Молитва при освящении вербы

Чудотворные слова: молитва при освящении вербы в полном описании из всех найденных нами источников.

Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу

«Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Один из самых популярных вопросов наступающих дней — что делать с освящённой вербой? Об этом, а главное — о том, что делать в Вербное воскресенье с самим собой, в нашей беседе с благочинным Енакиевского округа, настоятелем Николаевского храма в Веровке протоиереем Владимиром Волосовым.

В это воскресенье Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Неделю ваий. В народе этот праздник известен как Вербное воскресенье. Суть праздника раскрывает первое его название. В этот день мы не только вспоминаем, но и таинственным образом участвуем в событиях, которые происходили две тысячи лет назад. Для нас с вами именно сегодня Господь входит в Иерусалим, восходя на путь добровольных страданий и смерти, которые Он принимает за род человеческий.

Исполняя пророчество, Христос въезжает в город на осле, и встречают Его как Царя Израилева. Он — Тот, о Ком проповедано было ещё Адаму во время изгнания из Рая. Бог сказал ему, что придёт время, когда «Cемя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15). Иисус Христос — тот Царь, Который по праву занимает трон Давида.

Ветхозаветный Израиль жил ожиданием Мессии, и в этот день все мы присоединяемся к тем людям, что встречали Долгожданного, вопия: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Как выражали свой восторг, почтение и любовь эти люди, встречающие Спасителя рода человеческого? — Из евангельских текстов мы знаем, что они постилали перед Ним свои одежды и вайи — ветви финиковых пальм.

Когда мы приходим в храм в Вербное воскресенье, я ещё раз подчеркну, мы соучаствуем тем давним событиям, потому что в храме происходит не просто воспоминание о событиях из жизни Христа, но таинственное прикосновение к происходящему в те дни.

Что же до вербы — то не только в память о тех, кто постилал пальмовые ветви пред Христом, но и как соучастники великого события люди на Руси приносили в храм веточки вербы, которые на тот момент только расцветали. И здесь очень важно отметить вот что: в тексте молитвы, произносимой священником, нет ни слова об освящении самой вербы. Говорится об освящении людей, которые в этот день принесли вербу!

К сожалению, годы гонений на Церковь не прошли даром: суть праздника для многих свелась только лишь к освящению вербы. С ней связано бесчисленное количество суеверий и нездоровых выдумок, не имеющих никакого отношения к Православию, а часто — и противных ему.

Так как же лучше провести этот день? — Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вербе и том, что с ней делать (стегать ею, есть её или ещё какие глупости), лучше всей семьёй пойти в храм, помолиться, по возможности — подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин.

Нужно центр нашего внимания перенести с вербы на храм и всё, что там в этот день происходит, на Христа, вокруг Которого сосредоточена жизнь Церкви. Главное — это Христос. А что касается куличей, вербы, освящаемых плодов — то они никакого сакрального, таинственного значения не имеют.

Как относиться к освящённым веточкам, что сними делать? — Они должны напоминать о празднике и о Боге. Можно сохранить вербу сухой, можно поставить в воду и посадить, когда она пустит корни, но важно знать: Церковь никак не оговаривает этот вопрос, и каких-то особых предписаний в этой связи нет.

Принципиальные вопросы — это прийти в храм, помолиться, попоститься, так как праздник этот приходится на дни Великого поста и предваряет особое время жизни Церкви — Страстную Седмицу. С понедельника каждый день этой недели будет именоваться Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Это очень важное время, в которое мы вспоминаем и переживаем поистине великие дни, когда Христос претерпел страдания за всех нас.

Людям сложно молиться, бороться с собой — это требует усилий, этого не хочется. А вот постегать кого-то вербой — дело нескольких секунд. Конечно, удобнее верить, что можно изменить жизнь или исцелиться таким простым способом. Но в реальности он не работает… Хотелось бы, чтобы люди это помнили. А также — не верили различным суевериям, связанным с этим праздником.

Был у меня в практике такой случай. Летом подходит ко мне девушка и рассказывает, что весной приходила в наш храм, освятила там вербу, а после посадила пустившие корни ростки. Волновало же её услышанное поверье о том, что, когда ствол посаженной вербы вырастет величиной с черенок лопаты, ей (девушке) выкопают могилу. Что сказать?

Понятно, что в советские годы нас учили ничему не верить и отрицать всякие чудеса. А сейчас люди верят во всё. И ведь видно, что человек образованный, грамотный. Но — задаёт абсолютно абсурдные вопросы. Предложил ей просто подумать над тем, что она говорит. Нам ведь Бог дал голову не только для того, чтобы шляпы и платочки носить!

