Молитва анатолию оптинскому старшему

Чудотворные слова: молитва анатолию оптинскому старшему в полном описании из всех найденных нами источников.

Икона преподобного Анатолия Оптинского, Старшего.

Краткое житие преподобного Анатолия Оптинского (Зерцалова).

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II.

Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину?

Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

После окончания семинарии юноше предлагали несколько священнических мест, но Господь судил ему иной жребий. А пока он жил дома, служил в казённой палате, ездил в паломнические путешествия. С сестрой Анной они побывали у преподобного Сергия Радонежского, потом заехали в Хотьково, где им так понравилось, что сестра осталась в этой обители.

Возможно, путь Алексея в Оптину был бы более длинным, но Господь «ими же веси судьбами» этот путь сделал более прямым и быстрым. Алексей заболевает туберкулёзом, в те времена, болезнь эта считалась смертельной. И юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. «Любящему Бога всё поспешествует ко благу», и вот уже Алексея с любовью принимает в 1853 году настоятель и старец Оптиной, преподобный Моисей.

Родители благословили молодого человека на иноческий путь, было ему в то время двадцать девять лет. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Он полюбил его и сам обучал Иисусовой молитве. Молодой послушник уходил далеко в лес и молился там в уединении.

Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, отец Макарий благословил его обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. Духовное созревание происходит по-разному, и Господь сам промышляет о своих избранниках. Только через десять лет, в 1862 году послушник Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже на послушании у преподобного Амвросия. И был одним из самых первых его учеников.

Эти десять лет были очень трудны для молодого послушника. Старец Макарий прозревал дары будущего старца и вёл его тесным путём испытаний и тягот, чтобы закалить подвижника и создать в нём доброе иноческое устроение.

Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келию, он там приберётся, наведёт чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келию, и нужно начинать всё с начала. Он смирялся, не возражал. Брал свои скромные пожитки: иконочки, войлок, книги и переходил на новое место жительство.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что он видел послушников, которые целый день проводили на послушании, в работе, а потом, став на молитву, исполнялись Божественного света. Эти слова сбывались на молодом послушнике. При его слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжёлое послушание на кухне. Эти физические труды были непривычны, а для отдыха оставалось совсем мало времени. Спал он мало, да и то на кухне, прямо на дровах.

Зато в молитве делал успехи, так, что когда обитель посетил преосвященный Игнатий Брянчанинов, пожелавший беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на Алексея, который в то время был иеродьяконом. Игнатий Брянчанинов не мог не выразить своего удивления, что встретил такого молодого и образованного инока, опытного в духовных вопросах. Отец Алексей в простоте душевной передал эти слова преосвященного своему старцу Макарию.

И преподобный Макарий при всех побил молодого инока палкой, приговаривая: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный. из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Со стыдом и болью в сердце пошёл к себе инок. А отец Макарий без него пояснил окружающим: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»

Позднее, возможно, вспоминая и этот случай, преподобный Анатолий напишет о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. Начни так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них–то сокровенна есть милость Божия».

После смерти старца Макария в 1860 году, преподобные Амвросий и Анатолий, потеряв любимого старца и наставника, очень сблизились между собой. Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, ему было сорок шесть лет.

А уже в следующем году он получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. Смиренный отец Анатолий все назначения принимал из послушания любимому старцу, никогда не тщеславился властью, не требовал себе почёта. А в 1874 году, в возрасте пятидесяти лет, за послушание преподобному Амвросию, принял отец Анатолий должность скитоначальника. Он продолжал с почтением относиться к старцу Амвросию и став его прямым начальником. Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним как всегда, из почтения, на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», преподав этим урок смирения и послушания.

По должности духовника, скитоначальника, преподобный Анатолий с любовью заботился о братии, причём, не только об их духовном преуспеянии, но и об их повседневных нуждах. Когда к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, к своему начальнику, как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию. Старец Амвросий в таких случаях всегда спрашивал: «А что сказал Анатолий?» И всегда учитывал мнение отца Анатолия. Таким образом, между двумя старцами царило единодушие и любовь.

Преподобному Анатолию поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием». Когда в Шамордино была устроена церковь, отец Анатолий сам учил сестёр уставу Богослужения, привёз им Типикон, учил сестёр петь, совершать пятисотницу (монашеское молитвенное правило).

Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Мудрое духовное руководство, советы преподобного Анатолия были духовным бисером для жаждущих старческого окормления:

«Видно, что стараешься и желаешь спастись,- только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь».

«Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех».

«. Терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом,- что Господь видит все дела твои, самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною».

«Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он – Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй».

«. Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит».

«Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка. и гадят».

«Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Двадцать один год служил преподобный Анатолий насельницам Шамординской обители. К преподобному Амвросию сёстры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию как к отцу, который знал все их нужды, все скорби и искушения. По благословению отца Амвросия преподобный Анатолий духовно окормлял также монахинь целого ряда епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской. Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, этому он учил и духовных чад.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце. Оттого, по свидетельству врачей у него и началась болезнь сердца, отёк лёгких. Сильно подорвала здоровье отца Анатолия смерть его любимого наставника и сподвижника, преподобного Амвросия в 1891 году, после этого преподобный Анатолий прожил только три года. Тяжело было ему духовное сиротство.

Врачи рекомендовали ему лечиться, советовали прогулки на свежем воздухе. Но ноги старца стали пухнуть, перестали входить в обувь. И прогулки пришлось прекратить. Терпеливо, со смирением переносил старец свою болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принимает схиму, о чём знали только его духовник, отец Геронтий, да несколько близких лиц, и становится схииеромонахом. Всего лишь через три с половиной месяца после этого, 25 января 1894 года, на семьдесят первом году жизни, во время чтения отходной, старец Анатолий тихо почил смертью праведника. До самой смерти не оставлял он Иисусову молитву, то преподавая о ней наставления слабеющим голосом, то шептал её уже немеющими устами. Многие духовные чада старца видели его после его смерти во сне: то утешающим, то исповедающим, то врачующим, и после этих снов чувствовали утешение, отраду, а многие и исцеление от духовных и телесных недугов.

В 1996 году преподобный Анатолий старший (Зерцалов) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Анатолия покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Дни памяти: Январь 25, Октябрь 11 (оптин.)

Другие иконы:

Икона преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

Икона преподобному Иову Игумену и чудотворцу Почаевскому

Икона святой праведной Гликерии, девы Новгородской

Икона Колочская икона Божией Матери

Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость с грошиками

Икона великомученику и целителю Пантелеимону

Икона Божьей Матери, именуемая “Муромской”

Икона Божьей матери именуемой “Умягчение злых сердец” или “Семистрельная”

Икона святому преподобному Мартиниану

Икона преподобному Нилу Сорскому

Икона Преподобному Григорию иконописцу Печорскому

Икона Святителю Мартину Милостивому

Икона святой великомученице Екатерине

Икона Ангелу Хранителю

Православные информеры для сайтов и блогов

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .

Православные акафисты

Изрядному делателю молитвы умныя, богодохновенному учителю монашеских чинов, старцу Анатолию похвальная восписуем. Ты же, отче, настави нас на стези богоугодныя, да в радости зовем ти:

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Мирскаго треволнения избежав, преподобне, Богу посвящен быв от родителей, якоже Самуил. Сего ради юношеское твое благочестие похваляюще, вопием ти:

Радуйся, благочестивое Богу приношение.

Радуйся, боголюбивым родителем твоим похваление.

Радуйся, от юности твоея противу греха подвизавыйся.

Радуйся, в зрелости твоей венцем победы венчавыйся.

Радуйся, молитвами детскими украсивый душу твою.

Радуйся, слезами чистыми оросивый ланиты твоя.

Радуйся, девство соблюл еси, яко зеницу ока.

Радуйся, молитву стяжал еси, яко Херувимския очи.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Яко елень благороден притекл еси на пажить старческаго окормления, выю твою повинув богомудрому старцу Макарию, иже злаком духовных речений тя напита. Ты же благодарно Богу воззвав: Аллилуия.

Иноческим житием вдохновивыйся, богомудре отче, постничество, послушания, труды и бдения строго держа. Сего ради окованный мужеством сосуд души твоея соделал еси. Темже приими похвалы сия:

Радуйся, послушниче прилежный.

Радуйся, иноче благоговейный.

Радуйся, монашескаго чина украшение.

