Молитва в камне строительство

Чудотворные слова: молитва в камне строительство в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва в камне строительство

Строительство Спасской церкви в Шуе

Спасская церковь в Шуе, уничтоженная в 1930-х гг, известна по старым чёрно-белым фотографиям. Даже по фотографиям можно понять, что данный храм был настоящим архитектурным достоянием Шуи и вполне мог бы украшать лучшие города империи. История строительства храма подтверждает высокие требования заказчиков – шуйских купцов к внешнему виду. Перестройка Спасской церкви в 19-м веке длилась почти сорок лет. Проекты церкви в разное время трижды представлялись на Высочайшее рассмотрение Императору. При этом чертежи оценивались и корректировались лучшими российскими специалистами в области архитектуры 1 .

Внешне Спасская церковь существенно отличалась от большинства местных храмов. Это был один из наиболее ярких памятников классицизма в округе. Наверняка примерами для подражания архитектору послужили лучшие российские храмы того периода, строившиеся в стране, в первую очередь, в Петербурге. Конечно, шуйский храм был скромнее столичных, но для уездного города Спасская церковь представляла собой значительное и выдающееся по размерам и художественным качествам сооружение. Кроме торжественного архитектурного убранства эпохи классицизма, Спасская церковь отличалась от других местных храмов и цветовым оформлением. Стены храма были выкрашены красной краской, выступающие элементы декора – белой, крыша была зелёной, на куполе чередовались голубой, серебристый и золотой цвета.

“Спасская церковь – обширная, каменная, крытая железом, выкрашенным ярью 2 . Построена в греко-итальянском стиле; она – квадратная, об одной главе, с круглым трибуном, утверждённым на угловых люнетах или парусах. Верхняя половина купола обита белым железом, а нижняя по железу, выкрашена голубой краской, с накладными вызолоченными звёздами. Глава и крест вызолочены через огонь. С северной и южной стороны входные крыльца – с фронтонами, поддерживаемыми колоннами, с лепными капителями; между колоннами железные решётки… Стены оштукатурены и выкрашены красной краской; карниз и окна украшены изящными лепными гипсовыми Херувимами; на стенах между окнами, находятся живописные изображения разных святых. Окна в храме в три света” [1].

Спасская церковь играла существенную роль в планировке города, являлась важной архитектурной доминантой. Храм располагался в центре крупной площади (сейчас пл. Ленина), замыкавшей с запада огромное пространство шуйского торга. Прямо от алтаря церкви начиналась Костромская улица, которая за пределами города расходилась на древние дороги в Лух и Кострому. Сам храм был хотя и не слишком вместительным, но довольно высоким. Высота церкви составляла около 36.2 м, ширина – 14.9 м, длина – 21.3 м. Внутреннее пространство основной части храма представляло собой квадрат со стороной 12.8 м [5,6]. На старых фотографиях центра Шуи, выполненных с разных точек, Спасская церковь ощутимо выделяется над окружающими малоэтажными домами.

Возможно, по своему расположению и внешнему виду на рубеже 19-20-х вв. Спасская церковь больше остальных могла претендовать на статус главного городского храма 3 . Спасская церковь, в отличие от Воскресенского и Старого Покровского соборов, действительно располагалась в центре деловой части города. Вокруг храма – по периметру Спасской площади, либо на небольшом от неё удалении находились важнейшие городские учреждения (городская управа, присутственные места, земская управа), Киселёвская больница, торговые ряды, благородное собрание, усадьбы крупнейших местных промышленников (Киселёвых, Посылиных, Рубачевых).

Храм выгодно располагался в центре крупной площади, лишённой растительности и соперничающих с ним по размерам сооружений. В отличие от других городских церквей, восприятие которых ограничивалось окружающей застройкой, рельефом или деревьями, Спасскую церковь во всем великолепии можно было наблюдать со всех сторон. Можно предположить, что колокольня Спасской церкви удачно конкурировала с главной шуйской звонницей – колокольней Воскресенского собора. Соборная колокольня в чём-то уступала Спасской – находилась “на отшибе” центральной части города, имела более скромное оформление.