Вообще, с вербой связано просто огромное количество суеверий.

Перечисляя их, хочется подчеркнуть: это именно суеверия, ничего общего с Православием не имеющие! И потому НЕ нужно:

  • есть почки освящённой вербы, дабы выйти замуж, забеременеть или иметь много детей;
  • хлестать кого бы то ни было вербой во обретение здоровья на целый год или с надеждой скорого выхода замуж;
  • верить, что сохранённая верба защитит дом от пожаров;
  • верить в то, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы;
  • класть кусочек освященной вербы покойнику в гроб;
  • в случае града выбрасывать ветки освящённой вербы за окно — дабы град прекратился;
  • верить бабушкиным сказкам о том, что старая верба — это прибежище чертей, водяных и прочей нечисти, и потому освящать можно только ветви вербы молодой;
  • считать старую вербу проклятым деревом, так как из неё якобы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос;
  • верить, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи черпать воду под вербой нельзя;
  • использовать освящённую вербу как средство увеличения количества молока у кормящих — как четырёх-, так и двуногих — и как средство увеличения количества мозгов у представителей Homo Sapiens любого пола и возраста.

diveevoo

НЕБЫТИЯ НЕТ. ЧТО ДАЛЬШЕ.

ни воры, ни любостяжатели, ни пьяницы, ни хулители, ни грабители – Царства Божия не наследуют.

Молитва на освящение верб. Свято-Никольский скит Дивеевского монастыря.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»

Торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестием страданий Иисуса – вскоре Он был распят. Поэтому неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной в память о последних днях земной жизни и крестной смерти Спасителя.

На Страстной неделе благочестивые верующие продолжают поститься и молиться еще более усердно, готовясь к главному православному празднику – Воскресению Христову.

Приготовление вербных веток с древности было на Руси особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья и стар и мал, от царя до простолюдина, отправлялись на берега рек ломать вербу. На праздник вербу освящали в церкви и хранили ее дома весь год в переднем углу за иконами. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник – верили, что это спасет дом от попадания молнии.

В этот день в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой: ей приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

Один из древних обычаев велит родителям, придя из церкви с освященной вербой, стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет». Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Веточки вербы прикрепляли также в сараях, хлевах. В Вербное воскресенье стегали ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы. Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Александр Блок (1 –10 февраля 1906 г.)

Вербное воскресенье: традиции и приметы праздника

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечают Вход Господень в Иерусалим.

Этот праздник также называют Вербным воскресеньем

.

В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой.

При освящении верб читается молитва:

"Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!"

По традиции веточки вербы срывают накануне Вербного воскресенья или за несколько дней до него. Освящение веточек происходит субботу вечером во время праздничного богослужения — Всенощного бдения. Иногда верба освящается и в воскресное утро — в ходе Литургии или по окончании богослужения, но лучше все же это сделать накануне.

Те же, кто не принес свои вербы в храм, могут забрать освященные веточки после службы. Поэтому если вы их не подготовили заранее, не волнуйтесь .

С Вербным воскресеньем связано множество примет:

Верде приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник – верили, что это спасет дом от попадания молнии.

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год.

Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая освященной водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того, чтобы оно не завяло и росло хорошо, нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним.

Ветер, который дует в этот день, будет преобладать весь год. Если на Вербное воскресенье светит солнце, то урожай фруктов и злаков будет богатым. Освященная верба, брошенная против ветра, по народным повериям, останавливает бурю, воткнутая в поле – оберегает посевы, а брошенная в пламя останавливает его действие. Человек, желающий избавиться от робости, должен в воскресное утро вбить в стену дома колышек из вербы. Бесплодной женщине, чтобы излечится, нужно есть почки освященной вербы.

Как, где и сколько хранят освящённую вербу?

Освящённые в храме ветки вербы верующие хранят дома в течени е года: ставят в вазу, кладут или прикрепляют у икон.

Выбрасывать вместе с бытовым мусором освящённую веточку не надо: прошлогоднюю вербу, запылившиеся Троицкие букетики, старые газеты с изображениями икон принято сжигать. Можно отнести всё это в храм: там, при храме, всё сожгут, а пепел выбросят в непопираемое место.

А если верба дала корешки, можно высадить её в землю (верба любит обильный полив и тень

Свечечки да вербочки

И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

ВЕРБА (Verbene) Название этого дерева указывает

на его священное значение – «священные ветви». Этимология ее древнеславянского названия, связывается с верчением, вращением (веретено), а также Веремье (врем'я – время, ).

