Чудотворные слова: сады праведных молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Bookitut.ru
Глава 201О том, какие дополнительные молитвы совершаются после обязательной закатной молитвы (магриб) и до неё
В предыдущих главах уже были приведены два передаваемых со слов Ибн Умара[1766] и Аиши,[1767] да будет доволен Аллах ими обоими, достоверных хадиса, в которых сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал молитву в два раката после обязательной закатной молитвы.
1122 Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (трижды) сказал:
«Молитесь[1768] перед закатной молитвой», – (добавив) на третий раз: «(Это -) для тех, кто пожелает». (Аль-Бухари)
1123 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я видел, как с наступлением времени закатной молитвы виднейшие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спешили к столбам,[1769] опережая друг друга. (Аль-Бухари)
1124 Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы обычно совершали (дополнительную молитву) в два раката после захода солнца перед обязательной закатной молитвой». Его спросили: «А совершал ли (эти два раката) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он ответил: «Он видел, как мы совершали их, не повелевая и не запрещая нам (делать это)». (Муслим)
1125 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда во время нашего пребывания в Медине муаззин возглашал призыв к закатной молитве, (люди) спешили к столбам (мечети), опережая друг друга, и совершали добровольную молитву в два раката, что же касается приезжего, то, войдя в мечеть (в это время), он думал, что уже началась обязательная молитва, поскольку многие совершали эти два раката. (Муслим)
Молитвы о сохранении посевов и садов
О, святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем. Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси: сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.
О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, премудрых удивление, веры христианской хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице: буди о нас (имена) печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселишися; разжени твоими святыми молитвами мрак, прибывший от грехов наших: испроси у Бога светов свет благодати душевным и телесным очесем нашим: просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угоднице Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице, святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися об окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощнии есмы; моли Господа, чистая девице, моли Милосерднаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовани, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний божественных внидем в свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами трисиятельное единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших: Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и Всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков.
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков.
Тебе, Владыко, молимся: услышь моление наше, да по милости Твоей избавятся, славы ради имени Твоего, посевы и сады наши, ныне справедливо за грехи наши уничтожаемые и настоящее бедствие терпящие, от птиц, червей, мышей, кротов и иных животных, и далеко изгнанные из этого места Твоею властью, пусть они не вредят никому, поля же эти, и воды, и сады оставят в полном покое, чтобы все в них растущее и рожденное служило к славе Твоей и нашим помогало нуждам, ибо Тебя славят все Ангелы и мы Тебе славу приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Похожие новости
Комментарии (0)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Толкование книги «Сады праведных» на русском языке
Сборник хадисов имама ан-Науауи под названием «Сады праведных» (Рийад ас-салихин) относится к числу наиболее известных и любимых в мусульманском мире книг. Эта книга получила большое распространение среди мусульман, идущих по пути пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В этом нет ничего удивительного, поскольку, с одной стороны, она заключает часть Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являющейся второй по важности после Корана основой вероучения Ислама, с другой же, составителем этого сборника являлся пользующийся высочайшим авторитетом ученый, который всю свою жизнь посвятил служению Исламу. Толкование данной книги сделал шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин, да помилует его Аллах.
Скачать книгу в формате WORD с тахкыком шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах
Сады праведных молитва
О достоинстве общей молитвы
1064 Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Общая молитва превосходит индивидуальную на двадцать семь ступеней. (Аль-Бухари; Муслим)
1065 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке, [1699] в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно возвышается на (одну) ступень, а (одно) прегрешение с него снимается, когда же он станет молиться, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись, и они станут говорить: «О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!», – а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её начала. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.)
