Умная молитва феофан затворник

Чудотворные слова: умная молитва феофан затворник в полном описании из всех найденных нами источников.

Умная молитва феофан затворник

У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва.

Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный молитвенный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать этого умного обращения к Богу, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу.

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 18). Указывая на необходимость молитвы, апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанной. Первое — молитесь, говорит, всякою молитвою и прошением, то есть всеусердно, с болезнью сердца, с пламенным к Богу устремлением. Второе — молитесь, говорит, во всякое время. Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы. Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием духа всегдашним. Смотри, говорит святой Златоуст, не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве, как и в другом месте сказано: Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17). Третье — молитесь, говорит, духом, то есть молитва должна быть не внешняя только, но и внутренняя, умом в сердце совершаемая. В этом существо молитвы, которая есть возношение ума и сердца к Богу. Святые отцы различают умно-сердечную молитву от духовной. Первая творится сознательной самодеятельностью молящегося, а вторая находит и хотя сознается, но движется сама помимо усилий молящегося. Эта молитва духодвижная. Последнюю нельзя предписывать, ибо она не в нашей власти. Ее можно желать, искать и благодарно принимать, а не совершать, когда ни захочешь. Впрочем, у людей очищенных молитва большей частью бывает духодвижной. Надо потому полагать, что апостол предписывает умно-сердечную молитву, когда говорит: молитесь духом. Можно прибавить: молитесь умно-сердечно, с желанием достигнуть и духодвижной молитвы. Такая молитва держит душу сознательно пред лицом вездесущего Бога. Привлекая к себе и отражая от себя луч Божеский, она разгоняет врагов. Можно наверное положить, что душа в таком состоянии неприступна для бесов. Так только и можно молиться на всякое время и во всяком месте.

Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, действовавшая извне, через Таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в котором существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо (2 Тим. 1, 16). Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным, и особенно терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. Непрестанно молись, трудись в молитве — приобретешь непрестанную молитву, которая сама уже станет совершаться в сердце без особых напряжений. Всякому очевидно, что заповедь святого апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения перед Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием теплого обращения к Нему умом в сердце. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть проникнута молитвой. Тайна же ее в любви к Господу. Как невеста, возлюбившая жениха, не разлучается с ним памятью и чувством, так душа, сочетавшаяся с Господом любовью, неотступно с Ним пребывает, обращая к Нему теплые беседы из сердца. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17).

Вопрос о молитве: «Как лучше молиться — устами или умом?» — решен первыми словами: «молиться иногда словами, иногда умом». Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова эти не слышатся, а там внутри, в сердце мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтобы и звучная, и беззвучная молитва исходила из сердца.

Дело молитвы этой просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи, помилуй. Милостивый Господи, помилуй мя грешного. или другими какими словами. Сила не в словах, а в мыслях и чувствах.

Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят.

Существо дела в том, чтобы «установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «как хочешь, только добейся этого. Иисусову ли молитву творить. поклоны ли класть, в церковь ли ходить. что хочешь делай, только добейся того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я, и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»

Умная молитва феофан затворник

Святитель Феофан Затворник. Письма. Часть 2

240. Общее наставление о должном монастырском житии и разъяснение об умной молитве и умном делании

К Саровскому послушнику Феодору

К Саровскому послушнику Александру.

Будь чадом церкви искренним и содержи все содержимое ею.

Будь чист и непорочен в жизни, и не допускай, чтоб совесть обличала тебя в чем либо, большом или малом; коль же скоро погрешишь в чем, очищай себя покаянием.

Монастырские порядки все исполняй добросовестно, почитая всякое дело, которое предлежит тебе делать по сим порядкам, как бы лично тебе посланным от Самого Бога, и труд дел монастырских посвящай Господу, как бы Он Сам стоял пред тобою и смотрел на тебя.

Умная же молитва есть, когда ты, стоя в сердце вниманием, взывать будешь ко Господу и прося, или каясь, или благодаря, или славословя Его. В этом действии тоже не имеется никакой опасности, такая молитва сама себе служит охраною. Ибо тут и Господь, если с верою обращаешься к Нему. В сей час же можешь сие на деле попробовать.

Твори, твори, и не тогда только, когда сидишь один в келье, но и везде: и в церкви, и за трапезой, и когда ходишь. Только заботься, чтобы тут была и память о Господе, а не одни слова.

