Чудотворные слова: молитва для мусульман на похоронах в полном описании из всех найденных нами источников.
Мусульманские похороны
По Шариату мусульманин должен еще в земной жизни готовится к переселению в другой мир. Над мусульманином совершают особые обряды, они по своей особенности сложны, а поэтому ими руководят духовные лица и читаются погребальные молитвы.
По закону мусульман очень важно соблюдать погребальные обряды, это долг каждого мусульманина.
Умирающему закрывают глаза и подвязывают подбородок, выпрямляют ноги и руки и закрывают лицо. На живот кладут тяжесть, чтобы не было вздутия. В некоторых случаях делают махрам-суви или омывание запачканных участков тела.
Традиционный обряд омовения называется тахарат и производится сразу после смерти. Если умерший паломник и не обошел вокруг Каабы, то его моют чистейшей водой без всяких примесей.
Обычного умершего омывают водой с кедровым порошком и камфарой, кладя на жесткую поверхность лицом, обращенным к Кыбле. Помещение окуривают благовониями. Руки и лицо моют три раза, шея, голова и уши только смачиваются. Весь обряд длится четыре часа, главное участие в нем принимает родственник
Руки, ноги, лоб и ноздри ароматизируют благовониями. Мужчины не имеют право мыть женщин и наоборот. Только у супругов есть такое право.
По шариату запрещено хоронить усопших в одежде. Мусульманских умерших окутывают в саван из белой ткани, состоящей из трех частей.
- Лифафа – кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок), которым покрывают тело поверх изара.
- Изар – кусок материи, окутывающий тело с головы до ног.
- Камис – рубаха чуть ниже колен.
- Лифафа – кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок), которым покрывают поверх изара.
- Камис – рубаха, без воротника, чуть ниже колен.
- Химар – платок для покрывания головы и волос женщины.
- Изар – кусок материи, окутывающий тело с головы до ног.
- Хирка – ткань покрывающая грудь, закрывающий тело от подмышек до бедер.
Если умер мальчик до девяти лет, его закутывают в саван. Если это состоятельный человек, который не имеет долгов – его тело заворачивают в три куска ткани. Материя должна быть соответствующей достатку умершего.
Особое значение мусульмане придают погребальной молитве. Её совершает имам, тобут устанавливают лицом к Кыбле. Имам стоит около гроба усопшего мусульманина, при молитве поклоны как у христиан не делают.
Если молитва не прочитана – похороны недействительны. Обязательна молитва над новорожденным подавшим признаки жизни, над ребенком родившимся мертвым молитву не читают.
Если мусульманин умер, его хоронят очень быстро головой в сторону Кыблы. Тело в могилу опускают ногами вниз, над мусульманкой которую опускают в могилу держат покрывало, для того чтобы мужчины не увидели женский саван. Родственники и знакомые бросают горстями землю вслед за умершим и говорят: « Мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» – слова из Корана. Захоронение поливают водой и говорят над ним молитву.
Особенностью мусульманских похорон является то, что мусульман не хоронят в гробу и то, что земля должна возвышаться над могилой на пять сантиметров.
Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.
ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)
ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН
"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)
1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его посланник) 2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает. 5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.
Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;
в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, – это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)
Для того чтобы организовать похороны мусульман, необходимо знать все нюансы погребальных традиций, предписанных исламом. Даже внешне мусульманские кладбища имеют особенности – все надгробные памятники на них обращены в сторону Мекки. Принявшие ислам готовятся к смерти еще при жизни: посещают больных, людей преклонного возраста, могилы умерших. Среди последователей ислама не принято громко выражать горе, поэтому оплакивают усопшего тихо. Считается, что если семья оплакивает умершего, они приносят ему мучения. Правоверного мусульманина по законам Шариата положено похоронить в день смерти, обязательно до захода солнца.
Мусульманские похороны начинаются с омовения и обмывания покойника водой, затем его окутывают в саван из хлопчатобумажной ткани (Шариат запрещает хоронить умершего в одежде). На кладбище усопшего доставляют на специальных носилках (они называются Тобут). Перед погребением читается молитва Всевышнему о прощении грехов. Это очень важная для мусульман погребальная молитва, которую читает имам. Хоронят мусульман, как правило, на ближайшем кладбище. Закон Шариата запрещает возводить роскошные памятники или строить склепы, так как это может унижать бедных умерших.
Провожаем в последний путь, или как хоронят мусульман
Мы пришли в этот мир по воле Всевышнего, Который сотворил все окружающее в том числе и жизнь. И покинем мирскую жизнь (дунью) также только по Его воле.
