Чудотворные слова: молитва симеону печерскому в полном описании из всех найденных нами источников.
Старец Симеон Псково-Печерский
Услышала я о прославлении в лике святых высокопреподобнейшего приснопамятного старца иеросхимонаха Симеона, возрадовалась сердцем и по благословению матушки игумении Варвары написала следующее.
Я не только знала его, но он был моим духовным отцом. Впервые мы с ним познакомились в 1952 году во время моего паломничества в Пюхтицы, а потом в Печоры, куда я приехала с моей духовной сестрой в сентябре, к празднику Воздвижения Честнаго Креста Господня.
Наместником в Печорах тогда был архимандрит Пимен — будущий патриарх. К нему от матушки игумении Рафаилы было у нас поручение. В обители мы сразу же встретили его, но не узнали в послушническом одеянии. Спросили, как нам увидеть наместника. Улыбаясь, архимандрит Пимен сказал, что это он и есть. Отец Пимен очень просто, приветливо и любезно обошелся с нами и благословил остановиться у тети Саши-коровницы, в домике у нижних монастырских ворот.
От тети Саши и из разговоров приходящих к ней мы узнали о старце Симеоне и пожелали навестить его. Так состоялась моя первая встреча с батюшкой. Долго беседовал он с нами и не торопился отпускать. Было такое чувство, точно мы всю жизнь знакомы. Он был — совершенная простота. Запомнилось, что говорил он нам о святой великомученице Варваре. Отец- язычник построил для нее башню, чтобы оградить от сообщества людей. Живя в высоких палатах, Варвара находила утешение в том, что смотрела на светила небесные и на красоту земную: поля, рощи, сады, горы и воды — и размышляла: «Кто сотворил все это?»
Она пришла к мысли, что ни рука человеческая, ни боги бездушные не могли создать такую чудесную красоту. Душу осиял Божественный Свет, и она всей душой познала Творца в Его творении, в вере и любви, устремилась к Богу, познав истину бытия. Так по творению она познала Творца. (А в другой раз отец Симеон говорил: «Небо и земля — крышки, а посредине — Книжка. Читай и умудряйся»).
На прощание старец благословил нас иконками и дал мне свою фотографию, надписав: «Духовной дочери», чему я удивилась. В то время был жив отец Борис — мой духовный отец, которого я преданно, всей душой, любила. Отец Борис меня так хорошо окормлял, что я, хотя и имела мысли поступить в монастырь, этот вопрос откладывала. И вот, в 1954 году мой первый духовный отец скончался. После его кончины я и другие чада отца Бориса устремились к отцу Симеону. Некоторые из чад потом и совсем переехали на жительство в Печоры.
И стала я ежегодно приезжать в обитель Печерскую к старцу отцу Симеону. Живо в памяти такое событие. В 55-м или 56-м году, не помню, как обычно, после вечерней службы, зашла я к старцу на благословение. Мать Екатерина попросила меня согреть для батюшки самовар. «Вода налита и угли положены. Только, когда будешь разжигать, подлей керосину, чтоб скорее разгорелся», — сказала она. Настало время, стала я разжигать самовар. Взяла бутылку, плюхнула в трубу самовара, да и пролила мимо. Керосин поплыл в дырочки на крышке самовара. Я сразу испугалась и расстроилась. А что делать? Открыла крышку, смотрю: керосин плавает поверх воды. О, ужас. Но все же разожгла. Вскипел самовар. На стол собрала. Вышел отец Серафим и говорит: «Попей и ты с батюшкой чаю». А я ни жива, ни мертва, переживаю очень: «Сейчас будет батюшка чай пить, а он с керосином». Вышел батюшка и тоже сказал, чтобы я попила вместе с ним чаю. Наливаю… Переживаю… А батюшка вдруг громко запел, во весь голос, высоким дискантом: «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих…» и до конца ирмос 7-го гласа. Да так звонко и красиво! Стали пить чай, а он не пахнет керосином. Вот чудо-то! Когда поют этот ирмос за службой, — всегда вспоминаю случай с самоваром.
