Молитва на шелпек

Чудотворные слова: молитва на шелпек в полном описании из всех найденных нами источников.

Шелпек

Мука пшеничная – 2,75-3 стак.;

Масло растительное (для жарки)

Из воды, соли и муку заместить крутое,тугое тесто

Дать тесту отдохнуть минут 10.

Разделить на 7-9 частей.

Раскатать в тонкие лепешки,толщиной 2-3мм.

Толстостенную сковороду хорошо разогреть,налить масло, примерно на палец высотой.Раскалить. Выложить лепешку и жарить 3-4 секунды, поворачивая по кругу вилкой.

Перевернуть и жарить так же 3-4 секунды.

Выложить на салфетку, чтобы впитались излишки масла.

Можно подать к чаю, а можно завернуть в них разнообразную начинку.

Шелпек- традиционные лепешки (хлеб) народов Средней Азии, которые жарятся в хорошо разогретом масле.Есть разные разновидности шельпека: хрустящие, мягкие сдобные или же наоборот, не сдобные .

Прочитав несколько различных рецептов,остановилась именно на этом,очень уж мне понравилось,как Галиюша (автор рецепта) душевно ,рассказывает о казахском шелпеке, сразу возникло желание приготовить!

“Она велика От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша. “Приветствую Вас, Друзья Мои. Сегодня я к вам с еще одним национальным рецептом – Шелпек по-казахски! Расскажу-ка я вам про лепешку-шелпек! Шелпек- это мучное изделие, одна из разновидностей хлеба,круглой формы. Обычно выпекается в глубокой сковороде, реже в тандыре. Шелпек можно готовить из разного теста, на молоке, из слоенного теста (каттама), пресного или дрожжевого теста, но обязательно в большом количестве масла. Тесто раскатывают в тонкую круглую лепешку, быстренко обжаривают ее в масле, всего несколько секунд, и это называется шелпек. У каждой нации есть свой шелпек, только назывется он везде по разному: лаваш, хычин, лакум, пьядина, тортилья, лепешка,каптама, чаппати, кадзюри, и т.д., Однако, шелпек это не только круглая лепешка, это еще и национальное, специальное блюдо. В основном, шелпеки пекут на религиозные праздники (айт, например), на торжественные мероприятия,на пятничный намаз. Хотя его пекут и по таким событиям, считается, что нет никакой его причастности к религии и к исламу. В древности шелпек всегда был символом Солнца.Это исходит еще с того времени, когда люди стали поклонятся солнцу,Во времена Зороастризма. Вот тогда -то,люди в знак поклонения Солнцу и стали печь шелпек. С проникновением Ислама казахи не прекратили печь традиционный шелпек.И сейчас некоторые строгие приверженцы ислама среди казахов требуют искоренить не принадлежащие к исламу традиции. Однако, приготовление шелпека для казахского народа, это уже не религиозное явление, а часть культуры, и один из главных видов казахской кухни! А вот так пеку я шелпек, мы его немного модернизировали, и родным очень нравится! Пекут шелпек на религиозные праздники по 7 или 9 штук, в зависимости от региона! В Южном Казахстане, например, пекут 7 штук, в Северных же 9. Мы же печем три раза по семь, это для гостей. хотя и живем в ближе к северной части, (семья моего мужа из Южного Казахстана). Для дома по пятницам,достаточно и семи штук, Хотя сам по себе шелпек оочень вкусен, и сытен, особенно с традиционным чаем, все-же интересней его есть с чем-то

Казахские лепешки шелпек: рецепт приготовления

У каждой национальности есть своя гордость: костюмы, песни, традиции и, конечно же, кухня. Самое почетное место на кухне каждого народа, безусловно, занимает хлеб. Для кого-то это просто еда, для других – объект поклонения, символ плодородия и богатства. У казахов таким символом является шелпек – тонкая лепешка, жаренная на большом количестве масла.

Что такое шелпек?

Так называют лепешки из разного вида теста, жаренные в большом количестве жира на сковороде, которые заменяют хлеб. Шелпек по-казахски бывает мягким и сдобным из дрожжевого теста, а бывает и пресным, с хрустящей корочкой, приготовленным из воды и муки. В разных кулинарных традициях мира имеются похожие лепешки: в России – «хворост» из-за хрустящего теста, порезанного на полосы, на Украине – «ушки», называемые так из-за мягкости готового изделия из дрожжевого теста, крупук – в Индонезии, чалпак – в Узбекистане, лангоши – у венгров.

