Чудотворные слова: молитва перед рисованием иконы в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
«Самое важное для иконописца – связь с Богом»
Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом
Николай Цилсавидис считается одним из лучших иконописцев современной Греции. Он возглавляет иконописную мастерскую, основанную в 1960 году его отцом Константином († 2002). Среди работ этой мастерской – росписи в храме святителя Григория (Паламы) в Фессалониках, в монастыре святых Рафаила, Николая и Ирины в Гуменисе, в Успенском храме Штутгарта (Германия), в сербской церкви святого Василия в Тулузе (Франция) и в Благовещенском храме Бейрута (Ливан).
– Ваша семейная иконописная мастерская работает уже более полувека. Такую преемственность нечасто встретишь сегодня. Расскажите, что именно связало вашу семью с иконописью?
– Это началось даже раньше 1960 года. Во время Второй мировой войны, когда мой отец был еще ребенком, семья оказалась в немецкой оккупации. Жизнь тогда была тяжелая, голодная. И вот отец, слушая о святых, жития которых рассказывала ему мама, задался вопросом: а где эти святые сегодня? И как их увидеть? Из этого желания увидеть святых возник интерес к иконам. Сначала он их разглядывал, а затем начал рисовать сам. Это было его духовной пищей. В девять лет мой отец нарисовал свою первую икону, и так определился его жизненный путь. На этом пути он встретился и с живым святым – старцем Паисием Святогорцем. Когда однажды отец оказался в тяжелейшем затруднении, из которого он не видел выхода, именно старец Паисий спас его, по его молитвам он выжил. Мой отец часто встречался и беседовал со старцем. Сохранилась даже одна его незаконченная икона, на которой изображены современные святые, а среди них отец поместил и старца Паисия.
– А вы лично как пришли к иконописи? Было ли это вашим решением или же послушанием воле отца?
– Я просто родился в этом. С раннего детства я всегда находился в мастерской отца, помогал ему. И мне это очень нравилось. Так что для меня не было момента принятия решения, не стояло вопроса, заниматься этим или нет. Всё сложилось естественно. Отец не давил на нас, и два моих брата изначально не связывали свою жизнь с иконописью. Но после смерти отца они тоже пришли в мастерскую, и теперь уже многие годы мы трудимся вместе. К слову, помимо иконописания от отца мы унаследовали и любовь к России. Он очень любил русских. В нашей семье читали произведения русских писателей, и на мое становление большое влияние оказал Достоевский. Я помню, у меня в детстве была мечта побывать в России, и не просто побывать, а проехать по России на поезде: пить чай, читать, смотреть в окно и думать.
– Удалось ли осуществить эту мечту?
– Нет, в России я еще ни разу не был.
– В каком иконописном стиле вы работаете?
– Наш отец в течение своей жизни изучил все техники религиозной живописи. Такая же задача стояла и передо мной, поэтому я в свое время учился не только у отца, но ходил в подмастерья и к другим иконописцам. Еще со времен отца в мастерской заказывали иконы из разных стран, и нам доводилось работать над произведениями в разных стилях – от римской античности и до живописи XIX века, с использованием техник, разработанных как в восточной, так и западной традициях. Но лично мне ближе всего византийская иконописная традиция эпохи Комнинов (X–XII века), в частности Македонская школа.
– Создание икон – это не просто ремесло. В определенном смысле это и духовное делание. Не могли бы вы рассказать об этой стороне иконописания?
– В процессе своей работы, наблюдая за собой, иконописец ищет Господа через Его святых, которым надо подражать. Поиск Бога – вот наша цель, на это направлен внутренний мир иконописца. Я лишь инструмент Божий, служитель таинства. Тот, кто показывает. Древние иконописцы перед подписью ставили слово: «показавший». Иконописец – раб Бога, который просит: «Дай мне, чтобы я передал людям. У меня нет ничего своего». То, что он делает, это плод молитвы и это ради молитвы. Это нераздельно. Молитва является его работой, а иконопись – молитвой. Иконопись должна стать результатом молитвы, чтобы научить молитве молящихся у иконы. Сподвигнуть на это.