Тогда отец Симеон был духовником монастыря и многих постригал в монахи. Бывало, что провидел их пути. В каком-то году в мой приезд в монастыре совершался постриг в мантию отцов Антипы и Варсонофия. Перед вечерней службой они пришли к старцу на исповедь. После их ухода батюшка был очень задумчивым и грустным и сказал: «За послушание, за благословение я должен принимать их от Евангелия. Отвечать за них буду. Но вот один пойдет прямой дорогой, а другой свернет в сторону». Так и было. Отец Варсонофий ушел из монастыря.
Тогда на постриге я присутствовала впервые. Он произвел на меня огромное впечатление. Я так плакала, точно это мне пели «Объятия Отча…».
Сам отец Симеон был схимником с 48 лет! Батюшка на опыте знал и величие, и трудность монашества, поэтому он с большой осторожностью и вниманием благословлял духовных чад на этот подвиг. Он всех очень любил и учитывал особенности каждой души. Надо сказать, что в те годы передо мной стоял вопрос о поступлении в монастырь. С батюшкой Симеоном мы каждый год в мой отпуск обсуждали вопрос о монастыре. В монастырях в то время было сложно с пропиской, к тому же и левая рука у меня с детства была больная.
После этого я приехала к отцу Симеону, и он в этот раз благословил идти в Пюхтицкий монастырь. Дал мне в благословение икону Божией Матери «Троеручица» (она и сейчас у меня) и сказал: «Она исцелит тебе ручку». Так в будущем и случилось, но прежде много я настрадалась из-за того, что болела рука.
Тогда и поехала в Пюхтицу. Сразу же была принята, и 15 августа 1958 года прописана. После получила письмо от старца, где он писал: «Начинай свой путь с Пюхтицы». Больше мы с батюшкой не встречались. В 1960 году старец Симеон отошел ко Господу.
Какое-то время после его кончины моим духовным отцом был владыка Мануил (Лемешевский). С 70-го года я снова стала ездить в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину). Каждый раз я ходила в пещеры на гробик отца Симеона. Великим подвижником был старец Симеон, и благодатный дар был дан ему: скрывать свое величие в смиренной простоте.
Не читая газет, не слушая радио, старец знал мировую обстановку. Так, он говорил еще до моего ухода в монастырь: «Войны не будет. Холодной войной будут воевать». Да, великим прозорливцем был батюшка отец Симеон. Но он так просто себя держал, что никогда не подумаешь, какой он великий.
Однажды он зачем-то рассказал мне такой случай. Сестра Дарья пошла в монастырь. А была она крупная. И вот в монастыре и говорят: «О! Какая девка здоровая! Мы на ней и покатаемся!» Дарья услышала это, обиделась и ушла из монастыря. И вот я тоже пришла в монастырь, в Козельщанский. А там все были старенькие, держали только нескольких молодых, и, конечно, нам много приходилось трудиться. У нас было одно здание на 50 человек, огород сорок соток. Хозяйство не такое большое, как в Лебединском монастыре, но мы летом помогали и там, хотя были обособлены и имели свой чудотворный Козельщанский образ Божией Матери. Так, однажды сидели наши старенькие у дома и перебирали картошку, которую я потом носила в корзине в погреб. При моей больной руке я, конечно, скоро устала. Одна из сестер говорит: «Отдохни, деточка, ты, наверное, устала». А другая перебивает: «Ничего, девка здоровая. ». И сразу я батюшку вспомнила!
Сорок шесть лет я уже в монастыре, начиная с Козельщанского, куда благословил меня батюшка Симеон. Главное в монашестве — послушание. В одной книге об афонском подвижничестве я прочитала недавно, как за непослушание был наказан монах. Господь ведь не всех так наказывает, а для вразумления нашего. Этот монах за своеволие был унесен бесами. Страшный рассказ!
Я должна сознаться, что тоже долго не соглашалась постричься в схиму, считала себя недостойной, говорила матушке, что мне уже восемьдесят лет, что не всегда правило исполняю и немощей много физических. Очень-очень долго она меня уговаривала и настояла на этом только тогда, когда батюшка Иоанн Крестьянкин по ее просьбе меня благословил. И тоже вам скажу: как же я страдала, когда не слушалась! Я очень страдала. А сейчас понимаю, какое это чудо, что постригли в схиму. Утром и вечером хожу в храм!
