Молитва омовения рук

Чудотворные слова: молитва омовения рук в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва омовения рук

Омовение рук: Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи.

После подготовки жертвенника и трех поклонов: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.

Целуя дискос: Искупил ны еси от клятвы законныя

Целуя Чашу: честною Твоею Кровию,

Целуя звездицу: на Кресте пригвоздився и копием прободся,

Целуя лжицу: безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

Благословен Бог наш всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Трижды, указывая копием: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

Надрезая просфору с левой от себя стороны: Яко овча на заколение ведеся.

Надрезая с правой от себя стороны: И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих.

Надрезая верх: Во смирении Его суд Его взятся.

Надрезая низ: Род же Его кто исповесть.

Надрезая снизу и вынимая Агнца: Яко вземлется от земли живот Его.

Кладя печатью вниз на дискос и надрезая: Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

Перевернув Агнец, погружая копие с левой от себя стороны: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его.

Благословляет и вливает вино и воду.

Вторая просфора: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник.

Кладя частицу слева от Агнца: Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.

Первая частица: Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Вторая частица: Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков.

Третья частица: Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов.

Четвертая частица: Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго,* Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей.

Пятая частица: Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц.

Шестая частица: Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей.

Седьмая частица: Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников.

Восьмая частица: Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже.

Девятая частица: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго.

Четвертая просфора: Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, господина нашего святейшего вселенского архиерея (имя рек) Папу Римского, и митрополита нашего (имярек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея.

Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия (или рабов Божиих) (имя рек).

Пятая просфора: О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных (имя рек).

И всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братии наших, Человеколюбче Господи.

Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.

Благословляя кадило: Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Звездица: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча.

Покровец на дискос: Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя, возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Покровец на Чашу: Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.

Воздух: Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец.

Кадя жертвенник, трижды: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе всегда: ныне, и присно, и во веки веков.

Боже, Боже наш, небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин, яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое: Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Воскресый из мертвых (только в день воскресный) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Каждение престола: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.

О молитве

Предисловие

Сочинение ясно разделяется на две части: в первой, после выяснения сущности и характера молитвы Господней, дается ее изъяснение, а во второй находятся различные наставления, касающиеся молитвы, напр. о молитвенном настроении, о коленопреклонении при молитве, о воздеянии рук и т. п.

Перевод делается по изданию «Миня» (Patrologiae Cursus Completus, Series prima, tomus 1, col. 1149—1196). Но приняты при этом во внимание издание «Элера» (Quinti Septimii Florentis Tertulliani quae supersunt omnia, t. I, Lipsiae, 1853, р. 553—584) и издание Венской Академии Наук (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, v. XX: Quinti Septimii Florentis Tertulliani Opera ex recensione Augusti Reifersheid et Georgii Wissowa, Pars I, Vindobonae, 1890, р. 180—200), чтения каких изданий мы иногда предпочитаем тексту Миня, что отмечается в примечаниях.

Начиная с 9 гл. в списках творения Тертуллиана «О молитве» встречаются надписания — то вполне точные, то менее точные, какими надписаниями мы пользовались. Но в большинстве случаев эти надписания сделаны нами самими.

Перевод в некоторых местах сопровождаем объяснительными примечаниями.

Глава 1. О том, что молитва Господня соответствует сущности христианства и характеру его Основателя

Приникнем же, достохвальные (benedicti), в Его небесную мудрость, — прежде всего в Его заповедь — молиться тайно, которою Он требует от человека веры в то, что очи и уши всемогущего Бога соприсутствуют и в скрытом и потаенном, и в тоже время желает скромности веры, — принести свое поклонение (religionem) Тому Единому, в Кого христианин верует, как все слышащего и все видящего. Равным образом веры и скромности веры касается и следующее наставление мудрости, — если мы думаем, что не во многоглаголании словес необходимо приступать к Господу, Который, как мы уверены, наперед печется о своих. И самая эта краткость (молитвы Господней) — что составляет третью ступень мудрости — утверждается на многообилии великих и блаженных (Господних) изъяснений: насколько кратка словом, настолько многообъемлюща по смыслу. Ибо она включает не только свойственное молитве, каково поклонение Богу и прощение со стороны человека, но содержит почти все слово Господа, напоминание всего нравственного учения, так что по истине в молитве Господней заключается сокращенно как бы все Евангелие.