Что схимонах Василий сказал об отложении пения, для умной молитвы, то относится к затворникам и к тем лицам, у коих раскрылась умная молитва и стала непрестанною. Эти могут делать и все, вместо церковной службы и келейного правила. Но здесь разумеется не повторение Иисусовой молитвы, а непрестанное у сердца восхождение молитвенных воззваний. Читал, как об одном старце говорится, что он молитвословие свое мог продолжать только до первой славы (из псалтиря), а потом входил в сердечную молитву, и молился без слов. Чтение молитвы тогда прекращается само собою. Таким образом отложения пения к нам с тобою не относится, нам надо и церковные службы выстаивать, и что определено для келейного молитвословия исполнять.

Когда образуется непрестанная сердечная молитва, тогда увидишь как поступить. Просишь благословить тебе внутреннее делание, Бог благословит! Но уясни себе, в чем дело тут, навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если, при сем к Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой. Если став в сердце вниманием пред Господом и творя молитву Иисусову, будешь отгонять от сердца всякую другую мысль и чувство, это будет умное делание.

241. Церковная молитва есть лучший способ к раскрытию умносердечной молитвы.

К иеромонаху Сераксирского монастыря

К Саровскому послушнику Феодору.

Изволь прочитать все написанное о. Александру и все разумей по написанному. Я думаю, что все твои недоумения разрешатся. Надо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умносердечной молитвы как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то наконец загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь как на пир царский и ничто тебя не удержит; только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет. Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве и чем больше, тем лучше. Если ты один в кельи, то почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвою Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади.

242. Краткие ответы на вопросы о молитве, исповедании и проч.

К Иеромонаху Сераксарскаго монастыря. Ответы на вопросы.

1. О разленении на службах, надо делать напряжение преодолеть его сосредоточением внимания и молитвою к Господу именно о сем недуге, и Господь поможет.

Как держать себя, служа Литургию и вообще на Литургии. Веру в таинство оживлять, страх Божий восставлять, упование спасения оживлять зря Господа всем хотящего спастися и всех к тому призывающего, и строгого и многомилостивого. Навыкнуть надо сим чувствам и молиться о даровании их.

3. Последование к св. причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – не хорошая привычка, церковная служба своего требует внимания.

4. Враг смущает бежать из церкви, чтоб усерднее помолиться в кельи. И церковную службу упустить и в кельи не помолиться. Надо выстаивать церковные службы и правило со вниманием и чувством. А умною молитвою дома особо помолиться. И церковное служение надо с умною молитвою простаивать. Содержание службы все умно. Внимай, разумей и чувствуй, что поется и читается и се – умная молитва.

5. Схима, как схима, ничего не даст; душу надо сделать схимницею. – А внешняя схима одно породит самомнение.

6. Про исповедь надо спрашивать долголетних духовников, благоговейно проходивших служение Божие сие. – Кто искренно кается и дает обещание воздержаться от худого, тому отчего не разрешить с епитимиею сообразною, которую можно бы совершить незаметно для других.

7. Идти на исповедь к монахам заставляет и житейское отношение, и, может быть, чаяние лучшего назидания. Да на что это дознавать? Пришел, кается. как оттолкнешь?

Благослови вас Господи!

Господь говорит: сыне, даждь ми твое сердце!

Ваш доброхот Еп. Феофан.

243. О молитве. Как достигать непрестанной умносердечной молитвы

Молитва всегда должна быть ума и сердца возношением к Богу. Когда возносясь к Богу, славословим Бога, благодарим Его и молим Его о даровании нам духовных благ, с сознанием и чувством величия Его и благодеяний Его к щедрой милостивости Его, тогда мы молимся, или находимся в состоянии молитвенном. Все наши молитвы, входящие в состав молитвенников и церковных книг, содержат все сказанное; и если мы, читая сии молитвы, не слова только произносим, но и мысли и чувства те же имеем, то вот это и есть настоящая молитва. Если вы так молитесь, то и добре. Если, так молясь и в церкви и дома, вы от долгого совершения таким образом своей молитвой дойдете до того, что мысли и чувства молитвенные сроднятся с умом вашим и сердцем, так что, стоите ли вы на молитве или нет, чувства те и мысли не отходят от внимания вашего и всегда держат его прилепленным к Богу, – то вы взошли на высшую степень молитвы., которую справедливо назвать умно-сердечною. Она бывает в душе и без слов, при беседе с другими и при занятии каким либо делом. Это непрерывное внимание к Богу или хождение пред Богом и есть непрестанная молитва.

