Урок музыки молитва

Чудотворные слова: урок музыки молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

– А что такое молитва? (Ответы детей)

Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она как свет нам душу освещает.

– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

– Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

– Трогают нас слова? Да.

– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

– На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

– И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или

Должен искать веры.

Иначе жизнь его пуста. ”

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Учитель музыки

Урок музыки в 6 классе

Урок музыки в 6 классе

подготовила Пахомова Ирина Васильевна

  • рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов;
  • развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;
  • охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.
  • проследить развитие жанра, выяснить черты музыкальной речи;
  • установить взаимосвязь времен прошлого и настоящего.
  • формировать эмоционально образное мышление;
  • расширять познавательный интерес и развивать художественно-эстетическое отношение к музыке своего народа.
  • развивать чувства сопереживания, сострадания, эмпатии;
  • развивать уровень коммуникативной культуры школьников, толерантности.
  • П.И.Чайковский «Детский альбом» – «Утренняя молитва», «В церкви»;
  • Г.В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» – хоровая фреска «Любовь святая»;
  • А.Рыбников рок-опера «Юнона и Авось» – сцена «Молитва об удачи»;
  • Р.Паулс, Е.Евтушенко «Дай Бог!».
  • портреты композиторов;
  • видеоряд – соборы, иконы;
  • презентация;
  • аудиозаписи, видеофрагменты.

На доске эпиграф (художественно-педагогическая идея урока):

«Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетатьво области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв…»

Вход в класс под музыку П.Чайковского «Утренняя молитва».

Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем сразу с двух эпохах – прошлом и настоящем. И поможет нам в этом путешествии во времени, конечно, музыка. Музыка уже известных вам композиторов прошлого и современности.

Вопрос:Кто из вас узнал творческий подчерк композитора, под музыку которого мы входили?

Учитель:Верно. Это произведение Чайковского «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом». С музыкой из этого фортепианного цикла мы уже встречались раньше, а сегодня мы послушаем еще одно произведение из него и побеседуем о нем.

Вопросы: Где бы могла звучать эта музыка? Какая она по характеру?

Ученики:В церкви; в театре, когда показывают что-то древнее. Музыка мирная, душевная и т.д.

Вопросы: Что вы себе представили, слушая эту музыку? Как она звучит?

Ученики:Представили, будто поет мужской хор в церкви, звучат колокола. Музыка звучит торжественно и степенно, благоговейно и строго.

Учитель: А вы знаете ребята, что Петр Ильич назвал эту пьесу «В церкви».Композитор своей музыкой словно говорит нам: «Будьте добры и милосердны. Не обманывай и возлюби ближнего своего».

На самом деле речь сегодня пойдет о музыке, которую не услышите в повседневной жизни о молитве.

(Развитие музыкального искусства всегда определялось тем, как воспринимал человек окружающий мир, людей, самого себя. Какие нравственные принципы руководили его поступками и какие идеалы, чувства, мысли вдохновляли его творчество. В истории русской культуры есть особая область музыки, неподвластная размышлениям о вкусовых пристрастиях или жизненных ориентирах автора).

Музыка такого рода родилась в православном храме и получила название богослужебного пения.Вдохновленные христианским мироощущением, храмовые песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. Впрочем, в древности эту музыку искусством не считали, но видели в ней способ обращения с Богом – молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого верующего человека.

У каждого человека свое представление о том, что такое молитва.

Вопрос: Как вы думаете, как вы понимаете, что такое молитва?

Выслушать ответы учащихся и подвести рассуждения к следующим выводам:

  • для одних – это столь нужное обращение с Богом;
  • для других – пустая трата времени;
  • третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Учитель:Давайте, хотя бы приблизительно проследим историю молитвы как жанра искусства. В давние времена люди, столкнувшиеся с грозными явлениями природы обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию. Они придумали то, что сегодня мы называем мифологией. Они дали имена своим Богам и стали их «заклинать» – появились «заклички», а это жанр народного творчества, который можно назвать – молитвой. В «закличках» люди просили Бога: не гневись, смилостивись, пошли хороший урожай и т.д.

В Х веке произошло событие, которое мы называем – крещение Руси. Для нового христианского Бога не нужно было придумывать молитвы – они вместе с православной верой пришли к нам из Византии и Болгарии. Главное отличие «заклички» от «молитвы новой» заключается в следующем: закличка это экспромт, сиюминутная просьба, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному Богу, и сочинять ее может только святой человек, который причастен к Божией благодати.

Мы уже рассмотрели образец молитвы в жанре фортепианной музыки, а теперь послушаем одну из хоровых фресок Г.В.Свиридова, написанных для спектакля Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Спектакль был поставлен в 1973 году. Основы музыкального решения составляют 3 хора: «Молитва», «Любовь Святая», «Покаянный стих». Музыка написана на народный текст. Сегодня мы послушаем №2 – «Любовь Святая».