Радуйся, ангельскому ликостоянию соревнователю.

Радуйся, добродетельми яко звездами уяснил еси житие твое.

Радуйся, яко от тмы страстей очистил еси душу твою.

Радуйся, светлая во Христе совесте.

Радуйся, чистое о Бозе сердце.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Иосифом Прекрасным тя святитель Игнатий нарекл есть, отче Анатолие, егда о молитве умней тя вопроси. Ты же ясно учение святоотеческое возвестил еси ему. Темже удививыйся ответу твоему, возопи: Аллилуия.

Смирением яко покровом Божиим тя охраняше богомудрый старец Макарий и противу похвал обличеньми тя наставляше. Ты же укорения от старца яко воду чистительную приимал еси. Сего ради чистоте души твоея дивящеся, сице тебе вопием:

Радуйся, благодушное укоризны терпение.

Радуйся, доблемудрое к трудам понуждение.

Радуйся, от мирских похвал удаление.

Радуйся, нищеты иноческия взыскание.

Радуйся, яко старцу твоему всякий помысл открывал еси.

Радуйся, яко всякую страсть мечем разсуждения заклал еси.

Радуйся, послушанием животворным волю свою умертвивый.

Радуйся, нечувствие яко камень от сердца твоего отваливый.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Умную молитву яко меч обоюдоострый восприял еси, отче Анатолие, якоже в чине пострига монашескаго о сем глаголется, имже посекл еси плевелы страстей и всякое вражие приражение отразив, присно взываяй Богу: Аллилуия.

Со смиренномудрием сочетал еси молитвенное делание, отче мудре, яко против гордых демонов брань подъял еси, в нейже победу законную получил еси. Сего ради песенныя тебе исплетаются венцы:

Радуйся, молитвы столпе.

Радуйся, смирения высото.

Радуйся, гордых демонов попаляяй.

Радуйся, молитвенным бичем их погоняяй.

Радуйся, светлых Ангелов умным созерцанием привлекаяй.

Радуйся, иноческия чины сердечным умилением вдохновляяй.

Радуйся, Иисусову молитву яко дыхание стяжал еси.

Радуйся, ветром Духа Святаго в пристань безстрастия достигл еси.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Оптинских Старцев явился еси достойный приемниче, яко степени добродетелей прошел еси под водительством богомудрых отцев. Сего ради дар сыноположения от Духа Святаго приял еси, Богу отцев наших вопиюще: Аллилуия.

Ввоинился еси в полк Старцев Оптинских, отче Анатолие, бронями благодати обложен и дарами многоразличными окружен Духа Святаго. Сего ради спасаеши от бед к тебе прибегающия и в благодарности зовущия:

Радуйся, равностоятелю отцев Оптинских.

Радуйся, единомысленниче святых Отцев.

Радуйся, церковнаго Предания непоколебимое утверждение.

Радуйся, цевнице благозвучная мудрых изречений.

Радуйся, даров многоразличныя благодати сокровище.

Радуйся, скорый подателю многообразныя помощи.

Радуйся, яко унаследовал еси Амвросиеву любовь богоподражательную.

Радуйся, яко Макариево восприял еси богомудрие.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Образ монашескаго совершенствования явил еси твоей пастве, отче Анатолие, яко на дщице души твоея начертал еси изящныя цветы многих добродетелей, наипаче же молитву непрестанную в сердце стяжав, Богу поющую: Аллилуия.

Терпением стяжал еси душу твою, по слову Христа Господа, в умнем делании пребывая день и нощь, присно взыскуя Господа, и обрел еси вход в клети сердечней в Царствие Божие. Сего ради песнопении тя величаем славословными:

Радуйся, делателю молитвы умно-сердечныя.

Радуйся, хранителю сокровища богодарованнаго.

Радуйся, лествице Ангельскаго восхождения.

Радуйся, мосте преходяй страстей море.

Радуйся, яко благодати причастился еси тамошнего блаженства.

Радуйся, яко на земли живый гражданином был еси будущаго века.

Радуйся, имже восхождение в молитве обретаем.

Радуйся, имже нерадение духовное побеждаем.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Восхождение положил еси отче в сердце твоем, в горнее устремляяся богодарованною твоею молитвою, аможе достигл еси ангелоподобнаго совершенства, с лики бесплотными присно поя Богу: Аллилуия.

