Молитва за ибрахима намаз

Чудотворные слова: молитва за ибрахима намаз в полном описании из всех найденных нами источников.

Истихара — ответ на все твои вопросы!

В течение жизни каждый и не раз сталкивается с «трудностями», когда человек не знает, как поступить в той или иной ситуации. Испытывает сомнения по поводу принятия решений, задумывается, будет ли «благим» совершение данного деяния. Когда мы нуждаемся в обращении к Всевышнему, и просим Его о помощи, желая получить ответ на свой вопрос. Мы прибегаем к помощи Аллаху, приступая к таким делам, как, например, женитьба на ком-то, покупка дома или автомобиля, поиск работы, отправление в путешествие и т.д. В таких важных и сомневающихся моментах каждому мусульманину предписано совершать намаз Истихара.

В арабском переводе Истихара – поиск блага, выбора в деле. Выбор между двумя деяниями, кому нужно принять одно из правильных, предпочтительных перед Аллахом решений. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».

Кому и когда совершать намаз Истихара?

намаз Истихара фотоСовершение Истихары является желательным тому, кто пожелал совершить какое-либо определенное действие. Если мусульманин колеблется в выборе между несколькими вариантами решений, молящийся внимательно выслушав и взвесив советы «опытных» останавливается на чем-то одном и совершает намаз Истихару. После намаза со спокойной душой следует намеченной цели. И если дело будет благим, как пожелает Великий Аллах, несомненно, облегчит его или устранит это дело. Прочитавший Истихару не будет каиться или сомневаться в результате, исходе своего дела. Во всяком случае, какой бы из вариантов не осуществился — это будет благим. Отлично, если оно получилось, как хотелось и благо в другом, если не вышло.

Нужно отметить, что этот намаз совершается к какому-либо конкретному делу. Если мы, например, просим для себя счастья, успехов в работе и в учебе, здоровья, благополучия, новую работу, семейную жизнь, то мы совершаем обычную мольбу (дуа).

У намаза Истихара нет «временных рамок», его можно совершать когда угодно и где угодно (кроме мест, не дозволенных произношение имени Аллаха и не дозволенных для намаза времен). Но желательным и предпочтительным все же является последняя треть ночи. Также лучше его читать до прочтения витр-намаза в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, переданными от Абдуллы сына Умара, да будет доволен ими Аллах:

اجعلوا آخر صلاتكم بالليل وتراً — «Делайте Витр последним вашим намазом ночью» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Как совершать намаз Истихара?

Когда собираешься что-то сделать, и искренне хочешь, чтобы Аллах указал тебе правильное решение, то для этого нужно сначала совершить омовение (вуду) и дополнительную молитву в 2 ракаата. После совершения молитвы следует прочитать особую Мольбу (Истихара).

Сообщается, что Джабир бин Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: — Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), учил нас тому, что следует испрашивать помощи во всех делах подобно тому, как он учил нас той или иной суре из Корана, и говорил: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет:

اَللَّهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيْمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوْبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ آُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ – وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيْرٌ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِيْ وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِيْ فِيْهِ، وَإِنْ آُنْتَ تَعْلَمُأَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ آَانَ ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِهِ

«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»

Общий смысл этой молитвы: «О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или:…рано или поздно), то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».

Не испытал сожалений никто из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими, сотворёнными Им, проявляя осмотрительность в своих делах, ибо Аллах Всевышний сказал: — «…И советуйся с ними о делах, а решившись на что-либо, уповай на Аллаха» («Семейство Имрана», 159.)

Сколько раз совершать намаз Истихару?

Перед каждым важным делом Истихару достаточно совершить один раз.

После испрашивания совета Всевышний «вдохновляет» мусульманина, наставляя его на праведный путь. Молящий должен прислушаться к своему сердцу и сделать правильный выбор. Если же с первого раза ему не удалось увидеть «знаки», то «человеку следует продолжать чтение этой молитвы до тех пор, пока он не почувствует чего-либо». Имеется хадис, переданный Ибн аль-Сунни, в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши Истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».

Некоторые же ученые посоветовали повторять намаз до тех пор, пока «откроется», какое из двух дел лучшее.

Нe сбивается тот, кто делает Истихару!