– Есть много способов сбиться с пути и только один – остаться на пути к Богу. Этот способ – трезвое понимание, что всё, что у тебя есть, – это от Бога. Мой отец говорил мне: «Если ты чувствуешь, что достиг мастерства, что ты быстро продвигаешься в том, что касается техники, то всё бросай и начинай с нуля. Вспомни, что ты служитель Господа, что ты пишешь только Его и ищешь Его любовь». А что касается технического мастерства, мой отец приводил такой пример. Если ты возомнил о себе нечто, прекрати работу, выйди на улицу. Подними с земли опавший лист и посмотри, в каком совершенстве он сотворен Богом. Всё от Него. Вернись и помолись Господу: «У меня нет ничего. У меня есть только Ты. Ты Тот, Кого я ищу. Ты даешь всё, что мне нужно». Отец говорил: «То, что делают люди, – это повторимо, это достижимо, это легко. Невозможно достичь того, что дает Бог. Именно это ты должен взять и передать людям». Когда мой отец работал на Святой Горе, создавал фрески, мозаики, люди подходили, смотрели на его работу и восхищались. А он говорил: почему вы восхищаетесь этим? Господь дает людям возможность стать святыми – вот это великое чудо. И это – наша цель, чем бы мы ни занимались. Мой отец всегда был в работе, всё время в молитвенном состоянии. Мама звала его кушать и не могла дождаться.
– Что, на ваш взгляд, является главным в работе иконописца?
– Самое важное – связь с Богом. И она приходит и через искусство. Важно помнить, что ты – существо, созданное Господом, а значит, когда ты работаешь, все твои составляющие должны быть устремлены ко Христу. Господь всегда с тобой. Везде, где ты есть. Он тебя поддерживает, Он тебя ведет. Причем больше Своим отсутствием, чем Своим присутствием. Отсутствие Бога – это та боль, которая двигает тобой, когда ты осознаешь и переживаешь Его присутствие в Его отсутствии. Это рождает боль и жажду Бога. А также очень важна приверженность Преданию Церкви – нужно крепко держаться за это. Следование Преданию отсекает эгоизм. Это как постоянное напоминание: «Не ты это сделал! Ты опираешься на плечи атлетов – своих предшественников». Я сам по себе – ничто; только вместе с теми, кто прошел по этому пути до меня, я что-то. Я боюсь наслаждаться своей работой и стараюсь напоминать себе притчу о талантах. Но при этом неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным и нацеленным на связь и общение с Богом. И Господь может всё покрыть благодатью и поднять тебя над твоей греховностью, над твоей немощью.
Работы иконописца Николая Цилсавидиса
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Фотис Контоглу
Православные церковные искусства – это искусства богословские. И произведения, которые ими рождаются, отображают собой слово Божие.
Интервью с искусствоведом Татьяной Самойловой
На территории Кремля, в Успенской звоннице, открылась выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря». Впервые после долгого времени все иконы этого уникального памятника, хранящиеся сейчас в разных музеях, собраны воедино.
В иконе нет ничего преходящего, в ней установлена тесная связь категорий здесь-теперь и вне-здесь-теперь. В моленном образе все непреложно и должно быть онтологической правдой; икона призвана создавать молитвенный настрой, а не вызывать некий патриотический пафос, как вызывает парадный портрет из галереи национальных героев. А на иконе праведного Феодора Ушакова мы видим «бутафорию» – святого в парике.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Ответ нам очень важен.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Молитва перед рисованием иконы
ПОМОГИТЕ ХРАМУ!
Азы православия
Мастерская
Об иконописи
Кто имеет право писать иконы?
Иконы писать имеет право только тот человек, который является православным христианином, постоянно ходит на службы, исповедуется, причащается, постится. Икону писать можно только постясь! Нужно, чтоб у иконописца душа была чистая, и тогда и изображение на иконе будет чистое. А если душой человек мертв, то какой бы он не был мастер-профессионал, он напишет мертвую икону. Самое главное в иконописи – согласие иконы с каноническими правилами написания икон. Самые великие, особой благодати иконописцы не имели права вносить свое “я” в икону. У них было великое смирение; начиная писать икону, они копировали, не искушаясь на уговоры беса: “А вдруг твоя работа со временем будет лучше оценена, чем Андрея Рублева?” Человек, пребывающий во грехе гордыни, обязательно начинает вставлять свое, еретическое. И икона становится испорченной, и уже не хранится многие века Божьей благодатью.
Надо ли брать благословение художнику, чтобы рисовать Ангелов?
Не только благословение требуется, над художником читается особая молитва, призывающая помощь Божию в написании икон, духовных картин. Когда пишут иконы, их пишут не с папиросой в зубах, а с молитвой на устах. Человек, желающий писать иконы, обязательно должен быть смиренным. На Афоне монахи с таким смирением и благоговением писали иконы, что они и без освящения сразу становились чудотворными.