Молитва Иисусова есть великое пособие к сему; она очень сильно сосредоточивает внимание к Богу и делает его крепким. Из сего можете увидеть, где место сей молитвы и что требуется для успеха в ней. Вот степени молитвы.

1. Навыкновение обычным молитвословиям в церкви и дома.

2. Сроднение молитвенных мыслей и чувств с умом и сердцем.

3. Непрестанная молитва; молитва Иисусова может идти ко всем этим, но настоящее ее место при непрестанной молитве. Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей и всякого пристрастия к чему-либо чувственному. Без сего молитва все будет оставаться па первой степени или читательной. По мере очищения сердца молитва читательная будет переходить в умно-сердечную, а когда оно совсем очистится, тогда водрузится и непрестанная молитва. Как вам действовать. В церкви следите за службою и держите те мысли и чувства, кои предлагаются богослужением. Дома возбудите в себе молитвенные мысли и чувства и держите их в душе при помощи Иисусовой молитвы.

Благослови вас Господи!

244. Особые движения в теле и духе от молитвы. Теплота благодатная духовная и теплота телесная – кровенная. Как различать их

Некоторые особые движения в теле и духе бывают от молитвы, но не у всех молитвенников одинаковы, а у одних такие, а у других другие; следовательно на них нечего останавливаться.

У иных совсем никаких особенностей не бывает, а идет молитва тихо, даже во всей силе. И это – самый лучший и безопасный удел! Что молитва? Умное предстояние Богу в сердце с славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием. Все тут духовно. Корень всему благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге и в Бога, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу в чувстве любви с забвением всего тварного. Когда молитва в силе, все сии чувства и движения духовные присущи в сердце в соответственной силе. Прочтите молитвы святых, до нас дошедшие, вникните и увидите, что все это в них есть излияния полного молитвенного их настроения. Опять повторю: тут все духовно, от Бога исходит и до Бога восходит.

Как происходит это? Входит святой отец в сердце, углубляется в созерцание таинств веры или всех вообще, или одного какого восторжения, приводит в движение вышеозначенные чувства и изливает их в молитве. Мы читаем сии молитвы, приходим в подобное им настроение или отчасти или вполне, и бываем в должном настроении. Чрез частое повторение сего воспитывается в нас постоянная духовная молитва и утверждается постоянное молитвенное настроение, что и есть непрестанная молитва.

Все тут духовно, умно и сходит сверху вниз.

Как же к сему относится молитва Иисусова, которая есть словесная молитва?

Как и та теплота, которая развивается внутри сердца и около от действия сей молитвы.

Навык молитвенный не вдруг образуется, а требует долгого труда и претруждения себя.

Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогает Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота.

Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело.

Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это не странно, а бывает так!

Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем, в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтоб научить ум стоять на одном, святые отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их непрестанно.

Это непрестанное повторение молитовки держало и ум в помышлении о Боге, и разгоняло все сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные. Святой Кассиан говорил, что в Египте у всех такая: Боже, в помощь мою вонми ми, Господи, помози ми, потщися. Святый Иоанникий непрестанно творил: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица святая, слава Тебе.

Еще некто: Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя. Нет сомнения и иные другие молитовки употребляли; у нас особенно установилась и вошла в общий обычай молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Так вот что есть молитва Иисусова. Она есть одна из кратких молитовок словесная, как и все другие краткие молитовки. Назначается на то, чтоб ум держать на одной мысли о Боге.

Навыкнувший сей молитве и действующий ею как следует, действительно, бывает в памяти о Боге непрестанно.

Так как память Божия в искренно верующем сердце, естественно, сопровождается религиозными чувствами благоговеинства, упования, благодарения, преданности в волю Божию и другими, кои все суть духовные, то мы молитву Иисусову, которая производит и держит память Божию, называем духовною молитвою. И это справедливо, когда она окружается теми духовными чувствами.

Но когда такими действиями она не сопровождается, то она остается словесною, как и всякая другая подобная.

Так думать следует о молитве Иисусовой. Теперь, что значит теплота, коей сопровождается употребление сей молитвы?

Для того, чтоб ум держался на одном при употреблении краткой молитвы, надобно свесть его вниманием в сердце; ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успеет сосредоточиться на одном.

Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела.

Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты.

Ощущение сие сначала легкое все усиливается, крепнет, углубляется и из холодного, каково оно в начале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание.

Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией. Его выразил где то святой Иоанн Лествичник.

Теперь вопрос – духовная ли эта теплота? Нет – не духовная! А обыкновенная, кровеная. Но как держит внимание ума в сердце и чрез то способствует развитию там духовных, указанных прежде, движений, то она называется духовною, в том однако ж случае, если она не сопровождается сластию похотною, хотя бы легкою, но держит душу и тело в трезвенном настроении.

Отсюда следует: как скоро теплота, сопровождающая молитву Иисусову, не сопровождается духовными чувствами, то ее не следует называть духовною, а просто теплотою кровеною; и она, будучи такою, не худа, если не состоит в связи с сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию.

Эта неправость бывает, когда теплота ходит ниже сердца. Вторая неправость та, когда, полюбив сию теплоту, ею одною все ограничивать, не заботясь о чувствах духовных и даже о памяти Божией, а лишь о том, чтоб была сия теплота; эта неправость возможна, хотя не у всех и не всегда, но по временам. Нужно заметить сие и исправить, ибо в таком случае останется она кровеная теплота, животная. Не должно почитать сию теплоту духовною иль благодатною. Духовною можно назвать сию теплоту только тогда, когда она сопровождается духовными, молитвенными движениями. Кто без них называет ее духовною, тот допускает неправильность. Кто же называете ее благодатною, еще более неправ.

Благодатная теплота особая есть, и она собственно есть духовная. Она отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствуется тонким сладким чувством.

По сим чувствам всякий легко может определить и различить теплоту. Это каждому следует сделать; стороннему тут нет дела и места.

Если иногда бывают телесные движения или ощущения какие либо при молитве и теплоте, не обращать на них внимания; они к существу дела не относятся и бывают разными у разных лиц.

Все же внимание обратите на духовные действия и чувства. Они будут проходить по душе и телу, как утренняя, приятная прохлада.

Епископ Феофан Вышенский.

245. Об уставе скитском

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. игумен!

Приношу вам благодарность за ваше доброе внимание ко мне. О пустыне вашей я слыхал; вы подтвердили теперь все доброе, что я слышал. Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси. Да хранит его Господь в постоянно добром устроении.

Со скитом поздравляю. Он цвет иноческой жизни, свидетельствующий, что тут водятся и плоды ее. Да хранит его Господь и в нем настоящий дух скитничества. Вы прислали мне просмотреть устав скита и сделать заметки. Вы спрашиваете у слепого. Я не видел и общей монастырской жизни, а не только скитской, и по опыту не знаю ни той ни другой. Скажу однако ж слово-другое по соображению.

Полный устав сразу составить едва ли можно, по этому в конце оговориться: "если впоследствии окажется что нужным прибавить к сему уставу, или что отменить и ограничить, сие можно делать с совета настоятелей и старших братий – пустыни и скита".

В первом пункте указывается цель скита – преуспеяние во внутренней жизни. В уставе потому должно быть все направлено к сей цели, – неотложно. В вашем же уставе допущено нечто не сообразное с сим. Таков крестный ход из пустыни в скит, и в самом скиту. Тут шуму не оберешься. Сотрясение скитников будет на неделю. Еще при чтении денно-ночной псалтири, на каждой славе излишне поминание многочисленное. Поминание сие пусть делается на правиле – при совершении помянника, – прибавить туда свое и довольно. Или, если желательно, поминать в конце кафисмы, или при смене чтеца. В келлии – молитва, чтение и рукоделье. Так ангел определил. Рукоделье надо обозначить и не допускать хлопотливых, – к числу коих относится пчеловодство и садоводство. Лучше те, кои можно совершать не выходя из келлий. Кроме вязанья не знаю другого у нас, древние плели корзинки и рогожи. Живопись тоже хлопотлива и увлекательна. Довольно плетенья. Оно разнообразно.

Открытие помыслов ежедневное многоплодно и надо сделать его неотложным.

Мужчина может приходить, сколько придется. За чем? Общая служба в пустыни (монастыре) есть, и литургия там всегда. За чем же? За советом?! Кто советник? Если один кто, ему тяжело, если не один, скит будет походить на базар. Не лучше ли и для мужчин запереть ворота?! Или если уж это нежелательно, построить приемную для ищущих совета, особую, за воротами при привратницкой. Для назидательного чтения не назначить ли определенный час. Все присутствуют и настоятель тут. Он же избирает, что читать и кому читать. В конце чтения положить решение вопросов и недоумений и это все слушают. И братия, – знающие, – участвуют в решении.

