Молитва варваре и сергию родителям александра свирского

Чудотворные слова: молитва варваре и сергию родителям александра свирского в полном описании из всех найденных нами источников.

Преподобные Сергий и Варвара Островские

28 июня – день памяти преподобных Сергия и Варвары Островских – родителей великого святого Александра Свирского (в день памяти собора Санкт-Петербургских святых).

Ниже – икона Преподобных Александра Свирского, Сергия и Варвары Островских

Родители преподобного Александра Свирского – схимонах Сергий и схимонахиня Варвара (в миру Стефан и Васса) — крестьяне села Мандеры, принявшие постриг во Введенском Островском монастыре. Здесь же впоследствии они и были погребены. Сейчас их надгробия установлены в часовне, находящейся на территории действующего Введено-Оятского женского монастыря.

За свою Богоугодную жизнь Сергий и Варвара были канонизированы Церковью и прославленны в чине преподобных.

Александр Свирский называл Островскую обитель “монастырь моих родителей” и почитание родителей преподобного началось вскоре после канонизации святого Александра Свирского.

На фото – Икона Св. Пр. Варвары и Сергия Островских в Троицкой часовне Александра Свирского мужского монастыря Ленинградской области. (Фото – Бобров М. С.) (взято с сайта www.trmples.ru )

Спустя некоторое время попущением Божиим прекратилось у них рождение детей. Часто они уединялись в близлежащий Введенский Островский монастырь, где пребывали в посте и молитве и просили Бога о рождении чада. В одну ночь, молясь в уединении, Стефан и Васса увидели некоторое знамение Божие и услышали голос, говорящий им: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу и родите сына, утешения тезоименита, яко в рождестве его утешение церквям Своим подати имать Бог». И по некотором времени, 15 июня 1448 года, родилось у них долгожданное чадо мужского пола, которого долготерпеливые родители назвали Амосом. Это и был будущий великий святой земли Русской преподобный отец наш Александр, Свирский чудотворец. После появления на свет младенца Амоса его родители Стефан и Васса дали обет Богу пребывать до самой своей смерти в чистоте и в воздержании от брачного соединения, который и хранили свято до конца дней своих.

Когда отрок Амос достиг совершеннолетия, родители вознамерились сочетать его законным браком. Однако не то было на сердце у боголюбивого юноши: он испытывал сильное стремление «со единем Христом жити» и всецело посвятить себя на служение Богу. Отпросившись у своих родителей в отлучку якобы по хозяйственной надобности, блаженный Амос вышел из-под родительского крова с намерением не возвращаться обратно. Он принял твердое решение удалиться на Валаам и вступить в число монастырской братии.

Стефан и Васса, после ухода сына из дому, долго сокрушались об исчезновении своего сына, не ведая, жив ли он, отыскивали они его по всей окрестности – в городах, селах и деревнях, обещая всем, кто известит их о месте его нахождения щедрое вознаграждение. Но все попытки их разузнать что-либо о горячо любимом сыне были безуспешными. Трудно было им смириться с исчезновением юноши и навсегда оставить надежду когда-либо видеть его. Не зная, жив ли или мертв их сын, Стефан и Васса не желали иметь успокоения. В такой горестной безвестности они провели долгих три года. (взято с сайта www.mitropolia-spb.ru )

Лишь спустя три года они узнали, что сын их живет на Валааме. Стефан поехал в Валаамский монастырь повидать его и упросить вернуться домой. Но на все уговоры Преподобный ответил: “…иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь, и раздай нищим… Молю тя, отче мой, устрой о дому своем и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души получиши…”. По усердным молитвам прп. Александра, отец его вскоре так и поступил. Придя домой он, что требовалось исправил, раздал свое имение и удалился в Островской Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где принял постриг с именем Сергия. За ним последовала и супруга, приняв в иночестве имя Варвары. Пожив благочестно, схимонах Сергий и схимонахиня Варвара мирно отошли ко Господу примерно около 1477-1480 гг. (взято с сайта ” target=”_blank”>www.svirskoe.ru )

История умалчивает об иноческих подвигах родителей преподобного Александра Свирского. Сохранились только вещественные знаки их подвижнической жизни – металлические вериги в виде крестов и парамана на железных цепях, которые они носили на телах своих. Эти вериги позволяют сделать предположение, что не так-то просто далась им победа над своей плотью. В Введенском монастыре и закончили схимонах Сергий и схимонахиня Варвара свой непростой и не совсем обычный земной путь.