1066 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл слепой человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня в мечеть!», – после чего попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешить ему молиться дома, а когда тот пошёл обратно, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) окликнул его и спросил: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Он ответил: «Да», – (и тогда) он сказал: «Так отвечай (на него)!» (Муслим)
1067 Передают со слов Абдуллаха (говорят также, что его звали Амр бин Кайс), известного как муаззин Ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он сказал: «О посланник Аллаха, поистине, в Медине много (ядовитых) насекомых и диких зверей». [1700] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «(Если) ты слышишь (слова) “Спешите на молитву! Спешите к спасению!”, [1701] то являйся (на молитву)!» (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
1068 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям(, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла! (Аль-Бухари; Муслим)
1069 Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать. [1702] Поистине, Аллах установил для вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути, если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот (человек), остающийся у себя дома, (это будет означать,) что вы отказались от Сунны вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то непременно собьётесь с пути. Что же касается нас, то не пропускал (общей молитвы) никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием, и бывало так, что человека приводили (в мечеть) двое других, [1703] чтобы (помочь ему занять место) в ряду (других молящихся). (Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас обычаям правильного пути(, а к числу их) относится и совершение молитвы в мечети, в которой возглашается азан.
1070 Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому следует вам молиться вместе, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Сады Праведных
О ТОМ, КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ СОВЕРШАЮТСЯ ПОСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЗАКАТНОЙ МОЛИТВЫ /МАГРИБ/ И ДО НЕЁ.
В предыдущих главах уже были приведены два передаваемых со слов Ибн Умара [1] и Аиши [2] достоверных хадиса, в которых сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал (молитву в) два раката после обязательной закатной молитвы.
1122 – Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (трижды) сказал: "Молитесь [3] перед закатной молитвой", – (добавив) на третий раз: "(Это – ) для тех, кто пожелает". (Аль-Бухари)
1123 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я видел, как с наступлением времени закатной молитвы виднейшие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спешили к столбам, [4] опережая друга. (Аль-Бухари)
1124 – Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: "При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы обычно совершали (дополнительную молитву в) два раката после захода солнца перед обязательной закатной молитвой." Его спросили: "А совершал ли (эти два раката) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?" Он ответил: "Он видел, как мы совершали их, не повелевая и не запрещая нам (делать это). (Муслим)
1125 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда во время нашего пребывания в Медине муаззин возглашал призыв к закатной молитве, (люди) спешили к столбам (мечети), опережая друга, и совершали (добровольную молитву в) два раката, что же касается приезжего, то войдя в мечеть (в это время), он думал, что уже началась (обязательная) молитва, поскольку многие совершали эти два раката. (Муслим)
О ТОМ, КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ СОВЕРШАЮТСЯ ПОСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ /`ИША/ И ДО НЕЁ. [5]
К этой главе относится уже приводившийся ранее хадис Ибн Умара(, в котором сообщается, что он сказал): "Вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать . (молитву в) два раката после вечерней /`иша/ молитвы" [6] , – а также хадис Абдуллаха бин Мугаффаля(, в котором с его слов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "Между каждыми двумя призывами – молитва . " [7] (Аль-Бухари; Муслим.)
О ТОМ, КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ СОВЕРШАЮТСЯ ДО И ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ /ДЖУМ`А/. [8]
К этой главе относится уже приводившийся ранее хадис Ибн Умара(, в котором сообщается, что он сказал): "Вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать . (молитву в) два раката после пятничной молитвы . " [9] (Аль-Бухари; Муслим)
1126 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после неё (и дополнительную молитву в) четыре раката. (Муслим)
1127 – Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не молился (в мечети) после пятничной молитвы, а уходил и совершал (дополнительную молитву в) два раката у себя дома. (Муслим)
О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДОМА КАК УСТАНОВЛЕННЫХ, ТАК И ВСЕХ ПРОЧИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ И О ВЕЛЕНИИ ЛИБО ПЕРЕХОДИТЬ С МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЫ НА ДРУГОЕ МЕСТО ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЛИБО ОТДЕЛЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧИ.
