Молитва крестной матери за крестника отца иоанна крестьянкина

Чудотворные слова: молитва крестной матери за крестника отца иоанна крестьянкина в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва о крестниках для крестных родителей

Первая молитва о крестниках — Символ веры, который читает восприемник или восприемница во время таинства крещения. Когда крестится взрослый человек, он сам читает эту молитву. Восприемник же как бы замещает своего будущего духовного сына или духовную дочь, поручается перед Богом за него. Поэтому особенно важно осмыслить каждое произносимое слово. Ответственность велика, момент неповторим. Ошибка или несерьезное отношение неблагоприятно скажутся на последующей жизни малыша, возможно, и на его вечной жизни.

Символ веры

Воцерковленный человек знает текст Символа веры наизусть, тот, кто пришёл в храм ради совершения обряда над младенцем, обязан выучить его. Желательно постараться разобрать каждое слово, если возникают затруднения, нужно обратиться за помощью к священнику. Необходимо постараться запомнить верную расстановку ударений. Да, Господу неважно, правильно ли мы произнесли все слова, но ошибка может вызвать смущение у священника, совершающего таинство, и присутствующих. Это может плохо сказаться на общем настроении и сбить батюшку, особенно неопытного. Но самое главное — вложить в каждый произносимый звук все сердце, всю веру, которая есть у человека. Нужно постараться духом соединиться с младенцем и прочесть Символ веры словно вместе с ним.

Крестные молятся о своих крестниках всю жизнь

После совершения таинства крещения восприемник или восприемница начинают свой труд, направленный на правильное духовное воспитание своего подопечного. Духовному родителю понадобится помощь в этом нелегком труде. За ней он обращается к Богу. Поскольку малыш не может еще молиться сам, прямая обязанность его восприемников делать это вместо него до тех пор, пока он не сможет общаться с Господом самостоятельно. Но и после того как ребенок начал первые попытки обращения к Богу, духовные родители молятся о нём. Это их долг до конца жизни, своей или порученного им Богом маленького человека. Есть несколько специально составленных молитв за крестников, но можно читать за них любые другие. Желательно вспоминать свое духовное дитя во время личной молитвы утром и вечером. Возможно, для кого-то обязанность молиться за крестника станет стимулом для налаживания собственного общения с Богом.

Утренняя молитва оптинских старцев

Если службы в Церкви проходят на церковно-славянском языке, то дома для тех, кто недостаточно хорошо знает его, уместна молитва о крестнике на русском языке. Многие православные христиане включают в свое утреннее правило знаменитую молитву оптинских старцев. Замечательно будет, если духовные родители станут читать ее и за своих подопечных. Произнося слова любых молитв за себя, можно мысленно вспоминать любимых людей, родственников, духовных детей. Это тоже можно считать поминовением.

Молитва о крестниках должна заключать в себя просьбу о благословении, помощи и защите для них на каждый день. Нелишним будет, и читая перед выходом из дома псалом 90, помянуть имя духовных сына или дочери. Этот псалом известен многочисленными случаями чудесной помощи в смертельной опасности. Многие матери зашивали в одежду детей лист с текстом этой молитвы. Хорошо иметь привычку читать ее с верой в то, что она защитит всех, кого в ней упомянули, от всякого зла, действующего на душу и угрожающего телесному здоровью. Человек таким образом настраивается на мирный лад, чувствует себя защищенным, спокоен за себя и близких людей. Нужно помочь малышу постепенно выучить несколько молитв, в том числе и эту. Для совсем маленького человека она сложна, а лет в 9-10 можно попробовать произносить слова псалма вместе. Если у ребенка возникнет интерес и желание, нужно помочь ему заучить наизусть его текст.

Особые молитвы

Некоторые наши святые и старцы писали свои особые молитвы для родителей и крестных о детях. Если есть время и особенное стремление призвать Божье благословение на духовных сына или дочь, то хорошо читать их хотя бы один раз в день. Особенно известны молитва о детях и крестниках отца Иоанна Крестьянкина и молитвы, написанные преподобным Амвросием Оптинским. Обращаться к Богу можно и нужно и своими словами, но молитвы, написанные святыми людьми, являются образцом того, как выразить свои чувства и мысли перед Господом. Речь идет о личной молитве. Если человек не знает наизусть слова, а лишь помнит общий смысл — не преступление передать его с помощью слов, которые приходят на ум и сердце.