Молитва варваре и сергию родителям александра свирского

Прпп. Сергий и Варвара, родители прп. Александра Свирского († 1477, 1480), память 28 июня, 12 сентября

Родители прп. Александра Свирского – Стефан и Васса (жители села Мандеры), после ухода сына из дому, долго сокрушались об его исчезновении, не ведая, жив ли он. Лишь спустя три года они узнали, что сын их живет на Валааме. Стефан поехал в Валаамский монастырь упросить его вернуться домой. Но на все уговоры Преподобный ответил: «…иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь, и раздай нищим. Молю тя, отче мой, устрой о дому своем и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души получиши…».

Отец вскоре так и поступил. Придя домой, он все, что требовалось, совершил, раздал свое имение и удалился в Островской Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где принял постриг с именем Сергия. За ним последовала и супруга, приняв в иночестве имя Варвары. Пожив благочестно, схимонах Сергий и схимонахиня Варвара мирно отошли ко Господу примерно в 1477–1480 годах и были похоронены здесь же при монастыре.

Прпп. Сергий, Варвара с Александром Свирским

Введенский Островский мужской монастырь возник на рубеже XIV–XV веков. Названием монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Кроме того, «островом» именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей.

Первые сведения о монастыре содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году.

С 1582 по 1617 годы Введенская обитель переживала шведское разорение.

До 1764 года Введенский Островский монастырь оставался приписан к Александро-Свирскому монастырю.

До XIX века монастырь был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири.

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX века. К началу XX века Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли.

С октября 1918 года на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна «Пролетариат».

В марте 1919 года монастырь был окончательно закрыт, и монахи ушли все, кроме иеромонаха Николая (Сергиевского), сразу вошедшего в коммуну, образованную из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Отец Николай вплоть до ареста никогда не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма.

Коммуна прожила недолго и распалась в 1921 году «в силу неурядиц среди членов коммуны».

28 апреля 1922 года в Введенском монастыре проходило изъятие церковных ценностей. Процедура прошла спокойно.

В 1929 году на территории монастыря обосновалась агробаза «Ильич».

Двенадцать лет после упразднения обители посреди коммуны и колхоза действовали оба храма. После ареста в 1931 году о. Николая верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны.

Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 1970-е годы.

Введено-Оятский женский монастырь

В монастыре располагалась центральная усадьба совхоза, во всех помещениях жили люди, причем очень тесно и неудобно, даже в колокольне было несколько «квартир». Жизнь на территории разоренной обители была нелегкой, случались и самоубийства.

В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства.

В 1992 году от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины.

27 декабря 1993 года решением Священного синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии.

К концу 2000-х годов были восстановлены колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители.

Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек, к 1917 – 12 человек братии, из них 9 – в постриге, 2000-е – 13 сестер.

Введенский соборный храм – первое каменное здание обители. Построен в 1817 году, закрыт в 1932 году. В храме был устроен клуб. Во всю его длину храма сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем. В 2003–2004 годах храм был полностью отремонтирован.

Богоявленский собор с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей прп. Александра Свирского построен в 1910 году. Строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина в неорусском стиле. Закрыт в 1932 году, разобран до основания, его кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Чтобы не осталось и следов места погребения прпп. Сергия и Варвары, храм разобрали на метр вглубь земли.

В 2006 году на месте разрушенного храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора иждивением жертвователей монастыря.

В 2003 году места погребения прпп. Сергия и Варвары были обнаружены и над ними были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых.

В 2004 году была возведена каменная часовня над гробницами, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году.

Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, ст. Оять, п/о Рассвет

Подворье: в Санкт-Петербурге – храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне (Большой Сампсониевский пр., 53).

