Чудотворные слова: молитва святому мартиниану белоезерскому в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Молитва святому мартиниану белоезерскому
8. Мартиниан Белоезерский, преподобный
Преподобный Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов), родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье, а когда же достиг отроческого возраста, стал обнаруживать наклонность к учению. Благоразумные родители задумались, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, и привели его «по Божию научению» в монастырь к преподобному Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года.
Будучи постриженным в монахи с именем Мартиниана, преподобный стал ревностно подражать своему учителю, Кириллу Белозерскому, у которого пребывал в совершенном послушании.
В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, исполнял возложенное на него преподобным Кириллом послушание – занимался переписыванием книг. Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок».
По прошествии некоторого времени преподобный Кирилл дает Мартиниану новое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. Преподобный Кирилл не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, случилось однажды Мартиниану зайти от трапезы к одному брату некоторой ради нужды. Когда увидел его святой, что он уклонился к чужой кельи, призвал его к себе и спросил: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату?». Когда Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы выйти из ней», преподобный Кирилл заметил ему: «Так делай всегда: сперва иди в келью, келья всему научит тебя».
Этот эпизод из жизни преподобного Мартиниана можно найти в житии преподобного Кирилла Белозерского, составленного Пахомием Логофетом. С благодарностью принимал подобные указания старца святой Мартиниан и руководился ими в своей жизни.
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени, преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный все более желал уединения и безмолвия. Для этого он удалился на безлюдный лесистый остров на озере Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь. Но недолго пришлось преподобному быть в уединении – прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Общими трудами они создали церковь, освященную в честь Преображения Господня. Введя общежительный устав, в трудах и подвигах прожил в обители преподобный Мартиниан около десяти лет.
За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись Богу, отправляетсяся в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
В Ферапонтовом монастыре, благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни, преподобный Мартиниан скоро заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Выбор братии пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался.
Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам и принял игуменство. Это произошло около 1435 года. Теперь к заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились заботы о вверенном ему монастыре. Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, взяв за образец устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока, и на трапезе братии, установив общую трапезу, «равную для всех и в строгом молчании». «Обитель Мартинианова» под управлением преподобного пришла в цветущее состояние.
Но тихая жизнь обители нарушаема была в неспокойное время: Василий Темный отправился с войсками искать потерянного им московского престола, но прежде чем вступить в борьбу с Шемякой, благочестивый князь по дороге к Москве посетил сперва Кириллов, а потом и Ферапонтов монастыри. Преподобный Мартиниан обнадежил его словом утешения. В ответ на это князь сказал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе».
Вступив на московский престол, Василий Васильевич, согласно своему обещанию, вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником.
Но не изменило высокое положение святого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. Однажды, «преступив слово», данное Мартиниану, заключил под стражу Василий Темный вернувшегося к нему на службу боярина. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь.
Раскаявшись, князь Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. После молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал.
Но тяготила жизнь в монастыре, близком к столице, преподобного Мартиниана, искавшего уединения и безмолвия. С приближением старости все чаще вспоминал он слова своего наставника, преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». Сдав управление монастырем и сердечно распрощавшись с братией, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года.
Ферапонтовские иноки, возрадовавшись возвращению любимого игумена и встретив его как своего отца, просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. «Для того я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи»,- смиренно отказывался Мартиниан. И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем. Жизнь монастырскую он устроил отчасти по уставу Кирилловой обители, отчасти же руководясь порядками Троице-Сергиевой лавры.
Подвижник достиг глубокой старости и, чувствуя приближение своей кончины, созвал к себе всю братию и заповедал сохранять предание и устав обители: «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!».
Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет. Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря, где они находятся и поныне.
Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился из Белоезерской обители на остров Воже-озера, что в ста верстах от Кириллова. Когда начали стекаться к нему на сожительство ищущие уединения, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Нерукотворного Образа и основал, в XV веке, монастырь (ныне несохранившийся), называвшийся Вожеозерским Спасским.
В 1447 году оказал поддержку сосланному на Белоозеро Василию II Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского.
