Чудотворные слова: урок музыки молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс
Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
– А что такое молитва? (Ответы детей)
– Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.
– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.
– Был здесь порядок? Да.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.
– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
– Трогают нас слова? Да.
– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.
– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).
– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
(Разучивание 1 куплета).
“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
– На что способна такая музыка?
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
– И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Учитель музыки
Урок музыки в 6 классе
Урок музыки в 6 классе
подготовила Пахомова Ирина Васильевна
- рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов;
- развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;
- охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.
- проследить развитие жанра, выяснить черты музыкальной речи;
- установить взаимосвязь времен прошлого и настоящего.
- формировать эмоционально образное мышление;
- расширять познавательный интерес и развивать художественно-эстетическое отношение к музыке своего народа.
- развивать чувства сопереживания, сострадания, эмпатии;
- развивать уровень коммуникативной культуры школьников, толерантности.
- П.И.Чайковский «Детский альбом» – «Утренняя молитва», «В церкви»;
- Г.В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» – хоровая фреска «Любовь святая»;
- А.Рыбников рок-опера «Юнона и Авось» – сцена «Молитва об удачи»;
- Р.Паулс, Е.Евтушенко «Дай Бог!».
- портреты композиторов;
- видеоряд – соборы, иконы;
- презентация;
- аудиозаписи, видеофрагменты.
На доске эпиграф (художественно-педагогическая идея урока):
«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетатьво области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв…»
Вход в класс под музыку П.Чайковского «Утренняя молитва».
Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем сразу с двух эпохах – прошлом и настоящем. И поможет нам в этом путешествии во времени, конечно, музыка. Музыка уже известных вам композиторов прошлого и современности.
Вопрос:Кто из вас узнал творческий подчерк композитора, под музыку которого мы входили?
Учитель:Верно. Это произведение Чайковского «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом». С музыкой из этого фортепианного цикла мы уже встречались раньше, а сегодня мы послушаем еще одно произведение из него и побеседуем о нем.
Вопросы: Где бы могла звучать эта музыка? Какая она по характеру?
Ученики:В церкви; в театре, когда показывают что-то древнее. Музыка мирная, душевная и т.д.
Вопросы: Что вы себе представили, слушая эту музыку? Как она звучит?
Ученики:Представили, будто поет мужской хор в церкви, звучат колокола. Музыка звучит торжественно и степенно, благоговейно и строго.
Учитель: А вы знаете ребята, что Петр Ильич назвал эту пьесу «В церкви».Композитор своей музыкой словно говорит нам: «Будьте добры и милосердны. Не обманывай и возлюби ближнего своего».
На самом деле речь сегодня пойдет о музыке, которую не услышите в повседневной жизни о молитве.
(Развитие музыкального искусства всегда определялось тем, как воспринимал человек окружающий мир, людей, самого себя. Какие нравственные принципы руководили его поступками и какие идеалы, чувства, мысли вдохновляли его творчество. В истории русской культуры есть особая область музыки, неподвластная размышлениям о вкусовых пристрастиях или жизненных ориентирах автора).
Музыка такого рода родилась в православном храме и получила название богослужебного пения.Вдохновленные христианским мироощущением, храмовые песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. Впрочем, в древности эту музыку искусством не считали, но видели в ней способ обращения с Богом – молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого верующего человека.
У каждого человека свое представление о том, что такое молитва.
Вопрос: Как вы думаете, как вы понимаете, что такое молитва?
Выслушать ответы учащихся и подвести рассуждения к следующим выводам:
- для одних – это столь нужное обращение с Богом;
- для других – пустая трата времени;
- третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.
Учитель:Давайте, хотя бы приблизительно проследим историю молитвы как жанра искусства. В давние времена люди, столкнувшиеся с грозными явлениями природы обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию. Они придумали то, что сегодня мы называем мифологией. Они дали имена своим Богам и стали их «заклинать» – появились «заклички», а это жанр народного творчества, который можно назвать – молитвой. В «закличках» люди просили Бога: не гневись, смилостивись, пошли хороший урожай и т.д.
В Х веке произошло событие, которое мы называем – крещение Руси. Для нового христианского Бога не нужно было придумывать молитвы – они вместе с православной верой пришли к нам из Византии и Болгарии. Главное отличие «заклички» от «молитвы новой» заключается в следующем: закличка это экспромт, сиюминутная просьба, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному Богу, и сочинять ее может только святой человек, который причастен к Божией благодати.
Мы уже рассмотрели образец молитвы в жанре фортепианной музыки, а теперь послушаем одну из хоровых фресок Г.В.Свиридова, написанных для спектакля Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Спектакль был поставлен в 1973 году. Основы музыкального решения составляют 3 хора: «Молитва», «Любовь Святая», «Покаянный стих». Музыка написана на народный текст. Сегодня мы послушаем №2 – «Любовь Святая».
