Чудотворные слова: молитва по соглашению смирнов в полном описании из всех найденных нами источников.
Молитва по соглашению: теория и практика
Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах.
Где двое или трое
Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе.
Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться!
К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует.
И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе.
Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову. Вот он:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».
В том месте где перечисляются имена согласившихся молиться, нужно добавлять и их просьбу, скажем, «о здоровье такого-то человека», «о благополучии в семье», «о ниспослании успехов в таком-то предприятии» и так далее.
Для ищущих особого подвига, можно договориться добавлять к этой молитве главу из Евангелия или кафизму из Псалтири. Стоит ли так делать зависит от состояния сил, здоровья и желания.
В молитве не может быть хуже или лучше. Можно и просто своими словами сказать: «Господи, мы договорились молиться о том-то и о том-то, но я не успел прочитать молитву, Ты помоги им Господи в том, что они просят». Господь и такую молитву слышит. Главное, чтобы она была искренней, с надеждой и упованием. Я замечал, что когда люди начинают усердно молиться и эта просьба угодна Богу, то все случается и случается очень быстро.
Особенно дороги для меня случаи, когда после молитвы по соглашению в семью приходит мир. Когда мать и дочь не разговаривали, был полный раздрай, но что-то происходит и все меняется. Недавно мы молились о здравии одного тяжко-болящего младенца и Господь послал хороших врачей. Хотя полного исцеления ребенок и не получил, но ситуация значительно облегчилась и родители получили возможность продления его жизни. Я могу перечислять такие истории без конца, так как в моей практике, как священника, молитва по соглашению довольно популярна.
Если нет воли Божией
Нужно ли ставить какой-то срок? Думаю, нет. Потому что у Бога свои сроки. Что такое полгода, год, десять лет? Мы знаем примеры из Священного Писания, когда уже все сроки прошли, но Господь исполнял обещанное. Вспомните Иоакима и Анну, Авраама и Сару — сколько лет они молились и Господь посылал просимое, когда ушла даже надежда. Вспомните, им даже смешно было, что они станут родителями в таком возрасте, но тем не менее, воля Божия непреложна. Если Господь сказал «да», то «да».
Но бывает и так, что люди долго молятся, а их просьба не исполняется. Нужно быть готовым к тому, что воли Божией может не быть. Отрицательный ответ, тоже ответ. Поэтому мы всегда говорим в конце молитвы «Да будет воля Твоя». (Фактически, повторяя молитву «Отче наш» — ее тоже можно читать по соглашению. Те же слова, только в другой форме). Надо верить, что если человек искренне молится, то Господь обязательно откроет ему Свою волю через других людей, через его жизнь, через обстоятельства и вам станет очевидно нужно ли продолжать молиться об этом. Сомнений не будет. Но и просить, конечно, нужно разумные вещи. Если у человека нет руки или ноги, не надо просить о том, чтобы она отросла. В истории был случай, когда рука приросла св.Иоанну Дамаскину, но это не частый случай.
Два года назад меня попросили молиться за одну пару. Я начал молиться, а они пропали и как у них дела я не знаю. Может быть они разошлись, может быть умерли, а может быть наоборот все у них хорошо и просто переехали. Но я так и молюсь, потому что они не появляются. Поэтому мне кажется важно делиться друг с другом результатами, обсуждать развитие ситуации.
Бывают такие случаи, когда мы молимся о замужестве девушки, например, и у нее кто-то появился, но она молчит и никому ничего не рассказывает. Думает, пусть дальше молятся, может еще лучше найду. Бывают и такие случаи. Но лучше делиться друг с другом новостями, держать в курсе событий. Если получается, значит не зря молимся. А если нет, то может нужно дополнительно послужить молебен. Собраться всей командой в храме почитать акафист перед иконой «Взыскание погибших» или «Утоли моя печали» и тогда к вашей молитве по соглашению прибавится молитва Церкви.
И главное, когда просьба исполнится, очень важно не забыть поблагодарить Бога, отслужить благодарственный молебен, вспомнить евангельских прокаженных, десять из которых очистились и только один пришел поблагодарить.
Команда молитвенников
Для начала, я бы рекомендовал вам взять благословение у священника, который знает ваше духовное настроение. Сказать ему, что есть такая просьба, такая проблема или такое несчастье, можно ли нам помолится, чтобы Господь благословил и разрешил бы ситуацию. И сказать кого бы ты хотел просить, скажем, троих или четверых таких-то людей. Если священник благословил, то помогай Бог!
