Молитва для умирающего в исламе

Чудотворные слова: молитва для умирающего в исламе в полном описании из всех найденных нами источников.

Обряды, совершаемые над умирающим мусульманином

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах”, войдёт в Рай».

Человеку, находящемуся при смерти, необходимо, как мы уже отмечали, иметь завещание, если есть что завещать, и в сердце всегда иметь хорошее мнение о Всевышнем Аллахе, надеяться, что Он простит вам грехи. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этом:

لا يموت احدكم الا وهو يحسن الظنّ بالله

«Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Аллаха». Передал хадис Абу Давуд.

Человеку следует объединить в своём сердце два чувства – страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя ни считал, должен бояться наказания Всевышнего за совершённые им в своей жизни грехи. Вместе с тем он должен надеяться на Милость Аллаха, на Его Прощение.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». Приводят хадис ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.

Для того, кто болеет предсмертной болезнью, желательно (сунна) произносить следующую мольбу:

اللهم أعني علي غمرات الموت وسكرات الموت اللهم اغفرلي وارحمني وألحقني بالرفيق الاعلي

«О мой Аллах! Помоги мне перенести предсмертную агонию и муки. О мой Аллах! Прости мне грехи, смилуйся надо мной и присоедини, возьми меня к Наивысшему Другу».

Также сунной является вспомнить о том, что эти мгновения являются последними в его жизни, провести их достойно, в благом, усердствовать в совершении намазов и отдалиться от всего нечистого (наджаса). Во всём этом необходимо проявлять старание по мере своих возможностей и нужно остерегаться пренебрежительного отношения к этим делам, потому что самым мерзким и недостойным деянием является пренебрежение предписаниями Всевышнего Аллаха в последние моменты своей жизни.

Также мусульманину желательно завещать членам своей семьи проявлять терпение при его болезни и покидании бренного мира. Особенно необходимо наставить их на то, чтобы после его смерти они не причитали, оплакивая его, не совершали вокруг тела умершего не соответствующие Шариату обряды и обычаи, которых придерживаются некоторые люди.

Деяния, которые совершаются при покидании больным этого мира

Когда у больного выявляются предсмертные признаки, то желательно не навязчиво, а вежливо и мягко наставить его на покаяние. Не следует даже вести с ним отдельный разговор об этом, а нужно в самом процессе разговора, в подходящем месте и случае напомнить о покаянии намёками и т. д. Сунной также является напомнить ему о завещании, улучшить его мнение о Всевышнем, говоря ему о безграничности милости и прощения Аллаха и рассказывая хадисы, в которых повествуется об этом.

Нужно упомянуть ему о его же благих деяниях, которые будут способствовать избавлению его от потери надежды на Всевышнего, сказать ему, что он тоже один из мусульман, который совершает намаз, соблюдает пост, что Всевышний Аллах любит прощать Своих рабов, и таким образом делать ему больше увещеваний и наставлений. Следует напомнить ему и о том, чтобы он прочитал мольбу для себя, умастить его благовониями и держать его в подобающей чистоте. Нужно также наставить на то, чтобы он чаще читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, рассказывал о праведных людях.

В частности, необходимо усердствовать в чтении суры «Аль-Ихлас». В сочинении аль-Куртуби «Ат-Тазкира» приведён хадис, где говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто три раза прочтёт суру «Аль-Ихлас» во время своей предсмертной болезни, тот будет избавлен от мук наказания в могиле. В Судный день ангелы на своих руках доставят его, проведя через мост Сират, в Рай».

Также о том говорится в книге «Аль-Фаваид»: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если кто три раза произнесёт слова суры “Аль-Ихлас” во время предсмертной болезни, то умрёт шахидом”». Учёные полагают, что все те, кто умер смертью шахидов, избегнут в могилах вопросов Мункара и Накира, даже если после чтения этой суры не сразу наступила смерть и болезнь ещё долго продолжалась. (См. с. 151 книги «Хазина аль-асрар».)

Также необходимо наставить родственников больного, чтобы они проявляли к нему милосердие, проявляя терпение и не совершая недостойные деяния.