Вот только у казахских лепешек есть особенность – жарят их лишь в специальные дни, на большие религиозные праздники или на поминки, поэтому рецепт шелпека ревностно передается в роду как семейная реликвия. У каждой хозяйки кухни имеется своя изюминка в приготовлении.

Рецепт на молоке

Шелпек, приготовленный таким способом, считается одним из самых дешевых. Это если не считать рецепта на воде.

Для приготовления семи лепешек на сковороде необходимо взять пол-литра теплого молока, растворить в нем щепотку соли и большую ложку сахара, добавить три столовые ложки подсолнечного масла и соды на кончике ложки, погашенной уксусом, также можно использовать кристаллы лимонной кислоты на кончике ножа. Перемешать массу до однородного состояния и понемногу всыпая муку, замесить упругое, тугое тесто, которое скатать в шар и оставить в тепле на полчаса.

Тесто делится на семь равных частей, из которых раскатываются круглые лепешки толщиной не более 6-7 мм. Жарятся на сковороде в кипящем масле до румяного цвета шелпека. Важно следить за тем, чтобы они не пригорали, так как пекутся практически мгновенно, поэтому огонь плиты лучше сделать меньше.

У казахов выпечка шелпеков – это целый ритуал с песнями, молитвами во здравие, на который собирается вся большая семья: одни готовят тесто, другие раскатывают его, а самые младшие стоят у плиты, вилкой вращая жарящийся в масле шелпек.

Для приготовления понадобятся такие ингредиенты:

  • 500 грамм пшеничной муки;
  • 1 стакан кефира;
  • 100 грамм воды;
  • 1 ст. ложка сахарного песка;
  • 1 ст. ложка рафинированного подсолнечного масла;
  • 1 ст. ложка сухих дрожжей;
  • щепотка соли и растительное масло для жарки.

Как становится ясно из необходимых продуктов, этот рецепт шелпека является дрожжевым, но готовится это не совсем привычно: отдельно смешиваются сухие составляющие и жидкие, а затем просто перемешиваются в одной миске, пока не замесится ком теста, который помещают в закрытой посуде в теплое место на полтора-два часа для работы дрожжей.

После того как тесто внушительно вырастет в размерах, раскатывают его в жгут и делят на 8-10 частей, каждую из которых с помощью скалки превращают в тонкий (5 мм) пласт круглой формы. Если края не удалось сформировать ровно, можно использовать большую крышку от кастрюли или тарелку, положив ее на тесто и ножом очертив круг.

Наколоть в нескольких местах каждый шелпек или слегка надрезать ножом. Жарить лепешки на сковороде в кипящем масле, выкладывая на бумажные полотенца, чтобы впитывался лишний жир.

Каттама – родная сестра шелпека

Лепешки, приготовленные таким же способом, но из слоеного теста называют каттама-шелпек. Рецепт довольно прост, как для «слоенки»: смешать по половине стакана воды и молока, добавить щепотку соли и столовую ложку сахара. Замесить тесто, добавляя муку до упругого состояния (около 700 грамм), дать ему полежать десять минут и затем раскатать как можно тоньше в большой пласт, смазать маргарином. Кстати, казахи при ритуальной выпечке шелпеков применяют курдючий жир.

Сложить пласт вчетверо, раскатать и повторить этот процесс минимум три раза. Затем раскатанный пласт скрутить рулетом, по кругу обвернуть полиэтиленом и отправить в холод минимум на пять часов.

Далее готовое слоеное тесто разделить на небольшие части, из которых раскатать тонкие лепешки толщиной не более двух-трех миллиметров. Сделать ножом небольшие разрезы по поверхности шелпека: это необходимо для того, чтобы лепешка при жарке слишком не вздувалась, хотя иногда приходится дополнительно прокалывать пузырьки теста, когда они надуваются, так как лепешка теряет свою форму.

Еще теплыми каттамы сложить высокой стопкой и подать к столу: хрустящее слоеное тесто чем-то напоминает турецкую медовую пахлаву, только не такое приторное.