В 1455 году он вернулся в любимый им Ферапонтов монастырь, где и провел остаток жизни.
Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупный центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, писал, что монастырь «зело красен, много имуще братии работающих». На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.
Последние годы жизни прп. Мартиниан тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет.
Мощи Мартиниана обретены спустя тридцать лет после его кончины. Мартиниан причислен к лику святых московским церковным собором 1549 года. Его могила — у южной стены собора в Ферапонтове. Над нею в 1502 году Дионисий написал фреску с изображениями Богородицы с младенцем Христом и коленопреклоненными Ферапонтом и Мартинианом. Позже, уже в XVII веке, на этом месте выстроена каменная шатровая церковь преподобного Мартиниана.
Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое добре произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со ангелы светлоликоствуя, отче преподобне Мартиниане всеблаженне, не престай моляся Христу Богу спасти и помиловати души наша.
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся, честному учителю вдан был еси и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси, ревнуя благому наказанию, плод многодобродетелен Богу принесл еси, тем молим тя, отче Мартиниане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ублажаем тя, преподобне отче Мартиниане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
- 15 Октябрь 2017
В день Покрова Божией Матери в Храме Архистратига Божия Михаила в селе Новленском впервые совершена Божественная Литугия
В день Покрова Божией Матери настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Новленском иерей Александр Скородумов по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита ИГНАТИЯ совершил первую Литургию в строящемся храме.
Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников посетили Новленское
Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников вместе с активом прихода осмотрели строящуюся двухэтажную каменную церковь Архангела Михаила, в которой предусмотренно даже обустроить баптистерий для крещения взрослых полным погружением.В храме все поднимаемые жителями деревни вопросы касались хозяйственной части строящегося храма.Обсуждение волнующих прихожан и жителей деревни вопросов продолжилось за общей братской трапезой.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Преподобный Мартиниан Белозерский, игумен
Дни памяти:
25 июня (переходящая) – Соборы Вологодских и Новгородских святых
19 июля – Собор Радонежских святых
Краткое житие преподобного Мартиниана Белоезерского
В 1455 году преподобный Мартиниан снова вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет. Мощи его были обретены в 1514 году, память обретения совершается 7 октября.
Полное житие преподобного Мартиниана Белоезерского
Преподобный Мартиниан родился около 1397 года в деревне Березниках и во Святом Крещении был назван Михаилом. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье; когда же достиг отроческого возраста и стал обнаруживать наклонность к учению, благоразумные родители задумались о его образовании. Не зная, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, они привели его в монастырь к святому Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года, когда Михаилу не исполнилось еще и 14 лет. Увидев преподобного старца, благочестивый отрок упал ему в ноги и неотступно умолял его: «Возьми меня к себе, господин!»
Тронутый детскими мольбами, подвижник с радостью и отеческой любовью принял его к себе. В то время близ Кирилловой обители жил дьяк Алексий Павлов, который был известен по округе своим искусством в обучении грамоте. Преподобный призвал его к себе и сказал: «Друг, исполни для меня заповедь любви Божией: научи грамоте отрока, которого видишь, и сохрани его, как зеницу ока, во всякой чистоте».
Дьяк взял с собою отрока и усердно выполнял поручение преподобного. Михаил скоро научился грамоте и по окончании книжного учения был снова приведен к преподобному Кириллу. Тогда подвижник, испытав юношу и видя его душевную чистоту и незлобие, постриг его в иноческий образ с именем Мартиниана. Мало того, видя усердие новопостриженного и желая дать ему наилучшую подготовку к иноческой жизни, святой старец сделал его своим ближайшим учеником и повелел ему жить у себя в келлии.