Дорогие братья и сестры, после того как мы вверили себя Всевышнему, обратились к нему с нуждой, прочитав намаз «Истихара» и ду’а, нам остается сделать то, к чему лежит сердце. Благим для каждого из нас и хорошим «знаком» считается, если Аллах облегчил совершение определенного дела, проблема решилась — легко и непринужденно. И напротив существование препятствий на пути – признак отстранения от неправедных дел, поступков. Таким образом, Аллах показывает нам, что этого не надо делать, нельзя совершать. В обоих случаях должны быть довольными, ведь совершая Истихару, мы даем Всевышнему выбрать для нас то, что лучше. Если даже на тот момент нам покажется, что это не так. Пусть Аллах всегда нас охраняет и ведет по пути добра и блага!

Подробный желательный порядок совершения намаза Истихара

1) Сделать омовение для намаза.

2) Необходимо сделать намерения для намаза-истихара прежде чем начать его.

3) Совершить два рака’ата. Сунной является чтение в первом рака’ате после «Фатихи» суры «Кяфирун», а во втором после «Аль-Фатиха» суру «Ихляс».

4) В конце намаза произнести салям.

5) После саляма поднять руки с покорностью к Аллаху, осознавая Его величие и могущество, сконцентрироваться на ду’а.

6) В начале ду’а произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаху, затем произнести салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Будет лучше, если произнести салават Ибрахиму, мир ему, так, как он произносится в ташаххуде:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Филь ‘алямина иннакя Хамиду-м-Маджид!» или любой другой выученной формой.

7) Затем прочесть ду’а-истихара: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом…» до конца.

8) После произнесения слов «… если Ты знаешь, что это дело », нужно назвать свою цель. Например: «… если Ты знаешь, что это дело (мое путешествие в такую то страну или покупка автомобиля или женитьба на дочери такого-то и т. д.) – затем завершить ду’а словами «…что это дело будет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей)». Эти слова повторяются дважды – там, где говорится про благой и нехороший исход: «… А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей) …»

9) Затем прочитать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, как и до этого и салават Ибрахиму, мир ему.

10) На этом намаз-истихара завершается, исход дела остается за Аллахом, а за человеком – упование на Него. Самому стоит устремиться к своей цели и отбросить всякие мечты и все что гнетет и одолевает. Не стоит отвлекаться на все это. Нужно устремиться к тому последнему, в чем увидел добро.

Правила при совершении намаза Истихара

1) Приучи себя к истихаре в каждом деле, каким бы незначительным оно ни было.

2) Усвой, что Всевышний Аллах направит тебя к тому, что будет лучше. Будь уверен в этом во время ду’а и размышления о нем и пойми эту великую мысль.

3) Не действительно истихара, прочитанная после ратибатов обязательных (фард) намазов. Напротив, необходимо чтобы это были два отдельных рака’ата, прочитанных специально для истихары.

4) Если ты желаешь сделать истихару после добровольных ратибатов, намаза-духа или других навафиль-намазов, то это дозволено, но с условием, что намерение сделано до вступления в намаз. А если же ты начал намаз, и не сделал намерение на истихару, то это не правильно.

5) Если тебе понадобилось сделать истихару в запретное для молитвы время, то потерпи до того пока это время пройдет. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, то соверши намаз в это время и испроси помощи (истихару).

6) Если тебя от намаза отделяет запрет на совершение намаза (как например менструация у женщин), то следует подождать пока пройдет причина запрета. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, а дело не терпит отлагательств, то следует попросить помощи (истихару) только прочитав ду’а, не совершая намаз.

7) Если ты не выучил наизусть ду’а-истихара, то можешь прочитать ее с листа. Но лучше будет выучить.

8) Разрешено прочитать ду’а-истихара до завершения молитвы, до саляма после ташаххуда. Также как разрешено ее прочесть после намаза.

9) Если ты испросил помощи (истихару), то претворяй желаемое и будь последовательным в этом.

10) Если для тебе ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.

11) Не добавляй к ду’а-истихара ничего и не убавляй из неё ничего. Соблюдай точно рамки текста.

12) Не позволяй своим страстям управлять собой в том, что ты изберешь. Возможно, что наиболее правильное решение заключается в том, что противоречит твоему желанию (как, например, в женитьбе на дочери такого-то или покупки понравившейся тебе машины и т. д.). Более того, человеку, совершившему истихару нужно оставить свой личный выбор. Иначе в чем смысл поиска помощи у Аллаха? Он будет не до конца искренен в своем обращении (ду’а).

13) Не забудь посоветоваться со знающими и благочестивыми людьми. Объедини свою истихару и консультацию.

