Мусульманская молитва при посещении мог

Чудотворные слова: мусульманская молитва при посещении мог в полном описании из всех найденных нами источников.

Мусульманская молитва при посещении мог

Молитва, читаемая при посещении мусульманских кладбищ:

Бисмиллахир рахманир рахим

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

ассаламу ала ахли ла илаха иллал лаху

Мир и приветствие уверовавшим в формулу: «Нет божества, кроме Аллаха!»

мин ахли ла илаха иллал лаху

От тех, кто уверовал в слова единобожия «Нет божества, кроме Аллаха!»

я ахла ла илаха иллал лаху

О, уверовавшие в слова: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

бихакки ла илаха иллал лаху

заклинаю вас священными словами: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

кайфа ваджадтум каула ла илаха иллал лаху мин ла илаха иллал лаху

какова была награда за то, что уверовали вы в слова: «Нет божества кроме Аллаха!», полученной вами от слов «Нет божества, кроме Аллаха!».

я ла илаха иллал лаху

О, Аллах! Нет божества, кроме Тебя,

бихакки ла илаха иллал лаху

Ради слов единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха!»

игфир лиман кола ла илаха иллал лаху

Прости грехи тем, кто произнесет «Нет божества, кроме Аллаха!»

вахшурна фи зумрати ман кола ла илаха иллал лаху Мухаммадун расулул лахи Алиюн валиюл лахи

Воскреси нас среди тех, кто произносил «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха, Али – друг Аллаха!»

Мусульманская молитва при посещении мог

Молитва при посещении могил

"Ас-саляму 'аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-му'минина ва-ль-мусли-мина! Ва инна ин ша'а-Ллаху би-кум ля-хыкуна ва йархаму-Ллаху-ль-мустакди-мина мин-на ва-ль-муста'хырина, ас'алю-Ллаха ля-на ва ля-кум аль-'афийата"

Перевод: Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!

Мусульманская молитва при посещении мог

Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

Посещение могил

Посещение могил мусульманами обоего пола считается дозволенным действием. При посещении нужно читать 1 раз суру «Фатиха», 11 раз суру «Ихлас» и возможная благость дарится душе умершего. Желательно, кто может прочитать суру «Йасин» и суру «Такасур». Нехорошо пройти через кладбище, ничего не прочитав. Кстати, проходя через кладбище, не наступайте на могилы. При необходимости пройти через кладбище, читается сура «Фатиха», 11 раз сура «Ихлас» и инша-ал-Лаху благость даруется душам всех похороненных на этом кладбище. После этого можно проходить. Нежелательно рвать траву и ломать кусты на могилах. Так как зеленеющая трава и кусты – обозначают инша-ал-Лаху прощение части грехов покойного. Разрешается убирать засохшую траву и кусты. А лучше всего не делать и этого. Тем более нельзя использовать эти засохшие кусты в качестве дров для домашнего очага. Спаси нас Аллах!

Имам Биргиви (929-981/1521-1573) в своей книге "Этфал-уль-муслимин" пишет, что посещение могил является сунной. Посещение могил предписано мужчинам. Пророк Аллаха (меиб), проклял женщин, посещающих могилы. Некоторые учёные пишут, что впоследствии женщинам было разрешено посещение. Другие учёные говорят о нежелательности посещения могил женщинами. Но всеми учёными единодушно сообщается о запрете участия женщин на похоронах. Фатима, да будет доволен ею Аллах субхана ва тааля, каждый год посещала и поправляла могилу своего дяди Хамзы, да будет доволен ими обоими Аллах субхана ва тааля.

Сказано в хадисе: "Будут прощены грехи того человека, который посещает каждую пятницу могилу своих родителей. Этим он выполняет свой долг перед ними". Мухаммад бин Васи посещал могилы каждую пятницу. Его как-то спросили, а не лучше ли было бы для него посещать могилы по понедельникам. На что он ответил: "Покойники узнают тех, кто их посещает по четвергам, пятницам и субботам". Даххак говорит, что покойник узнает того, кто посещает его могилу в субботу до восхода солнца. Это продолжение благости, данное Аллахом Тааля пятничному дню.

Пророк Аллаха (меиб) посещал могилы своих правоверных родственников и Сподвижников. Он говорил: "Если кто-либо при посещении могилы произнесёт: "Аллахумма инни эсъэлюке-би-хурмет-и Мухаммад алейхисселям эн ляа туъаз-зибе хазельмеййит", то мучения покойника будут приостановлены до Судного Дня".