Вербное воскресенье в нашем храме

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

— один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны — это дни святой Четыредесятницы, с другой — Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице. Вход Господень в Иерусалим ‑ одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.

День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею «Ваий» или «Цветоносною». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»

Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, по нашей вере и упованию, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или нет – верба освящена.

Народные обычаи, глубоко укоренившиеся в религиозной традиции, усваивают этому празднику большое значение. Принято сохранять, принесенные в этот день из церкви ветви вербы, до следующего года, полагая их в святой угол вместе с иконами.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

30 марта 1980 г. Ин 12:1—18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С нынешнего дня Христос вступает не только в Свои страдания, но и в то страшное одиночество, которое Его окутывает в течение всех дней Страстной седмицы. Оно начинается с недоразумения. Люди ожидают, что вход Господень в Иерусалим будет торжественным шествием политического, народного вождя, который освободит свой народ от гнета, от рабства, от того, что они считали безбожием, потому что всякое язычество, идолопоклонство есть отрицание Живого Бога. Это одиночество разовьется дальше, в страшном непонимании даже со стороны Его учеников. На Тайной Вечере, когда Спаситель будет с ними говорить в последний раз, они все время будут недоумевать о смысле Его слов. И дальше, когда Он пойдет в Гефсиманский сад, чтобы стоять перед предстоящей Ему страшной смертью, самые Ему близкие ученики, Петр, Иоанн и Иаков, заснут от уныния, и от усталости, и от отчаяния.

И, наконец, последним шагом в это одиночество будет крик Христов со креста: Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты Меня оставил? (Мк 15:34). Оставленный людьми, отверженный израильским народом, Он вступает в предельную оставленность и умирает как бы без Бога, без людей, один, только со Своей любовью к Богу и со Своей любовью к людям, умирая ради одних, умирая во славу Другого.

Начало Страстей Господних — сегодняшнее торжественное Его шествие. Люди ждали царя, вождя — они нашли Спасителя душ их. Ничто так не ожесточает человека, как потерянная надежда, разочарованная надежда. И этим объясняется, что люди, которые так Его встречали, которые были свидетелями воскрешения Лазаря, чудес Его над людьми, слышали Его учение, восхищались каждым Его словом, были готовы стать Его учениками, лишь бы с этим шла победа, — от Него оторвались, отвернулись и через несколько дней стали кричать: распни, распни Его! (Лк 23:21). И Христос провел все эти дни в одиночестве, зная, куда Он идет, и оставленный всеми, кроме Божией Матери. Она молчаливо, как в течение всей Своей жизни, стояла поодаль, соучаствовала в Его трагическом восхождении ко Кресту — Божия Матерь, Которая приняла Благовестие, но также приняла, безмолвно, пророческое слово Симеона о том, что и Ей пройдет меч через сердце (ср.: Лк 2:35).

В течение этих дней мы будем присутствовать — не только вспоминать, но присутствовать! — при Страстях Господних. Мы будем частью толпы, которая окружала Христа, Его учеников и Божию Матерь. Когда мы будем слушать евангельское чтение, слышать молитвы Церкви, когда, образ за образом, пройдут картины этих Страстных дней, станем каждый день себе ставить вопрос — а где я, кто я в этой толпе: фарисей? книжник? изменник? трус? Или стою я среди апостолов—но и они были побеждены страхом! Петр трижды отрекся, Иуда предал, Иоанн, Иаков и Петр заснули, когда Христу больше всего нужна была человеческая любовь, другие ученики бежали. У Креста никто не остался, кроме Иоанна и Матери Божией —тех, кто связан был со Христом такой любовью, которая не боится, такой любовью, которая готова все разделить.

И снова поставим перед собой вопрос: кто мы, где мы? Где находимся мы в этой толпе? С чем стоим мы: с надеждой или с отчаянием? А если мы стоим с бесчувствием, то мы тоже — часть той страшной толпы, которая окружала Христа, которая движилась, слушала — и уходила, как мы будем уходить из церкви. Будет стоять Крест здесь в четверг, мы будем читать Евангелие о Кресте, о распятии, о смерти — и что потом будет? Крест останется стоять — а мы пойдем на отдых, пойдем домой, пойдем ужинать, спать, отдыхать, готовиться к утомлению следующего дня. А Христос в это время на Кресте, Христос во гробе. Какой это ужас, что мы не можем, как и ученики в свое время, единого часа, одной ночи с Ним провести. Подумаем над этим, и если мы не способны сделать ничего, то хоть поймем, кто мы, где мы, и обернемся ко Христу хоть в последний час с возгласом, с молитвой разбойника: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь.

Оценка 4.2 проголосовавших: 145
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here