Молитва святая олимпиада

Чудотворные слова: молитва святая олимпиада в полном описании из всех найденных нами источников.

Святая Олимпиада диаконисса

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое служение блаженная проходила честно и непорочно.

Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.

Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.

Патриарх Александрийский Феофил (385-412), прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.

После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города.

Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.

Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело ее в деревянный ковчег и бросить его в море: “Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое”, – сказала святая. Епископ выполнил повеление святой Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при Патриархе Сергии (610-638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и подавались исцеления.

Молитва святая олимпиада

Родиной святой Олимпиады, названной так в честь своей матери, был Царьград, где жили ее известные и знатные родители. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать ее была дочерью того знаменитого епарха Евлавия, который упоминается в рассказе о чудесах святителя Христова Николая и который в царствование Константина Великого был первым лицом после царя. Олимпиада, дочь Евлавия, сначала была обручена с младшим сыном Константина Констою, который после отца царствовал в древнем Риме; но он был убит до брака, а она была выдана за Арсака, царя армянского, с которым недолго пожила и овдовела, тогда Олимпиада вышла замуж за вышеназванного сенатора Анисия Секунда и родила святую Олимпиаду, которая еще не достигла совершеннолетия, как родители уже обручили ее с благородным юношей, сыном епарха Невридия; самый же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев, жених умер, и осталась Олимпиада девицей и в то же время вдовою; она не захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.

2. Византийский император, между прочим, носил титул “епископа внешних дел церкви”; слово епископ в переводе с греческого значит надсмотрщик, наблюдатель, надзиратель.

3. Т.е. заботами о спасении души.

4. Патриарх Константинопольский 381-397 гг.

5. Диакониссы были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам (16:1) упоминает о Фиве, бывшей “служительницею церкви Кенхрейской”; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., пр19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав, 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь “верные и благоговейные, бывшие замужем только один рай” (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, – посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей.

6. Житие 13 ноября.

7. Кизик находился на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе.

8. Никомидия – город в области Вифинии на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. Св. Олимпиада была заточена в Никомидии в 405 г.

9. От св. Иоанна Златоуста дошли 17 писем к Олимпиаде.

10. Около 409 года, 25 июля.

11. Сергий – первый патриарх этого имени в Константинополе в 610-638 гг.

Преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская

Содержимое

Преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская (в миру Ольга Васильевна Стригалева) родилась в 1771 году в Костроме.

Ее семья принадлежала к богатому купеческому роду. Отец и мать будущей святой вели благочестивую жизнь и жертвовали большие суммы на благотворительность. Неудивительно, что маленькая Оленька с самого раннего детства мечтала посвятить себя Богу. Находясь под большим впечатлением от часто читаемых в семье Четьих Миней, она вместе с родной сестрой Феклой тоже пыталась «подвижничать»: молилась по ночам или подолгу стояла босиком на снегу в зимнем саду, «умерщвляя плоть».

В 19 лет Ольга тайно пишет письмо схимонахине Марфе, настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины, с просьбой принять ее в число сестер. Текст послания не дошел до нас, но сохранился ответ Марфы. Хваля желание девицы, она говорит:

«Письмо твое я получила, через которое усматриваю, что совет мой вам приятен, чтоб в девстве жизнь свою провождать… Когда замуж сама не пожелаешь, и родители тебя к тому принудить не могут. Так, конечно, тебе, мой друг, советую не налагать на себя оковы сии нерешимые, а свободной быти идти в путь Божий.

Почитайте Феодосия Печерского, как матушка его вооружалась на него и неоднократно гналась за ним и, бьющи, домой приводила связанного.

В мире столь опасно мешкать, которыя хотят уневеститься Христу, что я Вам и описать не могу, как нечувствительно можем ту искру погасить, которую Бог по своему человеколюбию, возжигает в нас».

Воодушевленная согласием схимонахини, Ольга убегает из дома в Алексеевскую обитель и скрывается там под видом странницы. Но через некоторое время настоятельница убеждает ее вернуться, и сама привозит девицу домой. Однако решение дочери уйти в монастырь было столь непреклонным, что через несколько месяцев родители все же отпускают ее в Алексеевскую общину, дав свое благословение.

