Чудотворные слова: лицемерие и молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Лицемерие и молитва
“И когда молишься, не будь как лицемеры. ”
Продолжая пояснять Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.” (Матф.6:5). Как нужно понимать эти слова Спасителя?
Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте “в синагогах и на углах улиц”, на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв.
Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей.
Вот такого рода творение молитвы, сделанное не искренне, а для самопрославления и похвал, беспощадно порицал Иисус Христос. А книжников и фарисеев за их показную набожность, за их ложное благочестие Спаситель осуждающе называл лицемерами.
Как видим, в данном конкретном случае Иисус Христос осуждал не коллективное моление, не молитвы в публичных местах, произведенные на глазах других людей, а лицемерное творение молитвы, осуществляемое “чтобы показаться перед людьми”. То есть Спаситель осуждал человека, объятого гордыней и славолюбием, который специально показывался перед людьми (приходил в многолюдные места) и там творил (совершал) свою молитву не искренне, а напоказ, ради получения прославления и похвал.
Таких людей Иисус Христос назвал лицемерами потому, что они совершали молитву не для обращения к Богу, а ради того, чтобы привлечь к себе внимание посторонних людей и чтобы достичь восхвалений.
Такие люди во время своей показной молитвы не думали о Боге, а старались выглядеть благочестивыми, набожными людьми, лицемерно спекулируя религиозными чувствами толпы. Не искреннее совершение молитвы, сделанное специально в многолюдных местах, демонстративно, напоказ, использование творения молитв для самопрославления и приобретения похвал, показная набожность и ложное благочестие – все это является проявлением таких греховных чувств как гордыня, славолюбие, тщеславие и высокомерие.
За грех гордыни, за лицемерное совершение (актерское исполнение) и кощунственное использование молитв, за спекуляцию религиозными чувствами и надругательство над ними, лицемеры – книжники и фарисеи – “уже получают награду свою” – говорит Иисус Христос. В данном случае под наградой нужно понимать справедливое наказание лицемеров за их греховные поступки. Об этом ясно сказано в Библии такими словами: “какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2). В другом месте Библии говорится о справедливом воздаянии за дела людей: “воздам каждому из вас по делам вашим” (Откр.2:23).
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что разбираемые слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. “И когда молишься (то есть через молитву обращаешься к Богу), не будь как лицемеры (люди, проявляемые не искрение чувства), которые любят в синагогах и на углах улиц (то есть в многолюдных местах), останавливаясь, молиться (совершать молитву), чтобы показаться перед людьми (то есть делать молитву не искренне, а напоказ, не для искреннего обращения к Богу, а для того, чтобы показаться перед окружающими людьми молящимся и набожным человеком и таким способом добиться похвал и прославления). Истинно (то есть правдиво, честно) говорю вам, что они (то есть лицемеры) уже получают награду свою (то есть эти люди получают карающее справедливое воздаяние от Бога за свои лицемерные, кощунственные поступки).
Как видим, в проанализированных словах Иисуса Христа осуждается не обстановка, в которой производится молитвотворение (не многолюдные места, в которых человек совершает молитву), а тщеславие и гордыня, то есть греховные намерения и цели, ради которых человек пытается предстать перед окружающими его людьми в виде набожного человека, для того чтобы привлечь к себе внимание окружающих. И хотя бы за ложное благочестие добиться от людей прославления и похвал.
Из разбираемых слов Иисуса Христа можно сделать выводы о том, что Спаситель советует человеку, совершающему молитву в многолюдных местах (например во время молитвы в храме) молиться следующим образом.
- Не обращать на себя внимания окружающих людей и молится скромно. Не допускать при совершении молитв позерства, то есть не молиться с элементами актерства и наигранности. Иными словами молиться так, чтобы не “показываться перед людьми”. То есть стараться остаться незамеченным. Не привлекать к себе внимание остальных людей. Во внешних действиях проявлять скромность, как в уединении, так и во время молитвы в общественных местах. А также проявлять доброжелательность и терпимость к окружающим тебя людям. Не допускать театральных жестов, вычурных поз и высокомерия.
- Молиться нужно без лицемерия. То есть молитву нельзя использовать с лицемерными целями для достижения показной набожности. Молитва не инструмент для приобретения похвал и прославлений. Нельзя спекулировать на религиозных чувствах окружающих людей для достижения ложного благочестия. Это грех, за который последует Божья кара.
