Чудотворные слова: в каких случаях читается молитва отче наш в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Что должен знать каждый о молитве “Отче наш”
«Отче наш» – главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях, миллионы христиан читают ее ежедневно. Что же делает ее уникальной и в чем ее отличие от других, расскажем ниже.
1. «Отче наш» – это универсальная молитва, она может быть общественной и читаться в Церкви, семейной, а так же и личной, когда верующий с помощью нее общается с Богом.
2. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой.
3. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе.
4. Молитва распространена не только среди католиков и православных, многие протестанты практикуют ее. Даже люди неверующие могут воспроизвести текст «Отче Наш».
5. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии.
6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.
7. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб “надсущный”, то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела.
8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.
9. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира.
10. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом.
11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:
Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь.
12. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь».
Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.
13. «Отче Наш» – одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть».
14. Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим.
15. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции.
Тайны молитвы «Отче наш»
Молитва Отче наш — это не просто главные слова для любого христианина. В этих строках содержится тайный смысл, понимание самого Бога и всего, что нас с вами окружает. С текстом этой молитвы связано много интересных фактов и даже тайн, которые дано постичь только истинному верующему.
История молитвы
«Отче наш» — это единственная молитва, которую даровал нам сам Господь. Считается, что она была дана человечеству Христом, а не была придумана ни святыми, ни обычными людьми, и именно в этом состоит ее великая сила. Текст самой молитвы звучит так:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Эти слова отображают все человеческие нужды, чаяния и стремления к спасению души. Смысл и тайна этой молитвы состоит в том, что она является универсальным божьим словом, которое можно использовать как для благословения своего пути, так и для защиты от нечисти, от болезни и от любой беды.
Истории спасения
Многие христианские деятели говорят, что чтение «Отче наш» в самые страшные моменты жизни способно помочь избежать ужасной участи. Главная тайна этой молитвы состоит в ее силе. Бог спасал многих людей, находящихся в опасности, читающих «Отче наш». Безвыходные ситуации, которые ставят нас перед лицом смерти — это наилучший момент для произнесения могущественных строчек.
Один из ветеранов Великой Отечественной Войны, некий Александр, писал письмо своей жене, которое ей не дошло. Видимо, оно было потеряно, поскольку нашлось в одном из мест дислокации войск. В нем мужчина говорил, что был окружен в 1944 году немцами и ждал своей гибели от рук противника. «Я с раненой ногой лежал в доме, услышал стук шагов и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру. Наши были близко, но рассчитывать на них было просто смешно. Я не мог пошевелиться — не только потому что был ранен, но и потому что оказался в тупике. Ничего не оставалось, кроме как молиться. Я готовился к смерти от руки противника. Они увидели меня — я испугался, но не перестал читать молитву. У немца не оказалось патронов — он начал о чем-то быстро говорить со своими, но что-то пошло не так. Они резко кинулись бежать, бросив мне под ноги гранату — так, чтобы я не смог до нее дотянуться. Когда я прочитал последнюю строчку молитвы, то понял, что граната не разорвалась».
Таких историй мир знает немало. Молитва спасала людей, которые встречали в лесу волков — они разворачивались и уходили прочь. Молитва ставила на праведный путь воров и разбойников, которые возвращали украденные вещи, прилагая записки о раскаянии и о том, что их надоумил на это Бог. Этот священный текст спасет от холода, огня, ветра и от любой напасти, которая может угрожать жизни.
Но главная тайна этой молитвы познается не только в горе. Читайте «Отче наш» каждый день — и это наполнит вашу жизнь светом и добром. Благодарите Бога этой молитвой о том, что вы живы, и вы всегда будете здоровы и счастливы.
Мы желаем вам крепкой веры в Бога, здоровья и терпения. Познайте тайну Божественного замысла и нашей жизни в чтении молитвы «Отче наш». Читайте ее от самого сердца — тогда ваша жизнь будет ярче и спокойнее. Бог будет с вами во всем. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Смотрите также:
Журнал о звездах и астрологии
каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике
Отче наш: текст самой главной православной молитвы
Молитвы в христианстве подразделяются на благодарственные, молитвы прошения, праздничные и универсальные. Есть также такие молитвы, которые должен знать .