В монастыре Ольга показывает такой пример послушания, что уже через два года ее постригают в монашество с именем Олимпиада, а еще через несколько лет посвящают в схиму с тем же именем. Проходят годы духовного труда, и в 1813 году, после смерти настоятельницы Марфы, сестры единогласно выбирают Олимпиаду начальницей. Она воспринимает это как личную трагедию и умоляет сестер выбрать кого-то иного. С неохотой община ставит настоятельницей другую монахиню, но она умирает через полтора месяца. Казалось бы, сам Господь велел Олимпиаде принять новое назначение. Но – дивен Бог во святых Своих! Логику святости подчас трудно понять. Олимпиада закрывается в кельи и объявляет… голодовку. До тех пор, пока не будет выбрана другая настоятельница.

С какой же стороны приходит разрешение проблемы? С той же, с которой она и пришла – со стороны святости. Дело решает другая святая, местная юродивая по имени Елена. Она пишет Олимпиаде записку следующего содержания: «Иисус Христа Алена (то есть она, блаженная Елена) слова говорит: “Прийдите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы, возмите иго мое на ся и научитеся от мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Ибо иго мое благо и бремя мое легкоˮ, – Спасителя моего слова 1813 года 21 апреля писано».

Записка от блаженной меняет ситуацию – Олимпиада соглашается на игуменство.

Настоятельское послушание тяжелым крестом легло на нее, в немногие годы отняв здоровье и силы – но вместе с тем именно с настоятельства Олимпиады началось настоящее преображение обители. Была воздвигнута новая церковь, построены больничный корпус с храмом, несколько каменных хозяйственных зданий, колодец с водопроводной машиной. У монастыря впервые появились участки земли для огородов. Однако прежде всего матушка занималась духовным устроением общины. Об этом может свидетельствовать тот факт, что, когда при плохом самочувствии Олимпиада не могла лично наставлять сестер, она писала послания для чтения вслух всему сестричеству. Например, такие строки: «Верьте, любезные мои, что в вас моя радость, в вас мои слёзы, от вас моё спасение, от вас и погибель. Сознаюсь, что моей отрадой и утешением суть те, которые внимают спасению своему, стараются о соблюдении правил общежития… а о нерадивых одною болезнью снедается сердце».

Шло время, обитель процветала, но матушка болела все больше и больше. О том, какие муки терпела святая от болезни, писала она сама в одном из писем: «Я не могу выразить вполне моих чувств по нестерпимой жестокой болезни, не имея ни одного состава в теле, который не доставлял бы мне сильного страдания, так что по несколько часов крича, жажду смерти, но её нет! Все молятся о мне грешной, прося помощи от Бога; и я несколько недель выдерживаю мучения, прося Бога и Его Пречистую Матерь; но за всем тем, видно, не угодно Его Провидению дать мне отраду: от сильного страдания часто лишаюсь рассудка».

Здесь самое время сказать об еще одной важной стороне духовной жизни подвижницы. С самого детства она имела особенную любовь к Киево-Печерской Лавре и ее угодникам. Интересно, что еще схимонахиня Марфа в письме к девятнадцатилетней Ольге просила ее держать в памяти житие прп. Феодосия Печерского. Левый придел новой каменной церкви, выстроенной Олимпиадой, был освящен в честь чудотворцев Киево-Печерских. Преподобные Антоний и Феодосий не раз являлись святой во сне и говорили: «Мы тебя от себя не отпустим». Матушка с большим доверием относилась к известной молитве преподобного Феодосия, в которой он испрашивал у Бога Царствия Небесного для тех, кто будет погребен на территории Киево-Печерской Лавры.

В год смерти Олимпиаде было особенное видение. Во сне она увидела себя перенесенной в Киево-Печерский храм и поставленной там среди сонма преподобных. Святые шли в алтарь через отверстые Царские врата, а у самих врат стояли преподобные Антоний и Феодосий. Олимпиада испугалась вида святых и хотела отойти к западным дверям храма, но стоявшие сзади преподобные подвинули ее к Царским вратам, а затем и к алтарю. Антоний и Феодосий благословили ее и ласково сказали: «Мы ждем тебя сюда к нам».