Молитва своими словами

Молитва за крестника о здравии должна содержать просьбу о даровании ему здоровья не только телесного, но и душевного. Составляя ее, нужно помнить о том, что начинать желательно со слов, восхваляющих Бога, продолжить словами благодарности и уже затем высказать просьбы. Большинство людей просят у Бога земных благ, успехов в учебе, исцеления от болезней. Но этот подход в корне неверен. Дело в том, что мы не знаем, что полезно конкретному человеку, и очень часто просим для детей того, что им повредит.

О чем молиться

Молитва о крестниках обязательно должна содержать просьбу о духовном здоровье и возрастании подопечных, наставлении в вере, помощи в изучении Слова Божьего, борьбе со страстями. Нельзя просить для них хорошую работу, богатого мужа или новую квартиру. Но можно и нужно просить Бога помочь ребенку избавиться от лени или от пристрастия к сладкому. Есть одна поучительная история на это счет.

Одна пара долго горячо молилась о даровании ребенка. Но так как они оба были некрасивы, до уродства, то они просили именно красивого малыша. Господь в конце концов сдался и послал им младенца, красивого необыкновенно. но слепого. С тех пор они просили Бога только об одном: “Тебе Одному известными путями помилуй нас”. Дело не в том, что Бог жесток, а в том, что мы должны просто доверять Ему полностью. Мы просим счастья на земле, а Он хочет спасти нас. И лишь Он знает, что послужит для спасения конкретного человека.

Почему Бог не исполняет молитвы

Нельзя ждать чудес от своих молитв. Кому-то на пользу богатство, а кому-то нищета, кому-то здоровье, а другому человеку полезно поболеть и т. д. Не все смогут разумно распорядиться богатством, а тот же Амвросий Оптинский, будучи здоровым, страдал оттого, что его тянуло в шумное общество, где он лишь рассеивался. Когда же Бог послал ему болезнь, его характер стал намного спокойнее, что помогло ему больше внимания уделить людям. Болезнь не позволяла ему посещать церковные службы, но зато он все время тратил на духовную поддержку паломников, которые тысячами стекались к нему за советом и помощью. Скорее всего, здесь он был полезнее, чем в алтаре.

Молитва о другом человеке — выражение любви

Молитва крестного отца за крестника может содержать просьбы о даровании ему мудрости, силы духа и других положительных мужских качеств. Правильно со стороны восприемника будет внимательно наблюдать за духовным сыном и замечать, где у него слабые места, но не с тем, чтобы делать выговоры, а для того, чтобы справиться вместе с проблемой. Речь именно о проблемах и бедах духовного характера. Можно просить Бога, Богородицу или Ангела-Хранителя о том, чтобы у крестника появилось желание чаще посещать храм, изучать Новый Завет.

Регулярная молитва о крестниках поддерживает и развивает в восприемниках чувство любви к духовному чаду и ответственности за маленького человека перед Богом. Любые искренние слова, произнесенные с любовью, полезны прежде всего молящемуся. Они открывают сердце человека Богу и освящают его самого. Молитва крестной матери за крестника должна быть наполнена материнской нежностью и заботой о подопечном. Особенно хорошо восприемнице обращаться к Богородице или святому — небесному покровителю малыша.

Нельзя забывать и о молитве церковной. Посещая храм, нелишним будет подать записку с именем крестника для поминовения за проскомидией. Во время ее совершения нужно самому помолиться о духовных сыне или дочери. Когда священнослужители перечисляют имена людей, поминаемых о здравии, нужно мысленно произносить имена своих близких, в том числе крестников. Молитва крестных о своих крестниках — обязательное условие исполнения обязанностей, добровольно принятых на себя в момент совершения Таинства Крещения над младенцем. Но это и один из талантов, дарованных человеку Богом для его собственного спасения, как и прочие обязанности восприемников по отношению к духовным детям. Следующий общий с малышом шаг — совместное обращение к Господу.