Я всегда любила литургию, но было много работы, отнимающей время на храм. Двадцать два года занималась канцелярской работой, Псалтирь читала, да еще обход делала внутри монастыря с иконой. Я никогда ни о чем в монастыре не просила, но и не отказывалась. Только от схимы отказывалась.
По себе скажу, что в монастыре должно быть полное самоотвержение, никакого саможаления. Пока в самом деле уже не сможешь. Вот как у меня с руками получилось: работала, несмотря на боль, на раны, до конца работала. Считала, что это Господь допускает, а значит так надо. Все, что Господь посылает, надо терпеть обязательно.
Скажу откровенно, я с большим трудом добилась, чтобы попасть в монастырь. Сколько я претерпела! Настоятельница знала, что монастырь закроют, что у меня больная рука. А я стремилась побыть в монастыре хоть один день, пока еще не закрыли. Хоть один день! И добилась. А каково было мне, когда действительно закрыли монастырь! Я похудела на двадцать килограммов. А сколько было переживаний, когда без отца Бориса осталась! Я даже отцу Симеону сказала: «Я не могу без него жить». Везде и всегда были одни переживания. Но для монаха главное — никакого саможаления, только полное самоотвержение.
Я ведь могла из-за больной руки отказаться от покоса и других тяжелых послушаний. Но я не отказывалась. Некогда было обращать внимание на себя. Потом и гипертония началась, но лекарств я не принимала. В те времена было запрещено приезжим помогать монастырю, и мы сами работали на послушаниях. Никакой посторонней помощи, никакой механизации. И пахали, и боронили, и сажали — все сами. А жили скудно. Земля плохо родит здесь. И каждая должна была, помимо тяжелого общего труда на послушаниях, подрабатывать для себя. Кто шил одеяла, кто еще что-либо.
Конечно, подвижники были большие. И Божия Матерь всегда покрывает монастырь их молитвами. Я это очень чувствую. Да и как не чудо: обитель была специально подвергнута разрушительной бомбежке, однако сохранилась. Воронка от бомбы видна, но ни одно стекло не разбилось! Как-то наша монахиня встретила летчика, который когда-то бомбил монастырь по заданию, но у него ничего не получилось. Летчик через это уверовал в Бога.
Схима — тоже послушание. Конечно, все сейчас делаю по силам, да Господь все видит, какие у кого немощи. Стараюсь молиться, как могу. За послушание Господь помогает, хотя и попускает всякие искушения. Но все надо претерпеть.
Как-то я исповедовалась батюшке Симеону, что засыпаю на молитве. А он мне сказал: «Знаешь, что со мной однажды было? Просыпаюсь и не могу понять, где это я? Лежу под аналоем. Уснул, значит, на молитве. Молитва — это самый большой труд. Когда-то я этого не понимал. И вот пришел в монастырь, а там архиерейская служба. После службы архиерей в проповеди сказал, что самый большой труд — это молитва. Я услышал и подумал, что это глупость, не поверил. Мне казалось, что это не трудно. Но позже понял, что истинная молитва — тяжелейший труд. Поэтому трудна жизнь монашеская, трудна жизнь в обители, но самый трудный подвиг — схимнический». Батюшка Симеон сам был великим молитвенником, поэтому ему было все о нас открыто. Он говорил: «Если читать Иисусову молитву, то никогда не упадешь».
Отец Симеон был очень любвеобильным. Сохранились у меня фотографии батюшки. На одной из них он с отцом Серафимом (Розенбергом). Причем отец Серафим никогда не улыбался. Он в лавочке торговал в Печорах и никогда не поднимал глаз. А здесь, рядом с батюшкой Симеоном, он улыбнулся. Тоже великий был — отец Серафим. Они друг у друга исповедовались.
На другой фотографии батюшка Симеон среди колосьев стоит. Во времена, когда в Печорах наместником был будущий Патриарх, тогда – архимандрит Пимен, и при монастыре были поля. И вот стоит наш батюшка Симеон на поле среди колосьев, а сам — словно живой спелый колос!
Батюшка говорил, что если он здесь, на земле, молится о нас и ему всех жалко, то там, в загробном мире, еще больше будет молиться. Преподобне отче Симеоне, моли Бога о мне грешной!
Акафист святому преподобному Симеону Псково-Печерскому
Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.