На днях пришло из Сухуми от одной женщины письмо. Она всю жизнь собирала акафисты, набрала их около 200 и каждый день читает. У нее много икон – и писанных, и бумажных, – и все они начали мироточить. Многие приходят к ней, видят, что на иконах (даже бумажных) выступает миро. Господь сейчас милует натерпевшийся лиха народ – идет четвертое поколение после тех, кто согрешил против Бога, снимается наказание, которое терпели дети и внуки за своих родителей. Наступает время, когда Россия должна придти к Богу. Не Ельцин и Горбачев тому причина, пришло время – грех с народа снимается. Бог прощает Своим детям беззаконие и милует их. Россия должна проснуться.
Рисование и живопись Могу ли я написать икону? Есть желание но вот есть ли у меня такое право? Краска
серидины 90-ых годов началось масштабное строительство храмов и церквей.
Люди вновь получили возможность верить в Бога открыто. А в
художественных институтах открылись кафедры “сакрального искусства”.
Государство разрешило художникам официально писать иконы и расписывать
стены святых сооружений. Какие это художники? Кто имеет право писать
иконы? Какими личностными характеристиками должен обладать иконописец?
Имеем ли мы право молиться его иконам? Имеем ли мы право молиться в
современных храмах? Что это за храмы и чем они отличны от храмов времени
Андрея Рублева? Чем является икона – духовным посредником между
человеком и Богом или идолом, запрещенным Библией?
вопросы уже несколько столетий обсуждаются учеными, священниками,
искусствоведами и художниками. Больше тысячи лет богословы и миряне не
могут найти точек пересечения в ответах на столь важные вопросы
относительно Духовности Человека.
Выходит что на мой вопрос нет однозначного ответа.
В переводе с греческого икона означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой.
Л.А. Успенский в книге “Богословие иконы” пишет: “Иконописный
канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный
образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному
Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть
подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности
тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным
критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий
литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной
Крестной жертвы Спасителя”.
вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа
православною только в том случае, если с точки зрения композиции и
художественного исполнения удовлетворяет каноническим, историческим и
православного христианина любые душевные чувства являются формой
проявления страстей, с которыми Церковь ведет постоянную борьбу.
Восприятие иконы не должно давать простор образному мышлению и фантазиям. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». В соответствии с этой идеей образ Личности (ипостаси) есть действительно сама Личность, хотя и не тождественен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).
чаще всего было анонимным, мастера, как правило, не подписывали своих
имён на иконах, поскольку в силу традиционности и жёсткой
канонизированности этого особого искусства, произвольный полёт фантазии
иконописца был абсолютно недопустим.
в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится
живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает
Первый вывод: Икона должна удовлетворять каноническим и иконографическим требованиям и не должна пробуждает душевные чувства,- думаю, что я могла бы соблюсти эти требования.
Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным,
кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым,
независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же
хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями,…,
жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с
превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и
Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и
священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и
святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу
смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам».
Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки.
Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.
в сельских хатах зачастую находились так называемые народные иконы,
писаные непрофессиональными иконописцами-«богомазами», которые хоть и
брали за образец икону церковную, не во всем придерживались буквы канона
и вносили в произведения что-то свое, индивидуальное, старались сделать
икону привлекательной и полностью понятной относительно тематических и
сюжетных задач. Официальная церковь осуждала искусство народных
иконописцев, называла народные иконы такими, которые «неуклюже писаны»,
время от времени активизировала борьбу с ними и их творцами.
сегодняшний день ситуация в области сакрального искусства кардинально
отлична от старокиевской. Годы советской власти оставили неизгладимый
отпечаток в судьбах современных иконописцев, родившихся в советских
семьях. Люди, открывшие в художественных академиях кафедры сакральных
искусств, также выросли при советской власти и коммунистическом режиме.
Поэтому воистину сакрального, духовного в современных иконах мало.
Университетские кафедры святого письма предназначены для обучения не монахов, а обычных мирских мастеров.
художники-иконописцы являются студентами своего времени, у всех есть
личная жизнь – парень или девушка, муж или жена. Они так же, как все
нормальные люди целуются под луной и ходят на свидания. Все испытывают
время от времени негативные эмоции – зависть, страх, ревность.
большей степени присуще чувство борьбы со своим негативом. Они больше,
чем другие люди стараются держать себя в руках, быть позитивно
направленными для общения. Трудно найти хоть кого-то в современном мире
сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа.