- Молитва должна быть искренней. То есть во время совершения молитвы, как в уединенных, так и в общественных местах, нужно произносить свою молитву, полностью сосредотачивая все свои мысли на Боге, не отвлекая своё внимание на окружающих людей, и обстановку. И если человек во время молитвы, направляющий свое внимание на Бога, молится усердно и искренне, то он может даже не замечать окружающих его людей.
И таким образом, даже во время общественного богослужения в своих мыслях оставаться наедине с Богом. Только чистосердечная молитва устанавливает прямую связь между душой молящегося человека и Богом. Только искренняя молитва укрепляет душу, очищает помыслы и дает человеку новые силы для жизни.
Новости Благочиния
Евангельский и святоотеческий взгляд на лицемерие
Лицемерие – одно из самых опасных страстей. Выявить его внутри себя очень сложно. Чтобы бороться с этим пороком, необходимо понимать его суть. Святые отцы и учителя Церкви – преподобный Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, святой Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, святитель Игнатий Брянчанинов – много писали о лицемерии как о пороке.
Но для начала посмотрим, как определяется слово «лицемерие» в общедоступных словарях.
В словаре Владимира Даля: «Лицемерить, принимать на себя личину, быть двуличным, действовать притворно, обманывать внешностью, прикидываться смиренным, ханжить, льстить кому из своих видов. Лицемерный поступок притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели».
В Словаре по этике: «Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступком (совершаемых ради эгоистических интересов, по низменным мотивам, приписывается псевдоморальный смысл).
В Библейской энциклопедии: «Лицемерие (Мф. VII. 5) – грех против второй заповеди, состоящий в том, когда наружные дела благочестия, как например, пост и строгое соблюдение обрядов употребляются для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении своего сердца».
В этих определениях лицемерие определяется как порок.
Первая реакция на лицемерие – негативна, и это понятно. Лицемерие – всегда ложь. Наоборот, реакция на искренность всегда положительна и одобряема. Но на самом деле бывает ложь во благо и редко, но бывает, – искренность во зло. Всё зависит от того, ради чего совершается тот или иной поступок.
Порочные цели лицемерия: жажда приобретения мирских ценностей, уважения, власти. Желание выглядеть лучше, чем ты думаешь о себе сам.
Добрые цели лицемерия: выход из конфликтных ситуаций, желание выглядеть хуже, чем ты думаешь о себе, воспитательные цели, выработка добродетельных привычек путем подражания. Эти цели становятся добродетельными, если ставятся человеком ради Христа.
Рассмотрим лицемерие как порок. О том, какое важное значение для духовного восхождения человека имеет борьба с грехом лицемерия, часто говорится в Евангелии. Господь предупреждает об опасности этого порока. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лука, 12:1-2), «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко мне люди сии устами своими и чтут меня языком: сердце их же далеко отстоит от меня»». (Матф. 15:7-8). Так же Иисус Христос предупреждает о будущих лицемерах: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос “, и многих прельстят. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Матф. 24:5, 23-24) То есть лицемерие есть несоответствие внешних проявлений глубинным (духовным) устремлениям человека.
Лицемерить возможно перед другими людьми, перед собой, но нельзя лицемерить перед Богом. Это невозможно. Показывая пример того, как не заразиться этой болезнью, Господь не разрешал рассказывать о совершенных Им исцелениях. Он говорил, что правильная молитва не должна быть напоказ. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф. 6: 5-8) Апостол Павел говорил о том же. «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом» (Рим.14.22). Господь советует не лицемерить даже перед самим собой. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). Также апостол Павел в послании к Галатам: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3).
Господь советует остерегаться лицемеров: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Матф. 7:15)
Когда Господь говорит о детях и младенцах, Он ставит в пример нам, взрослым («мудрым и разумным»), их простоту и искренность: «…и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф. 18:3-5). «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:13-15).
Лицемерам есть с кого брать пример. Главный лицемер, лицедей и лгун есть сатана. Это он доказал, когда прельстил Еву. Этим он занимается и сейчас. Иуда тоже показал пример лицемерия и лжи, когда своим поцелуем предавал Христа. В Евангелии сатану называют лукавым, но порок лукавства и есть лицемерие.
Порок лицемерия это жизнь по плоти. Когда человек живет по плоти, то не лицемерить невозможно. То, что в миру считается успехом (мудрость, богатство, сила) и ради чего лицемерят, у Духа Божия считается порочным. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы…»
«И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». (1Кор., I, 28) «Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор., IV, 13)
Апостол Павел предостерегал братию от лицемеров, которые «и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 18) .
В Евангелие все время говорится о нелицемерной любви, нелицемерной вере, нелицемерном братолюбии: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9). «Но во всем являем себя…в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2-е Кор. 6:4,6), «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петра 1:22).