Память: 18 января (05 января ст. ст.); 01 апреля (19 марта ст. ст.)
Избраннный подвижниче иноческаго делания/ и молитвенниче о нас изрядный,/ преподобне отче наш Симеоне,/ равноангельному житию от юности твоея возревновал еси/ и, во обитель Печерскую вселивыйся,/ в простоте и смирении евангельски подвизался еси,/ темже, обилием благодати от Господа исполненный,/ от всяких бед и скорбей свободи поющих ти:
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Ангельския чистоты стяжателю, отче Симеоне, подвигом монашеским добре украсивыйся, райския сладости причастник явился еси, темже и обитель твоя, в нейже Пресвятую Богородицу в молитвах боголепно воспевал еси, ныне о тебе красуется, приносящи ти таковая:
Радуйся, нравы ангельскими издетска украшенный;
Радуйся, обычаи благими зело удобренный.
Радуйся, путь Христов от юности возлюбивый;
Радуйся, чистоту телесную Тому сохранивый.
Радуйся, кротостию и смирением сердце твое умягчивый;
Радуйся, у пещер Богом зданных добродетельми просвещенный.
Радуйся, иноческаго жития богомудрый наставниче;
Радуйся, о всех к тебе взывающих теплый молитвенниче.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Видя душу твою, издетска подвига желанием Христа ради исполненну, Подвигоположник Господь воспламени ю ко иноческому житию стремлением; ты же, блаженне Симеоне, отрок сый, преподобному Серафиму Саровскому в усердии отай подражал еси, чистыми усты в умилении вознося Богу: Аллилуиа.
Разумея вся преходящая мира дольняго, ум свой к горнему восперил еси, и, вся житейская и суетная любве ради ко Господу оставивый, во обитель древнюю Псково-Печерскую, юже измлада зело возлюби, яко к тихому пристанищу притекл еси, да Богу единому поживеши. Сего ради, избранниче Божий, приими от сердца тебе приносимая:
Радуйся, к подвижничеству сердце твое склонивый;
Радуйся, всего себе воли Божией покоривый.
Радуйся, яко молитве и послушанию издетска навыкл еси;
Радуйся, яко во отрочестве старец велий наречен был еси.
Радуйся, мирския сладости яко огня бежавый;
Радуйся, монашескаго жития узкий путь избравый.
Радуйся, воздержанием благоукрашенный;
Радуйся, Духа Святаго благодатию осиянный.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Силою божественною укрепляемый, отче Симеоне, в послушании ко игумену и братии кротко и смиренно душу твою хранил еси, празднословия всякаго удаляяся, и, труды к трудом неленостно прилагая, чина монашескаго достойна быти показался еси, в подвизех духовных всегда поя Богу: Аллилуиа.
Имея ум свой к Богу вознесенный, от силы в силу восходил еси, отче Симеоне, и, благодать священства восприим, молитвою и постом по чреслем препоясався, яко раб благий, во всяцем деле духом твоим бодрствовал еси, единаго ко спасению взыскуя. Мы же, таковую ревность твою прославляюще, приносим ти сицевая:
Радуйся, благоуветием и незлобием исполненный;
Радуйся, в братолюбии делателю прилежный.
Радуйся, чина ангельскаго достойный носителю;
Радуйся, обетов иноческих непреложный рачителю.
Радуйся, во трудех неленостный послушниче;
Радуйся, пред очима Господа усердный постниче.
Радуйся, целомудрия и чистоты хранителю;
Радуйся, нивы Христовы изрядный возделывателю.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Бурю страстей воздержанием и любовию ко Христу умертвив, вящшаго подвига возжелел еси, богоблаженне Симеоне, темже, кротко пред владыкою представ, иже тя наместника обители видети желаше, по смирению сего отреклся еси, и, схимою облекийся, в келию пещерную водворился еси, да тамо уединенно вопиеши Богу: Аллилуиа.
Слышавше молитвы твоя, преподобне Симеоне, яже к Богу от сердца возносимыя, полчища бесовстии зело стужаху ти, устрашити и изгнати тя хотяще, ты же, яко воин Царя Небеснаго, силою креста Господня сатанину детель отражал еси, подвиги твоя усугубляя. Отжени и от нас, отче благодатне, всякаго врага и супостата, да поем тебе сице:
Радуйся, в схиму, яко в броню ратную облекийся;
Радуйся, молитвою, яко воин мечем вооруживыйся.
