Чудотворные слова: стихотворения ангел и молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
«Ангел» М.Лермонтов
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.
«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.
Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.
Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.
Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.
Стихотворения ангел и молитва
«Ангел», юношеское стихотворение Лермонтова (1831). В содержании стихотворения, одного из лучших в ранней лирике поэта, исследователи усматривают поэзию, близкую к идеалистической теории Платона о запредельном происхождении души. Реальная основа поэтических видений «небесной родины» – воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. По мнению других исследователей, в стихотворении нашли выражение лишенные мистики идеальные устремления поэта. В то же время в нем отсутствуют обычно связанные с «ангельской» темой и развивающие ее мотивы богоборчества и демонизма. “Ангел” едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором “святых” и “райских” звуков не коснулся лермонтовский пафос сомнения и отрицания: память о навсегда утраченном времени “безгрешного блаженства” предстает как недостижимый идеал, чуждый земных соблазнов и влечений.При этом земной мир, “мир печали и слез”, не отрицается как враждебный, но безоговорочно отступает перед небесным: “И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой здесь смягчено; мир идеального воплощается Лермонтовым в гармонии прекрасных пластичных образов, в самом развитии темы; стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью ритмики и звуковой инструментовки, это – действительно песня, исполненная “простых и сладких звуков”.
“Молитва” (“Я, матерь божия, ныне с молитвою”), стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837), строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с “пустынной душой”, отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – ее нравственная чистота беззащитность перед враждебными силами мира холодного”. Мольба за нее освещает с новой стороны образсамого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. “Молитва” проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в стихотворении религиозных мотивов: существование “незлобного сердца”, родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом “мире упования”, в котором “теплая заступница” охраняет весь жизненный путь “достойной души” и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе (“Не о спасении, не перед битвою,/Не с благодарностью иль покаянием,/Не за свою молю душу пустынную”), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной “пустынной души”.
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"
Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Технология: мастерская, диалоговая.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”
Х О Д У Р О К А
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
1. Слово учителя.
(Читаю эпиграф урока).
Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью.
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)
– Определите рифму (мужская)
– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)
– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– В каком случае человек обращается к молитве?
– Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
Итог урока.
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Домашнее задание:
-
Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
- Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”: тема и идея
Стихотворение “Ангел” М. Ю. Лермонтов написал в 1831 году, будучи совсем юным – в возрасте шестнадцати лет. Источником его возникновения служит память о колыбельной, которую он в детскую пору слышал от мамы.
Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”
Стих слагается из четырех строф, каждая из которых является одной фразой, по смыслу независимой, однако вместе с тем согласованной с остальными выражениями по правилу сходства или антитезы.
Первые две строфы являются изображением полночного неба и песни, которую напевает ангел. Автор использует прилагательные “медленная”, “священная”, описывая песню. Полярная конфронтация мира божьего всему мирскому случается в голове читателя после окончания второй строфы: “хвала его непритворна была”.
Подобная фраза возникает до такой степени внезапно, что вызывает противоречие по отношению к мелодии, зародившейся под воздействием ангельского пения. Такое несоответствие формируется как словарным значением слова, так и фонетическим смыслом. В третьей и четвертой строфе говорится не только о небесах, но и о земной тверди.
Земной мир противоположен господнему как мир горести и уныния. Автор высказывает собственную позицию фразой “скучные песни земли”. Лермонтов неспроста избирает красочное слово “томилась”, имея в виду душу, принесенную на землю ангелом-хранителем. Таким глаголом он еще и выражает свою оценку мира земли. Произведение на редкость звучно.
Мелодичность, слаженность выделяются расположением слов: стих складывается из предложений с прямым размещением главных членов в трех первоначальных кусках. И лишь для заключительной строфы применен перевернутый порядок. Данное стихотворение наделяют особенной звучностью не только темп, рифмы, расположение слов и их выбор, но и систематический повтор согласного “л”.
Помимо нейтральных фраз, автор использует слова лирические, возвышенные: “внимать”, “хвала”, “небеса”. Подобные слова делают произведение музыкальным, оживленным, торжественным. Антонимичные слова “земля” и “небо” имеют ключевое значение в стихе, укрепляя антитезу противоположных образов (произведение берет свое начало со слова “небо”, а “земля” же завершает его).
Жанр стихотворения — поэтическая миниатюра, стиль — возвышенный, можно причислить его к философской поэзии.
Произведение создано по признаку противопоставления неба и земли. Мы можем распределить его по структуре на две части. Первая часть состоит из первоначальных трех четверостиший. В ней изображен мир неба. Он размеренный, веселый, непорочный, подлинный. До нас доносится чудесная “тихая песня” ангела, в которую вслушиваются луна, звезды, облака. Ангел возвышает неподдельное, жаркое восхваление Богу, невинным душам, и песня его навсегда поселяется в его сердце.
Данное произведение играет значимую роль в творчества Лермонтова. Можно понимать его в качестве поэтических раздумий автора о постоянстве, бытие и Боге.
Стих рождает чувства отзывчивости, сострадания, торжества, гармонии, спокойствия и свободы.
В действительности это факт из жизни. Ангел приносит душу с целью поселить ее в обычного человека, и поет свою песнь. Душа не сохранила в памяти данную песню, однако же чувство ее утратилось. И теперь звуки на земле не способны стать заменой небесных. Душа мучается, погружаясь в воспоминания.
Однако разве не так и мама, юная, прекрасная, чуткая женщина, баловала своей песней душу ребенка, подготавливая его к тяжелой и безжалостной жизни, к земному пути? Сделав анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”, мы убеждаемся в том, что это знак к осмыслению практически всей лирики поэта. Собственно он – изначальный источник. Затем включатся в поэтическое течение новые строки: нежные, бесстрастные, общественные, однако ключевой мотив прячется тут.
Тема “Ангела” Лермонтова
Тематика произведения – возникновение нового человека, новой души. Данная восторженная и эпическая история о появлении на свет нового жителя земли. Ангел приносит его душу для объединения с телом. Душа в период перемещения слышит удивительную песнь о великолепных красотах небес. Невинной душе открывается бесконечный рай, и такие познания подсознательно сопутствуют ее целую жизнь на земле.
В ней совсем немного схожего с негой небес, правда была таковой, что уныние и грусть, обиду и отчаяние мальчик испытал еще в детскую пору. Однако сквозь целую яркую жизнь в душе поэт сохранил мотив красивой мелодии.
В анализе стихотворения Лермонтова “Ангел” мы видим, насколько контрастно проявляется черта сопоставления жизни на земле и на небе. Это получилось у поэта весьма просто и изысканно – два антипода делятся четкой границей между этими мирами, и переход случается только в период появления на свет и угасания.
Ключевой идеей “Ангела” Лермонтова сквозь все стихотворение тянется мысль о том, что все земные песни тоскливы рядом со звуками неба. Это бесспорно убеждает, что юный поэт был мечтателем. Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел” дает нам понять, что это воспоминания о песни, сохраняющейся в памяти, чтобы он не потерял тоску по обители блаженных и неизменному чувству радости.