В пост молитва исаака сирина

Чудотворные слова: в пост молитва исаака сирина в полном описании из всех найденных нами источников.

Православные молитвы ☦

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Слушать молитву:

Слушать песнопение:

Молитва Ефрема Сирина с ударениями

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.»

Когда читается молитва?

Читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Сохранить молитву в социальных сетях:

Уроки молитвы от преподобного Исаака Сирина. Уроки молитвы от преподобных Варсануфия и Иоанна. Лечиться не грех. Христианское правило на всю жизнь.

Уроки молитвы от преподобного Исаака Сирина

Нет часа, в который внутреннее движение сподобившихся дара молитвы было бы не в молитве. И не имеют они нужды в образе продолжительной молитвы, ни в стоянии и чине продолжительной службы. Для них достаточно вспомнить о Боге — и тотчас пленяются они любовью Его. Впрочем, не нерадят они совершенно и о стоянии на молитве, когда воздают честь молитве, и, кроме непрестанной молитвы, в назначенные часы стоят на ногах. Ибо видим святого Антония стоящим на молитве девятого часа, ощутившим возношение ума своего. Сподобляется же сей благодати человек, когда хранением заповедей Господних, противящихся греху, и внутренне и наружно совлечется греха. И Господь обетовал в Евангелии сохранившему заповеди сотворить у него обитель (см.: Ин. 14, 23).

Ни под каким видом (во время псалмопения) не предавайся небрежности (о нем), трезвись же от парения ума, ибо псалмопение (без парения ума) — корень жития. Впрочем, знай и то, что дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума. А печаль умная превосходит и телесный труд.

В то время как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Но не всякое писание полезно. Если можно, чтение предпосылай стоянию, ибо чтение — источник чистой молитвы.

С огорченным сердцем будь в общении, и с трудом молитвенным, и с привязанностью сердечной — и прошениям твоим отверзется источник милости.

Постоянно утруждай себя молитвами пред Богом в сердце, носящем чистый помысл, исполненный умиления,— и Бог сохранит ум твой от помыслов нечистых и скверных, да не укорится из-за тебя путь Божий.

Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Бо-жией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадает сперва от этого, нет иначе пути к душевному обольщению; когда же (за леность к молитве) лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих.

Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостью своего ведения. Будь мудр в своих молитвах. Чтобы сподобиться тебе славы, проси досточестного у Дающего без зависти, чтобы за мудрое свое хотение принять от Него и почесть. Премудрости просил Соломон, а поскольку у Великого Царя просил премудро, то с премудростью приял и царство земное. Елисей просил себе в сугубой мере той благодати Духа, какую имел учитель, и прошение не осталось неисполненным. Ибо кто у Царя домогается маловажного, тот унижает Его честь. Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славой, чтобы возвеличивалось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Вот Ангелы и Архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей устремляют на тебя внимание: с каким прошением обратишься ты к Владыке их — и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь Небесного.

Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению, и дает не только Своим возлюбленным, но и тем, которые чужды ведению о Нем. Сын у Отца своего не просит уже хлеба, но домогается наибольшего и наивысшего в доме Отца своего.

Уроки молитвы от преподобных Варсануфия и Иоанна

— Хотя ты и не ощущаешь (силы того, что произносишь), но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в молитве. И мало-помалу с помощью Божией нечувствие твое преложится в мягкость. Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние. Радость есть веселость по Богу которая благопристойно обнаруживается при встречах с другими и в лице, и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово — благоприличную веселость. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной, ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается, но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного».

— Помысл представляет мне недостаток моих потребных средств, внушая, что я не смогу пропитаться с домашними моими, и от этого нападает на меня печаль. Что это значит?

— Это печаль человеческая. Если бы мы имели надежду на Бога, го Он Сам управлял бы нами по воле Своей. Итак, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23), и Он силен подать тебе и домашним твоим (все необходимое) без печали и скорби. Скажи Ему: «Да будет воля Твоя» — и Он не оставит тебя в печали.

Молитвы творить в конце своего молитвенного правила — о мире церквей, о царе, правителях, о всех людях, нищих, вдовицах и о прочих — хорошо, ибо об этом есть апостольское завещание. Но, исполняя сие, надобно сознавать себя недостойным и не имеющим на то силы. Хорошо молиться и о всяком просящем молитвы, ибо апостольское есть слово: молитеся друг за друга, яко да изцелеете (Иак. 5, 16).