1128 – Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– О люди, молитесь в домах своих, ибо, поистине, если не считать обязательных (молитв), лучшей молитвой, является та, которую человек совершает у себя дома. (Аль-Бухари; Муслим)
1129 – Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Совершайте часть молитв в своих домах и не превращайте их в могилы. (Аль-Бухари; Муслим)
1130 – Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Если кто-нибудь из вас совершит (обязательную) молитву в своей мечети, пусть что-то из молитв оставит и для своего дома, ибо, поистине, благодаря его молитве Аллах помещает в его доме благо. (Муслим)
1131 – Передают со слов Амра бин Ата, что (как-то раз) Нафи` бин Джубайр послал его к ас-Са`ибу Ибн Йазиду, сыну сестры Намира, чтобы спросить его о том, что именно Му`авийа (в своё время) усмотрел в его молитве, и он [10] сказал:
– Да, (однажды) я совершал вместе с ним пятничную молитву в отдельной комнате [11] и после того, как имам произнёс слова таслима, я поднялся и совершил (дополнительную) молитву на своём прежнем месте, а когда (Му`авийа) зашёл (к себе домой), он послал ко мне (человека, чтобы) сказать (следующее): "Больше не повторяй того, что ты сделал: совершив пятничную молитву, не начинай сразу после неё другую, пока не поговоришь (с кем-либо) или не покинешь (этого места). Поистине, так велел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует(, сказавший, чтобы) мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив (с кем-либо) или не покинув (места совершения предыдущей молитвы). (Муслим)
О ПОБУЖДЕНИИ К СОВЕРШЕНИЮ ВИТРА [12] И РАЗЪЯСНЕНИИ ТОГО, ЧТО СОВЕРШЕНИЕ ТАКОЙ МОЛИТВЫ БЕССПОРНО СООТВЕТСТВУЕТ СУННЕ, [13] А ТАКЖЕ ТОГО, В КАКОЕ ВРЕМЯ ЕЁ ЖЕЛАТЕЛЬНО СОВЕРШАТЬ.
1132 – Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В отличие от предписанной молитвы витр безусловно обязательным не является, однако начало этому обычаю положил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Поистине, Аллах ( – это Тот, кто) не имеет пары /витр/, и Он любит всё непарное, так совершайте же витр, о чтецы Корана!" [14] (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис.")
1133 – Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал витр в любое время ночи: и в начале её, и в середине и в конце вплоть до предрассветного времени. [15] (Аль-Бухари; Муслим)
1134 – Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Делайте витр вашей последней ночной молитвой. (Аль-Бухари; Муслим)
1135 – Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Совершайте витр до наступления утра. (Муслим)
1136 – Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал свою ночную молитву в то время, когда она находилась перед ним [16] , а когда оставалось (совершить только) витр, (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) будил её и она (тоже совершала эту молитву). [17] (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, также передаваемой Муслимом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала):
– . а когда оставалось (совершить только) витр, он говорил: "Поднимись и соверши витр, о Аиша!"
1137 – Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Спешите совершать витр до наступления утра. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис.")
1138 – Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, [18] и это лучше. (Муслим)
О ДОСТОИНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УТРЕННЕЙ /ДУХА/ [19] МОЛИТВЫ, РАЗЪЯСНЕНИИ ТОГО(, КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЕЁ РАКАТОВ СЧИТАЕТСЯ) НАИМЕНЬШИМ, НАИБОЛЬШИМ И СРЕДНИМ, И ПОБУЖДЕНИИ К НЕУКЛОННОМУ ЕЁ СОВЕРШЕНИЮ.
1139 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мой любимейший друг [20] дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю /духа/ молитву в два раката и совершать витр перед сном. (Аль-Бухари; Муслим)
Отдавать предпочтение совершению витра перед сном желательно лишь тем, кто не уверен, что сможет встать ото сна ночью, если же человек уверен в этом, то лучше (совершить витр) в конце ночи.
1140 – Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– (Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку столько раз, сколько есть суставов (в его теле). Каждое произнесение слов "Слава Аллаху" /Субхана-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов "Хвала Аллаху" /Аль-хамду ли-Ллях/ есть садака, и каждое произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха" /Ля иляха илля-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов "Аллах велик" /Аллаху акбар/ есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /ад-духа/. [21] (Муслим)
1141 – Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал дополнительную утреннюю молитву в четыре (раката), добавляя к ней столько (ракатов), сколько было угодно Аллаху. (Муслим)
1142 – Сообщается, что Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) в год завоевания Мекки я отправилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует(, но оказалось, что) он был занят полным омовением, закончив которое он совершил молитву в восемь ракатов, и это было утром /духа/. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь в сокращённом виде приводится одна из версий Муслима.)
О ДОЗВОЛЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ /ДУХА/ С ТОГО МОМЕНТА, КОГДА СОЛНЦЕ ПОДНИМАЕТСЯ (НАД ГОРИЗОНТОМ ПРИМЕРНО НА ВЫСОТУ КОПЬЯ) И ДО ПОЛУДНЯ, И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ ЭТО С УСИЛЕНИЕМ ЖАРЫ (БЛИЖЕ К ПОЛУДНЮ).
1143 – Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, увидевший, что какие-то люди совершают дополнительную утреннюю молитву, сказал:
– Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другое время лучше, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(Время) молитвы кающихся (наступает тогда,) когда верблюжата начинают ощущать жар." [22] (Муслим)
О ПОБУЖДЕНИИ К СОВЕРШЕНИЮ МОЛИТВЫ В ЗНАК ПРИВЕТСТВИЯ МЕЧЕТИ И О НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ТОГО, ЧТОБЫ ВОШЕДШИЙ (В МЕЧЕТЬ) САДИЛСЯ ДО СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ В ДВА РАКАТА, КОГДА БЫ ОН ТУДА НИ ВОШЁЛ И НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КАКУЮ МОЛИТВУ В ДВА РАКАТА ОН НАМЕРЕВАЛСЯ СОВЕРШИТЬ, БУДЬ ТО МОЛИТВА В ЗНАК ПРИВЕТСТВИЯ МЕЧЕТИ, ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА, ИЛИ УСТАНОВЛЕННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА ИЛИ ЧТО-НИБУДЬ ЕЩЁ.
1144 – Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два раката. (Аль-Бухари; Муслим)
1145 – Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, находившемуся в мечети, и он сказал (мне): "Соверши молитву в два раката." (Аль-Бухари; Муслим)
О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ В ДВА РАКАТА ПОСЛЕ ОМОВЕНИЯ /ВУДУ/.
1146 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Билялу: "О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в исламе, внушает больше всего надежд [23] , ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий(, раздававшийся) передо мной в раю?" (В ответ на это Билял, да будет доволен им Аллах,) сказал: "Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовения, после этого я обязательно совершал и предписанную мне молитву, не успев оскверниться." [24] (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.)
[3] – Речь идёт о совершении дополнительной молитвы в два раката.
[4] – Имеется в виду, что они спешили занять места у столбов мечети пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, для совершения дополнительной молитвы.
[5] – Перед вечерней молитвой совершаются два раката.
[8] – До и после пятничных молитв принято совершать такие =
= же молитвы, как и после обычных полуденных /зухр/ мо-
[10] – То есть: Ас-Са`иб Ибн Йазид, да будет доволен им Аллах.
[11] – Му`авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, стал совершать пятничные молитвы не в мечети после нападения на него одного из хариджитов.
[12] – Витр – добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Наименьшая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.
[13] – Имеется в виду наличие достоверных свидетельств о неуклонном совершении витра пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.
[14] – В данном случае обращение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к знатокам Корана, помнящим его наизусть, означает, что это веление не носит общего характера.
[15] – Другими словами, каждую ночь эта молитва совершалась в разное время.
[16] – То есть: в то время, когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, спала, находясь между ним и киблой.
[17] – Подразумевается, что молитве предшествовало омовение.
[18] – Имеется в виду, что эта молитва посещается ангелами, которые являются её свидетелями.
[19] – Так именуется определённый период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня.
[20] – "Халиль" – здесь имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
[21] – См. хадис № 118 и примечания к нему.
[22] – То есть: когда земля раскаляется до такой степени, что верблюжатам становится больно стоять на ней.
[23] – Имееются в виду надежды на получение награды за это дело.
[24] – Иначе говоря, не откладывая совершения этой молитвы.