Обеденная молитва мусульман

Чудотворные слова: обеденная молитва мусульман в полном описании из всех найденных нами источников.

Обеденная молитва мусульман

ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ

Все ханафитские, шафиитские, маликитские, ханбалитские ученые говорят о допустимости совершения дневной молитвы после пятничной. Они указывают следующие причины для совершения этой молитвы:

Во-первых, когда в одном населенном пункте совершается несколько пятничных молитв, то неизвестно, какая совершена пер­вой, поэтому есть необходимость совершения дневной молитвы, так как неизвестно, где была принята пятничная.

Во-вторых, если отсутствует одно из условий пятничной молитвы.

В-третьих, если верующий успел только на ташаххуд, то ему следует встать после приветствия имама и совершить четыре ракяата дневной молитвы. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, ваджиб ли эта молитва, мандуб или мустахаб. Причина этого разногласия в том, что ученые придерживаются различных мнений по поводу дозволенности нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте. Имам аш-Шафии сказал: «Города будут расти, в них станет много различных зданий, в том числе много больших и маленьких мечетей, но несмотря на это я считаю более предпочтительным совершение пятничной молитвы только в одной мечети, самой большой. Если же и в других мечетях будут совершаться молитвы, то следует совершать полуденные, если же кто-либо совершит пятничную, тот должен после этого совершить и полуденную молитву» [131, 1, 171]. Этого же мнения придерживались такие шафиитские имамы, как ан-Навави, ас-Субки и ар-Рамли. Имам Ибн Абидин в своем знаменитом комментарии пишет: «Известно, что маликиты не дозволяют совершения нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте» [46, 1, 542].

Аль-Макдаси в своем трактате «Hyp аш-шама фи зухр аль-джума» пишет: «В одном из риваятов от имама Ахмада передается запрет на совершение нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте». Также Ибн Абидин в своем комментарии пишет, что имам Абу Ханифа придерживался мнения о том, что в одном населенном пункте следует совершать только одну пятничную молитву, этого же мнения придерживался ат-Тахави, автор «Аль-мухтар» аль-Гитаби и др. Возвращаясь к нескольким пятничным молитвам, совершенным в одном населенном пункте без уважительной причины, следует сказать, что имам аш-Шафии считал совершение дневной молитвы после пятничной обязательным (ваджиб). Что касается ханафитов, то они разделились во мнениях, одни сказали, что это обязательно, другие сказали, что это желательно (мандуб). Их мнению последовал и имам Ахмад. Как видите, этот вопрос связан с иджтихадом, поэтому мы не имеем права порицать тех, кто не читает, также не имеем права за­прещать тем, кто читает эту молитву. Несмотря на это разногласие нам необходимо следовать хадису Пророка: «Мусульмане подобны одному телу, когда болит какой-либо орган, то все тело отзывается жаром».

Я слышал, если после пятничного намаза не совершать обеденный, его можно не возмещать, потому что он окажется шестым, а нам велели только 5 намазов. Верно ли это?

– Что касается совершения обеденного намаза после пятничного, то об этом много говорить не нужно, т. к. его необходимость доказана в книгах выдающихся алимов и самими алимами. А что касается человека, который говорит, что вы якобы делаете шестой намаз, то это не сойдет ему с рук.

Мухаммад Рамали, когда его спросили об этом, сказал: «Этот человек лгун, невежа, заблудший и, что если он убежден, что шафииты обязывают к этому как к шестому фарзу, он станет неверным (кафиром) и будет похож на вероотступника. А если он это говорит, потому что так говорят другие, то таких нужно наказывать».

Статьи

Совершение обеденной молитвы после пятничной (Фатва)

Перевод фатвы известного египетского ученого Атийя Сакара с некоторыми добавлениями из книги сирийского правоведа Вахба Зухайли “Фикх Аль–Ислам ва адиллятуху”.

Вопрос: Вопрос пришёл из города САГРАТ Турция, в нём говорится: В нашем городе совершают обеденную молитву после пятничной молитвы. Правильно ли это с точки зрения шариата?

Ответ: Известно, что пятничная молитва заменяет обеденную молитву, в таком случае, если выполнить пятничную молитву правильным образом, то не нужно совершать обеденную молитву, а если не выполнить пятничную молитву или выполнить, но неправильно, то обеденная молитва становится обязательной. Вообще, пятничную молитву нужно выполнять в одном месте, чтобы люди слушали одну проповедь от одного имама в доведении им религии, и чтобы не было у них причин в упущениях.

