Чудотворные слова: молитва обязанности мусульман в полном описании из всех найденных нами источников.
Культура ислама
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания- центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но став им он должен соблюдать
Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те кто не молится пять раз в день – не верные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.
Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, сопровождая все это невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана.
Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют своего рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три, четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания.
Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершать омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише – михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.
Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе – рамазан.
Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну.
Шариат описывает правила поста до мельчайших подробностей. Нарушением воздержания считается не только намеренное введение или случайное попадание в рот, глотку, тем более в желудок малейшего количества пищи, воды или другой жидкости, а в горло – даже пыли, дыма или пара, но и принятие лекарств. Запрещены и медицинские процедуры, связанные с введением внутрь лечебных препаратов – уколы, клизмы и т.п.
Однако все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. Коран так определяет суточное время поста: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи».
В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить от соблюдения поста. Так, рамадан не обязателен для больных, престарелых и несовершеннолетних. От поста свободны беременные и кормящие грудью женщины. Однако все, кто пропустил пост, за исключением детей и неизлечимо больных, обязаны возместить его, когда отпадут эти уважительные причины: либо заплатить искупление путем раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц, кроме рамадана.
Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению. Иногда по старой традиции в провинциальных городках об этом возвещает выстрел из пушки. Начинается вечернее разговение – ифтар. Летом это около восьми, зимой – около пяти вечера. Все, кто поститься заняты в этот час едой. Улицы пустеют.
В современной жизни соблюдать пост особенно тяжело тем, кто работает на заводах, фабриках, строительстве, транспорте: трудиться натощак целый день в полную силу вряд ли кто сможет. Поэтому в крупных городах пост держат не все. Тем не менее период рамадана отрицательно сказывается на многих сферах жизни мусульманских стран: в это время падает деловая активность, снижается производительность труда, сводятся к минимуму все общественные и культурные мероприятия.
Милостыня.Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.
Хадж– пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.
Территория Мекки считается священной. Прежде чем вступить на нее, паломник должен привести себя в состояние «освещения» (ихрам). Он совершает омовение всего тела – облачается в особую одежду. Она состоит из двух кусков ткани; один служит поясной одеждой и оборачивается вокруг бедер – получается нечто вроде юбки до колен или чуть ниже. Другой кусок закрывает грудь и левое плечо, концы завязываются под мышкой на правом боку – это нечто вроде шали. Оба куска не должны иметь швов – «не знать, что такое игла». Такая одежда существовала у арабов до ислама, она похожа также на одеяния древних евреев. Голова остается непокрытой. Обувью могут быть только сандалии.
Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Родство должно быть удостоверено документами. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, покрывает голову, чтобы не было видно волос. Открытыми остаются только кисти рук и лицо.
Самый большой мусульманский праздник – праздник жертвоприношения. Он отмечается в последний день хаджа. Основное содержание этого праздника – жертвенное закалывание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу или быка и раздает мясо беднякам. Праздник длиться четыре дня; эти дни во всех мусульманских странах нерабочие. Всюду готовят мясные блюда, устраивают многолюдные и обильные трапезы. Бедные люди едят досыта, а богатеи раздачей дарового мяса искупают свои грехи и успокаивают совесть.
Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого «столпа» религии войну против «неверных» – джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама. Однако начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение – «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха. Впрочем, о расширительном толковании этого понятия свидетельствует и раннеисламская поэзия. Так, поэт Джамиль в своих стихах заявляет, что его любовь к воспеваемой им Бусайне- не что иное, как джихад. Ныне во многих мусульманских странах джихадом называют борьбу за преодоление экономической и культурной отсталости, за прогресс в общественных отношениях.
Молитва обязанности мусульман
Пять обязанностей правоверного мусульманина
Учение и обрядность ислама требуют от верующих исполнениия пяти основных обязанностей, которые называют «столпами ислама»: исповедание веры, молитвы, обязательной раздачи милостыни, поста и паломничества.
Исповедание веры или шахада (“свидетельство”) является первым из столпов.
Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммаддун расулу Ллахи
(“Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха”) – так произносят шахаду. В ней объединены два основных положения ислама – исповедание единобожия ( таухид ) и признание пророческой миссии Мухаммада ( нубувва ).