Молитва варваре и сергию родителям александра свирского

Святые преподобные Сергий и Варвара Островские

и их сын, преподобный Александр Свирский

Преподобные схимонахи Сергий и Варвара – праведные родители преподобного Александра Свирского, великого светильника Северной Руси – были жителями древней Обонежской пятины Новгородской земли. Эти места с давних пор населяли племена карел и веси (вепсов), которые еще в XI в. приняли православную веру. К ним по своему роду принадлежал и преподобный Александр, и его родители.

В миру преподобные звались Стефан и Васса. Жили они в селе Мандеры, которое располагалось на реке Ояти напротив древнего Введенского Островского монастыря. Надо полагать, что временем их рождения было начало XV в., скорее всего, не позднее 1420 г. Стефан был благочестивый и богобоязненный человек, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.

Супружество их сразу же было благословлено чадородием, но настало время, когда Бог по смотрению Своему долго не давал им радости рождения ребенка, хотя супруги и стремились к этому всей душой. Томясь от продолжительного бесплодия, оба супруга очень печалились и скорбели. Прося Бога о даровании сына, они возлагали на себя многие обеты, и еще более прилежали добрым делам. Как-то, встав в полночь на молитву, Васса стала с непреложной верой молить Бога о рождении сына. После этого супруги пошли в ближайшую от того места церковь в монастыре Пресвятой Богородицы честного Ее Введения, и пребывали в ней долгое время, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда оба они молились, и никого вокруг не было, услышали они голос: “Радуйтесь, доброе супружество! Вот даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам Своим подаст!” Заметив время видения, они возвратились в свой дом. Через некоторое время, узнав, что Васса зачала, супруги поняли, что явление было истинным. Исполнившись радости и благоговения, Стефан и Васса с тех пор решили между собой воздерживаться от супружеских отношений, что и сохраняли до конца своей жизни.

В день 15/28 июня 1448 г., когда Святая Церковь празднует память пророка Амоса, имя которого значит “утешение“, родился долгожданный младенец. Он был назван в честь святого пророка Амосом, ибо и его рождение стало великим утешением, сперва для его родителей, а затем и для всех верных.

Просвещенный Святым Крещением, Амос рос и укреплялся духом. Настало время учить его грамоте, и Амос был отдан в научение святым книгам. Сверстники его учились успешно, ему же знание никак не давалось, несмотря на то, что и наставник и ученик прилежно трудились над изучением грамоты. Имея с детства дар глубокой веры, Амос привык во всех своих затруднениях всегда обращаться к Божественной помощи и часто приходил в монастырь для молитвы. Однажды, придя в обитель, отрок стал молиться перед иконой Богородицы. И вот, во время молитвы в церкви он услышал голос, говоривший ему: “Восстань, не бойся, а что просил, то получишь!” С тех пор Амос уже преуспевал в учении. Стефан же и Васса, как повествует житие, так его любили, что не могли на него наглядеться. Но не только родители, а и все окружающие говорили, что отрок достигнет высот христианского совершенства. И, действительно, с детства стремясь к монашескому образу жизни, он уже в ранние годы приучил свое тело к суровости и самоограничению. Ел он только хлеб, и то не досыта, а спал очень немного, отдавая часы ночного отдыха молитве.

Прошло время, и Амос пришел в возраст, когда уже было принято вступать в брак. Родители хотели по обычаю найти ему невесту, чтобы сочетать его семейными узами с какой-нибудь хорошей девушкой. Но Амос мечтал только о монашеской жизни.

Однажды с поручением от своего игумена в соседнюю с Мандерами деревню пришли иноки Валаамского монастыря. От них Амос узнал о святой подвижнической обители, находящейся на отдаленном острове Ладожского озера.

В скором времени Амос попросил благословения родителей пойти в близлежащую деревню и просил не беспокоиться, если он задержится. Сам же отправился в Валаамский монастырь, не имея с собой ничего, кроме одежды и небольшого запаса хлеба. Боясь, чтобы родители его не настигли и не возвратили назад, юноша шел быстро и скоро переправился через реку Свирь у села Заостровье. Вдоль берега Ладожского озера он добрался до местечка Салми, а оттуда переплыл на Валаам. Путь до Салми составлял около 180 км. по безлюдным местам. В дороге у Рощинского озера, где им позже будет основана знаменитая обитель, Амос удостоился Божественного откровения. Таинственный голос произнес ему во сне пророческие слова, предсказывающие основание на этом месте славной и спасительной для многих обители.