современные монахи, возможно, и претендуют на звание святых людей, но
они не имеют достаточно художественного вкуса и мастерства, благодаря
которому на полотне может получиться во истину одухотворенный шедевр.
трудно найти в современном мире воистину святого, одухотворенного
зрителя, способного воспринимать правильно художественную красоту.
Надо сказать, что в настоящее время
культуру иконописи все чаще вытесняет типографская продукция. Иконы
никогда не были дешевыми, люди подолгу копили на них деньги. Конечно, и
бумажная икона бывает чудотворной, но из механически отпечатанного
образа уходит жизнь, уходит молитва, теряется литургический смысл иконы.
образом, поскольку наша жизнь очень далека от идеала, на данный момент к
иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16
веке. Но, тем не менее, современный иконописец и желающие стать
таковыми, равно как и желающие вышивать иконы должны стремиться к этим
требованиям, быть действительными, а не номинальными членами Церкви.
иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а
изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А
это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь,
духовных сил. Поэтому вопрос написания икон обязательно должен быть
поставлен на рассмотрение духовника, т.к. об уровне духовного развития
человека может знать только он. Таким образом, получение благословения
духовника на написание икон становится обязательным требованием для
Второй вывод: Получение благословения духовника на написание иконы является обязательным, а это возможно лишь при соблюдении иконописцем всех установлений Святой Православной Церкви, – поскольку я не посещаю церковь и не соблюдаю пост, то и не уверена что смогу получить такое благословение.
что каждая цивилизация имеет собственные хронологические,
географические и другие ориентиры. И если у нас та или иная церковь –
сакральный храм, то старая хата – храм экзистенциальный (существующий в
быту), а народная икона была доминантой чарующего мира хаты. И проблемы
бытия, инобытия фокусируются на иконе как субъекте умозрительности
цивилизации. Поэтому схема духовной реализации приобрела со временем
такой вид: для иконописной школы – храм; для богомаза – хата.
икона одновременно является и этнокультурной, и христианской
церковно-религиозной. Как считают многие исследователи, народная икона
составляет объект молитвенно-исповедального откровения и в то же время
оберег, фольклорный фактор защиты и просьбы.
«В наши дни икона имеет универсальное функциональное
предназначение. Она и «святой образ», и произведение искусства, а также
объект коллекционирования и антикварной торговли», — утверждает художественный руководитель иконописного центра «Русская икона» Елена Князева.
ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией
благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать
действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в
Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при
этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати,
не получить от этого ничего. Также очевидно, что икона не является неким
оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также
некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей.
влиянием прежнего язычества, когда иконам молились, приносили жертвы,
ждали от них милостей, называли икону «богом» и относились к ней как к
живому существу (супруги, чтобы не оскорблять божество, даже завешивали
иконы полотенцем на время близости), почитание икон принимает порой и
отмечают немало исследователей, в настоящее время у человека развивается
потребительство относительно религии, традиция которую социальная
структура трактует с позиции «что это нам дает». Исчезает интимность в
молитвенном откровении, а икона, за редким исключением храмовой,
превращается или на оберег, или на элемент интерьера. Такова неизбежная
жертва потребностям модернизации общества.
в богослужении – основное назначение иконы, а потому она не должна быть
накопителем Божией благодати, оберегом или элементом интерьера –
я не планирую молиться своей иконе, тогда должна ли она быть иконой.
Создавая у себя на даче интерьер в духе украинской хаты, хочу сделать
как элемент интерьера, а потому может ли там быть икона. Ответ очевиден
мое произведение не должно и не может быть иконой, а потому у меня будет картина на религиозную тему.
картина отличается как от светской живописи, так и от иконы. Водораздел
с последней пролегает в функции: религиозная картина никак не участвует
в богослужении, в то время как для иконы это основное назначение.
Именно поэтому икона предполагает освящение и почитание как реликвии,
картина же остаётся вне богослужебной сферы.
религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального,
ведь она изображает персонажей священной истории (Христа, апостолов,
святых), её события (библейские сюжеты, эсхатологию) или мистическую
сторону жизни человека. Сакральный сюжет может считаться чисто светским,
безрелигиозным лишь в том случае, если его подача отрицает священное
или низводит священное до обыденного (карикатура, атеистическая
художественной жизни Российской Империи религиозная картина служила
передаточным звеном между мастерской художника и церковными стенами:
наиболее удачно разработанные христианские сюжеты, апробированные
на холстах и выставках, переносились в интерьеры храмов, на иконы.