Молитва крестной матери

Молитва крестной матери при крещении

Крестная мама при крещении стоит перед алтарем в храме и держит малыша на руках. Она дает Богу обещание, что воспитает малыша в православной вере и произносит молитву крестной матери при крещении – Символ веры. Этим она свидетельствует, что знает и понимает православное вероучение и готова передать свой духовный опыт крестнику или крестнице (читать текст молитвы крестной матери Символ веры).

Молитва крестной матери за крестников

Молитва крестной матери за крестников – ее главная обязанность. Кроме этого, в обязанности крестной матери входит регулярное общение с крестниками и наставление их в христианской вере, совместное посещение богослужений и причащение крестников. Крестная мама должна вспоминать своих крестников в молитве крестной матери, совершая молитвенное правило ежедневно. Если у вас нет привычки молиться дома, попробуйте это делать хотя бы вечером. Это совсем не сложно: просите здоровья и успеха в мирских делах за себя и своих ближних, попросите помощи в духовной жизни и поблагодарите Господа за все, что дал вам прошедший день.

Молитва крестной матери за крестницу

Древних молитв первых христиан за крестников не сохранилось, в стандартный молитвослов они не входят. Можно читать любую молитву о детях, добавляя только, что они крестные. Вот примеры молитв:

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца крестницы моей (имя), огради ее страхом Твоим Божественным, удержи ее от дурных наклонностей и привычек, направь ее на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь ее всем добрым и спасительным, устрой судьбу ее яко же Ты Сам хочеши и спаси душу ее ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Крестнице (имя) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

Боже, мой милостивый и небесный Отче!

Помилуй мою крестницу (имя), за которую смиренно молю Тебя и которую предаю на Твое попечение и защиту. Вложи в нее крепкую веру, научи ее благоговеть перед Тобою и удостой ее крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь ее, Боже, на путь истины и добра, чтобы она все делала во славу Твоего имени. Научи ее благочестиво и добродетельно жить, быть доброй христианкой и полезным человеком. Дай ей здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь ее от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи ее к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы она со всеми праведными всегда благодарила Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.

Молитва крестной матери за крестника

Можно читать те же молитвы и за крестника:

1. Молитва крестной матери за крестника, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца крестника моего (имя), огради его страхом Твоим Божественным, удержи его от дурных наклонностей и привычек, направь его на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь его всем добрым и спасительным, устрой судьбу его яко же Ты Сам хочеши и спаси душу его ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Крестнику (имя) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

2. Молитва крестной матери за крестника преподобного Амвросия Оптинского:

Боже, мой милостивый и небесный Отче!

Помилуй моего крестника (имя), за которого смиренно молю Тебя и которого предаю на Твое попечение и защиту. Вложи в него крепкую веру, научи его благоговеть перед Тобою и удостой его крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь его, Боже, на путь истины и добра, чтобы он все делал во славу Твоего имени. Научи его благочестиво и добродетельно жить, быть добрым христианином и полезным человеком. Дай ему здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь его от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи его к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы он со всеми праведными всегда благодарил Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.

Автор статьи: Татьяна Ратникова, теолог-религиовед

Популярные товары

Бесплатная доставка по Москве при заказе свыше 3 000 рублей

Привозим товар на выбор

Если вам понравилось несколько вещей, и вы не можете сделать выбор по картинке, закажите до трёх изделий и наш курьер привезет их вам на выбор

При доставке курьером у вас есть возможность примерить одежду перед покупкой и купить только те вещи, которые вам подошли

Скидки каждому покупателю

Каждый покупатель получает Скидку от 0,5 до 5% .

Оплата после получения

Предлагаем все популярные способы оплаты : от наличных до банковских карт и электронных кошельков.

Подарки для всех

Крещение.ру дарит подарки каждому покупателю

Мы очень внимательны к пожеланиям всех наших покупателей

Мы гарантируем качество продаваемых товаров. В случае выявления заводского брака или скрытых дефектов мы возьмем на себя все затраты

Лояльные условия возврата

Магазин в Москве

Имеем свой магазин в Москве, рядом с метро “Ботанический сад”

Сервис и помощь:

Каталог товаров:

О компании:

Присоединяйтесь:

Мы принимаем:

Мы доставляем:

© 2014 – kreshchenie.ru. Все права защищены.