Нужно ли брать в команду молитвенников? Я бы сказал, что можно. Потому что если вы знаете, что какой-то человек действительно искренне будет молиться и не потому что вы ему дадите какое-то вознаграждение, а потому что он сам любит быть с Богом, то его помощь будет востребована.
Но если таких особых людей вокруг нет, то приглашать можно всех кто неравнодушен и кто согласен добровольно от сердца помолиться. А уговаривать никого не надо. Потому что если пять-шесть человек согласились молиться, но молятся только потому что им неудобно было отказаться — это плохо. Если формально подходить к молитве, пользы не будет. Господь видит сердца людей и механическое произношение молитвы не дает результатов.
Я сам очень люблю эту молитву. Отец Иоанн (Крестьянкин) советовал мне ей молиться. Мой родной дедушка, человек высокой духовной жизни, Николай Иванович Пестов часто молился по соглашению со своими близкими. Особенно горячо люди молились в годы гонений и во время войны. Это сейчас от Москвы до Тулы ехать три часа, а тогда на перекладных добирались по трое суток. Да, еще бомбежки. С собой везли продукты. И вот когда кто-то отправлялся в дорогу, остальные молились и Господь сохранял. Мне рассказывали про одну матушку, старенькую уже, которая ехала в ссылку и с собой везла продуктов килограмм сто. Ребята, которые ее провожали все удивлялись, как же она доедет, как доберется?! А она говорила: «А Богородица на что? А свт. Николай на что? Вы меня до угла доведите и молитесь стойте!» Они ее довели до угла этой улицы и ушли. А когда через час вернулись, ее уже и нет. Без денег, без билетов. С Божьей помощью, по молитве близких, одна добиралась в ссылку и еще пропитание привозила с собой.
Записала Екатерина Степанова
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Всех нас поздравляю с днем памяти любимого ученика Христова апостола Иоанна Богослова, евангелиста, и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, нашего покровителя. Поэтому всех поздравляю и будем просить их молитвы. А также хотелось вот о чем сказать: закончился летний период, а летом финансовая активность всех наших телезрителей снижается и гораздо реже отправляются пожертвования на телеканал «Союз». И за лето образовывается огромный долг, который рискует лишить нас удовольствия смотреть наши передачи. Поэтому вернитесь, пожалуйста, к вашему обычному ритму и помогите нашему каналу.
– Батюшка, начну с тех вопросов, которые пришли к нам на наш сайт. Вопрос: «Несколько раз видела, как какая-нибудь незнакомая женщина или бабушка в воспитательных мерах бьет ребенка или проявляет агрессию по отношению к нему. Делаешь замечания, а в ответ: "Не лезьте, это не ваше дело". У меня всегда сердце замирает, когда я такое вижу, а потом переживаю об этом ребенке, думаю: если она его на улице колотит, то что же дома происходит? Скажите, правильно ли я делаю, когда вмешиваюсь, и что вообще в таких ситуациях делать?»
– Всякое дерево нам Господь заповедал судить по плодам. Наше вмешательство что-нибудь, какую-то проблему решило или нет? Тем более – «а что дома творится?»
– Вот, поэтому это просто реакция живого человека на это событие. Но толку от этого нет. Да, к сожалению, это есть, не так уж часто это можно увидеть, но все-таки этот случай не уникальный. Конечно, народ у нас весьма раздражительный, и даже не в целях воспитания, а иногда просто вымещают на детях свою сердитость, проявляют свое такое поведение. Потому очень печально. Но вот такое вмешательство ничего не дает, к сожалению. Увещевать тут бессмысленно, потому что обычно эти женщины колотят в гневе, а гнев не творит правды Божией.
– Да, часто люди на исповеди потом в этом горько раскаиваются.
– Да, это тоже частенько бывает.
– То есть тут вообще стоит промолчать, пройти мимо, или все-таки, может, предложить помощь, или каким образом?
– Вообще-то это хорошая мысль. Подойти и сказать: «Не помочь ли Вам чем-нибудь?» Я, например (да простит меня Господь, что говорю о себе), когда вдруг ребенок начинает плакать – обычно те взрослые, которые находятся рядом с ним (мама, бабушка), теряются, особенно в храме, но и не только в храме, – подхожу и громко спрашиваю: «Кто разрешил плакать? Кто?» И не глядя на ребенка, оглядываюсь вокруг, насупив брови. Ребенок удивляется, и как-то это его отвлекает. Так частенько делаю. Если он не унимается, может быть, ты сам как-то видел, я говорю: «Я не разрешаю в храме кричать». И мамочке говорю: «Отправляйтесь тогда на улицу и там уже унимайте, как-то отвлекайте».