Библиотеку и свою завести, по немногу, исключительно аскетическими книгами наполняйте ее. И образ пользования ею определить.

Позволение приходить мужчинам кто хочет, ничему доброму установиться не даст. А общение братии – скитников и пустынников – не следует ли также определить уставом?! Может быть и еще что требует определения, это вам должно быть виднее. Вот все, что мне не знающему порядков скитской службы и жизни, пришло на ум предложить вам.

Потрудитесь отклонить все, могущее отвлекать братию от внутренней жизни. Хорошо что вы привязали N.N. Он в скиту. Гож он для скита? На время – идет. Немножко отвеется мирской дух. Но потом, мне думается, надо бы его провесть по всем послушаниям, начиная с низших, для ознакомления с ними, чтобы знал каково каждое, какие искушения в каждом, и какие способы к лучшему. Главное, думаю, это нужно ему для стяжания смирения. Если пройдет все, будет обожженный кирпич, а если не пройдет, будет сырцовой.

Приношу благодарность за присланное вами.

Да поможет вам Господь в трудах ваших по просвещению меньшей братии.

Если справлюсь, теперь же пошлю вам своих книжек, а то не много после. Прошу принять.

Благослови вас Господи всяким благословением. Прошу ваших св. молитв.

P.S. Забыл сказать: у меня нет ревматизма, есть подергивание ног, икроножные спазмы. Книжки пошли: 4 и 5 т. Добротолюбия и древние уставы, еще Путь ко спасению, и Что есть духовная жизнь. Ваши уставы с книжками положены.

30 августа 1893 г.

246. Ответ на разные вопросы об устройстве скитского жития

Заветное слово пастырям церкви

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. игумен.

Вы опять задаете мне кучу вопросов о предметах, в которых я не смыслен. И лучше бы мне было ответить вам: устрояйте, как укажет ваша многоопытная мудрость; но послушания ради скажу, что придет в голову, не как однако решительное определение, а как мнение для ваших дальнейших соображений и постановлений. Буду исходить от мысли, что скит назначается для преуспеяния тем инокам, кои дошли, после обычных подвигов внутренних и внешних, до того, что чувствуют сильное влечение внутрь, чтобы быть там с единым Господом.

1. О саде. – На что запускать его, но так поставить дело садоводства, чтоб оно не занимало скитников. Пусть управляется с ним садовник.

2. Скитян не занимать садоводством. В саду устроенном редко бывает нужда во многих рабочих руках. Тогда присылать послушников из пустыни. От скитских корпусов, домов или келий – сад отделяется особою стеною, за которою не видны и не слышны работы.

3. Келлия садовника пусть стоит где-либо в уголку, – в саду особо. Он сам и с своими занятиями ни чем не может мешать скитянам. Хата при кирпичном заводе: пусть будет вне ограды сада скитского, подальше. Ограда сада соединяется с оградою скита. Здания же скитские отделяются от сада особою стеною, с калитками.

4. В келлии садовника жить будет садовник, какой найдется. Пустынник, скитник и даже мирянин, знающий дело, а хата кирпичная, кто гож на дело; может быть и совсем чуждый и скиту, и пустыни.

5. Пасека удободвижна. Отдалите ее как можно дальше от скита, чтобы и помышления о ней не было.

6. "Не лучше ли оставить все, как есть?" Тогда это будет тоже, что пустынь, только в меньшем размере, и хлопотать о ней не из чего. Скитники преимущественно должны быть послушники, и уже в летах. Кухня проста, понедельник, среда и пятница – сухоядение: ломоть хлеба и кружка воды в 3 часа. В прочие дни щи и каша. Или одни щи, а каша только в субботу и воскресенье. Для такого стола довольно двух-трех послушников. Из самих скитников можно учредить для сего череду. Хлебопеков и просфорников не нужно. Будут привозить из пустыни. – Просфоры потребуются только для литургии. Подавать на проскомидию некому. Внутрь скита никого не впускать никогда. В скиту все старцы, и нет нужды строить особых келий, на особом дворе.

7. Как не требуется двор особый, нечего определять рядом или поодаль.