Если кто из нас не слышит голоса Божия, то зависит это от невнимания к себе, от нашей беспечности, от греховной привязанности без разбора к внешним благам. Порочные привычки притупляют духовный слух человека и делают его глухим к духовным потребностям.

Душа человеческая ничего более не желает, как видеть правду. Нет ничего на свете для человека дороже, чем носить в сердце истину. Мы вечно ищем истины. Наш глаз ищет ее в небе, ищет и на земле, ищет в людях, ищет и хочет водворять эту правду в себе самом. От этого желания истины не свободен ни один человек. Но ищут ее двумя путями. Одному человеку, чтобы найти истину, достаточно слов его доброй матери, которая ему скажет: «Молись, мое дитя, Богу; у Него источник истины. Он Дух Истины». Дитя послушалось и потом целый век помнит эту материнскую указку. И в молодости, и в старости такой человек ее вспоминает и стоя на молитве в храме, и читая книгу, и слушая проповедь, – словом, везде; и при матери и без матери с ним – благодать Божия.

Но другие люди ищут правды иным путем. Им невнятен язык такой простоты. Они сами, помимо отеческого дома, помимо Церкви стараются добыть эту правду и, разумеется, нигде ее не находят. В душе вместо истины накопляется ложь, которую, однако, мнящий о себе человек принимает за правду. Сердце загрубело от гордости и отреклось от всего. Такой человек в театре светского зрелища видит уже больше истины, нежели в картине Божьего величия, в простоте великого храма природы и благодати. Этому человеку тяжела и противна истина в простоте и святости; он гонится за модными учениями, идеями, громко бьющими ему в глаза и уши. И вот – он остается без истины: смеется, потешается над тем, над чем нужно плакать; выставляет напоказ то, что нужно прятать как можно дальше; гордится тем, от чего другой человек, познавший истину, стыдится и смущается.

Лечиться не грех

Из краткой жизни этого св. мученика вы видели, братия, что он, находясь долго в пустыне и узнав целебные средства многих растений, оказывал, при помощи Божией, врачебную помощь людям. Это учит нас той истине, что лечиться не грех, вопреки предрассудку некоторых, которые считают лечение от болезней грехом.

Сколь многих болезнь убеждает презирать славу, честь, богатство, сладость мира сего, — из тех, кто, будучи здоровыми, всем этим утешались, — и искать Царствия Божия и правды Его; а в здравии они не думали о том! Искушенный знает это. О, противоречие — горько на вкус лекарство, но спасительно! Оно — жезл отеческого Божия наказания, от сна греховного пробуждающий, искоренение плотского пристрастия, возбуждение к духовной жизни, низложение гордости, училище терпения, воспитание смирения, начало духовной мудрости, вожатый к молитве, приведение к Богу, ходатай упования, которое не посрамит! Скорбь бо терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит.

Христианское правило на всю жизнь

Еще: сия бо есть воля Божия —- святость ваша (1 Сол. 4, 3). Бог, создавши человека, ничего от него не требует, по слову свт. Димитрия Ростовского, как правого разума и чувства покаянного. Вот правило христианское на всю жизнь до смерти человека. Итак, озаботимся день и ночь поделывать по силе, с рассуждением все, что содействует, по воле Божией, просвещению ума, сокрушению сердца, умножению в нас любви к Богу и ближним. Каждую минуту будем упражняться в том, что тело очищает и душу освящает, да разгорячает в любви и надежды наши делает цветущими. Будем уважать совесть и полагать восхождение в сердце, да привлечет оно Бога.

И малое дело, да по Богу, со смирением,— за великое сочтется. Да неоспоримо: лучше краткою молитвою молиться, да со вниманием и умилением, чем многие чтения с рассеянностью. Лучше маленький хлебец, да беленький, чистенький в дар Царю принести, чем большой, да черный, недопеченный. Это правда: иногда бывает Иисусовою молитвою лучше и полезнее помолиться, чем читать многие молитвы из книг и разные акафисты. У батюшки, блаженной памяти отца Адриана [Югского], было во всю жизнь правилом до усталости молиться. Избирайте лучшее и полезнейшее. Чем только сможете, тем и карабкайтесь из плена греховного и из темницы здешнего жития во свет Христов.

Живите пред Богом в душевной простоте, будьте пред Ним лепечущий младенец, ходите пред лицем Его, как пред отцом, любите Его теплее, чем дитя мать, не спускайте с Него и с Креста Его глазок ваших. Всё Его, ничего Ему не надо, только вручите Ему сердце свое — Он того только ожидает и просит. Поделывайте все из любви к Нему и из послушания ближним — вот правило.