Святые Отцы тоже выделяли порок лицемерия среди других пороков. Особую опасность лицемерия среди других пороков человека отмечал святой Григорий Нисский в своем труде «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве добродетели». Как об одном из видов лицемерия он пишет о высокомерии, то есть о пороке высокого мнения о себе, в отличие от смирения и нищенства духа. В его труде об этом сказано: «… врагу, столь искусному на выдумки против, приходит на ум грех иного рода, Который и сегодня можно увидеть во многих людях. Некоторые из тех, кто мудрой жизнью смирил пристрастия к вожделениям, начинают домогаться священства, своей чисто человеческой зависимостью и самочинным рвением оскорбляя замысел Божий (Числ. 16:1-3)…они решили, что они сами по себе сильнее ядовитых укусов, и вместо пристрастия к вожделениям в них вошла болезнь высокомерия… Не без основания можно утверждать, что высокомерие уводит человека на «высоту» пропасти… невозможно отвергнуть такое определение: высокомерие есть глубочайшее падение… И если ты превозмог удовольствия, то это еще не значит, что ты не подвержен страсти другого рода… Пал и тот, кто поскользнулся на глади удовольствия, и тот, кто споткнулся о подножку высокомерия».
Предупреждает об опасности лицемерия преподобный Симеон Новый Богослов: «Как можно, чтоб восскорбел когда-нибудь и поплакал пред Богом о душе своей тот, кто ищет первенства и домогается впереди всех стоять в церкви и выше всех восседать на трапезе, и из-за этого всегда воюет и печалится? Равно и тот, кто, придумывая извинения себе во грехах, уверяет, что он слаб и немощен, тогда как здоров и крепок и молод, и, сравнивая себя в церкви с теми, которые много потрудились и много лет провели в подвижничестве, говорит: чем я ниже такого-то и такого-то, что тот опирается (на посох), или приседает на стасидии. Как может таковый познать немощь души своей, чтоб восстенать о том из глубины сердца, прийти в умиление и пролить из очей своих слезы?» Далее он пишет о том, что невозможно достичь чего-либо в духовном делании, всё время сравнивая себя со своими братьями и обращая внимание на свои достоинства. Такие благодатные состояния, как умиление, сердечное сокрушение, сердечный плач не могут приходить к человеку, имеющему лицемерные и тщеславные мысли и поступки.
Рассуждение о лицемерии находим и у преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в его «Лествице»: «Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казнь и клятва». И добавляет о тщеславии, определяя его как нечестивое возношение. «Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас». Тщеславиться можно перед другими людьми и перед самим собой. Святой Иоанн описывает опасность тщеславия перед собой. «Всем без различия сияет солнце; от тщеславия радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх». И дает лекарства против этой болезни. Он пишет, что истребить тщеславие можно хранением уст и принятием бесчестия, уничижением себя перед людьми без всякой скорби, бегством от всякой славы, постоянной памятью о святом страхе и трепете, с которым необходимо предстоять в молитве Богу, смертной памятью. Он советует хотя бы бояться стыда, следующего за тщеславием.
Святой Иоанн выделил лицемерие среди других страстей: «Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовию – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростию – хитрость, с кротостию – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию – возношение, с надеждою – ослабление, с любовию – опять осуждение ближнего, с безмолвием – уныние и леность, с чистотою – чувство огорчения, с смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий, или, вернее сказать, отрава». При работе над искоренением страстей святой Иоанн так предупреждает о действии лицемерия: «Некоторые, не знаю почему, (ибо я не научился своим мнением любопытствовать и испытывать о дарованиях Божиих), так сказать, по природе наклонны к воздержанности, или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же самая почти природа сопротивляется сим добрым качествам, но они насильно принуждают себя к оным; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похваляю больше первых».
Очень много внимания борьбе с этим пороком уделял в своих работах святитель Игнатий Брянчанинов: «Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего». У святителя есть отдельная работа, посвященная этой теме: «Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства». Заглядывая в сердцевину этого греха, он писал: «Лицемерие постоянно и везде находится рядом с подвижником при его аскетических подвигах. Например: «Оно соприсутствует подвижнику при его посте, при его молитве, при его милостыне, при его бдениях, при его коленопреклонениях, стараясь восхитить жертву, приносимую Богу, и, осквернив ее человекоугодием, соделать непотребною. Оно преследует раба Христова в уединении келии его, в его затворе; не имея возможности доставить подвижнику душепагубную похвалу от посторонних зрителей, приносит ему похвалу в помыслах, рисует и изображает обольстительно в воображении славу человеческую…»
Так же определял лицемерие в беседе о посте святой Василий Великий. Он указывал на то, что при посте лицемер как бы надевает на себя маску помрачения и закрывается ложью как завесою. Лицемер иное носит в сердце, а иное показывает людям. «Поэтому не помрачай лица. Каков ты сам в себе, таким и кажись. Что делается напоказ, то не приносит плода. Потому со светлым лицом притекай к дару поста».
