Молитва солнце правды

Чудотворные слова: молитва солнце правды в полном описании из всех найденных нами источников.

МОЛИТВЫ-ОБРАЩЕНИЯ К ПРИРОДЕ.

Евангелие от Матфея, XVIII:3-4

(Молитва универсальной защиты)

Да будет свет и мир Небесам!

Да будет мир Воде!

Да будет мир Земле!

Да будет мир всем существам!

Да будет счастье всем существам!

Да будет радость всем существам!

Да святится Бог и пребывает во всем!

И я знаю, что так оно и есть!

Благодарю Тебя, Господи,

И благослови на деяния

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа,

И ныне и присно, и вовеки веков!

Ангелам четырех стихий

И вас – гномы, ундины, сильфы и саламандры, я тоже очень люблю! Будьте благословенны!

Я призываю твой Свет, заливающий всю Землю, в мою жизнь, мой ум, мой дух, мою душу!

Сияй и пылай своим Светом! Разорви оковы тьмы и предрассудков! Заряди меня великой ясностью твоего огненно-белого сияния!

Я Есмь дитя твое, и с каждым днем я становлюсь все более полным твоим проявлением!

Свет вливается в мое существо! Свет расширяется в центре моего сердца! Свет расширяется в центре Земли! И вся Земля преображается для Нового Дня!

Благословенна молитва, входящая в Неба спирали, дабы Престола достичь Всеединого в мире Творца!

О, Вседержавный Творец и миров повелитель, благослови устремленья и веру мою, и укрепи тыщу крат изреченную мною молитву, что возлагаю сейчас к Твоему алтарю!

Облачен весь в лучах восходящего Солнца силой и мощью, сиянием светлых Небес, я призываю твой меч, твой щит и защиту, о, мой Создатель, мой вечный и сущий Отец!

И, новый день встречая на Земле,

За все, что Ты мне дал, благодарю,

За все, что было ночью и во сне.

Спасибо, что я есть, что я живу,

Здоров и вижу Солнце в вышине,

Что Я Есмь Я и так легко дышу,

И за Любовь Твою, Отец, ко мне.

Я мира всем желаю и любви,

Здоровья, счастья, радости всем-всем,

Блаженства, воплощения мечты,

Без боли, без страданий и проблем.

Создатель Всеблагой и Божья Мать,

Владыки и Святые, все, в ком Свет,

Пусть будет с Вами вечно Благодать,

Любовь и счастье, в коих меры нет.

Посылаю Луч любви каждому человеку.

Господи, исправь все ошибки наши на Земле,

И пусть каждого наш Господь исполнит желание.

Сделай так, чтобы каждый смог соединиться с Тобой,

Чтобы все были живы, счастливы и здоровы.

Ангелы говорят, что Господь Бог исправит все,

Что мы пожелаем, и у всех все мечты исполнятся.

Архангел Михаил, который нас защищает везде!

Когда душе нашей хорошо мы должны делать то,

Что хотим и то, что можем.

И тогда все люди будут счастливы.

Господь дает нам мудрость, любовь, энергию.

Пробуждаются наши таланты, наши стихи.

Все у нас от него хорошо,

От Архангела Михаила, от Матушки-Земли и от Природы.

Было так и сейчас так будет.

И мы станем счастливыми.

Мы попадем в райское наслаждение.

И все люди в него попадут.

Все, что потеряно, оно найдется.

Душа всех соединится с Богом,

И все люди на Земле будут признавать свои ошибки.

Аминь. Да будет так.

Счастья, любви и радости.

Господи, дай силу для ангелов, для Земли и для нас.

Источник Жизни, Бытия,

Благослови нам эту пищу,

Пусть напитает суть Твоя

Её мельчайшие частицы

Любовью, силой, красотой.

Своей божественной десницей

Очисти, заряди святой

Энергией и благодатью,

И через пищу дай нам Свет,

Благослови нас, Божья Матерь,

И укрепи Любви Завет.

За день прошедший в чистоте и свете;

За то, что вел нас и хранил своей рукой

В Пути тернистом; что своим советом,

Звучащим в сердце голосом простым,

Нас наставлял в учебе бесконечной,

И орошал потоком золотым

Тела и души, и любовью вечной

Лелеял, все прощая, чтобы мы

Прозрели истину простую, наконец,

Что всё, что в мире есть, – всё это Ты,

Вселенной Вседержитель и Творец.

За то, что свершилось как Свет, – я тебе благодарен; за то, что не смог, – по милосердию сердца, Владычица Мара, прости!

Божественный день, уходящий в былое и вечность, всепобеждающим Солнца последним лучом запечатли все, что в воле творил я Господней! И трансмутируй священною силой сих слов все то, что вершилось, даб не было Света движенья! За нелюбовь я пред Сущим в извечном долгу! Войди в мою суть сияньем священным навеки, запечатлев уходящего дня красоту!

Божественный день, облаченный лучами заката! Тебе поклонюсь, провожая в обитель души!