14) Не просит помощи (истихару) один за другого. Однако, очень возможно, когда мать взывает к Аллаху за своего сына или дочь чтобы Аллах избрал для них благое — в любое время и в любом намазе, в двух положениях:

первое – в земном поклоне, второе – после ташаххуда, салавата за посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в форме салавата за Ибрахима, мир ему.

15) Если есть сомнение в том, было ли намерение на истихару и после того, как намаз уже начался, стало ясно, что намерения не было, а он уже в намазе, то делается намерение на общий намаз. А затем, совершается отдельный намаз для истихары.

16) Если дел много, правомерно ли совершить один намаз за все дела или для каждого дела свое истихара? Правильнее и лучше для каждого дела делать отдельную истихару. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.

17) Нет истихары в нежелательных делах, не говоря уже о запретных.

18) Запрещено делать истихару на четках или Коране (как это делают шииты), да наставит их Аллах. Истихара делается только разрешенным способом – намазом и ду’а.

Истихара на четках

Альтернативой истихара-намазу служит истихара на четках, он выполняется следующим образом:

3. 25 раз астагфируллах

4. 4 раза Аль-Фатиха

5. 3 раза Аль-Ихлас

6. Дуа истихара (Написано выше)

7. Берем четки (длинные на 99 бусин), в произвольном месте (не у начала) берем за любую бусинку и от нее начинаем идти к началу отчитывая по 7 четок

8. В резултате остается несколько бусин, по ним мы и сможем определеить результат:

Пункты 7, 8 проделываем 3 раза и смотрим каких результатов вышло большинство такой вариант и будет ответом ин ша Аллах

В последнем случае истихару желательно перечитать на следующий день

Молитва за ибрахима намаз

3 любимых ду'а пророка Ибрахима (а.с.)

Наши молитвы – это обращение ко Всевышнему Творцу, наше Господу и Всесильному покровителю. Мы просим Его о разном, просим решить наши проблемы и облегчить наши испытания, просим счастья и здоровья, богатство и бараката.

Однако наши молитвы были бы не полными, если бы не просили Всевышнего Аллаха о том, что связано с нашей духовной составляющей и будущим, ожидающим нас после Судного дня. В этом плане дуа Пророка Ибрахима (мир Ему) для нас является лучшим примером. Раскрыв свои руки Ибрахим молил Всевышнего:

رَبِّ هَبْ لِي حُكْمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

Рабби хабли хукман Ва-льХикни бис-салихин .

«Господи, дай мне власть (понимание вещей, знание о благом и праведном, а также навыки применения всего этого в жизни) и причисли к благочестивым» (сура аш-Шуара, аят – 83)

رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاَةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاء

Рабби-джальни мукыймас-саляти ва мин зуррияти Раббана ва такаббаль дуа’а.

«Господи, сделай так, чтобы и я, и мои потомки выстаивали молитву. Господи, прими мою мольбу» (сура Ибрахим, аят – 40).

رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

Раббана’-фирли валивалидайя валиль муминина йаума йакумуль-хыйсаб.

«Господи, даруй Свое прощение мне, моим родителям и всем верующим в День Суда» (сура Ибрахим, аят – 41).

Смотрите также:

Читайте также:

Как избавиться от грубости и раздражительности?

У меня очень грубый характер, я раздражительна и вспыльчива, могу нагрубить даже незнакомым людям, совсем не переношу замечаний и критики, сразу начинаю грубить. Я такая с детства, сколько себя помню. Я хочу измениться, что мне делать? С чего начать? ведь мусульманка должна быть скромной, ведь я позорю не только себя, но и всех мусульманок

  • Мусульманская звезда футбола о семье и исламе

    «Благодаря Вахибе я познал ислам. Я прочитал Коран и проникся этой великой религией. Благодаря исламу я приобрел душевное спокойствие в трудные для меня моменты жизни». Родители Вахибы дали согласие на брак дочери с Рибери. И сразу после свадьбы карьера Франка пошла вверх.Для Рибери ислам – это не просто шутка и возможность жениться на любимой, футболист искренне почитает законы ислама и старается следовать всем указаниям Корана.

  • Быть холостяком – харам?

    Как известно, Ислам запрещает кастрирование, означающее лишение способности к ведению половой жизни. Точно так же наша религия запрещает холостую жизнь, т.е. намеренное ослабление половых желаний или постоянное подавление их. Приведенные ниже хадисы сообщают нам, каким образом и с какими целями Ислам запрещает холостую жизнь. В Исламе не допустима холостая жизнь: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: ● «В Исламе нет холостой жизни при наличии физических и материальных возможностей».