Веганский вариант казахских лепешек

Из стакана воды, щепотки соли и трех стаканов муки замесить крутое тесто, длительно разминая его руками. Дать ему полежать в тепле около пятнадцати минут и затем поделить на небольшие кусочки, каждый раскатать скалкой в тоненький пласт толщиной не более трех миллиметров. Желательно не увлекаться мукой при раскатке, так как она будет оседать при жарке, и масло начнет дымить и быстро станет прогорклым, что отразится на вкусе.

Жарятся лепешки очень быстро, буквально за несколько секунд на каждой стороне, при этом казахи это делают, вращая тесто на сковороде вилкой и выкладывая на бумагу, чтобы тесто не впитывало масло. Такой рецепт шелпека часто используется веганами и людьми, соблюдающими христианские посты.

С чем едят казахские лепешки?

Если обратиться к истокам казахской традиции, то шелпеки ели сами по себе, как часть религиозного верования: прием в пищу кусочка лепешки, символизирующей солнце и жизнь, считался хорошим знаком. Их не едят, как славяне, обмакивая в мед или варенье, или как мексиканцы, заворачивая овощи, мясо или рыбу в мягкий кусок теста. Вкушая чистый шелпек и вознося молитву во здравие, каждый казах таким образом поддерживает древнюю традицию, идущую из глубины веков.

Если же приготовление шелпеков и вероисповедание не имеют ничего общего – просто пришелся по душе необычный рецепт, то казахские лепешки можно есть с чем угодно, так как они нейтральны по вкусу, как хлеб: от сладких соусов, джемов и кремов до соленых, острых и пряных блюд.

Молитва на шелпек

Ассалам алейкум! Традиция печь и раздавать семь лепешек по пятницам, сохранившаяся со времен наших бабушек и уходящая корнями в далекое прошлое, существует и сейчас. Несомненно, сауаб, от прочитанного Корана в честь усопших, будет. Однако, насколько правильно печь лепешки и почему именно семь? Ведь некоторые убеждены в том, что это является обязательным? Очень жду ответ на свой вопрос. Да будет доволен вами Аллах. Заранее благодарю.

Уаалейкум ассалам! Точных сведений об истоках традиции печь лепешки по пятницам, прочно укоренившейся в казахском народе, мы не нашли. Однако, предполагаем, что за простым на первый взгляд действием как раздача лепешек, скрывается глубокий смысл. А именно, это вид садака, совершаемый за покойного. Раздавая еду (лепешки-шелпеки) от имени ушедшего в иной мир, люди надеятся, что сауаб, будет записан на покойного и облегчит его участь в Вечной жизни. С этой точки зрения, данное действие не противоречит шариату. Потому что в Исламе принято совершать благие дела от имени усопших, посвящая их покойному, надеясь, что воздаяние за них будет покинувшему мир.

Но почему количество лепешек определено цифрой семь? Это может объясняться тем, что в Исламе немало постулатов, связанных с цифрой семь. Например, семь условий имана – вероубеждения, семикратный обход Каабы, семь раз же нужно помыть место, куда попала слюна собаки. И не исключено, что количество лепешек ассоциировано с перечисленными понятиями.

В любом случае, говорить о том, что жарить и раздавать лепешки – явный ширк и противоречит нашей религии, не приходится. Потому что раздающий их, совершает это, надеясь и прося за усопших родных и близких, и ни в коем случае не прося у ушедших в мир иной защиты или помощи. К тому же, шелпек является одним из блюд национальной кухни казахов. И делиться с едой, посвящая воздаяние за садака покойным – благое дело. Истина же ведома лишь Аллаху!

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

Жеті шелпек «языческий обряд»?

Я недавно нашла прекрасный текст про жеті шелпек. Меня так тронул этот текст своим «казахским духом» что я решила без изменений вставить его в свой блог. Думаю он тоже Вам понравится и откроет Вам то видение и значение жеті шелпек для казахов который сохранился и по сей день.

Текст был взят из статей сайта Отукен. Написала этот текст Зира Наурызбаева — за что большее ей спасибо!

