Молитва в шабат на вино

Чудотворные слова: молитва в шабат на вино в полном описании из всех найденных нами источников.

«Шабат шалом!»: традиция и духовный смысл приветствия

«Шабат шалом» – это приветствие, которым любой еврей встречает наступление субботы. В субботний день евреи прекращают любую деятельность и садятся за праздничный стол. Откуда пошла традиция и что она означает, рассмотрим далее.

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на горе Синай. Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением захода солнца евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» – «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб – хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата – после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня – кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы – это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата – в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота – великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

Молитва в шабат на вино

Шабат много раз упоминается в Торе: в рассказе о Сотворении мира (Брейшит/Бытие, 2:1-3); о выпадении мана (манны небесной), этого основного продукта питания народа во время многолетних скитаний в пустыне, – именно перед субботой каждой семье удавалось собрать в два раза больше мана, чем обычно (Шмот/Исход, 14:29); в связи с выходом из Египта (Дварим/Второзаконие, 5:15); указанием не уходить дальше определенного расстояния от стана (Шмот/Исход, 16:29); и, наконец, в связи со строительством Мишкана, переносного Храма в пустыне (Шмот/Исход, 35:1-3).

ЗАПОВЕДИ ШАБАТ

ПОЗИТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

Мицва 155: Делать шабат святым. “Помни день субботний, чтобы его освящать (хранить его святость)” (Шмот/Исход, 28:50).

НЕГАТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ

Мицва 320: Запрещено работать в субботу. “Не делай никакой работы в шабат” (Шмот/Исход, 20:10).

Мицва 321: Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. “Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день” (Шмот/Исход, 16:29).

Мицва 322: В субботу запрещено зажигать огонь. “Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу” (Шмот/Исход, 35:3).

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ШАБАТ

Помнить день субботний. К этой заповеди относится зажигание субботних свечей; произнесение Кидуша (освящение, выделение субботы); особые молитвы субботы и три обязательные трапезы, а так же авдала (отделение субботы от будних дней) и мелава малка (трапеза для праздничных проводов царицы-субботы).

Соблюдение субботы. Отстранение от творческих дел, разделенных на 39 основных категорий и их производных. К ним относятся, например, запрет зажигать свет в субботу, водить автомобиль, заниматься садовыми работами, письмом, бизнесом и т.д.

Почитание субботы. К этому относится приготовления к субботе, например, уборка дома; накрывание на стол; приготовление еды на субботу; купание и одевание особой одежды. “Тот, кто работает перед наступлением субботы, будет есть в субботу”.

Радость субботе. Мы радуемся субботе и когда едим вкусную пищу ( особые, субботние блюда: чолнт, кугель, кишке, цимес и др.), и когда учим Тору. Мы стараемся создать радостную субботнюю атмосферу. Многие спят в субботу после полудня, чтобы отдохнуть и восстановить энергию.

Тора учит, что сотворение мира длилось семь дней. Шесть дней Всевышний творил Вселенную, растительное царство, животных и венец творения – человека. А потом Он сотворил шабат – день святости (кдушат шабат) и покоя (менухат шабат). Б-г благословил седьмой день и объявил его святым, потому что в этот день Б-г прекратил всю свою созидательную деятельность.

Нам заповедано уподобляться Всевышнему, контролируя свои материальные устремления и направляя свои силы к субботе, дню духовного отдыха. Шабат называют “Предвкушением Будущего Мира”, потому что мы трудимся в этом мире, а награду получаем в Будущем Мире. И так же происходит в субботу – день, когда откладывают повседневные дела и заботы, перестают стремиться к материальным благам и полностью предаются духовной деятельности.

С точки зрения Торы, в шабате заключен главный смысл всего, он – цель, к которой мы стремимся. Фактически, именно шабат определяет название дней, первый день недели называется йом ришон лешабат (первый день после субботы), за ним следует шени лешабат (второй после шабат), и так далее. В отличие от светского календаря, у дней еврейской недели нет самостоятельных названий: как воскресенье, понедельник и другие.

Чтобы понять эту идею, можно привести машаль (аналогию) с автомобилем. Машина без тормозов очень опасна. Шофер теряет над ней контроль. Она легко может сойти с дороги. Поэтому и работа ради самой работы опасна, она сама приводит к своему концу. А суббота – перерыв, который контролирует наши материальные стремления, поднимая наше существование на более высокий духовный уровень. Те, кто соблюдают субботу, часто говорят о внутренней тишине, покое, сиянии: это и называется кдушат шабат – святость субботы. Мудрецы учат, что у того, кто соблюдает шабат, появляется нешама йетера (добавочная душа) – особое состояние души, не такое, как в обычные дни.

ОСНОВА ВЕРЫ

Знаменитый Йегуда Алеви (автор Кузари) говорит, что суббота – чудесное сокровище, которое позволило евреям пережить преследования и изгнание в течение многих веков. Он объясняет, что даже в самых трудных обстоятельствах, когда человек проникается духом субботы, его окружает особая атмосфера субботы, и он исполняется силы и веры. Как военная форма постоянно напоминает солдату, кто он, так и суббота напоминает еврею, какая у него духовная цель в жизни и какая роль. Поэтому не будет преувеличением сказать, что еврейский народ пережил тысячи лет преследований и унижений, в основном, потому, что соблюдал субботу. “Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев”.

Равенство, свобода и единство семьи. Одна из причин соблюдения субботы – необходимость помнить о том, что мы были рабами в Египте, и Всевышний вывел нас оттуда, чтобы мы получили Тору на Синае (Дварим/Второзаконие, 5:15). Суббота символизирует выход из физического рабства к духовной свободе. Иными словами, шабат – это переход от ежедневной светской деятельности и работы к святости и покою. Эта концепция свободы и равенства выражена в Десяти Заповедях. Мы читаем: “Соблюдай субботу, чтобы хранить ее святость, как тебе заповедал Всевышний. Шесть будних дней можешь работать и делать все, что тебе нужно, а в седьмой день – шабат Г-споду, Б-гу твоему, никакой работы не делай. Ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни слуга, ни служанка, ни бык, ни осел, ни другие животные, ни чужеземец в твоих вратах” (Дварим, 5:14). Тора говорит, что в субботу все евреи равны. Каждому полагается день отдыха, даже слуге и наемному работнику. В шабат каждый человек – царь. Богатый и бедный вместе молятся и вместе учатся, празднуя субботу рядом, как равные.

Шабат – семейный день, когда укрепляются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, учителями и учениками. Шабат это праздник, это день радости, когда едят вкусную еду, поют змирот (субботние песни) и идут в синагогу. Шабат становится прекрасным, праздничным островком во времени. Темп жизни меняется, напряжение рабочей недели спадает. Возникает пространство, где можно свободно вздохнуть, наступает релаксация и успокоение.

Шабат – это шанс раз в неделю отнестись к жизни с достоинством и святостью, способ понять смысл нашего еврейства. Шабат помогает нам осознать, что человек – не машина для делания денег, что в жизни есть нечто более высокое и мы живем не ради часа, а ради вечности и святости. Все это приходит к нам из опыта еврейской субботы, все эти переживания необычайно значимы и прекрасны.

ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ

ВЕЧЕР СУББОТЫ (В ПЯТНИЦУ) –ЛЕЙЛ ШАБАТ

Шабат маарив – вечерняя молитва в синагоге. Биркат абаним – благословение детей.

Шалом алейхем – песня, благословляющая ангелов, приходящих в субботу.

Эшет хаиль – песня из Мишлей (притчей царя Шломо), состоящая из двадцати двух фраз, прославляющих доблестную жену.

Кидуш – освящение субботы над бокалом вина. Это воспоминание о Творении мира и о том, как Б-г вывел нас из Египта.

Сеуда – праздничная трапеза в честь субботы. а) Участники идут после Кидуша совершить омовение рук с благословением, а потом хозяин дома говорит браху Амоци над двумя халами. б) Диврей Тора (слова Торы) принято говорить за столом. Обычно они касаются недельного раздела Торы. Детям задают вопросы о том, что они учили в школе. Змирот – с радостью поют субботние песни, многочисленные и разнообразные мелодии которых распространены среди евреев по всему миру. (На каждой из субботних трапез принято петь особые, очищающие и возвышающие душу песни, полные глубоких символов и цитат из Танаха, которые благословляют Всевышнего и указывают еврею его путь в мире.) Шир амаалот, биркат амазон – Шир Амаалот – “Песня возвышения” или “ступеней” – это теилим (псалом), который читают в праздники перед биркат амазон – “благословением после еды” (еды с хлебом). В субботнее благословение включены дополнительные вставки на этот день.

УТРО СУББОТЫ –ШАБАТ БАБОКЕР

1. Шахарит – утренняя молитва. а) Биркат ашахар – утренние благословения. б)Песукей дезимра – псалмы, восхваляющие Всевышнего. б) Шма и благословения. в) Амида – в субботу в ней только семь благословений, в отличие от будничной Шмоне эсре, состоящей из восемнадцати брахот. Утренняя молитва в шабат соответствует первой жертве, которую приносили каждый день утром в Храме в Иерусалиме – тамид (постоянной жертве).

ЧТЕНИЕ ТОРЫ –КРИЯТ А-ТОРА

Вынос Торы – Моше рабейну постановил, чтобы Тору читали утром в шабат, в понедельник и в четверг. После чтения Торы и афтары произносят несколько молитв, благословляющих тех, кто поддерживает Тору, изучая ее, обучая ей и давая средства на обучение. Тора возвращается в арон кодеш – Ковчег, специальный украшенный шкаф, где хранятся свитки.

Мусаф амида – Дополнительная молитва, всегда состоит из семи благословений и соответствует мусафу – дополнительным жертвоприношениям в Храме, которые приносили в субботу.