  • Почему запрещено показывать свою красоту?

    Целью изложенного в 31-м аяте суры ан-Нур запрета открывать свою красоту, о котором мы говорим, является не только прикрытие тела. Целью является донести до сознания людей, что Аллах – Владыка и их тел. В связи с этой основной причиной цель является нравственной. А так как она нравственна, то даже и одевшись в соответствии с изложенными нормами, надо стараться вести себя нравственно. Желая привести пример в подтверждение этой истины, наш Господь говорит: «…и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения…»

  • Видео дня: рассечение Луны Пророком (ﷺ)

    Одним из чудес, которое Всевышний совершил руками Мухаммада (ﷺ), стал раскол Луны. Это случилось тогда, когда мекканцы попросили Пророка(ﷺ) сотворить чудо в подтверждение cвоей правдивости. Бог расколол луну на две половинки, а затем снова объединил их. Об этом в Коране говорится: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Коран 54:1).

  • Три вида нафса человека

    В Коране в отношении нафса упоминается три определения, т.е. существует три вида нафса:

  • 30 вещей, о которых Пророки (мир им) просили Всевышнего Аллаха

    Аллах Всевышний не установил для верующих никаких ограничений в том, что касается дуа, сказав: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Гафир 40/60). В этом аяте наш Господь призывает нас обращаться к Нему за помощью по любому вопросу.

  • 4 самых распространенных заблуждения о курбане

    1. Распространенным заблуждением относительно жертвоприношения является то, что некоторые люди полагают, что курбан является всего лишь благим деянием, которое можно.

    Молитва (намаз) Витр

    Все без исключения мусульманские богословы сходятся во мнении об обязательности (на уровне сунны) совершения молитвы Витр [1] ввиду ее особой важности и значимости [2].

    Об этой молитве последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

    «[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает» [3];

    «[Молитва] Витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас [4]» [5].

    В то же время необходимо обратить внимание на следующие слова имама ‘Али: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка» [6].

    Время совершения Витр

    Период после ночной молитвы (иша, пятая обязательная) и до начала утренней[7].

    Порядок совершения Витр

    Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в три ракяата. После первых двух ракяатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракяата.

    Супруга Пророка ‘Аиша говорила, что «Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Витр в три ракяата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы» [8].

    Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракяатов фарда вечерней молитвы, за исключением намерения [9], коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракяатах, и ду‘а «Кунут», произносимого в третьем ракяате.

    Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракяатов в Витре — от одного до одиннадцати. Один ракяат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах [10].

    Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракяатов — два ракяата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим. Объединение ракяатов, как у ханафитов, также канонически допустимо [11].

    «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом [вопросе] почву для разногласий» [12], — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни [13].

    Особенности молитвы Витр

    В отличие от последовательности совершения обычной молитвы, у Витра есть следующие особенности.

    1. Чтение определенных сур

    После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) является желательным чтение суры «аль-А‘ля» в первом ракяате, суры «аль-Кяфирун» во втором и суры «аль-Ихляс» в третьем.

    بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

    سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى

    الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى

    وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى

    وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى

    فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى

    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى

    إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى

    فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى

    سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى

    الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى

    ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى

    قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى

    وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى

    بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا

    وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى

    إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى

    صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى

    «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

    Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва муусэ» (Св. Коран, 87).

    «Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична.

    1) Восхваляй же имя Господа твоего Высочайшего,

    2) Он сотворил [все из ничего] и соразмерил (урегулировал, установил соответствие),

    3) Он определил и направил,

    4) Он вывел пастбище [вывел из земли все то, что на ней растет],

    5) И сделал его коричневым сором [все произрастающее на земле в последующем высыхает, темнеет, гибнет]!

    6) Мы дадим прочесть тебе [Мухаммад], и ты не забудешь,

    7) Кроме того, что пожелает Господь. Поистине, Он знает явное и сокрытое!

    8) И Мы [говорит Господь миров] облегчим тебе, сделаем простым, доступным [каноны, переданные людям через тебя].

    9) Назидай [людям посредством Писания], если полезно назидание [если видишь, что люди слушают и прислушиваются]!

    10) Получит пользу от назидания тот, кто набожен.