– То есть здесь лучше проявить какое-то такое доброе участие, нежели советы давать?
– Да, конечно, это как-то смешно: один взрослый говорит другому взрослому…
– Да, дескать, я умный, а ты дурак.
– Следующий вопрос: «В проповедях священников постоянно звучит, что мы не должны желать себе материальных благ, удачной, сытой и спокойной жизни. А как же тексты некоторых молитв, в которых мы молим Бога: "Приведи нас к тихой, безмятежной жизни, даруй исцеление, избави от скорбей и печалей". То есть получается, что негоже это просить?»
– В этом есть, конечно, противоречие. Эти молитвы были составлены в XIX веке, и уже такой пафос христианства, настроенный на жизнь вечную, в большой степени ослабел. Но и всякие печали, связанные и с голодом, и с холодом, и с пожарами, были гораздо чаще, чем теперь, конечно.
– Но все-таки нет в этом греха – просить для себя?
– Греха в этом никакого нет. Мы, как маленькие дети, можем у своего Отца просить чего угодно. Ему желательно вообще любое обращение нас к Нему, кроме просьбы, чтобы Он кого-то наказал…
– Да, или огонь с неба низвел на некоторых людей. Это, конечно, Богу не угодно.
– То есть Он указал все-таки нам, что нам просить во-первых.
– Конечно. Ищите прежде всего Царствия Небесного, а все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Ну что еще тут можно говорить?
– Ну, вот мы по маловерию все-таки обращаемся к Нему с такими молитвами.
– Да, конечно. Вот я сегодня ехал, одна наша старинная прихожанка (мы с ней дружим много лет) едет на обследование, побаивается, естественно, просила помолиться. Так и что – ее в этом упрекнуть? Я говорю: «Конечно, помолимся».
– Следующий вопрос: «Является ли суеверием то, что есть такое мнение: у каждого есть не только ангел-хранитель, но и икона-заступница?» Как Вы, батюшка, знакомы с таким суеверием?
– А это зависит от самого человека. Если человек изберет какую-нибудь икону себе в заступницы, то так оно и будет – «по вере вашей да дастся вам». А так, чтобы она кем-то назначалась, – такого, конечно, нет.
– Но если человек избирает икону, то это не умаление ли значения Самой Богородицы, например, Которая является нашей Заступницей?
– Нет, ни в коем случае. Дело в том, что человек никак не может умалить Пресвятую Богородицу.
– Ну, вот носит он, говорит: «Моя – Казанская, все остальное – это как бы не мое, а моя – вот она».
– Нет, тут речи разные можно при этом говорить: моя – не моя… Меня однажды Казанская спасла от штрафа милиционеру. Я ехал, скорость превысил, меня милиционер остановил, я говорю: «Знаешь, извини, еду со всенощной, устал, мне еще по МКАДу долго ехать». Он отвечает: «Что ты мне говоришь? Я татарин». Я говорю: «Ну так и что, что татарин? А праздник-то Казанской иконы». И он меня отпустил. Хотя я ее люблю. Мы и храмы освящали на Казанскую, и она долго над моей кроватью висела, когда одна семья прихожан подарила нам эту икону. Я долго ждал, когда будет храм у нас, и вот дождался, теперь в иконостасе она Митрофаниевского храма. Замечательная такая икона, архаического письма, просто мне очень нравится.
– Следующий вопрос: «После смерти мамы было очень тяжело, стала вести дневник, где записывала все свои мысли и обиды, горести, маленькие радости. Так мне было легче пережить эту потерю. Батюшка, к которому я хожу на исповедь, сказал: дневник вести не надо, нужно его сжечь. Скажите, а что – православному человеку грех вести дневник?»
– Первый раз слышу такое. Очень много православных вели дневник. Это к православию имеет отношение, как этот журнальный столик.
– Вообще дневники многих святых людей мы с удовольствием читаем.
– Отец Иоанн Кронштадтский, например. Батюшка скорее имел в виду другое. Мне так кажется. Может, я ошибаюсь, он скорее имел в виду вот что: что она этим дневником как-то затмила главное – отвлеклась от молитвы за мать и увлеклась дневником.