Радуйся, постом и воздержанием плоть духови покоривый;
Радуйся, иго Христово, яко благо, на ся подъявый.
Радуйся, демонов твердый устрашителю;
Радуйся, бесовских прилогов разорителю.
Радуйся, воины русския от враг в пещерах сокрывый;
Радуйся, молитвенным стоянием от погубления обитель избавивый.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Богоблагодатна старца показа тя всемилостивый Господь верным, во святей обители яко крин сельный процветшаго; ты бо, отче Симеоне, чудес многих сосуде преизливаемый, вся скорбящия и страждущия любовию о Христе Господе утешал еси, призывая единомысленно пети всех Творцу: Аллилуиа.
Видяще тя людие, пастыря добраго и крепкаго пред Богом молитвенника, дары Духа Святаго преисполненна, во множестве прихождаху к ти, в болезнех и скорбех изнемогающии, в ожесточении сущии и страждущии от дух нечистых, и, по прошению своему приемлюще, благодарственно тебе взываху:
Радуйся, любовь неложную ко всем явивый;
Радуйся, милосердию Христову подражавый.
Радуйся, пастырю добрый и любвеобильный;
Радуйся, отче, к страждущим благосердный.
Радуйся, о земли неплодной втайне нощию молитву творивый;
Радуйся, темже неплодие тоя в велие плодоносие претворивый.
Радуйся, чистым сердцем дар прозрения от Господа стяжавый;
Радуйся, игумена обители патриаршество предзревый.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Проповедник милосердия христианскаго воистинну показался еси, преподобне Симеоне, и, образ быв честнаго иночества, радостию о Господе исполненный мирен дух и велию любовь к творению Его стяжал еси, еже есть радоватися с радующимися и плакати с плачущими. Сего ради братолюбие твое поминающе, вознесем Богу: Аллилуиа.
Возсиял еси во обители Печерстей яко светильник лучезарный, богомудре Симеоне, любовию нелицемерною души отчаянныя на путь ко Христу возставляяй, верою несумненною грехми помраченныя ко дверем покаяния приводяй и надеждою неизсякаемою благое терпение в напастех подаваяй. Мы же, молитвами твоими сохраняеми, ублажаем тя тако:
Радуйся, грешных пред Богом ходатаю;
Радуйся, Слова Божия в сердца наша сеятелю.
Радуйся, отчаянныя от смерти вольныя отвращаяй;
Радуйся, верныя от напрасныя смерти спасаяй.
Радуйся, страждущим тепле сострадавый;
Радуйся, от бесов стужаемыя именем Христовым свобождавый.
Радуйся, от напастей предлежащих скорый избавителю;
Радуйся, благочестия верных мудрый учителю.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Хотяй от единаго Бога милости снискати, предивне Симеоне, людския славы смиренно удалялся еси, благодать дарованную ти от Господа таяй, и тако в труде неустаннем на служение ближним и обители твоей по вся дни до скончания благоплодно подвизался еси, за вся славя и вознося Богу: Аллилуиа.
Новую купель Силоамскую в земли Печерстей, явльшуюся по неизреченней милости Божией, вернии обретоша, ибо благодатию, по вере ти данною, чудеса евангельская творил еси, отче Симеоне, егда жены кровоточивыя от лет многих ток уставил еси и отроку ушеса и уста затворенныя отверзл еси. Мы же, имя Христово о толиком зело прославляюще, восхваляем тя глаголы таковыми:
Радуйся, Божия благодати смиренный таинниче;
Радуйся, судеб Божиих пречудный тайновидче.
Радуйся, сокровенная человеков яко в книзе зревый;
Радуйся, многия души человеческия ко Господу приведый.
Радуйся, разслабленныя здравы сотворяяй;
Радуйся, глазами болезнующия исцеляяй.
Радуйся, руце и нозе недужныя укрепляяй;
Радуйся, удрученныя от зубныя болезни свобождаяй.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Странное и предивное чудо Небесныя благодати видим о тебе, отче Симеоне, егда приближися время отшествия твоего, всю надежду на милость Божию и заступление Пречистыя Владычицы возложивый, яве Богородицу зрети сподобился еси, тебе рекшую: угодниче Мой, скоро возму тя. Темже, тихою радостию о Господе исполняяся, вознесл еси Ему: Аллилуиа.