Поэтому совсем неудивительно, что в 1828 году святая, почувствовав приближающуюся кончину, пожелала ехать в Киев. Она уже настолько ослабела от болезни, что в карету ее заносили на руках. По приезде в былую столицу древней Руси матушка почувствовала в себе некоторые силы для того, чтобы быть на Всенощной, причаститься утром Святых Христовых Тайн и помолиться в Ближних пещерах. До Дальних пещер она уже не смогла дойти. Болезнь снова взяла верх, и последние три недели жизни Арзамасская настоятельница провела уже в съемной квартире недалеко от Лавры. 6 августа 1828 года она скончалась, перед этим соборовавшись и причастившись.

Но что же с желанием схимонахини быть похороненной в Лавре? В то время существовало правило, согласно которому на территории Лавры не только не хоронили женщин, но даже саму братию монастыря погребали в Китаевой пустыни. Однако и тут печерские преподобные все устроили: по личному благословению Киевского Митрополита Евгения святая Олимпиада была похоронена возле Дальних пещер, у лаврского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Некий купец Киселев, помогавший Арзамасской настоятельнице строить храм, пожертвовал деньги на чугунную плиту и ограду.

Шли годы. Вместе с ними вершилась и беспокойная история Руси. Могилка схимонахини Олимпиады была безмолвным свидетелем многих событий, сотрясших вскоре Церковь и государство. Орошался камень надгробной плиты слезами последних монахинь разрушенного Арзамасского монастыря, приходивших помолиться перед местом упокоения их славной настоятельницы. За эти страшные годы лаврское кладбище возле академического храма обветшало. Сколько труда нужно было, чтобы определить точные места всех могил, найти в архивах сведения о всех захоронениях, восстановить кресты и надгробия, обновить памятные надписи, вывезти мусор, насадить цветы и превратить кладбище в один из самых живописных уголков монастыря, знают только смиренные иноческие сердца, вложившие столько любви, сил, и молитв в возрождение святого места.

Вместе с другими могилами была восстановлена и могила схимонахини Олимпиады Арзамасской. Одним из монахов, занимавшихся обновлением кладбища, был будущий епископ Фастовский Дамиан, тогда еще игумен. Прочитав надпись на плите, он заинтересовался житием схимонахини Олимпиады. Ознакомившись с историей ее жизни, игумен Дамиан был поражен рассказом о видении, в котором киевские преподобные принимали схимонахиню в свой сонм.

Все это произвело тогда впечатление на о. Дамиана. Прошло некоторое время. Кропотливые исследования подвига схимонахини Олимпиады, соединенные с постоянным размышлением о ее житии, да и духовное влечение собственного сердца заставили монаха, уже будучи в сане архимандрита и наместника Киевского Свято-Введенского монастыря, подать рапорт Блаженнейшему Владимиру и Синоду УПЦ о канонизации арзамасской праведницы.

8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира принял постановление о канонизации Олимпиады Арзамасской в лике преподобных. Было решено совершить прославление схимонахини Олимпиады вместе с прославлением другой монахини – Димитры (Егоровой), основательницы Киевского Введенского монастыря, который изначально был женской общиной.

8 ноября 2008 года, в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, в Введенском монастыре состоялся чин канонизации двух подвижниц. Схимонахиня Олимпиада была прославлена как местночтимая святая в лике преподобных. День ее отшествия ко Господу был определен как день ее церковной памяти.

Так исполнилась воля преподобных отцов Киево-Печерских, пожелавших иметь среди сонма своего и схимонахиню Олимпиаду. Конечно же, церковная канонизация только подтверждает уже свершившийся факт, ведь святая Олимпиада снискала благоволение Божие еще при жизни и душа ее, несомненно, была принята Антонием и Феодосием в самый час отхода ее из тела.

Сразу после канонизации умножились случаи чудесной помощи страждущим, помолившимся у мощей Олимпиады. Вот лишь один из многих случаев, изложенный самим исцелившимся. Пишет р. Б. Александр:

«Описываю с благодарностью происшедшее со мной. Впоследствии болезни у меня были проблемы с шейными позвонками. В них образовались соли, и я ощущал сильный дискомфорт. Для того чтоб облегчить боль, приходилось каждые несколько минут поворачивать шею. Было неудобно перед людьми. Некоторые делали замечания.

Однажды я посетил Свято-Введенский монастырь. Приложившись к мощам прп. Олимпиады Арзамасской, я услышал хруст в отделении шеи. Только выйдя из монастыря на улицу, осознал, что боли нет. Вернувшись в монастырь, приложился снова к мощам, уже с благодарностью. Через несколько месяцев болезнь полностью исчезла. Теперь я постоянно посещаю Свято-Введенский монастырь» (документ из архива Свято-Введенского монастыря от 04.11.2012).