– …вместо Духа Святого. Я думаю, что батюшка из этих соображений так сказал, а не из-за того, что дневник как-то противопоказан христианину.
– Вопрос телезрительницы: «Хочу задать Вам такой вопрос: как относиться к молитве по соглашению? Я часто слышу, об этом говорят: в определенные дни, в определенные часы читаются какие-то молитвы. Как к этому относиться?»
– Относиться спокойно, не нервничать. Хотят люди в определенный момент все вместе молиться – ну и пусть молятся. Как относиться? Ничего в этом такого страшного нет. Самое главное Господь сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое и будут что-то просить у Отца Небесного – дастся им».
– И многие люди свидетельствуют о том, что это действительно приносит результат, есть плоды такой молитвы.
– Приносит результат не назначенное время и не количество участников, а исключительно молитвенное усердие. Если такие приемы добавляют молитвенного усердия, то будет и результат.
– Для многих это стимул отложить дела.
– Вот и хорошо. Что такое стимул? Стимул – это палка с острым концом. Раз стимул – во славу Божию.
– Следующий вопрос: «Почему бесполезно общаться с сектантами обычным людям? Некоторые сектанты после разговора с православными обращаются в православие».
– Я высказывал такую мысль, имея в виду всю массу всех крещенных в православии людей, а совсем не тех, кто специально к этому готовился, изучил какую-то секту и начал против нее действовать. Это может в отдельных случаях принести желаемый результат. Но просто это нужно делать профессионально. Нужно знать их литературу, их «догматику» (в кавычках), знать, в чем их аргументы грешат против истины. Вот и все.
– Да это разговор двух глухих.
– Следующий вопрос: «Часто получал в течение жизни от людей негативные эмоции, был свидетелем их низких поступков. Были и хорошие моменты, но, проанализировав, я понял, что не хочу вообще ни с кем общаться, кроме близких. Грешно ли сторониться и избегать людей?»
– Нет, совсем не грешно, все главное – в мотивации.
– Да, ради чего. А так уход от мира, даже такой фактический – это у нас в Церкви практикуется с III века, а нынче – XXI. Так что ничего.
– Но для самого человека не вредно ли такое замкнутое житие?
– Во-первых, такое удаление всегда надо совершать по благословению, потому что для обычного среднестатистического человека, конечно, вредно. Потому что одиночество – это большая нагрузка на психику, на душу. Это совсем не простое упражнение. Поэтому если человек просто говорит: «Ой, надоели эти человечки, пойду-ка я в лес комара кормить», – как говорится, может умом повредиться. Поэтому этот путь совсем не для всех, а постепенно человек может к этому прийти. Это вещь такая, тоже обыкновенная: сначала человек подвизается в монастыре, потом в скиту, а потом уже уходит в затвор. Все имеет последовательность. А некоторые даже после затвора выходят в мир и начинают старчествовать по указанию Пресвятой Богородицы. Ну, конечно, отдых себе дают, то же одиночество, потому что есть привычка к молитве, а люди своими «умными» вопросами от этого отвлекают.
– Вопрос телезрительницы: «Я всегда переживаю, что я смотрю ваш канал с удовольствием и ни рубля не вкладываю. А почему нельзя поставить ящички в храме для поддержания “Союза”?»
– Все можно, но сейчас существует форма оплаты, которую указывают в бегущей строке. Для Вас ничего не надо направлять. Вы обратитесь к внучку, дайте ему сто рублей, и он отправит. Ящички? Кто их будет колотить? Где их вешать? Если бы по два миллиончика клали, тогда ящичек имеет смысл, а так с миру по нитке канал собирает, там очень много тружеников, я бывал там в Екатеринбурге, видел всю эту «кухню», это все очень дорого стоит, и сам сигнал, который распространяется. Поэтому не надо думать, что я вот сижу на табуретке, я придумал, а там все дураки. Такая простая вещь: нет чтоб ящички поставить. А Вы знаете, сколько бензина нужно, чтобы эти ящички объездить? Понимаете? А тут раз – и все в электронном виде.
– Да еще не каждый настоятель благословит в своем храме этот ящичек…
– Следующий вопрос: «Чем состояние теплохладности в христианском смысле опаснее, чем даже холодность?»