Народы, огромное количество людей, их рождение и смерть схожи с непрекращающимся плеском волн у берегов моря: люди так же приходят и уходят…
Символом смены поколений можно считать и текущую реку. Ведь она в постоянном движении: вода, которую мы видим сейчас, отличается от той, что мы видели мгновение назад. Так протекает и жизнь! Как бы человек ни хотел, ни пытался забыть о смерти, она – неизбежный исход для всех творений. Как бы мы от неё не бежали, она всегда идет нам навстречу. Всевышний в Священном Коране подчеркнул:
Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти.
И, несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете.]
Кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил [такой исход событий – лучший результат, величайшая награда, это успех и спасение, причем навечно].
Жизнь мирская – и нет сомнения в этом – предмет ослепления (самообольщения, тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша].*
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, которые не знают, что нужно делать, когда умер близкий человек.
Жизнь любого человека может оборваться совершенно неожиданно, поэтому необходимо знать, что предпринять в этом случае.
Тем, кто находится рядом с умирающим, необходимо, параллельно с медицинской, если на то есть необходимость, оказать ему и духовную помощь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
لَقِّنُوا مَوْتـاَكُمْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
Наставляйте, подсказывайте умирающим вашим [слова] « ля иляха илля Ллах »
хадис от Абу Са‘ида,
приведен во всех шести сводах, кроме свода хадисов аль-Бухари
Если находящийся в предсмертном состоянии человек, произнес эти слова, но затем начал говорить о чем-то другом, то ему необходимо снова напомнить, чтобы последними словами его в этой жизни были именно слова подтверждения единственности Творца всего сущего «ля иляха илля Ллах» и слова подтверждения истинности Его последнего Пророка и Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «мухаммадар расулю Ллах».
Важно отметить, что находящийся в предсмертной агонии должен каяться пред Творцом с трепетом и страхом в сердце, и при этом быть полным надежды на милость и всепрощение Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в повелительной форме говорил:
Пусть каждый из вас в предсмертной агонии находится в состоянии наилучшего мнения о Всевышнем Творце.
хадис от Джабира,
св. хадисов Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ахмада.
Также Пророком передаются слова Всевышнего со следующим смыслом:
Воистину, Я – говорит Господь – рядом с [хорошим] мнением раба Моего обо Мне.
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Что же касается присутствующих рядом с умирающим, то они должны говорить только о благом и хорошем. Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал:
Если вы посещаете смертельно больного или мертвого, то говорите только хорошее. Воистину, ангелы говорят «амин» (То есть «О Аллах, прими и ответь на это».) заключая слова ваши.
хадис от Уммы Саляма,
св. хадисов Муслима
Если признаки выхода души из бренного тела налицо (то есть человек умер), то находящимся рядом людям необходимо:
1) Положить покойного на правый бок, лицом в направление к Кибле.
Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него.
2) Опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы.
Возможной формой мольбы за умершего при закрытии его глаз могут быть следующие слова:
Бисмил-ляяхи ва ‘аля милляти расуулил-лаах. Аллаахумма яссир ‘аляйхи амраху ва саххиль ‘аляйхи ма ба‘даху ва ас‘идху би лика’икя вадж‘аль ма хараджа иляйхи хайран миммаа хараджа ‘анх.
بِسْمِ اللَّهِ وَ عَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللَّهِ ، اَللَّهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أمْرَهُ وَ سَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُ
وَ أَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ وَ اجْعَلْ مَا خَرَجَ إلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَرَجَ عَنْهُ
Начинаю именем Господа. С принадлежностью этого человека к последователям Посланника Божьего. О Аллах, дай ему облегчение и легкость в том, что ожидает его. Пусть он будет счастлив. Да будет то, к чему он идет лучше того, откуда он идет.
хадис от Уммы Саляма,
св. хадисов Муслима.
3) Размять суставы, чтобы они не затвердели.
4) Положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия.
5) Повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала.
.Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.[1]
Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого.[2]
Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин», и, до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться. Однако только Всевышнему ведомо лучшее, и предпочтительнее все же дочитать суру.
Правоверного мусульманина должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день, и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда начал свое распространение Ислам.
Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:
لاَ يَنْبَغيِ لِجِيفَةِ مُسْلِمٍ أَنْ تُحْبَسَ بَيْنَ ظَهْرَيْ أَهْلِهِ
Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение].
хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха,
св. хадисов Абу Дауда
Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур:
О ‘Али! Есть три вещи, которые нельзя откладывать (которые не терпят отлагательства): молитва, когда наступило ее время; приготовление и погребение покойного; замужество вдовы, когда она найдет подходящего для себя человека.
св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи
В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.