Вместо введения: Несколько слов о “языческом” обряде “жетi шелпек”

Моя подруга, происходящая из глубоко религиозной семьи (ее дед, несмотря на бедность, трижды пешком совершил хадж в Мекку), отвела сына-подростка в кружок по изучению арабского языка.. Уже через несколько занятий сын “просветил” ее: обычай печь семь поминальных лепешек не является мусульманским. Это языческий обряд, не приличествующий истинным мусульманам, т.е. подлежащий искоренению…

Печь поминальные лепешки меня учила моя бабушка. Тесто следует месить ритуально очистившись, в благоговейном сосредоточении, вспоминая добром покойных родных. Так же, соблюдая чистоту помыслов и чувств, раскатывают семь лепешек. Опуская лепешку в раскаленный жир, следует каждый раз произносить “Бисмилля” – “Во имя Аллаха” и вспоминать кого-то из предков, мысленно прося у Всевышнего милости для него. Жаря последнюю лепешку, следует просить у Аллаха милости для всех покойных душ, нуждающихся в ней, — персонально неупомянутных предков, всех казахов и всех мусульман вообще. В таком же благоговейном настроении после молитвы едят поминальные лепешки со словами “Тие берсiн” – “Пусть достигнет”. Считается, что если живые угощаются лепешками, то души покойных подкрепляются их запахом, запахом раскаленного жира. Поэтому обряд этот также называют “Иiс шығару” – “Испускать запах”.

Получилось так, что в декабре кризисного 1991 года, когда зарплата не выплачивалась по полгода, а по карточкам народу выдавались буквально крохи, да и то нерегулярно, у нас дома не было достаточно жира, чтобы испечь лепешки в годовщину смерти дяди. Отчаявшись, я спросила у бабушки:”Әже, если я испеку хлеб в духовке, будет ли обряд исполненным?” Со слезами на глазах она сказала:”Конечно, айналайын. Лишь бы помыслы твои были чисты. Это самое главное!” Через 10 дней она и сама отошла в мир иной. Приходившие выразить соболезнование женщины – родственницы, подруги, соседки, сослуживицы,– без слов понимали ситуацию, и каждая из них приносила на кухню кто полпачки маргарина, кто растительное масло на дне банки, кто немного перетопленного бараньего жира, чтобы в день похорон мы на каждый стол смогли положить по семь ритуальных лепешек. Чтобы могли исполнить обряд, сохранившийся даже в самых обрусевших городских семьях. Обряд – обращение к памяти дорогих людей, который как молитва для любой казашки.

Да, обряд этот по своему происхождению неарабский. Корнями он уходит в домусульманское прошлое тюркских народов. Но его изначальный высокий символизм ясен и до сих пор. Положенные друг на друга семь круглых лепешек символизируют семь слоев неба или семь небес, о которых упоминается и в Коране. Одно из именований Аллаха – Господь семи небес. Представление о том, что духи питаются запахами также некогда являлось общераспространенным. Этимологически понятие “дух” во всех языках связано с понятиями “воздух”, “ветер”, “дуновение”, “запах”. И если русский поэт в Х1Х веке писал :”Там русский дух, там Русью пахнет”, то казахи еще до сих пор говорят “Иiсi қазақ” в смысле “Казахский по духу”.

Возможно со строго религиозной точки зрения грехом является идея питания душ покойных, если ее интерпретировать как жертвоприношение аруахам, тогда как жертва должна приноситьcя только Богу. Но обряд давным давно получил переосмысление в мусульманском духе. Это выражается не только в словах “Бисмилля”, в чтении суры Корана, в просьбе к Аллаху быть милостивым к поминаемым. Суть обряда в том, что души покойных получают от потомков не просто “питание” в форме запаха, но поддержку благодаря молитвам, которые ради них потомки обращают к Всевышнему.

Запах и молитва – вещи не столь противоположные, как может показаться. Ведь еще Пророк в известном своем высказывании сопрягает их, намекая на способность запахов пробуждать в душе чувство высшего, тягу к запредельному совершенству:”Запахи и женщины являлись тем, что дорого для меня, и прохлада давалась моим глазам только в молитве”. Конечно, любимые Пророком благовония и запах раскаленного бараньего жира несколько отличаются. Но агнец – жертвенное животное большинства традиций. Как заметил Кашаган-жырау:”Овца пришла к нам из рая”. А светильник, в котором горит бараний жир, и лампада, наполненная маслом оливкового дерева, за то благословенного в Коране, — лишь географические и национальные варианты одного символа.