Весь быв образ послушания, якоже в житии твоем, тако и в преставлении ко Господу, богоблаженне Симеоне, егда час кончины твоея, духовно тобою провиденный, по прошению игумена, яко верный послушник, отложил еси, да не в праздник великий погребение твое случится. Мы же, дивящеся таковому послушанию твоему, с любовию тепле глаголем ти:
Радуйся, в послушание Христоподражательное неуклонно себе вдавый;
Радуйся, смиренномудрия истинный образ явивый.
Радуйся, Царицу Небесную немолчно славивый;
Радуйся, заступление Тоя себе стяжавый.
Радуйся, со Христом быти присно возжелевый;
Радуйся, плачем покаянным яко банею себе омывый.
Радуйся, чадолюбче, о стаде твоем без устали пекийся;
Радуйся, и по смерти попечением твоим ны не оставляяй.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Всего себе на служение Богу и людем предал еси, святче Божий, сего ради, на одре предсмертнем немощствуяй, последняя наставления, утешения и благословения, во еже любовь имети между собою, от пастырскаго сердца чадом твоим преподал еси, и тако, в мире от земных почив, в Небесныя обители блаженно преселился еси; ныне же со Ангелы вопиеши Богу: Аллилуиа.
Витии человечестии недоумеют како исповести день пречуднаго погребения твоего, достославне Симеоне, егда от всякия веси и грады чада твоя духовная во обитель Печерскую абие собрани быша дивно, но и, по смерти тя суща жива чтуще, приношаху ти словеса таковая:
Радуйся, звездо, путь живота честнаго нам указующая;
Радуйся, зарю, верою твоею души наша пробуждающая.
Радуйся, свете, любовию Христовою нас озаряяй;
Радуйся, лучу, мрак греховный покаянием разсеяваяй.
Радуйся, реко исцелений тихоструйная;
Радуйся, лампадо в молитвах о нас неугасимая.
Радуйся, сосуде даров благодатных неиждиваемый;
Радуйся, цвете благоухания Небеснаго исполненный.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Спасения ради вечнаго души твоея, отче Симеоне, труды многи и болезни в терпении кротко понесл еси, о себе ничесоже когда возомнив, обаче, пред всеми ся умаляяй, в дерзновении пред Богом велик явился еси. Темже, славою увенчанный, в радость Господа вшел еси, и нас не остави молитвами твоими, да сподобимся с тобою купно воспети Богу: Аллилуиа.
Стена ограждающая от всякаго зла был еси нам, отче Симеоне, и по смерти, якоже обещался еси, ны не оставляеши твоим заступлением и всем, с верою к тебе прибегающим, помощь неоскудную в многоцелебных мощех твоих подаеши. Тебе же, яко мощному о нас молитвеннику у Престола Всевышняго, хвалебная приносим:
Радуйся, тяготы чад твоих на себе понесый;
Радуйся, истинную любовь ко ближнему нам показуяй.
Радуйся, к тебе взывающих скорое услышание;
Радуйся, в печалех сущих присное утешение.
Радуйся, в помощи к нам неоскудеваяй;
Радуйся, в прошениих наших пред Богом ходатайствуяй.
Радуйся, чудесы многи от Господа прославленный;
Радуйся, подвижниче дарованьми благими исполненный.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Пение всеумиленное приносим у раки мощей твоих, угодниче Божий Симеоне, во всяцей скорби и немощи человечестей к тебе прибегающе, яко воистинну вемы тя крепкаго в бедах помощника и теплаго ходатая за ны пред Господом, да, идеже ты еси, и нас быти сподоби молитвами твоими, взывающих к Богу: Аллилуиа.
Светло празднует Печерская обитель честную память твою, преподобне Симеоне, и, божественную благодать в цельботочных мощех твоих видяще, Бога дивнаго во святых Своих прославляет, и тебе, яко благому предстателю, радостне взывает:
Радуйся, яко во обители у пещер Богом зданных зело потрудился еси;
Радуйся, яко со святыми отцы Печерскими прославился еси.
Радуйся, монашествующих духовное радование;
Радуйся, верных присное веселие.