За то, что свершилось как Свет, – я тебе благодарен; за то, что не смог, по милосердию сердца, Владычица Мара, прости!

Клин православный

Войти через uID

28 ноября – 6 января

Солнце Правды (вторая неделя Великого Поста)

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Христос говорит, что никто не зажигает светильника, чтобы поставить его под сосудом, но на подсвечник, чтобы он светил в доме (Мф. 5, 15; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16; 11, 33). Но говорит Он это не о свечах и лампах, а о Своих учениках, апостолах, и о нас, и о Самом Себе, потому что Он – Солнце Правды, Свет Истины. Конечно, Солнце Правды – это образ, говорящий об источнике истины и правды в мире, сотворенном Богом.

Во всех притчах и образах есть некий смысл первостепенной важности, его мы принимаем. А остальное, то есть то, что не относится к духовному смыслу притчи, так сказать, ее внешнюю оболочку, мы отбрасываем.

Мы говорим о Христе: Солнце Правды... Физическое солнце светит на землю, дает жизнь всему, что есть на земле. Так и Сын Божий является Источником Любви и правды, пробуждая в людях добрые чувства и светлые мысли, помогая совершать им праведные дела.

Вспомним Фавор, Преображение Господне. Христос молился. Рядом были ученики, они заснули той ночью, а когда внезапно пробудились, увидели яркий Свет, в этом Свете – Христа, Моисея, который был погребен за много веков до этого события, и Илию, который тоже жил давно, но смерти не видел, а был живым взят на Небо. Фаворский Свет светил так сильно, что одежды Христа казались ярче снега, который искрится на солнце и слепит глаза. Таким было все вокруг, и апостолов этот Свет как бы ослепил, но им было так хорошо в этом Свете, что они мечтали продлить этот миг. Вокруг была еще ночь, где-то внизу пастухи охраняли свои стада, воины стояли на страже, где-то там, под горой, остались остальные апостолы – здесь было только трое, но никто из апостолов, кроме этих троих, Света не видел.

Церковь воспевает Христу: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Свет Божества присносущный. Это не свет чудесной звезды, это не солнечные лучи – Свет Христов неразрывен с Ним. Вместе с этим Светом нераздельно приходит Сам Христос. Свет есть Он Сам. Поэтому приятие благодати есть приятие Христа.

Мы все знаем молитву Царю Небесный... С этой молитвой мы обращаемся к Богу и тогда, когда начинаем какие-либо добрые или важные дела, и тогда, когда нуждаемся в помощи. Но на самом деле: о чем мы молимся? Какие там слова? Прииди и вселися в ны – то есть в меня, в нас. О чем мы просим? Помоги и иди дальше? Нет! Приди и будь со мной, чтобы я с Тобой мог делать все: устраивать свою жизнь, трудиться, что-то совершать, спасаться.

Григорий Палама, чью память мы празднуем в неделю вторую Великого Поста, защищал древнее воззрение Церкви, что благодать Божия – это Сам Бог.

Что для нас самое главное в жизни духовной? Это, конечно, то, что, молясь, постясь, делая добрые дела, участвуя в Церковных Таинствах, мы не только получаем от Бога некие богатства духовные, мы Его Самого принимаем и с Ним соединяемся. Чтобы быть с Ним всегда, нужна молитва. Не может любящий не говорить с любимым – это ему дорого, это ему важно, это ему нужно! Не может любящая Бога душа не говорить с Ним!

Конечно, когда мы имеем в виду беседу с Богом, мы подразумеваем сразу две вещи: молитву и чтение Божиего Слова.

Молитва нас с Ним соединяет, она раскрывает нас Ему, устремляет к Нему. А Он, Любящий, всегда открыт нам, всегда обращен к нам. И молитва, утренняя ли, вечерняя ли, каноны ли, правила, которые мы читаем, крайне важны для нас. Мы не всегда можем взять в руки молитвослов, не всегда есть для этого время и место, но молиться мы можем всегда. Есть прекрасная древняя молитва – Иисусова молитва, которая при всей своей краткости настолько глубока, что содействует единению со Христом.

Сейчас среди новообращенных в веру людей есть такая болезнь “неофитства”: они сразу хотят стать взрослыми. В этом они подобны малому ребенку, который говорит: “Я уже большой, я не маленький”, – и очень обижается, если с ним по-прежнему обращаются, как с маленьким. Так и в духовной жизни. Походит человек в церковь год, два, три и сокрушается: “Почему у меня непрестанная молитва не идет?” Я думаю: “Ну что ты такое говоришь? Подвижники всю свою жизнь этому отдали, чтобы молитва доходила до Бога, а ты только начал и уже – непрестанная молитва. Ты только на первую ступеньку лесенки ступил и удивляешься: почему уже не на небе?”