8. Это все одно, потому что одно у всех дело. Потому и келлий отдельных нет нужды строить.

9. Внутренние стены, думаю, устроять, как обычно делаются в монастырях. Надо только, чтоб внутри могло быть довольно воздуха на одного. Разве тоненькие капитальные простенки сложить.

10. В скиту все послушники. Иеродиаконов и иеромонахов не больше двух – по два. В келлии каждый один скитник живет и сам себе послушник. Для определения в скит требуется, чтоб поступающий был терт и перетерт в пустыне, а главное, имел тяготение внутрь. – Скитники все службы церковные, пение и чтение справляют сами, голосовито это или безгласно.

11. Для поступления в скит. Желание поступить стороннее дело. Главное, чтоб имел позыв и тяготение к внутрь пребыванию. Это настоятель пустыни должен узнать не со слов желающего, а собственным испытанием. Настоятель же определяет: стоит ли нужду монастыря предпочесть или подчинить желания желающего поступить в скит.

12. Боримый страстьми не может иметь сказанного тяготенья, и ему лучше излечиваться среди братства.

13. На безмолвие можно допустить всякого, у кого образовалось сказанное тяготение. Но оно бывает по утишении страстей, следовательно сомнительно в юных.

14. Келейныя занятия безмолвников (Ангел Божий показал св. Антонию) молитва, чтение и рукоделие. Как что из этого совершать можно, предоставить всякому скитнику самому.

Все, что я написал, прямо исходит из той мысли, что скит есть обиталище живущих исключительно внутреннею жизнью. Скитник, как перевалился чрез ограду внутрь скита, пусть считает себя похороненным. Келлия его окно на небо, туда только пусть и смотрит и там свои помышления держит. На свете только и есть, что он да Бог да братья по Богу. Я думаю, что у них волос дыбом станет, просмотрев мои строки. Но таким и доступа не будет в скит. Туда попадут только те, которые давно уже свыклись с внутрь пребыванием и вступая в скит в свою область вступят.

Внутрь никого не надо пускать стороннего, и ворота всегда заперты большим запором. Кому что нужно по духовной части, иди в пустынь. Со временем, когда внутри скита образуются старцы высокого разума и понимания немощности и здравия душевного, тогда можно их отряжать на выслушивание нужд духовных и удовлетворение их словом. Для сего тогда построить близ привратницкой особую приемную. Но надо дождать, чтобы образовались старцы зрелые.

Когда это будет, тогда можно сделать приспособление.

Вам может показаться диким, что я пишу. Но я уже сказал вам вначале, что ничего разумно или опытно не знаю. Но пишу с ветру, и едва ли что из сего окажется гожим.

Говорить так заставляет меня мысль, что если не так устроится скит, то это будет та же пустынь общежительная, только маленькая. И не будет видно, чего ради хлопотать об устроении его.

Приношу благодарность за присланное вами: книжки, соты и спутник костыль, а паче за вашу отеческую любовь. Спаси вас Господи!

Приложите к сему и молитву о моей многогрешности, ибо она воистину многа.

Благослови вас Господи и пустынь вашу и скит. Спасайтесь!

Ваш доброхот и молитвенник Е. Феофан. 1 ноября 1893 г.

247. Убеждение к неленостному проповеданию слова Божия

Письма к М.Д. и ее мужу

Память праведника с похвалами (Прит.10:7); он во веки живет (Прем.5:15). Архипастырь наш Тамбовский святитель Александр, при посещении Вышенской Пустыни 6-8 сентября сего года, почтил молитвенным поклонением почившего в Бозе, живаго у Него праведника, святителя и учителя мудрого Феофана: служил на его гробе панихиду с собором многих священно-служителей; приносил и бескровную жертву Господу Богу за упокой души со святыми святителями епископа Феофана.