    11) И отвернется от него несчастнейший,

    12) Который окажется в Аду

    13) И не сможет там ни умереть, ни жить.

    14) Преуспеет тот, кто будет работать над духовной и нравственной чистотой своей сути (своей души).

    15) Те [преуспеют], кто будет помнить о Боге и молиться.

    16) Но вы акцентируете внимание лишь на мирском,

    17) А ведь вечность — лучше [для тех, кто заслужит Рая по милости Господа] и не имеет конца.

    18) Поистине, об этом было сказано еще ранее [до ниспослания Священного Корана] в свитках первых.

    19) В свитках [пророков] Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)».

    بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

    قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ

    لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ

    وَ لَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ

    وَ لَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ

    وَ لَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ

    لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ

    «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

    Куль яя айюхаль-кяяфируун. Ляя а‘буду маа та‘будуун. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд. Ва ляя ана ‘аабидум-маа ‘абадтум. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд. Лякум диинукум ва лия диин» (Св. Коран, 109).

    «Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична.

    1) Скажи: «О безбожники!

    2) Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь,

    3) а вы можете не поклоняться тому, Кому я поклоняюсь,

    4) я не стану поклоняться тому, чему вы поклоняетесь,

    5) а вы можете не поклоняться тому, Кому я поклоняюсь!

    6) У вас — ваша вера, а у меня — моя!»

    قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

    «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

    Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад» (Св. Коран, 112).

    «Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична.

    Скажи: «Он, Господь, Един. Он Вечен [только Он — тот, в Котором все и до бесконечности будут нуждаться]. Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним».

    2. В молитве Витр читается ду‘а «Кунут»

    У ханафитов данное ду‘а в Витре читается ежедневно в течение всего года, а у шафиитов — во второй половине месяца Рамадан [14]. У ханафитов это ду‘а читается про себя [15] в третьем ракяате до совершения поясного поклона после суры «аль-Ихляс». Молящийся со словами «Аллаху акбар» поднимает кисти рук на уровень ушей, затем опускает их в исходное положение и читает «Кунут». После прочтения ду‘а молящийся делает поясной поклон и в обычном порядке завершает свою молитву.

    У шафиитов это ду‘а также читается в третьем ракяате, но только без поднятия кистей рук, как у ханафитов, и вслух [16]. После того как молящийся совершил поясной поклон и выпрямился, он не сразу опускается для земного поклона, а сначала читает ду‘а «Кунут» [17] и лишь затем в обычном порядке заканчивает молитву, совершая земной поклон.

    اَللَّهُمَّ إِناَّ نَسْتَعِينُكَ وَ نَسْتَهْدِيكَ وَ نَسْتَغـْفِرُكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَ نـُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَ نـُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ نَشْكُرُكَ وَ لاَ نَكْفُرُكَ وَ نـَخْلَعُ وَ نَتـْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ

    اَللَّهُمَّ إِياَّكَ نـَعْبـُدُ وَ لَكَ نُصَلِّي وَ نَسْجُدُ وَ إِلَيْكَ نَسْعَى وَ نَحْـفِدُ ، نـَرْجُو رَحْمَتَكَ وَ نَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ

    وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ

    «Аллаахумма иннаа наста‘иинукя ва настахдиикя ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкяль-хайра кулляхь, нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуд, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, нарджуу рахмэтакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим»

    «О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие и распутство. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и кланяемся. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников! Да благослови, о Всевышний, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».

    Если молящийся не успел выучить ду‘а «Кунут», то в первое время вместо него он может читать следующее известное ду‘а:

    رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

    «Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар» [18].

    «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

    У шафиитов может читаться как упомянутая форма ду‘а «Кунут», так и та, которую они читают во втором ракяате утренней молитвы. Можно также объединить эти молитвенные формулы [19]. Наилучшей у них является та форма, что читается в утренней молитве:

    اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .

    وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .

    وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ .

    وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ . وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ .

    تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ . فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ . نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ .

    وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .

    «Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдаа ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘ааляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим».

    «О Господь! Направь нас на верный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед [несчастий, болезней] в числе тех, кого Ты удалил от бед [кому дал благоденствие, исцеление]. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение (баракят) во всем том, что предоставляемо Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты — Определяющий [Выносящий решение], и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господь, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».

    3.«Субхааналь-маликиль-куддуус»

    После завершения молитвы Витр пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) трижды говорил вслух: «Субхааналь-маликиль-куддуус»

    سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ

    В третий раз — протяжно и громко [20].