История Спасской церкви с разной степенью детальности отражена в работах шуйских краеведов 19-го века. Шуйский историк В.Борисов характеризовал Спасский храм: “в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золочёным крестом, весьма величественна и очень пространна” [2]. Наибольший вклад в летопись Спасской церкви внёс протоиерей Н.М.Миловский, опубликовавший две большие статьи во Владимирских губернских ведомостях 4 . Подробное описание внешнего вида храма и колокольни приведено в работе Е.Правдина [1]. История Спасского храма, как одного из древнейших и значимых в городе интересна для дальнейшего изучения 5 .

Процесс перестройки Спасской церкви в 19-м столетии целесообразно разделить на этапы. Каждый этап кроме самого строительства сопровождался перепиской, согласованиями, сбором средств среди прихожан.

Первый этап (1828 – 1833) – реконструкция существующего с 18-го века каменного пятиглавого храма со сносом северного придела и пристройкой трапезной с двумя приделами с запада.

Второй этап (1835-1847) – капитальная реконструкция церкви с изменением частей здания и конструктивных элементов (удалением опорных столбов, сооружением ротонды с круглым куполом, перестройкой алтаря и трапезной), добавлением элементов ордерного оформления.

Третий этап (1867-1869) – строительство новой колокольни. “Выравнивание” стилевого несоответствия храма и колокольни с расширением приделов и изменением декоративного оформления.

В 1827 г. священник Спасской церкви Илья Григорьев, дьякон Матвей Орлов с прихожанами отправили в вышестоящие инстанции бумаги о предполагаемой перестройке храма. Планировалось разобрать ветхий северный придел, пристроить тёплую трапезу с двумя приделами, переделать алтарь, выполнить местами небольшой ремонт – “в приличных местах по сообразности симметрически устроить и переправить окна; южные и северные двери с крыльцами… привесть в порядок”. К бумагам прилагался лист с планами существующего и проектируемого храма, подписанный губернским архитектором Евграфом Петровым [4]. Ответ от Строительного комитета 6 29.07.1827 был следующим – “показанную в приложенных чертежах перестройку… комитет признаёт неудобоисполнительную и безобразную – почему, согласно прилагаемым чертежам, составил вновь план и фасад, которые со стороны денежных издержек излишества не потребуют” [4]. Архивные материалы позволяют представить существующую на тот момент Спасскую церковь и два проекта перестройки – местный и петербургский.

Существующая до 1827 г. каменная Спасская церковь, согласно плану – достаточно простое и скромное сооружение в виде четверика с трёхчастным алтарём с полукруглыми апсидами, четырёхскатной кровлей с пятью куполами-луковицами, гладкими стенами, украшенными лишь несколькими лопатками. Своды храма опирались на два столба. Видимо, в таком виде храм был изначально построен в 18-м веке и несколько раз возобновлялся после пожаров.

На проекте владимирского губернского архитектора Евграфа Петрова (автора знаменитой колокольни Воскресенского собора) храм приобретает более изысканный и нарядный вид – трёхчастный алтарь заменяется прямоугольным, с запада от четверика появляется прямоугольная трапезная с двумя приделами, с трёх сторон к церкви пристраиваются крыльца с портиками и колоннами, кровля приобретает изогнутую форму, добавляются люкарны по сторонам света, традиционные луковичные купола заменяются шлемовидными 7 , изменяются формы наличников, добавляются элементы ордерного оформления. Стены храма покрываются рустом [4].

Проект, предложенный Строительным комитетом 26 июля 1827 г., сохраняет основные плановые размеры, портики с трёх входов, прямоугольную трапезную с приделами и новый алтарь, но отличается более выраженным классическим характером. Различия местного и петербургского проектов сводятся в основном к форме завершения храма. Комитет предложил завершить храм круглым куполом, лежащим прямо на четверике, что делало храм довольно приземистым (на следующем этапе перестройки – в 1830-х гг. купол уже будет приподнят на ротонде). По углам четверика были низкие глухие барабаны с шлемовидными куполами. Между барабанами глав – низкая решётка. Незначительные отличия были связаны с формой окон, наличников, карнизом, иным количеством колонн в портиках [5].