Омытие покойного является обязательным (фард кифая – это то, что является обязательным для всех верующих и, при выполнении кем-либо из них, снимается обязанность со всех; если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если таковых нет, то для любого мусульманина.
Если говорить о том, кто должен омывать тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины – женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними (последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой), а при омытии женщины – родственники ее.
Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.
Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников».
Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]:
ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461
По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не имеет высокой степени достоверности, но его смысл является канонически верным.
Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз.
Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615,
Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кибле. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей.
Гассал (человек, производящий омовение) моет свои руки три раза, одевает защитные перчатки, после чего, надавливая на грудь покойника, проводя ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника.
После этого омываются половые органы, смотреть на которые запрещено.
Далее гассал меняет уже использованные в обряде перчатки, смачивает их и протирает рот покойному, вычищает нос, омывает лицо. Затем гассал моет обе руки по локти, начиная мытье с правой руки. Этот порядок омовения един и для женщин, и для мужчин.
Затем покойного обмывают. Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Голова, уши и шея хорошо смачиваются. Далее по щиколотку моются ноги покойного. Голову, а также бороду моют теплой водой с мылом. В воду добавляют кедровый порошок (гулькаир).
Покойного кладут на левый бок, а омывают правый. Порядок мытья таков: льют воду, протирают тело, а затем снова льют, смывая мыльную воду с порошком. На материю, прикрывающую половые органы, просто льется вода. Такие места остаются без протирки. Эти процедуры проделываются троекратно.
То же самое проделывается, когда покойный кладется на правый бок. После умерший снова омывается водой три раза на правом боку. Класть покойника грудью вниз, для мытья его спины, запрещено. Для этого тело слегка приподнимается за спину, и, таким образом, на спину поливают.
После этого покойный кладется в горизонтальное положение, и гассал проводит ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы из тела вышли еще оставшиеся внутри испражнения. Затем делается общее обмывание всего тела целиком. Если выход испражнений произойдет и после этого, то обмывание заново производиться не будет, а только очищается испачканное место.
Обязательным считается лишь однократное обмывание покойного, обмывание более трех раз – излишним. Мокрое тело покойника обтирается полотенцем. Лоб, ноздри, руки и ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).
В процессе омовения и обмывания должны участвовать не менее 4-х человек. Гассалом и помощником гассала, поливающим тело водой, может быть избран близкий родственник покойника. Другие же должны быть заняты тем, что поворачивают и поддерживают тело умершего в процессе обмывания.
Как говорилось выше, мужчины не должны обмывать женщин, как и женщины мужчин. Маленьких детей противоположного пола обмывать разрешается. Жена имеет право обмывать тело ее мужа. В случае, если умерший – мужчина, а среди окружающих есть только лишь женщины (либо наоборот), то проводится только таяммум.
Обмывание может быть как безвозмездным, так и платным. Могильщику и носильщикам их работа также может оплачиваться.
Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного. Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно, так как наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал:
Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков.
Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи].
Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020.
8) Обернуть тело покойного в саван (кафан).
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде, но при отсутствии ткани для савана допускается хоронить человека в его одежде, предварительно помыв ее и почистив.[3] Исключение составляют шахиды, павшие на поле боя – их хоронят в одежде, не обмывают, а сразу совершают джаназа-намаз.
Умершего потребуется окутать в саван (кафан). Минимальный саван – это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Кафан изготавливается из ситца либо белого полотна. Кафан для мужчин состоит из трех частей: 1. Лифафа – ткани (различного вида и хорошего сорта) покрывающие покойника с головы до ног (по 40 см ткани с каждой стороны, для того, чтобы саван можно было завязать с обеих сторон после окутывания тела); 2. Изар – кусок ткани для обертывания нижней части тела; 3. Камис – рубаха, сшитая так, чтобы половые органы мужчины были прикрыты.
Для женщин – пятисоставный: 1. Лифафа – то же, что для мужчин; 2. Изар – кусок ткани для нижней части тела; 3. Камис – рубаха, без воротника, с вырезом для головы; 4. Химар – платок для покрытия головы и волос женщины, длина которого составляет 2 м, а ширина — 60 см; 5. Кирка – кусок ткани для накрывания груди, длина – 1.5 м, ширина – 60 см.
Для покрывания новорожденных или умерших младенцев достаточно одной лифафы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допустимо окутывание в саван, как и для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если же умерший был одинок, то похороны осуществляются уже соседями.
Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал взаймы, если испытывает нужду – защитил его, если придет к нему добро – поздравил его, если беда – утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него»
Мусульманина может похоронить община. Тканью покрывается все тело – это обязательное условие. Если умерший был несостоятельным человеком, то накрывание его тела тремя кусками ткани будет считаться сунной. Если умерший был состоятельным и долгов после себя не оставил, то его тело накрывается тремя кусками ткани в обязательном порядке.