Точно таким же образом проводилась пятничная молитва в дни пророка (мир и благословение ему) и в дни праведных халифов в Медине, когда молящиеся помещались в священную мечеть пророка (мир и благословение ему), когда халиф стоял перед молящимися и читал проповедь. Когда расширились города, мусульман стало много и люди не помещались в одну мечеть, была проведена пятничная молитва во второй мечети. Тут и разошлись мнения учёных, можно ли совершать пятничную молитву одновременно в нескольких местах или нет? И если можно, то действительны ли обе молитвы или только одна? И если допустим, что обе молитвы действительны или только одна, обязательно ли совершать обеденную молитву?

В книге “фикх аля мазахиб аль–арбаа”, которую распространило министерство вакфов Египта, говорится следующее:

1–Ханафиты сказали: Проведение пятничной молитвы в нескольких местах одного города или на окраинах города считается действительным, если даже одно из них опередило другого в молитве. Они считают что это необходимо для того чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

Но, всё же, лучше застраховаться, совершив после неё обеденную молитву и лучше всего сделать её дома, чтобы люди не приняли ее как обязанность. Если они удостоверятся, что в какой–то мечети совершили пятничную молитву до них, то обеденная молитва становится обязательной, а если сомневаются, то обеденная молитва в этом случае становится сунной.

2–Шафииты сказали: Проведение пятничной молитвы в нескольких местах при необходимости, как например, при не вместимости всех молящихся в одну мечеть, разрешается и будет считаться действительным. Вместе с этим, совершить обеденную молитву сунна, а не обязательно.

Проведение пятничной молитвы в нескольких местах без необходимости имеет следующие последствия. Если точно будет известно, что в какой–то мечети их опередили в начале пятничной молитвы (опережение считается словом Аллаху Акбар в начале молитвы), то у тех она будет считаться действительной, а у остальных она недействительна. Тем, у кого пятничная молитва недействительна, становится обязательным совершить обеденную молитву (если конечно они не успеют закончить пятничную молитву с теми, кто ее начал первым). Ну а если они близки во времени (или есть сомнение относительно этого) и тем самым невозможно узнать кто первее, то у всех она недействительна, и, при возможности, им нужно собраться в одном месте еще раз, чтобы заново совершить пятничную молитву, а если не имеют такой возможности, то обязательным становится совершение обеденной молитвы.

Обеденная молитва у шафиитов таким образом: будет обязательной, если мечетей больше одной без наличия необходимости, или желательной, если количество больше одной, но ровно столько сколько необходимо или неизвестно является ли количество необходимым или сверх меры, или запретной, когда в населенном пункте только одна джума мечеть.

3–Маликиты сказали: Пятничная молитва не считается действительной, кроме как в той мечети, в которой изначально совершалась пятничная молитва. В новой же мечети будет считаться действительной при условии, что старая мечеть полностью заполнилась, а новая мечеть была построена исключительно по необходимости. Также, совершение пятничной молитвы в новой мечети будет считаться действительным при решении правителя о действительности молитвы в ней. При отсутствии хотя бы одного из вышеуказанных условий, пятничная молитва не будет считаться действительной, а значит, обеденная молитва становится обязательной.

4–Ханбалиты сказали примерно то же, что и шафииты.

Исходя из этого, проведение пятничной молитвы в нескольких местах при необходимости дозволено, и она будет действительной. Вместе с этим ханафиты сказали: лучше застраховаться, совершив обеденную молитву дома после пятничной. Шафииты сказали: сунна совершить обеденную молитву. При этом, ни один не сказал, что обеденная молитва недействительна, или же, что совершить её запрещено. Кто хочет, пусть совершает обеденную молитву, а кто хочет пусть оставляет.

Это то, что содержится в книгах по фикху, и является решением ученых (иджтихадом), об этом прямо не говорится ни в Коране, ни сунне. Когда пятничная молитва совершается с условиями, упомянутыми в Коране и сунне и тем, что оставили нам праведные правители, то не обязательно совершать обеденную молитву.

Вахба Зухайли говорит после анализа мнений ученых следующее: “Мы предпочитаем это мнение (о дозволенности молиться джума в нескольких мечетях) из–за расширения домов и увеличения количества людей и для облегчения им совершения джума, и так как на запрет молиться в разных мечетях нет достоверного аргумента…увеличение мечетей для совершения джума сегодня совпадает с облегчением, которое есть в исламе и снятием трудностей с людей в исполнении их обязанностей.

1. Никто из имамов не запрещает совершения обеденной молитвы после пятничной, если в населенном пункте более одной соборной мечети. При этом, если количество мечетей оправдано необходимостью, то совершение обеденной молитвы будет либо желательным, либо просто дозволенным. В этом случае лучше ее совершать дома, чтобы она не воспринималась людьми как обязательная. Если количество джума мечетей превышает потребность, то совершение обеденной молитвы становится обязательным.

