Молитва о смерти непостыдной

Чудотворные слова: молитва о смерти непостыдной в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва о смерти непостыдной

На каждой воскресной службе мы молимся о ниспослании непостыдной смерти. Какую смерть Православная Церковь считает постыдной и какую непостыдной? Если можно, приведите, пожалуйста, примеры.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Смерть – общий удел всех людей, «путь всей земли» (3 Цар. 2.2). Смерть является последним событием земной жизни человека. Для праведника заканчивается время подвига, а у грешника отнимается последняя возможность делать грехи. «Бог побуждает нашу свободную волю к спасению, и дал человеку границы до самой смерти для того, чтобы он покаялся и обратился к Богу, и до самых этих границ помогает ему и протягивает ему руку. Но затем, когда он перешел эти границы, Бог более не подъемлет его и не пособствует ему. И посему, когда человек умирает в смертном грехе, он уже упорно остается в состоянии этого греха и больше не может вернуться назад, потому что он лишается Божественной помощи, без которой невозможно подняться. Потому что своими силами невозможно подняться от греха. И поэтому, когда люди, жившие без покаяния и исповеди, дошли до сего последнего состояния, им трудно вернуться назад, потому что они приблизились к времени этого состояния окоченелости в грехе, которое бывает после смерти» (Иероним Савонарола. Об искусстве хорошо умирать. Гл.3. – ЖМП, 1998, № 12, 1998).

Смерть смерти рознь. Слово Божие называет кончину грешников лютой (Пс. 33:22), если даже внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому, что за ее вратами начинаются лютые терзания, нескончаемая скорбь. «Когда такие бедствия ожидают грешников, – какая будет им польза от того, дома ли и на постели своей они окончат жизнь? Равно как и праведникам не будет никакого вреда оттого, что окончат настоящую жизнь от меча, или железа и огня, когда они имеют перейти к вечным благам. Поистине смерть грешников люта. Такова была смерть того богача, который показал презрение к Лазарю и, хотя окончил жизнь дома, на постели, в присутствии друзей, своею смертию, но, по отшествии, горел в огне и не мог найти там никакого утешения в благоденствии настоящей жизни» (св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. 5.1).

Смерть любого христианина, жившего угодно Богу, непостыдна, т.е неукоризненна. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:6). Честна – значит, почетна, с честью. В молитвенном прошении она названа также мирной, т.е. в мире с Богом. В святой Библии перед нами проходит не только жизнь праведников, но и их блаженная смерть: кончина патриархов, насыщенных жизнью (Быт 25:7; 35:29; 49:33), таинственная смерть Моисея на горе Нево, с вершины которой он увидел Обетованную землю (Втор. 34:1-7), тихая смерть Давида, умершего в доброй старости (1Пар.29:28), мученичество апостола Стефана, молившегося за побивавших его камнями: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Слово Божие воздает особую честь тем, кто в великой битве добра и зла был с Богом: блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр.14:13).

Чтобы и нам сподобиться непостыдной кончины, надо каждый день начинать с мысли о том, что еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше не будет. Господь, которому мы не только верим, но и во всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя верой, добрыми делами, исполнением евангельских заповедей к этому особому дню. Тогда каждый христианин может «встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности» (св. Иоанн Кронштадтский).

Что означает наше прошение в молитве к Господу непостыдной смерти? какая это смерть?

Скажите, что означает наше прошение в молитве к Господу непостыдной смерти? какая это смерть? Спасибо.

Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектении о “христианской кончине жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной…”.

Они свидетельствуют о том, что умирание человека может происходить по-разному: в агонии и страшных мучениях или мирно, безболезненно, непостыдно.

Можно умереть молодым, неожиданно и внезапно, попав в случайную аварию, а можно – тяжело и долго болея, ожидать свою смерть, исповедавшись и причастившись. Можно погибнуть, спасая жизнь другого человека, а можно погибнуть от сердечной недостаточности, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Можно годы лежать парализованным в ожидании смерти, прикованным к постели.