Придя на Валаам, юноша просил принять его в братство, и скоро был пострижен с именем Александр, что в переводе с греческого означает “защитник людей”. В то время ему было от рождения двадцать шесть лет.

Стефан и Васса, не имея известий о сыне, долго его искали, и, не найдя, горько оплакивали его, как уже умершего. По всем окрестностям было объявлено, чтобы за вознаграждение сообщили о местопребывании юноши его отцу. Но прошло долгих три года, а никаких известий об Амосе не поступало. Праведные родители были неутешны в своем горе, в тайне души продолжая надеяться на его возвращение.

И вот однажды из Карелии пришли в Мандеры некие люди с известием, что Амоса видели в обители Святого Спаса на Валааме, принявшим монашеский постриг. Не имея больше сил ждать и не боясь дальности пути, престарелый Стефан отправился на Валаам искать своего сына. Придя к игумену монастыря и узнав, что сын его здесь, Стефан просил о встрече с ним. Александр опечалился и не хотел выходить, понимая, что отец будет просить его вернуться домой. Стефан же решил, что игумен прячет от него сына. Не терпя разлуки, он с гневом кричал игумену, чтобы показал ему сына, иначе он убьет себя прямо у ворот монастыря. Тогда Александр согласился на встречу с отцом.

Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Юноша, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: “Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь”. И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова.

Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном Стефан ушел в свое селение.

Вернувшись домой, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но, быстро устроив все домашние дел и передав хозяйство своим детям, удалился в Введенский Оятский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий, с принятием монашеского сана оставив и все заботы о житейском. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара.

Недолго прожили после этого преподобные иноки Сергий и Варвара. Принеся молитвенную мудрость последних лет своей старости в тихую обитель, они мирно скончались там, где столько благодеяний получили в своей жизни по молитвам к Богу.

Преподобный Александр никогда не забывал своих праведных родителей. Он, уже будучи игуменом основанного им монастыря, отправлял семерых из своих учеников в Введено-Оятский Островский монастырь для поддержания благоустройства в обители. (Звали этих преподобных учеников великого чудотворца Александра Свирского Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт). Преподобный Александр называл Островскую обитель “монастырь моих родителей”. Интересно и то, что в монастыре до революции в местном ряду иконостаса Введенской церкви слева от Царских врат находилась икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», перед которой, по преданию, молился святой Александр Свирский. Она всегда особо почиталась в монастыре.

Даже царственные богомольцы не забывали монастыря. В своей грамоте 1597 г. царь Феодор Иоаннович жалует игумена и братию “Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго”.

До начала XVIII в. гробницы преподобных находились в нижнем этаже Введенской церкви под приделом святых апостолов Петра и Павла. Лежали они под спудом, то есть не доставаясь из-под земли. В 1721 г. по указу Петра I мощи святых, сохранившиеся лишь в виде костей, были освидетельствованы архимандритом Свирского монастыря Кириллом. После этого для них были построены новые деревянные гробницы в Преображенском приделе Богоявленской церкви, в которых и положили с честью мощи святых, которых именуют в старинных описях “чудотворцами“. Видимо, от мощей преподобных совершались какие-либо чудеса, известий о которых не оставили нам смутные времена истекших веков. Над гробницами стояли иконы с их изображением, а рядом хранились носившиеся ими при жизни вериги. Преподобный Сергий носил на себе железный параман весом около 3,5 кг., а преподобная Варвара изнуряла свою старческую плоть двумя крестами на цепях весом в 1 кг.

В описании монастыря 1873 г. отмечается: “Окрестные жители и посещающие монастырь богомольцы с древних времен глубоко чтят память родителей преподобного Александра Свирского, покоящихся во Введенском монастыре, и всегда с благоговением и усердием молятся во время панихид, отправляемых при тех гробницах”.