Человеческие отношения развиваются не сразу, а отношения с Богом – тем более. Человек молится, а мысли разбегаются, разлетаются. Мешают соседи? Да нет! Грехи мешают. Это же какое громадное усилие необходимо, чтобы на молитве сосредоточиться! И не надо сокрушаться, что ребенок в первом классе читает по слогам. Если он сейчас читает по слогам со старанием, то через некоторое время научится читать лучше. Он сможет через некоторое время и бегло читать. Так и в духовной жизни, только все намного сложнее. В школе человек просто запоминает информацию, а здесь необходимо душу свою преображать, шаг за шагом продвигаясь к Богу. И молитва созревает вместе с созреванием души. Это, конечно, не означает, что человек не должен заставлять себя молиться, молиться с трудом, преодолевая искушения. Это не значит, что такая молитва не нужна, не важна. Очень даже важна и ценна. У человека не получается, но он старается. Как и у школьника: не получается задача, а он часами сидит и все же задачу решит. Пусть он потратит пять часов на задачу, которую отличник решит за две минуты, но он сам ее решил, и его труд очень важен. Так же и в духовной жизни.

Иисусова молитва звучит так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Правда, может она произноситься и несколько иначе: не помилуй мя, а милостив буди мне, грешному. Это очень короткая молитва. Ею сейчас многие пытаются молиться, рвутся в бой – и неудача. Почему? Потому что молиться надо с умом. Молитва – это путь к Богу. А любая дорога таит в себе опасности. И путь к Богу тоже таит в себе опасности, потому что на этом пути нас подстерегают злые силы: и наши грехи, и бесы, которые мешают нам молиться и пытаются нашу молитву ослабить, исказить, а то и еще хитрее – подменить.

Что значит “подменить”? Вроде бы ты читал те же молитвы, а молитва твоя к Богу не шла. Берется человек читать молитву – и ругает кого-то одновременно, обижается на ближнего своего. Такая молитва будет ползать по земле и к Небу не поднимется. К примеру, может ребенок взять лук и стрелу. Если легкую стрелу возьмет, она полетит. А если железный прут? Да сколько ни стреляй, такая “стрела” ввысь не поднимется. Так же и молитва. Когда она тяжела от греха, зла, обид, она к Богу не идет, сколько бы хороших слов ты ни говорил.

“Господи!” – это не просто Бог, это мой Бог! И когда я говорю “Господи!”, я обращаюсь к Нему. Если я, не понимая этого, призываю Имя Его несколько раз просто так, значит, я не подумал, что Он будет каждый раз отзываться, когда я Его позову.

Есть такая старая притча: один пастух решил пошутить, бежит и кричит: “Волки, волки!” Ну, люди прибежали, спрашивают, где же волки? Пастух отвечает: я пошутил. Второй раз кричит: “Волки, волки!” Прибежали люди, а волков нет. А в третий раз волки на самом деле напали, но никто не пришел ему на помощь – ему не поверили. Так же несерьезно поступаем и мы, говоря: “Господи, Господи!” Нельзя говорить “Господи!” просто так. Мы обращаемся к Богу, к Божией Матери, к святым, и это не именительный падеж, это падеж звательный (был такой в древнерусском и славянском языках): “Отче!”, “Мати Божия!”, “Отче Николае!”, “Богородице Дево!” и т. д. Мы не просто называем, но, обращаясь к Ним, призываем Их. Говоря: “Господи!”, мы зовем Его. Мы зовем, зовем, а Он не идет к нам – потому что мы несерьезны, потому что не понимаем, что и зачем мы говорим. Ведь Кого мы зовем? Господа Иисуса Христа – Бога, Который пришел на землю с именем Иисус, пришел как Христос – Помазанник Божий, Спаситель. И о чем же мы просим: помилуй мя, грешного! Значит – не дай мне погибнуть. А какому мне, грешному? Мне, грешному, дай милость Твою, я не о других говорю, я о себе говорю: я грешен, я прошу у Господа отпущения своих грехов, милости Его прошу. И если человек молится так, о чужих грехах не думает, не видит их, видит только свои грехи, его молитва доходит до Бога.

Почва духовная в наше время скудная, поэтому и травка-то растет слабенькая, но она растет, понимаете?! И древние подвижники говорили примерно так: “Люди в последние времена не будут достигать тех духовных высот, как мы, но они будут чисты перед Богом, потому что они много стараний будут прилагать в своей духовной жизни и получат то, что будет для них драгоценно, что большим трудом и стараниями достигнуто”.

Божия благодать уже действует в мире, нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять ее. Фаворский Свет, который был явлен ученикам, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время Литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: Свет Христов просвещает всех! А свеча эта взята с Престола, от Евангелия! Это символично: благодать Божия несет нам Самого Христа.

И мы просим: “Приди, Господи, ко мне. Будь в моей душе! Убереги меня от греха. Пойди к соседям и спаси их и ближних наших!” И это соединяет нас со Христом, потому что здесь, в Церкви, мы не просто совершаем некие обряды, не просто что-то от Бога получаем – мы получаем Его Самого. И Бог к нам всегда приходил, приходит и будет приходить, только бы наше сердце было готово Его принять.

