Чудотворные слова: молитва на колива в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Порядок благословения колива.
Порядок благословения колива.
(Т. е. кутьи — вареной пшеницы или риса, смешанного с медом и украшенного различными сладкими плодами), которое в честь Господних праздников или святых или в память умерших приносится в храм. Если благословение совершается за вечерней, то после «Ныне отпускаешь…» Трисвятое по,; Отец наш…» Тропарь. Слава и ныне. Богородичен гласа тропаря; если же за Литургией, то после заамвонной молитвы поется тропарь и кондак. Диакон же, совершивши вокруг колива каждение, возглашает: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священик, став перед коливом, произносит молитву:
Господи Боже наш, все сотворивший Своим словом и повелевший земле произращать различные плоды для нашего питания и наслаждения! Ты в древности явил питавшихся овощами трех Вавилонских юношей и Даниила, более прекрасными тех юношей, которые питались царскою пищею. И теперь, Всеблагой Царь, Ты Сам благослови и эти семена с различными плодами и вкушающих их освяти, ибо рабы Твои принесли их для Твоей славы и в честь святого (имя) и в память скончавшегося в православной вере. Даруй же, Милостивый, украсившим эти семена и совершающим память (имя святого или скончавшегося) все просимое для спасения и удостой их наслаждения Твоими вечными благами, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и святого (имя), память которого мы совершаем, и всех Твоих святых. Ибо Ты все освящающий и благословляющий Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу с Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Народ: «Аминь». После этого богослужение заканчивается в обычном порядке.
Похожие главы из других книг
1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись)
1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1—3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в
Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона
Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона Кто бы сказал, для чего ныне поставляется среди церкви святое коливо и воспеваются над ним хвалебные песни в честь святого великомученика Феодора Тирона?
Порядок благословения нового дома, в котором хотят поселиться.
Порядок благословения нового колодца.
Порядок благословения нового колодца. Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…» Народ: «Царь Небесный»…
Порядок благословения пчел.
Порядок благословения пчел. Священник, придя на место, где стоят ульи с пчелами совершает обычное начало: «Благословен Бог наш..» читается Трисвятое по «Отец наш…» «Господи, помилуй»(12 раз). «Приидите, поклонимся..»(трижды) и псалмы: 50, 84- и 122, во время чтения которых
Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи.
Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи. Начало см. порядок благословения пчел стр. 227. После псалмов священник произносит молитву: «Предвечный, Всемогущий Боже, держащий в Своей руке все творение, обладающий небо и землею, и всем, что в них, и щедро
Благословения и проклятия
Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иса спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Ису и исцелиться от болезней. Те, кого
Глава 49 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА ВИНО И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»
Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»
Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО» 1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы не соответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА)
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза
Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние заня
Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,
Молитва на колива
Ритуал прощания
Перед поминальной трапезой обычно совершается заупокойная лития или читается молитва об усопшем, а сама трапеза начинается с вкушения кутьи (колива). В древности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вместе с кутьей в храм приносилось и вино, как обычный на Востоке напиток. В древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный национальный напиток — мед. Таким образом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой на которой поставлялось не только ястие, но и питие. Чин благословения колива напоминает имущим чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, чтобы они вообще усугубили свои добрые дела умножили милостыню всякого рода, совершая ее в память усопших, как бы отдавая их долг неимущим. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших — вот лучший способ праздничного поминовения их угодный Господу.
Самоубийц, за которых не может быть церковного поминовения, можно поминать в домашней молитве. Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, своему ученику Павлу Тамбовцеву, у которого отец окончил жизнь самоубийством, велел читать такую молитву: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя". Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине:
"Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом". О самоубийцах можно также читать "Канон о самовольно живот свой скончавших", составленный митрополитом Вениамином (Федченковым).
Древняя Русь при всей строгости своего отношения к поминовению усопших находила возможным молиться об избавлении от вечных мук умерших в иноверии. При этом на Руси прибегали к предстательству святого мученика Уара, который жил в Египте в конце III—начале IV века, в эпоху особенно жестоких гонений на христиан. Канон мученику Уару читали, главным образом, те, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православной Церковью. Причина, по которой в подобных случаях обращались именно к мученику Уару, состоит в том, что он вымолил у Господа прощение языческим предкам блаженной Клеопатры. Замечательный пример действенности личной молитвы можно найти в житии святителя Григория Двоеслова: когда он узнал, что давно умерший римский император Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, император остановился во всем своем вооружении и заступился за обиженную плову), то проливал потоки слез и молитве за душу этого человека и получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он подает надежду тем, чьи близкие умерли вне Церкви.
ПОМИНАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАПЕЗА
Поминальную трапезу устраивают родные и близкие покойного в дни поминовения: на 3-й, 9-й, 40-й дни, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем "преломлением хлеба".
В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).
В любые дни поминок читают молитву:
"Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой".
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».
В конце стола попросите у Бога за всех усопших:
"Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память".
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу:
"Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим".
Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.
Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды.
Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.
Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
Известно, что блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Блин — символ солнца и возрождения
жизни — в старину сопровождал человека всю его жизнь от рождения до самой смерти: роженицу кормили блином; блины были обязательны на свадьбе (только в конце стола); блины были обязательным угощением на весенний праздник Масленицу; блинами провожали и поминали усопшего. Пекли блины в старину, как правило, из кислого (дрожжевого) теста, из муки самой разной: гречневой, пшеничной, просяной, ячменной и даже гороховой.
Истинно русские блины пеклись из гречишной муки — это несравнимо более пышные блины, нежели из пшеничной муки, они имеют приятный кисловатый вкус.
Постные блины готовят без добавления сдобы (масла коровьего, яиц, сметаны, сахара и т.д.).
Для постных блинов потребуется: 4 стакана муки (гречневой или пшеничной, можно смешать оба вида муки), 4, 5 стакана молока, 20—25 г дрожжей, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю влить полстакана теплого молока и развести в нем дрожжи, добавить еще полтора стакана молока. При помешивании всыпать 2 стакана муки. Тесто хорошо перемешать, накрыть кастрюлю полотенцем и поставить в теплое место.
Когда тесто подойдет (увеличится в объеме в 2—3 раза), добавить в него остальную муку, молоко, соль, хорошо размешать и вновь поставить в теплое место. После того как тесто снова подойдет, следует выпекать блины, осторожно зачерпывая тесто, чтобы оно не опало. Сковороду обычно прежде смазывают одной чайной ложкой растительного масла.
4 стакана муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка сахара, 25—30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу.
Чин благословения колива
Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза в день памяти святого. Что такое Коливо1, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, т. е. предуказывает на воскресение, уподобляемое в Св. Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, Коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами. Совершается этот чин или на вечерне после Ныне отпущаеши, Трисвятого и тропаря с Богородичным, следовательно, на вечерне, не соединяемой с утреней в бдение, что видно и из замечания об окончании этой вечерни («Премудрость», «Благослови», «Сый благословен»), или на литургии после заамвонной молитвы.
Сводится чин, даваемый полностью в Служебнике, к освятительной молитве над коливом, которой предшествует прославление святого тропарем — на вечерне обычно положенным в конце ее, т. е. с Богородичным (воскресным), на литургии тропарем, нарочито вставляемым в это место литургии, в соединении (конечно, чрез Слава и ныне) с кондаком. Молитва предваряется и каждением диакона, разумеется, кругом колива, в ознаменование освящающей благодати Духа Святого. Начинаемая обычным приглашением «Господу помолимся» с «Господи помилуй», обращенная к Богу Отцу, молитва над коливом «Вся совершивый словом Твоим» просит Творца всего, и в частности растений, чудесно показавшего всю силу питательности их на Данииле и трех отроках, благословить предложенное и освятить вкушающих, так как это приношение рабов Божиих в славу Божию и в честь лучших рабов Божиих — воспоминаемого святого и скончавшихся в благочестивой вере; сверх того, молитва просит устроителям приношения и (всем) над ним совершающим память (святого) подать направленные ко спасению прошения и вечные блага по молитвам Богородицы, воспоминаемого святого и всех святых. После молитвы служба оканчивается обычно: вечерня, как указано выше, литургия с «Буди имя Господне».
В практике современной Русской Церкви коливо из святых приносится только в честь св. вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й Недели поста в воспоминание известной помощи его в пост христианам. Но обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику.