Перепечатка материалов в интернете разрешена при условии наличия

Простые вопросы. Мои вторые родители

(статья из журнала "Православный вестник", издательство Екатеринбургской епархии, сайт журнала orthodox-magazine.ru)

Есть православные люди, которых сегодня ищут «днем с огнем» – это крестные для ребенка. Лет 20 назад крестным мог стать любой, быстро найденный перед совершением таинства крещеный человек. Главное, чтобы он в принципе был! Сегодня же отношение к крестным изменилось. Найти таких людей сложно, ведь, по мнению современных христиан, они должны быть крепки в вере, должны молиться, жить полноценной церковной жизнью, воспитывать крестника в вере. Но даже если родителям посчастливилось «выследить» потенциальных крестных в среде прихожан своего храма, то предстоит еще уговорить их принять на себя ответственность за крестника. Все главные нюансы взаимоотношений крестных и крестников, а также их родителей мы решили обсудить с протоиереем Евгением Попиченко.

О. Евгений, кто же такие крестные?

Мне очень нравится мнение о. Андрея Кураева о крестных. Он говорит, что крестный – это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, сорадуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Например, вопрос жизни и смерти, вопросы взаимоотношений между полами и тому подобные. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… мне трудно вспомнить из истории пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости.

Вообще, трудно проследить, когда в обязанности крестного стала входить обязанность воспитания. Ведь изначально крестные были просто свидетелями верности крещаемого.

Святой Ипполит Римский (конец II — начало III века) упоминает восприемников (или крестных) в качестве людей, которые приводят к епископу желающего креститься. В III веке «Дидаскалия» (Наставление апостольское), несколько позже «Апостольские постановления» увязывают лицо воспринимаемого с половой принадлежностью восприемника: восприемником мужчины является диакон, восприемницей женщины – диакониса. Восприемники становились поручителями (от греч. «anadochos» – поручитель за должника), которые ручались за чистоту жизни и серьезность намерений желающего креститься.

Неизвестно, обязан ли был восприемник участвовать в жизни своего крестника после крещения. Если крестился ребенок, то его поручителями становились его верующие родители. И только в V веке, когда крещение детей стало распространенным явлением, начал развиваться институт восприемничества, а также появились и представления о «духовном родстве» крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей. При этом восприемник оставался поручителем, а задача воспитания лежала на родителях ребенка. В крещении участвовал лишь один восприемник, и только в XIV веке появился обычай приглашать двоих крестных родителей – по образу обычной семьи.

Какие требования предъявляются к крестному сегодня?

Интересный момент – требования к крестному могут предъявляться с двух сторон, со стороны близких ребенка и со стороны Церкви. У родителей младенца требования вытекают из мотивов выбора крестного. В своей практике я встречался с несколькими мотивами. Во-первых, в крестные приглашали обеспеченных, авторитетных в обществе людей, чтобы те потом помогли крестнику в решении жизненных ситуаций. С житейской точки зрения все очень правильно: ведь родители выбирают «родственника с перспективой» и для своего ребенка, и для себя. Но при этом, как правило, родители не смотрели на качества души человека, на то, живет ли он христианской жизнью или формально числится крещеным. Главное качество крестного в этом случае – мирская успешность. Главный мотив – корыстный расчет.

Во-вторых, это дружеский мотив: родители приглашают в крестные к детям своих друзей, чтобы дружба продолжалась и крепла. В-третьих, стать крестными приглашают родственников. Так было и раньше, в деревнях часто старшие братья и сестры, дядьки и тетки становились крестными. Это обеспечивало реальную помощь в воспитании детей. Но если раньше большие семьи жили вместе, или хотя бы рядом, то теперь родственник-крестный – это дополнительное укрепление слабых родственных связей современной семьи.

С точки зрения Церкви, главный критерий крестного – он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его воспитали для вечности, воспитали настоящим христианином. Вряд ли безбожные родители смогут уразуметь предназначение своего ребенка для вечности, развить данные ему Богом таланты, данные ему в крещении дары Святого Духа. Скорее, они духовно погубят его, ища для него мирского «счастья». Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей.