Сотни, а может быть, и тысячи таких случаев известны среди насельников монастыря и постоянных прихожан монастырского храма. Поэтому перед ракой с мощами прп. Олимпиады всегда можно видеть молящихся людей. К пустому колодцу, как известно, за водой не ходят.

Впрочем, православный народ любит святых не только за чудеса. Мы любим их за то, что они есть. За их духовную красоту. За их великую любовь к Богу. За их подвиги, которые вдохновляют и нас жить, работать, молиться.

Житие преподобной схимонахини – это история, которую прежде всего необходимо знать каждому киевлянину. Шутка ли, читатель! Олимпиада, родившаяся и выросшая в Костроме, принявшая монашество в Арзамасе, похоронившая там свою духовную мать и принявшая от нее бремя настоятельства, проведшая всю жизнь в Арзамасской обители, носит в груди такую любовь к Киево-Печерским угодникам, что ей являются сами основатели Киевской Лавры и зовут ее к себе! И она, смертельно больная, оставляет свое земную родину, предпринимает тяжелейшее путешествие, чтобы умереть в Киеве и быть похороненной в Лавре.

Святая преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская, моли Бога о нас!

Статистика просмотров

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Нижнее меню

Просмотров сегодня: 577

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Молитва святая олимпиада

Родиной святой Олимпиады, названной так в честь своей матери, был Царьград, где жили ее известные и знатные родители. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать ее была дочерью того знаменитого епарха Евлавия, который упоминается в рассказе о чудесах святителя Христова Николая и который в царствование Константина Великого был первым лицом после царя. Олимпиада, дочь Евлавия, сначала была обручена с младшим сыном Константина Констою, который после отца царствовал в древнем Риме; но он был убит до брака, а она была выдана за Арсака, царя армянского, с которым недолго пожила и овдовела, тогда Олимпиада вышла замуж за вышеназванного сенатора Анисия Секунда и родила святую Олимпиаду, которая еще не достигла совершеннолетия, как родители уже обручили ее с благородным юношей, сыном епарха Невридия; самый же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев, жених умер, и осталась Олимпиада девицей и в то же время вдовою; она не захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.

По смерти своих родителей, Олимпиада осталась наследницей великих богатств и бесчисленного имения; всё это она посвятила Богу и стала раздавать цедрою рукою нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она щедрую милостыню также и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение; так по многим местам распространялась ее щедрость. Сама же она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу.

В то время царствовал Феодосий Великий [1], отец Аркадия и Гонория; у него был один родственник, по имени Елпидий, за которого он желал выдать блаженную Олимпиаду, молодую и красивую, но она не хотела. Царь обращался к ней с просьбами, всячески стараясь уговорить ее выйти замуж за его родственника Елпидия, но она никак не соглашалась, не смотря на то, что ей грозили, и она знала, что царь разгневался. Она послала царю такой ответ:

– Государь! если б Бог хотел, чтоб я была замужем, то не взял бы у меня моего первого мужа; но, так как Он знал, что не на пользу мне в этой жизни быть замужем, то освободил мужа от совместной жизни со мною, а меня избавил от тяжелого ига мужней власти и Свое благое иго (ср. Мф.11:30) положил на мои помыслы.

Царь разгневался и приказал начальнику города отнять у нее всё ее имение и хранить его, пока Олимпиаде не минет тридцать лет от роду. Начальник не столько по царскому приказанию, сколько по наговору Елпидия, так обижал и стеснял ее, что она не только в имуществе своем, а даже и в себе самой не была властна: он не позволял ей ни беседовать с богоугодными святителями, ни посещать церковь, добиваясь чтоб с тоски она пошла замуж, но Олимпиада радовалась и благодарила Бога. Через несколько времени она написала царю следующее:

– Ты оказал мне, владыка, царскую милость и поступил истинно по епископски [2], приказав другому заботиться и беречь мое бремя, о котором я заботилась сама; еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквам, нищим и недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая не сама, и тогда не буду пренебрегать настоящим своим богатством [3], свободная от забот о богатствах земных и скоро погибающих.