Работы начались в 1828 г. Освящение новых приделов – во имя Владимирской и Боголюбивой Божией Матери состоялось 7 и 8 ноября 1832 г. Освящал приделы ректор Владимирской семинарии Архимандрит Даниловского монастыря Неофит. Затем в течении 1833 г. выполнялись работы по переделке алтаря, пристройке фронтонов, внешней отделке. Основным вкладчиком являлся шуйский купец второй гильдии Пётр Андреевич Волков 8 [3].

Второй этап, наиболее важный в формировании известного по фотографиям облика Спасского храма, начался вскоре после завершения строительства приделов. Видимо, именно в те годы среди состоятельных благотворителей и прихожан Спасской церкви появилось амбициозное желание воздвигнуть вместо прежней довольно скромной церкви новую, отличающуюся размерами и изысканным видом. Отличием данного этапа перестройки было возведение крупного купола на ротонде с удалением опорных столбов в центре храма. В церковной метрике 1884 г. про финансирование данного этапа указано: “Спасская церковь построена на пожертвования прихожан оной церкви и на доброхотные подаяния иноприходных Шуйских купцов – Посылиных, Киселёвых и других доброхотных дателей 9 ” [6].

Изначально перестройку церкви планировалось выполнить в течение одного года. Работы начались в апреле 1835 г. и вчерне были закончены уже в сентябре. Но 28 сентября 1835 г. произошла трагедия – обрушился купол, погиб один рабочий. Предположительными причинами обрушения называли слабость старых стен не способных выдержать тяжесть нового крупного купола [3]. Возможно, сыграло негативную роль и удаление опорных столбов в центре храма. После обрушения требовалось начинать постройку фактически с самого основания. При этом уже потребовалось довольно сложное согласование проекта, вплоть до Высочайшего благоусмотрения. Статья 506 Строительного Устава Российской империи 1832 года гласила: “планы важных казённых зданий, требующих значительных издержек, также планы, составленные с отступлением от изданных образцов, особенно же планы зданий, которые предполагается возвести около площадей и на главных улицах города… представляются на Высочайшее благоусмотрение” [7]. Выбранный шуянами проект строительства новой церкви на этот раз не стал объектом жёсткой критики специалистов 10 . Высказанные Комиссией проектов и смет Главного управления замечания и пожелания носили конструктивный, рекомендательный характер: “Комиссия… рассмотрев означенный проект, признала необходимым уменьшить объём массивов, дабы внутренность храма сделать светлее и просторнее, а с тем вместе сократить самые расходы от уменьшения кирпичной кладки, почему комиссия и передала план церкви, оставив фасад в том виде, как представлен местным начальством 11 …причём комиссия присовокупила, что предназначенное на куполе сияние, если дозволят денежные способы, следует сделать с позолотою, а не дозволять оное обозначать масляною краскою, ибо это обезобразит церковь”. Главноуправляющий Главного Управления путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютант граф К.Ф. Толь после рассмотрения дела одобрил “переделанный Комиссией план на постройку в Шуе Спасской церкви 12 “ и с учётом того, что предполагаемая к постройке церковь будет находиться на одной из городских площадей, рекомендовал представить проект постройки с планом местности на благоусмотрение Комитета Министров [7]. На заседании комитета министров 24.05.1838 “Государь Император изволил изъявить Высочайшее соизволение на постройку означенной в г. Шуе Спасской церкви” [3]. Проект перестройки церкви 1838 г. отличается от проекта 1827 г. отсутствием опорных столбов, формой алтаря и купола [5,7,8].

Торжественная закладка нового храма произошла 04.09.1838 в присутствии членов Шуйского духовного правления – ректора Шуйского духовного училища соборного протоиерея Василия Цветкова и городского благочинного крестовоздвиженского протоиерея Василия Смирнова. Освящение новой церкви 7 июля 1847 года совершал настоятель Муромского Спасского монастыря архимандрит Иероним 13 [3].

Вскоре после завершения строительства основного храма встал вопрос о новой колокольне. Прежняя каменная колокольня, скорее всего, была шатровой 14 . Евлампий Правдин писал “до 1867 г. колокольня была старинной архитектуры, некрасивая” [1]. Можно понять, что состоятельные прихожане Спасской церкви, потратив много времени и средств на строительство нового храма, не могли мириться его соседством со скромной и простой колокольней.