Но ведь часто отношение ко крещению у родителей магическое; они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. В истории Церкви есть прецеденты решений по вопросу крещения детей не-христиан. Например, в Византии не-христиане (язычники или мусульмане) обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей из суеверия («от крещеных детей будет отогнан злой дух»). Но такое крещение не признавалось действительным, потому что родители не верили православно (и потому не было исполнено евангельское требование «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16, 16), а воспринимали крещение своих детей как телесное лекарство и чародейство.

Крещение – это только возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это потенциальная возможность, зерно, для которого нужна хорошая почва.

О. Евгений, часто бывает так, что родители являются теми самыми «формальными христианами», «крещеными безбожниками», а бабушки – воцерковленными христианками. Бабушка хочет крестить своего внука, родители «в принципе не против». Они даже не против того, что бабушка водила бы внука в церковь к Причастию. Церковная жизнь для них непонятна, далека и безразлична. Можно ли крестить таких младенцев, возлагая ответственность за духовную жизнь не на родителей, а на бабушку и крестных?

К сожалению, это частая и драматичная ситуация. На одном из интернет-форумов, где обсуждалось крещение, мамаша высказалась так: «Я саркастически настроенная воинствующая атеистка, сама против крещения, но, видимо, родственнички меня «добьют». Пускай крестят, если хотят». То есть, родственники настаивают на своем желании крестить ребенка, исключая влияние родителей на его будущую духовную жизнь.

Так же показательно высказывание интернет-форумчанки: «Считаю это фарсом, крестить ребенка в неверующей семье. Так и объясняю родственникам. Все равно мы не дадим детям религиозного воспитания. Хотя пользу можно найти. Будут крестные – родственники, которых можно выбрать. Лишние подарки на праздники. ».

Некоторые церковные каноны намекают: нельзя крестить детей в неверующих семьях, то есть в тех семьях, в которых родители более трех воскресений подряд без уважительной причины не пришли на Литургию. В трудах мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского («Апостольское предание») говорится, что главнейшими условиями крещения являются волеизъявление (то есть сознательная решимость принять Христа в свою жизнь), вера и покаяние.

Эти условия на первый взгляд не актуальны для младенцев, принимающих крещение. Но ведь за детей эти условия должны соблюсти их родители. «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). А если родители живут без веры, воли на крещение своего ребенка они не изъявляли, да и покаяние для них «не актуально»? О каком крещении их ребенка может идти речь?

Не нужно забывать и об ответственности священника за крещение детей неверующих родителей: «Священник аще крестит турчину детищ. да извержется», то есть, будет лишен сана и будет нести ответственность перед Богом (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

Но есть и другое мнение некоторых священников. Они считают, что крестить детей неверующих родителей можно, как бы «на будущее». Как это? Имеется в виду кредит доверия, которое выдается такой семье в момент крещения ребенка: «Мы вашего ребенка крестим, а может быть, потом Бог и вас к Себе приведет и ребеночка вашего оградит от всяческих бед». И вроде бы все логично, но нужно обязательно помнить, что крещение – это вызов дьяволу, вызов, после которого ребенка нужно научить борьбе со злом. Крещение – это начало войны, выдача оружия (даров Святого Духа). Конечно же, Господь поддержит человека в этой войне, но только в том случае, если человек пребывает в единстве с Богом. В случае же формального крещения без последующего научения духовной жизни, без поддержания единства с Богом ребенка просто безоружным сдают врагу рода человеческого. Подготовка к этой борьбе и ложится на плечи родителей и крестных: это и принесение, а затем и подготовка ребенка к таинствам, и молитва в храме, и ежедневное-ежечасное питание ребенка правильным духовным настроем (воспитание).

Вот два момента, которые нужно помнить в связи с крещением. Первое – человек выходит на бой. И второе – в крещении человек получает дары Святого Духа, которые нужно возрастить, а не растерять. Идеальная ситуация – когда крестных находят из той же духовной семьи, в которой живут и родители, то есть из одного прихода. Потому что если у людей есть единство веры, если они вместе молятся, то это самая надежная основа для взращивания души ребенка.

