Молитва святой соломонии

Чудотворные слова: молитва святой соломонии в полном описании из всех найденных нами источников.

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии – стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар

Соломония мать семи мучеников Маккавейских

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

Катакомбы Святой Соломонии

Катакомбы Святой Соломонии (St. Solomon’s Catacombs) были построены в I веке нашей эры и расположены в Като Пафосе, возле Fabrica Hill. В древние времена катакомбы служили убежищем для христиан, которые подвергались гонениям. Катакомбы Святой Соломонии – это ходы, созданные в каменной толще, и сходятся вместе в виде креста. Некоторые помещения катакомб и в настоящее время украшены иконами и свечами, помимо туристов, сюда приходит множество паломников приходит помолиться святой.

«Пещера семерых спящих» — посвящена Святой Соломонии и ее семерым сыновьям…

Самая исторически важная пещера катакомб — «Пещера семерых спящих» — посвящена великомученицы Соломонии и ее семерым сыновьям. По преданию, бежав из Палестины, Святая Соломония поселилась в этом месте во II веке вместе со своими семью сыновьями. Вскоре, в этих катакомбах они были схвачены язычниками — мотив обвинения, соблюдение иудейских обычаев. В 166 году всех детей за веру во Единого Бога, мученически казнил сирийский царь (точнее, наместник римской провинции Сирии) Антиох Эпифан (одному за другим он вырвал братьям языки, содрал кожу, отрубил ноги и руки, а затем изжарил на сковороде), а сама Соломония умерла от горя над телами с молитвой. Также был казнен и их учитель — старец Елизар. Как гласит предание, все они были захоронены этих в катакомбах.

Правда, нет никаких фактов, которые свидетельствуют о пребывании и тем более захоронении святых мучеников в этих катакомбах. Наоборот, известно, что мощи семи святых мучеников Маккавеев находятся в базилике апостола Андрея в Кёльне (Германия), а мощи Святой Соломонии — в Соборе Святого Георгия в Стамбуле. Елизар «подвизался» в Иерусалиме, где и был убит, а семерых сыновей Соломогии казнили в Антиохии (сейчас это территория Армении). Смерть святых мучеников описана в библейской Второй книге Маккавейской (6:18 – 7:42). День памяти святых Маккавеев 1 августа. Таким образом становится очевидно, что катакомбной церкви в Пафосе искали убежища уже последователи Маккавеев и Соломонии, а не они сами…

Но в IX — XII веках тут действительно была «подпольная» христианская церковь, о чем говорят следы фресок того периода на стенах. Также на стенах множество надписей, некоторые из них оставили тут якобы крестоносцы уже в XIII веке.

Спустившись из катакомб Святой Соломонии на самый нижний уровень пещер, можно увидеть древний колодец и источник. Его вода считается целебной и, по легенде, помогает от недугов глаз. Перед входом в катакомбы растет священное фисташковое дерево, по преданию, оно может излечить недуги тех, кто привязал к его ветвям лоскуток от своей одежды. Чтобы осмотреть катакомбы детально, вам пригодиться фонарик. Там нет никаких смотрителей или сторожей. Катакомбы лишь частично облагорожены, довольно достаточно опасных мест, если увлечься, можно и травмироваться. Если идете с детьми — следите за ними внимательно.

В катакомбы Святой Соломонии есть два входа — один (главный) расположен сразу после сувенирного магазинчика, справа, прямо возле тротуара, если идти от набережной в центр города, под большим деревом, увешанным тряпочками. Второй вход расположен в «устье» дорожной развилки, метрах в 50ти впереди и чуть левее. Если войти в пещеры через этот 2й вход, можно попасть в очень мрачные узкие ходы, ведущие в тупики. И больше нет там ничего интересного.

А если войти (вернее — спуститься по каменным ступенькам) через главный вход, вы сперва увидите (справа) маленькую пещеру с иконами и свечами. Проследовав дальше, попадёте в небольшой двор (своего рода «каменный мешок»), в стенах которого высечено ещё четыре пещеры. Справа две, достаточно просторные, ограждены решетками, чтобы туда не ходили. В ту что слева, можно свободно пробраться — и увидеть там у стены, что-то вроде алтаря и каменные углубления (вероятно — могилы) по бокам. Ведь изначально эти помещения катакомб были захоронениями, а уже потом там жила Соломония и – затем, её последователи. Вернувшись в «каменный мешок», можно пройти вниз по весьма опасным ступеням ещё ниже, на самый глубокий уровень пещер, к целебному источнику. Будьте внимательны — в дождливое время эта нижняя пещера, являющаяся бассейном данного источника, заполнена стоячей водой, которую при плохом свете трудно разглядеть. Летом этот источник немного иссякает. Кстати, именно тут и лечат глазные болезни!