“Христианская жизнь”. Клин. 2009

Фото: Екатерина Шеко

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.

  • Главная
  • Благочиние
  • Храмы благочиния
  • Духовенство
  • Новомученики
  • Скорбященский храм
  • История храма
  • О настоятеле
  • Публикации
  • Статьи
  • Вопросы

курсы

  • Полезное
  • &nbspРасписание автобуса

    СОЛНЦЕ ПРАВДЫ

    А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его. и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю.

    А для вас. взойдет Солнце Правды и исцеление в лучах Его

    Ибо вот, придет день, пылающий как печь, тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные, и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф (Мал.4:1-3).

    Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме

    На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:39-41).

    Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12).

    Бог есть свет

    Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине, если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1Ин.1:5-10).

    Ныне явилась правда Божия

    Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, вовремя долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим.3:21-26).

    Он благоволил Солнцу Правды воссиять в омраченном страстями доме души

    Земля, пребывающая сама по себе, остается не способной ни на что, если не получит от земледельцев заботливой обработки, чтобы они очистили ее от всех колючек и терний и положили в ней семена, затем чтобы она приняла дождь с неба, и таким образом, воздухом и солнцем, находящиеся в ней плоды возросли, ибо сама по себе она не может дать совершенные плоды. Или как если бы был дом и было бы от земли все его оборудование, ему нужен свет с неба и солнца, а это не из его естества, чтобы он мог иметь благолепие и красоту осиянием света. Таким же образом и человеческое естество, падшее под грех страстей и ставшее в немощи добродетелей, бессильно себе помочь и избежать насилия страстей, чтобы оно могло воздать Небесному Жениху совершенные плоды добродетелей. Поэтому благоволил благой и человеколюбивый Бог Своею многою добротой даровать нашим душам духовное богатство, то есть Духа Христа, не сущего из нашего естества, ибо мы — создание, а Он несоздан, Своим ведением и художеством соделавшего и возделавшего сердца верных, благоукрасил бы их, всем волением отдавших себя духовному Земледельцу, дабы, приняв дождь благодати с неба, они смогли принести духовные плоды и порождения праведности отдать совершенными Небесному Владыке и тогда унаследовать благословение с неба. Ибо Он благоволил и Солнцу Правды воссиять, Которое не нашего естества, в омраченном страстями доме души, чтобы таким образом и страшную тьму греха она смогла бы обратить в бегство из человеческой личности, и красоту дома души выявить через воссияние духовного и небесного Света, и таким образом могла бы иметь красоту и благолепие и весь распорядок добродетелей посредством Божественного Духа, когда Солнце Правды, не сущее из нашего естества, воссияет в нас, по сказанному: «Дабы вы были причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1:4). Ибо душа, падшая под грех и страшно духами лукавства действием страстей ставшая ожестевшей и горькой, отчужденная от прежнего чистого и блаженного состояния, восприняла страсти зла вопреки своему доброму естеству, что никто не может от нее отнять и восстановить в древнее состояние чистоты, если не нечто чуждое нашего естества, что есть сила Божественного Духа. Потому что, посетившая верную душу, она рассеет всякую жестокость и всякую лукавую и извне проникшую страсть и восстановит в древнее благородство чистоты добродетелей.

    Как чувственные очи видят зримое солнце, так и очами души должно зреть умный Свет Солнца Правды (Мал. 4:2). Как ласточки зимней порой укрываются, не в силах перенести злых ветров и суровой стужи, а весной, когда мягкий и спокойный воздух своим теплом согревает всю землю, они возвращаются, влетают в собственные обиталища, в дома людей, безбоязненно поселяются в них, вьют здесь гнезда, выводят птенцов и наполняют их щебетом своих естественных голосов, — так и Господь, приходя в дома сердец наших, наслаждается покоем и живет там, а когда приходят бури, свирепая зима и тьма, то там светятся лучи Его сладчайшего Солнца, наполняя все, и тогда глубокий мир вселяется в это жилище. Итак, весной, когда тепло солнца приближается к земле и дольше задерживается на ней, земля расцветает и пробуждается вместе со всеми плодами и растениями. Виноградники, дубовые рощи и нивы покрываются свежей зеленью листьев и яркими цветами. Плодоносят и бессловесные животные, они производят на свет из чрева своего детенышей, так рождаются ягнята и появляются чада у прочих тварей с беззлобными и бесхитростными сердцами. И все, что незадолго до этого пребывало в печали и унынии, было неподвижным и бесплодным, преображается и приходит в движение, плодоносит и питается. Ибо земля освобождается от сковывающего ее холода, светится разнообразными растениями и травами; пустынные горы облачаются в свежую зелень, теряя свою дикость, все источники наполняются притоком новой воды, изливая сладостную и прозрачную влагу; всякий род птиц и четвероногих животных радостно и с восторгом преображается в эту приятную и благостную пору и, щедро насыщаемый, ликует.