К началу ХХ в. у Святых врат монастыря в огромных нишах колокольни были изображены преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Варвара, с именами которых приняли постриг родители святого. Тогда такие изображения самих преподобных Сергия и Варвары еще не могли появиться – они не были канонизированы.

Хотя чудотворцами преподобных Сергия и Варвару называли уже в XVII в.; видимо, у их гробниц бывали случаи чудесной помощи с верой ее просящим. Но в то время, видимо, в силу малочисленности братства и бедности, в монастыре не велось каких-либо систематических записей, поэтому более подробных сведений об этом не сохранилось.

В 1838 г. произошел случай, ясно показывающий, что преподобный Александр и по успении своем заботится о памяти своих праведных родителей и месте их упокоения. На праздник Святой Троицы в Александро-Свирский монастырь приехала из Санкт-Петербурга вдова Александра Александровна Михайлова. Она рассказала о себе, что целый год страдала сильным отеком всего тела. К февралю 1838 г. болезнь ее усилилась настолько, что она была уже не в состоянии не только встать с постели, но даже и пошевелиться. Шесть приглашенных врачей сказали домашним, что около полуночи больная умрет. Ожидая неминуемой смерти, Александра Александровна около полуночи забылась сном, и вдруг увидела незнакомого Старца в священническом облачении возле своей постели. Седовласую голову Старца окружал сияющий радужный венец. Он спросил у больной: “Знаешь ли ты меня?” В простоте сердца бедная женщина отвечала ему: “Не знаю, и даже не видала тебя, Батюшко!” “Я со Свири!” – отвечал ей явившийся, но больная возражала: “Батюшко, я не знаю, что за Свирь!” “Я Александр Свирский! – продолжал говорить ей Старец. – Спроси, так тебе скажут. Обещайся ты ехать в мой монастырь, и Бог даст тебе исцеление. Когда же поедешь, то, не доезжая до моего монастыря, есть на пути монастырь же моих родителей, ты и туда заезжай!” Затем он накрыл ее своей епитрахилью и ризою, и исчез.

После этого больная пришла в себя и почувствовала, что отек на ее теле пропадает. К утру она уже смогла сама одеться и начала ходить, а через две недели стала совершенно здорова. С благодарностью отправилась она в обитель Чудотворца, и, узнав там священное облачение, в котором ей являлся преподобный, проливала радостные слезы благодарности у раки святого. Подлинность ее рассказа была засвидетельствована настоятелем, казначеем и духовником Свирского монастыря.

Другим убедительным свидетельством попечения преподобного Александра и его преподобных родителей о своей обители является то, что вплоть до советского времени, этот монастырь никогда не закрывался, как многие другие. И сейчас, после бедствий советского периода, святая обитель вновь встает помощью Божией и предстательством своих святых из руин. На заседании Священного Синода 19-20 апреля 2000 г. и сами преподобные Сергий и Варвара прославлены в Соборе Санкт-Петербургских святых, память которых совершается в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. В 2003 г. там, где стоял величественный Богоявленский собор, разрушенный в годы безбожия, обретено место погребения преподобных родителей. На нем устроены гробницы с их изображением. А в 2006 г. на пожертвования почитателей святых Сергия и Варвары построена каменная часовня, внутри которой, кроме образа самих преподобных, находятся шесть клейм с фрагментами из их жития. С 2007 г. отдельное празднование преподобным Сергию и Варваре по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира установлено 15/28 июня.

К восстановленным гробницам преподобных Сергия и Варвары опять нескончаемым потоком притекают многочисленные паломники, благоговейно почитая память родителей одного из величайших русских святых.

Скажем еще несколько слов о преподобном Александре.

После смерти своих родителей святой усилил свои подвиги. Днем он носил воду и дрова из леса, работал в пекарне, а ночью молился. Утром первым являлся в церковь. Питался хлебом и водой. Его одежда, худая и обветшавшая, едва ли оберегала от зимних и осенних холодов. По прошествии 13 лет он покинул Валаам, чтобы исполнить Божию волю. Вернувшись на указанное место, построил хижину на юго-западном берегу Рощинского озера и в одиночестве провел 7 лет, питаясь не хлебом, а “былием, зде растущим”.