Глава 2. Смысл обращения в молитве Господней

Мф.6:9. Отче наш, сущий на небесах, мы начинаем со свидетельства о Боге и о заслугах веры. Ибо и Бога просим, и исповедуем ту веру, заслугу которой составляет такое обращение к Богу. Написано: «тем, которые уверовали в Него, дал им власть называться сынами Божиими» (Ин 1.12). И Сам Господь весьма часто именовал нашим Отцом Бога; и даже дал заповедь, чтобы мы не называли кого-нибудь отцом на земле, кроме Отца, Которого имеем на небесах (Мф 23.9). Следовательно, молясь так, мы исполняем заповедь. Блаженны, которые познают Отца! Израиль обличается, — Дух свидетельствует небом и землею, говоря: «родил сынов, и они Меня не познали» (Ис 1.2). Говоря: «Отче», мы в тоже время исповедуем и Божество. Это наименование служит обозначением и отеческой нежности, и в тоже время силы. В Отце призывается и Сын. «Я, — говорит, — и Отец — одно» (Ин 10.30). И мать — Церковь не проходится молчанием. В сыне и отце познается мать, в которой имеет свою основу наименование отца и сына. Так, во едином роде, или во едином имени мы и Троичного Бога чтим, и о заповеди вспоминаем (Мф 23.9), и порицаем тех, кои забывают об Отце (Ис 1.2).

Глава 3. Изъяснение первого прошения молитвы Господней

да святится имя Твое, мы молим, чтобы оно святилось в нас, которые Ему принадлежим, а вместе с тем святилось и в других, которых еще ожидает благодать Божия, — так что мы в тоже время повинуемся и заповеди: нужно молиться за всех, даже за врагов наших (Мф 5.44). Не говоря — при отсутствии слова — «да святится в нас», мы (тем самым) говорим: «да святится во всех».

Глава 4. Изъяснение второго (третьего) прошения молитвы Господней

Мф.6:10. да будет воля Твоя и на земле. Как на небе, не в том смысле, чтобы кто-нибудь препятствовал осуществлению воли Божией и мы желали бы Ему исполнения Его воли, а мы просим, чтобы Его воля осуществлялась во всех. Сообразно переносному пониманию «плоти» и «духа», мы — и небо, и земля. Но если и буквально понимать (данное выражение), то смысл прошения остается однако тот же: чтобы в нас осуществлялась воля Божия на земле для того, чтобы, разумеется, она могла исполняться (в нас) и на небе. Но чего Бог желает, как не того, чтобы мы поступали сообразно Его учению (disciplinam)? Следовательно, мы просим, чтобы Бог приблизил к нам и сущность, и силу Своей воли, да будем мы живы и на небе, и на земле, ибо завершением Его воли является спасение тех, кого Он усыновил. Есть и та воля Божия, которую Господь осуществил в Своей проповеди, деятельности и страдании. Ибо и Сам Он изрек, что Он творит не Свою, но «волю Отца» (Ин 6.39). Без сомнения, что Он творил, то была воля Отца, к чему теперь и мы, по (Его) примеру, призываемся, — чтобы проповедовали, и действовали, и терпели, даже до смерти. Для исполнения этого потребна воля Божия. Кроме того, говоря: «да будет воля Твоя», мы этим желаем себе добра, ибо в воле Божией нет ничего злого, даже, когда, сообразно заслугам каждого, определяется (ею) и нечто противоположное. Следовательно, уже этим выражением мы склоняем самих себя к терпеливому перенесению страданий. И Господь, в виду приближения (Своей) страсти, желая показать немощность плоти уже в Своей плоти, говорит: «мимонеси чашу сию». И (затем как бы) вспомнивши (продолжает); «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22.42). Сам Он был волею и силою Отца, однако же для доказательства необходимости терпения предал Себя воле Отца.