2. Если ориентироваться на мнение ханафитов и некоторых современных ученых, все равно, как указывают ханафиты, дозволено сделать и обеденную молитву для страховки, так как основа, переданная от пророка, это совершение пятничной молитвы в одной соборной мечети.

3. Необходимо также учитывать ситуацию, которая складывается в конкретном населенном пункте, сохраняя братство и единство мусульман, относясь с уважением к местным ученым мусульманского права. Лучше всего будет следовать мнениям местных ученых, поскольку именно они определяют, является ли количество мечетей в данном населенном пункте оправданным или же превышает необходимость.

Обеденная молитва мусульман

Ас-Саламу алейкум ва рахматуллаhи ва баракатух!

Дорогие братья и сёстры!

1. Что такое пятничный намаз.

4. Условия, при которых пятничный намаз является обязательным.

7. Желательные действия пятничного дня.

Пятничный намаз – это двух-ракаатный кол­лективный(джамаат) намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример­но 14,5 лет) и проживающих в данном населен­ном пункте.

Перед молитвой мусульмане должны совершить полное омовение , остричь ногти и надеть чистые, праздничные одежды. Желательно также надушиться благовониями и не есть заблаговременно чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

ЦЕННОСТЬ ПЯТНИЦЫ И ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

Пятница ( аль-джум‘а ) – лучший день недели и праздник для мусульман. Это великий день, которым Аллаh возвеличил для верующих.

В благородном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

В хадисе от Абу Храйры говорится: «Лучший день, в котором восходит солнце, – это пятничный день. В этот день был создан Адам, введён в Рай, в этот же день выведен оттуда, и не настанет Судный день, кроме как в пятничный день». (Муслим, Ат-Тирмизи и др.) Абу Давуд добавил: «И в этот день было принято покаяние Адама, и в этот день он умер…». Конец света также наступит в пятницу. По пятницам обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаhа.

В другом хадисе от Абу Хурайры говорится, что когда посланник Аллаhа рассказывал о пятничном дне, он сказал: «В нём есть время, если верный раб, когда стоит и молится, просит что-нибудь у Всевышнего, Он даст ему это». (Аль-Бухари, Муслим). Ангелы называют пятницу днём изобилия, потому что Всевышний Аллаh в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами.

В Священном Коране говорится:

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаhа усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаhа, поминайте Аллаhа часто, – чтобы были спасены»

Имам Малик рассказал, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, сказал:

«Тот, кто искупается совершенным образом и отправиться в соборную мечеть на пятничную молитву в первом часу после зари, то это приравнивается к принесению им в жертву одного верблюда, тому, кто пойдёт во втором часу – к принесению им в жертву коровы, кто в третьем – барана, в четвёртом – курицы, а в пятом – яйца».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, говорил:

«Кто верит в Аллаhа и Судный день, для того пятничный намаз (аль-жум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных»

«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующей пятницы и еще за 3 дня»

«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), то это лучше»

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллаh запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих»

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА,

который проводится в Днепропетровской мусульманской общине.

6. Суннат-ратибат намаз (2 ракаата)

Прежде всего обращаем ваше внимание на то что и порядок, и количество ракаатов мы выполняем таким образом, следуя за имамом аш-Шафии.

При условии, что вы пришли в пятничный день во время в мечеть, то вы совершаете 2-х ракаатный суннат – тасбих намаз (за мечеть).

После АЗАНА начинается проповедь имама (на русском языке). Она длиться минут 30 – 40.

(Предыдущие проповеди Вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта).

После этого читается 1 раз сура Аль-Фатиха, 3 раза сура Ихлас и салават Прроку (САС).

Салават можно читать любой, какой вы знаете. У нас, как правило, читается вот этот:

«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».

Затем имам читает дуа, а все присутствующие говорят «Амин».

После этого проводится

ДЖАНАЗА-НАМАЗ (Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является со­вершение над усопшим джаназа-намаза. Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере. Поэтому в Днепропетровской мечети перед пятничной молитвой всегда читается джаназа-намаз за души умерших на протяжении этой недели мусульман.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза подробно описан в статье “джаназа-намаз”.

После джаназа-намаза совершаются два 2-х ракаатных суннат-ратибат намаза.

Делаются они отдельно от джамаата, то есть каждый делает их сам по отдельности.

Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь совершить 2 ракаа-та сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаhа».

Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (зухр).

Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат-намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .

Затем все присутствующие вместе 3 раза произносят салават Пророку (САС).

«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».

Имам поднимается на минбар (очень высоко находящаяся кафедра), дает салам.

После этого мы слышим еще один АЗАН, и начинается хутба.

ХУТБА – это обязательная проповедь, состоящая из двух частей. Хут’ба – специальная пятничная проповедь на арабском языке, во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух.

