Чудотворные слова: молитва григорию просветителю в полном описании из всех найденных нами источников.
Расписание
Расписание 17-24.
Расписание на 10-17.
Объявления
Объявление 22 мая -.
3 июня – Троицкая.
Канал Youtube
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ
Святыни Николо-Ямского храма
В Николо-Ямском храме находится ковчег с частицей мощей священномученика Григория, просветителя Великой Армении
Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).
Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.
Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.
Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).
Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.
Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).
Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).
Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.
В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.
Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.
Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.
Почитание св. Григория Просветителя на Руси
Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.
Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.
В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «. священы церкви приделы. которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.
Тропарь священномученика Григория, глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Григория, глас 2
Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.
Рекомендуем:
Архив публикаций
Copyright © 2017 Николо-Ямской храм Rights Reserved.
Григорий Просветитель
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.
Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»
Авторизуйтесь
Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
Святой Григорий Просветитель (ок. 252 – 326) – просветитель Армении курдского происхождения.
Святой Григорий Просветитель (ок. 252 – 326) – просветитель Армении и первый Католикос всех армян курдского происхождения. Один из 7-и католикосов неармян в христианской Армении. Святой Армянской апостольской церкви, а также Русской православной и других Православных церквей, Римско-католической и Англиканской церквей.
Житие св. Григория описано Агафангелом, писателем IV века, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще “Книгой Григориса” или “Учением Просветителя” (арм. “Вардапетутюн”).
В книге рассказывается, что отец Григория парфянин Апак (Анак), подкупленный иранским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдат III), желая усердною службою загладить вину своего отца.
Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата, где тот был в заточении около 15 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.
Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате – столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает “сошёл Единородный” (то есть Иисус Христос) – который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.
В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.
В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.
Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает “глубокая яма” (арм. Խոր Վիրապ).
Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои “Жития святых”. С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).
Большую популярность обрела “Молитва Св. Григория” для трубы и оркестра, сочиненная в 1946 году американским композитором армянского происхождения Аланом Хованессом. В российском императорском флоте в честь святого были названы два фрегата 1782 и 1791 годов постройки.
Курдское происхождение Григория Просветителя
Григорий являлся основателем рода Григоридов, просуществовавшей до середины V века, который передавал должность главы армянской церкви по наследству. Происхождение этого рода возводится к парфянской (курдской) династии Аршакидов.
Армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, опираясь на высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. “История Армении”; Индиджян. “Географическое описание всей земли армянской и ее жителей”), пишет, что “курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ…”
В армянских письменных источниках, которые однозначно подразумевают под мидийцами/марами этнических курдов, мы находим подтверждения факта, что Аршак был сыном “царя маров”, то есть курдом: “…Аршак Храбрый. Шестьдесят лет спустя после смерти Александра, он отложился от Македонян и воцарился в земли Кушанов в царственном Балхе…господствовал над всем Востоком и Аccирией, убил Антиоха, изгнал Македонян из Вавилона и из земли Халдеев. Говорят, он – сын Аршавира, бывшего царем Маркским”. (Всеобщая история Вардана Великого. С.59. М. 1861 г.). “…Место его заступает сын его, Аршак, он же Арташес – муж величавый, рослый и гордый воитель. У него-то родился сын Аршак, названный Великим… Он воцарил брата своего, Вахаршака, над Арменией…”. (Вардан Великий, ук.соч., с. 65-66).
Греческим источникам Аршак был известен как Арсак. Имя Аршак (Arŝak) происходит от авестийского arәŝa (hirc – в современном курдсом языке) – “медведь” (в значении тотема), либо как “муж”, “герой”, из arŝan. (Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 245. М ., 2002). Не исключено, имя Аршака восходит к имени мифического мидийско-курдского героя Кави Аршан. Все правители северо-восточного Ирана, включая и Хорасан, пользовались титулом Кави. (Бойс. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. С. 155. М ., 1987).
– “…На рассвете пришли мидяне, которые называются курдами”. – Событие, о котором здесь идет речи, т.е. приход курдов – мидян в армянский церковь Цпн, происходило 19 мая 1426 г. (См. Արիստակես Տևկանց, Հայերգ,Թիֆլիս, 1882, էջ175- 180./Аристакес Тевканц, Айерг, Тифлис, 1882, с.175- 180).-
“…Курды, жители той страны, которые называются мидянами”. (Հայաստանի Մատենադարան, XVI դարիձեռագիր, № 1495, էջ.Էջ. 142ա և 142բ. /Матенадаран Армении, Институт древних рукописей, рукопись XVI века, №1495, стр. с. 142а и 142б).
Армянский исследователь XIX в. Эмин Н. О. в своей статье “Мидийцы в древней Армении. ” раскрывая значение имени последнего мидийского царя Астиаг, пишет, что “Ранние письменные источники, в частности, древнеармянские, последнего мидийского царя Астиага называли Аждахак (“Дракон”), а всех мидийцев – рожденными от змей – марами”.