Под руководством великого подвижника и наставника иноков вступил преподобный Мартиниан в подвиги иночества. Перед его глазами был живой пример иноческих добродетелей. И какой пример! Живя в одной келлии с преподобным Кириллом, Мартиниан видел, что ни естественная слабость, ни недуги не могли ослабить подвигов святого старца, и усердно подражал своему учителю. Стремясь к воздержанию, он считал пост наслаждением и всячески старался изнурить плоть свою. Молодые силы неудержимо рвутся на подвиги, и ревность юного инока доходит до того, что он просит старца установить ему более строгий пост, чем тот, к какому принуждала братию скудная монастырская трапеза; но опытный старец не дозволил ему этого и приказал есть хлеб с братией, только не до сытости. Днем ли или ночью, когда преподобный Кирилл стоял на обычном правиле, и Мартиниан также клал поклоны. Он первым являлся в храм к утреннему славословию и после всех выходил из него. Когда же на юного подвижника нападало смущение от помыслов или разленение, то есть ослабевала ревность к подвигам, он открывал свою душу святому старцу и получал облегчение.
По прошествии некоторого времени преподобный дает Мартиниану новое и притом более тяжелое послушание – посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. С благословением же и в строгом молчании он выходил из келлии и также возвращался в нее с послушанием к своему начальнику.
Стало ясно, что юный инок окончательно укрепился в правилах монашества. Поэтому преподобный Кирилл позволил ему жить в особой келлии, хотя и после того не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, увидев однажды, что Мартиниан из церкви зашел в келлию одного брата, святой Кирилл спросил его: «Зачем нарушаешь устав обители?» «Сомневаюсь, чтобы, войдя в свою келлию, захотел я выйти из нее, а мне нужно было быть в келлии брата», – ответил Мартиниан. Тогда святой игумен заметил ему: «Наперед иди в свою келлию, чтобы сотворить там положенную молитву, и келлия научит тебя всему».
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Но вот приблизилась кончина блаженного Кирилла. 9 июня 1427 года он мирно отошел ко Господу. Со слезами проводил преподобный Мартиниан останки преподобного Кирилла к месту погребения, благодаря Бога за то, что сподобился наставлений святого старца. И во всей своей последующей жизни он непрестанно поминал своего учителя в молитвах, а его добрый пример хранил в своем сердце, как бы написанный на хартии.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный пожелал теперь безмолвствовать. Для этого, помолившись Богу и поклонившись гробу святого Кирилла, он удалился на безлюдный лесистый остров озера Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь.
Но недолго пришлось преподобному быть в уединении. Прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Одна мысль одушевляла собравшихся – как бы воздвигнуть церковь на месте их пустынных подвигов. Все просили об этом преподобного Мартиниана, и общими трудами они создали церковь в честь Преображения Господня. Преподобный освятил ее и снабдил всем необходимым, а в возникшем монастыре ввел чин общежития.
Теперь же, зная, что не пришло еще к тому время, он возвратился в свою пустынь, где он прожил в трудах и подвигах около десяти лет. За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись, снова отправился в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
Тихо и мирно протекала жизнь в пустынной обители, но не мирное было то время на Русской земле. Удельные распри между князьями и споры из-за великокняжеского престола не стихали.
Приняв затем благословение святого игумена, Василий Васильевич со всем воинством пошел на врага. Но Шемяка без боя поспешно бежал из Москвы, а Василий Темный снова стал на великом княжении.
Высокое положение игумена великой Лавры и великокняжеского духовника, впрочем, нисколько не изменило строгого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. В то время один боярин перешел от Московского князя на службу к тТверскому. Василию Васильевичу было досадно и жаль лишиться слуги, он изыскивал средства вернуть его к себе. Он обращается к преподобному Мартиниану, просит его содействовать возвращению боярина в Москву, обещает тому честь и богатство. При содействии подвижника боярин вернулся, но великий князь вероломно заключил его под стражу. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный помолился перед иконами и затем обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем ты продал мою грешную душу и послал в ад? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И, повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь.
Скоро великий князь сознал свой грех, и когда пришли к нему бояре, он сказал им, как бы гневаясь: «Смотрите, бояре, что сделал со мною этот болотный чернец? Пришел ко мне неожиданно во дворец, обличил и снял с меня благословение Божие, оставив без великого княжения».