– А так Господь сказал, тут даже можно не размышлять. Просто у холодности можно поменять ее знак – и будет горячо, холод-то тоже обжигает. А теплохладность – это равнодушие, это гораздо серьезнее. И вот та ситуация, которую я в нашем русском народе наблюдаю, – какое-то равнодушие к Церкви, к духовной жизни. Больше всего меня, конечно, угнетает вот что. Христос ходил по земле. Некоторые люди даже ездят на Святую Землю и видят: вот здесь Он ходил, здесь Он стоял, здесь Он преображался, здесь ходил по воде. И что? И ничего. Не производит такого впечатления, чтобы человек хотя бы взял купил печку и стал бы хлеб печь. Ну что-нибудь как-то на него бы подействовало! Ну, так, сувенирчиков купит – и домой. А потом говорит: «Я вот был…» Ну был, и что дальше?
– И почему, на Ваш взгляд, такое происходит?
– А потому что теплохладность. Вопросы веры глубоко не затрагивают человека совершенно. Очень, очень поверхностно. Человек сочувствует, но вот такая обычная жизнь: кто волов купил, кто женился – не до того.
– То есть заботы мира сего в основном человека поглощают?
– Всегда, но я-то всегда не жил, я наблюдаю теперешнюю ситуацию. Где я могу наблюдать? Только внутри храма. А где еще?
– Первые христиане горели любовью ко Христу, с радостью шли на мучения и смерть.
– И вторые христиане, и предпоследние… Ведь во времена большевистского гонения было огромное количество людей, которые с радостью соглашались умереть, пойти в ссылку.
– А почему современный человек, спустя всего-то меньше ста лет, не горит?
– Это мне неведомо.
– Две тысячи лет этот огонь горел – и вдруг он угасает.
– Да, потому что Господь говорит: «Приду, найду ли веру на земле?» Потому что увеличились беззакония и оскудела любовь. Ведь этот огонь – это есть любовь к Богу и к человеку.
– Как быть человеку, желающему возжечь в своей душе этот огонь? Что он должен сделать?
– Во-первых, если он желает этот огонь зажечь, то обязательно нужно этот огонь иметь, а во-вторых, найти приложение для этого огня. Жизнь должна быть посвящена не себе любимому, а тому, кто нуждается. Взять какого-нибудь мальчонку, у которого нет папы с мамой, и заменить ему их. И вот человек был грустный, несчастный, а потом нашел мамочку, и она его любит, а он любит ее, а на небесах радость от этой любви, и они своей любовью освящают все вокруг. А все вообще просто, на поверхности.
Или вот идет человек – перевернутая урна, противно смотреть. А он взял, наклонился, все собрал и сложил внутрь ради Христа, ради красоты.
– И вот в этих поступках потихонечку человек.
– Да не потихонечку, это же воспитание сердца. И уже человек как-то и не может без этого. Вот есть же у нас ребята, они увлекаются тем, что чистят берега рек. Эти, так сказать, бывшие пионеры придут куда-нибудь на берег реки, накидают банок, бутылок, всякой пластмассовой продукции, которая по сто–двести лет не может разложиться, а разлагаясь, выделяет ядовитые вещества. И все загажено. А есть молодежь, которая собирает это в пакеты и вывозит этот мусор. То есть один человек гадит, а другой –наоборот.
Даже кошка за собой закапывает отходы своего «производства», хотя бы на нее надо посмотреть, как она делает. Кошка гораздо лучше относится к Богом данной природе, которая вокруг. Она хоть и не разумное существо, как человек, но она действует правильно, потому что Господь в нее это вложил. И Господь ждет, когда мы сами в себя, в своих детей это вложим. А то едешь по Москве, форточка открывается – и окурок летит на мостовую. Ну ни в одной столице мира этого не увидишь, этого хамства. Это просто мерзость, и она и у мужчин, и у женщин, и у молодых, и у старых. Или идет и сморкается прямо на тротуар из одной ноздри, потом из другой. Орангутан того не делает. Взял бы кто-нибудь и снял его на пленочку, чтоб посмотрел, как он выглядит. Тебя сопли душат, ну должен быть у тебя носовой платок. Это же вроде несложно. Я не могу себе представить, чтобы какой-нибудь святой человек вот так выворачивал свои ноздри об асфальт, чтоб еще люди ходили и скользили, потому что там иногда два миллиона соплей.
Вот это всё безобразия такие, к сожалению. Поэтому начинается потом равнодушие ко всему. Человек теряет ощущение красоты, его не радуют цветы, может взять и проехать на тракторе по клумбе. Ему надо развернуться – и всё. Красота уходит из жизни и из отношений людей, из воспитания детей. Дети ведь даны для того, чтобы умягчать сердца взрослых, чтобы люди умилялись. А дети так себя ведут, что холодный пот прошибает и шерсть встает дыбом, когда глядишь на то, что изрыгают дети.