В книге "Ширъат-уль-Ислам" Мухаммада бин Эби Бакра (ум. в 573/1178) говорится: "Для того чтобы посещение могилы соответствовало сунне, необходимо предварительно, совершив омовение, прочитать 2 ракаата молитвы и ниспосылаемые благости адресовать покойному. Затем, по прибытии на кладбище, приветствовать словами – ва алейкум селям. После этого посетитель читает вышеуказанную мольбу и садится напротив лица покойного. Тут он может прочитать суру "Йасин" или из того, что знает. По окончании чтения из Корана и "Тасбиха", следует обращение с мольбой к Аллаху субхана ва тааля для ниспослания блага покойному".

Эбу-ль-Касым Самарканди (ум. в 556/1161) пишет, что при чтении у могилы айатов Корана, покойник слышит и получает облегчение. Сказано в хадисе: "Если кто-либо, проходя мимо могилы знакомого ему покойника, поприветствует его, то покойный узнает его и ответит ему приветствием". Поэтому, Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах субхана ва тааля), проходя мимо могил знакомых в прошлом покойников, останавливался и приветствовал их. Нафи вспоминает: "При посещении могил Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакра и своего отца Умара бин Хаттаба, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля, Абдуллах бин Умар приветствовал их словами: "Ассаляму аленнебийй, ассаляму аляа Эби Бекр, ассаляму аляа Эби". Я более ста раз был тому свидетелем".

Имам аль-Газали (ум. в 505/1111) в книге "Ихйа-и улум-ид-Дин" пишет: "При посещении могилы, желательно присесть напротив "лица" покойного и спиной к Кыбле. Могилу нельзя ни обнимать, ни прикладываться к ней лицом". Имам Ибн-и Абидин (ум. в 1252/1836) пишет, что лучше стоять у "ног" покойного лицом к могиле и спиной к Кыбле.

Сказано в хадисе: "Если кто-либо, проходя через кладбище, прочитает одиннадцать (11) раз суру – 112 "Ихлас" и ожидаемые благости подарит всем захороненным, то ему воздастся благостями, равными количеству покойников".

Ахмад бин Ханбал (ум. в 241/855), да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля, говорил: "Войдя на территорию кладбища, прочитайте суру "Фатиха", а так же суры "Ихлас", "Фаляк", "Нас" (№ 112, 113, 114). Если ожидаемые благости подарите покойникам, то все покойники эти благости получат".

Поклонения Всевышнему Аллаху делятся на три вида: 1) первый вид поклонений осуществляется только имуществом; сюда входят Закяат, Милостыня Фитр и дополнительные милостыни. 2) второй вид – и имуществом и непосредственно "телом" человека.; это Хадж и Джихад. 3) третий вид поклонений совершается непосредственно самим человеком. Сюда входят чтение Корана, молитвы, зикр и мольба к Аллаху Тааля. Учёные – Приверженцы Сунны единодушно подтверждают, что мусульмане могут ожидаемые благости за первый вид поклонений переадресовать покойникам и те получат от этого облегчения. Большая часть учёных подтверждает, что благости и за второй вид поклонений можно дарить покойным. Что касается третьего вида поклонений, то здесь существует единодушное подтверждение только по "дуа" – мольбе. Учёные мазхаба Ханафи и Ханбали, да будет милостив к ним Аллах, считают, что благости, ожидаемые за третий вид поклонений, так же можно дарить покойникам и это им поможет. Хасан, да будет милостив к нему Аллах, сообщает: "Если кто-либо, придя на кладбище, произнесёт: "Аллахумма Раббель-эджсад-ильба лийех вель-изамин-нахирет-иллети хараджат минеддуньйа ва хийа бика муъминетун. Эдхиль алейха равхан мин индика ва саламен минни", то получит благости по количеству покойников этого кладбища". (Здесь окончен перевод из книги "Этфал-уль-муслимин" Имама Биргиви; ум. в 928/1521).

Имам Ибн-и Абидин пишет: "Покойник узнаёт посетителя его могилы в пятницу. Посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, каждый год при посещении могил Сподвижников, погибших в битве при Ухуде, обращался к ним со словами: "Ассаляму алейкум би-ма сабертум фе ниъме укбеддар". Совершающим хадж, рекомендуется посещать это кладбище рано утром в четверг, а полуденную молитву читать совместно в мечети Пророка Аллаха (меиб)".