Известно, что когда верующий человек находится при смерти, к нему подходит ангел милости. Поэтому из комнаты больного выводят женщин с открытыми частями тела (кроме кистей рук и лица) и курильщика, поскольку ангел не может присутствовать там, где женщина не одета по Шариату и где присутствует запах табака. От мерзкого запаха курильщика, кроме людей, страдают и ангелы, находящиеся рядом с людьми. Если же к больному не подходит ангел милости, то к нему может подойти шайтан и есть опасность, что этот человек умрёт в неверии, вследствие чего он попадает в Ад.

Кого же выводить из помещения больного, если умирающий сам является курильщиком? На эти аспекты также необходимо обратить особое внимание.

Деяния, которые рекомендуется совершать при отделении души больного от тела

Прежде всего, когда у больного, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок, начинается предсмертная агония, следует его уложить на правый бок так, чтобы грудью (лицом) он был обращён в сторону Киблы, подложив под голову небольшую подушку. Признаками, указывающими на то, что душа человека отделяется от тела, являются следующие: обе его ноги охватывают вялость, мягкость, искривляется, меняется форма носовой полости и обе щеки вваливаются, впадают.

Если тяжело уложить больного на правый бок, то следует положить его на левый бок, а если и это не удаётся, то можно уложить на спину, подставив под голову что-нибудь, чтобы голова была немного приподнята и направлена в сторону Киблы так же, как к ней бывают обращены и ступни обеих ног.

О напоминании умирающему формулы единобожия

Находясь рядом с умирающим, даже если он является не достигшим совершеннолетия, желательно, периодически повторяя «ля иляха илляллаху, Мухаммадун Расулюллахи» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха»), так, чтобы он мог услышать, напомнить ему об этой формуле, дабы он также произнёс её за вами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Будьте рядом с умирающим, произносите перед ним «ля иляха илляллах» и поздравьте, сообщите ему радостную весть о Рае. Это такой момент, когда в растерянности оказывается каждый, даже самый кроткий человек, и сатана в это время больше всего приближается к человеку. Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, легче перенести тысячу ударов меча, чем увидеть ангела смерти. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, не отделяется душа человека, пока не испытают боли все органы его тела один за другим». Этот хадис передал Абу Нуайм.

В другом хадисе, переданном Ибн Хиббаном, сказано: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илляллах” («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха»), ибо тот, чьи последние слова были «ля иляха илляллах», рано или поздно войдёт в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше».

Сунна, чтобы человек, напоминающий умирающему формулу единобожия, не был ни его прямым наследником, ни враждующим с ним и ни завидующим ему в чём-то. Это потому, чтобы умирающий не подумал, что они желают ему скорейшей смерти. В случае же если рядом с ним находятся лишь названные категории людей, то предпочтение для напоминания умирающему формулы единобожия отдаётся наследникам, и среди них приоритетность отдаётся самому милосердно относящемуся к умирающему. Если же среди них нет наследника, то тогда из враждующего и завистника выбирают завистника, чтобы он напомнил ему формулу единобожия. Потому что вред от завистника меньше, чем от врага. Так говорит аш-Шабрамулси.

Напоминая ему это выражение, следует вести себя смиренно, милосердно и спокойно. Не следует велеть умирающему произнести шахаду и не нужно настаивать на этом, ибо есть опасность, что вследствие тягот и трудностей с произнесением этой формулы она может ему надоесть и он станет ненавидеть её.

В книге «Бушра аль-карим» сказано: «Рядом с умирающим один раз следует говорить выражение “ля иляха илляллах”, дабы напомнить ему об этом. Если тогда он не произнесёт его, то спустя некоторое время следует повторить его ещё раз. Если он произнесёт его, то больше не нужно повторять это выражение для него в случае, если он после этого выражения больше не разговаривал другими словами. Потому что цель заключается в том, чтобы его последними словами были “ля иляха илляллах”».

В достоверном хадисе, переданном Муазом ибн Джабалем, говорится:

ان من كان آخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), войдёт в Рай».

Это означает, что в Судный день он в числе первых войдёт в Рай. В этом изречении речь идёт о том, кто сохраняет свою веру до смерти и умирает, будучи мусульманином.

