Чудотворные слова: молитва о злословящих в полном описании из всех найденных нами источников.
Молитвы при клевете и несправедливых притеснениях
Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих навсегда в слепоте их, но озари наконец и их лучем благодати Твоей. Аминь.
Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Молитва о злословящих
1. Классификация источников
Дидахе. Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов.
«3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй.
4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти.
5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела».
Из приведённой цитаты видно, что злословие, в том смысле, о котором шла речь в Докладе «Как говорить правду», здесь особо не выделяется. Мы же его выделяем по той причине, что этот грех опасен тем, что у него есть множество «веских» оправданий. У отцов удалось обнаружить многочисленные тексты, которые можно было бы классифицировать следующим образом:
1) Краткие речения, высказывания, состоящие из одного или нескольких предложений.
Эти изречения могут быть объединены под нашей темой, но могут входить в состав подборок на другие темы, тогда это будут:
2) более подробные тексты, часто именуемые как слово или поучение;
2. Об изначальном назначении языка и дара слова
«Первоначальный язык существовал прежде сотворения жены, не требуя много времени и труда для своего составления и образования, как дарование языков апостолам. Человек получил его вместе с бытием; может быть, усовершенствовал его знание в общении с Творцом, излил в звуки и дополнил от себя, тоже по внушению Бога, предопределившего человека для общежития.
Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон.
Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое». Филарет, митрополит Московский.
«Господь дал человеку два уха и один язык, чтобы он в два раза больше слушал, чем говорил; а мы, по болезни нашего ума, в 20 раз больше пустословим, чем слушаем».
“Из-за слов змея Ева была изгнана из рая – таково и злоречие о ближнем. Оно губит душу слушающего, губит и душу говорящего”. Авва Агафон.
3. Определения
С этим ещё труднее, т.к. у святых отцов нет единой терминологии. Злословие может именоваться и осуждением, и пустословием, и т.д., т.е. понятие «злословие» чаще всего включает в себя все виды грехов уст. Или же наоборот, злословие в нашем смысле, объединяет такие грехи уст, которые чаще всего выглядят довольно безобидно, сами по себе не являются очевидным злом, откровенной ложью, обманом, лжесвидетельством, клеветой и др. Именно осуждение чаще всего оправдывается желанием добра осуждаемому и содержанием правды. Какие ещё «святоотеческие» грехи уст можно сюда отнести? Пустословие, сплетни (которые остаются сплетнями и в Новом Завете), укорение (ну, что же ты!). похвала.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. «Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души».
«Гибельное злословие — это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим». Св. Ерм.
«Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою». Прп. Ефрем Сирин.
«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг. причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты». Прп. Иоанн Лествичник.
4. Об опасности злословия
«Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не позволяют ей видеть свет Божий».
«Старайся забыть известные тебе недостатки и погрешности брата, да не отверзнутся уста твои, чтобы сказать о них братии; этим ты нанесешь тяжкую рану своей душе». Прп. Антоний Великий.
3. «Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление /Богом/, как злословие или осуждение или уничижение ближнего».
4. «Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное. /Злословие/». Авва Дорофей. Как возрастать духовно. Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели. Понедельник.
«Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу». Прп. Ефрем Сирин.
«Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча». Прп. Ефрем Сирин.
«. Рассказы, выводящие наружу чужие грехи и раскрывающие нечистую жизнь, оскорбляют и возмущают душу тех, кто их слышит». Свт. Иоанн Златоуст.
«. Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним». Свт. Иоанн Златоуст.
«. Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь. клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых. поедаешь собственную плоть свою. страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим. стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее». Свт. Иоанн Златоуст.
«. Не говори о другом худо, чтобы не обесчестить и себя; не сплетай тины с грязью и мусором, а плети венки из роз, фиалок и прочих цветов; не износи навоза из уст, подобно жукам, а таковы те, которые говорят худо о других». Свт. Иоанн Златоуст.
Наверняка все знают и помнят, что, когда Златоуст был чтецом, он дал обет молчания, т.е. употребления дара слова только в богослужебных целях. Возможно, это одна из причин, по которой он и получил прозвание Златоуста («Молчание – золото»).
«15. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.
16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7)». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).
5. Его причины
«1. Никто из богомудрствующих, как я думаю, не будет противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.
10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстью недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.
11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).
«Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели». Прп. авва Исаия.