Давеча я тут был, беседовал с одним директором школы и завучем, там про одного мальчика говорили. Этот мальчик обернулся к девочке и что-то ей сказал, то ли «я тебе моргалы выколю»…Они говорят: «Ну откуда он мог это взять?» Я говорю: «Миленькие, из советского кинематографа». Это же аккуратно текст, который произносит артист Леонов, играя какого-то бандюгана. Ведь кинематограф – это же очень сильный воспитатель. А уж наше советское кино вообще так воспето! Даже люди, которые сыграли только маленькие роли, они все гении. Все гении, незабвенные, режиссеры гении, сценаристы гении – всё, одни только гении и легенды. И вот легенды и гении учат детей такой вот лексике. Вот, собственно, и все, откуда что растет.
– Вопрос телезрителя: «Дети ходят в воскресную школу, сегодня на уроке православной истории государства Российского учитель сказал такую фразу, дословно: "Хоть царь Николай II и канонизирован, но русско-японскую войну он начал, чтобы отвлечь внимание народных масс от внутренней ситуации в стране, и расстрел 9 января на его совести". Мы православная семья и не знаем, как реагировать на эту фразу преподавателя».
– Очень жаль, я только тогда не понимаю, в чем Ваше православие. Оно в чем вообще? А когда будут жечь ваш храм или к царским вратам будут прибивать вашего настоятеля?
– Телезритель: «Мы хотим пойти в эту православную школу и пообщаться с преподавателями».
– Вот Вы сходите, это уже действие.
– Телезритель: «Более того, мы хотели сегодня пообщаться с настоятелем, но, честно говоря, остановились, чтобы первоисточники прочитать. Может, мы чего-то не знаем?»
– Нет, просто это версия большевистской историографии.
– Это большевистская историография. Царь к этому расстрелу никакого отношения не имел. Специальные следователи, инспирированные Керенским, все обследовали, хотели обвинить царя и его супругу – ничего на них не нашли. Безукоризненно. Его в то время и в Москве не было. Это была обыкновенная провокация. Из толпы гапоновского шествия начали стрелять в солдат, они ответили. Но я не историк, я такую версию читал. «Хоть и канонизирован…» – то есть человек явно не понимает, что такое канонизирован, думает, что это некий формальный акт по договору. Нет, это просто наивно и смешно.
А если у Вас, как Вы говорите, волосы дыбом встают – очень хорошо, тогда нужно самим воспитывать детей. И самим их учить тому, чему Вы считаете нужным, а не отдавать чужим дядям и тетям, которые повторяют версии врагов рода человеческого. Тогда все будет хорошо.
– Телезритель: «Так воскресная школа, батюшка; в общем-то смотрим на это…»
– Да хоть субботняя.
– Следующий вопрос: «Чем дальше идет жизнь, тем больше сатанизма вижу в себе. Вижу, что живу по принципу «то, что ненавижу, то и люблю». Если человек за свою жизнь так и не приобретет бесстрастия души, может ли Господь спасти такого человека?»
– Конечно, такого и может. Более того, Он его может спасти через очищение его от страстей и дарование ему бесстрастия.
– То есть когда человек признает, что он вместо того чтобы возноситься, погружается в бездну…
– Да, и даже первая фраза говорит о том, что человек начинает прозревать, это очень хороший процесс. Меня, например, это радует.
– То, что он видит в себе, – это и есть прозрение?
– Да, прозрение, конечно. Наконец-то стал замечать. Потому что большинство людей замечают в других всякие процессы.
– А когда человек сам в себе видит опасные тенденции, то это очень хорошее дело, и это его может понудить обратиться к Богу-Спасителю, чтобы Он его спас. И если молитва его будет неотступна, Господь его обязательно спасет, как спас разбойника.
– Ну вот, это как раз заблуждение.
– Следующий вопрос: «Ветхий Завет строго запрещал вступать в религиозно смешанные браки. Является ли грехом и прямым нарушением заповеди вступление в брак с неверующим?»
– Неправильный подход к этой проблеме. Когда человек вступает в брак с неверующим, это уже свидетельство того, что он неверующий сам. Он совершенно не может быть христианином, причем категорически. Поэтому пусть на ком хочет, на том и женится. Какая разница? Ну, может, он крест на себе носит или крещеный – ну так и что? Кальтенбруннер тоже был крещеный.