Разъяснение о необходимости напоить умирающего водой

Напоить умирающего водой является сунной (желательно давать по каплям священную воду Зам-зам), это облегчит его жажду, испытываемую им при постижении предсмертных трудностей. Помимо этого есть опасность, что сатана в этот момент может ввести его в заблуждение.

В хадисе говорится: «Сатана подходит к умирающему с приятной, сладкой водой и говорит ему: “Скажи, что, кроме меня, нет никого, которому следовало бы поклоняться, и я тебя напою этой водой”».

Даже если у умирающего не выявляются признаки жажды, всё равно желательно дать ему воду, а если же наблюдаются признаки того, что он нуждается в воде, хочет пить, тогда является обязательным напоить его. Так пишется в книге «Нихаят».

О чтении над умирающим сур «Ясин» и «Ар-Ра‘д» и о мудрости этого деяния

Возле умирающего читать суру «Ясин» вслух является сунной, так же как желательно читать подле него суру «Ар-Ра‘д», но не вслух, а про себя.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

اقرءوا يس علي موتاكم

«Читайте суру «Ясин» своим умершим». Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и др.

Мудрость чтения суры «Ясин» заключается в напоминании умирающему о повествующемся в этой суре воскрешении в Судный день и его состояниях. А мудрость чтения суры «Ар-Ра‘д» кроется в облегчении отделения души умирающего от его тела. В хадисе говорится, что если рядом с умирающим прочтут обе указанные суры, то он покинет этот мир, утолив жажду, и в таком состоянии он войдёт и в могилу.

Какую же из этих сур необходимо прочесть первой? Некоторые учёные-богословы говорят, что вначале следует читать суру «Ясин», ибо хадисы Пророка (мир ему и благословение) относительно этой суры являются достоверными. Другие теологи утверждают, что лучше вначале прочесть суру «Ар-Ра‘д». В таком случае подобает взять во внимание состояние умирающего. Если он находится в таком состоянии, что осознаёт происходящее вокруг него, может вспомнить и поразмыслить о воскрешении в Судный день, то вначале следует прочесть суру «Ясин», а в противном случае – суру «Ар-Ра‘д». Так пишет аш-Шабрамулси.

Некоторые рядом с умирающим читают суру «Аль-Мульк» («Табарака»), а также следующую мольбу:

بسم الله وعلي ملة رسول الله الله يسر عليه امره وسهل عليه ما بعده واسعده بلقائك واجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه

«Во Имя Аллаха и следуя по пути Посланника Аллаха. О Аллах! Облегчи его состояние и сейчас, и после этого. Осчастливь его на том свете встречей с Тобою и сделай вечную жизнь, куда он отправился, лучшей для него, чем мирскую жизнь, которую он покинул».

Также в хадисе говорится, что к представителю общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умирающему в состоянии омовения и чистоты, подходит архангел Джабраил (мир ему). Поэтому и больному, и умирающему следует по возможности стараться постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Не принято возле умирающего слишком громко разговаривать или плакать. Находящимся рядом с ним необходимо стараться говорить только о благом, и про него самого следует говорить лишь хорошее, читать чаще мольбу, ибо сказано, что и ангелы произносят «Амин!», когда мы обращаемся с мольбой к Всевышнему Господу. Сообщается от Умму Салямы, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, ангелы говорят «Амин!» после ваших слов». Хадис передал Муслим.

Молитва для умирающего в исламе

Существует несколько версий «конца времен».

Тепловая смерть Вселенной – когда вся материя распадется до уровня атомов водорода,

которые будут равномерно распространены по всей Вселенной.

после чего произойдет Большой Взрыв и новая возникнет Вселенная. Научных версий существует множество, но не только ученые имеют свое мнение на этот счет. Л

как окончания земного испытания человечества.

«Когда умирает раб Божий, к нему приходят два ангела.

Один из них Мункар, другой – Накир.

Они оба спрашивают его, что он знает о Пророке (мир ему и благословение).

Если раб был из числа уверовавших, то он скажет: «Это раб Аллаха и Его Посланник.