День защиты детей: детские обереги и материнские молитвы
Каждая мать мечтает, чтобы жизненный путь ее ребенка был наполнен только радостью и счастьем. Любые проблемы и беды .
Вечерние молитвы на сон грядущий
Каждый день мы сталкиваемся с трудностями и непростыми ситуациями, в которых проверяется наша вера. Именно поэтому нужно читать особые .
Молитвы в дорогу о путешествующих
Все мы время от времени путешествуем, планируем отпуска или ездим в командировки. Чтобы обезопасить себя во время поездки .
7 смертных грехов
Каждый верующий человек слышал о смертных грехах. Тем не менее, не всегда приходит осознание что скрывается за этими словами .
"Отче наш". Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должникам нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Молитва «Отче наш» является основной молитвой у всех верующих людей, всех религий и всех конфессий. Эта молитва является основным достоянием христианства. Она также является самой старой молитвой. Найти эту молитву можно в Евангелии от Матфея (6 глава), она приводится также и в Евангелии от Луки (11 глава). Самое большое распространение получила молитва, приведённая в 6 главе Евангелия от Матфея. Тот факт, что одни источники молитву Господню приводят на церковнославянском языке, в других же она приводится на современном русском языке, иногда порождает кривотолки. Из-за этого некоторые люди считают, что есть разные варианты молитвы «Отче наш». Но это не так. Вся разница лишь в том, что эта молитва при переводе древних письмен переводилась из двух Евангелий (от Луки и от Матфея) по-разному. От этой разницы переводов и возникают кривотолки в среде верующих людей. Но, молитва Господня и в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки одна и та же. По преданию этой молитве Иисус Христос научил апостолов в Иерусалиме на Елеонской горе в храме Pater Noster. На стенах этого храма молитва была написана более чем на 140 языках мира. В 1187 году после завоевания Иерусалима султаном Саладином храм был разрушен. В 1342 году был обнаружен фрагмент храма, на котором выгравирована молитва «Отче наш». Впоследствии на месте храма была построена церковь, которую передали женскому католическому монашескому ордену босоногих кармелиток.
Молитву «Отче наш» христиане традиционно читают 3 раза в день: утром, днём и вечером. Причём каждый раз молитва читается трижды. Вслед за молитвой Господней, обычно читается молитва «Богородице дево», далее молитва «Верую».
Молитва Господня в домашнем переплёте.
Господь Иисус Христос, как описано в Евангелии от Луки в 11 главе сказал «просите, и дано будет вам» и даровал нам молитву «Отче наш». С тех пор перед любой молитвой сначала нужно прочитать молитву «Отче наш», потом уже можно молиться и своими словами, но всегда вначале нужно прочитать «Отче наш», ибо эта молитва завещана нам Господом Иисусом Христом и является самой сильной молитвой. Завещая нам эту молитву Господь позволил нам называть его отцом. Потому мы имеем право Господа называть отцом.
Молитва Господня содержит вначале взывание к Господу, далее семь прошений и славословие. Все семь прошений тесно переплетаются между собой. Эта молитва является основной молитвой всех верующих людей, потому люди верующие, молятся не только в Церкви, на и дома. Как научил нас преподобный Серафим, эту молитву можно читать в любом положении: перед едой, лёжа в постели, в ходьбе, в работе. Взывая к богу, мы должны просить не только о себе, но и обо всех страждущих и обременённых.
Комментарии
Виктор 2 года назад
Здравствуйте! ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: ПОЧЕМУ ПОВСЕМЕСТНО НА БОГОСЛУЖЕНИЯХ В РФ НЕ ЧИТАЮТ МОЛИТВУ ОТЧЕ НАШ В ТОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОНА ПРЕДСТАВЛЕНА НА ВАШЕМ САЙТЕ , ОПУСКАЯ ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАПРЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЕЙСТВУЕТ ДО СИХ ПОР? ИЛИ ЗАПРЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧИТАТЬ СЛОВА: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
в каких случаях читается молитва отче наш?