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добродетели и пороки» с помощью лицемерия Иванушка-дурачок пытается примирить добродетели и пороки: «— Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажали, другим вольный ход дали — колесики-то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь. А вы вот что̀ сделайте: обратитесь к первоначальному источнику — может быть, на чем-нибудь и сойдетесь! …Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Лицемерие. Вот это-то среднее существо, глаза долу опускающее, но и из-под закрытых век блудливо окрест высматривающее, и выбрали Добродетели, чтоб войти в переговоры с Пороками, и такой общий modus vivendi1 изобрести, при котором и тем и другим было бы жить вольготно… И не успели Добродетели опомниться, как у Лицемерия уж и глазки опущены, и руки на груди сложены, и румянчик на щечках играет. девица, да и шабаш! …Но как ни весело жили Пороки, как ни опытны они были но всяких канальских делах, а увидевши Лицемерие, и они ахнули. С виду – ни дать, ни взять, сущая девица; но точно ли сущая – этого и сам черт не разберет. Даже Отец Лжи, который думал, что нет в мире той подлости, которой бы он не произошел, – и тот глаза вытаращил».
В конце статьи приведу отрывки из беседы с учениками 6 класса общеобразовательной школы:
Я: Лицемерие – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в способности человека притворяться, прикидываться добрым, порядочным, доверчивым, и вообще нравственно-положительным человеком. То есть я показываю не то, что внутри меня, и делаю это для определенной цели, чтобы показаться (как вы и говорите) «крутым», смелым и т.д. Скажите, когда мы стараемся хорошо и красиво одеться, это лицемерие или нет?
Я: Да, мы об этом говорили. Так для каких целей это желание является лицемерием, а для каких нет?
Ученик: Пойти на день рождения, или в школу, или на праздники нарядно одетым: это не лицемерие.
Я: Для чего на празднике нужно выглядеть красивым?
Ученик: Если человек хочет похвастаться перед другими, и для этого одевается красиво, то это плохо.
Я: Не важно, куда человек идет. А покрасоваться можно и на празднике, и в школе, и где угодно. А в каких случаях, мы, одеваясь хорошо, поступаем правильно? Для чего мы на праздник одеваемся как-то особенно?
Ученик: Чтобы выглядеть так же, как все, по-праздничному.
Я: Это важно и правильно. На празднике у меня должно быть хорошее настроение, он на то и праздник. И я хочу поделиться этим настроением с другими. Каким образом? Я могу вспомнить для друзей какие-то интересные и смешные случаи, порадовать их праздничным столом. Чем мы еще можем порадовать? Своей необычной красивой одеждой. Цель какая? Самому порадоваться и этой радостью поделиться с другими. Это достойная цель, для того, чтобы одеться красиво.
Вспомните, где вы в жизни встречались с лицемерием, и где вы сами лицемерили? Про себя я могу сказать…а как вы думаете, сейчас я лицемерю?
Я: А почему вы так уверены? Для чего я сейчас с вами беседую? У меня могут быть разные причины. Например, хочу, чтобы вы в жизни что-то поняли. А может, я хочу просто перед вами покрасоваться, может такое быть?
Я: Вот такой я умный, может такое быть? Я сам себя спрашиваю, для чего я сюда пришел и что-то вам говорю. Вообще, полезно в жизни задавать себе вопрос, если я что-то делаю, то для чего? Где вы видели лицемерие?
Ученик: Я видел мужчину, на нем весели побрякушки, кольцо в носу. Наверное, он байкер крутой.
Я: А в чем лицемерие? Может, он и был байкер?
Ученик: На дороге водитель дорогой иномарки ведет себя нагло по отношению к водителю простой машины.
Ученик: У меня знакомая, она очень любит хвастаться.
Я: А что значит хвастаться? Для чего она это делает?
Ученик: Показать себя не такой, какая она есть на самом деле. Показать, какая она богатая.
Я: А на самом деле родители богатые. Кто наберется смелости и скажет: я в такой-то ситуации слицемерил? Есть такие смельчаки в классе?
Георгий Минц, студент высших Богословских курсов Московской Духовной Академии