И я свидетельствую, что нет божества, которому нужно поклоняться, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Его».

Потом они скажут: «Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом. Потом ему говорят: «Спи, пока не воскресит тебя Всевышний из могилы».

А если раб был лицемером, то он ответит на их вопрос: «Я не знаю, я слышал, что люди говорили, и говорил то же самое». Тогда они скажут ему: «Мы знали, что ты так скажешь».

Затем они повелевают земле: «Соберись (соединись)!», и она сомкнется так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах».

или, другими словами, малый суд над душой и определение ее временной участи до Судного Дня.

либо подобно ощущениям человека лежащего в ужасной тесной яме.

Для праведных, это состояние преддверия Рая, а для нечестивых – Ада.

Согласно Корану он может быть введен в Рай по Милости Аллаха и молитвам пророка Мухаммеда: «Есть [в Медине и близлежащих степях] и другие люди, которые, совершив как праведные, так и недобрые дела, осознали свои грехи. Возможно, Аллах простит их, ибо Аллах – прощающий, милосердный.

Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для их [душ], ибо Аллах – слышащий, знающий». (Коран 9:102-103)

Нужно отметить, что существует несколько мнений по этому поводу могильного наказания: не все мусульмане признают Сунну (собрание изречений и поступков пророка Мухаммеда).

Каково же учение ислама о Судном Дне?

Время наступления Судного Дня неизвестно никому, кроме Самого Аллаха: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: “Это ведомо только Аллаху”. Ведь что можешь ты знать?

Существует множество хадисов, описывающих признаки приближения Судного Дня.

Непосредственно о Судном Дне в Коране есть множество аятов, в том числе о нем повествует 69-я сура аль-Хакка (в пер.- неизбежное). Судный День начнется с трубного гласа, который издаст Рог Ангела Исрафила, это будет началом великого события: «И когда раздастся вдруг трубный глас, и когда взлетят вверх земля и горы и рассыплются во прах, в тот день случится то, что случиться должно, – разверзнется небо, ибо оно в тот день немощно.

Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой. В тот день вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Коран 63:13-18)

С первым гласом Рога, за редким исключением, умрет все живое и на небе и на земле. Со вторым – воскреснет и предстанет на Суд каждый, кто когда-либо жил. От Адама, до последнего человека, жившего на земле: «В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь». (Коран 39:68)

От тесноты и солнце люди начнут потеть, и пот, подобно морю, зальет людей до мочек ушей. Конечно, это скорее образ состояния человека на Суде. Человек уже не сможет оправдаться в своих грехах и поступках.

Само его тело будет свидетельствовать на Суде: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Коран 36:65).

Праведные мусульмане и грешники получат в руки книги, свидетельствующие об их делах. Первым они будут в радость, а вторым в отчаяние и боль. Сразу за вручением книг следует определение участи человека: «Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: “Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]”. Он – в жизни, которая радует, в вышнем [райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: “Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни”. А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: “О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного дня] мое достояние, и силы покинули меня”. [Аллах повелит ангелам – стражам ада]: “Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков. В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови – [могут] есть это только грешники”. (Коран 69:19-37)

Врата рая и Ада раскроются, и Ангелы сопроводят грешников и праведников. Первых – в геенну, вторых – в Райский Сад: Тех, которые не уверовали, толпами препроводят в ад.

Когда они подойдут, отворятся врата и скажут им стражи: “Разве не приходили к вам посланники из вашей среды, которые читали вам аяты Господа вашего и увещевали вас, [говоря], что предстанете [перед Ним] в сей день?” Они ответят: “Как же, приходили”. Но свершилось над неверными предопределение о наказании. Им будет сказано: “Войдите во врата ада и пребудьте там вечно!” Как отвратительно местопребывание гордецов! А тех, которые боялись Господа своего, толпой препроводят в рай. Когда они приблизятся и отворятся врата, скажут им стражи: “Мир вам! Благоденствуйте! Входите же на веки вечные!». (Коран 39:71-73)

Явление Ангела Смерти умирающему

Что чувствует человек в свой смертный час ?

