Молитва божьей матери костомаровской

Чудотворные слова: молитва божьей матери костомаровской в полном описании из всех найденных нами источников.

Костомарово. Фотоотчет сестры.

Душа воспрянет и обрящет,

Когда средь мира лжи и тленья

Соприкоснётся с Настоящим,

Тогда растает и заплачет,

И от нездешнего паренья

Забудет все свои удачи,

Оплачет все свои паденья.

И тихо слёзы проливая

О сердце страстном и мятежном,

Она поймёт, что воскрешает

Господь в ней Веру и Надежду.

Вместо запланированного посещения Дивногорья, у меня вышла незапланированная поездка в Костомарово. Впрочем, здесь не менее интересно. В настоящее время настоятельницей Свято-Спасского женского монастыря является матушка Елена (Золотухина), окончившая филфак ВГУ. В свободное время она пишет стихи, один из которых использован в качестве эпиграфа к данной статье.

Дорога от Воронежа до Костомарово заняла примерно три часа. Мы пересекли великий Дон по мосту, что в нескольких километрах от Новогремячьего, и двинулись по трассе.

За окном проносились аллеи цветущих деревьев и бескрайние воронежские дали. Казалось, будто сама природа благословляет в путь. Яркое солнышко светило на безоблачном синем небе и освещало мелькающие за окном холмы и равнины, леса и поля.

В таких поездках понимаешь необъятность нашей страны. Надписи на дорожных указателях менялись по мере продвижения: Рудкино, поворот на Костёнки, Яблочное, Оськино, Новоуспенка, Болдыревка (река Девица), Солдатское, Ездочное (река Потудань), поворот на Терновое.

Постепенно приближаемся к Острогожску, вот уже показался знак, напоминающий про основание города-крепости Острогожск в 1652 году для обороны Сосенской линии от крымских и нагайских набегов.

Пересекаем мост через реку Тихая Сосна и двигаемся через населенные пункты Острогожского, а потом и Каменского района.

Показалась церковь Казанской иконы Божией Матери в Каменке. Это новодел, построенный между 1990 и 1995 годами.

По Каменскому району, проезжая сельские поселения Евдаково и Сончино попадаем в Подгоренский район. Здесь проезжаем Студенок, Юдино, и, наконец, попадаем в само Костомарово. Транспорт оставляем на стоянке, далее дорога пешая.

С первых шагов чувствуется мощная энергетика этого места, которой пропитаны все окрестности (а особенно на вершине горы Голгофы). По левой стороне дороги к монастырскому комплексу находятся различные современные постройки, в том числе трапезная и гостиница для паломников. А по правой стороне полегают меловые склоны, на которых и находятся основные достопримечательности Костомарово.

Пройдя прямо по дороге, упираемся в надпись «Хода нет».

Далее туристам нельзя, там женская обитель, на которую туристам можно взирать только сверху.

Раз прямо нельзя, поворачиваем направо к церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Этот новодел построен в начале 2000 годов.

Здесь же находится церковная лавка, а напротив нее – небольшая звонница.

Поначалу, подойдя к церкви, оказалось, что в ней шел обряд крещения. Детские душераздирающие крики раздавались из-за дверей, образуя настоящий детский хор а-ля а капелла. Позже, зайдя в церковь, я краем уха услышала, что батюшка сегодня окрестил 16 детишек.

А теперь пойдем наверх, к меловым пещерам. Говорят, что монастырь был основан еще в дохристианскую эпоху. Никаких документов, подтверждающих сей факт, не существует. Но по преданию здесь проповедовал сам святой апостол Андрей Первозванный. Как сказала местная монахиня: «Нашему сердцу приятнее думать, что пещерные храмы основали греческие монахи не позднее X века, из-за сходства с византийской архитектурой. На самом же деле никто не знает, когда они появились».

Поднимаясь по лестнице к пещерам, удивляешься величественности храма Спаса Нерукотворного образа. Меловые дивы венчают купола, а между ними – колокольня. Главный алтарь храма освящен в честь Спаса Нерукотворного. В последний период строительства был создан главный придел, освященный во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Своды храма держатся на 12 меловых колоннах. Внутри царит полумрак, освещаемый лишь горящими свечами перед иконами. Кстати, иконы здесь написаны на железе, так как из-за сырости дерево быстро приходит в негодность. Величавая икона Валаамской Божией Матери («Благодатное небо»), размером в человеческий рост, – главная святыня храма, по легенде подаренная обители Александром I. Она имеет настоящие пулевые ранения в виде шести пулевых отверстий, которые, опять же по преданию, получила от рук пьяного красноармейца. Иногда эту икону так и называют – «Расстрельная». Икона одно время кровоточила (монахиня говорила, когда именно, если я правильно запомнила с 2004 по 2008 год).

От Спасского храма направляемся по тропинке, расположенной на прямо меловых склонах, вдоль которой находятся другие пещеры.

Недалеко от Спасского храма расположены три пещеры, называемые затворами. Здесь проводили время в молитвах монахи-отшельники.

Первый затвор рассчитан на двух человек. В стене есть маленькое окошко для переговоров. Здесь можно как сидеть, так и стоять.