Потому что верующий человек женится не потому, что возраст подошел, а потому, что он хочет основать малую церковь. Он же не женится на корове или козе? Он женится на человеке женского пола, который также желает создать домашнюю церковь. И вот они всю жизнь эту домашнюю церковь строят, а не ругаются по разным пустякам: где будем жить? кто больше дал? ты больше любишь маму, чем меня… А мама там свои козни строит и так далее. Это так живут неверующие люди. Они могут говорить что угодно про веру, даже куда-то ходить. Такие люди, вполне возможно, ходят в церковь. Но кого когда спасло хождение в церковь? Как пришел, так и ушел. С чем пришел, с тем и вышел. Спасает-то не это, а только стяжание благодати Святого Духа. А как ты внутри семьи стяжешь благодать Святого Духа, если один человек явно неверующий, а другой, как бы неявно, такой равнодушный, то есть все равно, на ком жениться, лишь бы кудри были красивые. Так что если человек выходит замуж за неверующего, так он и сам неверующий. Я вообще не понимаю, какие тут вопросы. Как хотят, пусть так и живут.
– Следующий вопрос в продолжение: «У меня муж – индус, а я христианка. Я крестила своего сына, потом муж крестил его по индийским законам. Я не была против как бы в знак уважения к его родителям и к нему. Но грех ли это: крестить по-христиански, а потом по-индийски?»
– А что такое грех?
– Ну, вот у человека есть некое такое опасение, что он делает что-то неправильно с точки зрения Бога, если она называет себя христианкой.
– Опять – какого Бога? У наших братьев-индуистов богов много, как бы не сотня. Десятки известны, я штук пятнадцать могу назвать. Так что интересно, какого Бога?
– Ну, коли она себя именует христианкой, значит…
– Вот. Еще интересно, а что за этим стоит, за этим христианством? В какой момент своей истории стала христианкой? Тоже интересно. Если некая женщина, мусульманка по рождению, татарочка, поехала в Индию на экскурсию и там осталась: встретился ей там хороший парень, индус, вышла за него замуж, а после этого она попала в какую-то христианскую общину и стала христианкой… Возможно? Возможно. Тогда она христианка. А если она считала, что она христианка и вышла замуж за язычника, то какая же она христианка? Она никакая не христианка, пусть успокоится.
– Надо выяснить, что она считает за грех. Дело в том, что большинство людей, которые нам звонят, грехом считают нарушение какой-то инструкции. В Церкви есть много всяких правил, вот если ты нарушил это правило – это грех, а не нарушил – все нормально. Но это же не так. Речи о взаимоотношениях человека и Бога вообще не стоит, потому что этих взаимоотношений не было. Как не было, так и нет.
– Взаимоотношения строятся на основе этих правил, которые человек усвоил.
– Нет, он, человек, выстраивает взаимоотношения с Богом…
– Он пусть что хочет делает, но Господь сказал: «Праведность ваша (обращаясь к Своим ученикам) должна превзойти праведность книжников и фарисеев». Которые действовали по инструкции. А для Бога эти инструкции не представляют никакой ценности, и наоборот. Тем, кто придерживается этого, Он говорил: «Фарисеи, лицемеры». Потому что в инструкции, внутри, легко можно спрятать нелюбовь к человеку. А для Бога, наоборот, нужно из сердца человека ее достать и чтобы эта любовь была действенна. Не просто замечание делать: «Не лупи мальчика», а хотя бы взять его, защитить, взять на руки, сказать: «Будешь его лупить при мне, я тебе его вообще не отдам, давай побегай за мной. Иди в милицию, а я пока убегу». Можно придумать что угодно.
– Вопрос телезрителя: «Когда умирает человек, это суеверие, что, допустим, завешивают зеркала, телевизор чем-то укрывают?»
– Ну, разумеется. Конечно, суеверие.
– Телезритель: «Это правильно или это суеверие? Допустим, хлеб, воду укрывают – это от суеверия или нет?»
– Конечно, у святых отцов везде написано, что надо телевизоры закрывать черной тряпкой. Возьмите святых отцов IV–VI веков… а также про зеркала везде все написано… Вы знаете, с какого момента вообще появились зеркала? Особенно в каждом доме.
– Телезритель: «Мои родные – старообрядцы. Могу ли я о них молиться, подавать записочки на литургии о здравии и упокоении? Или нет?»