Обсуждение музыки: хоровое звучание похоже на звучание оркестра, очень мало текста и он слабо разборчив из-за большого количества распевов на отдельные слоги. Троекратно повторяется слово «любовь». Чистый, благородный женский голос вначале звучит сдержанно, тревожно, затем интонации становятся все более страстными. Композитор использует высокие ноты, и создается впечатление, что голос плыветнад всеми и движется вверх с молитвой и любовью к Богу (интонации плача, распевы, переменный лад).
Вопросы: Кого вы представили, слушая эту музыку? (Девушку)
Что она делает? (Молится)
Учитель: У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Как вы думаете это повседневная молитва?
Ученики: Нет, она очень грустная.
Учитель:А где,по-вашему, молится девушка – у себя дома?
Учитель:Как звучит ее молитва?
Ученики:Серьезно. Ее голос сначала тихий, а потом все более тревожный, страстный. Звук как будто летит вверх к Богу.
Учитель:Какие слова звучат в ее молитве?
Ученики:Они еле слышны, но и без них понятно зачем девушка обращается к Богу.
Учитель:А девушка в церкви одна?
Ученики:Нет. Там слышны голоса и мужские и женские. Там звучит еще хор.
Учитель: Ребята, какие инструменты помогают звучанию хора?
Ученики:Они поют без музыки –acapella.
Учитель: Верно. Человек может обращаться к Богу словами, мыслями или пением. Важно только чтобы это обращение было искренним. А на ваш взгляд искренне ли молилась девушка?
Учитель: Значит, кто же в данном случае может быть единственным защитником девушки?
Учитель: А сейчас у меня для вас есть задание – «Логические цепочки». Мы – на уроке музыки, разговор у нас о жанре молитвы, поэтому нам необходимо выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». Лучше если слов будет больше. ( Задание дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают).
Учитель: Ребята сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение. Это фрагмент из рок – оперы «Юнона и Авось», композитора Алексея Рыбникова. Музыка была написана к спектаклю Театра Ленинского комсомола и пользуется огромной популярностью. По меткому выражению Р.Щедрина, Рыбникову удалось «уразуметь прошлое и соизмерить его с настоящим…».
Композитор органично сочетает в музыке рок – оперы интонации подлинных духовных песнопений с современными средствами музыкальной выразительности: острыми ритмами, свежими музыкальными оборотами, использованием электромузыкальных инструментов.
В центре рок – оперы судьба графа Николая Петровича Рязанова и Кончитты, верной его возлюбленной, которая ждала его 30 лет.
Сцена, которую мы послушаем, называется «Молитва об удаче». Она написана на традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв.
Вопросы: Как вы думаете, музыка передает настроение одного человека или всех людей находящихся в храме? Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для достижения своей цели? (Подвести разговор к тому, что звучание хора это общая молитва, как бы «молитва всем миром», а солист это как будто внутренний мир одного человека).
Учитель:Итак, ребята, мы пришли к выводу, что душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроем, пришедших на службу. Человек, который приходит в храм, он приходит туда со своими мыслями, чувствами, переживаниями, но в какой, то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя, Господи!».
Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это и происходит в сцене «Молитвы об удаче».
Мы сегодня послушали музыку разных композиторов, написанную в разное время, разных жанров, но что, же объединяет эти произведения?
Ученики: Душевность, доброта, интонации, духовность.
Учитель: Нужна ли такая музыка человеку?
Вывод: Да, нужна. В трудные минуты жизни человек обращается не только к помощи своих близких, но и верит в то, что есть высшие силы, которые помогают человеку не терять надежды на лучшее. Воспитывать человеколюбие, сердечность и другие положительные стороны человека. И в разные времена обращение к Богу остается очень близким по духу многим людям.
Учитель: Мы сегодня рассмотрели, безусловно, далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы. А сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали обратиться к Богу.
(Раздаются учащимся карточки-заготовки со словами фразы, которых нужно закончить просьбой или пожеланием).
Через несколько минут учитель зачитывает наиболее удачные варианты.
Учитель: Молодцы! У вас очень хорошо получилось, а главное искренне.
Вопрос: Подумайте, какое из прочитанных обращений к Богу самое светлое, самое чистое?
Учитель: В заключении хотелось бы сказать,что молитвы помогают людям понять, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, к сочувствию, сопереживанию. Нельзя жить без чувства любви, без гармонии и добра.
В конце урока звучит песня Р.Паулса на слова Е.Евтушенко «Дай Бог!»
Храм – здание для богослужения, церковь.
Церковь – объединение последователей той или иной религии (православная, католическая, лютеранская, протестантская).
Молитва – в религии установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
Рекомендуемые публикации
Комментарии
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.