Чудотворные слова: молитва праздника благовещение в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Праздник Благовещение Богородицы
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».
С давних времен Благовещение вызывало настоящий трепет среди христиан. Ведь этот праздник символизирует предание о возвращении вести от архангела Гавриила матери Иисуса, когда она узнала о скором рождении Сына Божьего. По сегодняшний день этот праздник считается одним из самых великих и почитаемых. Верующие люди на Благовещение Божьей Матери радуются пришествию благостного времени, читают молитвы, очищаются от грехов и предсказывают погоду на ближайшие дни.
Благовещение — суть праздника — сотвори доброе дело
Праздник Благовещение Богородицы считается одним из самых радостных и светлых дней в православном христианском мире. По традиции даже во времена русских царей было принято в государских палатах накрывать стол с сытными и вкусными блюдами, за который были приглашены все бедные люди.
Данная традиция и по сегодняшний день поддерживается некоторыми Благотворительными фондами. Православные Батюшки рекомендуют в этот праздник посетить детские дома или больницы, чтобы совершить хоть один добрый поступок или раздать милостыню.
В христианском мире этот праздник отмечается 7 апреля и дата его не изменятся. У католиков этот день отмечается 25 марта. Было даже время, когда некоторые государства в этот день встречали Новый год, поскольку он был символом начала новой жизни. Тогда проводился целый ряд традиций и обычаев, посвященных исключительно Благовещению Божьей Матери.
Одной из самых красивых считалось выпускание на волю птиц. Также считали, что люди, ушедшие в другой мир, в этот день не попадали в ад, а грешников в аду в этот праздник не наказывали. Также всегда следовали обычаю никогда не притрагиваться к работе в святой церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.
Также в этот период рекомендуется:
- делать добрые дела;
- помогать нуждающимся;
- не совершать плохих поступков;
- одаривать окружающих своей улыбкой.
Благовещение поведает, каким будет лето и урожай
Раньше ежегодно крестьяне собирались в этот праздник для того, чтобы обсудить все народные приметы и поверья. Чаще всего так делали перед закатом возле мельниц. Все обсуждают предстоящие земельные работы и весенние условия, в которые придётся работать. На протяжении всего праздника становится понятно, какая будет пахота, погодные условия в летний период и щедрость урожая.
Обычно этот день радует всех земледельцев, ведь именно сегодня земля хорошо насыщена водой, снега больше нет и можно смело начинать полевые работы.
Однако, нужно помнить, что в сам праздник к работе приступать нельзя. Потому что, нарушив правило, нельзя избежать беды или скудного урожая, как повествуют предания. Но согласно народной мудрости лучшим днем для начала посева является следующий день после Благовещения — 8 апреля.
Любое явление в этот день говорит о предстоящих изменениях. Например:
- лето выдастся хорошим, если день будет красным;
- плохой урожай, если пасмурный день;
- дождливый день принесет хороший урожай рожи;
- сильная гроза на урожай орехов;
- изобилие грехов будет при повышенной сырости в этот праздник;
- хороший улов предстоит рыбакам, если праздник дождливый;
- стоит ждать холодов, если ласточки еще не прилетели.
Благовещение Пресвятой Богородицы — народные суеверия
В нашем народе за последние годы накопилось огромное количество примет и суеверий в этот праздник.
- Главным, конечно, является не совершать никаких работ, даже мелких по дому. Говорят, что даже птицы не вьют гнезда в этот благой день.
- Также не советуют в Благовещение устраивать громкие застолья или гуляния. Можно только «закликать весну», водить хороводы вокруг костра, петь веснянки.
- Также в этот день или накануне не рекомендуется что-то жечь или зажигать. Работа с огнём также считается грехом. Как наказание будет плохой урожай пшеницы или она будет болеть, пчелы будут ленивыми.
- Но удача будет за тем, кто на Благовещение пережигает соль в печи. Можно сжечь даже небольшую щепотку. Благовещенская соль имеет огромную целительную силу. Ее в народной медицине часто применяли при лихорадках или горячках.
- Еще многие женщины пережигали соль в печи, чтобы излечивать ею болеющий скот. Эту соль они добавляют в хлебное тесто и пекут из него небольшие булочки — бяшки, которые впоследствии скармливаются животным.