Катакомбы Святой Соломонии, Пафос, Кипр

Всем туристам, прибывающим на отдых в Пафос, предоставляется уникальная возможность посмотреть одну из самых необычных святынь христианского мира – Катакомбы Святой Соломонии на Кипре.

Печальное предание

Это древнейшее сооружение, наполовину созданное природой, а наполовину – человеком. По легенде, в этих катакомбах Соломония жила со своими сыновьями после побега из Палестины. Случилось это примерно во 2 веке нашей эры. Однако даже в таком уединенном и укромном месте им не удалось спрятаться от царского гнева: царь Антиоха узнал о местоположении беглецов, приказал схватить их и казнить.

Женщину оставили в живых, но ее сыновья умерли в мучениях. Несчастная мать дни и ночи проводила в молитвах над их телами, и в конце концов умерла от горя и слез. Ее мощи и сейчас лежат в одном из гротов катакомб, а пещера получила название «Пещера семи спящих» — в честь ее сыновей.

Исторические факты

В 4 веке до нашей эры катакомбы Пафоса играли роль своеобразных гробниц – здесь жители города хоронили умерших. Несколько позже ранние христиане, скрывающиеся от преследователей, «облюбовали» их для жизни. Интересно, что пещеры по своему расположению напоминают крест.

Люди потихоньку обживали катакомбы и даже построили здесь красивую церковь, которую украсили красивыми фресками и рисунками. Существует версия, что роспись стен была сделана не сразу, а лишь во времена крестоносцев. Удивительно и то, что все изображения отлично сохранились до нашего времени, поэтому Катакомбы Святой Соломонии превратили в своеобразный музей, который могут посещать все желающие. Кроме того, на стенах можно увидеть и письмена, относящиеся к 13 веку – предполагается, что они оставлены крестоносцами.

Чудесное исцеление – воспользуйтесь возможностью!

Первое, что видят посетители катакомб, — это старое фисташковое дерево, увешанное трикотажем. Дело в том, что по преданию, посетив эти катакомбы, можно попросить святую Соломонию об исцелении от любых болезней. Чтобы ваши молитвы были услышаны, надо воспользоваться старинным методом – повесить на фисташковое дерево тряпочку. Судя по всему многие наши современники не совсем доверяют «безымянным» лоскутками – действительно, а вдруг ошибка выйдет?! Поэтому дерево густо увешано носовыми платками, нижним бельем, футболками, поясами, лентами для волос, носками и даже ботинками.

Несмотря на то, что все эти «украшения» периодически срезаются служителями, места все равно не хватит. Просители нашли неплохой дополнительный вариант – они привязывают вещи к решеткам, находящимся у входа и даже умудряются оставлять «послания» на гвоздиках рядом с иконами.

В глубине катакомб есть небольшой колодец со святой водой. Считается, что она помогает излечиться от глазных заболеваний. Воду можно набирать в емкости, хотя придется потратить какое-то время – из-за большого наплыва «страждущих», источник стал достаточно мелким. И пусть вас не смущает мутная вода – ее целебные свойства нисколько не уменьшились!

Подземная церковь

Попасть в церковь можно по узкому боковому проходу – многие туристы не решаются этого сделать, поскольку уверяют, что чувствуют что-то жуткое. Но если вы наберетесь мужества, то сможете полюбоваться старинными иконами, стоящими на специальных стеллажах или висящими на стенах. В церкви на самом деле совершенно особая атмосфера, которую дополняют многочисленные зажженные свечи.

Катакомбы – рекомендации посетителям

При желании можно погулять и по катакомбам, но ради безопасности не стоит забираться слишком далеко и игнорировать предупредительные таблички и заборчики. Катакомбы Святой Соломонии доступны для осмотра лишь частично и если вы не хотите в прямом смысле слова испытать на себе каково в них жилось самым отчаянным «первопроходцам» – лучше не рисковать и не забредать куда не следует. Особенно внимательно надо следить за детьми.

К рекомендациям можно отнести и совет взять с собой фонарик – света в катакомбах очень мало или его вовсе нет. К тому же часто туристы жалуются на отсутствие как уборки, так и культуры у отдельных посетителей, поэтому фонарик помогут вам обойти стороной слишком явные «доказательства» этих фактов. Лучше всего выбирать для осмотра пещер экскурсионные маршруты – их обычно держат в чистоте.

Вход в катакомбы и церковь свободные, а вот за экскурсию придется заплатить, правда, недорого.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here