Бояре не понимали, что это значит и что отвечать великому князю. Но тут сам прибавил: «Виноват я перед Богом и перед ним! Забыл свое слово и поступил несправедливо; пойдем же к Живоначальной Троице, к преподобному Сергию и тому игумену, чтобы получить прощение греха».
Вслед за тем Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. Услышав, что великий князь приближается к обители, преподобный Мартиниан со всей братией вышел ему навстречу, с радостью благословил своего духовного сына, видя его раскаяние; после молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал.
Сильно обрадовались ферапонтовские иноки возвращению любимого игумена. Они встретили его как своего отца и по случаю его прибытия устроили праздник. Игумен уступал ему свое место, и все братия просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. Но преподобный смиренно уклонялся от их предложения, указывая на свое недостоинство и слабость сил. «Для того, – говорил он, – я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи».
И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем.
Подвижник достиг глубокой старости. Но несмотря на то, он не оставлял не только келейного правила и поста, но и служб церковных. Когда он одряхлел и не мог ходить, его водили под руки или возили в храм на Божественную службу – такова была верность преподобного иноческим обетам!
Чувствуя приближение своей кончины, святой старец созвал к себе всю братию, подвизавшуюся с ним, и пред всеми заповедал игумену сохранять предание и устав обители. «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!» – так закончил свою речь подвижник и затем простился с игуменом и братией. Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет.
Бог, дивный во святых Своих, скоро прославил Своего угодника. Спустя 31 год после кончины преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре скончался его ученик и постриженик Иоасаф, бывший архиепископ Ростовский, потом долго живший на покое. Игумен и братия решили похоронить его вблизи преподобного Мартиниана. Сотворив молитву, начали копать могилу, и когда открыли гроб преподобного, то с изумлением увидели, что не только тело, но и одежды святого остались целыми и не подверглись тлению, хотя весь гроб был наполнен водою. Все видевшие это прославили Бога, а некоторые из них, будучи особенными почитателями памяти святого, с верою взяли воды из гроба в свои сосуды на благословение. И не тщетной оказалась их горячая вера. Эта вода послужила источником исцелений. Так, инок Ферапонтовой обители Памва, будучи одержим тяжким недугом всего тела, взял воды из гроба святого Мартиниана и, полный веры к преподобному, выпил той воды, помазал ею все тело и тотчас выздоровел.
Поразительное чудо по молитвам преподобного совершилось над иноком Ферапонтовой обители Сильвестром. Много лет от расслабления он не мог не только ходить, но даже и принимать пищу без посторонней помощи. Жалевшие больного иноки, принося ему пищу, сами кормили его. Сильно скорбел Сильвестр о своем недуге, но не терял надежды на помощь Божию: терпеливо молил Господа и Его Пречистую Матерь о том, чтобы получить здравие. В одну ночь, раздумывая о своей болезни, Сильвестр захотел помолиться у гроба преподобного Мартиниана; но боясь, что во внеурочное время его не понесут туда, он обратился с горячей мольбой к святому и пополз к его гробнице, с плачем продолжая свою молитву: «Помилуй меня Господа ради, угодниче Христов, и помолись за меня грешного, чтобы Он показал на мне милость Свою молитвами твоими святыми! Помяни, отче, сколько лет я послужил святыне твоей еще при жизни твоей, сколько лет служил во обители твоей».