У людей праздных, преданных рассеянности и суетным удовольствиям, трудно даже уловить определенную тему в разговоре.
6. Как бороться
В «Древнем Патерике» читаем: Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!». И помысл его успокаивался.
«Воздерживайтесь. от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют. ». Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения». Прп. Ефрем Сирин.
«Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу». Прп. Ефрем Сирин.
«4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: „оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.
5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.
7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: „перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Ты сделаешь, таким образом, два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лук. 6, 37)». Прп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 10, О злословии и клевете).
«Неправедные уста заграждаются молитвою. ». Прп. Исаак Сирин.
«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий». Прп. Исаак Сирин.
«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, «язык. – неудержимое зло» (Иак. 3:8), – говорит апостол. И хотя имеет две ограды – зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. 6, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять». Свт. Тихон Задонский.
«Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». Авва Виссарион.
«Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» (82, 337). «Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить». Прп. Пимен Великий.
«Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Прп. Сисой Великий.
«Если при тебе брат будет клеветать на брата, не скажи и ты: «Да, так и есть», но или молчи, или скажи: «Брат! я сам грешный и не могу судить другого». Так спасешь и себя, и душу говорящего с тобой от осуждения». Из жития старцев.
Можно вспомнить случай из жизни прп. Силуана Афонского.
7. Современные отцы
Священномученик Сергий Мечёв. Из «Пятой проповеди Воскресенья вечера 3-й недели Великого Поста».
Кающемуся, родные мои, не сродно судить и празднословить. Кающийся должен быть по возможности безмолвным, чтобы в покаянии совершать свое спасение. А мы постоянно празднословим, постоянно судим и пересуживаем других, постоянно творим зло своим языком. Этим мы приносим зло и нам самим, злословящим, и тем, кто слушает наше злословие. И Святые Отцы указывают на то, что наш язык — малый член, но творит большое зло, воспламеняя круг жизни. Как удобно он вооружает одного против другого. И наше нерадение о нашем слове является орудием убийства. Святый Антоний Великий прямо говорит: «Кто принимает человека злословящего или клеветника, тот сообщается с убийцей». Видите, клеветник и убийца, по словам Святого Отца, одно и то же. «Удаляйтесь клеветника, кто бы он ни был, и не стыдитесь удаляться от него». «Безопаснее жить со змеей, чем с клеветником», — говорят Святые Отцы. И Иоанн Лествичник запрещает оказывать уважение таким людям. «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем. Этим уврачуешь и себя, и ближнего». Но вы можете сказать, родные, что здесь дело идет о клевете. А вот если слышишь, что о человеке говорят скверно, и то, что говорят, может быть правдой, как тогда быть? Так как мы падки, родные, на злословие, то лучше нам не слушать таких разговоров. Ведь мы можем передать тому, о ком говорили: «Вот о тебе то-то и то-то говорят», или будем об этом рассуждать с одним, другим, третьим и т.д. Когда же начинаешь останавливать говорящего, он оправдывается обыкновенно тем, что ведь слышал это собственными ушами. А что же получается? Злословящий впадает в гордость. Нет, родные, не так должно поступать христианину, если бы даже он сам присутствовал при том или ином гадком поступке. Не распространять должно чужой грех, а покрывать своей любовью.
Притча о послушнике.
А вот мы с величайшей готовностью и радостью расскажем все злое, все скверное про человека, а если уж что сами слышали, так начинаем возражать, когда нас останавливают, начинаем уязвлять друг друга, и делаем, как говорят Святые Отцы, дело скорпионов и змий своим языком.
А мы во имя кажущейся нам правды делаем постоянно зло. Всякое общество больше всего страдает от злоречия и осуждения, передаваемого на все лады.
Вот когда мы каемся, давайте, родные мои, займемся своим языком, вступим с ним в настоящую борьбу, и это нам очень много даст. Если мы не будем говорить зло о другом, а вместо этого будем за него молиться, если будем помнить, что одним своим словом мы можем подточить целое здание отношений между людьми, тогда мы поймем, почему Ефрем Сирин в своей молитве просит, чтобы Господь не дал ему празднословия. А мы даже в храме до начала службы устраиваем, если не «стенные», то «слуховые газеты» и этим начинаем в храме самое скверное дело. Мы, родные мои, этим разлагаем Церковь, мы являемся настоящими Ее разрушителями, а также разрушителями своего и чужого устроения.