Думаем и уверены, что и все богомольцы пастыри св. церкви Тамбовской, не имея многие возможности и досуга помолиться лично на гробе святителя Феофана, поминают его во святых своих молитвах, особенно при совершены бескровной жертвы, яко наставника, глаголавшаго в слух уха их Слово Божие (Евр.13:7) и как своего бывшего архипастыря. – Да и есть за что поминать сего святителя, спасительно молиться за того, кто во всю свою праведную жизнь сердце свое вдавал утренневати ко Господу, пред Вышним умно молился, отверзая уста свои в молитвах, молениях и воздыханиях неизглаголанных, мирно воздевал преподобныя свои руце, принося Господу ежедневно бескровную жертву о своих грехах и за всех ближних, коим всем желал и искал спасения. Восхваляют и восхвалят разум, вдававшаго душу свою святителя Феофана в разумление о законе Вышняго (Начерт. христиан. нравоучения), изследывавшаго сокровенный смысл Слова Божия (Толк. Пс.33 и 118, апост. посланий, мысли на кажд. день по чтениям Слова Божия), изложившаго премудрыя сказания древних святых мужей (Добротол. 5-ть томов) и т.п. Не изгладится память сего учителя премудрого не из чьей памяти, любящей поучаться в законе Божием, и имя его святое поживет в роды родов. Премудрость его поведят православные христиане и хвалу его исповесть святая церковь (Сир.39:1-13; 2Тим.2:2) Всероссийская, за то неоцененное сокровище премудрости небесной, которое святитель Феофан завещал сынам ее благочестивым, а наипаче пастырям ее, в многочисленных богомудрых своих творениях.

На сей раз, из сокровищницы творений святителя учительного, заимствуется краткое и весьма спасительное заветное его слово пастырям церковным.

Господь Иисус Христос сказал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь (Лк.4:43). Это – яко на се послан есмь – священству нашему надобно принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: проповедуй слово, настой благоременне и безвремете, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (2Тим.4:2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники ее – уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои (забывая о долге благовествования и ожидающем горе за неблаговестие (1Кор.9:16), тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих (Лк.11:52). От того и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от сей тяготы, испусти потоки божеских словес (Ин.7:38) в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она в святых писаниях (Ин.5:39) и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван (См. Мысли на кажд. день года по церков. чтен. из Слова Божия, понедел. 18-й недел. по пятд. стр. 318,319).

Господи Иисусе, Свете мира (Ин.8:12), истина (14:6) небесная, воссияй свет Твоего Богоразумия в умах и сердцах учеников Твоих, делателей на жатве Твоей (Лк.10:1.3), да будут они умным светом мира, творцами и учителями словес Твоих, учащими пасомых ими блюсти вся, елика заповедал Ты им (Мф.5:14.19; 28:20). Отверзи умы разумети писания (Лк.24:45) благовестникам, пастырям и учителям Церковным (Еф.4:11); сотвори их всех пресвитерами, добре прилежащими своему званию и делу, тружениками в слове и учении (1Тим.5:17), добрыми служителями Твоими, питаемыми словесы веры и добрыми учением (4:6), обучающими себе и пасомых по благочестию (7), всяким писанием богодухновенным и полезным к учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершени будут Божии человеки, на всяко дело благое уготовани (2Тим.3:17), могущие научить спасению и пасомых. Слово Твое Божие, Господи, живое и действенное, острейшее паче всякаго меча обоюдуостра и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительное помышлениям и мыслям сердечным, пред которым вся нага и объявлена (Евр.4:12,13), да будет им зерцалом духовным, светильником ногам их и светом стезям их (Пс.118:105), поучаясь в коем день и нощь (Пс.1:2) и творя повеления Господни, да спасутся сами и послушающии их (1Тим.4:16).

248. Ответ на вопрос о лучшем месте для воспитания дочерей

Милость Божия буди с вами!

На вопрос ваш не умею ответить. Дело благоразумия. Осмотрите все хорошенько и где найдете благонадежным воспитание, там его и устройте для своих дочерей.

Но за границу ехать по сему поводу, кажется, не следует. В Петергурге я полагаю хуже, чем в Москве. Пансион хороший, лучше заведений казенных и гимназий. Думаю, что если, собрав должные сведения, поместите их в какой-либо Московский пансион – лучше будет.

И Богу молитесь, да вразумит добрыми намерениями. Он есть всегдашний поспешник.

Благослови вас Господи всяким благословением и супруга вашего и детей.

Ваш доброхот Е. Феофан. 17 сентября 1874 года.

249. Предостережение от превращения молитвенного правила в формализм. Возможно и сокращать правило

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи и продолжать молитву по вашему правилу. Но никогда не вяжите себя правилом, и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: "стоя на молитве, стой как на страшном суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: "отойди или прииди!"

Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякой раз будет делом обдуманного свободного решения и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей? Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему. Работу вашу с удовольствием приму. Но что-нибудь небольшое. Труды ваши должны принадлежать бедным, кроме семейных.