Преподобный Исаак Сирин. Новооткрытые тексты

Того же мар Исаака другие произведения, составленные им после “Глав о знании” 1 в качестве указаний и разъяснения относительно нашего досточестного служения в безмолвии

1. Ныне, по благодати Бога нашего Спасителя, мы закончили эти “Главы о знании”, в которых заключена великая сила, — ведь сама благодать явным образом упорядочила их. Ибо свидетельствует мне совесть моя, что заключающаяся в них энергия была не от нашей человеческой силы, поскольку мы по своему образу жизни ничего не стоим, да и знания нам не хватает, позволяющего подняться на такую высоту таинств, изложенных в этом сочинении. Когда же мы теперь достигли того, что следует за теми “Главами”, написанными с помощью Господа нашего, намерение наше заключается в том, чтобы упорядочить различные виды беседы о внутренней молитве 2 и последовательно изложить их в алфавитном порядке 3 .

2. Ты должен знать также о том, брат мой, что просветленный ум не нуждается в разнообразных словах молитв: одна единственная дверь молитвы достаточна для него, чтобы ему погрузиться в молитву и раствориться в Боге.

3. Ибо разнообразие молитв весьма помогает уму, изможденному рассеянностью: благодаря им и под действием их силы ум сокрушается и приобретает сладостную молитву с продолжительными коленопреклонениями, ходатайством за тварь и длительными молениями, приводимыми в движение изнутри. И так с каждым отдельным словом, которое он 4 встречает в этих молитвах, он бывает как бы человеком, пробудившимся от сна: случается ему все время встречать в них восхитительные прозрения 5 , потому что эти самые слова рождаются по дару благодати и обладают сокровенной силой. Так он постоянно получает помощь, размышляя о них, беседуя с ними и читая их.

4. В периоды благодати, когда ты наслаждаешься этой молитвой и этими продолжительными коленопреклонениями, нет для тебя необходимости выстаивать положенные правила или беспокоиться относительно числа молитв, которые должны быть прочитаны, ибо такая молитва заключила в себе молитвы определенного количества 6 , и она сделала правило подчиненным тебе. Если ты почти весь день лежишь на лице, распростершись перед Крестом 7 , — то, что заключает в себе всякую частичную молитву и службу, — не ясно ли, что тем самым ты исполнил правила, которые стали ниже тебя 8 ? “Когда можешь делать что-либо большее, не обращайся к меньшему” 9 .

5. Блаженным Марком таинственно сказано было сие слово. Ибо он знал, что не всякий достигает чистой молитвы; что же до тех, кто в самом деле достигает ее, то сама польза ее учит их, что нет более важного дела, чем она. Если ты в какое-то время лишен такой молитвы, не пренебрегай правилом. Если ты частично обладаешь ею, заботься о том, чтобы в остальное время соблюдать правила вплоть до того, что относится к дыханию; ибо благодаря заботе о правилах ты будешь вновь озарен и будешь восходить к непрерывности 10 .

6. Всякий сын 11 прежде всего трудится в услужении отцу своему и лишь потом получает власть над его сокровищами, как сказал блаженный Павел: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от рабов; он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного 12 . Пусть попечителями и домоправителями твоего детского возраста, руководствующими тобою, будут божественные законы и прекрасные правила твоего святого образа жизни: они помогут тебе прийти в меру полного возраста Христова 13 .

7. Ибо какая польза в законах и правилах, кроме того озарения, что рождается от них в душе? Но при их помощи исправляется человек всякий раз, когда он был помрачен и сбился с пути — то есть, при помощи молитвы часов и уставного богослужения. И как человек, который заблудился, снова возвращается к началу своей дороги и там уже находит путь и идет туда, куда хочет, точно так же правила и законы исправляют человека, который был помрачен: сбившись с пути, он возвращается к ним, и они снова направляют его на путь, с которого он сбился. Что же такое закон детей, который воспитывает человека в свободе и дает ему свет, и что такое закон слуг, который ведет человека, словно младенца, и не позволяет ему двигаться вперед — это мы намереваемся указать в соответствующем месте 14 .

8. Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня — некоторые для службы, некоторые для чтения 15 , некоторые для молитвы и некоторые для прочих трудов — когда подошло назначенное время, он должен выполнить должное в определенное время; невозможно для него пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в соответствующем месте и в соответствующее время необходимо ему исполнить должное.

