Конспект урока музыки перезвоны молитва

Чудотворные слова: конспект урока музыки перезвоны молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва

образовательная – знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;

развивающая – совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитательная – прививать любовь и уважение к искусству.

Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».

2.Повторение пройденного материала.

3.Знакомство с новой темой.

6.Продолжение знакомства с новой темой.

Задание: о чем поет? В каких грехах раскаивается он перед Богом?

8.Итоги урока. Выставление оценок.

В. Гаврилин «Перезвоны»

«Осень» В. Гаврилин.

Б. Окуджава «Молитва»

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.

Познакомимся с «Перезвонами» (слайд 4). «Перезвоны» – это хоровая симфония – действо, написанная для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных инструментов и чтеца. Вершина творчества В. Гаврилина (слайды 5,6,7). Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы Она складывается из самых разных номеров – массовых народных сцен, монологов, колоритных зарисовок народной жизни. Симфония имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору (слайд 8). Корни искусства В. Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.

Вспомним лесенку (стаккато, легато).

Я сыграю вам фрагмент песни, угадайте, что это за песня (звучит фрагмент).

Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садимся на место).

В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде. Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. (слайд 2) Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как «Скоморохи», «Свадьба». Так же писал музыку к кинофильмам (слайд3).

(разучивание 1го куплета по фразам, отдельно мальчики, отдельно девочки, все вместе)

Я работаю в средней общеобразовательной школе учителем музыки и ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими образцами классической.

Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями

Цель: ознакомление с произведением А. Баркова «Березкины слезы». Закрепление знаний о жанрах русской народной песни, введение школьников.

Обучать навыкам исполнения русской народной музыки используя музыкальные инструменты деревянные ложки, трещотки, рубель, колокольчики.

Обеспечить усвоение учащимися знаний о духовной музыке, сообщить учащимся начальные сведения о разновидностях духовной музыки и ее.

Существующие государственные программы и учебные пособия по музыке обращены, прежде всего, к русским школам России, с достаточно.

Боге. Не случайно они дошли до нас, дабы и мы нашли свой путь к Богу через свою молитву. Существуют разные молитвы: молитва-прошение.

Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем.

Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он “вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой.

Волк и козлята” и бурятской народной сказки “Глупый волк”. Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и бурятской.

Конспект урока музыки перезвоны молитва

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Технологическая карта урока музыки для 6 класса на тему: «Перезвоны. Молитва»

Комментарии

Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1

Учредитель: Воробьев Сергей Александрович

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.

Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.

План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме:

конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой – Критской 6 класс

конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс.

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

  • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
  • осмысление интонационного богатства народной музыки;
  • дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса.
  • «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
  • «Ерунда» В.Гаврилина.
  • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
  • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
  • «Молитва» Б.Окуджавы.
  • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
  1. Организация детей на работу.
  2. Распевка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым материалом.

1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.

-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

– Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)

В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

5. Обобщение учителем.

6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

– К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

– Какие чувства испытывает человек во время молитвы?

(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )

7. Обобщение учителем.

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .

9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

– Охарактеризуйте эту молитву.

– Какая это молитва? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

– Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

2. Обобщение ответов.

4. Оценка работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ИКТ.

Представлен конспект урока по теме “Чувственное познание окружающего мира” по предмету “Информатика и ИКТ” для обучающихся 6 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация “Чувствен.

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так “Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков”. Две команды “Лексис” и “Логос” побывают на О.

Тезисы Урок по теме «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик.

План-конспект разработан для урока географии в 6 классе по теме: “Вулканы, гейзеры и горячие источники”. К конспекту добавленны приложения с дополнительной инцормацией и технологическая карта урока.

Открытый урок по английскому языку по теме “Семейный альбом” в 6 классе. УМК М.З.Биболетова “Enjoy English” 6 класс. Урок – презентация. Цель урока – активизация лексических навыков по теме “Семья”.

Конспект урока по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел” 6 класс ВиленкинПрезентация к указанному урокуРаздаточный материал.

6 класс "Перезвоны" по прочтении В.Шукшина

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Вход в класс учащихся

Учитель: – Здравствуйте, ребята.

-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образами русской народной и духовной музыки.

На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

Учитель: -Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?

Ученики:Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Учитель:– Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

Жарны православной духовной музыки :

всенощная литургия эти жанры првлекали многих композиторов.

-М.С. Березовский « Не отважи меня во старости»

-современный композитор Валерий Григорьевич Кикта симфония « Фрески Софии Киевской»

Учитель: И так откроем тетради и вспомним тему прошлого урока «Фрески Софии Киевской»

Фрески Софии Киевской» необычная симфония.Это большая инструментальная былина в которой повествует

Фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

1. мелодические попевки скрипок, тремоло создает трепетное зыбкое звучание

2. нисходящие интонации арфы звучат неясно словно мерцающие свечи.

Так композитор изображает загадочных,утонченных дочерей Ярослава Мудрого будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии.

Фреска «Музыкант» –одна из самых трагичных драматических частей симфонии

1 Композитор использует тембр солирующего альта который имитирует звучание древнего инструмента -гудка,предка современной скрипки.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с современным композитором Валерием Александровичем Гаврилиным. Он написал симфония -действо «Перезвоны» для солистов,хора и ударных.Она имеет подзаголовок « По прочтении В.Шукшина.

Перезвоны -это размышление композитора о любви к человеку,к родной земле,о том чему посвятил свое творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»

Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежд.

В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке.

Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную комическую и трагическую стороны народной жизни.