Спустя годы по окрестностям разнесся слух о преподобном Александре, и некоторые пожелали присоединиться к нему. Одним из первых пришел его родной брат Иоанн. Число подвижников постепенно росло. Братья стали заниматься земледелием, хлеба хватало не только для самих насельников, но и для нищих странников. Святой Александр все более изнурял себя постом, “жаждою и наготою телесною”, в самые сильные морозы носил совсем легкую одежду.

В 23-й год своего поселения на берегу озера Александр сподобился видения самого Господа, явившегося к нему в образе Святой Троицы. Он молился в своей отходной пустыни, когда яркий, неземной свет озарил его келью и вошли в нее Три Мужа в светлом белом одеянии. Господь напомнил преподобному об устройстве храма и обители. “Якоже видиши в Трех Лицех Глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, единосущныя Троицы”. Потом Господь сказал: “Аз же ти мир Мой оставлю, и мир Мой подам ти” и стал невидим. Когда преподобный недоумевал, где поставить Троицкую церковь, явился ему ангел Божий в мантии и куколе и указал место.

Между тем число братии все умножалось, а священника в обители не было. Братия убедила преподобного Александра принять священство и стать игуменом монастыря. От Серапиона, архиепископа Новгородского, получили благословение на строительство небольшой деревянной Троицкой церкви. Как игумен Александр отличался кротостью и бдительностью. Не приказывал делать то или другое, а своим примером побуждал всех к труду. Сам ходил в пекарню, пек хлеб, рубил дрова. По примеру преподобного Феодосия Печерского, святой Александр имел обычай каждую ночь обходить келии иноков. Если он замечал, что в келии молились или читали книги, то прославлял Бога. Если же двое или трое сходились для пустых разговоров, то ударял в дверь и утром призывал собеседников к себе. Но не прямо обличал их, а говорил притчами издалека; если не замечал раскаяния, то налагал епитимью. Он учил, что покаяние есть путь и ключ Царствия Небесного, что приближаться к Богу нужно милостынею, любовию, послушанием, смиренномудрием, воздержанием, терпением, молитвою и постом. Многие издалека приходили к нему, чтобы получить разрешение от недугов и печалей.

За несколько лет до смерти преподобный Александр задумал возвести еще один каменный храм – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда было положено основание для Покровского храма, святой Александр молился Божией Матери, чтобы помогла ему в нелегком деле устройства обители. Вместе с ним находился тогда его ученик, будущий преподобный Афанасий Сяндебский. По окончании молитвы Александр услышал голос: “Се, Господь грядет и рождшая Его”. Выйдя из келии, он увидел свет над монастырем, а над основанием Покровской церкви, на алтарном месте, – Пресвятую Богородицу, сидевшую на престоле как Царица и державшую на руках Младенца Иисуса Христа. Вокруг Нее было множество чинов ангельских. При этом Небесная Покровительница сказала: “Вот, Я пришла посетить тебя и посмотреть основание церкви Моей” и известила, что и после его смерти Она будет находиться при обители. Затем Божия Матерь показала преподобному Александру множество иноков, шедших к основанию церкви, кто с камнями, кто с кирпичом, кто с другим материалом. “Это иноки тобою имуть быти наставлены на путь спасения”.

Перед смертию святой Александр собрал братию и дал последние наставления: пребывать в заповедях Божиих, иметь между собою любовь, пребывать в Православии, хранить чистоту душевную и телесную и “не быти отнюдь пьянственному питию в обители сей”. При этом он сказал: “аще аз телесне и отхожду от вас, но духом с вами неотступно“. После этого преподобный мирно скончался 30 августа 1533 г., 85 лет от роду. Его погребли в отходной пустыни у правой стороны алтаря Преображенской церкви. После смерти преподобного вскоре стали совершаться исцеления при его гробе. Память святого Александра Свирского отмечается Русской Православной Церковью 30 августа/12сентября.

С 1820 г. в день Святой Троицы мощи преподобного Александра торжественно переносились из Преображенского в Троицкий монастырь. Во время перенесения тысячи богомольцев проходили под ракою святого. В Духов день мощи возвращали обратно в Преображенский монастырь.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here