Древние армяне, твердо помня происхождение военнопленных мидийцев, называли их не только “драконидами”, в честь их царя, но и змеями; и не только их, но и страну, откуда они были выведены. На этом основании и “мидийцы” и “Мидия” называется у древних армянских историков Мар′к. Откинув “к” (признак множественного числа) получим “Мар”. В этой форме последнее слово существует в новоперсидском языке и есть не что иное, как зендское “мара” – “змей”.
Персы территории исторического проживания курдов традиционно называли “Марастан”. Армянская традиция называть курдов “марами” – потомками Астиага, восходит к древнеперсидской, существовавала вплоть до середины XIX в. О ней русские исследователи отзывались следующим образом: “Курды вообще плохие мусульмане. Я приведу несколько поверий и поговорок, которые ходят о курдах на востоке… В Персии курд…; там не верят ни ему, ни его молитве. Если хотят сказать, что такое-то обещание никогда не сдержится, то говорят, это “Молитва Мора” (Мор одно из названий курдов). Другая поговорка персов, столь же верно характеризует курдов; они говорят: “Мор Казвинский – хороший вор, вор из Кенгавера (деревня курдов близ Хамадана) – отличнейший вор” и так далее”. (В. Диттель. “Русская словесность. Очерки путешествия по востоку с 1842 по 1845гг. С.193-195”).
На то, что “курды суть потомки древних Парфян, расселившиеся по Ассирии и Месопотамии”, и что “на языке Сирийском Парфяне назывались Керад – словом, которое после трансформировалось в Курды”, – писали и российские источники XIX века. (Каченовский М. Т. О курдах турецких и персидских. Вестник Европы, Часть 159. № 8. 1828).
Историк XVII в. Закарий Канакерци сообщал, что ”мары, то есть курды, (живущие) по ту сторону горы Масис, объединились и вздумали двинуться на долину Шарура…” (Закария Канакерци. Хроника. М., 1969. С. 82).Область “Парфия… была не более чем “окраиной” Мидии; ряд областей, впоследствии парфянских (например, Хоарена, Комисенм), были чисто мидийскими” [И.М. Дьяконов, указ. соч. С. 357].
Российский ученый И. Шопен пишет, что “жители Армянской области, искони в ней обитающие, разделяются на два корня: армян и курдийцев”, и далее: “курды (древние курдуки) составляют первобытное племя, найденное Гайком во вновь занятых им странах при Аракских; они, вероятно, одноплеменные древним парфянам, с которыми даже сами римляне не в состоянии управиться!… нельзя не признать курдов старейшими автохтонами страны; это те самые курдуки, о которых повествует Ксенофонт в Анабазисе, и нет сомнения, что они принадлежат к общему санскритскому корню… Из коренных, туземных наречий древнейшее, первобытное должно быть курдинское” (Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852. Сс. 525-526, 906) [Лятиф Маммад. Древняя мифология и Курды. Арарат или Джуди? Журнал “Дружба” (Dostanî), №20-21. М., 2002. С. 61].
Самоназвание парфян – Pahlavan, что в переводе с курдского языка значит “богатырь”.
Курдское происхождение династии Аршакидов просматривается и в исторической хронике “Карнамаг – и Ардашир – и Пабаган” (Книга деяний Ардашира сына Папака”), датируемой учёными VI веком, где повествуется об Ардашире I (226 – 240 гг. до н.э.), оспаривающем власть у династии Аршакидов, и после победы основавшем новую династию Сасанидов.
По материалам из википедии и kurdist.ru подготовил Зан Загроси.
еще нет ниодного комментария.
Анкара и Тегеран пытаются отстранить курдов от участия в переговорном процессе по Сирии
Антикурдизм
Итоги референдума о независимости Иракского Курдистана
Итоги референдума о независимости Иракского Курдистана
I-ая Международная научно практическая конференция “Езиды: История. Культура. Духовность. Современность”
Путь к единению
“Вершители судеб мира” явно недооценивают угрозу гибели нашей цивилизации от ядерной катастрофы
Кому принадлежит Иерусалим?
К очередной провокации Вашингтона
Курды – первый народ на Земле и первый язык, на котором говорили – курдский
Сможет ли Россия вернуть свое влияние на сирийских курдов?
Всемирный потоп и начинающий историю человечества Курдистан
Почему “Хезболлах” и Иран оказались под ударом ЛАГ
Спасение в единстве!
Ближневосточный кризис и курдский фактор
Права Курдов по конституции Ирака и их нарушения Багдадом
Кроме нас самих, мы больше никому не нужны
119-летняя османская энциклопедия: Киркук – это Курдистан
Икбаль Дюрре: Без участия курдов невозможно решить судьбу Сирии
Обращение к президенту РФ господину В.В. Путину от курдского поэта и драматурга Барие Бала
Обращение к правительству Российской Федерации и Президенту Владимиру Владимировичу Путину
Считаете ли вы, что Масуд Барзани должен остаться на посту президента Курдистана?
© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.