Во втором затворе тоже можно было сидеть или стоять только одному затворнику. Эта пещера без всяких окошек.

А вот третий затвор – пещера столпника, который молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли свое тело к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение. Келья представляет собой узкий прямой коридор без ответвлений.

Пройдя далее по тропинке, мы попадаем в храм Серафима Саровского, который был заложен еще в 1903 году. Однако построили его уже в наши дни, после основания Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря. Храм был освящен 15.01.2005 г. Внутри есть потрясающие иконы, вырезанные прямо в меловой толще. Фотографировать внутри запрещено. Для фотосъемки нужно заранее, позаботиться о том, чтобы получить особое благословение у духовенства. Однако, не показав эту красоту, рассказ будет не полным. Потому нашла фото в интернете, приписав ссылку на источник.

Если кому интересно, качественных фотографий Костомарово внутри и снаружи много в фотоблоге на ЖЖ у Муфа.

Последняя пещера на этой тропинке – это пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пещера представляет собой узкий длинный коридор (паломническая тропа), в стенах которого множество керамических икон. Пещера никак не освещается, потому верующие зажигают свечи на входе и с ними проходят весь путь. Монахиня монастыря рассказала, что в идеале путь нужно пройти в темноте (она сама в первый раз шла именно так). Тогда теряешься в пространстве и времени. Непонятно сколько метров ты прошел, и где ты вообще. В конце коридора – поворот направо. Здесь уже потолок становится все ниже. Поневоле приходится нагибаться, как бы кланяться. К месту покаяния приходишь уже согнутым чуть ли не пополам. Сейчас, правда, там нет священника, принимающего исповедь. В конце коридора стоит аналой с иконой и текстом молитвы. Желающие покаяться заходят внутрь по одному, таким образом, снаружи образуется небольшая очередь. В это время можно отдохнуть в беседке и насладиться живописными видами Костомарово.

Спустившись с меловой тропы от пещер вниз, мы направились к горе под названием Голгофа. По преданию такое название ей дал сам апостол Андрей Первозванный. Он же (тоже по легенде) назвал Костомарово Новым Иерусалимом. На вершину высокого холма, где стоит деревянный крест, ведет тропинка длиной около километра. Примерно на середине пути построена часовня Распятия Христова (по-другому ее называют часовней Петра).

Здесь, пожалуй, следует остановиться и оглянуться в прошлое.

В соседнем селе Белогорье жил когда-то блаженный Петр (Еремеенко), которого односельчане звали попросту Петрушкой. Петр обладал даром исцеления и умел предсказывать будущее. Однако говорил он всегда присказками, не всегда было возможно сразу понять смысл слов. К примеру, покидая обитель, он предсказал следующего подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка» (после Великой Отечественной войны в обитель пришел отец Андрей). Блаженный Петр незадолго перед Великой Отечественной войной стал делать на дороге в селе холмики из пыли, напоминающие могилы. В районе понтонной переправы через Дон он сказал, что трава здесь будет красной (6 июля 1942 года фашисты разбомбили Белогорскую переправу, было много погибших). Отец Петр жил в Белогорских и Костомаровских пещерах. В начале 1930-х годов обитель закрыли. Через несколько лет блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму. Историю жизни блаженного можно прочитать на стене в часовне, возведенной около 2000 года вокруг памятного креста с надписью «Священноинок Блаженный Петр».

Дорога наверх к деревянному кресту длинная, но оно того стоит. Открываются потрясающие виды.

Святой источник с купелью находится за территорией монастырского комплекса, на берегу Дона. Правда, возникают смутные сомнения по поводу святости водицы. Колодец расположен не более чем в пяти метрах от реки Дон. Но водичка чистая, а пейзажи вокруг чудесные.

Вот и пришла пора тронуться в обратный путь, по дороге осмысливая увиденное. Через каких-то три часа показался батюшка Дон, значит – мы уже почти дома.

Костомаровская

Костомаровская икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.

В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой – спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

«Костомаровская»

Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.

Часто икону Богородицы Костомаровская путают или считают списком с Валаамской иконы Божией Матери, но это не так. В отличие от классического Валаамского образа на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа. Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Силуэт Богомладенца смещен немного влево от центра. Обе руки Он простирает к молящимся, что роднит этот образ с иконой Азъ есмь с вами и никто же на вы.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили сюда и возносили свои молитвы Господу. В 1920-х годах, когда множество икон было уничтожено большевиками, от Костомаровской иконы Богородицы произошло чудо. Когда один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, начал стрелять по Костомаровской иконе, нии одна из шести пуль не коснулась ликов Богородицы и Младенца. На образе и по сей день отчетливо видны отверстия от этих шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие. Сейчас образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

© 2003-2017 «Иконописная мастерская Екатерины Ильинской».

Все права на данной странице защищены

г. Москва, м. Спортивная, ул. Кооперативная, д.4, корп.9, подъезд 2, цокольный этаж.

Пн-Пт: с 9:00 до 20:00 Сб: с 12:00 до 17:00 Вc – Выходной.

Так же по предварительной договорённости мы примем Вас в любое удобное для вас время.

Оценка 4.2 проголосовавших: 145
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here