Материя должна быть в соответствии с материальным достатком того, кого хоронят – в знак уважения к умершему. Тело покойника можно покрывать тканью, бывшей в ходу, но лучше, если ткань новая. Тело мужчины запрещается покрывать шелком.
Согласно правилам похорон у мусульман перед окутыванием тела борода и волосы не подстригаются и не расчесываются, ногти ног и рук не стригутся, золотые коронки также не удаляются. Такие процедуры как удаление волос, подстригание ногтей должны производиться при жизни.
Порядок окутывания для покойных мужчин таков: перед покрытием покойника на ложе стелется лифафа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, например розовым маслом. Поверх лифафы расстилается изар. После кладется покойный, одетый в камис. Руки укладываются вдоль тела. Покойный умащается благовониями. Далее читаются молитвы и с умершим прощаются. Изаром окутывают тело: сначала левую сторону, а затем – правую. Лифафу заворачивают сначала с левой стороны, затем узлы завязываются у головы, у пояса, а также у ног. Когда тело опускается в могилу, эти узлы развязываются.
Умершего выносят из дома ногами вперед. После выноса его разворачивают и несут или везут на машине до кладбища головой вперед.
Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, с той лишь разницей, что перед одеванием камиса груди покойной покрываются хиркой – материей, закрывающей грудь от уровня подмышек до живота. Когда одевается камис, то волосы опускаются на него. На лицо кладется платок – химар, подложенный под голову. Это единственное отличие.
9) Совершить погребальную молитву (джаназа-намаз).
Погребальная молитва (джаназа-намаз) совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.
Погребальная молитва – это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином (Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка), то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.[4]
Специальные похоронные носилки (тобут) устанавливаются перпендикулярно направлению Киблы. Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле поперек перед имамом. Если джаназа-намаз читается одновременно для мужчины, женщины, мальчика и девочки, то умерших кладут в следующем порядке: перед имамом – мужчину, за ним – мальчика (имам стоит на уровне их головы), затем – женщина, за ней – девочка (имам стоит на уровне середины их тел). Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.
Для переноса покойного используют все тот же тобут. Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.
Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.
Женщины на похоронах не присутствуют.
Как же правильно копать могилу в Исламе?
При раскапывании могилы, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.
Могила выглядит следующим образом: в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней в правой стороне вырывается боковое углубление (ниша), называемая ляхад. Впоследствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см – внутри, а 25 см – снаружи.
Ляхад закрывается необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, после того, как покойного поместят туда. В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала, ляхад допускается не делать, при этом раскапывают дополнительное углубление вниз, которое также закрывается необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, после того, как покойного поместят в это углубление.
Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускает муж и ее родственники.
В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать.
Следует опускать покойного головой вперед с той стороны могилы, где будут находиться его ноги. Можно опускать его со стороны Киблы.
Тот, кто опускает тело в могилу и укладывает в нишу, произносит: «Бисмил-ляях ва ‘аля милляти расуулил-ляях».
Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле, для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями.
После того, как тело поместили в нишу и закрыли необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы, затем могилу закапывают лопатами. Согласно Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на 15-20 см.
На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. [В наше время на могиле в области головы покойного устанавливается камень (табличка) с надписью имени и фамилии покойного, а также лет его жизни.]
Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники.
Нельзя сидеть на могилах и наступать на них, запрещено молиться у могилы (здесь подразумевается молитва-намаз с поясными и земными поклонами), также запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой.
Всем, кто участвовал в похоронной процессии, после погребения необходимо молиться за умершего. Каждый мусульманин, заходя на кладбище для погребения, должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовится к собственной смерти, наблюдать за положением мертвых. Ведь снаружи все могилы выглядят одинаково, зато внутри – у кого-то сад из садов Рая, а у кого-то – яма из ям Ада. Всем находящимся на кладбище нужно соблюдать спокойствие и тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы.
Лучше, если семья покойного в дни похорон не будет заниматься приемом гостей и приготовлением поминальных угощений. В этом им могут помочь соседи или близкие.
Соболезнования оговариваются до захоронения и после него в течение трех дней. Их мысл – успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение, и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Плачь по причине сердечной боли допускается, но оплакивание, особенно сопровождаемое криками и воплями, крайне порицаемо, грешно и наносит боль покойному.
Вышеприведенная часть статьи описывает канонические аспекты мероприятий, связанных с похоронами, в условиях российской действительности мусульмане сталкиваются с рядом проблем, вызванных необходимостью соблюдения формальных процедур, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим настоятельно рекомендуем также ознакомиться с действиями, которые необходимо будет предпринять для следования букве закона.