Но вернемся к конкретной ситуации, описанной в вашем вопросе. Если ребенок живет у бабушки (как это часто бывает, когда родители отдают дитя на воспитание бабушке, так как у них «на него времени и сил не хватает»), то крещение допустимо. А если бабушка живет отдельно и иногда приходит понянчиться с внуком, то ситуация кардинально иная. В таком случае, каково влияние бабушки на духовную атмосферу в семье? Способна ли она не просто быть бабушкой, но еще и восполнять несознательность в вере родителей? Возможно ли будет крестному участвовать в воспитании? Вот будет он иногда приходить и что-то о Боге или заповедях говорить, будет ли от этого эффект, если ребенок впитывает иной образ жизни? Выдержит ли он войну с сатаной?

За маленького ребенка вызов сатане бросает крестный. Он же приносит за него крещальные обеты, которые в сознательном возрасте ребенок должен подтвердить (подтвердить, что он верный христианин). Можно ли сказать, что дьявол будет бороться именно с крестным, пока ребенок не войдет в сознательный возраст? И насколько же, все-таки, тесной является духовная связь между крестным и крестником?

Если позволите, в ответ я процитирую слова святого Иоанна Златоуста. В одной из своих огласительных бесед святитель так объясняет роль восприемника: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность.

Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Итак, своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем.

А если, несмотря на все усилия родителей и крестных, ребенок по достижении сознательного возраста крещальных обетов не подтверждает, но позиционирует себя атеистом или язычником, говоря: «меня не спрашивали, хочу ли я креститься!». В таком случае ответственность с крестного снимается или, напротив, усугубляется?

Никто с крестного и с родителей ответственности за ребенка не снимает. Но и не надо отчаиваться и опускать руки. Ведь человек будет отвечать перед Богом уже после своей смерти. А до этого момента всегда есть возможность повлиять на ситуацию. И не нужно забывать, что Господь смотрит не столько на результат, сколько на усилия. Насколько крестный пытался вразумить крестника, как участвовал в его жизни, усердно ли он молился за свое чадо, стремился ли он исправлять свою жизнь?

Именно поэтому крестный должен четко и трезво оценивать свои силы в вопросе количества крестных детей. Скольким крестникам он может реально уделять время, водить в храм, общаться? У нас же часто люди воспринимают приглашение в крестные как награду, как признание их добропорядочными христианами. В этой ложной позиции не просто заблуждение и не осознание ответственности, но и огромная доля тщеславия: «Вот какой я хороший! Меня уже третий раз в крестные позвали!». И не думает такой человек, что за каждого ребенка он будет давать ответ…

Вот я это говорю, и сам внутренне содрогаюсь, потому что у меня множество крестников, которых я теперь даже и не знаю, и не вижу, и не общаюсь с ними. Только среди наших прихожан у меня двое крестников. При этом священник как бы автоматически становится восприемником и для тех детей, которым родители не нашли крестных. То есть, у меня, наверное, несколько тысяч крестников… и за всех нужно будет давать ответ.

Я иногда людям перед крещением задаю вопросы: «Зачем вы хотите креститься или крестить ребенка? Какую роль в вашей жизни играет Христос? Как вы к Нему относитесь? Хотите ли вы действительно жить по-христиански?». Люди обычно как-то «зависают», не могут ответить. Видимо, эти вопросы даже не возникали в их головах.

А правильный ответ может быть только один: «Я долго искал Истину. И однажды я открыл Евангелие и узнал Истину, поэтому я хочу стать учеником Христа». Все остальные мотивы слишком пошлые, чтобы принимать это Таинство. Ведь Христос не для того пришел в мир, чтобы нам «везло и было легче жить», «чтобы грыжа у ребеночка рассосалась», чтобы нас «никто сглазить не мог». Крещение – это погружение в смерть Христову, чтобы потом во Христе воскреснуть. Если человек готов за Христа умереть – это серьезный мотив, который, к сожалению, есть у единиц современных людей, пришедших креститься. Тогда как в первые века христианства люди как раз с такими мотивами и приходили к купели, осознавая, что завтра их могут за Христа убить. Все это я напоминаю людям перед крещением.

И какова реакция? Кто-нибудь передумывал креститься?