– Молиться нужно обязательно, а на литургии мы их не поминаем до тех пор, пока они не придут с нами в единоверие. А молиться обязательно, тем более это наши родичи, но молиться на келейной, домашней молитве, можно и в храме молиться, а вот подавать на проскомидию записочки нельзя, потому что они не члены Православной Церкви.
– Следующий вопрос: «Семья, желая сделать доброе дело, берет на выходные девочку из приюта четырнадцати лет, попавшую туда из неблагополучной семьи. После последнего визита из шкатулки с семейными деньгами исчезла солидная сумма. Стоит ли уличить ее в краже с целью увещевания и исправления? Какие рекомендации можно дать этим людям?»
– Я бы обязательно сказал, что нам это известно. Девочка будет насмерть стоять и все отрицать, поэтому когда мы берем такого человека в свою семью, надо все соблазнительные моменты убрать, потому что у детей, в силу их недоласканности, развивается синдром такого детского воровства.
Во-первых, у девочки нет украшений, и поэтому она хочет, чтобы у нее они были, деньги тоже. Но деньги дети тратят так: они покупают всякие сладости и раздаривают своим сверстникам, чтобы похвалиться, и тем самым покупают внимание своих сверстников, то есть им не хватает любви. Ругать не надо, нужно просто объяснить. Сказать: «Тебе нужны деньги, или ты хочешь их на что-то потратить? Ты нам скажи, пойдем вместе купим на эти же деньги. Мы тебе сейчас дадим». Но впредь деньги все равно не оставлять. То есть то, что произошло, – это абсолютно закономерная вещь, когда мы имеем дело с такими детьми, которые в большой степени лишены родительской ласки.
– То есть отказываться от участия в жизни этого ребенка не надо?
– Это уже их дело, но просто как бы это выдает их неподготовленность. Они просто не понимают, с кем имеют дело.
– Да. Мы недавно с одной сотрудницей детского дома вспоминали нашего очень хорошего мальчика, в некотором смысле самого лучшего, которого мы отдали в семью, они его приняли, усыновили. Замечательный, очень талантливый мальчик, просто ангел! И с ним был такой случай, еще когда он не так давно у нас побыл. Кто-то его раздосадовал, и мы от него услышали такую брань, которой я, живя в бараке с детства, никогда не слышал. Это было настолько кучеряво и многоэтажно, что взрослые начали даже хохотать. А он, конечно, не понимал, что он говорит, но это сразу в нем выплеснулось, потому что он видел, что взрослые, среди которых он жил, в минуту волнения, гнева вот это и говорили. Надо быть к этому готовым, что там, на дне души, у ребеночка, очень такого миленького, это все лежит…
– Да, это может быть им самим востребовано в минуту какого-то очень гневного состояния.
– Батюшка, спасибо, нас просят заканчивать передачу.
– Всего вам доброго, дорогие наши зрители! Не забудьте, очень прошу: если мы хотим, чтобы телеканал «Союз» продолжал свое бытие, мы должны помогать. Наш же канал, мы должны его содержать.
Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Записала Елена Кузоро
Поделиться:
Персоны
- Протоиерей Димитрий Смирнов
Предыдущие выпуски
- 22 декабря 2017 г. Беседы с батюшкой. Духовно-нравственные традиции
- 21 декабря 2017 г. Беседы с батюшкой. Предновогодняя кутерьма
- 20 декабря 2017 г. Беседы с батюшкой. Служба милосердия
- 19 декабря 2017 г. Беседы с батюшкой. Память святителя Николая Чудотворца
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
- 23 декабря 2017 г. Трансляции богослужений
Всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга
Телевизионное епархиальное обозрение. Выпуск от 23 декабря
Слово пастыря. Исповедь (Таинство покаяния)
Плод веры. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X
Творческая мастерская. Художник Ольга Орешко
Вопросы и ответы
Как быть, если в школе учат противоположному вере?
— – Чуть ранее Вы говорили о том, что каждый предмет можно преподавать по-разному и рассказывать о Боге не только по предмету «Закон Божий», но и .
Как вести себя верующему в светской школе?
— – Поскольку православных школ, гимназий у нас в России не так уж и много, так или иначе многим православным детям приходится учиться и в обычной .
Как научить ребенка использовать современную технику во благо?
— – Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в .
Как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы?
— – Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу. – Невольник не богомольник. .
Телеканал
Газета
Типография
© 1999-2017 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.