Бог един. ” Нет Бога кроме Аллаха “. Мусульмане полагают, что если Бог является первопричиной, Творцом и Высочайшей Силой Вселенной, то это значит, что по определению Он может быть только Единым, ибо невозможно существование двух «высочайших» или двух «первопричин». В мире не существует ничего, подобного Богу, и ничто не может с Ним сравниться. Ничто не разделяет Его власть. Самым страшным грехом является многобожие ( ширк ). Бог не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей.
Мухаммад же есть Печать Пророков, или высшее, конечное звено в цепи пророков и посланников Божьих.
Молитва ( салят ) – второй столп веры. Молитва означает осознание Бога и общение с Ним тем или иным способом. Салят является особым ритуалом, который состоит из движений и слов. Каждый цикл этих движений и слов называется ракат . Пророк назначил пять ежедневных обязательных молитв.
Утренняя молитва между рассветом и восходом солнца называется фаджр ;
следующая молитва совершается сразу после полудня – зухр ;
послеполуденная, предвечерняя молитва называется аср ;
молитва, совершаемая сразу после захода солнца – магриб ;
молитву, совершаемую с наступлением ночи, называют иша .
Предрассветная молитва состоит из двух ракатов; полуденная, предвечерняя и ночная – из четырех, молитва на закате – из трех ракатов. Во многих мечетях устанавливают маленькие часы, указывающие время молитвы – пять для дневных молитв и одни для особой молитвы, которую проводят в пятницу.
Многие мусульмане предпочитают, чтобы мужчины молились сообща, женщинам рекомендуется молиться дома. Однако женщине не запрещается посещать мечеть, а также мужчине совершенно не обязательно молиться в мечети, если он предпочитает молиться дома. Молитва предназначается для очищения сердца, духовного совершенствования, нравственного очищения, а также для приближения людей к Богу, отвлечения ума от личных забот и успокоения страстей.
Приготовляясь к молитве, верующий прежде всего закрывает свой ум, отвлекаясь от мирской суеты. Молитва может быть совершена в любое время, в любом месте. Однако к ней необходимо готовиться, очищая свое тело и выбирая чисто место. Для тех, кто совершает молитву в дороге или в пустыне имеются специальные маленькие чистые участки, предназначенные для молитвы.
В доме или в мечети молитва совершается обычно на ковре. Это может быть индивидуальный молитвенный коврик. Молитвенные коврики многокрасочны, расписаны узорами или изображениями каких-либо святых мечетей. Часто на них изображается Кааба и Мединская мечеть, где похоронен Пророк. Изображать живые существа на ковриках запрещено. Если это условие соблюдено, то для молитвы подойдет любой коврик. В мечетях пол покрывают большими коврами или циновками с нанесенными линиями, которые предназначены для стройного расположения на молитве.
Для молитвы надевают чистые одежды. Обувь обычно снимают, снимать чулки или носки необязательно. Мужчины должны быть облачены в одежды, скрывающие, по меньшей мере, хотя бы нижнюю часть тела; женщинам необходимо укрываться одеждами полностью, оставляя видимым только лицо, руки и ступни. Женщинам запрещено также пользоваться духами, которые могут отвлекать от молитвы. Желательно, чтобы женщина на молитву приходила без макияжа и лака на ногтях, хотя окрашивание ногтей допустимо. Мужчинам не обязательно покрывать головы, но многие из них носят специальную белую кружевную молитвенную шапочку.
Молитве предшествует омовение. Существует большое различие между ежедневным смыванием грязи и очищением для молитвы. Очищение ( тахара ) означает как умственное, так и физическое омовение. Предмолитвенное ритуальное омовение называют вуду . Определенные части тела принято омывать проточной водой. В Коране говорится:
“О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.
А если вы не чисты, то очищайтесь; и если вы больны, или в пути, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы касались женщин и не найдете воды, то омывайтесь хорошим песком, – обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, – может быть, вы будете благодарны!” (Коран. Сура 5:8 и 5:9).
Согласно хадисам Пророка вуду – малое омовение состоит из троекратного обмывания чистой водой кистей рук, прополаскивания рта и горла, промывания носа, мытья лица, омовения ног до колен и рук до локтей. Если воды нет или она по болезни противопоказана верующему, можно совершать очищение песком. Вуду не требуется совершать перед каждой молитвой, если в промежутках между ними верующий оставался чистым, в состоянии вуду. Это состояние считается нарушенным, если человек возлежал с женой, осквернил свое тело кровью, уриной, фекалиями, семенем и др. или был погружен в состояние сна.