Реакция – шок. Но пока никто не передумал. Люди осознают, что они совершенно не готовы к новой жизни, к новой ответственности, они не уходят… хотя это было бы понятно, правильно и честно.

Часто потенциальные крестные как раз и отговаривают подобных «верующих» креститься или крестить детей, говоря: «Зачем вам это нужно, ведь вы не будете жить по-христиански. Поймите ответственность». Правильно ли они делают?

Конечно, правильно, потому что вера и жизнь с Богом могут осуществляться только при условиях осознанности и свободы. Если человек не понимает, что он делает, то он уже недееспособный человек. К сожалению, в духовной жизни у нас множество людей именно недееспособных. Поэтому правильно будет, если мы призовем их к серьезности, ведь и Господь в Евангелии все время призывает человека к серьезности жизни: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14)

Батюшка, как крестному нести ответственность за ребенка в такой ситуации: родители до определенного момента не были против церковной жизни своего ребенка, они иногда даже привозили его на Причастие, сами не воцерковлялись, а были «издалека сочувствующими». Ребенку исполнилось 7 лет, и оказалось, что без исповеди его не причащают. Родители, не желают входить в церковную жизнь и даже слышать о ней, перестают даже изредка привозить ребенка в храм, отвечая на недоумения крестного так: «У каждого свой путь в жизни».

Одна из основных задач крестного – воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Насколько он сможет повлиять на еще неустойчиво-сочувствующее сознание людей, насколько у родителей есть к нему доверие как к христианину? Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение – это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей – это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

Но ведь в момент крещения и сами крестные могут быть еще не воцерковленными и лишь со временем осознать значимость произошедшего и полноту ответственности…

То есть, человек сглупил? Что делать? Во-первых, нужно искренне покаяться, что крайне небрежно отнесся ты к Божьему делу. Господь на тебя надеялся, как на Своего помощника, а ты не исполнил данного тебе Богом послушания. А во-вторых, несмотря на то, что и пути крестного с родителями вроде бы разошлись, и ценности теперь разные, но остается очень важная миссия – молитва за крестника и его родителей.

В качестве некой епитимьи человек может каждый вечер делать земной поклон с молитвой: «Господи, прости меня, грешного и нерадивого, Ты мне поручил отроча сего, а я не исполнил послушания. Спаси и помилуй крестника моего, вразуми и его родителей, направи их по истинному пути». Бывает же и другая уродливая ситуация: родители воцерковляются, а крестный их ребенка продолжает блуждать в неверии. Тогда родители могут взять на себя покаянный молитвенный труд за своего крестного.

Сегодня в силу того, что проходят огласительные беседы перед крещением, некоторые родители решают серьезно подходить к этому Таинству. Но бывает так, что у человека, который только начал воцерковляться и желает крестить ребенка, просто еще нет крепких в вере православных друзей. Он один. Где взять крестного?

Но он там еще никого не знает.

Значит, нужно узнать. Значит, нужно стать живым прихожанином приходской семьи. У нас, в Пантелеимоновском приходе, часто бывает так: молодые семьи приглядываются друг к другу, начинают близко общаться и потом просят стать восприемниками у своих детей. И вроде бы человек не является родственником или близким другом, но впоследствии они становятся одной духовной семьей. И хочется надеяться, что и через десять, и через двадцать лет они так же будут дружить и общаться, и их дети вырастут, как братья и сестры.

Вот естественная ситуация: крестный, крестник и его родители живут в одном храме, каждое воскресенье крестный подносит свое дитя ко Святому Причастию. Я вообще не представляю, как можно нормально воспитывать детей вне церковной общины. Не случайно же св. Кирилл Александрийский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Кто от таинств Церкви не питается, кто не любит ее, тот никогда не будет христианином.

Давайте посмотрим на эту же ситуацию глазами потенциального крестного. Допустим, я с человеком не знакома, близко мы не общаемся, да и, честно сказать, не очень хочется возлагать на себя ответственность за ребенка. Но человек просит… как мне быть?