Благовещение в церкви
Утром на божественной литургии необходимо вкусить по одной просфоре на одного человека семьи и заказать молитву о здравии. В храм можно прийти с белыми лилиями. Они в этот день символизируют появление архангела Гавриила. Со службы можно забрать просфоры домой и принимать их каждое утро натощак со святой водой, при этом читая молитву Пресвятой Божьей Матери.
Акафист Благовещению — молитва Пресвятой Богородицы в праздник:
«Приими́, Всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ной прикла́дныя от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо Тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся Свята́го Те́ла Его́ и Пречи́стыя Кро́ве Его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, Всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных на́с соблюди́: я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и все́х Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
Молитвы на Благовещение Пресвятой Богородицы
Сегодня православный мир отмечает Благовещение Пресвятой Богородицы – день, когда Пресвятая Матерь получила благую весть от ангела Гавриила о том, что родит Сына Божьего.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся.
Молитва иная
К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный, припадая, молюся: виждь, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И многажды аще каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю.
Молитва третья
О, Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши!
С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам.
Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит».
Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою.
Молитва праздника благовещение
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева.
Послание к Римлянам святого апостола Павла 5:20
Благовещение – один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! – сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. – Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» – отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал :"Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их"
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Господь Тебя благословил! –
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”
Благовещение – зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: "Радуйся, благодатная!
Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!". Это была весть о совершении величайшего таинства соединения двух естеств – Божеского и человеческого в одном лице Богочеловека.
Пречистая Дева поверила, что слышит волю Божию. Ответ Ее был исполнен глубочайшего смирения: "Я – раба Божия, да будет Мне по слову твоему". Эти тихие слова преклонили небеса, и на землю сошел Сын Божий.
Совсем юная Девушка в маленьком Назарете изменила судьбу мира. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она – Богородица, милосердная Заступница, Невеста неневестная, Та, которую величают небесные воинства, Та, что избавляет нас от скорби и подает бесчисленные щедроты, Та, что была началом спасения нашего: Пресвятая Богородица стала нашей заступницей, просительницей за нас перед Богом, стала воистину нашей Матушкой, охраняющей и поддерживающей нас от рождения до самой смерти, а Ее благодатная помощь изливается на нас по молитвам у ее чудотворных икон.
Великий двунадесятый праздник Благовещения столь почитаем на Руси, что если, как и в этом году, выпадает в Великий пост, то пост ослабляется. Празднуется он и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. Особенную любовь к этому светлому дню унаследовали русские люди от прадедов, называвших нашу землю Домом Царицы Небесной. Слова о том, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», они с большим правом относили к благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас, но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.
Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.
Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.
Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", – сказала Она, явившись святым апостолам.
Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.
Икона – Благовещение Пресвятой Богородицы
Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.
Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.
Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя: ум мой обогати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отягощающи. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непот-ребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков, аминь. (Воспеваю благодать Твою, Владычица, молю Тебя: обогати мой ум. Научи меня идти прямо, следуя путем Христовых заповедей. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими облегчи участь людскую, Божья невеста. Храни меня и днем, и темною ночью, избавляя меня от злых врагов. Давшая жизнь Богу, оживи душу мою, погубленную страстями. Пресвятая Дева, услышь голос непотребного раба Твоего. Слезы лью перед Тобою, Пречистая, душу свою от скверны очищаю. Стенания от сердца приношу. Избавь меня от пакостей, растлевающих душу, Христа прилежно об этом умоляя; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
твой голос, о пророче.
Распустите русы косы,
Обратите взор на звёзды.
В этот день Творец Великий
Мир представит многоликий
Перед вашими глазами,
И с открытыми сердцами
Душу вы ему раскройте
И вниманьем удостойте.
Чудо вдруг произойдёт
И на землю снизойдёт
А природы дивной стать
Вас порадует восходом,
Красотой небесных всходов.
Хороша Благая Весть,
Мир спешит её принесть!
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.
Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор.
Лишь она одна в предвечном круге
Ткет и ткет свой шелковый узор.
Робкие томят ее надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно – красные одежды
Дрогнули на золоте стены.
Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде – сквозь золото ресниц –
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел, распростертый ниц.
Темноликий ангел с дерзкой ветвью
Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!"
И она дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы.