Причём совершенно не обязательно это делал сам творец оригинала. Часто
полюбившийся сюжет, выполненный мастером, копировался затем рядовыми
живописцами в целом ряде церквей. Так происходило, например, с картинами
Александра Иванова, Ивана Крамского, Василия Поленова.
Четвертый вывод: религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, а к священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание – думаю в моем доме у важительное отношение к картине написанной мною, не вызывает сомнений, и как знать может быть когда-нибудь ей еще предстоит стать иконой.
общалась со множеством знающих людей, перечитала массу информации,
часть которой использовала при подготовке поста, от себя делая только
ИТАК, если вы задумали купить, получить в подарок, написать или вышить икону , то вам есть над чем задуматься и думаю, что мой пост вам в этом поможет.
А ответ на свой вопрос я нашла: ничто не мешает мне воплотить в жизнь свой творческий замысел и написать религиозную картину .
И на последок мне захотелось привести очень трогательное стихотворение:
Мне после молитвы ЛЕГКО.
Куда – то уходят волненья,
Куда – то уходят сомненья,
Куда – то совсем далеко…
Мне после молитвы ТЕПЛО.
В душе словно айсберги тают,
И боль из груди улетает
В открытое настежь окно…
Мне после молитвы СВЕТЛО.
Как – будто я вышла из плена
Навстречу огромной вселенной
И всё, словно сад, расцвело.
Шлю после молитвы поклон
Пред святостью славных икон.
Спасибо автору стихов: Инне Радужной
Спасибо, Вам Заполария! Очень поучительное и интересное получилось собщение. Я всегда об этом думала. И, как бы мне ни хотелось, я почему-то подсознательно не могла начать вышивать понравившуюся икону. Не чувствовала себя в праве что ли. А вот моя родная бабушка, чтобы вышить мне икону Веры, Надежды, Любови и Софьи просила благословения у батюшки и тот разрешил. Теперь, сказал он, мне нужно подаренную бабушкой картину освятить. Но, пока у нас не своей квартиры, а у картины , как следствие, нет своего постоянного угла, я пока её не освятила.
Рада, что смогла быть вам полезной. А бабушкину икону можно повесить не обязательно в собственной квартире, а и там где вы сейчас живете. Ее и неосвяченую повесить можно, вот только молиться перед ней в таком случае не следует.
Очень полезная информацмя, многое уже знаю. Вышивала с благословением, и батюшка объяснил. Сдесь не выставляла, как-то неловко.
Хорошо, что вышивали осознанно. Я к батюшке не ходила, поскольку и не ставила себе цель чтобы это была икона, боялась только обидеть своим поступком верующих людей. А вот со сбором информации помучилась. Кучу литературы перелопатила, весь интернет вдоль и поперек, со многими людьми, причастными к церкви общалась. Рада что разобралась в этом вопросе до конца, и что могу теперь быть полезной другим.
Спасибо, Заполария, так неожиданно и очень интересно, прочитала на одном дыхании. Нарисовать икону (картину) – это моя очень давняя и тайная мечта, причём я никогда не думала о ней как о молитвенной иконе, мне просто нравятся сюжеты, изобразительная пластика канона, одухотворённые лики. Будучи студенткой даже написала маленькую эмальку Богоматерь с младенцем. Хочется научиться делать это по всем правилам, к сожалению в нашем городе этому обучают только в семинарии.
Я думаю, что не к сожалению, а это правильно, что обучают этому только в семинарии. И пожалуй только там вы сможете перестроить свой образ жизни так как следует при написании иконы. Кроме того в иконописи совершенно не такие правила, чего стоит обратная перспектива. И лики не могут быть одухотворенными, ведь они не должны вазавать никаких эмоций, ведь молящиеся не к ним должны обращаться, а через них к Богу. Я изучила теоретическую часть, совершенно не умея рисовать написала две картины, опубликовала на Лиру и только из комментариев поняла, что все-таки допустила одну но серьезную ошибку. Я перерисовывала, а надо было копировать, с полошью ксерокса или перерисовывать по квадратам. Поэтому мечтаю написать еще одну правильнут. Сейчас опубликую свою первую работу. Заходите посмотреть. И если не ставите перед собой цель создать икону, т.е. с целью молитвы, то пробуйте писать картины на религиозную тему, к этому церковь относится нормально, а наберетесь опыта, почему бы не замахнеться.