С одной стороны, не нужно сразу же соглашаться или отказываться. Нужно присмотреться друг к другу, сходить в гости, пообщаться. Ведь это замечательная возможность найти братьев во Христе. Многие люди сегодня как раз жалуются, что у них очень маленький круг общения и единомышленников. Вот для тебя замечательная возможность. И еще более замечательная возможность – расстаться со своим себялюбием и ленью. Что значит «не очень хочется возлагать что-то на себя»? Как христианин боится брать на себя ответственность? А если это важно и для людей, и для спасения твоей души? Ведь христианин как раз и пришел в мир, чтобы исполнять волю Божию, чтобы отдавать себя другим людям в трудах и жизни по евангельским заповедям.

С другой стороны, есть церковная иерархия и мудрое правило добродетельной жизни – жизнь по совету. У каждого христианина есть духовный наставник, священник, который поможет определиться с тем, хватит ли у тебя сил душевных и телесных, чтобы взять на себя обязанности крестного.

Если ты и отказываешься, то не потому, что по ложному смирению считаешь себя «недостойной грешницей», а потому, что духовник твой, видя твои немощи, не советует тебе браться за труды крестного. Вместе с духовником нужно взвесить все «за» и «против», определить, воля Божия или искушение то, что тебе предлагается – а затем спокойно делать то, что ты должен делать.

В конце концов, все мы «скованы одной цепью, связаны одной целью», если один спасается, то спасаются и все, кто с ним связан принадлежностью к Телу Христову, к Церкви.

Есть такой момент в жизни прихода, когда абсолютное большинство прихожан не могут сдержать радостных улыбок – это воцерковление малышей. Когда батюшка предлагает помолиться за новокрещеное дитя, затем берет его на руки, вносит в алтарь и, выйдя на амвон, торжественно поднимает, показывая всем прихожанам нашего нового ребенка. Когда мы наблюдаем воцерковление, в душе рождается и радость, и мир, и любовь.

Да, мы делаем это для детей наших прихожан, ведь это действительно наш новый ребенок. Детей родителей, которые не являются нашими прихожанами, мы не воцерковляем таким образом, ведь для них это формальный обряд, лишенный смысла. Они просто ставят себя в положение «вне семьи», которую они не знают и знать не хотят. Другое дело – прихожане, которые уже члены «нашей семьи».

В таком случае, можно ли сказать, что община и является восприемником для крещаемого?

Это и должно быть нормой. Приход – семья, где каждый связан с другими членами, где есть любовь, сопереживание, помощь, поддержка, воспитание, где все вместе решают общую проблему, где радость также общая. В такой семье человек никогда не останется один. Святитель Филарет Московский сказал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Потому и мы, если не хотим быть забытыми нашими детьми, должны сделать все, чтобы самим стать настоящими родителями.

Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные:

  • Крестными нельзя брать людей, у которых вы сами крестили детей, «потому что возвращается крест, а это очень нехорошо для вашего ребенка».
  • Девушке впервые нельзя стать крестной у девочки, но только у мальчика, иначе она замуж долго не выйдет, а потом еще и брак несчастливым будет.
  • Нельзя называть и крестить ребенка в честь мученика – жизнь будет тяжелой, мучительной.
  • Ребенок обязательно должен заплакать, когда его опускают в святую воду или поливают водичкой лицо – это хороший знак.
  • Беременная женщина не может быть крестной ребенка, иначе крестник умрет.
  • Нельзя отказываться, если предложили быть крестными родителями.
  • Имя, под которым крестят ребенка, нужно от всех скрывать, «чтобы знакомые не сглазили».
  • Все грехи ребенка автоматически становятся грехами и его крестных родителей
  • Крестить нужно только на 40-й день после рождения, так как он самый удачный!

Обязанности крестных и молитвы за крестников

(материал сайта azbuka.ru)

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

3. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

священник Михаил Зазвонов

Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

О воспитании детей добрыми христианами:

Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!

Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.

Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.

Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.

Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.

Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.

Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.

Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.

Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским:

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.

Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.

Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.

Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.

Ангелы Твои да хранят их всегда.

Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.

Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.

Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

  • 27 Октябрь 2017

Богослужения 23-29 октября

Пасхальный Крестный ход

Объявления

  • 26 Май 2017

Продолжается цикл воскресных духовных бесед

28 мая – "Православная аскетика для мирян"

Оценка 4.3 проголосовавших: 47
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here