Если вы пропустили хут’бу, то есть не успели услышать хотя-бы ее конец, то ваша пятничная молитва не полноценна. Это означает, что она засчитывается, но вознаграждение за неё не будет таким полным, как в случае присутствия на ней.

После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хут’бы.

По окончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву, похожий на АЗАН (но короче) имам спускается с минбара и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный – джума-намаз.

Порядок совершения фарза пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарза утреннего намаза (аль-фаджр). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намерева-юсь выполнить 2 ракаата пятничного фарз-намаза (аль-джум‘а), следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».

Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат- намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .

После 2 ракаатов фарз-намаза имам чи­тает дуа, а затем азкары (молитвы и славословия, читаемые после намаза). Каждый при этом также их читает про себя.

Какие именно азкары желательно читать, и каким образом, вы можете ознакомиться в статье азкары.

ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ (4 ракаата)

Одним из условий правильного проведения пятничной молитвы согласно последнему (джа-дид) решению имама аш-Шафии и других богословов, является необходимость наличия 40 человек, живущих в данной местности и умеющих правильно и без ошибок читать (по правилам тажвида и махраджа) суру «Аль-Фатиха» и «Аттахийят».

Так как в нашей мечети в Днепропетровске не всегда могут собираться 40 таких мусульман, а также есть вероятность того, что в другом месте Днепропетровска раньше нас начали проводить джума-намаз, то мы совершаем после пятничной молитвы и обеденную (4 ракааа). И эту молитву мы совершаем как обязательную для уверенности в том, что если вдруг нам пятничная молитва не будет засчитана, то зачтётся этот обязательный фарз намаз.

Порядок совершения этих 4 ракаатов стандартный (более подробно смотри в статье о джамаат намазах ). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь выполнить 4 ракаата полуденного фарз-намаза, следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».

После 4 ракаатов фарз-намаза имам чи­тает дуа, а затем про себя азкары (молитвы), читаемые после намаза. Каждый при этом также их читает про себя. Очень желательными азкарами являются:

– по 1 разу прочитать суры Аль-Кюрси , Ихлас , Фаляк , Ннас ,

– 10 раз прочитать «Астагафируллаh»,

– по 33 раза прочитать «Субхана Ллаh», «АльхамдулиЛляh», «Аллаhу акбар»,

– «Ля илягьа илля-Ллаhу вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду, йюхи уа йюмиит уа хува аля кули шей’ин кадир».

Если не успеваем вслед за имамом по 33 раза читать эти слова, то надо дочитать, даже если он уже начал читать последующие азкары.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

Пятничный намаз – это обязательный (фарз) намаз, совершае­мый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятнич­ной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:

– вуджуб – условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);

– сыххат – условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.

ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (пятничный намаз обязателен):

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5 040 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров.

Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обяза-тельна.

3. Для свободных людей.

Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподава-телями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить.

Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8.Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен пятничный намаз в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схо-да лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

ССЫХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (условия для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной).

1. Молитва должна читаться в любом населённом пункте, где проживают мусульмане, даже если в этом населенном пункте нет мечети.

В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Совершается во время полуденной молитвы.

3. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой.

4. Присутствие на проповеди хотя-бы одного мужчины в здравом уме.

Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

5. Чтение пятничной молитвы джамаатом.

Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

6. Двери мечети (или другого помещения, где проводится молитва) должны быть открыты для всех.

Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить. Исключения составляют здания, закрытые из соображений безопасности.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ МОЖНО ПРОПУСТИТЬ ПЯТНИЧНУЮ МОЛИТВУ

В хадисе Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является харамом (запрещённым).

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаhа».

Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаhа и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муэдзину желательно произносить перед ним. Хут’бу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаhа, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в Днепропетровском регионе, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред.

Здесь имеется в виду перешагивание через плечи сидящих плотно друг к другу людей, наступая на части тел или их одежду. Если в задних рядах мест нет, но есть свободные места в передних рядах и есть возможность пройти сквозь людей, то это не порицается.

Порицается когда кто-то ходит между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, старается занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше.

После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаhа .

В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, прибли-жённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. Категорически запрещается разговаривать и произносить что-либо.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам».

С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Намаз
Халяль и харам

Имам мечети г.Днепр ул.Оренбургская,86

От центра маршруткой 105 до ул.Оренбургская

С ж/м Победа маршрутка 62 до ул.Оренбургская

С ж/м Красный Камень автобус 95-а до остановки Байкал

На авто – от кинотеатра Правда в сторону ж/м Клочко по ул.Байкальская на восьмой улице повернуть направо. На столбе есть указатель “Мечеть” со стрелкой.

Оценка 4.3 проголосовавших: 48
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here