    4. Коллективное чтение только в Рамадан

    Молитва Витр совершается каждым из молящихся отдельно и читается про себя. Вместе с имамом она совершается только во время месяца Рамадан. Имам читает ее вслух, так же как и фарды утренней, вечерней или ночной молитв. Вслух читаются все три ракяата.

    Хадисы о намазе Витр

    Повторю некоторые высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о молитве Витр:

    «[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает» [21].

    «[Молитва] Витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас [22]» [23].

    Приведенные хадисы являются основополагающими аргументами имама Абу Ханифы в пользу необходимости (вуджуб) намаза Витр [24].

    Подавляющее большинство ученых (среди которых есть и имамы ханафитского мазхаба Мухаммад аш-Шайбани [25] и Абу Юсуф [26]) утверждают, что Витр — это одна из самых важных сунн, но не ваджиб [27]. Одним из доказательств тому являются слова имама ‘Али: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка» [28].

    Несовершение Витра, по мнению большинства богословов, не будет грехом, однако станет потерей того непреходяще ценного, что содержит в себе каждый пример из пророческого Предания — Сунны последнего посланника Господа Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Особенно это касается молитвы Витр, которую он совершал ежедневно. Пророк сказал: «Воистину, Господь помогает вам молитвой, которая более ценна для вас, чем самый ценный скот». Сподвижники спросили: «А что это за молитва?» Пророк ответил: «[Молитва] Витр, время которой — между ночной молитвой и появлением зари» [29]. Ученые, основываясь при анализе хадиса на смысловом значении слова «помогает» («эмадда»), пришли к заключению, что Витр — это одна из основных молитв, которые восполняют неточности или погрешности, возможно допущенные при совершении пяти обязательных молитв-фардов.

    Последняя молитва ночи

    Ибн ‘Умар передает, что посланник Господа сказал: «Делайте так, чтобы молитва Витр была последней молитвой ночи» [30]. Исходя из этого хадиса, ученые-богословы еще первых веков хиджры пытались найти ответы на два вопроса: можно ли читать дополнительные молитвы после прочтения Витра, и если можно, то нужно ли перечитывать Витр, чтобы он стал последней молитвой?

    В своде хадисов имама Муслима приводится хадис от ‘Аиши, где сказано, что «[Пророк] совершал два ракяата дополнительной молитвы после Витра» [31]. На основе этого некоторые ученые пришли к мнению, что если Витр не откладывается на конец ночи, а совершается в начале ее, то после него можно читать дополнительные молитвы. Имам ан-Навави прокомментировал данный хадис так: «Пророк совершал это для того, чтобы показать допустимость выполнения дополнительных молитв после Витра». А совершение им молитвы сидя говорит о допустимости этого в дополнительных намазах (безусловно, в случае вынужденности)» [32].

    Хадис от Са‘ида ибн аль-Мусайиба повествует о том, что Абу Бакр и ‘Умар вели однажды с Пророком беседу о намазе Витр. Абу Бакр сказал: «Что касается меня, то я читаю Витр перед сном. Если просыпаюсь утром, читаю дополнительные молитвы по два ракяата до времени утренней молитвы». ‘Умар сказал: «А я ложусь спать, прочитав двухракяатный намаз [33]. Затем встаю в конце ночи [ближе к заре] и читаю Витр». Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Бакру, заметил: «Ты осмотрителен». «А ты — силен», — обратился он к ‘Умару (хадис приведен известным богословом Абу Сулейманом аль-Хаттаби [34]) [35].

    Подавляющее большинство ученых соглашается с тем, что после совершения намаза Витр можно читать любые дополнительные молитвы по два ракяата [36]. Но затем повторно читать Витр нельзя. Посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Две [молитвы] Витр в одну ночь не читаются» [37].

    Из вышеизложенного следует, что хотя Витр и является заключительной молитвой, однако если человек совершил ее в начале ночи, опасаясь проспать, затем, по воле Всевышнего, проснулся до начала времени утренней молитвы (Фаджр), то он может читать дополнительные молитвы, например Тахаджуд, не перечитывая вслед за этим Витр-намаз.

    Время совершения и условия восполнения

    Известны два высказывания Пророка:

    «Читайте Витр до наступления утра» [38].

    «Для кого наступило утро, а он не совершил Витра, то для него нет Витра» [39].