Основным заказчиком строительства новой колокольни был почётный гражданин Григорий Васильевич Щеколдин 15 . По каким-то причинам Щеколдин пожелал построить колокольню “по образу вновь построенной колокольни при церкви Святого Великомученника Никиты, что в Кузнецкой улице в Москве” [8]. Первоначальный проект колокольни, составленный архитектором Н.И.Финисовым 18.03.1863 (затем повторенный им же 03.08.1865) после прохождения ряда инстанций был отвергнут департаментом Водяных сообщений Министерства Путей Сообщения 16 . Причина отказа состояла в том, что “стиль новой колокольни не соответствует стилю существующей церкви, вследствии чего составлен был в Министерстве заменительный проект с назначением вышины колокольни соответственно существующей церкви” [11]. Глядя на прилагаемые к переписке чертежи можно понять причину – колокольня на тот момент выглядела гораздо наряднее и богаче по внешнему оформлению, чем основной храм. В Министерстве был предложен, а затем Высочайше рассмотрен и утверждён 21.10.1865 г. новый, более скромный проект колокольни, соответствующей классическому виду Спасской церкви (предложенная министерством колокольня была достаточно аскетичной – сравнительно невысокая, с гладкими стенами почти без декора, имела четыре яруса квадратных в сечении и завершалась округлым куполом с крестом; отдалённо напоминала колокольню Николо-Шартомского монастыря).

Присланный в Шую проект колокольни совсем не понравился заказчику. И Щеколдин повторно стал добиваться строительства именно первоначального варианта колокольни, составленного Н.И.Финисовым. Необычно то, что Щеколдин наверняка понимая внешнее несходство колокольни и храма, настаивает на строительстве, обещая за свой счёт перестроить заодно и сам храм под стиль колокольни. Дополнительным аргументом Щеколдин указывает, что “наружность Спасской церкви в Шуе находится в ветхом состоянии и требует в скором времени некоторых перестроек и капитального ремонта” (что довольно странно – предыдущее строительство было завершено только в 1847 г.). В случае отказа Щеколдин отказывался от пожертвования денег на строительство [12].

Итогом повторной переписки стал Высочайше утвержденный в Царском Селе 05.05.1866 г. “проект на постройку вновь предполагаемой каменной колокольни при церкви… и изменение наружного вида храма 17 “. Изменение самой церкви под стиль колокольни, согласно утверждённому чертежу, подразумевало в основном декоративные правки с сохранением основных форм и пропорций. В проекте элементы классического внешнего оформления – гордость Спасской церкви, частично заменялись в соответствии со стилем новой колокольни, на элементы древнерусской архитектуры (килевидные по форме окна и наличники, арки с гирьками над входами). Менялось оформление купола, карнизов, добавлялись статуи святых на ротонде.

“Усердием” Щеколдина в 1867 г. была сломана прежняя колокольня и в 1869 г. построена новая. Евлампий Правдин характеризовал новую колокольню следующими словами: “настоящая колокольня каменная, о трёх ярусах, прекрасной, новейшей архитектуры, с колоннами и лепными украшениями из белого камня, которого употребелено на неё очень большое количество. Выкрашена той же красной краской, какою выкрашена и церковь. Глава и крест на ней покрыты железом и прекрасно вызолочены чрез огонь червоным золотом” [1]. В том же 1869 г. была завершена очередная перестройка приделов – на средства Г.В. Щеколдина приделы были расширены с западной стороны. Видимо строителями Спасской церкви, был найден определённый компромисс между существующим с 1840-х гг. и запроектированным храмом. Так Высочайше утвержденный проект был реализован не полностью – колокольня была выстроена, приделы расширены, но классическое декоративное оформление Спасского храма, к счастью, было сохранено. Итог, наверное, устроил всех – заказчик добился постройки выбранного им варианта колокольни (возможно, сэкономив на обещанном переоформлении всего храма), классический облик церкви был в целом сохранён, общность колокольни и храма была достигнута цветом и некоторыми декоративными изменениями 18 .