Глава 5. Изъяснение третьего (второго) прошения молитвы Господней

Глава 6. Изъяснение четвертого прошения молитвы Господней

Мф.6:11. хлеб наш насущный (quotidianum) даждь нам днесь мы (впрочем) более склонны понимать духовно. Ибо Христос есть наш хлеб, так как жизнь — Христос, и жизнь — хлеб. «Я, — говорит, — хлеб жизни» (Ин 6.35). И несколько выше: «хлеб есть Слово Бога живого, Которое сходит с небес». И Тело Его подается (censetur) в хлебе. «Сие есть Тело Мое» (Лк 22.19).

Итак, молясь о хлебе насущном, просим постоянной пребываемости во Христе и неотделимости от Его Тела. Но поскольку рассматриваемое выражение допускает и чувственное токование, последнее не может быть (принимаемо) без сохранения уважения и к духовному учению. Ибо заповедует просить о хлебе, который именно необходим верующим, «прочего же язычники. ищут» (Мф 6.32). Это же внушает примерами и разъясняет притчами, когда говорит: «неужели отец возьмет хлеб у детей и дает псам» (Мф 15.26)? Также: «неужели сыну, просящему хлеба, даст камень» (Мф 7.9)? Показывает, следовательно, чего от отца ожидают чада. Да и этот в полночь толкущий в двери просит хлеба (Лк 11.5)! Справедливо присоединяет: «даждь нам днесь», так как предпослал: «не заботьтесь о завтрашнем, что вы будете есть» (Мф 6.34). Об этом и притчу предложил о человеке, который, при обилии собранных плодов земли, помышлял о расширении житниц и о долгом благополучии, но в туже ночь он умирает.

Глава 7. Изъяснение пятого прошения молитвы Господней

Мф.6:12. прости нам долги наши. Прошение о милости есть уже исповедание вины, ибо кто просит о милосердии, тот сознает грех. Так показывается, что покаяние угодно Богу, ибо Он лучше желает его, нежели смерти грешника (Иез 23.11). В Священном Писании «долг» есть образное выражение для обозначения греха, который точно также подлежит суду и от него взыскивается, и не избежит правды требования, пока не воздастся требование, как тому рабу Господь оставил долг (Мф 18.27). Сюда именно относится пример, приводимый в притче. Ибо то, что этот раб, отпущенный господином, не щадит таким же образом своего должника, почему, приведенный к господину, предается мучению, пока он воздаст последний кодрант, то есть, воздаст до последней вины (Мф 18.23—34), — это показывает, что и мы должны исповедывать прощение грехов своим должникам. Так и в других местах, подобно молитве (Господней): «отпустите, — говорит, — и отпустится вам» (Лк 6.37). И когда Петр вопрошал, до семи ли раз нужно отпускать брату, говорит ему: «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18.21—22), чтобы, таким образом, усовершить закон, по которому — согласно книге Бытия — «за Каина отмстится семь раз, за Ламеха же семьдесят раз семьдесят» (Быт 4.24).

Глава 8. Изъяснение шестого и седьмого прошения молитвы Господней

Мф.6:13. не введи нас во искушение, то есть, не допусти, чтобы мы страдали, — от того, кто искушает. Да будет далека мысль, что Господь, по-видимому, искушает, — как будто Он не знает веры каждого или радуется падению; и неверность, и злоба принадлежат диаволу. Ибо и Аврааму повелел привести сына в жертву не для искушения, а для укрепления веры, чтобы в нем явить пример Своей заповеди, которую имел впоследствии дать, именно, что и детей нельзя любить больше, нежели Бога (Мф 10.37). И Сам, искушаемый от диавола, показал, что последний есть главный виновник и орудие искушения. Это подтвердил и впоследствии, говоря: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк 22.40). А находились в искушении оставить Господа те, которые более прилежали сему, нежели молитве. Этому соответствует и заключение, разъясняющее, что означает: «не введи нас во искушение». Именно означает:

но избави нас от лукавого.