Царь прочел ее письмо и, размыслив сам с собою, позволил ей опять владеть своим имением: он наслышался о ее добродетельной и богоугодной жизни, о великом ее воздержании и жестоком умерщвлении тела. Действительно, она совсем не ела мяса, не ходила в баню; если же нужда ее заставляла, по нездоровью, вымыться, то она в одной рубашке садилась в ванну с теплой водой и мылась не раздеваясь, так как она стыдилась не только служанок, но и самой себя и не хотела видеть своего нагого тела.

Когда ни в чем неповинного святого Иоанна Златоуста несправедливо свергли с престола, блаженная Олимпиада горько плакала об этом вместе с другими диакониссами. Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диакониссами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им:

– Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Сто против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли, или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!

Они же, обливаясь слезами, упали ниц перед ним; и отправился святой в путь к месту своего заточения.

После его изгнания загорелась соборная церковь; и не малая честь города выгорела; поэтому все сторонники святого Иоанна, неповинные, допрашивались начальником города об этом пожаре: предполагалось, что они подожгли церковь; тогда пострадала и святая Олимпиада, как будто бы и она была виновна в том поджоге; ее приводили на суд и сурово допрашивали (начальник был жесток и бессердечен). Хотя и не нашлось за ней никакой вины, однако он несправедливо присудил Олимпиаду уплатить большое количество золота за поджог, в котором она не была виновна.

После этого святая покинул Царьград и отправилась в Кизик [7]; однако враги не оставили ее в покое и там; ее осудили на изгнание и заточили в Никомидию [8]; узнав об этом, святой Иоанн Златоуст написал ей из своего заточения послание, утешая ее в ее скорби [9]. Пробыв долгое время в заточении и претерпев много горя, блаженная преставилась [10] ко Господу. После кончины, когда ее честное тело не было еще погребено, святая явилась во сне епископу никомидийскому и сказала:

– Положи мое тело в деревянный ковчег и брось в море; куда выбросит его на берег волнами, там и пусть будет оно погребено.

Епископ так и сделал. Ковчег выбросило волнами на сушу в местности близ Царьграда, называемой Врохти, где была церковь святого Апостола Фомы. Местным жителям было извещение от Бога о теле святой Олимпиады; они вышли на берег, нашли ковчег и положили его в церкви Апостола. И стали подаваться исцеления от всяких болезней. Спустя много лет напали на это место варвары, сожгли церковь, а святые мощи, оставшиеся невредимыми от огня, хотя ковчег и сгорел, бросили в море; и сделалась вода кровавою в том месте, куда были брошены мощи: так Бог возвещал о страдании рабы Своей. Но чудотворные мощи опять были взяты из моря верными. Узнав об этом, патриарх цареградский Сергий [11] послал пресвитера Иоанна, приказав принести их с честью в Царьград. Когда пресвитер прибыл на то место и поднял святые мощи, множество крови вытекло из них: и весьма дивились все, как через двести лет течет кровь из сухих костей, словно из живого тела. Так перенесены были эти святые и чудотворные мощи в царствующий город и положены в девичьем монастыре, который основала святая Олимпиада; и много было чудес от святых ее мощей: исцелялись всякие болезни, и изгонялись бесы молитвами святой Олимпиады и благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духам честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тот же день успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. (Житие ее, вместе с прав. Иоакимом, см. 9 сентября).

В тот же день преставление преподобного Макария Желтоводского в 1444 г.

  1. Император 379-395 гг. ^
  2. Византийский император, между прочим, носил титул «епископа внешних дел церкви»; слово епископ в переводе с греческого значит надсмотрщик, наблюдатель, надзиратель ^
  3. Т.е. заботами о спасении души ^
  4. Патриарх Константинопольский 381-397 гг. ^
  5. Диакониссы были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам (16:1) упоминает о Фиве, бывшей «служительницею церкви Кенхрейской»; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., пр19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав, 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь «верные и благоговейные, бывшие замужем только один рай» (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, – посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей ^
  6. Житие 13 ноября ^
  7. Кизик находился на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе ^
  8. Никомидия – город в области Вифинии на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. Св. Олимпиада была заточена в Никомидии в 405 г. ^
  9. От св. Иоанна Златоуста дошли 17 писем к Олимпиаде ^
  10. Около 409 года, 25 июля ^
  11. Сергий – первый патриарх этого имени в Константинополе в 610-638 гг. ^

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here