Он поет и шепчет – ближе, ближе,
Уж над ней – шумящих крыл шатер.
И она без сил склоняет ниже
Потемневший, помутневший взор.
Трепеща, не верит: "Я ли, я ли?"
И рукою закрывает грудь.
Но чернеют пламенные дали –
Не уйти, не встать и не вздохнуть.
И тогда – незнаемою болью
Озарился светлый круг лица.
А над ними – символ своеволья –
Перуджийский гриф когтит тельца.
Лишь художник, занавесью скрытый, –
Он провидит страстной муки крест
И твердит: "Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est".
А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землёй.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Эта вечность голубая
Батюшка Николай Гурьянов
Вечного Света Заря!
Мать Неземного Царя!
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.
Мы Тебе славу поем!
Поговорим с тобой о Благовещенье,
когда мерещится вершинам свет,
когда свершается всё, что обещано,
и ангел вечера лучом согрет.
По краю пропасти, границе робости
парит Евангелие, Мария ждёт…
Речь не об опыте – он в этой области,
когда и сбудется, то пропадёт.
Речь об изгнании, небесном пламени,
безумстве Ирода, звезде волхва,
всё дело в имени, кресте и амене,
но это в будущем, где всё – молва.
Мария, кажется, нежнее саженца,
ей лет четырнадцать, и ангел юн.
На всё, что сбудется, она отважится,
строга, как стражница, печали вьюн.
Здесь ей – единственной – обет молчания,
озноб провидчества, слеженье дат.
Мария, радуйся! Укройся чарами
земной скиталицы, – твой вертоград
в тебе же – обжига непостижимого,
ты в нём, но всё-таки, и он в тебе.
Пусть Богу Богово, а миру – мирово,
но днесь встречается несходность бездн.
…уснули ближние. Тревога улицы
на платье ангела, и смуглость уст.
Мария, радуйся, когда тоскуется,
тобой всё сказано. Приветствуй груз!
и радость к нам пришла –
Воистину блаженна Ты,
Мария, Мать Христа.
С благой и дивной вестию
Отныне мир помилован
и смерть побеждена.
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета:
Дышит радостью чело,
Веют благовестью речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;
Скрещены на персех руки,
В персех сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый –
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощения,
А пред ним – полна смиренья –
Дева, Матерь Божества.
С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.
Каждый год 7 апреля православные отмечают Благовещенье (католики – 25 марта).
Этот праздник пришел на наши земли с принятием христианства. Согласно христианской мифологии в этот день архангел Гавриил сказал Деве Марии про её непорочное зачатие и про то, что она должна родить Сына Всевышнего – Иисуса Христа.
В деревне праздник считался днем полнейшего покоя и совершенной свободы. Во многих селах Черноземья целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и, рассевшись на соломе все, и стар и млад, вели беседу о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.
Празднику приличествует сосредоточенное, молчаливое раздумье, а не разгульное пиршество. Во многих местах около этого времени «закликали весну»: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки, выпекали из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов); девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращенные к птицам.
Это день благословения на всякое доброе дело – особенно на земледельческий труд. В этот день даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу. Великим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Говорили: на Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться живительной влагой. Этот день в своём календаре крестьяне обводили красным цветом – как своеобразную границу или стартовую черту в весенних земляных работах. С этого дня уже вовсю звали весну. Девушки и парни пели свои очередные песенки.
Дни были тёплые. К этому времени в лесах уже распускались подснежники. Много-много белых точечек среди прошлогодней листвы.
Был обычай давать волю птицам в этот день. Выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.
Было поверье: если птица на Благовещение гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда ни летать, ни порхать она не сможет.
Ещё одной птицей, про которую заботливые хозяева не забывали, а в благовещенские дни чуть ли не на руках носили, были куры. Например, в некоторых районах Минской области, чтобы курицы не убегали (курица ведь птица своенравная, свободолюбивая) и, чтобы неслись в своем огороде, проводили целый ритуал.
Действенны ли были данные мероприятия, узнать мы никогда не сможем, ведь не знаем же мы, хотела курица или нет в этом году посетить чужой огород.
Чтобы курицы не несли яйца, где попало, и не теряли их, хозяйки весь мусор, что смели за день, не выбрасывали, а складывали в специальную ёмкость. Потом ставили её в дальний уголок. Верили, что от такой процедуры напрямую зависит численный прирост яиц.