    Все это суть отображения духовных и мысленных вещей. Ибо бесплоден ум, связанный и скованный ужасным мраком и суровыми ветрами, и сильны помыслы, попавшие в рабство скорби; многие мысли, чуждые естеству, входят в такой ум, и каждая мысль его зла, будучи от сатаны. Но во время посещения (Иер. 10:15) Святого Духа происходит преображение и превращение — ум начинает порождать и плодоносить из земли сердца духовные плоды, а колючие растения, ограды и лукавые бесы расторгаются силой Святого Духа. И само сердце начинает пробуждаться, зачинать небесное семя и возделываться истинным Земледельцем. Многий покой и мир воцаряются там, и блаженны те, которые призреваются и возделываются Святым Духом. Как голуби кружатся около окон и находят там себе гнездо, так и праведные кружатся около славы Тела Христова для обретения упокоения — ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24:28). Господу слава!

    Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Слову Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находящиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, — ибо этот покров есть плотское помышление лукавых мыслей, именуемое Апостолом «смертью», поскольку он говорит: Помышления плотские суть смерть (Рим. 8:6), — таковые анахореты подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедями Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незримом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно различать все вещи, по причине действенной тьмы страстей. Поэтому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их и они смогли точно познать и многообразный и различный вред, причиняемый духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в нетленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, с присущей им истинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14), и блаженный Петр: И мы имеем пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1:19). И в другом месте Писания говорится: И возсияет вам боящымся Господа Солнце Правды, и изцеление в крилех Его (Мал. 4:2).

    А смешавшиеся с миром этим кажутся людьми, блуждающими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, — ни малейшего мерцания звезды не пробивается через этот мрак, то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слепцов. Целиком слившись в объятиях с материальными вещами, они не ведают страха Божия, не исполняют заповеди, и не творят никаких добрых дел, но, вводимые в заблуждение напрасными тяжкими хлопотами, предаются тщете мира. Наоборот, живущие по заповедям Божиим словно озаряются мерцанием звезд пребывая в вере и страхе Божием, они не погружаются целиком во мрак и темноту ночи, а поэтому и могут иметь надежду на спасение.

    На твер­ди сер­дца их са­мо Сол­нце Прав­ды взош­ло в си­янии лу­чей сво­их

    В ду­шев­ном че­лове­ке жи­вет страх. Не ду­ма­ет он об от­но­сящем­ся к те­лу – о смер­ти его, о скор­би его, о бла­гах его, о злос­тра­дани­ях его, – но лег­ко при­нима­ет он это ра­ди гря­дущих благ. Ибо по­ис­ти­не он ра­зумен, впро­чем, об­ла­да­ет он толь­ко тем, что от­но­сит­ся к ду­ше, то есть неп­рестан­ной мыслью о вос­кре­сении из мер­твых. Ду­хов­но­му же че­лове­ку нич­то из это­го не свой­ствен­но, но пре­быва­ет он в зна­нии и в ра­дос­ти бо­жес­твен­ной, ибо сде­лал­ся он сы­ном Бо­жи­им и при­час­тни­ком тай­ны Бо­жи­ей. Из это­го по­нима­ет че­ловек ме­ру зна­ния сво­его и под­вижни­чес­тва сво­его, а имен­но из тех дви­жений, ко­торые воз­ни­ка­ют в нем пос­то­ян­но, по­ка пре­быва­ет он в под­ви­гах сво­их и в зна­нии сво­ем в те­чение крат­ко­го сро­ка зем­ной жиз­ни сво­ей. Ибо бы­ва­ет так­же, что че­ловек в под­ви­гах сво­их и в зна­нии сво­ем ос­та­вил те­лес­ность, но еще не дос­тиг ду­шев­но­го уров­ня, ко­торый есть со­вер­шенное по­ка­яние и со­вер­шенс­тво стра­ха Бо­жия. Тог­да с обе­их сто­рон воз­ни­ка­ют в нем по­мыс­лы. Ибо весь­ма ма­лочис­ленны те, кто удос­то­ил­ся пол­но­ты ду­шев­но­го уров­ня. Это – вер­ши­на по­ка­яния. Это об­раз жиз­ни, ко­торым об­ла­да­ет ка­фоли­чес­кая Ма­терь на­ша.