При посещении могил, нельзя ни садиться, ни наступать, ни спать на них. Если есть опасение в том, что какая-либо тропинка проложена по старым могилам, то лучше по ней не ходить.

В сборнике "Фатава-и Хиндиййа" говорится: "Если деревья, растущие на кладбище, были выращены ещё до первого захоронения, то они являются собственностью владельца земли. Владелец этой территории волен, по своему усмотрению и спиливать деревья, и раздавать плоды с них. Если кладбище было образовано на бесхозной земле, то деревья и плоды с них используются так же, как использовали раньше. Если деревья были посажены уже после образования на этом месте кладбища, то тогда они принадлежат тому, кто их посадил и вырастил. Владелец может разрешить малоимущим людям пользоваться деревьями и их плодами. Это будет его милостыней. Если же деревья выросли сами по себе, то правом распоряжаться ими принадлежит правителю города, деревни и т.д. При необходимости правитель может разрешить продавать лес или плоды с деревьев, для последующего использования доходов на нужды кладбища.

Если плоды с деревьев, имеющих владельца, упали на дорогу (неважно, в городе или деревне), то пользоваться ими можно следующим образом: 1) Если упавшие плоды не подвержены быстрой порче (к примеру орехи), то разрешается их есть в том случае, если известно о разрешении на это владельца деревьев. 2) Если на дорогу, тропинку упали быстро портящиеся плоды, то их можно есть в том случае, если не известно о запрете на это владельца. И в том и другом случае не дозволено собирать их и уносить домой, или на продажу. Плоды деревьев, доски, брёвна, плывущие по реке, разрешено доставать из воды, собирать в одном месте и пользоваться ими.

Покойника лучше хоронить днём, но в случае необходимости, дозволено и ночью. Запрещено сжигать обнаруженные в земле кости покойника, или оставлять их не преданными земле. Это причинит покойному большие муки. Не разрешается жечь или ломать кости покойников, даже если они были неверующими. Не дозволяется истязать своих неверующих соотечественников ни при их жизни, ни после их смерти.

Абдул-Азиз Дехлеви (ум. в 741/1340), да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля, в толковании суры "Абесе" (80) писал: "Всевышний Аллах Предписал предавать покойника земле. Неверующие в Индии жгут своих покойников. После сожжения покойника, тело его исчезает (с глаз). Душа теряет связь с телом. В то время, как при захоронении в земле, связь души и тела не прерывается. Душа "привязывается" к месту захоронения покойника. При посещении могилы, души посетителей и покойников знакомятся друг с другом и это для них полезно. Благости за прочитанные посетителями айатов Корана, просьб к Аллаху Тааля, посвящённые мёртвым, легко достигают своей цели…". Аль-хамду лиль-Лахи Раббиль алемиин!

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Мусульманская молитва при посещении мог

Какую молитву читают мусульмане на кладбище?

Вопрос: Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры “Ясин” за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать “Ясин” и “Ихлас” у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

А шафииты считают так. Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал: “В мазхабе Шафии большую известность получило мнение, что саваб за прочитанный Коран не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что саваб – в особенности с прочтением дуа (молитвы) – достигнет умершего”. Почти все поздние ученые мазхаба Шафии, такие как Аль Газали, Ибн Салах, Навави, Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюти и Ширбини считали разрешенным чтение Корана над покойниками.

В своем «Аль-Азкаре» (см. страницу 137) Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше». А после приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.

Что же касается описанного вами случая, то это обычай, и в таких случаях как правило читают первую суру Священного Корана – “аль-Фатиха”.

А Аллах знает лучше.

Смотрите также:

Читайте также:

Кто такой Хызыр? Он пророк? Жив ли он?

Салям алейкум муфтий хазрат! Кто такой Хызыр? Говорят он пророком был? Жив ли он по сей день? (Расул)

  • По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» (Аль-Бухари, Сахих, том 2, книга 23, Хадис 441)

  • Следуем Сунне: достоинства тасбих-намаза

    Тасбих-намаз – это нафиль намаз, в котором большое место уделено формулам восхваления Аллаха Всевышнего, возвеличивания Его могущества и величества.

  • Эта сура – единственная, перед которой не читается "Бисмилля"

    Согласно мнению улемов, некоторые сподвижники Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) считали, что эта сура является продолжением.