Оптинский старец Амвросий, яко виде тя, отче Анатолие, в возраст Христов пришедша, гражданина тя горняго Иерусалима нарекл есть, еще на земли живущаго. Мы же совершенству твоему чудящеся, сице тебе зовем:

Радуйся, земный небожителю.

Радуйся, горняго Иерусалима служителю.

Радуйся, монашествующих богомудрый наставниче.

Радуйся, молитвенником духоносный учителю.

Радуйся, непарительное пребывание в молитве.

Радуйся, созерцательное устроение ума.

Радуйся, чистое зрение невечерняго света.

Радуйся, ясное видение сокровенных таин.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Якоже от корене благаго произрасте близ Оптиной обитель Шамординская, юже насади богомудрый Амвросий, еяже управление духовное тебе поручи, отче Анатолие, да наставиши сестры Богу достойно служити, вопиющия Ему непрестанно: Аллилуия.

Светильник явился еси богозарный, отче Анатолие, световодяй к невечернему дню чада твоя, от нощи неведения избавляяй и от страстей изымаяй, вопиющих тебе сия:

Радуйся, светильник под спудом житейския толстоты несокрытый.

Радуйся, граде на верху горы добродетелей стояй сооруженный.

Радуйся, на тверде умней незаходимое светило.

Радуйся, на высоте духовней разсуждения звездо.

Радуйся, сладким именем Иисусовым питаяй чада твоя.

Радуйся, мечем обоюдоострым слова Божия посецаяй враги твоя.

Радуйся, невестоводец церковный душ Богу посвященных.

Радуйся, обручник монашеских чинов Церкви – Невесте Христовой.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Литургии Божественныя был еси благоговейный служителю, отче Анатолие, яко к Истинней Лозе духом твоим привился еси, темже источил еси яко сладкое вино поучения твоя веселящия сердца, и к трапезе Христовой привлекающия чада твоя, благодарно поющия Богу: Аллилуия.

Ангелов сослужащих тебе Божественную литургию сподобился еси имети, отче Анатолие, егда с праведным Иоанном пастырем Кронштадтским сослужил еси. Сего ради ангелоподобному твоему житию чудящеся, ангелолепную тебе приносим хвалу:

Радуйся, Божественныя чаши умиленный причастниче.

Радуйся, Безкровныя жертвы трепетный совершителю.

Радуйся, небо отверзый молитвами твоими.

Радуйся, яко славословиши и ныне с Ангельскими чинми.

Радуйся, Ангелов яко диаконов имел еси тебе служащими.

Радуйся, Ангелоревностному Иоанну примером быв для подражания.

Радуйся, яко тебе ради тайнам Христовым с трепетом приобщаемся.

Радуйся, яко тебе ради на Литургию яко к Ангельскому служению поспешаем.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Возрастил еси сад в души твоей добродетелей неувядаемых, отче Анатолие, пост и бдение, целомудрие и чистоту, любы евангельскую и молитву духодвижную, за ны Бога умоляющую, еюже и поеши присно: Аллилуия.

Ароматами молитвы твоея богодарованныя присно увеселяеши чад твоих, отче богоносне, еюже и посещаеши и просвещаеши и спасаеши от бед и напастей многоразличных, вопиющих тебе сицевая:

Радуйся, молитвы боговдохновенная цевнице.

Радуйся, органе псалмопения, движимый Духом Святым.

Радуйся, чистоты сердечныя строгое соблюдение.

Радуйся, памяти о Бозе быстрое воспламенение.

Радуйся, от молитвы деятельное рождение любве являеши.

Радуйся, от хранения ума духовный плод созерцания показуеши.

Радуйся, имже пленений ума свобождаемся.

Радуйся, имже непрестанно молитися научаемся.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Оптинскаго старчества светоносное украшение явился еси, отче Анатолие, добродетельми яко звездами просветивый житие твое, имиже твердь души твоея лепотну соделав, Богу украсившему небо звездами взывая: Аллилуия.

Твердь Церковную озарил еси отче сиянием молитвы твоея и якоже солнце богокрасное прогнал еси тьму бесовскую, лучами любве согреваяй чада твоя, демонская попаляяй полчища. Сего ради во свете деяний твоих якоже во дни ходяще сице тебе вопием:

Радуйся, солнцезрачный проповедниче.

