Чудотворные слова: молитва начало земные поклоны в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
- 1 Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?
- 2 Молитва начало земные поклоны
- 3 Молитва начало земные поклоны
- 4 О поклонах при Богослужении
- 5 Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах
Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?
Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.
Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.
Земной поклон – как делать?
Сразу надо сказать о том, что поклон – это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного – Господу Богу. Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны. Оказывается, есть великие – земные поклоны, а есть малые – поясные. А есть и простое преклонение головы.
При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так молились Соломон при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.
Коленопреклонение
Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.
И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.
От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.
Опыт епископа Афанасия Сахарова
Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).
Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.
В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.
Поясные и земные поклоны
Итак, на любом богослужении положено:
- Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
- Три малых поклона на стих из 118 псалма.
- Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
- Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
- Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
- Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
- Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
- Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
- Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
- Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
- Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.
Церковный устав
Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):
- Земные поклоны прекращаются после молитвы «Сподобови, Господи» на вечерни праздничного или воскресного всенощного бдения до вечерни следующего дня.
- Малый поклон совершается после каждого величания на утрени, при пении величания.
- Малый поклон при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя».
- Малый или земной поклон при пении «Честнейшую Херувим» (в зависимости от дня), после возгласа «Богородицу и Матерь Света».
- Земной поклон на непраздничной утрени после богослужебной молитвы «Достойно есть».
Особые правила поклонов
Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.
Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.
Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.
Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.
Можно ли делать земные поклоны на Литургии
Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.
Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:
- Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
- Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
- Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
- Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».
Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.
- Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
- Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
- Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
- Малый поклон при словах «И всех, и вся».
- Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
- Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
- Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
- Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
- Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
- Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.
Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.
Заключение
Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.
Молитва начало земные поклоны
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Молитва начало земные поклоны
Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, – одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.
Ю. П. Граббе. Как подобает стоять в храме православному христианину
О поклонах при Богослужении
О поклонах при всяком богослужении
Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.
О поклонах во время всенощного бдения
В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.
О поклонах во время Божественной Литургии
За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале — земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;
— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.
Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е. Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах
Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.
По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.
I. Крестимся без поклонов
- В начале и конце чтения Св. Писания.
- В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
- При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
- На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
- Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
- В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Крестимся с поясным поклоном
- При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
- При каждом прошении ектеньи.
- При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
- На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
- При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
- При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
- По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
- При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
- На каноне на каждом припеве.
- При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
- При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
- При окончании отпуста.
- При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
- При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
- При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X
- При входе и выходе из алтаря трижды.
- На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
- При первом и втором явлении Святых Даров.
- Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными
- При входе и выходе из храма.
- На славах при чтении кафизмы — три поклона.
- На каждом припеве Песни Богородицы.
- На «Достойно есть…».
- На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
- На вечерне и часах при пении тропаря.
- На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
- При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
- На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
VI. Наклонение головы
- Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
- На Великом входе.
- После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения делается
- При словах «Мир всем».
- При словах » Благословение Господне на вас…»
- При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
- При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
- При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
- При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
- При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
- Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
- При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стоять на коленях положено
- Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
- Великим постом при пении «Да исправится…».
-
На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.
X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
- В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
- От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
- В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
- В дни причащения Святых Тайн.
- Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.