• Повсюду надежды на успех земледельческого труда возлагались на «благовещенскую просфору», которую продавали в русских церквах на Благовещение в невероятном количестве (более чем когда-либо). Каждый старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже там, где крестьяне не имели возможности побывать в церкви. они сами пекли такие хлебцы, по числу членов семьи, и съедали неосвященными. Их измельчали в крошку и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм рабочему скоту и т.д. При первом севе освященную просфору привязывали к сеялке с зерном, чтобы был хороший урожай.
• Не допускалось пересыпать зерно в поле из мешка в мешок. Нельзя было в день сева никому ничего взаймы давать. Нужно было пустые мешки с поля везти, а не нести. Однако в Благовещение никто никогда не сеял, чтобы не накликать неурожая. Более того, считали, в какой день случится этот праздник, тот день будет несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый.
• Огонь старались не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам. Иначе праздник накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел – ленивое роение.
• Удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещения начинает спать в клети.
• После Благовещения все, кроме стариков, больных и детей, чаще всего переселялись в холодную часть избы.
• В Благовещение, несмотря на строгий пост, разрешалось есть рыбу.
• Хозяйка должна была в этот день между праздничной заутреней и обедней взять в руки помело и согнать с нашеста кур, чтобы к Пасхе они уже неслись.
• Примерно на Благовещенье выпускали первый раз на поле скот. Может немножечко раньше или позже. Суть не в том. Суть в обрядах, которые сопровождали животных по пути к месту дислокации. Действа, которые совершали над коровами, быками, овцами и козами, в первую очередь были направлены на защиту от ведьм. Для этого в воротах или в дверях хлева клали пучки крапивы или лебеды. Иногда этими травами застилали всю дорогу до пастбища. Иногда травы заговаривали и вешали в углах хлева или над дверями. Также иногда такую траву вешали на калитках или на воротах.
Испорченные, избалованные люди, завистливые на чужое добро, старались в этот день что-нибудь незаметно украсть, хотя бы безделицу («заворовать»), чтобы пользоваться удачей в своем ремесле целый год. Если не удалось поймать вора в этот день, значит не попадется он и впредь.
• На Благовещение примечали, каким выдастся лето. Красен день — и лето будет красным, щедрым.
• На Благовещение ночь теплая – весна дружная.
• Тепло на Благовещение – много морозов впереди.
• Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
Джованни Беллини. Ок.1500
Было это давно-давно, почти две тысячи лет тому назад. В Галилее наступала весна, но еще не распустились виноградники и плодовые сады на склонах гор, окружавших тихий городок Назарет. Чуть зеленели всходы на пшеничных и ячменных полях, и едва пробивалась на полях нежная и яркая трава.
Было раннее утро. Еще не взошло, и туманы бродили по соседним холмам, когда в доме плотника Иосифа проснулась Дева Мария.
Она вставала всегда на заре, раньше всех домашних. В Иерусалимском храме, где прошло все Ее детство, привыкла Она просыпаться с рассветом. И все девочки, воспитывавшиеся вместе с Нею при храме, тоже просыпались до солнца и становились на молитву.
Дева Мария и в доме Иосифа жила, как жила в храме. Она мало принимала участия в домашней суете, жила своей особенной жизнью. Молилась, читала Священное Писание и работала в своей маленькой горенке, убранной цветами и травами. Работница Она была искусная: умела и вышивать, и прясть, и ткать.
В свободное от работы время любила Дева Мария пойти в небольшой сад при доме Иосифа. Там ухаживала Она за цветами, поливала посеянные Ею целебные травы, кормила и ласкала прилетавших птиц.
В Назарете Марию видели мало, редко выходила Она за садовую ограду. Но часто прохожие останавливались под Ее окном, чтобы послушать, как Она поет, сидя за работой, псалмы Давида. Ни одна из девушек не умела петь, как Мария.