Радуйся, молитвы богосиянный светильниче.

Радуйся, теплотою любве согреваяй чада твоя.

Радуйся, светом смирения попаляяй демоны.

Радуйся, во тьме неведения возсиял еси яко разсуждения звездо.

Радуйся, сердце твое явися яко небо невместимое.

Радуйся, сыне невечерняго дне.

Радуйся, трисолнечнаго Божества таинниче.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Чертог узрел еси, отче Анатолие, Христов украшенный, готовый прияти душу твою облеченную в ризу брачную. Темже от одра смертнаго возстал, кресту поклонился еси и руки воздев, возопил еси: о Троице, приими душу мою, Тебе вопиющую: Аллилуия.

Естество понудил еси трудами постническими и вышеестественную светлость и ангелоподобную добродетель стяжал еси, отче Анатолие, ко Господу преставился еси, почестей венец от Него прием. Сего ради мы, чада твоя, словесный венец похвал тебе приносим:

Радуйся, молитвенная похвало оптинскаго старчества.

Радуйся, созерцательная высото труднодостижимая Ангелом.

Радуйся, яко чистоту ума стяжал еси присносиятельную.

Радуйся, яко Троичным Светом озарился еси богозрительно.

Радуйся, огнезрачным Серафимам подобниче.

Радуйся, шестокрылым Херувимам сликовниче.

Радуйся, умныя молитвы тихогласное произведение.

Радуйся, еяже таинственному сердцевращению нас научение.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

О, возлюбленне авво Анатолие, веруем, яко чистою душею совершил еси путь истины правый, и предстоиши ныне пред Господем славы, в вечном свете небесных обителей, в лице Его верных служителей. Темже нас утомленных душевною борьбою, помяни в молитве святей, вопиющих Христу: Аллилуия.

Мирскаго треволнения избежав, преподобне, Богу посвящен быв от родителей, якоже Самуил. Сего ради юношеское твое благочестие похваляюще, вопием ти:

Радуйся, благочестивое Богу приношение.

Радуйся, боголюбивым родителем твоим похваление.

Радуйся, от юности твоея противу греха подвизавыйся.

Радуйся, в зрелости твоей венцем победы венчавыйся.

Радуйся, молитвами детскими украсивый душу твою.

Радуйся, слезами чистыми оросивый ланиты твоя.

Радуйся, девство соблюл еси, яко зеницу ока.

Радуйся, молитву стяжал еси, яко Херувимския очи.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Изрядному делателю молитвы умныя, богодохновенному учителю монашеских чинов, старцу Анатолию похвальная восписуем. Ты же, отче, настави нас на стези богоугодныя, да в радости зовем ти:

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Молитва преподобному Анатолию Оптинскому

О, Преподобне, богомудре и богопросвещенне отче наш Анатолие, старчества Оптинскаго светоносное украшение! Ты первее понудил еси ум твой тесными враты внутрь сердца входити и долготерпеливым подвигом тамо о имени Иисус Христове Царствие Божие искати. Сего ради не по мнозем времени достигл еси пред враты вожделеннаго безстрастия и еще на земли тебе сущу небесный гражданин будущаго блаженнаго Царствия сподобился еси быти. Темже убо, отче приснопамятне, к тебе прибегаем, яко к наставнику искусному и просим и молим: научи ны, чада твоя, сему спасительному деланию еже внутрь сердца своего неотступно пребывати и неленостно Господа Иисуса Христа всем помышлением своим, всею крепостию своею любити и тамо призывати. Сохрани ны невредимы от всех навет вражиих, от всех прелестных сетей диавольских. Подаждь нам разум со смиренномудрием сей подвиг проходити, да не прельстит нас супостат, но да сокрушится его злоба о твердем камени имене Христова, нам же да явится сей камень незыблемо основание здания всех добродетелей.

Ей, отче, подаждь нам, яко учитель учеником, молитву молящимся юже вдохну в тя Дух Святый, да предстательством твоим и мы улучим приснодвижную молитву ко Господу Иисусу Христу. Емуже честь и поклонение и молитвенное славословие возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читать другие акафисты раздела "Православные акафисты"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here