Радуйся, яко нестяжанием тленнаго души нетление обрел еси;
Радуйся, яко от мира преходящаго во обители вечныя преселился еси.
Радуйся, николиже тебе просящия помощию оставляяй;
Радуйся, и доныне благодатными дары чудодействуяй.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
Благодать Божия, от честных мощей твоих обилием чудес преизливающаяся, днесь собра вся верныя, любовию тя почитающия и смиренным сердцем в молении к тебе припадающия, и тя усердно просящия: души наша к покаянию приведи, телеса недужная исцели и всех нас молитвами твоими от всяких бед сохрани, да велегласно воспоем Богу: Аллилуиа.
Поюще дивное твое житие, преподобне отче Симеоне, ублажаем труды твоя, в нихже неленостно по вся дни во обители подвизался еси, славим кротость и смирение твое, имиже Христу Богу подражал еси, превозносим любовь твою, еюже ближнему в нуждах добре послужил еси и величаем тя песнопеньми таковыми:
Радуйся, милостиве, Богом помилованный;
Радуйся, целомудре, от Христа славою увенчанный.
Радуйся, кротче, рай Небесный наследивый;
Радуйся, трудниче, покой блаженный обретый.
Радуйся, молитвенниче, со Ангелы жительствуяй;
Радуйся, постниче, благами вечными наслаждаяйся.
Радуйся, незлобиве, Бога зрети сподобивыйся;
Радуйся, боголюбче, Господом возлюбленный.
Радуйся, преподобне Симеоне, Псково-Печерский чудотворче.
О, святый угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Симеоне! Тебе молебно предстоящих не презри, но твоим мощным о нас заступлением помози богоугодно на земли пожити, да, очистившеся от всякия скверны, невечерний достигнем покой, идеже с тобою вкупе Всемилостивому и Человеколюбцу Богу воспоем ангельскую песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Сей кондак чтется трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.
О, всечестный и богоблаженный отче наш Симеоне! Приими ныне тебе с любовию и верою прилежно молящихся и сохрани нас от всякаго зла, дана бо тебе от Бога велия благодать: недужныя исцеляти, скорбящия утешати, в беду впавшия свобождати. Ты бо аще и миру себе умертвил еси, но, любовь Христову к людем являяй, нечужд их нуждам показался еси. Темже молим тя, буди нам заступник от враг спасения нашего, души наша, грехом уловленныя, к истинному покаянию приведи, телес наших болезни уврачуй, юныя благочестию научи, старыя поддержи, сирых и обездоленных препитай. Обитель убо твою, в нейже усердно многая лета подвизался еси, в мирном благоустроении и благолепии сохрани, и вся, яже монашествующия и добре труждающияся, во благих желаниих утверди и в подвизех иноческих укрепи. Ей, святый отче, испроси нам у Премилостиваго Спаса коемуждо ко спасению благопотребная, да исправивше житие наше, от части шуия отлученни будем и вечное спасение во Царствии Небеснем молитвами твоими улучим, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во Святом Крещении назван Василием.
Родители его были глубоко верующими, богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме и, всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам». Так всегда и бывало.
В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что «пришел сюда умирать». И тогда Василий при всех стал просить блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу,– и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера. В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келлию для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства, на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
– Было очень много трудностей, – вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю.
На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келлию, по сути дела, пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келлия, здесь и умрешь». Так и вышло потом.
Таким образом начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келлии. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келлии от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келлию. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: “Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить”, – и многое другое. «Думал я, – рассказывал старец, – что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: «Господи, прими дух мой».
Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. «Да совсем я не прозорливец, – с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря, – великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает, – зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони. Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я. »
«Труден путь монашеский, – записал старец Симеон в своей биографии, – но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
«Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо, – говорил старец одному посетителю. – Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную. Радость, радость, великая радость. »
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Преставление – 5/18 января
Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.
По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. “Хорошо, – ответил ему смиренный старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему”. Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и 40 священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в пещерах монастыря на месте, указанным им ещё при жизни.
Память о старце иеросхимонахе Симеоне свято чтят в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Своим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подаёт и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.
Рекомендуем
С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.
©2004-2017 — При использовании материалов ссылка обязательна.