Чудотворные слова: музыкальное произведение утренняя молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Урок музыки по теме "Утро". Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.
Образовательные:
- показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
Развивающие:
- накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
- развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
- проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
- развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
- воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.
Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.
Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.
Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
I этап. Организационный момент
Вход под музыку Э. Грига “Утро”. Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1
2 этап. Повторение пройденного материала
Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.
3 этап. Изучение нового материала
Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.
Учитель. С чего начинался день верующего человека?
Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
Приложение 1. (Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).
Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.
Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?
Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.
Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?
Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.
Учитель. В каком ладу звучит пьеса?
Дети. В мажорном, светлом.
Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?
Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.
Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?
Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.
Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?
Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.
Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?
Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.
Учитель. А о чем молился ребенок утром?
Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.
Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?
Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.
Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?
Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.
Учитель. Итак, “Утренняя молитва” – это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Презентация. Слайд 4
Пьеса “Утро” – это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.
Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.
Слушание с пластическим интонированием.
Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?
Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.
Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?
Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.
Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?
Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.
Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).
Учитель. Как развивается музыка?
Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.
Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?
Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.
Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.
Учитель. А что дальше происходит с музыкой?
Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.
Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?
Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.
Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:
Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.
Презентация. Слайд 5
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.
В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.
Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.
Презентация. Слайд 6
Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.
Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами – об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.
Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
Презентация. Слайд 7
"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное . ", – так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.
Учитель. Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?
Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.
Учитель. А в чем отличие?
Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.
Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.
Презентация. Слайд 8
Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?
Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.
Учитель. А в чем различие?
Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.
Учитель. Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.
4 этап. Вокально-хоровая работа
Презентация. Слайд 9
Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).
Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.
(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).
Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове “мишка” два слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька” – три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).
Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).
Утро (утро) – доброе (доброе)
Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)
Солнце (солнце) – яркое (яркое)
Небо (небо) – ясное – (ясное).
Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.
Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).
(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).
5 этап. Подведение итогов
Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).
Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!
Презентация. Слайд 10
(Выход под звучание песни “Светит солнышко”).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Музыкальное произведение утренняя молитва
Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ
© А. А. Фролов, 2002, часть I
ТЕМА ШЕСТАЯ
4. Произведения в форме периода
Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».
Здесь и далее жёлтая кнопка означает, что в примере приводится произведение целиком.
Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.
Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение. Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.
Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)
В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер , пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.
Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…
Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.
Методическая разработка по музыке по теме:
Разработка урока по музыке в 3 классе по теме «Утро». Программа Е. Д Критской, Г. П. Сергеевой.
На уроке прослушиваются пьесы П. Чайковского “Утренняя молитва”, “Утро” Э. Грига, М. Мусоргского “Рассвет на Москве- реке”. Выполняется музыкальный анализ и сравнительная характеристика этих произведений.
Предварительный просмотр:
Разработка урока по музыке в 3 классе по теме «Утро» по программе Е. Д Критской, Г. П. Сергеевой.
Круглова Марина Владимировна, учитель музыки.
Тема урока: «Утро».
Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Образовательные: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
- накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
- развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
- проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
- развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
- воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
- воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке». Музыкальная игра «Слово на ладошках», песня «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова.
Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.
Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.
Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
I этап. Организационный момент. Вход под музыку Э. Грига «Утро». Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1
2 этап. Повторение пройденного материала.
Презентация. Слайд 2
Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника «День, полный событий». Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.
3 этап. Изучение нового материала.
Презентация. Слайд 3
Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется «Утро». Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва « П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.
Учитель. С чего начинался день верующего человека?
Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
Приложение 1. (Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского).
Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.
Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?
Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.
Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?
Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.
Учитель. В каком ладу звучит пьеса?
Дети. В мажорном, светлом.
Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?
Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.
Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?
Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.
Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?
Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.
Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?
Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.
Учитель. А о чем молился ребенок утром?
Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.
Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?
Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.
Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?
Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.
Учитель. Итак, «Утренняя молитва» – это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Презентация. Слайд 4
Пьеса «Утро» – это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.
Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.
Слушание с пластическим интонированием.
Приложение 1. (Звучит «Утро» Э Грига).
Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?
Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.
Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?
Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.
Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?
Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.
Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).
Учитель. Как развивается музыка?
Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.
Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?
Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.
Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».
Учитель. А что дальше происходит с музыкой?
Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.
Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?
Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.
Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:
Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.
Презентация. Слайд 5
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.
В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.
Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.
Презентация. Слайд 6
Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.
Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами – об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.
Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
Презентация Слайд 7
"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное . ", – так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.
Учитель. Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы отметим?
Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.
Учитель. А в чем отличие?
Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.
Звучит фрагмент вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве реке». Ребята угадывают.
Презентация. Слайд 8
Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы «Утро» Э. Грига. Что между ними общего?
Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.
Учитель. А в чем различие?
Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.
Учитель. Итак, вот такая разная может быть «утренняя» музыка в творчестве различных композиторов.
4 этап. Вокально-хоровая работа.
Презентация. Слайд 9
Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру «Слово на ладошках». А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? ( Учитель поет 1 часть песни-игры?).
Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.
(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).
Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове «мишка» два слога, а, значит, два хлопка. А в слове «мишенька» – три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. ( исполнение детьми вместе с учителем).
Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими ( учитель поет 2 часть песни с другими, «утренними» словами, а дети как эхо повторяют).
Утро (утро) – доброе (доброе)
Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)
Солнце (солнце) – яркое (яркое)
Небо (небо) – ясное – (ясное).
Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.
Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, «Светит солнышко» композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).
( Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).
5 этап. Подведение итогов.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? ( ответы учащихся).
Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!
Презентация. Слайд 10
( Выход под звучание песни «Светит солнышко»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА «УТРО» МБОУ «Лицей №8» Методическая разработка урока музыки в 3 классе Выполнила учитель музыки Круглова Марина Владимировна Г. Майкоп 2013
Фридрих Каспер Давид «Утро» 15 июня 1843 — 4 сентября 1907
ПУСТЬ ВСЕГДА ВАШЕ УТРО БУДЕТ ДОБРЫМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме “Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи”. Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки.
Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи повествование?Как научиться различать и составлять тексты разных типов речи.
На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты.
Программа рассчитана на 33 часа учебного времени (из расчёта 1 час в неделю). Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.Разделы КТП : тема (страницы учебника) тип и вид урок.
Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя.
В программу введен региональный компонент (РНК).
В программу введен региональный компонент (РНК).