Шаги, которые необходимо предпринять, если смерть наступила дома, до ритуала захоронения:
1. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи для констатации смерти.
2. Вызвать сотрудника милиции для оформления протокола осмотра трупа.
3. Получить бланк констатации смерти (или сопроводительный лист) от медицинских работников и протокол осмотра трупа от сотрудника милиции.
При необходимости вызвать специализированную машину для перевозки тела в морг (телефон службы трупоперевозки подскажут медицинские работники). Все вышеизложенные документы (бланк констатации смерти и протокол осмотра трупа) сотрудники службы трупоперевозки забирают вместе с телом для предоставления в морг. При этом необходимо получить от сотрудников службы трупоперевозки бланк направления в поликлинику, для получения амбулаторной карты (если её нет на руках).
4. Если тело не перевозили в морг, с бланком констатации смерти, протоколом осмотра трупа, медицинским полисом и амбулаторной картой умершего (при наличии её на руках), паспортом умершего и паспортом заявителя обратиться в поликлинику для оформления медицинского свидетельства о смерти.
5. Если тело перевозили в морг, то утром с направлением от службы трупоперевозки, медицинским полисом, паспортом умершего и паспортом заявителя обратиться в поликлинику для получения амбулаторной карты с написанным посмертным эпикризом. После чего с амбулаторной картой умершего (обязательно с эпикризом. ), паспортом умершего и паспортом заявителя необходимо обратиться в морг для оформления медицинского свидетельства о смерти.
6. После получения в поликлинике или в морге медицинского свидетельства о смерти, в ЗАГСе (по месту жительства умершего или расположения морга/поликлиники, или в дежурном ЗАГСе на время нерабочих дней) получить гербовое свидетельство о смерти и справку о смерти (форма 33).
7. Позвонить в агентство ритуально-похоронной службы для оформления заказа на оказание ритуальных услуг и организации похорон или обратиться в пункт (бюро) ритуально-похоронной службы и там лично оформить заказ на организацию похорон.
8. Для верующих – обратиться в мечеть или другим лицам, занимающимися похоронами мусульман.
Мы должны помнить о смерти. Ведь не зря в одном из хадисов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает к поминанию «хазимуль-ляззат», то есть смерти, которая служит назидательным разрушителем прихотей и страстей. Но вместе с этим мы не должны бояться ее. Милость миров пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Приближается время, когда народы начнут набрасываться, нападать на вас, подобно голодным, набрасывающимся на миску с едой». Ему задали вопрос: «Это в связи с нашей малочисленностью?» «Нет, – ответил он, – вас будет очень много, но вы будете подобны сору в быстром потоке воды. Всевышний лишит ваших врагов страха и уважения к вам. В ваших же сердцах будет вахн». Последовал вопрос: «Что же такое «вахн», о посланик Аллаха? «Вахн – это [сильная, ослепляющая] любовь к мирскому и неприязнь к смерти», –прозвучал пророческий ответ.
Абу Дауд С. Сунан аби дауд С. 469, хадис №4297, сахих
Наши старики говорят: «Альхамдулиллях! Наши дети в исламе и есть, кому нас похоронить. Вся надежда на вас!»
«Хорошо, если на то будет воля Аллаха», – соглашаемся мы, не задумываясь о том, что взяли на себя обязанность, о которой мало что знаем.
Дорогие братья и сестры! Помните, что ВСЯ НАДЕЖДА ТОЛЬКО НА ВАС, поэтому старайтесь достойно провожать в последний путь своих родных и близких.
*С комментариями Ш. Аляутдинова
При написании статьи использованы материалы:
– И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»;
– Сборник Уроков «Азбука Ислама»;
[1] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 189, 193; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 5-7.
[2] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 193,
[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 473.
[4] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 29.
Дата по хиджре
Ближайшие знаменательные дни в исламе
29/30 ноября (12 раби` аль-авваля)
19 марта (1 раджаба)
Ислам онлайн видео
Свежие записи
Случайные записи
Ислам You Tube видео
Просим у Господа принять сей труд (выполненный лишь с надеждой на Его милость, довольство и любовь по отношению к нам) и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственное намерение – принести людям пользу на пути Того, хвала Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.
ММРО Махалля №1 г. Ульяновска РДУМ Ульяновской области
Мусульмане и Ислам в Ульяновске. Бесплатное обучение знаниям ислама. Время намаза. Наука, история мусульман и ислама. Исламские программы. Интересные статьи об исламе. События, новости мусульман Ульяновска.