Полное омовение ( гусл ) совершается после совокуплений, по окончании меструаций и после прикосновения к покойнику. Гусл совершается также перед молитвой в пятницу, праздниками и постом.
После омовения молящийся обуви не надевает и встает на молитвенный коврик, поворачиваясь лицом в сторону Мекки, опускает руки вдоль туловища, изъявляя про себя или вслух намерение совершить молитву. Движения и сопуствующие молитве слова называют ракатом, который совершают в строго установленном порядке. Во время раката совершается восемь отдельных актов поклонения. Следом за осознанным намерением совершить молитву ( ниййа ) идет такбир , то есть полная отрешенность от мира страстей и тревог.
В положении стоя молящийся поднимает руки вверх до уровня плеч, открытые ладони обращены в ту же сторону, что и лицо, большие пальцы рук поднесены к мочкам ушей и произносит слова «Аллаху Акбар» – «Бог велик»; затем прижимает руки к груди, причем правая рука находится поверх левой, и произносит слова: «Cлава и хвала Тебе, о Господи; благословенно имя Твое и несравненно величие Твое. Нет Бога кроме Тебя. К Тебе иду в поисках убежища от сатаны, отверженного». После этого он произносит славословие Богу и Открывающую суру (Фатиха); затем читает еще один короткий отрывок из Корана по выбору, например, 112-ю суру: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»
Затем молящийся делает поясной поклон ( руку ), для чего мужчины кладут руки на колени и, не сгибая спины, совершают этот поклон; женщины кланяются не столь глубоко. Совершая поклон, троекратно произносит хвалу Богу: «Слава моему Господу и хвала Ему» . Затем произносятся слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его. О, Господи, хвала Тебе, Величайшему». Потом совершает земной поклон ( суджут ), для чего опускается на колени, простирается ниц, касаясь коврика ладонями и носом; садится на пятки ( джалса ), произнося такбир, совершает второй суджут и встает, взяв левую руку правой. Таким образом совершается один ракат.
Завершая молитву, молятся за всех правоверных, присутствующих на молитве, и просят Бога о прощении грехов. Затем сидя на пятках, верующий произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, проговаривает приветствие:
«Ас-салам алейкум ва рахматуллах» – «Мир вам и милосердие Аллаха» . Это приветствие называется салам и произносится при обращении не только к остальным правоверным, но и к ангелам-хранителям. С личными молитвами ( дуа ) к Богу можно обращаться в любое время. Прошения состоят из благодарности, воздаваемой Богу за оказанное благодеяние (рождение ребенка, выздоровление от болезни, сдача экзамена и др.), из упования на помощь Всевышнего, пожелания верного руководительства и надежды на избавление от грехов.
Для совершения безмолвной молитвы и благочестивых размышлений используют четки, которые состоят из 99 бусин, каждая из которых соотвествует одно из 99 имен Бога, явленных в Коране. Такие четки называют тасбих, или субха. Они разделены на три части бусинами большего размера. Во время молитвы по четкам верующий по 33 раза произносит «хвала Аллаху, слава Аллаху, Аллах велик».
Обязательной является общая полуденная молитва в мечети по пятницам – салят аль-джамаа, которая также известна как салят ад-джума . Слово «джамаа» означает «собрание», слово «джума» – «пятница». Всем взрослым мужчинам-мусульманам предписано присутствовать на пятничной молитве. Если человек отсутствует на пятничной молитве более трех недель, он считается покинувшим лоно ислама. В исламских странах в пятницу закрыты все предприятия и магазины.
Во время специальной службы имамом читаются две проповеди – худба . Худба включает приветствие собранию, хвалу Богу и просьбу благославить Пророка, чтение из Корана, молитву за верующих с упоминанием имени здравствующего правителя, а также наставление в благочестии. Затем произносится вторая проповедь. Со времен Пророка говорить было принято стоя, опираясь на лук, меч или посох. Если мужчины и женщины молятся сообща, то предводительствует на молитве всегда мужчина, независимо от его возраста. Если сообща молятся женщины, одна из них, находясь в середине группы, ведет молитву. Мужчина-имам стоит впереди остальных верующих, которые стоят за ним стройными рядами.