Глава 9. Заключение к изъяснению молитвы Господней

Глава 10. О том, что существуют разные роды молитвы

Глава 11. При молитве не должно гневаться на брата

Глава 12. О молитвенном настроении вообще

Глава 13. Об омовении при молитве рук

Глава 14. Продолжение речи об омовении рук при молитве

Глава 15. О снятии при молитве верхних одежд

Глава 16. О сидении после молитвы

Глава 17. О воздеянии рук при молитве и о молитвенном настроении

Глава 18. О лобзании мира

Глава 19. О «стояниях»

Глава 20. Об одеянии женщин

Глава 21. Должны ли девы носить при молитве покрывало?

Глава 22. О том же

«Ради ангелов» — говорит — необходимо покрываться (1Кор 11.10), ибо ангелы ради дщерей человеческих отпали от Бога. Кто может утверждать, что одни только «жены», т. е. уже замужние и лишенные девства, разжигали похоть?. Разве только в том случае, когда нельзя допустить, что и девы блистают красотою и находят почитателей? Напротив, мы видим, что не одни ли девы разжигали страсти, ибо Писание называет «дщерей человеческих» (Быт 6.2), тогда как оно могло поименовать «жен человеческих», или — что безразлично — «женщин». И то самое, что оно говорит: «и брали. себе в жены», — это оно делает потому, что берутся в жены те, которые свободны (vacant). О несвободных же оно иначе изрекало бы. А бывают свободны или вследствие вдовства, или же девства. Назвавши пол вообще «дщерями», Писание в родовое понятие включает и виды.

Равным образом, когда говорит, что сама природа давшая женам власы вместо одеяния и украшения, научает, чтобы женщины употребляли покрывало (1Кор 11.14), то неужели не предписывается и девам такое же одеяние и такое же украшение головы? Если жене срамно быть обритою (1Кор 11.6), то также и — деве. В ком, следовательно, усматривается одно и тоже свойство главы, от тех требуется одна и та же дисциплина главы; то же самое и в применении к тем девам, которых охраняет самый их детский возраст, ибо названа вообще «женщина». Так, наконец, поступает и Израиль. А если бы и не соблюдал он сего, то наш закон, как расширенный и восполненный, имеет право на прибавление. Следовательно, кто полагает покрывало и на дев, тот не может быть взыскиваем. Только возраст, еще не знающий своего пола, владеет преимуществом простоты. Ибо и Ева, и Адам, когда коснулось их познание, тотчас же покрыли то, что познали. Несомненно, что тем, для кого уже детство прошло, необходимо исполнять обязанности природные и нравственные, налагаемые возрастом. Ибо и по телосложению (membris), и по обязанностям, они причисляются уже к женам. Могущая быть обрученною уже не есть дева, ибо возраст уже обручил ее своему мужу, т. е. времени.

Но иная посвятила себя Богу. Уже и прическу (crinem) после этого изменяет, и во всем внешнем виде уподобляется женам. Да сохранит же она всю скромность и да представит всю целостность девы. Что ради Бога сокрыла, то пусть совершенно покроет. К вашему благу служит то, чтобы соделанное благодатью Божьею мы вверяли познанию Единого Бога, да не ожидаем награды от людей, какую награду уповаем получить от Бога. Что де лаешь откровенным пред Богом то, что покрываешь пред людьми? Неужели на площади желаешь быть стыдливее, нежели в церкви? Если есть благодать Божия и ты (ее) приял, то что хвалишься — говорит — как будто ты ее не приял (1Кор 4.7)? Что унижаешь других выказыванием себя самой? Неужели своим блистанием (gloria) ты располагаешь других к добру? Но, ведь, и сама ты, если хвалишься, подвергаешься опасности потерять то, что имеешь, и других увлекаешь в ту же опасность. Легко исторгается то, что принимается по тщеславию. Носи покрывало, как дева, если ты дева, ибо иначе ты должна краснеть. Если ты дева, не желай сносить на себе многие взоры. Пусть никто не удивляется твоему виду; пусть никто не чувствует твоей прелести. Хорошо, если представляешь из себя замужнюю, покрывая свою главу. Ты не являешься обманывающею (кого-нибудь), ибо ты сочеталась Христу, Ему вверила свою плоть. Поступай сообразно учению твоего Жениха. Если обручившимся с другими Он повелевает покрываться, то тем более — своим.