    Бы­ва­ет, опять же, что усо­вер­шенс­тво­вал­ся че­ловек в ду­шев­ном де­лании, но еще не во­шел в ду­хов­ный об­раз жиз­ни, и лишь нем­но­гое из пос­ледне­го на­чало про­буж­дать­ся в нем. По­ка во всем под­вижни­чес­тве сво­ем он еще на ду­шев­ном уров­не, иног­да слу­ча­ет­ся, что не­кие ду­хов­ные дви­жения вре­мя от вре­мени воз­ни­ка­ют в нем не­раз­ли­чимо, и на­чина­ет он ощу­щать в ду­ше сво­ей ра­дость и сок­ро­вен­ное уте­шение: по­доб­но не­ко­ей вспы­хива­ющей мол­нии, ес­ли умес­тно та­кое срав­не­ние, не­кие та­инс­твен­ные проз­ре­ния воз­ни­ка­ют и воз­бужда­ют­ся в ра­зуме его. И тот­час сер­дце его взры­ва­ет­ся ра­достью. Да­же ес­ли это скры­ва­ет­ся и от­ни­ма­ет­ся от не­го, яс­но, что ра­зум его ос­та­ет­ся ис­полнен­ным на­деж­ды. Знаю че­лове­ка по со­седс­тву, ко­торый ощу­ща­ет вкус этих вспы­шек мол­ний. Но, хо­тя та­инс­твен­ное проз­ре­ние мгно­вен­но про­носит­ся че­рез ра­зум его и уда­ля­ет­ся, тем не менее, вспыш­ка ра­дос­ти от это­го проз­ре­ния и вкус его длят­ся дол­го, и ти­шина, про­ис­хо­дящая от это­го, спус­тя дол­гое вре­мя пос­ле то­го, как это ухо­дит, бы­ва­ет раз­ли­та в мыш­ле­нии его так­же и сос­то­яние те­ла и чле­нов те­ла ста­новит­ся мир­ным, и ощу­ща­ют они ве­ликое от­дохно­вение, а ра­дость нас­лажде­ния этим чу­дом от­ме­чена в выс­ший мо­мент на мыс­ленных ус­тах его. При та­ких пе­режи­вани­ях не­дол­го тре­бу­ет­ся че­лове­ку, что­бы през­реть вре­мен­ный мир, а уте­шению на­деж­ды на гря­дущее – что­бы прий­ти к уто­мив­ше­муся стран­ни­ку. Это слу­жит для не­го ука­зани­ем, что­бы он не свер­нул на путь страс­тной жиз­ни, ибо с этих пор нет у не­го дру­гой на­деж­ды, кро­ме этой.

    Мно­го ко­раб­лей сби­лось с пу­ти в этом оке­ане. Хо­тя уша­ми они слы­шат и ус­та­ми чи­та­ют, си­лы зна­ния этой на­деж­ды не кос­ну­лись они да­же кон­чи­ком ми­зин­ца. По этой при­чине, нес­мотря на тяж­кие и тру­до­ем­кие тру­ды кор­мчих сво­их и нес­мотря на вос­хи­титель­ное зна­ние свое, не мо­гут они в на­мере­нии сво­ем през­реть мир сей, что оз­на­ча­ет умерщ­вле­ние че­лове­ком сер­дца пос­редс­твом сми­рения и са­мозаб­ве­ния. Не сле­ду­ет нам во­об­ра­жать, буд­то в той ма­лой час­ти­це, о ко­торой мы го­вори­ли, и зак­лю­ча­ет­ся дар Гос­по­да на­шего. Ибо есть, опять же, та­кие лю­ди, ко­торые не толь­ко та­ким мол­ни­епо­доб­ным об­ра­зом вку­ша­ют от ис­тинных тайн, но на твер­ди сер­дца их са­мо Сол­нце Прав­ды взош­ло в си­янии лу­чей сво­их. “В чис­том сер­дце за­печат­ле­лось но­вое не­бо, яв­ле­ние ко­торо­го есть свет, и мес­то ко­торо­го – ду­хов­но”. Оче­вид­но, что ес­ли сер­дце спо­доби­лось сде­лать­ся мес­том не­ба для Гос­по­да, удос­то­илось оно вер­ши­ны вся­кого со­зер­ца­ния в ви­дении от­кро­вения. И это, ко­неч­но же, не на мгно­вение, как у тех, о ко­торых го­вори­лось ра­нее, и не сим­во­личес­ки, но длит­ся это ча­сами – и да­же не толь­ко ча­сами, но и дня­ми. Под­твержде­ние это­му мож­но най­ти в по­вес­тво­вани­ях, пос­вя­щен­ных От­цам.

    Что же ка­са­ет­ся ме­ня, у ко­торо­го ра­ны за­раже­ны и гно­ят­ся, мо­лю Те­бя, Гос­по­ди, да­руй мне вос­при­нять об­раз по­ка­яния в ду­ше мо­ей, что­бы, ког­да ру­ки мои прос­ти­ра­ют­ся к ми­лос­ти Тво­ей и ког­да си­жу я у врат бла­года­ти Тво­ей, удос­то­ил­ся я той на­деж­ды, ко­торую по­луча­ют от Те­бя ис­тинно ка­ющи­еся. Удос­той, Гос­по­ди, ра­ба Тво­его сле­зами из очей его на вся­кий миг смы­вать сквер­ну дел его с ду­ши его, да­бы, пос­то­ян­но при­нимая по­мощь Твою в не­мощи по­мыс­лов его, по­лучил он, по бла­года­ти, дос­туп ко спа­сению. Аминь.