Отец Сергий Желудков (7.07.1909 — 30.01.1984) умел не только говорить и писать, но и молчать, когда это нужно.
«Безусловно грехом осуждения является злословие, пустое «перемывание косточек» своего соседа, сослуживца и прочих, не приносящее никому никаких плодов. Это грех, который следует приносить на исповедь. Спасает от осуждения только одно средство: уклоняться от празднословия. Отец Сергий Желудков обычно приходил побеседовать на разные темы, которые его волновали, но как только разговор переходил на конкретного человека, сразу поднимался, говорил: «Ну, мне пора» — и надевал своё тяжёлое пальто. Надо учиться молчать, когда сказать нечего».
Прот. Павел Адельгейм.
«Чёрное следует называть чёрным, а белое белым. Грех осуждения начинается со злословия, а завершается приговором, который мы дерзаем привести в исполнение, распуская руки. Наша нравственная обязанность «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение».
Средством борьбы со злословием может быть Священное писание и молитва. В молитве человек старается подбирать те слова, которые угодны Богу. Есть в этой области и проблемы.
Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский):
«Древние святые отцы, великие творцы умного делания, писали о молитве Иисусовой много. Но они начинают с описания высоких степеней созерцательной молитвы, пишут о молитве умно-сердечной самодвижной, опуская предыдущие начальные уровни. Только редкие из них касаются молитвы умно-сердечной деятельной и сопровождающих ее мечтательных искушений. При этом все отцы пишут кратко и прикровенно, и вот по какой причине.
Когда святые отцы писали об Иисусовой молитве, тогда опытно знающих делателей было много и не было нужды подробно описывать начальные стадии, так как было кому наставить. Кроме того, прочесть писания мог и неподготовленный человек, а пользу извлечь мог лишь готовый. Потому отцы писали кратко и прикровенно. Готовый и в кратком описании поймет нужное, а неготовый не повредит разума своего. Не все понимают, что молитва духовная начинает действовать в человеке только после того, как он приступает ко всецелому исполнению воли Божьей. До этих пор молитва бывает лишь деятельной. Горько ошибается тот, кто принимает ее за духовную. Если неоконченное еще делание плотского ума принимается за духовное, то это есть прельщение и горе».
Многие отцы перепрыгивают одну очень важную ступеньку – сначала идет деятельная молитва: поклоны, жизнь по заповедям, по послушанию. Для того чтобы молитва была угодной Богу, нужно очищать свою деятельную сторону – делать добро, исправлять жизнь, подчинять себя заповедям – это тоже подготовительная ступенька для молитвы – это важно, потому что невозможно совершать грехи и молится в надежде на то, что Бог услышит. Словесная молитва обозначается, а потом сразу идет умная, сердечная. Словесная сторона у отцов не проговаривается, не прописывается. Не потому что они про неё не знают, а именно потому, что в их время это само собой разумелось и многим было известно.
Опыт словесной молитвы отсутствует по той же причине. Мы потеряли этот важный блок. Даже если человек старается держать свою жизнь в рамках приличия, читает молитвослов, даже молится, ходит на литургию, причащается, при этом он не пытается наладить свою речь в повседневной жизни. Т.е. человек не очищает свою речь. Он очищает жизнь, а речь оставляет на том же уровне, объясняя это так: «мы же не можем за всеми словами следить». Да, не можем, но наша повседневная речь нам может сообщать важную информацию о нашем духовном состоянии, которую нельзя не учитывать, если мы хотим возрастать в молитве, вере и жизни.
Не хватает именно словесной молитвы. Что делать в области словесной для того, чтобы эту ступеньку не проскакивать, а полноценно пройти? Вот это задача!
Как говорить правду?
«Если хочешь говорить о согрешении брата, говори бесстрастно – или чтобы исправить его, или чтобы доставить пользу другим. В противном случае и говоря без этих оснований, ты не избежишь наказания Божия: сам непременно впадешь в те же или еще худшие согрешения, будешь лишен Божией помощи и посрамишься, обличаемый другими». Изречения безымянных старцев.
«Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека.
Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим».
Изречения безымянных старцев.
Богу нашему слава!
Комментарии
“Говорю же вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда;
ибо по словам твоим будешь ты оправдан, и по словам твоим будешь ты осужден”.