Но кто-нибудь подумает, что не должно нарушать порядка (institutionem) предшественника. Да, многие принесли в жертву чужой привычке свое благоразумие и постоянство. Пусть не понуждаются носить покрывало, однако добровольно покрывающим себя не подобает воспрещать, — тем, кои не могут отвергать, что они — девы, и в уверенности, что они познаны Богом, готовы быть непознанными в народном мнении.

А о тех, которые именуются обрученными, могу, в меру своего авторитета, твердо говорить и свидетельствовать, что они должны носить покрывало с того дня, как впервые содрогнулись пред будущим мужем, — при поцелуе ли, или рукопожатии. Ибо у таких все, так сказать, обручено: и возраст — зрелостью, и плоть — годами, и дух — званием, и стыдливость — поцелуем, и надежда — ожиданием (брака), и дух — волею. Достаточным нам примером служит Ревекка (Быт 34.63), которая, как только показался жених, положила покрывало, познавши, что она должна быть ему обрученною.

Глава 23. О коленопреклонении при молитве

Глава 24. О месте молитвы

Глава 25. О времени молитвы

Глава 26. О христианском напутствии

Глава 27. Об употреблении при молитве псалмов и Аллилуйя

Глава 28. О жертве духовной

Глава 29. О силе и действенности молитвы. Заключение

Молитва некогда испрашивала наказания, обращала в бегство полки врагов, удерживала благодетельный дождь. Ныне же молитва праведная отвращает всякий гнев Божий, печется о врагах и молится за гонящих (нас). Что удивительного, если она в силах источать воды небесные, как могла и огонь низвести? Одна только молитва преклоняет Бога. Но Христос желал чтобы она не творила какого-нибудь зла. Он сообщил ей всю силу производить добро. Отсюда молитва не знает ничего другого, как души грешников обращать от пути смерти, слабых — восстановлять, больных — исцелять, от демонов — освобождать, запоры темницы — разверзать, узы невинных — разрешать. Она же очищает грехи, отстраняет искушения, прекращает гонения, утешает малодушных, радует великодушных, путеводит странствующих, утишает волны, разбойников лишает чувств, питает нищих, руководит богатыми, возводит павших, поддерживает падающих и дает крепость стоящим. Молитва — оплот веры, оружие и наши стрелы против подстерегающего нас со всех сторон врага. Итак, да не ходим никогда невооруженными! Днем да помним о «стоянии», а ночью — о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Началовождя; будем ожидать трубы ангельской! Ибо молятся и все ангелы. Взывает вся тварь, взывают четвероногие и звери и преклоняют коле на, и, выходя из своих стойл и логовищ, не напрасно смотрят вверх к небу, издавая по своему глас. Да и птицы, поднявшись с гнезда, устремляются к небу, и распростирают, вместо рук, крылья, на подобие креста, и издают звук, который кажется молитвою. Но что распространяться об обязанности молиться? И Сам Господь молился, Которому да будет слава и сила, во веки веков.

Информация о первоисточнике

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

“Православная энциклопедия «Азбука веры».” (http://azbyka.ru/).

“Православие и мир. Электронная библиотека” (lib.pravmir.ru).

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2017

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here