    Светило умное – Солнце правды

    Ибо, как для того, чтобы видеть видимые твари, потребен чувственный свет, так и для того, чтоб видеть мысленные вещи, потребен свет умный. Почему есть два светила, которые светят: светило чувственное и видимое – солнце, дающее свет для очей телесных, чтоб видели чувственное и видимое, и светило умное – Солнце правды, Господь наш Иисус Христос, подающий свет умным очам душевным, чтоб мысленно видели мысленное и невидимое. И как, если не воссияет сие чувственное солнце, нельзя видеть, где гладкие и ровные места, где чистые пути, так и если не воссияет умное наше Солнце, нельзя видеть стремнин зла и ровных путей правды, красящихся повелениями Божиими.

    Посему, если какой христианин идет путем зла и делает все одни злые дела, или большею частию злые, таковый еще не сделался христианином, ибо христианин, как только окрестится, тотчас исполняется божественным светом, почему есть и именуется просвещенным. Просвещенный идет при свете и видит стремнины и преткновения, а кто не видит их, значит, не имеет света, не просвещен: как же можно почесть его христианином? Если он и говорит, что видит, то лжет. Если б видел, не падал бы в пропасти зла. Видит и он, но видит, как непросвещенные, то есть некрещеные. Ибо и эти различают добро от зла, и, однако ж, не избегают зла, потому что не видят ясно, в чем главным образом состоит добро и в чем главным образом состоит зло. Таким образом, кто не видит ясно и несмутно, что добро и что зло, тот еще не христианин.

    Да восподвизается же таковый в стенаниях, слезах и пощениях, в покаянии и молитве прийти к истинному и совершенному Свету, просвещающему всякого человека, грядущего в мир добродетелей, чтоб Он, уврачевав умные очи его и укрепив естественные силы души, дал ему возможность право видеть благую, угодную и совершенную волю Божию и исполнять ее с великою готовностию и теплым желанием. И вообще, которые не чувствуют умно богодейственной силы, приемлемой в купели святого Крещения, которая именуется и есть баня пакибытия, истинного обновления и всецелого воссоздания падшего естества нашего, таковым потребно взыскать святых и просветительных мужей духовных, сделать им чистосердное исповедание, упросить их, чтобы научили их, что им должно знать и что делать как христианам, принять от них молитву (разрешительную на исповеди) и благословение с возложением честных рук их, и таким образом восприять опять Божественную благодать обновления. Ибо если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть уврачевано и укреплено, чтоб быть гожим на служение, потому что пока что больно, дотоле оно ни к чему не гоже.

    От незнания того, о чем мы теперь говорили, многие христиане, несмотря на то, что в великих подвизаются подвигах, все еще остаются немощными и больными и, выходит, трудятся напрасно. Многие так и умирают неисправленными и неуврачеванными, и там, конечно, должны бывают испытывать огнь вечного осуждения, от коего да избавимся все мы благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки. Аминь.

    К сидящим во тьме – Солнце правды

    Что воздадим мы Господу за все, что Он воздал нам? Ради нас – Бог среди людей. Ради истлевшего естества – Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1:14). Благодетель – к неблагодарным. Избавитель – к плененным, к сидящим во тьме – Солнце правды, на кресте – Бесстрастный, во аде – Свет, в смерти – Жизнь, воскресение – ради падших. Воззовем к Нему: Боже наш, слава Тебе! И Иоанн Дамаскин (говорит): ужаснулось о сем небо и удивились концы земли – Бог явился людям телесно и чрево Твое сделалось пространнейшим небес, потому Тебя, Богородица, чины Ангелов и людей величают. И еще: устрашился всякий слух неизреченного снисхождения Божиего. Вышний добровольно снизшел даже до плоти и из Девического чрева сделался Человеком, потому Пречистую Богородицу верные возвеличим! Приидите, покоритесь мне народы, взойдем на святую, превысшую небес гору, невещественно станем во граде Бога живого и увидим умом невещественное Божество Отца и Духа, во Единородном Сыне блистающее. Ты усладил меня любовию, Христе, и изменил меня Божественным стремлением к Тебе, но попали невещественным огнем грехи мои и удостой насытиться наслаждением в Тебе, чтобы ликуя, возвеличил я два пришествия Твои, Благий! – Весь Ты, Спаситель, сладость, весь желание и любовь, поистине ненасыщаемая, весь – красота неизреченная!