Другой известный шуйский краевед – Иван Матвеевич Лядов – с печалью отнёсся к сносу старой (шатровой) колокольни Спасской церкви: «Конечно, строить или воздвигать новые здания новейшей архитектуры дело очень хорошее, но уничтожать и разрушать памятники древности – дело самое дурное. Выстроить колокольню, какую только желает жертвователь – дело весьма похвальное, но зачем уничтожать древность. Она могла бы стоять никому не мешая: но верно у таких людей такой уж обычай, если что и самое время щадило, то мы, дескать, имеем такую силу, что можем уничтожить. При Спасском храме недалеко от бывшей красавицы лёгкой и грациозной колокольни остался ещё памятник древности – это часовня, построенная в память избавления Шуи от губительной и смертоносной язвы в 1654 г. Что если какому-нибудь себялюбцу богачу не понравится и это здание и возьмёт охоту построить новую. Жаль, очень жаль, что и в настоящее время есть ещё люди с такими дикими понятиями» (Владимирские губернские ведомости, 1867, № 22, Лядов И.М.)

Наверняка детальный анализ чертежей с участием профессиональных искусствоведов позволит оценить степень реализации проекта 1865 г. и ценность сохранения архитектуры Спасского храма 1840-х гг.

Прототипом колокольни шуйской Спасской церкви стала колокольня церкви Никиты Великомученика в Москве 19 . Эта церковь была полностью перестроена в 1858-1863 гг. Первый вариант перестройки “впоследствии признан самими прихожанами, как по местности, так и по средствам их неудобоисполнимым” [13]. Второй вариант церкви с колокольней, “по исчислению составителя архитектора Степанова” оказался приемлемым для всех и был одобрен Департаментом Проектов и Смет Главного Управления путей сообщения и публичных зданий 28.12.1857 г. (Высочайшее утверждение проекта состоялось 24.01.1858 г.). Проект подписал “имеющий право на вольную практику Степанов 20 “. Авторство церкви Никиты Великомученика в Татарской слободе чаще связывается с известным московским архитектором М.Д. Быковским 21 . Также есть мнение, что возможным автором проекта мог быть А.С. Каминский 22 .

Кто бы ни был автором московской колокольни, но архитектор Н.И.Финисов именно её повторил с незначительными изменениями для ряда храмов – шуйской Спасской церкви (1866 г.), московской церкви Николы в Ямах (1866 г.), церкви Троицы в с. Игнатьево Московской губернии (1863-1877).

Интересно кратко ознакомиться с биографией архитектора шуйской Спасской колокольни. Финисов Николай Иванович (1830 – 1893) учился в Московском дворцовом архитектурном училище. Работал у Ф.Ф. Рихтера. В 1852 получил свидетельство вольнопрактикующего архитектора. С 1856 – архитектор сверх штата, помощник начальника второго стола искусственного отделения, с 1860 – помощник архитектора чертёжной четвёртого округа Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1858 получил от Императорской академии художеств звание неклассного художника. В 1863 назначен чиновником по технической части в канцелярию московского генерал-губернатора. В 1871-74 гг. состоял под судом по поводу обвала в строившемся доме Алексеева. В 1874 открыл школу для обучения детей рисованию, черчению и ваянию (школа была причислена к ведомству Московского Совета детских приютов). Архитектор построил ряд домов и храмов в Москве и Подмосковье, участвовал в конкурсе на проектирование собора на ярмарочной площади в Нижнем Новгороде. Похоронен в Андрониковом монастыре [14,15].

Итогом многолетнего строительства Спасской церкви стал архитектурный ансамбль, включающий яркий и величественный храм в классическом стиле и изящную нарядную колокольню в духе эклектики. Спасская церковь украшала центр Шуи до 1930-х гг. Московские церкви с колокольнями – двойниками колокольни шуйской Спасской церкви были также уничтожены (церковь Св. Великомученника Никиты, на Кузнецкой улице в Москве – в 1930-х гг, церковь Св. Николая Чудотворца в Ямах на углу Николоямской улицы и Николоямского переулка – в 1950-х гг).

1 В Российском государственном историческом архиве в Петербурге хранится девять дел, связанных со строительством Спасской церкви в 19-м веке. Это переписка, согласования, чертежи, проекты с 1827 по 1867 гг.

2 Ярь – зелёная краска, получаемая окислением меди.

3 Некоторые старожилы даже ошибочно называли Спасскую церковь “собором”, видимо, храня в памяти её великолепный внешний вид.

4 Миловский Н. Храм Всемилостивого Спаса в г.Шуе // ВГВ. 1888. №32-36; 1889. №31-36; 1890. №12-13,16-17,22,24,26-29,31-32; Миловский Н. Часовня животворящего креста Господня при Шуйской Спасской церкви // ВГВ. 1891. №26-29 [3]

5 К важным, но малоизученным страницам истории Спасской церкви, перспективным для дальнейшего изучения, относятся захоронение при Спасской церкви шуян, погибших при обороне города от польско-литовских интервентов; возникновение и исчезновение Козмодемьянской церкви на месте последнего Спасского храма; существование при церкви Спасского женского монастыря до середины 18 века.

6 В то время вопросы строительства курировались Строительным комитетом в составе Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.

7 Центральный барабан со шлемовидным куполом обрамлялся полуколонками, подобно боковым барабанам первого яруса шуйской соборной колокольни.

8 По данным Е.Правдина год освящения – 1833, Волков – купец 3-й гильдии [1].

9 Н.Миловский среди крупных вкладчиков упоминает также Сидора Попова [3].

10 В период 1833-1842 гг. вопросы строительства рассматривались Комиссией проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

11 Жаль, что на имеющихся проектах Спасской церкви не указано имя архитектора.

12 Проект Спасской церкви был составлен Комиссией проектов и смет 14 марта 1838 г.

13 Протоиерей М. Миловский в метрике указал другую дату освящения – 6 июля 1846 г. [5].

14 На литографии “Вид города Шуи с северной стороны”, прилагаемой к книге В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей”, хотя и в довольно обобщённой форме, но прослеживается именно шатровая форма колокольни Спасской церкви [2].

15 Щеколдин Григорий Васильевич (1800–1871.09.07) – потомственный почётный гражданин города Шуи. Был Городским головой два периода в 1851-1854 и в 1860-1863 [8]. Вместе с женою М.И. Щеколдиной похоронен при Спасской церкви [9].

16 В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения.

17 Проекты существующего в 1865 г. Спасского храма; Спасского храма с колокольней, предложенной Министерством путей сообщений; Спасского храма с колокольней, предложенной Н.И.Финисовым, хранятся в РГИА [7,10,11].

18 Возможно, именно цветом была частично решена проблема разных стилей храма и колокольни. На чертежах существующего в 1865 г. храма он полностью белый.

19 Судьба приходской московской церкви во имя Никиты Великомученика в Татарской слободе (сейчас – жилой дом по адресу Новокузнецкая ул., 4) очень похожа на шуйскую Спасскую. Впервые упоминается, как существующая в 1613, в 1693 г. перестроена в камне, в начале 19 века старая церковь обновлена и перестроена, в 1850-х снесена и перестроена капитально, в 1930-х снесена.

20 Среди московских зодчих середины 19 века известно двое с фамилией Степанов [13].

Степанов, Михаил Петрович (род. в 1824). Учился в Московском дворцовом архитектурном училище. В 1859 г. получил звание “назначенного в академики”. В 1869 – 1874 сверхштатный техник строительного отделения московского губернского правления, в 1873 – архитектор 1-й Градской больницы, с 1876 – архитектор Павловской больницы. В 1872 перестраивал Духовное училище в Донском монастыре (Донская пл., 1), в 1878 построил доходный дом по Богоявленскому пер., 5/1.

Степанов Николай Николаевич. Окончил Московское дворцовое архитектурное училище, в 1857 получил звание помощника архитектора. В 1872 осуществлял надзор за работами в Серпуховском училище. В 1884 построил ризницу церкви Иоанна под Бором (Черниговский пер., 2).

21 Михаил Дориментович Быковский – известный московский архитектор (1800-1885). Ученик архитектора Д.И. Жилярди. В 1828 получил звание архитектора, в 1831 – звание академика архитектуры. Работал чиновником особых поручений московского генерал-губернатора, директором Московского дворцового архитектурного училища, старшим архитектором попечительного совета заведений общественного призрения, старшим архитектором Воспитательного дома, архитектором Опекунского совета. Основатель Московского художественного и Московского архитектурного обществ. Автор многих построек в Москве и Подмосковье. Один из родоначальников русской архитектурной реставрации [13]. Работал в стиле позднего классицизма, позднее обращался к формам архитектуры итальянского Возрождения. Также эклектически соединял элементы архитектуры Возрождения с романскими и древнерусскими формами [14].