Юноша пскович Стефан Федоров Клещев, по ремеслу среброковач, бродя по своим делам в разных странах, заболел проказою: опроказилась правая рука его. Отяжелев, она сделалась неподвижной, не поднималась и для крестного знамения. Не зная, как избавиться от проказы, Стефан начал усердно молить Бога об исцелении и дал обет ходить по святым местам. Он обошел много монастырей: побывал в обителях Кирилловой и Ферапонтовой и в волости Сяма, где молился перед чудотворной иконой Богоматери; однако не находил даже малейшего облегчения своей болезни. Тогда он оделся в иноческие одежды и, возвратившись в обитель преподобного Кирилла, стал просить игумена Афанасия и старцев, чтобы его приняли в монастырь. Но они по болезни Стефана не приняли его: он принужден был поселиться в монастырской странноприимнице вместе с другими больными и прожил здесь недели три. Потом по совету своих знакомых Стефан пошел в Ферапонтов монастырь. В одежде инока предстал он перед игуменом Гурием и усиленно просил его о принятии в обитель. Видя его уже монахом, игумен сдался на мольбы Стефана, тем более, что за него просили некоторые из братии, и, приняв в обитель, поручил его старцу. Прошло с тех пор еще три месяца, а болезнь Стефана не только не ослабевала, но еще более усилилась. Рука его так сгнила, что в четырех местах виднелись кости, и невозможно было жить с ним в одной келлии вследствие тяжелого запаха. Сознавая свое бедственное положение и боясь удаления из монастыря, Стефан снова обратился к молитвам. С горькими слезами молился он у раки преподобного Мартиниана, прося чудотворца об исцелении от тяжкого недуга и обещаясь поработать в его обители до конца своей жизни. В то же время, чувствуя угрызение совести в том, что, не будучи еще пострижен, он самовольно надел монашеские одежды, Стефан открыл это келарю, который управлял монастырем за отъездом игумена. Келарь по совету с братией повелел иеромонаху Симеону постричь Стефана и наречь его Сергием, что тот и сделал.
С тех пор новопостриженный инок никогда не оставлял молитвы к преподобному и за это скоро получил исцеление от своей тяжкой болезни. Однажды Стефан со скорбью пришел ко гробу преподобного Мартиниана и долго молился со слезами, прикладывая свою больную руку к раке святого. И вот в ту же ночь в дремоте он увидел, что кто-то, войдя, толкнул его и сказал: «Встань и молись».
Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.
Ин тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом,/ Иже, провидя доброе твое произволение,/ научи тя прийти к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен быв на путь спасения,/ в страсе Божии и чистоте душевней,/ в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах/ житие твое непорочно прешел еси,/ и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову,/ отче Мартиниане всеблаженне,/ не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.
Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского
Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божии и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Ин кондак преподобного Мартиниана Белоезерского
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся,/ честному учителю вдан был еси/ и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси,/ ревнуя благому наказанию,/ плод многодобродетелен Богу принесл еси,/ тем молим тя, отче Мартиниане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобным отцем Ферапонту и Мартиниану Белоезерским
О, Богоблаженнии и преподобнии отцы наши, Ферапонте и Мартиниане! Молимся вам и от сердца с любовию вопием, да нас, непотребных, вразумите и просветите и своими молитвами укрепите некая похвальная словеса принести в память вашего преставления не бо в мудрости слова дерзаю глаголати, но со многою верою и любовию чадолюбивым отцам сия приношу. Вы убо, преподобнии, сами наши недостатки наполните, без вашея бо помощи, блаженнии, ничтоже можем благо сотворити, но, пребывающе в дому Пречистыя Богородицы вашея ограды, надеемся вами, благими предстателями, свободни пред Богом явитися, необладанными быти от враг видимых и невидимых. О, пастырие добрии, истиннии строители винограда Христова, отцем славо, преподобным единонравнии, праведным единовсельницы, иноком наставницы и общему житию совершители изряднии. Ныне на Небесех Святей Троице предстоите со всеми угодившими Ей. Ныне убо, о, Богоблаженнии и преподобнии отцы, помяните стадо свое, еже мудре собрасте, и соблюдите Богодарованную вашу паству и, яко чадолюбивии отцы, посещайте и не презрите нас, чтущих верою и любовию пречестную и многорадостную вашу память. Сохраняйте нас и соблюдайте от всех видимых и невидимых враг, приидйте посреде нас невидимо и всех нас моления, Богови возсылаемая, пришлите и принесите, сия ходатайственне всех Творцу и Избавителю, Иже в Троице Святей покланяемому истинному Богу нашему, яко да согрешением нашим оставление получим в День Судный благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже Отцу слава и Святому Духу вкупе, Трисиянному Божеству, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Случайный тест
Цитата дня
Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты.