Чудотворные слова: молитва в жизни верующего в полном описании из всех найденных нами источников.
Молитвы, которые обязательно помогут.
Молитвы, которые должен знать каждый православный христианин: Отче наш, Царю Небесный, Благодарственная молитва, Призывание помощи Духа Святаго на всякое дело доброе, Пресвятой Богородице, Да воскреснет Бог, Животворящий крест, Святому великомученику и целителю Пантелеймону, Пресвятой Богородице, На умиротворение враждующих, О болящих, Живой в помощи, Преподобному Моисею Мурину, Символ веры, другие ежедневные молитвы.
Если у вас на душе тревога и вам кажется, что в жизни все получается не так, как желается, или не хватает сил и уверенности продолжить начатые дела, читайте эти молитвы. Они наполнят вас энергией веры и благополучия, окружат силой небесной и защитят от всех невзгод. Они придадут вам силы и уверенность.
Молитвы, которые должен знать каждый православный христианин.
“Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя как на земле, так и на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим; и не вводи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и сила и слава навеки. Аминь”.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняя, Сокровище благихъ и жизни Подателю, прииди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благодарственная молитва (Благодарение за всякое благодеяние Божие)
Эту молитву испокон веков верующие люди читают не только в том случае, когда их дела, по молитвам к Господу, завершились удачно, но и славя Всевышнего, и благодаря Его за сам дар жизни и постоянное попечение о нуждах каждого из нас.
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Слава и ныне: Богородичен
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Призывание помощи Духа Святаго на всякое дело доброе
Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.
Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог творити можеши.
“О Пресвятая Владычица Богородица, небесная Царица, спаси и помилуй нас, грешных рабов Твоих; от напрасной клеветы и всякой беды, напасти и внезапной смерти, помилуй в дневных часах, утренних и вечерних и во все время сохрани нас – стоящих, сидящих, на всяком пути ходящих, в ночных часах спящих, снабди, заступи и покрой, защити. Владычица Богородица, от всех врагов видимых и невидимых, от всякого злого обстояния, на всяком месте и во всякое время будь нам, Мать Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
“Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь”.
“Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста, сохрани меня от всякого зла. Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, как в слове и в деле, как в ведении и не в неведении, как во дни и в ночи, как в уме и в помышлении, все нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори. Братиям и сродникам нашим даруй яже ко спасению прощения и жизнь вечную. В немощах сущих посети и исцеление даруй. На море управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов отпущение даруй. Заповедавшим нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их, где пребывает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братьев наших плененных, избавь их от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, дай им путь ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных, и недостойных рабов Твоих, и просвяти наш ум светом разума Твоего, и заставь нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.
Святому великомученику и целителю Пантелеймону
“О Великий Христов угодник и преславный целитель великомученик Пантелеймон. Душой на небеси Престолу Божию предстояй трипостные Его славы наслаждайся, телом же и ликом святым на земле в божественных храмах почивай и данной тебе свыше благодатью различные источай чудеса. Призри милостивым твоим оком на предстоящий люди и честней твоей иконе молящейся и просяще от тебя целебные помощи и заступлении, простри к Господу Богу нашему теплые свои молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений. Се ниже вознеси глас молебный к Его, в Божестве неприступной славе сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатая милостиво ко Владычице и молитвенника за нас грешных призываем. Яко ты принял еси благодать от Него недуги отгонять и страсти исцелять. Тебя просим, не призри нас недостойных молящихся тебе и твоей помощи требующих; будь нам в печалях утешителем, в недугах лютых страждущим врач, напутствующим прозрение датель, с сущим и младенцам в скорбях готовейший предстатель и исцелитель, исходатайствуй всем, вся ко спасению полезная яко да твоими к Господу Богу молитвами, получивши благодать и милость прославим всех благих источника и Дароподателя Бога Единого в Троице Святой Славного Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
“Пресвятая Владычица моя Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и все скверные, лукавые и хульные помышления”.
На умиротворение враждующих
“Владыко Человеколюбче, Царь веков и Податель благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабам Твоим, вскорени в них страх Твой, друг к другу любовь утверди, угаси всякую распрю, отними все разногласия, соблазны. Яко Ты есть мир наш, Тебе славу воссылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и вовеки веков. Аминь”.
Владыко, Вседержитель, Святой Царь, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй ниспадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего . немоществующа посети милостию Твоей, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ему, Господи, врачебную силу Твою с небес ниспошли, прикоснися тела, угаси огневицу, украти страсть и всякую немощь таящуюся, будь врач раба Твоего, воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления целого и всесовершенного, даруй его Церкви Твоей благоугождающего и творящего волю Твою, Твое есть, еже миловати и спасти ны, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
“Живой в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господу: Заступник мой если и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко избавит тя от сети ловчей и от словес мятежных; плещма Своими осенит тя, под крылья Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его. Не убоища от страха ночного, от стрелы, летящей во дни, от вещи во тьме приходящие, от сряща и беса полуденного. Падет от страны твоей тысяча, и тьма одесную тебе, к тебе же не приблизится, обаче очима Твоими смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое; Вышнего положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приблизится телу твоему, яко ангелам Своим заповесть о тебе, сохраняти тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю, и покрою и, яко познав имя Мое, воззовет ко Мне и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, явлю ему спасение Мое”.
Преподобному Моисею Мурину
О, великая сила покаяния! О неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником. Ты ужаснулся своих грехов, восскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имя), влекомым в погибель от того, что они предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их гибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имя), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистою Кровью Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их от рабства страстей и избавь от винопития, чтобы они обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего свои создания. Аминь”.
“Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, Видимым же всем и невидимым, во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже, от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина и от Бога истина, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате и страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день по Писанию. И восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца. И паки грядущего со будит живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего. Иже с Отцом и Сыном спокланяема и сславима, глаголившего пророки. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”.
Молитва супругов, детей не имущих
“Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью . Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.”
Проснувшись утром, мысленно произнесите следующие слова:
“В сердцах – Господь Бог, впереди – Святой Дух; помогите мне с вами день начать, прожить и закончить”.
Отправляясь в дальний путь или просто по каким-либо делам, хорошо мысленно произнести:
“Ангел мой, пойдем со мной: ты – впереди, я за тобой”. И Ангел-хранитель окажет вам помощь в любом начинании.
Чтобы жизнь ваша улучшилась, хорошо ежедневно читать следующую молитву:
“Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь”.
Если у вас появилась тревога за близких, произносите следующую молитву, до тех пор пока не придет спокойствие:
“Господи, спаси, сохрани, помилуй (имена близких). Все будет у них хорошо!”
Иные популярные молитвы:
Православный календарь на год. Церковный календарь
Православные Чудотворные иконы Божьей матери и святым угодникам
Десять заповедей Закона Божия
Избранные тропари. Общие тропари Святым Угодникам
Различные молитвы
Молитва в день рождения
Молитвы на великие двунадесятые праздники
Тропари Б-В. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Тропари И-К. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Тропари Л-Н. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Тропари Р-Я. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Молитвы при недостатке материнского молока
Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери, Пресвятой Богородице
Молитвы о семейном благополучии иные
Православные информеры для сайтов и блогов
Все молитвы .
Дженнифер Уокер. Тайна молитвы в жизни верующего
ТАЙНА МОЛИТВЫ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО
В своей проповеди под названием "Молитва, которую слышит Бог" Эдвардс утверждает, что принятие Богом наших молитв вытекает из важных аспектов Божественной природы. Эдвардс доказывает по Писанию, что Божье внимание и ответ на молитву отличает Его от всех идолов. "Истинный Бог является единственным, Кто имеет такой характер; ни об одном другом божестве нельзя сказать, что оно слышит молитвы" (3). Это отличает истинного Бога от богов, которым молятся язычники, и которые не могут ни слышать, ни отвечать на молитвы. О тщете ложных богов псалом говорит: "Есть у них руки, но они ничего не делают, ноги у них есть, но они не ходят". Уникальность молитвы, по Эдвардсу, содержит четыре основных аспекта: свободный доступ, готовность слышать, свобода дара и откровения Божьего величия.
Дети Божьи имеют свободный, открытый и неограниченный доступ к Нему через молитву. Между народом Божьим и престолом Его нет завесы, как наставляет апостол: "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы помочь в трудную минуту" (Евр.4.16 KJV). Бог готов во все времена чтобы услышать мольбы Своего народа. После установления этого принципа, Эдвардс показывает по Писанию, что Бог с радостью слышит истинную молитву, ссылаясь на Пс.85.5: "ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя". Действительно, Бог охотно и часто отвечает на просительную молитву. В Дан.9 Даниил просит Бога о помощи и, пока он еще молился, Бог посылает архангела Гавриила к нему на помощь. Даже если молитва кажется нам напрасной, Эдвардс учит, что Бог присутствует в ней. Любая молитва, не отвеченная в данный момент, в конечном счете приводит ко благу Его людей, "чтобы они могли лучше подготовиться к милости, прежде чем они получат ее, или потому, что в другой раз будет лучше для них" (4). Молитва, которую слышит Бог, дает душе обильные благословения, больше, чем весь Его народ мог бы попросить или вообразить (5). Его знание человеческого сердца и истории позволяет ему обеспечить все, что идеально подходит для любого желания личности. Цитируя Иак.1.4-5 – "Если у кого-либо из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем щедро" – Эдвардс утверждает, что люди должны просто молиться с верой и доверием, и Бог все щедро предоставит им.
Бог проявляет Свою власть над сердцами людей и над природным миром в Своем внимании к молитвам. Когда Исав вышел против Иакова с армией, Иаков молился о милости, и Бог изменил сердце Исава от ненависти к милости (6). Бог явил Свое величие над всем творением, остановив солнце и лугу на несколько часов в ответ на молитву Иисуса Навина (7). Илия помолился, и дождь не приходил на землю, пока пророк снова не обратился к Богу, и Бог почтил рвение Илии, изменив время дождей (8). Вот характеристики молитвы, уникальные для христианского Бога и ставящие Его неизмеримо выше всех богов, и являющие Его величие, всеведение и любовь.
Бог открывает многое из Своего характера в Своем желании слышать молитвы людей. У Эдвардса, однако, возникает два вопроса. Почему Бог требует от людей молиться, и почему Он, бесконечно возвышенный, может охотно прислушиваться к мольбам бесконечно низких людей? В ответ на первый вопрос, Эдвардс разъясняет, что молитва, конечно же, не информирует Бога о желаниях человека. Как дивно всезнающий, Бог не может получить никаких знаний; действительно, Эдвардс утверждает, что "Он знает, что мы хотим, в тысячу раз более совершенно, чем мы сами, прежде чем мы просим" (9). Молитва не изменяет суверенный Божий план, но она служит в качестве средства, которое Он выбирает, чтобы даровать милость и благословения людям. Эдвардс далее поясняет эту позицию в своей проповеди "Молитва, которую слышит Бог": "Богу было угодно сделать молитву предшествующей дару Своей милости, и Он благоволит одарить нас милостью в результате молитвы, как будто Он был убежден этой молитвой. Когда народ Божий прибегает к молитве, это является следствием намерения Божия проявить милосердие, поэтому Он изливает дух благодати и умиления" (10).
Бог Сам вдохновляет тех, кого Он благословит обратиться к Нему со своими мольбами. Эдвардс имеет два объяснения того, почему Бог установил молитву в качестве предпосылки для благословения. Во-первых, молитва признает полную неспособность человека помочь самому себе, и Его полную зависимость от Бога как Автора и Источника всего сущего (11). Подтверждение этой зависимости приносит славу Богу. Поскольку Бог создал все творение для Своей славы, уместно и правильно, что люди должны почитать Его в своих молитвах. Во-вторых, молитва не только для славы Божьей, но и на благо человека. Искренние молитвы готовят просящего к принятию благословений. Эдвардс отмечает, что истинные, горячие молитвы, которые исходят из сердца, "захватывают ум, открывая значение благодати, к которой мы стремимся. в результате чего ум более готов чтить ее, радоваться ей, когда она дана, и быть благодарным за это" (12). Пока ум не признает ценность и необходимость этого требования, он не сможет действительно радоваться в ответ. Кроме того, молитва исповедания выявляет истинную испорченность человеческих сердец, и приводит людей к более глубокому пониманию их нужды в прощении. В результате Бог получает большую славу, а человек – глубокое чувство радости и благодарности. Вот главный аргумент Эдвардса о необходимости молитвы.
В своих "Фрагментах" Эдвардс описывает еще один существенный мотив для молитвы: общение с Богом (13). Общение и связь между членами любого сообщества – это речь, разговор; их благополучие и счастье зависит от дружбы, а дружба, в первую очередь в обществе, требует словесного выражения. Таким образом, высшее благополучие и счастье человека зависит от взаимного общения с Богом. Бог говорит с людьми через Его Слово, и люди должны реагировать через молитву. Раскрытие Царства Божия включает в себя дружбу с другими верующими, но что еще более важно, оно призывает к дружбе с Самим Царем. Эдвардс утверждает, что основа для общения и счастья на небесах начинается в этом мире. Таким образом, игнорировать "славного Главу, Источник всякого совершенства и счастья сообщества" уменьшает будущую радость и общение (14). Свободное, открытое, доверительное общение оказывает должное уважение и честь Богу и приносит наибольшее счастье и в этой жизни, и в будущей.
После решения вопроса о том, почему люди должны молиться, возникает вопрос, почему Бог пожелал установить со столь "презренным и недостойным" творением, как человек (15). Бог настолько полон и стоит настолько выше человека, что Его желание выслушать наши молитвы не может вытекать из какой-либо необходимости для Него в общении с человечеством. Ничто в самом человеке не может привлечь Бога к нему; Бог не может найти какое-либо достоинство, присущее человеческой молитве. Однако, как текущий источник радует тех, кто вокруг него, так Богу угодно изливать Свою милость и благость на Свои творения через общение с ними. Бог не только находит радость в заботе о тех, кто ниже Его, но это также значительно прославляет и почитает Его, являя Его полную достаточность в связи с человеческой зависимостью.
Поскольку Бог свят и праведен, Он не может общаться с грешными людьми без посредника. Поэтому в Своей щедрой доброте Он дал идеальное решение во Христе Эдвардс утверждает, что "что наша вина не должна стоять на пути, как стена между Богом и нами, и что наши грехи не могут быть облаком, через которое наши молитвы не могут пройти" (16). Своей смертью Христос искупил грехи человеческие и приобрел для нас честь приходить свободно и открыто к Престолу благодати, ибо Он постоянно ходатайствует перед Богом от имени человека. Жертва Христа имеет здесь двоякий смысл: " Он не только устранил все препятствия для наших молитв, но и добился того, что они не могут быть не выслушаны. Его заслуги – это ладан, который предлагается с молитвами святых, что делает их приятным благоуханием Богу, Который всегда призрит на них" (17). Предоставляя Посредника, Бог позволяет людям приблизиться к Себе, чтобы они могли пить из Его источника, и таким образом Он лишь увеличивает Свою славу. Он любезно предоставил мост между Своей бесконечной славой и греховной природой человека, послав Своего Единородного Сына (18).
Эдвардс приводит веские наставления о порядке, в котором люди должны призывать Бога. Он обращается к Библии, чтобы найти основу молитвы:"Как высока наша привилегия в том, что у нас есть святое Слово Того же самого Бога, чтобы направлять нас, как искать Его милости!" (19). Согласно заповеди Христа в Новом Завете, Эдвардс указывает, что люди должны "молиться: Отче наш, сущий на небесах" с искренней верой (20). В "Оправдании только верой" Эдвардс говорит: "Христианская молитва к Богу о благословении, есть лишь выражение веры в Бога для этого благословения. Эта молитва лишь голос веры" (21). Один из его фрагментов также подчеркивает истину, что надлежащая молитва существует только через веру: "Все, что есть дело молитвы, есть вопрос веры, и молитва веры не может подвести. Через веру приходят все блага, в которых люди нуждаются" (22). Молитва не может выступать в качестве магического процедуры, по которой христиане могут получить все, чего они хотят, через какой-то гарантированный стимул. Скорее вера во Христа служит предпосылкой для слышания и ответа.
В дополнение к приближению к Богу с верой, верующий должен молиться с покорным и смиренным сердцем, признавая величие Бога. Эдвардс использует пример Самого Христа, чтобы поддержать необходимость смирения: "Христос выразил большое уважение к Богу в Своей манере молитвы, когда Он опустился на колени и молился Отцу в саду (Лк.22). Он также проявил идеальное подчинение воле Бога, ибо и в Своей изначальной природе Он подчинялся воле никто и знал, что Он есть верховный Господь неба и земли и будет править так, как Ему угодно" (23). Христос смиренно принял смерть и унижение, хотя "воля Бога было настолько ужасна для Его человеческой природы" (24). Сам будучи Лицом Святой Троицы, Христос приходил к Богу в молитве с таким огромным смирением, которого дай Бог людям вообще!
Люди также призваны молиться непрестанно. Эдвардс предупреждает, что "лень и неустойчивость в молитве являются причинами, которые делают ее настолько тяжким бременем, как это некоторым кажется" (25). И наоборот, если человек молится постоянно, он "приобретает одно из лучших средств, ведущих к христианской и угодной Богу жизни, жизни в сладком общении со Христом и обильном созерцании света Его лица" (26). Жизнь Христа является великим примером послушания этой заповеди о молитве. Христос молился "с сильным воплем и со слезами", со всем усердием, чтобы иметь помощь Божию в любой ситуации (27). Истинный верующий должен иметь глубокую жажду общения с Богом через молитву. Эдвардс прямо называет молитву "восхитительным долгом" и предостерегает от пренебрежения его: Если мы можем наслаждаться столь большой привилегией, как то, что Бог слышит наши молитвы, то как же велика будет наша глупость и высокомерие, если мы пренебрегаем такой привилегией или не используем ее, и лишаем себя пользы от поиска Бога в молитве!" (28). Невежество для Эдвардса не может служить оправданием. Спрашивая, почему люди пренебрегают своим долгом, он говорит: "Невозможно, чтобы от кого-то среди нас было сокрыто такое повеление Бога" (29). Во всех своих работах Эдвардс показывает серьезность молитвы и учит, что люди должны полагаться на Бога полностью и умолять Его о силе и усердии в этой обязанности.
Вопрос о том, что является истинным предметом молитвы, не раз возникает в обсуждении Эдвардсом этой темы. Молитва за ближнего приносит поддержку людям и чтит Бога, признавая Его силу при работе в жизни каждого человека. Христос является примером важной роли молитвы в Гефсиманском саду, когда Он просит, чтобы Его ученики бодрствовали и молились с Ним. Эдвардс также наставляет родителей в важности молитве за своих детей, заявив, что "их обязанность искренне молиться" об их спасении и росте (30). Кажется, что роль молитвы в этих областях ясно, но всегда ли правильна молитва за потерянных? Эдвардс основывает свой ответ на примере, найденном в I Книге Царств, и опять же на примере жизни Христа. Несмотря на то, что израильтяне отвергая Бога, жестоко обращались с пророком и требовали Самуил говорит: "Не дай Бог, чтобы я согрешил против Господа, чтобы перестать молиться за вас" (31). Верующие должны молиться за спасение неверующих душ, веря, что Бог будет чудесным образом работать в невозрожденных сердцах. Христос молился и за грешников, и за святых. Эдвардс напоминает своим читателям, что "если наш Глава жалеет даже проклятых и стремится к их благу, то мы несомненно должны делать то же самое" (32). Поощряя молитву за все народы во всем мире, Эдвардс дает следующую оценку молитвенной жизни Давида Брайнерда: "В своих молитвах, он настаивал на процветании Сиона, продвижения Царства Христа в мире, и процветании и распространении религии среди индейцев" (33). Таким образом, Эдвардс считает, что всегда важно молиться за потерянные души, но есть также обстоятельства, при которых это не является необходимым. Если неверующий борется против христианства и, следовательно, является врагом Богу, Эдвардс утверждает, что в таком случае "вполне возможно молиться против наших врагов" (34). Кроме того, не является обязанностью верующего молиться за тех, кто грешит к смерти (35). За исключением этих двух последних условий, однако, молитва за всех ближних является важным аспектом молитвы.
Наконец, Эдвардс обращается к нескольким возражения против его понимания молитвы. Во-первых, у некоторых молящихся может сложиться впечатление, что их молитвы могут убедить Бога изменить свое мнение. В Иер.18.8 приводится пример того, как Бог "смягчился" после молитв святых: "если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему". 2 Пар.21.15 утверждает, что Бог смилостивился и отвел бедствие, которому Он замыслил предать Иерусалим. Когда Бог использует эти выражения таким образом, Он тем не менее не использует их в человеческом смысле. Его формулировки служат метафорами, позволяющими людям постичь Божественную тайну. Эдвардс говорит: "Не нужно думать, что Бог изменяется или делает что-то новое в ответ на наши молитвы; ибо это не более возможно, чем возникновение у Него новых наклонностей, новой воли или нового знания" (36). Как Суверенный и Всезнающий Бог никогда не имеет оснований изменить Свое мнение.
Ответ на это возражение поднимает, однако, еще несколько вопросов. Один из них таков: почему люди должны молиться суверенному Богу, Который предопределил всю историю, если от их молитв на самом деле ничего не изменится? Какова цель молитвы, если Бог знает все заранее, в том числе и саму молитву? В "Религиозных чувствах" Эдвардс учит, что молитва ничего не меняет в отношении Бога, изменение происходит у людей. Молитва, говорит он, "может не иметь иного действия, кроме тенденции влиять на наши собственные сердца или сердца других людей" (37). Она открывает благословения Божьи людям, изменяя человеческие сердца и желания, и позволяет людям лучше понять свою собственную зависимость в сочетании с Божьей великолепием.
Молитва может изменить сердца нас самих, но как насчет молитв за других? Какую роль играет молитва за больного друга или страдающего родственника? Возникает вопрос, что может быть целью или результатом такой молитвы. Изменяет ли она лишь сердце страдальца, или в самом деле может повлиять на его физическое восстановление? Библия часто описывает, как Христос молится за здоровье других, и в то же время она содержит заповедь верующим "носить бремена друг друга". Писание учит, что "молитва веры исцелит болящего", и что "много может усиленная молитва праведного" (38). Порой кажется, что это не совпадает с Божьим провидением над творением. Такие мыслители, как К.С.Льюис, разработали решение, разделяя молитвы в Писании на две категории: условные молитвы – "Да будет воля Твоя", и молитвы, творимые с полной уверенностью в определенном исходе. Льюис признает, что он не знает, как сбалансировать эти две, казалось бы, противоречивые идеи для правильной молитвы, но Эдвардс, похоже, не видит противоречия между ними. Молитва является средством, которым Бог осуществляет Свою волю, и это прекрасное средство. Точно так же, как Эдвардс учит, что люди должны проповедовать Евангелие, даже если они сами по себе не могут привести к желаемой цели, он говорит, что люди должны молиться с верой. Молитвы не исцеляют и не обеспечивают утешение сами по себе, но они являются средством достижения этой цели. Молитвы обеспечивают контекст, в котором Бог в Своем благоволении выбирает работать.
Возможно еще одно возражение, если Бог, как иногда кажется, игнорирует наши молитвы. Эдвардс отвечает, что это возражение не дает никаких доказательств против внимания Бога к нашим молитвам, а показывает, что Бог смотрит на отношения наших сердец. Эдвардс особенно предостерегает от трех неправильных мотивов. Во-первых, молитва не должна быть направлена на какие-то временные блага, которые удовлетворяют человеческие прихоти, а не прославляют Бога, и Бог вряд ли ответит на нее. "Часто, когда люди молятся о временных благах, они желают их без всяких целей кроме того, чтобы удовлетворить свою гордость или чувственность. Если они молятся за мирские блага главным образом с мирским духом, то они творят себе идол; не удивительно, что Бог не услышит их молитвы" (39). На самом деле Бог защищает людей, не отвечая на их молитвы о недостойных желаниях. Во-вторых, неискренние молитвы, предлагаемые без истинной веры, не чтят Бога, и это не то состояние человеческого сердца, чтобы оно могло получить Божьи благословения. Такие люди "не проявляют ни зависимости от Бога, ни доверия к Его достаточности и милосердию" (40). Такое неадекватное отношение отвергает обе основные причины для молитвы. Это предупреждение особенно относится к тем, кто молится искренними словами, чтобы Бог помог им избавиться от их грехов, но их образ жизни наглядно демонстрирует противоположное желание. В-третьих, некоторые думают, что Бог не слышит их молитвы, когда Он не отвечает на них в ожидаемый ими срок. Так как Бог, тем не менее, знает, "что является лучшим для нас в десять тысяч раз лучше, чем мы" (41), он обещает выполнить их в идеальное для Его воли время. Итак, ответ Эдвардса на все три возражения учитывает его понимание основ молитвы – славы Бога и готовности человека. Любая просьба, которая ведет к снижению хотя бы одной из этих целей, говорит не об отсутствии их у Бога, а скорее о недостаточности человеческих мотивов.