22 Каминский Александр Степанович (1829-1897) – московский архитектор, ученик К.А.Тона. Один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики. Автор первого здания Третьяковской галереи, десятков частных и общественных зданий в Москве; строитель Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. В Иваново-Вознесенске по его проекту построен кафедральный Преображенский собор[14].

1. Правдин Е. Описание города Шуи и Шуйских церквей. Шуя: Изд-е И.Турушина 1884. 180 с.

2. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: т.1 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: Издательство МИК, 2001. – 428 с.

3. Миловский Н.М. Неканонизированные святые города Шуи: Избр. Труды и материалы / Сост. И отв. ред. В.В.Возилов. – Иваново: “Референт”, 2007. – 208 с.

4. О переделке приходской Спасской церкви в г.Шуе / Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1285, оп. 8, ед.хр. 2543, 1827

5. ф. 1488, оп. 1, ед.хр. 535, 1827-1838. г.Шуя. Церковь. Фасад, план. Проект перестройки церкви в г.Шуе Владимирской губернии.

6. Спасская церковь. Шуя. Метрика. 1887 / Институт истории материальной культуры. ф Р-III, ед.хр. 521

7. О проекте постройки Спасской церкви в Шуе / РГИА, ф. 446, оп.3, ед.хр.24, 1838

8. О постройке новой колокольни при Спасской церкви / РГИА, ф. 137, оп.1, ед.хр.147, 1866

9. Ставровский Е.С. Справочная книжка по истории уездного города Шуи / Е.С. Ставровский. – Иваново : Изд-во “Иваново”, 1998. – 31 с.

10. Русский провинциальный некрополь. Сост. В.В. Шереметевский. М. 1914 http://www.vrev.ru/bibl.html

11. О постройке каменной колокольни при Спасской церкви / РГИА, ф. 173, оп.1, ед.хр.489, 1865

12. Дело о постройке каменной колокольни при церкви Всемилостивого Спаса в Шуе / РГИА, ф. 173, оп.1, ед.хр.528, 1866

13. Об одобрении постройки новой Никитской церкви вместо обветшавшей старой на Татарской / РГИА, ф.218. оп.3. д.1655. л.20. 1856-1858 гг.

14. Биографическая энциклопедия. Биография.ру http://www.biografija.ru/

Фотографии являются ссылками,

которые увеличивают их в новом окне

1. Фрагмент литографии “Вид города Шуи

с северной стороны” из книги В.А.Борисова

“Описание города Шуи и его окрестностей”

(1851) с изображением Спасской церкви

с шатровой колокольней в центре

2. Виды Спасской церкви в Шуе

на фотографиях рубежа 19-20 вв.

3. Виды Спасской церкви в Шуе

на фотографиях рубежа 19-20 вв.

4. Виды Спасской церкви в Шуе

на фотографиях рубежа 19-20 вв.

5. Виды Спасской церкви в Шуе

на литографии рубежа 19-20 вв.

6. Шуя. Площадь Ленина.

Крест на месте Спасской церкви

колокольне шуйской Спасской церкви

А – церковь Св. Великомученника Никиты в Старых Толмачах в Москве (Новокузнецкая ул., 4), 1858-1863 гг, уничтожена в 1935 г. (фото с сайта ВИКИПЕДИЯ);

Проекты архитектора Н.И.Финисова:

Б – колокольня Спасской церкви в Шуе. 1867-1869 гг. пл. Ленина (бывш. Спасская пл.), уничтожена в 1930 г;

В – церковь Св. Живоначальной Троицы (1863-1877 гг.) Московская область, Раменский район, с. Игнатьево, действующий приход (фото с сайта “Раменское благочиние”)

Г – церковь Св. Николая Чудотворца в Ямах в Москве, 1867-1878 гг., (ул. Николоямская, д. 39), уничтожена в 1957 г. (фото с сайта ВИКИПЕДИЯ).

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here