соседним городам об опасности при появлении врагов из степи.

А опасаться русским было кого. Территория между Русью и Крымским ханством, возникшим после распада Золотой Орды, представляла собой на тот момент огромное дикое поле. Татары совершали набеги, стараясь растянуть оборону русских и отвлекая внимание от направления основного удара. Как писал француз Боплан, лично наблюдая набеги татар, их отряды «рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие огни; потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец, коз». Пленников в дальнейшем продавали в Османскую империю как рабов. Число людей, угнанных в рабство за XIV–XVII века, по некоторым оценкам, составило около трех миллионов.

С южных рубежей на Русь постоянно нападали ногайцы. Когда-то этот кочевой народ имел свою собственную Орду – Ногайскую, позже они приняли юрисдикцию Османской империи. Как и другие кочевники, они творили большие беды. Оборонительные сооружения, возводимые царями, тем же Алексеем Михайловичем, защищали от врага, но народ верил, что самая надежная защита может быть дарована только милостью Богоматери.

Как пишет протоиерей Яков Бурлуцкий, «для принятия от царя святой Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей городов Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со святой Иконой толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее, и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла святую Икону в пензенскую соборную церковь».

Считается, что первым чудом, явленным этим образом в Пензе, было спасение крепости во время так называемого Кубанского погрома в 1717 году. Тогда ногайские татары, скооперировавшись с черкесами, адыгами и другими народами (и даже, если верить историческим свидетельствам, с казаками-старообрядцами), уничтожили несколько городов и сел в окрестностях Пензы, но саму крепость взять не смогли.

Накануне нападения на город люди собрались в соборной церкви просить Богородицу о заступничестве. Они молились всю ночь, а под утро начался штурм. Тогда народ взял икону и вынес ее на площадь, к главным воротам. Вдруг, как гласит предание, лик Богоматери потемнел, словно уголь, а на ее глазах выступили слезы. Через некоторое время лик вновь посветлел, а ногайцы бежали прочь от города.

«Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечом, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали», – пишет Яков Бурлуцкий.

Впоследствии чудотворный образ не раз выручал жителей города, у этой иконы молились во время злодейств армии Пугачева. Совершались при иконе и чудеса исцеления. Как пишет церковный исследователь Евгений Поселянин, благодаря этому образ получил широкую известность не только в Пензе, но и по всей России. К иконе приезжали молиться императоры, перед ней просили милости у Бога многие поколения горожан.

В советские богоборческие годы с иконы исчез богатый оклад, а саму ее переносили после закрытия собора, в котором она хранилась, в другие церкви. Вскоре в Пензе осталась единственная действующая церковь – Митрофановская. Хотели закрыть и ее. Новыми хозяевами стали военные. При разборке иконостаса рабочие заметили, что утром икона возвращается на прежнее место. Увидев в этом знак свыше, руководство решило отказаться от помещения храма и вернуло его общине. Там икона находится и по сей день. В 2004 году указом Патриарха Алексия по многим чудесам, у иконы совершенным, было установлено общецерковное почитание этого списка.

З аступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

П ритецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

В еличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Казанская-Пензенская»

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Интересные факты

По указу для Приказа

103 года Доходному дому

Возвращение Лавре монастырских зданий

Освящение надвратной Церкви после пожара

Визит Петра I

Паломникам

Телефон для справок по общим вопросам:

+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)

Телефоны для заказа экскурсий:

+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

© 2000-2017 Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Пензенская-Казанская икона Божией Матери

Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.

Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».

Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.

Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.

Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.

Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.

Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».

Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.

Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.

В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.

Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.

В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»

Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.

В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.

С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.

..1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.

16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.

В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим (Домнин).

Историческая справка

Пензенская епархия, основанная в 1799 г., с 2012 г. входит в состав Пензенской митрополии. Границы епархии включают в себя города Пензу, Заречный и семь районов Пензенской области: Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский, Шемышейский.

Управляющий Пензенской епархией — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин Сергий Викторович), глава Пензенской митрополии, настоятель-священноархимандрит Пензенского Спасо-Преображенского и Нижнеломовского Казанского мужских монастырей, ректор Пензенской духовной семинарии.

Все права защищены 2017. Пензенская Епархия.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here