Возник чин, конечно, из агапы и представляет столь же важное преемство древности, как молитвы за оглашенных на литургии и многое другое в православном богослужении. Из описанных рукописей дается ркп. Моск. Синод. библ. № 335/391, л. 408. Чин доселе совершается в южнославянских церквах, особенно на храмовые праздники.
Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.
Молитва на колива
Случается, что на заупокойных литиях не поставляют кутью (не приготовили, например). Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?
Непременное благословение кутьи указано лишь в чине погребения, на панихиде или литье кутья приноситься лишь от усердия, если ее нет, то молитва не читается.
А. Емельянов пишет:
Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?
ответ – в вопросе. Если нет кутии – то зачем читать молитву и тем самым говорить БОГУ неправду .
Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях, кроме литий, которые служатся в будни после вечерни и утрени. Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем. И ещё забытое теперь правило ( конечно не всеми) на каждую службу кутию переменять. Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?
Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем.
Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.
Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях
Дайте, пожалуйста, ссылочку, где сказано, что на панихиде или литие непременно должна быть кутья.
Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?
Чуть Выше Вы сказали, что на отпевании читать эту молитву не следует. Относительно же чтения молитвы отдельно каждому усопшему не могу с Вами согласиться, ибо церковная практика говорит о том, что подобные молитвы читаются «общее всем» и лишь имена называются каждого, см., например, комментарии к чину крещения, там аналогичная ситуация.
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
А. Емельянов пишет:
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
Поскольку в самом чине погребения поклонения кресту перед целованием усопшего вообще не значится, но совершается лишь по обычаю, то как-то однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно – в каждой местности своя традиция в этом отношении. Но, думаю, что земные поклоны сильно замедлят само прощание с покойным, а стихер на последнее целование не так уж и много. Не вижу ничего предосудительного в том чтобы поклоны были поясные, мы ведь не всегда кланяемся перед крестом в землю, но нередко и в пояс.
У нас на Куьани так: Кресту в пояс, покойному – в землю.
Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.
В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения " Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:" ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: " По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно" (гл.30, с.418) Незабывайте кутия ставится в ПАМЯТЬ о умершем. А на литии её ставят, потому что лития есть малая панихида и отпуст на ней панихидный " Иже живыми и мертвыми" и у нас сей обычай неизменен. Так что обычай благословлять кутию на погребении новомодный и никто не хочет этого исправлять, а жаль.
Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.
А. Емельянов пишет:
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
Во многих местностях в соответствии с Ветковским уставом поклонения творят перед Богородичной иконой, а не Крестом. Два поклона в пояс прежде целования иконы и третий поклон земной после. Умершему же кланяются землю и целуют в венчик.
В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения " Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:" ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: " По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно" (гл.30, с.418)
Вы правы отчасти, действительно, если погребение совершается не на третий день, а позже или раньше, то Ваше утверждение будет верным, но с древности в Церкви был обычай на третины приносить кутию в память об умерших, а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия. Потому и молитву кутие внесли непосредственно в чин погребения (в потребнике ее действительно нет, есть в служебнике). О том, что на третины приношение кутьи было и в древности смотрите у св. Симеона Фессалоникитскаго (л. 313 об).
Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.
А вот у поповцев ставить кутью и на погребении – обычай старый, по крайней мере, у И.Кабанова-Ксеноса в Истории Ветковской Церкви этот обычай уже упоминается.
У нас такой обычай: мужчине мужскую икону (Спасителя, Николу), женщине – женскую (Богородицу), если в храме прощаются то ставят на налой с левой стороны, а если дома, то кладут икону в гроб в ноги покойному, подстелив новый плат, перед целованием два поясных, после земной, потом обходят гроб, перекрестясь целуют крест, кот., на персех и венчик, а потом кланяются в земь со словами: Прости мя Христа ради и благослови и помяни у престола славы Христа Бога нашего во царствии небеснем.
а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия
савин зарегистрироваться не хотите, а то все ваши сообщения проходят через премодерацию, могут и теряться сообщения нечаянно.
Старообрядец, приемлющий Христопреданное священство Белокриницкой иерархии.
Спаси Христос всех за сообщения и ответы! С наступающим праздником Богоявления, братие!