    Ученые раннеисламского периода прокомментировали эти хадисы следующим образом: «Слова «нет Витра» относятся к тем, кто намеренно не совершил молитву Витр». Наилучшее время молитвы Витр — до начала появления зари. Вынужденное время — до совершения утренней молитвы (Фаджр)» [40].

    Что касается проспавших утреннюю молитву или забывших о ней, пропустив при этом и Витр, то существует хадис: «Кто проспал Витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем» [41].

    На основе упомянутого хадиса богословы сошлись во мнении о канонической оправданности и допустимости восполнения молитвы Витр в случае несовершения ее вовремя. Из числа сподвижников Пророка такого мнения придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, Са‘д ибн Абу Ваккас, ‘Абдулла ибн Мас‘уд, ‘Абдулла ибн ‘Умар, ‘Убада ибн ас-Самит, Му‘аз ибн Джабаль и многие другие; а из великих ученых последующих поколений — Ибрахим ан-Наха‘и, Суфьян ас-Саври, Абу Ханифа, аль-Авза‘и, Малик, аш-Шафи‘и [42], Ахмад, Исхак и многие другие [43].

    Относительно времени, до которого можно совершить пропущенную молитву Витр, мнения богословов расходятся:

    – до совершения утренней молитвы (Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и и др.);

    – до вхождения солнца в фазу зенита (аш-Ша‘би и др.);

    – после совершения утренней молитвы и до восхода солнца Витр не совершается, но затем может быть выполнен до послеполуденной молитвы (аль-Авза‘и);

    – в соответствии с фетвой богословов шафиитского мазхаба молитву Витр можно восполнить на протяжении последующих лет в ночное или дневное время.

    Некоторые ученые (Ибн Хазм, Абу Ханифа [44]) считали обязательным восполнение молитвы Витр, но большая часть ученых сходится в том, что это — возможно, хотя не обязательно [45].

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Витр (араб.) — дословно «нечетный». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 498.

    [2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 818.

    [3] Хадис от Абу Айюба аль-Ансари; св. х. ан-Насаи, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 172, хадис № 1422, «сахих», аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 33, хадис № 916.

    [4] То есть, по мнению теологов, непоследовательно соблюдает Сунну Пророка.

    [5] Хадис от ‘Абдуллы ибн Бурайда; св. х. Ахмада, Абу Дауда и аль-Хакима. Аль-Хаким подтвердил его достоверность. Но в общем достоверность данного хадиса неоднозначна. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 573, хадис № 9663, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 172, хадис № 1419. В своде хадисов Ахмада приводится еще один, схожий с этим, хадис от Абу Хурайры. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, хадис № 913.

    [6] в. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ахмада, Ибн Маджа и ан-Насаи. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 131, хадис № 1169, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, 33, хадис № 914.

    [7] Подробнее об этом см. далее по тексту.

    [8] Св. х. аль-Хакима, ан-Насаи, Ахмада и аль-Байхакы. Схожие по содержанию хадисы приводятся Ибн Мас‘удом и Ибн ‘Аббасом. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 39; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 820. Имам аль-Хаким утверждал, что этот хадис соответствует требованиям, согласно которым имамы аль-Бухари и Муслим определяли достоверность хадисов.

    Хадис от Ибн ‘Аббаса, например, см.: Ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 198, хадис № 1702, «сахих».

    [9] Намерение: «Я намереваюсь совершить три ракяата молитвы Витр, делая это искренне ради Всевышнего».

    [10] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 821; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 307.

    [11] См., например: Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 307.

    [12] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 40.

    [13] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834 гг. по григор., 1172–1250 гг. по хиджре) — йеменский факих, главный судья города Сан‘а’. Автор более ста богословских трактатов.

    [14] См., например: Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 307.

    Шафииты при этом опираются на приведенный в сводах хадисов Абу Дауда и аль-Байхакы хадис о том, что сподвижник пророка Мухаммада ‘Убейя ибн Кя‘б читал «Кунут» во второй половине Рамадана. Однако ученые ханбалитского мазхаба считают, что данный хадис недостоверен ввиду нарушения цепи передававших его (инкыта‘). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 827.

    [15] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 811.

    [16] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 814.

    [17] При чтении данной молитвы-ду‘а руки воздеты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении ду‘а молящийся не протирает ладонями лицо.

    [18] См., например: Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 305.

    [19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 815.

    [20] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 827, 828.

    [21] Хадис от Абу Айюба аль-Ансари; св. х. ан-Насаи, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 172, хадис № 1422, «сахих», аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 33, хадис № 916.