Стремление к славе Божьей имеет первостепенное значение во всех рассуждениях Эдвардса о молитве. Молитва – это милостивый дар, и все же на самом деле это долг, который каждый христианин должен непрестанно исполнять, чтобы прославлять Бога и готовить свое сердце для Божьей работы в его жизни. Эдвардс подчеркивает огромную важность молитвы и стремится вдохновить всю общину своим примером и учением. Вывод Эдвардса является радостным ответом благодарности: "Как высока наша привилегия в том, что у нас есть святое Слово этого Бога, которое показывает нам, где и как искать Его милости! В какой бы скорби или тесноте мы ни находились, мы можем пойти к Нему с доверием и радостью. Какое утешение это для нас! Как велика для нас причина радоваться этой столь высокой привилегии и благословлять Бога, что у Него так много милости к нам, что Он дает нам Свое Слово и раскрывает Себя для нас" (42). Такое понимание свободного дара молитвы должно кардинально изменить жизнь истинных последователей Христа.
University Press, Bloomington/Indianapolis, 1990.
Edwards, Jonathan. “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer” In The Works of Jonathan
Edwards: Peabody. MA: Hendrickson Publishers, Inc., 1998. II:71.
Edwards, Jonathan. “Justification by Faith Alone.” Available at:
Edwards, Jonathan. “Religious Affections” In The Works of Jonathan Edwards: Peabody. MA:
Hendrickson Publishers, Inc., 1998. I:242.
Edwards, Jonathan. “The Most High a Prayer-Hearing God” In The Works of Jonathan
Edwards: Peabody. MA: Hendrickson Publishers, Inc., 1998. II:113.
Gerstner, John H. The Rational Biblical Theology of Jonathan Edwards: Volume I. Powhatan, VA:
Berea Publications, 1991.
Gerstner, John H. The Rational Biblical Theology of Jonathan Edwards: Volume II. Powhatan, VA:
Berea Publications, 1991.
Gura, Philip F. Jonathan Edwards: America’s Evangelical. New York: Hill and Wang, 2005.
Marsden, George. Jonathan Edwards: A Life. New Haven, CT: Yale University Press, 2003.
Tracy, Patricia J. Jonathan Edwards: Religion and Society in Eighteenth-Century
Northampton. New York: Hill and Wang, 1980.
Winslow, Ola Elizabeth. Jonathan Edwards: A Biography. New York: Macmillan Company, 1940.
(3) The Most High a Prayer-Hearing God” (Works II:113).
(4) Ibid. 114 (5) Ср. Еф.3.20 (6) См. Быт.32 (7) Иис.Нав.15 (8) 3 Цар.17
(9) The Most High A Prayer-Hearing God,” (Works II:116).
(10) Ibid. (11) Ibid. (12) Ibid.
(13) Miscellanies 1338
(15) The Most High a Prayer-Hearing God,” (Works II:116).
(16) Ibid. (17) Ibid.
(19) The Most High a Prayer-Hearing God,” (Works II:116).
(20) Miscellanies 743
(21) Edwards, Jonathan. “Justification by Faith Alone.” Available at:
(22) Miscellanies 690 (23) Miscellanies 791 (24) Ibid.
(25) “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer (Works II:77)
(27) Miscellanies 795
(28) The Most High A Prayer-Hearing God,” (Works II:117). (29) Ibid.
(30) Miscellanies 577
(31)1 Цар.12.23 KJV
(32) Miscellanies 1356
(33) Цит. по Marsden 325
(34) Miscellanies 640
(35) Miscellanies 1348
(36) The Most High A Prayer-Hearing God,” (Works II:116).
(37) Religious Afflictions (Works 1:242)
(39) The Most High A Prayer-Hearing God,” (Works II:117).
(40) Ibid. (41) Ibid.
(42) The Most High A Prayer-Hearing God,” (Works II:116).