Ваш доброхот Е. Феофан. 10 октября 1874 г.

250. Ответ Святителя по житейскому делу (о винокур. заводе) и о молитвенном правиле

Милость Божия буди с вами!

Вопрос о заводе не умею решить. На все житейские дела – одно решение, чтоб прилаживать их к единому на потребу, а не в ущерб ему вести их. Думается мне, что винокуренный завод лучше сбыть с рук. Водка много зла творит. Как бы часть ответственности не пала и на производителей ее?! И бросьте! Что вместо его? Крахмальный всячески лучше будет.

Приходит мне на мысль, что если вам можно, обратив все, что имеете, в капитал, жить безбедно и детей воспитать и пристроить; то это будет лучше всего. Думаю так, по вашему стремлению, быть побольше с Господом. Но всяко вы – глава семьи. Смотрите, как удобнее. Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы. Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно! А это можно походя делать. А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте. У святого Епифания спрашивали: как нам править часы? Часы?! Для молитвы нет часов особых: она должна быть всечасна и всеминутна. У св. Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, – вот что надо возгревать в сердце.

Правило молитвенное можете и сами сладить, судя по тому, что писал вашей супруге. Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда, или другое что делаете, а голова не занята, читайте их. Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его.

10 октября 1874 г.

251. Смерти надо чаять всегда, оставаясь на своем посту. Должно молиться и дела исправлять. Мера исполнения своего правила

Милость Божия буди с вами!

Только 15 числа получена ваша посылка. Благодарствую премного. Все вещи очень изящно сделаны. Золотые ручки!

Какой это пророк сказал вам, что умрете в этот год?! А вы и поверили?! Вам следовало сказать на это пророчество: "как в этот год? Я жду, что в этот день и даже в этот час умру. Нам надо поминутно чаять смерти и поминутно готовиться к ней, а не годами отдалять ее от себя. Вставая, говорите: "это последний мой день, другого не видать мне". Ложась спать, – опять говорите: "лягу и не встану, не видать мне света Божия". Так и всякий день. И не будете ужасаться смерти. В монастырь за чем? Умирать надо на своем посту. Ваш пост – в семействе. Тут и умирать вам. Свои дела справляйте как следует, – вот и все!

Будто только и дела, что молитва? Молитвословие есть одно из дел, и всех дел заменить не может. И молитесь и другие свои дела исправляйте, все как следует. Умом и сердцем надо привыкнуть непрестанно молиться. Это долг всех, это тоже, что память Божию иметь.

Правило молитвенное, которое вы себе избрали, можете исполнять и вполне, и в половину, и в четверть. Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею. Умно и сердечно призывайте Бога, а стоять на молитве сколько сможете, столько и стойте, нисколько не смущаясь тем, что не все прочитаете. Сердечное к Богу обращение все заменит.

Благослови вас Господи!

Ваш богомолец Е. Феофан. 17 октября 1875 г.

252. Пасхальное приветствие. Область деятельности женщины

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и вас с светлым праздником! Вот и весна и светлые дни. – Радость всеобщая! Кому духовная и телесная и кому лишь последняя. Умудритесь возрадоваться и тою и другою! Господь избавил вас от болезни. Да дарует Он вам, чтоб вперед и совсем не повторялись немощи сии, если то благопотребно для спасения вашего. Болезнь прямо приводит к памяти смертной; но можно и без того ухитриться, прививать к мысли память о смерти. Старцы Божии ухитрялись же, как вам конечно известно сие. Хорошо вы сделали, что посетили болящую N. Конечно тяжело ее состояние, но я полагаю, что оно необходимо для ее души. Она затворница – без затвора. Запрятал ее Господь внутрь. И хотела бы быть в общении с другими, да не может. Вот и сиди одна с Единым Господом! N. очень высокой нравственности и духа христианского, Господь да хранит и в вас тот же дух! Жена, мать, хозяйка, – это ваши владения. Министры ваши: голова, да руки с ногами и душа с силами. Кодексы законов – заповеди Евангелия. Смотрите построже за своими министрами; а то они всегда готовы воспользоваться оплошностью предержащего, и все потянуть в свою лишь пользу, а не на общее добро.

Будьте здоровы, веселы. – Благослови вас Господи и супруга вашего и деток.

Ваш богомолец Е. Феофан. 28 апреля 1876 г.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here