Это сочинение диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых и самых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость грех и раскаяние.

Основным принципом ракскрытия образов симфонии действа «Перезвоны» является принцип контрастного сопоставления.

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем одну из частей и ответим на вопросы:

(Молитва -это обращение верующего к богу )

Учитель (в) Кто является исполнителем ?

Ученики: ( исполнял хор а капелла, ударные инструменты,(оркестровые колокола ),чтец,солист.)

Отрешенность от бренного мира,

Учитель: Каков характер этого произведения ?

Учитель: В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями с просьбой поддержать в трудные минуты жизни,помочь найти правильное решение.

В жанре молитвы сочиняют свои произведения поэты и композиторы.

Например « Детский альбом « П.Чайковского есть две пьесы -молитвы:

В хоровой симфонии-действо «Перезвоны» композитора Гаврилина.Повествуется о том,что умирающий человек в прошлом разбойник,завершая свой жизненный путь смиренно обращается к богу с раскаянием и благодарностью.Звучание мужского хора и колокольный звон,сопровождающий речетатив -монолог солиста создают ощущение присутствия в храме.

К жанру молитвы в своем творчестве обращался и знамениты й поэт и бард Булат Окуджава.

Разучивание песни : Россия А.Ермолова

Скакими произведениями музыки мы свами познакомились?

Какое произведение вам понравилось больше всего?

В чем вы испытывали затруднение.

До свиданья дети.( муз.прощание)

Рекомендуем

Лучшие сайты

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

‘ Перезвон. Молитва. ‘ 6 класс по музыке

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;

осмысление интонационного богатства народной музыки;

дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

развитие музыкального и эстетического вкуса.

«Смерть разбойника» В.Гаврилин «Перезвон»

Частушки «Весело нам на душе» В.Гаврилин «Перезвон»

«Вечерняя музыка» В.Гаврилин «Перезвон»

Времена года «Осень» на стихи Есенина

1.В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде.(слайд с фотографией композитора) Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как например ПЕРЕЗВОН.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

(слайд с изображением В Шукшина).

«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Говоря о «Перезвонах» Гаврилин писал: «Мне хочется раскрыть слушателям сокровищницу житейской мудрости, заключенной в произведениях народного творчества, привлечь внимание к таким важным моральным категориям, как верность, долг, совесть, честность, неподкупность… Верю, что о самом сложном и серьезном можно говорить просто и понятно, без упрощений». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору. Корни искусства В. Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.

В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звучание колокола – это, прежде всего, сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. Большую роль играет колокол и в церковной обрядовости. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом – трезвоном.Слушаем трезвон, перезвон, колокольный набат(слайд с изображением колоколов)

Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника или Молитва» В.Гаврилина.

Задание: определить характер, какие жизненные картины возникают при слушании?

Задание: какие образы рисует музыка В. Гаврилина??

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

-Можно ли это произведение считать молитвой? Да.

– Чего боялся разбойник после смерти? Попасть во тьму. В никуда.

Прослушать Частушки «Весело нам на душе»

Динамика? Какие виды инструментов играют главную роль в произведении? Исполнение? Стиль? Что необычного вы услышали в произведении для себя?

Продолжаем слушать произведения из хоровой симфонии «Перезвон»

Знакомимся с «Вечерней музыкой» (слайды).

Обсуждения. Впечатления. Образ природы. Как творчество Шукшина повлияло на создание этого произведения? И т. Д.

Продолжаем знакомиться с творчеством композитора.

О чем песня? Что пытается донести до слушателей композитор?

Слушаем Времена года «Осень» на стихи Есенина

Романс. Стиль исполнения? О чём произведение? Почему именно на стихи Есенина? Чем близко В. Гаврилину творчество Есенина? Что их объединяет в творчестве?

А сейчас немножко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.

Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз.

Продолжаем под музыку (видео-физминутка с инфоурока)

К жанру молитвы в своем творчестве обращается также знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.

А сейчас мы послушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы «МОЛИТВА» Свои песни он исполнял под гитару.

Скажите о чем эта песня . Сравните с молитвой ГАВРИЛИНА. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?

– Охарактеризуйте эту молитву.

– Какая это молитва? Почему она так называется?

– За кого просит автор в этом произведении?

-Можно сказать, что человек перенёс тяготы судьбы и не желает другим людям страданий и мучений?

-Кем является Булат Окуджава?

На полях запишите музыкальные термины:

Хор, солист, контраст-сопоставление, мелодичность, выразительность, изобразительность.

Нарисуйте солнце. На лучах напишите те произведения, которые мы сегодня с вами прослушали и проанализировали:

2. ЧАСТУШКИ ВЕСЕЛО НАМ

3. ГАВРИЛИН ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА

5. ОКУДЖАВА МОЛИТВА

В середине круга напишите, что эти произведения объединяет, что у них общего? Как эти произведения между собой перезваниваются?

(любовь к Родине, к матери, человека к ближнему своему, к природе, любовь и преданность Отчизне, совесть и душа человека, откровение, покаяние)

Сегодня на уроке, мы познакомились с творчеством композитора Валерия Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песней-молитвой Б. Окуджавы, прослушали Времена года «Осень» на стихи Есенина

Подведение итога урока

Было ли вам интересно на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

Какие образы рисует музыка Гаврилина?

Что роднит эти образы между собой?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Подведение итога урока.

– Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

Оценка работы детей.

Организованное окончание урока.

если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Оценка 4.6 проголосовавших: 100
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here