Стих 7 класс молитва

Чудотворные слова: стих 7 класс молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение «Демон». Но в «Молитве» автор отходит от своих убеждений. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества.

Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, хранили глубоко в душе надежду на божественное покровительство. В «минуту жизни трудную» обращение к богу с молитвой было естественным и необходимым действием. Лермонтов находился на вершине своего творчества, он уже испытал серьезные потери и неудачи. «Демонизм» поэта в какой-то степени исчерпал себя. «Молитва» является еще одной попыткой автора найти гармонию в мире и обрести спокойствие.

Простые, заученные наизусть, слова «чудной молитвы» обладают огромной силой. Лермонтов не указывает их в произведении, не кается в своих грехах. По его мнению, содержание молитвы не имеет большого значения. Важно именно «созвучье слов живых», их загадочное сочетание, способное полностью очистить и успокоить душу человека.

Чтение молитвы облегчает тревожное состояние автора, разрешает все его сомнения. Исчезает без следа мучительное для Лермонтова ощущение одиночества. Через молитву происходит соприкосновение с высшей правдой и справедливостью. На автора опускается священная благодать, что позволяет ему с новыми силами жить дальше.

Текст произведения был впоследствии переложен на музыку. Стихотворение «Молитва» стало блестящим образцом христианской лирики. Это еще раз подчеркивает гениальность и разносторонность поэта, способного проявить себя в абсолютно противоположных жанрах.

Анализ стихотворения Лермонтова Михаила «В минуту жизни трудную…»

Михаил Лермонтов – человек, который всегда тонко чувствовал, и причем, несмотря на свой трудный характер, он мог понять человека, если он был добр и всегда готов был прийти на помощь. Лермонтов никогда в жизни не предавал себя, он всегда был верен себя и что главнее для него – своим принципам. В жизни ему не раз бывало трудно, ведь никто не может похвастаться, что бывало легко, и особенно этот поэт и писатель.

Произведение под названием «Молитва», Лермонтов написал в 1839 году. Именно в этом году случилось происшествие, которое и побудило его написать такое стихотворение. Это было тогда, когда князь по имени Одоевский подарил Лермонтову сборник средневековых текстов, которые состояли из духовных сюжетов. А также, книгу Евангелие он получил от князя.

Эти весьма необычные подарки не вызвали такие горькие обуревания у поэта, так как они была подарены другом. Это было дано ему князем затем, чтобы Лермонтов больше обращался к Богу, больше молился. Ведь именно в вере и в молитве мы, люди, можем найти успокоение и умиротворение. Это было не просто так, ведь Лермонтов славился своей не набожностью, а даже скорее, атеизмом, так как он возможно и не отрицал явление и существование Бога, но и не молился ему так часто, если вообще это делал во взрослой жизни, как другие люди в то время. Он также не посещал церковь, что вообще вызывало странные впечатления у людей, особенно из высшего общества, в которое он также входил.

Возможно, это бы какой-то протест против людей, аристократов, каких он всей душей ненавидел. А потому вскоре после получения подарка, Лермонтов написал произведение «Молитва». Это произведение очень коротко, но оно красиво и спокойно. Лермонтов пишет в нем, что молитва – это очень сильное действие, которое приносит успокоение возбужденному сердцу. Молитва – это то, что очень важно в нашей повседневной жизни, а не только тогда ,когда нам очень трудно.

Важно молиться и тогда, когда хорошо, а по другому – это уже не так честно перед Богом, которому мы непосредственно обращаемся. Лермонтов описывает все свои чувства и ощущения от молитвы. Также, поэт примерно в центре произведении описывает слов молитвы, а вернее их смысл, который всегда важен. Ведь то, что мы скажем – уже как-то по-своему священно. Лермонтов, который наверно немного отучился молиться, теперь как бы восхищен. А потому в стихотворении присутствуют слова – нежные, и даже ласковые.

Анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…) по плану

Анализ стихов автора:

Молитва (В минуту жизни трудную…)

Возможно вам будет интересно

Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

Урок литературы на тему: “Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении “Молитва” М.Ю. Лермонтова”. 7-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
  • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: доска , портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии

Предварительная подготовка к уроку

1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и

Е.Баратынского и выучить наизусть 1 из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

II. Объяснение нового материала

1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Дети. Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

2. Слово учителя

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

– Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.

3. Беседа с учащимися

– О чём же говорят они в своих стихах ?

Прослушивание выступлений учащихся (чтение стихотворений П.Вяземского,

А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

– В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

4. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва” (по схеме)

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка Стихотворение было написано для светской красавицы Марии

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. О чём говорит поэт в 1 части?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной е и интонации, близким к народ-ие 2 строфы стихотворения.пы.остное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

(М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в

Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

Послушайте эту музыку.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва? Письменные ответы учащихся (7-10 минут).

У. Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.

Список использованной литературы

  1. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. “Литература в школе”. 1994, №2,3
  2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: “Советская энциклопедия”, 1981
  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения в 2 томах.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, т.1
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Литература 7 класс Стихотворение МЮ Лермонтова Молитва

Литература . 7 класс.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

2. учить выразительно читать поэтические тексты;

3. развивать память и обогащать речь учащихся.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

Просто представить себе нельзя,

до какой высоты этот человек поднялся бы,

если б не погиб в 27 лет. И. Бунин

Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!

Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский

2. Прослушивание аудиозаписи.

3 Анализ стихотворения.

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает…» — такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.

В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

В молитве слово слово– живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).

И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.

Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)

Послушаем это стихотворение еще раз…

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here