Душа в промежуточном мире

«Благословен будь Тот,

В Руке Которого вся власть (над миром),

Кто всемогущ над всем и вся!

Кто создал смерть и жизнь,

Кто праведней из вас в своих деяньях.

Велик в могуществе Своем

И отдающ во всепрощенье Он!» (Коран, 67:1, 2)

Цель жизни мусульманина – повиновение Аллаху во всех своих действиях на протяжении всей своей жизни. Заповеди, касательно всех сфер жизни мусульманина даны в Шариате – систематизированном своде мусульманских законов основанных на Священной Книге мусульман – Коране. Слово «Шариат» переводится буквально как «правильный путь», «образ действия», «источник».

«. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – знающий, ведающий» (Коран 31:34).

Строгое выполнение всех правил напутствия умирающего и погребения умершего есть религиозная обязанность каждого мусульманина.

Мекка – родина пророка Мухаммеда, в ней находится мусульманская святыня Кааба. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено в сторону Мекки, поэтому в первую очередь умирающего необходимо положить на спину, ногами в сторону Мекки. Если это невозможно – то повернуть умирающего на бок, лицом к Мекке. После этого умирающему читается шахада – исламский символ веры: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк».

Глоток воды для облегчения жажды – последний долг мусульманина перед умирающим собратом. Хорошо, если это будет вода, набранная из священного источника Зам-Зам, расположенного в Мекке у Каабы.

Наступила смерть. Умершему закрывают глаза, подвязывают подбородок, ноги и руки выпрямляют, зарывают тканью лицо, а на живот кладут тяжелый предмет(чтобы избежать вздутия).

Покойному совершают омовение и полное обмывание. Для этого тело умершего можно отвезти в мечеть, где есть специальное ложе для этого ритуала.

В обмывании и омовении должны участвовать минимум четыре человека. Гассалом(обмывающим) может быть близкий родственник. Остальные участники помогают поворачивать тело покойного и поддерживают его во время обмывания. Нужно отметить, что покойного во время обмывания запрещено поворачивать лицом вниз. Умершего поворачивают на правый и левый бок для совершения полного обмывания.

Тело мужчины могут обмывать только мужчины и жена умершего, а тело женщины – только женщины. Маленьких детей могут обмывать как мужчины, так и женщины.

Если вокруг нет взрослых людей одного пола с умершим, то совершается только сухое очищение землей (таяммум).

Омовение и полное обмывание совершаются от одного до трех раз, в зависимости от возможности. Перед обрядом помещение окуривается благовониями. Для ритуала используется вода с кедровым порошком, вода смешанная с эфирными маслами и просто чистая вода.

После этого тело покойного вытирают полотенцем, после чего оно натираются благовониями.

Согласно Шариату, перед похоронами покойного необходимо закутывать в саван, предварительно удалив с умершего одежду. Во время окутывания происходит прощание родственников с умершим. По качеству материи савана можно определить, был бы умерший богатым и уважаемым членом общины, или нет.

Центральное значение в похоронном обряде имеет погребальная молитва, которую возглавляет имам. Перед ее началом имам обращается к собравшимся с вопросами, остались ли у покойного невыплаченные долги и неразрешенные споры, нет ли у кого-либо из присутствующих долгов перед умершим. Если таковые имеются, имам просит их простить, или рассчитаться с семьей покойного.

После этого начинается молитва, в ходе возносятся прошения о прощении грехов умершего и даровании ему милости от Всевышнего.

В могиле тело умершего должно располагаться так, чтобы голова была повернута в сторону Мекки. У мусульман не принято хоронить усопших в гробах. Вместо этого в могиле сооружается полка для покойного, а сама могила обкладывается кирпичами или доками. В могилу тело покойного опускают ногами вниз, а если хоронят женщину, то ее саван прикрывают от взглядов мужчин покрывалом. В могилу бросают горсть земли со словами молитвы на арабском: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). После молитвы могилу засыпают землей.

Засыпанную могилу поливают водой и еще раз бросают на нее землю с молитвой: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».

Наконец у могилы остается один человек, который читает свидетельство о вере покойного в Аллаха, Пророка Мухаммеда и Священные Писания мусульман, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here