  • Следуем Сунне: как держать руки во время дуа?

    Существуют разные предания о том, как именно держал свои руки Благословенный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращаясь с мольбой к Всевышнему Творцу. Праведный халиф Умар (р.а.) относительно этого вопроса сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подняв руки для молитвы.

  • 10 главных признаков наступления Конца света

    Перед тем, как начнется жизнь в ахирате, на земле произойдет конец света. Конец света наступит сразу же после события, которое известно как «Наухатуль-Уля» (первый звук трубы). Исрафиль (алейхи салям) подует в трубу, известную как «Сур», сущность которой известна только Аллаху Всевышнему.

  • 5 аятов, которые вы сможете выучить уже сегодня

    5 самых коротких аятов Священного Корана.

  • Ношение рваной одежды притягивает бедность?

    В риваяте переданном от Малика ибн Надля говорится: «Однажды я пришел к посланнику Аллаха в старой одежде. Он спросил у меня: «Обладаешь ли ты имуществом, с которого выплачивается закят?». Я ответил: «Да». Он спросил: «Что это за имущество?». Я сказал: «Аллах дал мне верблюдов, баранов, лошадей и рабов». Тогда посланник Аллаха сказал:

    Посещение могил

    Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Часто вспоминайте о смерти! Ибо это оберегает человека от грехов и отдаляет его от бренного мира. Если вы станете размышлять о смерти, будучи богатым, то это оградит вас от пагубного влияния богатства. Если вы будете размышлять о смерти, пребывая в бедности, то это поможет вам быть довольным вашей жизнью» (Суюти, Джамиус-Сагир, I, 47).

    «Вспоминайте о смерти и о том, что тело и кости сгниют! Для того, кто желает вечной жизни, бренная жизнь теряет блеск» (Тирмизи, Кыйамат, 24). «…Аллах любит того, кто часто вспоминает о смерти» (Хайсами, X, 325).

    «Часто вспоминайте о смерти, которая обрывает все удовольствия земной жизни» (Тирмизи, Кыйамат, 26).

    Поэтому последователи тасаввуфа, каждый день посвящают определенное время размышлениям о смерти, обретая в этом душевную пробужденность. Тафаккур (глубокое размышление) о смерти является особым средством для отстранения от телесных желаний и раскрытия духовного потенциала. Благодаря духовной подпитке, полученной в результате таких размышлений, они избавляются от неверных и пустых поступков и стремятся постоянно заниматься праведными делами и совершать благое. Согласно одному риваяту, благородный Али часто посещал могилы. Однажды его спросили: О Али! Что с тобой происходит? Ты поселился рядом с могилами?! На что благородный Али ответил: Я узнал, что они – преданные соседи! Ибо не делают ничего плохого и (своим состоянием постоянно давая нам урок в назидание) напоминают об ахирате! (Ибн Аби Шейба, «Мусаннаф», VII, 102/34514).

    Один из праведных дал такой совет, как человеку избежать беспечности, украсить свой жизненный путь праведными делами и наполнить бесконечной благодарностью и довольством:138 «Время от времени посещай больницы и навещай больных! Рассуждай над тем, что ты здоров и не страдаешь от таких ужасных болезней, и благодари за свое состояние Господа!

    Время от времени посещай тюрьмы и задумайся о жизни заключенных там людей, наполненной тысячами мучений! Задумайся над тем, что ты тоже можешь оказаться на месте тех, кто в порыве гнева или помутнения рассудка совершил преступление, а также тех, кто, попав в неволю, испытывает невыносимые страдания! Благодари Всевышнего Аллаха за то, что Он уберег тебя от такого положения! Помолись за благополучие тех, кто там находится! Посещай кладбища и прислушайся к безмолвным стенаниям, которые поднимаются над надгробными плитами!

    Задумайся над тем, что не будет никакой пользы от сожалений после смерти! Знай цену времени! Молись о прощении грехов за тех, кто покоится в этих могилах! Старайся все свое оставшееся время проводить в восхвалении, благодарении и поминании Аллаха!» Действительно, самый лучший способ, заставляющий человека задуматься о смерти и о вечном мире, – это посещение могил. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы… Теперь вы уже можете это делать. Ибо посещение могил будет вам напоминанием о смерти» (Тирмизи, Джанаиз, 60; См. Муслим, Джанаиз, 106).

    Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в начале пророчества запретил посещение могил, так как видел в этом угрозу возврата к ширку. Ибо во времена джахилии люди считали, что души их предков обрели святость, а также посещали могилы, чтобы похвастаться многочисленностью своего рода, на которую указывало большое количество могил их усопших сородичей. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил посещение могил, чтобы искоренить этот невежественный обычай.

    Однако после того как Ислам набрал силу, и Единобожие укрепилось в сердцах, не осталось места для переживаний по поводу того, что люди снова начнут поклоняться могилам, надеяться на их помощь и приписывать им святость. Поэтому наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) позволил посещение могил и даже поощрял это. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто навещал усопших сахабов, похороненных на кладбище аль-Баки, а также могилы шахидов, павших в битве при Ухуде.

    Как передала мать всех правоверных благородная Айша, Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) в последнюю часть каждой ночи, которую он проводил с ней, отправлялся на кладбище аль-Баки, где приветствовал его обитателей и читал молитвы. Однажды ночью ангел Джибриль (алейхиссалям) посетил пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и обратился к нему со словами: «Твой Господь повелевает тебе отправиться к обитателям аль-Баки и молиться о прощении их грехов!» Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сразу последовал этому приказу и посетил кладбище аль-Баки (Муслим, Джанаиз, 103).

    Как передает Абдуллах бин Абу Фарва: «Пророк навестил могилы шахидов, павших в битве при Ухуде, и сказал: «О мой Аллах! Твой раб и пророк свидетельствует о том, что они – истинные шахиды. И с этого времени и до самого Судного дня тот, кто навестит этих шахидов и поприветствует их, сам удостоится их приветствий» (Хаким, III, 31/4320).

    Также пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) научил благородных сахабов словам, которые нужно произносить при посещении кладбища: «Приветствую вас, о правоверные обитатели этого места! Иншааллах, мы тоже в скором времени присоединимся к вам. Я желаю, чтобы Аллах простил нас и вас» (Муслим, Джанаиз, 104). Один из великих табиинов, Имам Шаби сказал: «Когда у ансаров умирал кто-то из близких, они часто навещали его могилу и там читали Священный Коран» (Абу Бакр ибн Халлал, «аль-Кираа индаль-Кубур», Бейрут 1424, стр. 89, № 7.142).

    Каждый мумин при посещении кладбища сначала должен поприветствовать всех его обитателей и помолиться за них, затем по возможности прочитать аяты Корана и задуматься над тем, что однажды и он окажется здесь. Один из праведников, благородный Хатам аль-Асам сказал: «Тот, кто при посещении кладбища не молится за его обитателей и не задумывается о себе (своем конце), считается предавшим не только себя, но и тех, кто там покоится» (Ихья, IV, 868). Как передает Суфьян ибн Уяйна: «Потребность усопших в молитве больше, чем потребность живых в питье и пище» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 297).

    Что касается разрешенности шариатом чтения Священного Корана у изголовья могилы, то все ученые-богословы пришли к единому мнению. Имам ан-Навави в своем произведении «Шархуль-Мухаззаб» писал: «Для тех, кто посещает кладбище, чтение Корана в меру его возможностей и последующие молитвы за его обитателей считаются мустахабом (желательным)» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 303).

    Согласно Куртуби, во время чтения Корана у могилы ее обитатель слышит эти аяты и, благодаря щедрости Аллаха, удостаивается саваба как от чтения, так и от прослушивания Священной Книги. Поэтому он достигает божественной милости. Кроме того, если усопший не услышал благословенные аяты, то саваб от кираата (чтения Корана), совершенного для него, достигает его так же, как достигают умерших воздаяния от садака и молитв. В одной их книг ханафитского мазхаба – «Фетава Кадихан» сказано: «Если человек намеревается донести чтение священных аятов до умерших, то ему следует читать Коран возле их могил, если у него нет такого намерения, то Всевышний Аллах услышит кираат в любом месте» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 304).

    Другими словами, человек может читать Коран и дарить саваб за свое чтение кому-либо везде, где пожелает. Однако если он сделает это возле могилы усопшего, то станет способствовать тому, что перешедший в мир иной помимо саваба от слушания Корана, обретет милость и спокойствие, ниспосылаемые Всевышним Аллахом в этот момент. Чтение Корана во время посещения могил разрешено иджмой Иджма: (В Исламской юриспруденции существует четыре основных доказательства: Коран, Сунна, кийас-и фукаха (книги ученых четырех мазхабов) и иджма-и уммат (согласованное мнение ученых))Â (единодушным мнением), которая существует вот уже 1400 лет.