Утренний кидуш – второй кидуш, который установили мудрецы, читают перед началом второй, утренней, трапезы субботы. Вторая заповеданная трапеза – Во многих домах принято с древних времен есть в это время чолнт – особое блюдо, которое до наступления субботы готовят из мяса и бобов, часто с добавлением картофеля, и так далее, и держат, пока не приступили к еде, на горячей плите. (На печи, на покрытой металлическим листом газовой плите или на специальной электроплите, мармите, температура которого ниже ста градусов. Конечно, запрещено в субботу регулировать огонь или электричество.) Диврей Тора, змирот, биркат амазон – сопровождают вторую субботнюю трапезу так же как и первую.

СУББОТА ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ – МИНХА

Молитва минха – Она соответствует ежедневному полуденному жертвоприношению в Храме, тамид.

Крият атора – К Торе вызывают троих: коэна, леви и исраэля (не коэна и не левита). Это чтение учредил Эзра а-Софер, мудрец и пророк, который вывел евреев из Вавилона и отстроил Второй Храм. Шалош сеудот – Третья обязательная трапеза субботы со своими субботними песнями.

ИСХОД СУББОТЫ – МОЦЕЙ ШАБАТ

Молитва маарив – Обычная вечерняя молитва с некоторыми добавлениями. В молитву Шмона эсре включается вставка авдала, которая отделяет субботу от будних дней. Другие добавления – виги ноам, теилим 67 и веата кадош. Авдала – церемония отделения субботы от будней.

а) Наливают до краев бокал вина и зажигают свечу с несколькими фитилями. Под рукой находится коробочка со сладко пахнущими специями.

б) Иней кэль ишуати эвтах – “Вот, Б-г спасения моего” – так начинается гавдала, затем произносят благословение на вино.

в) Говорят браху над благовониями. Их запах должен служить нам утешением в момент ухода с наступлением буден дополнительной субботней души (нешама йетера).

г) Произносят благословение над огнем свечи из нескольких фитилей. При этом руку подносят к огню, чтобы его отражение стало видно на ногтях, – это символизирует контраст между светом и тьмой.

д) Заключительная браха благословляет Творца, Который разделяет между святым и светским, светом и тьмой, Израилем и другими народами, седьмым днем покоя и шестью рабочими днями.

е) Затем пьют вино.

3. Мелава малка – “Проводы царицы-субботы” – это особая трапеза, которую многие устраивают в моцей шабат (на исходе субботы). Некоторые называют ее “сеудат Давид амелех” (трапеза царя Давида). Давиду было предсказано, что он умрет в шабат, и с этого дня до самой смерти на исходе каждой субботы он устраивал праздничную трапезу, благословляя Всемогущего за то, что Он дал ему прожить еще неделю.

«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псалм 2:11-12).

Б-г хочет, чтобы мы жили, как указывает Тора, почитали Его Сына Иешуа га Машиаха (Иисуса Христа) своим Мессией, ради нашего блага и блага всего Его творения в целом.

Через крест Мессия приготовил нам путь в небесную субботу.

Call of Zion

Еврейская культура и традиция

  • Праздники Израиля
  • Еврейская традиция
  • Еврейский юмор
  • Известные люди
  • Художники
  • Еврейская поэзия и проза
  • Проза
  • Стихи
  • Видеотека клипов
  • Фонотека еврейских песен
  • Еврейская Кухня
  • Учим иврит
  • Аудиокнига Бориса Васюкова “ТЫ МОЙ”

Где великие империи Вавилон и Ассирия, Персия и Византия, Греция и Рим? Остались только руины и языки их мертвы. А Его народ каждую Пасхальную ночь шепчет друг другу на своем языке: «Следующий Песах- в стране Израиля, в отстроенном Иерусалиме!»

Ту Би-Шват или Новый год деревьев

Этот праздник не yпомянyт в Торе. Он yстановлен Мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого – «по прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих» (Втор.14:28).

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).

Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-15)

«Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». (Исх. 31:17) В еврейских субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать "субботнему покою" следующий день, воскресенье.

– день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),

– полная неделя (Лев 23:15),

– и седьмой год (Лев 25:4).

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев — праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12).

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:

«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ

О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ

О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»

«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.

Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.

По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают "амен". Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва — хавдала. Слово "хавдала" в дословном переводе с иврита означает "отделение" или "разделение". Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог–спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь–сила моя, и пение мое–Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12)

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.

Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории , которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат — это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церкви проводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковь практически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты, считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.

Для тех, кто считает себя "ехудим мешихим" (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии – "…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.

Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем:

Источник: http://ev-cv.narod.ru; www.genon.ru; www.eleven.co.i; http://www.orhaolam.org/orhaolam/holidays/havdalah.htm; http://judaism.about.com/od/prayersworship/a/havdalah.htm

Важность празднования евреями заповеданных праздников Божьих для нас, христиан.

Аннотация В знаменитом романе известного американского писателя Леона Юриса рассказывается о возвращении на историческую родину евреев из разных стран, о создании государства Израиль. В центре повествования — история любви американской медсестры и борца за свободу Израиля, волею судеб оказавшихся в центре самых трагических событий XX века. «Исход» — история величайшего чуда нашего времени, не имеющего аналогов в истории человечества. Это рассказ о втором рождении народа, который был рассеян по миру два тысячелетия.

Оценка 4.2 проголосовавших: 145
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here