    Никто из людей, оскверняющих себя житейскими делами, не может видеть Солнца правды

    Никто из людей, пресмыкающихся долу и зарывающих себя в землю, не может видеть солнечного света; никто из людей, оскверняющих себя житейскими делами, не может видеть Солнца правды, Оно не является никому, кто предается такой жизни. Отрезвись же хотя нисколько, восстань из этой пучины, из пропасти житейской, если хочешь увидать Солнце, если хочешь сподобиться Его пришествия. Если ты сподобишься пришествия Его ныне, то будешь с великим дерзновением взирать на Него тогда. Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтобы он не поразил тебя и не низринул; пусть не будет у тебя тьмы и сердца каменного, чтобы не разбился об него корабль твой; пусть не будет в тебе никакого лукавства; подводные камни производят самые страшные кораблекрушения. Не питай в себе диких зверей, – разумею страсти, потому что они лютее диких зверей; не полагайся на вещи скоропреходящие, подобно текучей воде, чтобы тебе стоять твердо.

    Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова

    И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец.

    Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды, Оно есть слава и его светило (Ис. 60:19), в свете которого пойдут спасенные народы.

    Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем, а ночи там не будет.

    Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.

    И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

    Слава и честь народов означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6:14).

    Когда Незаходимое Солнце правды – Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его – святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: идет за мною Сильнейший меня(Мрк.1:7).

    Из Евангелия светит Солнце Правды — Бог

    Книга природы освещена видимым, величественным исполином, огромным и лучезарным — Солнцем, в Евангелии и из Евангелия светит Солнце Правды — Бог, смирившийся до вочеловечения, до яслей и вертепа, до казни преступников, Перворожденный из мертвых, Отец будущего века, Спаситель наш, Господь Иисус Христос. Слепец не может быть зрителем чудес природы: омраченный грехом, раб мира и миродержца не может познать Христа и Его святого Евангелия. Свет во тме светится, и тма Его не объят. Всяк бо делали злая, ненавидит Света, и не приходит к Свету. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (Ин.1:5; 3:20,36; 1Ин.2:23).

    Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние христианства наших времен. Светит то же Солнце Правды Христос, Он испускает те же лучи, но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь в косвенном, скользящем направлении. Лучи Солнца Правды, Христа — Дух Святый: «Свет и податель Света человекам, Имже Отец познавается, и Сын прославляется и от всех познавается» (Стихира на вечерне святой Пятидесятницы).

    Не прямо на человеков ниспадают ныне лучи Солнца Правды! По причине усиления вещественной, плотской жизни, редко, редко обретается на земле живой сосуд Святаго Духа. Сердца человеков соделались неспособными по нечистоте своей к непосредственному приятию и ношению письмен Его, к этому соделалось способнее сердец, нерукотворенных скрижалей, вещество безжизненное, по крайней мере не оскверненное грехом. Где ныне почивают слова Духа? — В книгах Священного Писания и святых угодников Божиих, в книгах, написанных по внушению и под влиянием Святаго Духа. Дух Святый сообщал избранным Своим различные дарования духовные, назначал им различные служения. Иных помазал на пророчество, других на апостольство, иных на пастырство и учительство, других на мученичество за Христа, иных на очищение себя Христу подвигами иноческими. Различны дарования, различны служения, но начало, источник — один: Дух Святый, наделяющий каждого дарованием, назначающий каждому служение по Своей воле и власти, как Бог. И книги святых Божиих написаны при различных дарованиях Духа сосудами Духа, имевшими различное служение, — написаны все или по внушению, или под влиянием Святаго Духа. Святый Дух уже отсюда являет степень славы своих живых храмов, из иного блистая светлее, из другого сияя умереннее. Как звезды видимой, небесной тверди разнствуют (1Кор.15:42) одна от другой в славе, так разнообразно и духовное преуспеяние святых Божиих, сияющих на небе Церковном. Их духовному преуспеянию сообразен и свет, который издают из себя написанные ими книги: но все они — на небе, все они издают свет, благоухание Святаго Духа. И эти-то книги — свет лучей закатывающегося Солнца Правды, назначенный всеблагим Богом для освещения последних часов дня христианского.

    Они светозарные, умные лучи вечного Солнца правды – Бога

    Как в вещественном мире Господь благотворит нам чрез солнце, освещая и согревая нас и землю со всем наполнением ее, чрез воздух, воду, растения, животных, – так и в духовном мире Господь, благотворя нам непосредственно, – просвещая умы и сердца наши, заступая, спасая, милуя и сохраняя Своею благодатью (впрочем, и тут чрез священнослужителей), благотворит нам больше посредством Своих слуг, Ангелов, называемых служебными духами, посредством святых Своих и в особенности чрез посредство высшей всякой твари, Пречистой Матери Своей, чрез патриархов, пророков, Апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых. Эти святые существа – слуги Божии для нашего спасения. Не вси ли суть служебные духи, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение [Евр. 1:14]? Они светозарные, умные лучи вечного Солнца правды – Бога. Как же нам не призывать в помощь и в предстательство о себе эти благие существа, от Самого Господа получившие благодать – служить нашему спасению? Как остаться без должного благоговения и признательности к ним? – Собразно ли это с законами даже человеческого общежития и приличия?

  • Оценка 4.2 проголосовавших: 143
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here