    Для того чтобы умершие смогли через чтение Корана удостоиться милости Создателя, принято читать суру «Йасин». В одном из благородных хадисов сказано: «Йасин – сердце Корана. Если кто-либо станет читать его, чтобы достичь довольства Аллаха и, желая обрести место в вечном мире, грехи того обязательно будут прощены. Читайте суру «Йасин» и для усопших» (Ахмад, V, 26).

    Для духовной пользы усопших можно читать и другие суры и аяты Корана. В одном из многочисленных риваятов относительно этого сказано: «Если кто-либо из вас умрет, то сразу же отнесите его на кладбище. Когда будете его хоронить, пусть один из вас прочтет у его изголовья суру «аль-Фатиха», а другой у его ног – последнюю часть суры «аль-Бакара» (Аманар-расулю)» (Табарани, «Кабир», XII, 340; Дайлами, I, 284; Хайсами, III, 44). Имам аш-Шафии (рахматуллахи алейхи) сказал: «Чтение аятов и сур Корана у изголовья могилы считается мустахабом. А полностью прочесть Коран (совершить хатм) – еще лучше» (Навави, «Рийазус-Салихин», Бейрут, стр. 293.145).

    Следовательно, посещение могил, приветствие обитателей могил, молитвы о прощении их грехов, а также чтение Корана для их блага – все это причина приобретения усопшими милости Аллаха. Посещение могил с соблюдением правил исламского этикета является средством получения многих благ. Размышления о смерти обязательно растворят ненасытные желания нафса, сделают сердце более чутким, склонным к благочестию, избавят от беспечного времяпровождения в бренном мире, к которому исчезнет отношение, как к постоянному пристанищу.

    Могилы подобны зеркалам, отражающим будущее каждого из нас. Если человеку удастся как можно чаще видеть в них свое отражение и получать назидания, то он избавится от растрачивания своей жизни на пустые прихоти и увлечения. Таким образом, посещение могил является самым лучшим способом подготовки к вечной жизни. Именно поэтому наши предки располагали кладбища, в основном, перед мечетями и внутри города. Благодаря этому люди, проходящие мимо, имели возможность прочитать суру «аль-Фатиха» за души умерших и таким образом способствовать получению ими милости Аллаха, а также предаваться глубоким размышлениям о смерти и о том, что их ждет такая же участь.

    С другой стороны, при посещении могил следует строго избегать неправильных действий: например, зажигать свечи у изголовья могил, привязывать ленты или лоскутки, а также напрямую просить помощи у тех, кто там покоится… Ни в коем случае не следует забывать о том, что каким бы великим человеком ни был усопший, нельзя у него ничего просить. Необходимо обращаться с мольбой только к Всевышнему Аллаху ради высокого положения и почета умершего перед Всевышним. Единственный, к кому следует обращаться с просьбами, – это Истинный Вершитель, то есть Всевышний Аллах, без повеления которого ни один раб не сможет совершить ни благого, ни плохого поступка.

    Поэтому обращаться к кому-либо из праведников, когда их нет рядом, или их уже нет в живых, с такими невежественными словами, как: «О такой-то человек! Дай мне здоровья! Удовлетвори эту мою потребность!», является большой ошибкой, которая ведет к ширку. Следует категорически избегать этих и подобных им выражений, которые могут пошатнуть в человеке акыду (вероубеждение) Единобожия.

    Необходимо строго избегать всякого рода высказываний с просьбой о помощи в преодолении материальных и духовных трудностей, а также об управлении природными явлениями, обращенных к кому-либо другому, кроме Всевышнего Аллаха. Обязанность каждого верующего – предостерегать и наставлять на прямой путь тех, кто по причине беспечности или невежества совершает действия, ведущие к ширку. Однако те, которые, мотивируя борьбой с чрезмерностью и излишествами в данном вопросе, считают ширком посещение могил, осуществленное по всем правилам адаба, совершают обратную ошибку. Ислам, как и в любом другом вопросе, в отношении посещения могил придерживается золотой середины. Самым лучшим примером правильного поведения при посещении кладбища (без всяких излишеств и отступлений) являются пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его благородные сподвижники.

  • Оценка 4.2 проголосовавших: 44
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here