Всем мусульманам вменяется в обязанность молиться за умерших. Кроме того, они должны возносить молитвы за случаю любого более или менее значительного события с своей жизни (вступление в брак, рождение ребенка, начале уборки урожая и т. д.). При этом рекомендуется приглашать духовных лиц, которые обладают правом благославлять мусульман от имени Бога. В наши дни не требуется совершать молитву обязательно в мечети, но мечеть остается важным место в жизни мусульманской общины.
Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид» – « место поклонения или место, где протираются ниц».
Современная мечеть представляет собой крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По ее углам с внешней стороны или под крышей воздвигаются минареты – башни, с которых муэдзин призывает верующих на молитву. Внутри здания находится зал для молитвы. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесами двор с колодцами или бассейном для омовения. У мечети имеются несколько назначений. Первым и самым важным назначением мечети является предоставление мусульманам места для совершения общей молитвы. Кроме того, мечеть играет важную роль в общественной жизни мусульманской общины. После совершения молитвы мусульмане иногда остаются в мечети, чтобы пообщаться со своими друзьями, поиграть в бильярд и др. Во многих мечетях имеются библиотеки. Мусульмане часто приглашают странствующих проповедников в мечети для проведения лекций и бесед. Имам может воспользоваться мечетью для встреч с людьми и обсуждения проблем, возникших в мусульманской общине.
Всех мусульман по мере их способностей поощряют к изучению Корана, но для многих верующих это является очень сложной задачей, ибо арабский язык не для всех является родным. Поэтому мечеть выполняет важное назначение школы ( медресе ), где верующие изучают арабский язык, Коран и различные исламские дисциплины. Ежедневно в мечети проводятся уроки арабского языка и изучения Корана, на которые дети являются сразу после окончания школьных занятий. Такие дополнительные уроки проводят пять раз в неделю по два часа. В некоторых медресе уроки дают и в выходные дни. Взрослые мусульмане учатся вечером. Изучать исламские дисциплины мальчики и девочки начинают с пяти лет. К двенадцати годам девочки учебу заканчивают, а мальчики продолжают обучение до пятнадцати лет.
Кроме этих назначений, в мечети проводят свадебные торжества, юбилейные торжества, различные собрания, семейные встречи. Празднуют дни рождения, обрезание, сдачу экзаменов и т. п. Для проведения таких торжеств в мечетях имеются кухни.
Приходят мусульмане в мечеть и для того, чтобы поделиться своим горем по поводу траура по усопшим родственникам или друзьям; в мечетях имеются специальные комнаты, где можно омыть тело покойного и облачить его в саван. В каждом случае советом всегда может помочь имам, который является главой мечети. В исламе священничества не существует, каждый мусульманин предстает перед Господом в сознании личной ответственности перед Богом. Однако, если на молитве присутствуют несколько мусульман, то тот из них, кто обладает большим жизненным опытом и знаниями, обычно предводительствует, проводя молитвенный обряд. Имамом может быть выбран любой уважаемый прихожанин, изучивший Коран и хадисы, милосердный, здравомыслящий и хорошо разбирающийся в вопросах веры.
Имам также исполняет обязанности хатыба . Имам-хатыб специально назначается для проведения хутбы – двойной проповеди по пятницам. Для молодых имам-хатыб может проводить занятия по исламским дисциплинам. После совершения первой проповеди в пятницу, имам немного отдыхает и затем произносит вторую проповедь, затем следует пятничная молитва из двух ракатов.
Типичнымие особенностями специально отстроенной мечети является купол и минарет. Внутренние своды купола создают впечатление пространства и спокойствия, оригинальная форма купола напоминает мусульманам об их ближневосточном происхождении. Минарет представляет собой высокую башню, с которой муэдзин (человек, созывающий мусульман на молитву), провозглашает азан (призыв). Призыв провозглашается пять раз в день. На верху купола или минарета имеется символ ислама – звезда и полумесяц. Звезда напоминает мусульманам о пяти столпах, или обязательных ритуалах исламской веры, а полумесяц напоминает о Боге-Творце и лунном календаре, по которому исчисляются исламские праздники и памятные дни.
Если специального архитектурного здания мечети нет, то для нее можно использовать любое подходящее здание.