Обсуждение музыки: хоровое звучание похоже на звучание оркестра, очень мало текста и он слабо разборчив из-за большого количества распевов на отдельные слоги. Троекратно повторяется слово «любовь». Чистый, благородный женский голос вначале звучит сдержанно, тревожно, затем интонации становятся все более страстными. Композитор использует высокие ноты, и создается впечатление, что голос плыветнад всеми и движется вверх с молитвой и любовью к Богу (интонации плача, распевы, переменный лад).

Вопросы: Кого вы представили, слушая эту музыку? (Девушку)

Что она делает? (Молится)

Учитель: У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Как вы думаете это повседневная молитва?

Ученики: Нет, она очень грустная.

Учитель:А где,по-вашему, молится девушка – у себя дома?

Учитель:Как звучит ее молитва?

Ученики:Серьезно. Ее голос сначала тихий, а потом все более тревожный, страстный. Звук как будто летит вверх к Богу.

Учитель:Какие слова звучат в ее молитве?

Ученики:Они еле слышны, но и без них понятно зачем девушка обращается к Богу.

Учитель:А девушка в церкви одна?

Ученики:Нет. Там слышны голоса и мужские и женские. Там звучит еще хор.

Учитель: Ребята, какие инструменты помогают звучанию хора?

Ученики:Они поют без музыки –acapella.

Учитель: Верно. Человек может обращаться к Богу словами, мыслями или пением. Важно только чтобы это обращение было искренним. А на ваш взгляд искренне ли молилась девушка?

Учитель: Значит, кто же в данном случае может быть единственным защитником девушки?

Учитель: А сейчас у меня для вас есть задание – «Логические цепочки». Мы – на уроке музыки, разговор у нас о жанре молитвы, поэтому нам необходимо выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». Лучше если слов будет больше. ( Задание дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают).

Учитель: Ребята сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение. Это фрагмент из рок – оперы «Юнона и Авось», композитора Алексея Рыбникова. Музыка была написана к спектаклю Театра Ленинского комсомола и пользуется огромной популярностью. По меткому выражению Р.Щедрина, Рыбникову удалось «уразуметь прошлое и соизмерить его с настоящим…».

Композитор органично сочетает в музыке рок – оперы интонации подлинных духовных песнопений с современными средствами музыкальной выразительности: острыми ритмами, свежими музыкальными оборотами, использованием электромузыкальных инструментов.

В центре рок – оперы судьба графа Николая Петровича Рязанова и Кончитты, верной его возлюбленной, которая ждала его 30 лет.

Сцена, которую мы послушаем, называется «Молитва об удаче». Она написана на традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв.

Вопросы: Как вы думаете, музыка передает настроение одного человека или всех людей находящихся в храме? Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для достижения своей цели? (Подвести разговор к тому, что звучание хора это общая молитва, как бы «молитва всем миром», а солист это как будто внутренний мир одного человека).

Учитель:Итак, ребята, мы пришли к выводу, что душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроем, пришедших на службу. Человек, который приходит в храм, он приходит туда со своими мыслями, чувствами, переживаниями, но в какой, то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя, Господи!».

Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это и происходит в сцене «Молитвы об удаче».

Мы сегодня послушали музыку разных композиторов, написанную в разное время, разных жанров, но что, же объединяет эти произведения?

Ученики: Душевность, доброта, интонации, духовность.

Учитель: Нужна ли такая музыка человеку?

Вывод: Да, нужна. В трудные минуты жизни человек обращается не только к помощи своих близких, но и верит в то, что есть высшие силы, которые помогают человеку не терять надежды на лучшее. Воспитывать человеколюбие, сердечность и другие положительные стороны человека. И в разные времена обращение к Богу остается очень близким по духу многим людям.

Учитель: Мы сегодня рассмотрели, безусловно, далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы. А сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали обратиться к Богу.

(Раздаются учащимся карточки-заготовки со словами фразы, которых нужно закончить просьбой или пожеланием).

Через несколько минут учитель зачитывает наиболее удачные варианты.

Учитель: Молодцы! У вас очень хорошо получилось, а главное искренне.

Вопрос: Подумайте, какое из прочитанных обращений к Богу самое светлое, самое чистое?

Учитель: В заключении хотелось бы сказать,что молитвы помогают людям понять, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, к сочувствию, сопереживанию. Нельзя жить без чувства любви, без гармонии и добра.

В конце урока звучит песня Р.Паулса на слова Е.Евтушенко «Дай Бог!»

Храм – здание для богослужения, церковь.

Церковь – объединение последователей той или иной религии (православная, католическая, лютеранская, протестантская).

Молитва – в религии установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

Рекомендуемые публикации

Комментарии

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Оценка 4.2 проголосовавших: 143
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here