Виды смерти разнообразны…

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

О, святый страстотерпче Иоанне! Ныне пред честною твоею иконою припадающе и покланяющеся тебе, молим тя: яви многомощное заступление всем сущим в напастех, скорбех и болезнех, и избави нас от всякаго зла и от обидящаго человека, моли Всещедраго Триипостаснаго Бога, да подаст православным христианом на супостаты одоление, и да укрепит и благословит непременяемым миром и благополучием, яко да твоею помощию и крепким поборством посрамятся вси являющии нам злая, огради нас святыми твоими молитвами во вся дни жизни нашея, умоли Милостиваго Владыку всех, да дарует нам христианскую кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну; по исходе же нашем от жития сего да оградит нас святых ангел ополчением, во еже избавитися нам от козней диавола и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы, и Того со всеми святыми славити в Небеснем Царствии Его во веки веков. Аминь.

Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие, раце мощей твоих поклоняющийся и любовию целующий, страдания же твоя мученическая, и в них самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостьню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну; и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недавно мне позвонила моя знакомая и попросила помолиться об упокоении души ее дяди. Он болел раком и умирал в тяжелых мучениях. Но последние дни его жизни были скрашены молитвой — его собственной и молитвой близких о нем. Молитвой, которая была услышана. За несколько месяцев до смерти этот человек начал готовиться к своему уходу. Стал читать Евангелие, духовную литературу, посещать богослужения. Когда он не смог самостоятельно добираться до храма, батюшка стал приезжать к нему домой, соборовал его, исповедовал и причащал — в последний раз за два дня до смерти.

Все это время его родные читали ему Псалтирь, и после 17 кафизмы, когда поняли, что смертный час близок, призвали батюшку, прочитавшего над умирающим последование на исход души, по завершении которого он скончался…

Это было в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Смерть его, хотя и не была безболезненной, но была достойной, мирной и непостыдной — той самой христианской кончиной, о которой мы просим в молитвах. И у его родных не было отчаяния, цепляющего ужаса перед неизвестностью — человек отошел ко Господу, вернулся в Небесное Отечество, гражданами которого мы являемся по крещению. Но получим ли мы там «право на жительство» — зависит от нашей жизни. И от нашей смерти тоже.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

+7 (8452) 28-30-32, 23-04-38,

Главный редактор портала “Православие и современность” игумен Нектарий (Морозов)

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт “Православие и современность”.

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

БАННЕРЫ

Сделано с любовью:

©2004—2017 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии – Все права защищены

Пестяковское благочиние

Последние новости

Новые статьи

Ивановская митрополия

Кинешемская епархия

Молитвы от внезапной смерти

Каждому человеку предстоит расстаться с земной жизнью и перейти в область духов. Но опасно и страшно перейти туда не подготовленным, без исповеди и без причащения Святых Христовых Таин, без молитвы, без примирения с Богом.

Душа бессмертна и после смерти тела она переходит в другие условия реальности и продолжает своё сознательное существование. Смерть – главнейший экзамен человеку. Люди, верящие в Бога и в загробную жизнь, обычно умирают легко. Иное с человеком совсем не верующим. Его смерть – это или ощущение ужаса, или тупого отчаяния. Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно, или во сне, чтобы не мучиться, без страданий, без мыслей, ничего не чувствуя – был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится её. Это желание их ошибочно, такой смерти – без мыслей, чувств и ощущений – они не получат. Даже если он умрёт во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями. К переходу в пакибытие необходима подготовка. Поэтому православный человек всегда боится внезапной смерти и молится «о христианской кончине, безболезненной, непостыдной, мирной» и «доброго ответа на страшном Судище Христовом» просит.

Святая великомученица Варвара перед своей казнью получила от Господа благодать спасать людей от внезапной смерти без покаяния, которые обращаются к ней. Поэтому очень часто на молебнах заказывают тропарь вмц. Варваре, особенно перед путешествием. Существуют молитвы от внезапной смерти. Например, молитва Господу:

«Иисусе Сладчайший, избави мя от внезапной смерти и сподоби христианской кончины».

Молитва Пресвятой Богородице:

«О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и избави мя, грешного раба Твоего, от клеветы, от всякой беды и напасти и внезапныя смерти и даруй мне прежде конца покаяние. Помилуй мя в дневных часех и во утренних, и в вечерних, и во всякое время сохрани мя, стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в ночных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице, от всех враг моих, видимых и невидимых и от всякого злаго обстояния. На всякое время и во всякой вещи буди мне, Мати Преблагая, Необоримая Стено и крепкое Заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Последние новости

Новые статьи

© Свято-Успенский храм, Пестяковское благочиние, 2010-2017. Все права защищены.