Третьим столпом веры является обязательная подача милостыни ( закят ) в пользу мечети, лично духовным лицам – осуществляется в соответствии с указанием Корана. Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Слово «закят» буквально означает «очищение». «Давать очищение» призывает верующих Коран. Милостыня имеет две формы, отличающиеся друг от друга. «Закят» – это обязательный религиозный налог. Другая форма подачи милостыни – ” садака ” является добровольным деянием в пользу мечети или духовного лица. Иногда закят не отличали от садаки. Закят существует не только для помощи бедным, но и для того, чтобы помочь богатым честно исполнить возложенные на них обязанности по отношению к другим людям, ибо мусульмане полагают, что богатство даруется Богом временно и распорядится им следует соответственно, не скупясь. Совершают подаяние закят обычно анонимно, однако в целях поощрения остальных верующих к исполнению богоугодного дела, его можно совершать и публично.
Пост ( саум ) – является четвертым столпом ислама. Его соблюдают в рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. В течение тридцати дней поста взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от еды и питья, курения, употребления духов и благовоний, плотских отношений. Запреты снимаются с наступлением темноты, и возобновляются с рассветом. Те, кто освобожден от поста по особым обстоятельствам (болезнь, путешествие, война, плен и т. д.) обязаны позднее возместить пропущенные дни поста. Освобождают от поста старых людей, детей и всех тех, кому пост может причинить физический вред. Смысл поста не только в воздержании от пищи – одного из аспектов поста. Но если человек не может удержаться от зла, насилия, жадности, похоти, коварных мыслей, раздражительности, мстительности, то ему не следует воздержаться от питья и еды, ибо такое воздержание будет бессмысленным.
Паломничество ( хадж ) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается хадж в месяц зуль-хиджжа и состоит и серии обрядов. Множество паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца и пройдя очистительный обряд, молятся в храме Кааба. На следующий день они запасаются водой и отправляются через небольшие долины к горе Арафат. В полднеь девятого числа месяца зуль-хиджжа начинается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат. Стояние продолжается до заката солнца. Затем паломники бегом устремляются в долину. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы. Десятого числа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в последний из трех столбов, символизирующего Дьявола-Иблиса, преградившего путь Мухаммаду. Затем следует жертвоприношение животных, купленных здесь же у бедуинов. Десятый день этого месяца считается важнейшим праздником и отмечается во всем мусульманском мире. Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку, где совершают положенные обряды. Совершившие хадж получают звание хаджи и право носить зеленую чалму.
Главной святыней Мекки, которую почитают мусульмане, и в которую немусульманину вход воспрещен является Кааба. Слово «кааба» в переводе с арабского означает «куб». Вид Каабы полностью соответствует этой простой форме и представляет собой кубообразное строение, высотой около 15 метров, сложенное из каменных плит. Большую часть года Кааба скрыта под кисвой – черным покрывалом святилища – и открывается только во время хаджа. Кисва ежегодно обновляется и выделывается каирскими вышивальщицами. По краям кисвы золотыми нитями вышиты стихи из Корана. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на куски и продают паломникам на сувениры. Эти лоскутки рассылаются также по мечетям всего мира. Многие мусульмане, желающие сохранить их как священную реликвию, размещают лоскутки в рамочку и вешают на стене дома.
В северную сторону Каабы вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень. По представлению мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, выдворенный из рая вместе с людьми за то, что не уберег их от соблазна и нарушений запрета Бога. В судный день он воскреснет, примет прежний облик и расскажет Богу от тех, кто свято выполнял свои обязанности и обряды.
К исламским столпам веры прямо не относится, но важная обязанность мусульманина – джихад ( усилие, усердие ), или борьба за веру. Исламский джихад настаивает на том, что убийство во имя религии является опасным заблуждением, что угнетение во имя религии невозможно, что людей нельзя склонять к тому, во что они не веруют. Джихад – это постоянная борьба против греха во всех его проявлениях, например, ” джихад сердца ” является борьбой за своими недостатками; «джихад языка» является разрешением одобряемого или запретом порицаемого; “джихад руки ” – это наказание преступивших закон и нравственные нормы; «джихад меча» является вооруженной борьбой, падшие в которой обретают вечное блаженство. Этот вид джихада также называют газават (набег) или фатх (завоевание, победа). В военном джихаде запрещено причинять зло женщинам, старикам, детям, невооруженным священнослужителям любого вероисповедания, а также ломать деревья, наносить вред сельскохозяйственным угодьям и припасам. Население и движимая собственность противника могут быть получены победителем как добыча. Джихад исключает насильственное склонение людей к принятию чуждой для них веры.