В это весеннее утро, проснувшись, как всегда, на рассвете, Мария стала на молитву. Она любила молиться в тихие ранние часы, когда в доме все еще спали. Часто молилась Она о том, чтобы скорее пришел на землю обещанный Спаситель. Помолившись, Она, по обыкновению, раскрыла книгу Священного Писания и стала читать. В этот день Она остановилась на словах пророка Исаии, возвещавших рождение Спасителя мира. Прочла Мария таинственные строки и глубоко задумалась. Время, предсказанное пророком, наступало. Радостно было Святой Деве думать в это весеннее утро о том, что недолго ждать спасения бедным, измученным людям. "Но где же, – подумала Она, – та избранная Дева, которой суждено стать Матерью Бога? Как Она будет счастлива! Такого великого счастья никто еще не испытывал на земле!"
И вдруг сквозь опущенные веки почувствовала Дева Мария внезапный яркий свет. "Что это? не солнце ли взошло?" – подумала Она. Но слишком сильно и необычно было сияние, наполнившее убогую маленькую горенку. Точно множество солнц взошло сразу и осветило не бедные выбеленные стены горенки, а горные вершины, покрытые вновь выпавшим сверкающим снегом. Предчувствуя великую радость, но смущенно и робко подняла глаза Дева Мария и замерла, ослепленная светлым видением.
– Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! – сердце Девы Марии так сильно забилось, что Она прижала обе руки к груди и неподвижно широко раскрытыми детскими глазами смотрела на Ангела и слушала, что он говорил Ей. А он говорил, что это Ее избрал Господь, что это Она будет Матерью Спасителя мира. И поняла Дева Мария, что Архангел говорит свою весть не Ей одной, а всему огромному Божиему миру, что слова, произнесенные в маленькой белой горенке в рассветный, тихий час, гулом бесчисленных колоколов поплывут по земле и будут повторяться во веки веков. И так необъятна была тайна этих слов , так велика их радость, что Дева Мария не могла ни удивляться, ни возражать, а могла только с восторженной покорностью воле Божией принять благую весть.
– Я раба Господня, да будет мне по слову твоему. – Так ответила Мария Ангелу и преклонилась перед ним. А когда встала – никого уже не было в горенке и только небо розовело за окном. Все было как прежде, но не по-прежнему смотрела на все Дева Мария. По-новому прозрели Ее глаза, новой любовью билось Ее сердце и пело Ей: "Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Тесно показалось Ей в маленькой горенке. Не могла Она приняться за обычную работу, не поделившись ни с кем благою вестью, не образовав никого Своей великой радостью. Но люди все еще спали.
Тихо скрипнула дверь, выходившая в сад дома Иосифа. На пороге остановилась Мария, глядя на светлевшее небо, на вершины гор, алевшие от первых солнечных лучей, и на сады Назарета с ветвями, еще голыми, но полными скрытого движения весенних соков. Стоит в дверях Мария, и вдруг – щебетанье, чириканье, свист крыльев. Это птицы налетели на Нее со всех сторон. Они все знали Ее и любили, потому что и Она любила их, кормила, помогала им, ласкала.
Данте Габриэль Россетти.1850
– Нет сегодня зерен, – говорит им Дева Мария. А птицы так и льнут к Ней, заглядывают в глаза черненькими и янтарными глазками, наклоняют головки, точно прислушиваются к Ее словам. И шепнула им Дева Мария о том, что с Нею было. Какими словами шепнула – и Сама не ведала, но только поняли Ее птицы, сразу забыли крылатые и зерна и гнезда свои. И такое щебетание, чириканье и пение раздалось, каких на земле еще и слыхивали.
Окруженная ликующими птицами, сошла Мария по ступенькам в сад. Склонилась над лилиями нераспустившимися. Точно свечи восковые, рядами стояли они у дверей. Цветам повторила Дева благую весть, и раскрыли лилии свои восковые чаши. И везде, где ступала в это утро Мария, просыпались и раскрывались еще дремавшие с сомкнутыми лепестками цветы. Подошла Она к Своему любимому миндальному дереву, обхватила его руками, к стволу прижалась – и сразу все дерево точно залило бело-розовым цветом.
Еще раз взглянула на всю эту красоту Дева Мария и заторопилась в Свою горенку. Ей не хотелось, чтобы люди застали Ее в саду. И когда в доме все встали, Дева Мария, как всегда в этот час, сидела у себя и ткала заказанное Ей облачение для Иерусалимского храма. А в доме старец Иосиф и домашние его говорили о небывалой весне.