    [22] То есть, по мнению теологов, непоследовательно соблюдает Сунну Пророка.

    [23] Хадис от ‘Абдуллы ибн Бурайда; св. х. Ахмада, Абу Дауда и аль-Хакима. Аль-Хаким подтвердил его достоверность. Но в общем достоверность данного хадиса неоднозначна. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 573, хадис № 9663, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 172, хадис № 1419, достоверность.

    В своде хадисов Ахмада приводится еще один, схожий с этим хадис от Абу Хурайры. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, хадис № 913.

    [24] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 54, 55.

    [25] Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани (умер в 804 г. по григор.; в 189 г. по хиджре) — известный имам, один из учеников имама Абу Ханифы, внесший большой вклад в развитие ханафитского мазхаба. При халифе Харуне ар-Рашиде был главным судьей города ар-Ракка — летней столицы халифата. Умер в городе ар-Райе. Его перу принадлежат авторитетные труды «Аль-джами‘ ас-сагыр» и «Аль-джами‘ аль-кябир».

    [26] Я‘куб ибн Ибрахим Абу Юсуф (умер в 798 г. по григор.; в 182 г. по хиджре) — самый известный ученик имама Абу Ханифы. Родился в Куфе. Во времена халифов аль-Махди, аль-Хади и Харуна ар-Рашида был главным судьей Багдада, первым удостоился титула «судья судей». Автор книг «Аль-харадж» и «Ар-радд ‘аля сейр аль-авза‘и».

    [27] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 818; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 34.

    [28] Св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ахмада, Ибн Маджа и ан-Насаи. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 131, хадис № 1169, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, 33, хадис № 914.

    [29] Св. х. ат-Тирмизи, Абу Дауда и Ибн Маджа. Имам аль-Хаким говорил о достоверности данного хадиса. Такой же хадис от ‘Амра ибн Шу‘айба приведен в св. х. имама Ахмада. См., например: Аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 947, хадис № 1267; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 95, хадис № 452, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 2. С. 346.

    [30] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадис № 185, «сахих».

    [31] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 17, хадис № 126 (737).

    Такой же хадис от Умм Салямы приведен в св. х. ат-Тирмизи, Ахмада и Ибн Маджа. Ад-Дар Кутни также упомянул этот хадис в своем своде хадисов, отметив, что он достоверен. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 98, хадис № 471, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 51, хадис № 938 и пояснение к нему.

    [32] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 6. С. 21.

    [33] Возможно, имеются в виду два ракяата сунны ночной молитвы.

    [34] Абу Сулейман Хамд аль-Хаттаби (931–998 по григор.; умер в 388 г. по хиджре) — видный мухаддис, факих и языковед, автор богословского сочинения «Байан и‘джаз аль-кур’ан» и комментария к своду хадисов Абу Дауда «Ма‘алим ас-сунан».

    [35] Хадисы, подобные этому, приводятся в св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (от Абу Хурайры); в св. х. Ибн Маджа (от Джабира); в св. х. Абу Дауда и аль-Хакима (от Абу Катады). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 51, хадис № 939; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 133, хадис № 1187, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 174, хадис № 1434, «сахих».

    [36] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 98, пояснение к хадису № 470.

    [37] Хадис от Талка ибн ‘Али; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хаббана и Ибн Хузэйма. См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 2. С. 351, хадис № 356; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 174, хадис № 1439, «сахих»; Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 98, хадис № 470, «сахих».

    [38] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Муслима. См., например: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 279, глава о молитве, хадис № 341.

    [39] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ибн Хаббана, аль-Хакима, аль-Байхакы, Ибн Хузэйма. Хадис «сахих». Аль-Хаким считал, что данный хадис соответствует требованиям, согласно которым имам Муслим определял достоверность хадисов. С аль-Хакимом был согласен имам аз-Захаби. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 544.

    [40] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 2. С. 353.

    [41] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Абу Дауда, аль-Хакима, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы, Ибн Маджа и Ахмада. О достоверности этого хадиса писали аль-‘Иракы, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, Абу Дауд, аль-Хаким, аз-Захаби и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 173, хадис № 1431, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 544, хадис № 360 и пояснение к нему.

    [42] По мнению имама аш-Шафи‘и, перечитывание Витра в случае несовершения его вовремя является желательным (сунной). См., например: Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 308.

    [43] См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 52.

    [44] См., например: Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 305.

    [45] См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 52, 53.

  • Оценка 4.2 проголосовавших: 145
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here