Анализируя столь близкое тенгрианству мировоззрение североамериканских индейцев, Ф. Шюон пишет: «В большинстве религий благовония являются «человеческим ответом» на Божественное Присутствие, и дым ознаменовывает «духовное присутствие» человека перед Лицом сверхъестественного Присутствия Бога, как об этом свидетельствует заклинание ирокезов: «Слава тебе! О сотворивший все Вещи, услышь наш голос. Мы повинуемся твоим Повелениям. Сотворенное Тобою возвращается к тебе обратно. Дым священной травы возносится к тебе, из чего видно, что мы говорим правду».

Обряд “жетi шелпек” – сохранившийся фрагмент древней традиции, о которой сказано:”Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются” .(Коран, сура 22-66). Быть может, суть его нуждается в очищении и объяснении, но уничтожать его только на том основании, что такого обряда у арабов не было, а потому он не получил санкции Пророка…Один из двух главных праздников ислама – Курбан-айт напоминает о том, как Бог заменил приготовленного Авраамом-Ибрагимом для жертвоприношения сына агнцем, дав тем самым понять, что Он не желает жертвоприношения детьми. Может ли в таком случае Он желать, чтобы в жертву приносились память предков, история, культура, традиция?

Молитва на шелпек

«Жеті шелпек пісіру» үрдісінің біздің қазақ дәстүріне қайдан қалыптасқаны, қандай нанымнан туындағаны жайында айтылған нақты дерек кездестірмедік. Бірақ, біздің түсінігімізше, жеті шелпек тарату үрдісінің астарында – әруақтың атынан елге тамақ беріп, сауабын өліге бағыштау түсінігі жатыр.

Осы тұрғыдан қарағанда оның шариғатқа терістігі жоқ. Себебі, жасалған жақсы амалдың сауабын өлген кісіге бағыштау – шариғатымызда да бар.

Енді оны неге жеті деген? Сандардың арасында «7» санын ерекше таңдалып алынуы да бекер емес (жеті шелпек). Өйткені, дінімізде жеті санымен байланыса айтылған үкімдер көп. Мысалы, иманның жеті шарты, жеті рет қағбаны тауаф ету, ит жалаған жерді жеті рет жуу. Шелпектің «жеті» санымен байланыстырылуының мәні де осында жатса керек.

Қалай болғанда да, жеті шелпекті тарату үрдісін дінге теріс деу немесе ширкке алып барар жол деу қиын. Неге десеңіз, жеті шелпек таратқан адам әруақтан медет тілеп емес, о дүниедегі өлген кісіге сауабы және пайдасы тисін деп таратады. Оның үстіне, қазіргі кезде шелпек қазақтың ұлттық тағамының бірі ретінде қалыптасқан. Ең дұрысы – Аллаға мәлім!

ҚМДБ шариғат және пәтуа бөлімінің маманы

Про Наурыз, Баурсак – этнобренд №1 и Шелпек!

У нас праздники и выходные на 5 дней! Мы празднуем, печем баурсаки и шелпеки, и другие национальные блюда, о которых я как-нибудь обязательно расскажу вам! 🙂

мука (сколько возьмет),

Муки я всегда кладу на глаз, тесто должно быть мягким и эластичным.

В опару добавить воды, соли и масло (комнатной температуры, мелкими кубиками), все перемешать, чтобы масло сливочное немного растворилось.

Добавить муки и замесить мягкое податливое тесто.

Главное, чтобы тесто не получилось крутым, тогда баурсаки не поднимутся и будут твердыми. Переложить в миску, смазанную растительным маслом, укутать и поставить в теплое место для подъема на 1-1,5 часа. Этого достаточно, иначе при жарке баурсаки не покраснеют, а будут бледными и впитают в себя много масла. Разделить тесто на несколько частей. Каждую часть раскатать в круг толщиной в 4-5 мм. Вырезать баурсаки круглой формы или же нарезать квадратиками. Обжарить их в большом количестве масла с каждой стороны до золотистости.

мука примерно 2 стакана,(+-)

масло для обжарки

  • Добавить комментарий
  • 1 комментарий

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here