О непостыдной кончине

О. Вячеслав, обращаюсь к Вам во второй раз.Несколько дней назад знакомая сказала: “Нам бы непостыдной кончины сподобиться!”, – и я впервые задумалась о непостыдной кончине и поняла, что совершенно не понимаю, что же это, хотя, конечно, помню прошение ектиньи о православной, мирной, непостыдной кончине и добром ответе на страшном суде Господнем. Мне кажется, обычно ставится знак равенства между всеми 4 “компонентами” и они понимаются вкупе. Хотя знаю, что толкования святых отцов обычно глубоко и емко раскрывают каждое слово или стих, даже если они близки по смыслу с первого прочтения. Попыталась найти ответ от св. отцов в И-нете – безуспешно.Прошу Ваших пояснений и рекомендаций для чения (желательно в сети).Поклон Вам за труды, за время, которое находите для нас.Помогай Вам Господь.Александра

Здравствуйте Александра! Святая Мать Церковь на каждом богослужении молит о даровании каждому из чад своих “христианской кончины, безболезненной, непостыдной и мирной, и доброго ответа на Судилище Христовом”. Тут можно привести одну небезызвестную для всех цитату, что непостыдная кончина бывает тогда, когда умирающему не становится мучительно стыдно «за бесцельно прожитые годы». Но ведь это действительно так. Это такая кончина к которой человек покаянно оборачиваясь на прожитое, приходит, принося некий плод своей жизни Господу. Не обязательно плод каких-то больших внешних дел то, что называется — достижений. Не все праведники умирают, видя торжество правды Божией или некоторых своих начинаний. При непостыдной кончине совесть человека, очищенная покаянием, согласна с волей Божией. При непостыдной, мирной кончине человеку дается возможность окончательно примириться с Богом, со своей совестью, с окружающими людьми и отойти «от земного бытия, не оставляя здесь по отношению к ним неразрешенных долгов, непрощенных обид, непринесенного покаяния. Во многих молитвословиях мы просим избавить нас от напрасной, то есть внезапной, смерти, к которой христианин не успевает достодолжным образом подготовиться. Мы молимся, чтобы перед самой кончиной мы бы успели сознательно и глубоко исповедаться, приобщиться Святых Христовых Таин, чтобы мы успели остановиться, оглянуться назад и хотя бы в глубине души вздохнули о том грехе, который мы уже не сумеем исправить, но сумеем окончательно осудить в себе перед концом своего земного бытия. Однако если Господь Промыслом Своим определяет нам болезнь и скорбь как некую конечную часть нашего земного пути, то хотя бы в этом приятии воли Божией о себе мы должны явить себя христианами. Святитель Иоанн Златоуст говорит о трех возможных путях спасения: — о пути без греха, который практически для нас закрыт; о пути покаяния, омывающего собственные грехи, что мы тоже редко умеем делать в должной мере; о пути смирения и приятия, без ропота, воли Божией, через скорби или страдания нам открывающейся, и чаще всего такой путь, в том числе и перед концом жизни, является наиболее удобоспасительным для каждого из нас. Святые отцы вместе с пророком Давидом учат нас молиться в течение жизни такими словами: “Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой”. А век наш есть поприще покаяния, которое единственное поставляет нас пред лицо Божие. Милости и помощи Вам Божией!

Цитата из библии

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху нас огорчают, а мы всегда радуемся и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

О чем мы просим Бога, молясь о «христианской кончине живота»?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Понятие «христианская кончина» совсем не тождественно только «мученической кончине». Вспомните, например, Успение Божией Матери — Ее кончина была тихой, Она как бы уснула. И не все святые окончили свою жизнь мученически — например, преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский. Да и Ваша Небесная Покровительница — благоверная княгиня Ольга — жизнь окончила мирно. Так что, несмотря на всю высоту мученического подвига, не нужно бояться того, что, прося о христианской кончине, Вы просите именно о мученическом венце. Господь не дает никому креста, превышающего его силы. Учитесь доверять Господу и любить Его, потому что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх». Господь да благословит Вас!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Молитва о смерти непостыдной

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

«Печальные вопросы»

Каждого из нас рано или поздно ожидает конец этой земной жизни и переход в жизнь вечную. Однако нередко можно увидеть, что при разговоре об этом люди пытаются перевести разговор на другую тему, мол, «давайте не будем о печальном». В канун одной из трех родительских суббот Великого поста предлагаем читателям поговорить о неизбежных «печальных вопросах», связанных с завершением жизни, отношением к смертельной болезни, темой погребения и прощания. Почему многие люди боятся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека? На эти вопросы отвечает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Смерть как лечение

Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?

– Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и представляет собой человек. По замыслу Божьему мы созданы для вечности, поэтому смерть для нас – противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповеди Божии, то жили бы вечно. После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отделения от Бога.

Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?

– Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение. Ведь если бы человечество, находясь в грешном состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все больше духовно деградировало. И как итог, превратилось бы в общество бесоподобних существ. Поэтому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греха, тления и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад. В таком состоянии человек и находиться в вечности.

Память о смерти или страх конца?

Почему у неверующего человека другое отношение к смерти, чем у того, кто верует?

– Если человек не думает о Боге, он пытается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, ужасается, поскольку понимает: его жизнь закончится так же. Для неверующего человека закончится все, к чему он стремился и для чего работал.

Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти открываются ворота вечности. Каждому уготована судьба по делам: сеющий плоти своей от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6. 8). Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память о смерти все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится крайне очевидно, что важнее, а что менее важно, что является первостепенным, а что вообще не имеет значения.

После смерти станут незначительными много вещей, которые в земной жизни кажутся очень важными или желанными.

Во время каждой литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?

– Смерть – важнейший духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, максимально глубоко осознав свой греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога. В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника.

Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность подготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и самый важный момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.

Боль о разлуке и молитва

Глядя на смерть близкого человека, многие тоскуют. Как утешить людей?

– На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: Не хочу, братия, оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Потому, когда мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4. 13). Конечно, мы скорбим по нашим близким, когда они уходят от нас. Но такая скорбь не должна быть отчаянной, как о безвозвратной потере.

Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царстве Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить.

Поэтому наша боль о разлуке должен превратиться в усердный духовный труд: нужно тщательно подготовить душу к Царствию Небесному и горячее помолиться о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.

Чтобы пощадить человека, который умирает, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точки зрения?

– Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – самый важный. Необходимо максимально тактично сообщить тому, кто умирает, о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать. Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, к встрече с Богом. Очень важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в другой мир. В случае согласия больного следует пригласить священника для совершения исповеди и причастия.

Эвтаназия – милосердие или убийство?

Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи оказывают такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной длительное время трудно страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как помочь такому человеку?

– Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см. Иов. 12. 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божьей: Не убивай (Исх. 20. 13). Что касается просьбы больного об ускорении смерти, то оно чаще всего вызвано болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или унынием. Если мы действительно желаем добра такому человеку, то необходимо убедить его по-христиански закончить свой земной путь.

В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страдальце: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси». Важно помнить, что длительная болезнь умирающего человека – духовный крест для ее родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды следует рассматривать как духовные по слову Спасителя: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40).

Сегодня используют различные реанимационные технологии, позволяющие поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжелобольного?

– Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти человека, который умирает. Мы должны сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание времени только продолжает его муки. Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или сознательной жизни. Поэтому продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить умирающего своим душевным теплом и с любовью отдать его в руки Божии.

Кремация храма Божия?

В последнее время вместо захоронения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?

– Мы не признаем кремацию, поскольку ее не одобряет Священное Писание. Издавна Святая Церковь с молитвой совершала захоронения тел умерших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19) и посеянное в растлении встанет в нетленные (см. 1 Кор. 15. 42). Мы надеемся на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для вечной жизни. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см. 1 Кор. 3. 16). Поэтому захоронения совершается с должным молитвенным почитанием покойного.

В то же время Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по разным причинам оказались погребенными в водной стихии, остались лежать на поле боя, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали в результате землетрясений или других катастроф. Мы верим, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см . Откр. 20. 13).

Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?

– Такого рода свершение отпевания получило большое распространение в прошлом веке во время гонений на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей. Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви. Оно может быть оправдано только в тех случаях, когда родственники покойного не имеют другой возможности принимать участие в похоронах христианина, павшего на поле боя, погибшего в авиакатастрофе или в других чрезвычайных обстоятельствах.

Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, которые не получили необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве во время похорон может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и встречей с реальностью духовной жизни.

Записал протоиерей Владислав СОФИЙЧУК

В основе материала – публикация

Синодального информационно-просветительского отдела

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here