Лучше, молясь, не повторять заученные молитвы, а говорить о том, что на сердце
Сказать спасибо, попросить, спросить совета, помощи
* Выразите Ему благодарность за все, за что вы благодарны (“Я благодарен Тебе за.. . ”).
* Попросите Его о том, в чем вы нуждаетесь (“Я прошу тебя.. . ”).
* Иисус — Ходатай (1-е Иоанна 2:1) о вас перед Небесным Отцом, поэтому завершите молитву словами “Во имя Иисуса Христа, аминь”.
Как читать молитву «Отче наш»
Многие из христиан думают, что большую доставляют пользу душе, когда читают псалмы Давидовы с тропарями и совершают другие положенные молитвословия, тем самым, что прочитывают их… Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует…
Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет царствие Твое, а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие? Какая потому польза, что говорит он в молитве:да приидет царствие Твое? Господь говорит в святом Евангелии: покайтеся, приближися бо царствие Божие. Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет царствие Твое, не придёт оно к тебе.
Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатью Пресвятого Духа.
Зачем мы говорим: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6:9 )? Затем, что после грехопадения прародителей Господь, так сказать, удалился с земли на небеса, потому что храм и местопребывание Бога на земле — сердце человеческое, сердце чистое, а его-то и не стало после грехопадения: наполнилась земля злодеяниями ( Быт. 6:11 ). Господь с небесе призре на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскали Бога. Вси уклонишася… непотребни быша… до единаго (Ср.: Пс. 13, 2-3 ).
Затем говорим: да святится имя Твое — чтобы оно святилось, а не бесчестилось людьми, их неправдами, беззакониями; да приидет Царствие Твое — чтобы удалившееся с земли ради неправд человеческих Царствие Божие опять пришло; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли ( Мф. 6:10 ) — чтобы Царство Божие открылось на земле исполнением на земле благой воли Божией (Ср.: Рим. 12, 2 ).
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ( Мф. 6:9-10 ). Желаешь ли ты, грешник, искренне святости, ревнуешь ли ты, обладаемый от врага, губителя-диавола, мирного Царствия Божия, во-первых, в тебе самом, а затем – и во всех людях; хочешь ли искренне исполнять волю Божию праведную, всеблагую и желаешь ли и молишь ли Бога, чтобы все люди познали и исполняли волю Отца нашего Небесного? Говорим мы всякий день эти слова молитвы Господней без глубокого понимания их смысла и бросаем их как бы на ветер, и потому нет в нас благой перемены…
Если воистину ты называешь Бога Отцем своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах.
Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем….
…Молиться же об этом должно:
Во-первых, с чистым намерением – да будет воля Твоя, ибо я, сердечно желая следовать ей бескорыстно, не ради награды или приобретения чего-либо, и не потому, что Ты, Господи, обогатил меня щедротами Своими и оградил меня от противников моих, как в этом упрекал сатана праведного Иова пред Богом ( Иов. 1:9-10 ), и не по страху вечных мук гееннских, но в простоте сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты желаешь, потому только, что Ты того хочешь, что такова Твоя воля, Боже мой!
Во-вторых, молиться должно с любовью: да будет воля Твоя! – одного я здесь ищу и одно мыслю, чтобы во всем совершалась воля Твоя, Господи! Да величество имени Твоего, Боже мой, распространится и прославится чрез меня непотребного раба Твоего. Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, Который даровал мне разум и свободную волю как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом и Спасителем.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).
Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.
1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.
2) Он должен быть сыном Православной Церкви.
3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.
4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.
5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.
Вторая часть — это прошения, которых семь:
1. Да святится имя Твое.
В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.
2. Да приидет царствие Твое.
Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.
3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.
4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.
5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.
6. И не введи нас во искушение.
Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.
7. Но избави нас от лукаваго.
Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.
Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.
Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.
Когда молимся, пусть Отец познает слова Своего Сына. Обитающий внутри нас, в сердце, да будет и в речи. Так как Он ходатай у Отца за грехи наши, то, молясь о грехах наших, будем мы, грешники, употреблять и слова нашего Ходатая. Он говорит, что о чем бы мы ни просили Отца во имя Его, даст нам ( Ин. 16:23 ); поэтому не тем ли вернее получим мы просимое во имя Христово, если будем просить Христовой молитвой?
Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле мы не говорим: Отче мой…
Человек новый, возрожденный и восстановленный своим Богом, по Его благодати, прежде всего говорит: Отче, потому, что соделался уже сыном Его… О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться. Называя же Бога Отцом, мы должны помнить и знать, возлюбленнейшие братья, что нам надлежит и поступать как сынам Божиим, чтобы как мы сами радуемся о Боге Отце, так и Он радовался о нас…
…После сего мы говорим: да святится имя Твое, – не в том смысле, будто мы желаем Богу, да святится Он нашими молитвами; но мы просим у Него, чтобы имя Его святилось в нас… Затем в молитве следует: да приидет Царствие Твое. Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя…
Далее мы присовокупляем следующие слова: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, – не с тем, чтобы Бог вследствие нашей молитвы делал что хочет, но чтобы мы могли делать угодное Ему… Имея тело из земли, а дух с неба, будучи сами землею и небом, мы молимся, да будет в том и другом, т. е. в теле и в духе, воля Божия…
Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой, по божественному дарованию, равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш…
Можно это понимать и так: отрекшись от века сего и по вере духовной благодати отказавшись от его богатств и почестей, памятуя наставление Господа, Который говорит: иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк. 14:33 ), мы просим одной только пищи и пропитания. Кто сделался учеником Христовым, тот, по слову Учителя, отказываясь от всего, и должен просить только дневного пропитания и в молитве не простирать далее своих желаний, имея в виду заповедь Господа, сказавшего: не пецытеся на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи попечение его ( Мф. 6:34 )…
После сего мы молимся и о грехах наших, говоря: и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. По испрошении пищи испрашивается отпущение грехов, чтобы человек, питаемый Богом, и жил в Боге, и заботился не только о временной, но и о вечной жизни, – а ее можно достигнуть, если прощены будут грехи, которые Господь в Своем Евангелии называет долгами… К этому Господь ясно присовокупил и прибавил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, как и мы оставляем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших…
Далее Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: и не введи нас во искушение. Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше…
В конце говорим: но избави нас от лукавого, разумея под тем всякие беды, которые в сем мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавит нас от них Бог… Получивши таковое покровительство, мы уже безопасны и защищены от всех козней диавола и мира. В самом деле, чего бояться со стороны мира тому, кому в этом мире защитник Бог?
Да святится имя Твое… Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начинает оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.
Да приидет Царствие Твое… Кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящие слово Его ( Пс. 102:20 ). Посему ты, моляся, говоришь сие в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать: на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афероном исходит ( Мф. 15:17 ), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души…
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения…
И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: муж не искушен, не искусен есть ( Сир. 34, 10 ; Рим. 1, 28 )? И в другом: всяку радость имейте братие моя егда во искушения впадаете различна ( Иак. 1:2 )? Но войти во искушение не значит ли быть поглощену искушением.
Но избави нас от лукаваго. Если бы оное: не введи нас во искушение, то же значило, что совсем не быть искушаему, то не придал бы: но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты: «аминь». Запечатлевая чрез «аминь», что значит «да будет все», что в Богоданной сей молитве содержится.
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386).
Сказать: Отче наш, – имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны. И сказать: да святится имя Твое, – те, которые не делают ничего, достойного осуждения. И это: да приидет царствие Твое, – те, которые избегают всего, что доставляет удовольствие мучителю. И это: да будет воля Твоя, – те, которые показывают это своими поступками. И это: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – те, которые отказываются от роскоши и от расточительности. И это: остави нам долги наша, – те, которые прощают прегрешившим пред ними. И это: не введи нас во искушение, – те, которые ни себя самих, ни других не ввергают в него. И это:избави нас от лукаваго, – те, которые ведут непримиримую брань с сатаной. И это: яко Твое есть царство, и сила, и слава, – те, которые трепещут словес Божиих и показывают их в самых делах. Ибо познание молитвы в такой же мере бывает успешно, в какой преуспевают нрав и жизнь молящегося.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.