9. Когда же человек прилепляется к Богу в непрестанном молитвенном излиянии, когда он постоянно простирается на земле в молении к Богу, и душа его бывает поглощена желанием, и падает он ниц перед Крестом — нет уже над ним ни закона, ни правил, а времена и установленные часы уже не властны над ним; ибо с этого момента он выше всех их, пребывая с Богом без какого-либо ограничения.

10. Теперь оставим эти темы и сделаем заключение; а лучше подойдем к тому, чтобы насладиться самой беседой с Богом в молитвенных размышлениях, которые мы собираемся составить, ибо через них мы получим дар освящения и небесную силу, открывающую таинства в душе.

Беседы мар Исаака о сокровенной молитве,

которые начертал он, сочинил и составил из слов, исполненных чувства и убедительности; и сделал он единое тело из членов, гармонично соединенных: нечто полезное для размышления о сокровенной молитве. Человек занимается ею стоя или сидя, работая или ходя по келье, готовясь ко сну,— до самого момента, когда сон похищает его,— сидя дома или находясь в разъездах; тайно занимается он этим внутри сердца, а также постоянно преклоняя колени к земле или стоя где угодно, не обязательно даже перед Крестом. Он смешивает смирение тела своего с движениями 16 молитвы своей: благодаря этому получает он пользу, так же как и благодаря тем молитвам, которые назначил он себе в качестве правила, и благодаря отведенному для молитвы месту, со всеми благотворными преимуществами, которые проистекают для него из этого перед лицом изменений, происходящих в его уме, а также сменяющихся у него периодов умиротворения и рассеянности. Он пользуется этими молитвами, ибо они составлены так, чтобы он обретал утешение: освящается благодаря им душа его и исполняется благодати Духа.

1. Всеми костями моими и всем сердцем моим 18 приношу я Тебе службу, достойную Тебя, склоняясь головой души моей к земле. О всеславный Бог, живущий в неизреченном молчании! Ради моего обновления Ты построил на земле скинию любви, место покоя для воли Твоей, храм из плоти, построенный с помощью святого елея, который превыше всякой святыни. Ты наполнил его Твоей святостью, чтобы в нем совершалось служение всех; и поклонение вечным Ипостасям Твоей Троицы Ты указал в нем; и открыл мирам, которые Ты сотворил по Твоей благодати, неизреченную тайну и силу, которую не может ощутить или осознать никакая часть Твоего творения, пришедшая в бытие. В восхищении ею 19 ангельские сущности погружены в молчание, изумляясь темному облаку 20 этой вечной тайны и потоку славы, проистекающему от изумления, ибо в области молчания поклоняются ей все разумные существа, которые освящаются и делаются достойными Тебя.

2. К подножию ног Твоих повергаюсь я, Господи 21 , и к святой деснице Твоей, которая сотворила меня и сделала меня человеком, познавшим Тебя. Но я согрешил и совершил зло пред собою и пред Тобою, ибо я оставил святую беседу с Тобою и отдал дни мои беседе с похотями. Умоляю Тебя, Господи, не вмени мне грехов юности моей 22 , неведение старости моей и слабость естества моего, которая одолела меня и потопила меня в размышлении о ненавистных вещах. Но от назойливого блуждания похотей обрати сердце мое к Тебе; оживотвори меня сокровенным Твоим светом. Твои благодеяния ко мне всегда предвосхищали всякое мое желание делать добро и готовность сердца моего к добродетели. Никогда не сдерживал Ты заботы Твоей обо мне, чтобы испытать мою свободную волю; напротив, как отец заботится о своем маленьком сыне, так и Твоя забота сопутствовала мне; Твоя отеческая благодать посетила немощь мою и не имела никакого намерения испытывать мою волю, ибо Ты всегда знал меня — знал, что еще менее, чем младенец, знаю я, куда иду.

3. Умоляю Тебя, Боже, пошли мне помощь с высочайших Твоих небес, и да удалится от сердца моего всякое злое действие и всякое плотское желание. Не лиши меня, Господи, Твоей защиты, чтобы не овладел мною враг мой и не попрал, как ему бы хотелось, и не сокрушил меня всецело. Ибо Ты — Тот, Кто дает покаяние и сердце плачущее 23 грешнику кающе­муся, так что благодаря утешению, происходящему от плача и от дара слез, Ты освобождаешь сердце его от лежащего на нем бремени греха.

4. В дверь Твоего сострадания стучусь я, Господи; пошли помощь моим разрозненным порывам, которые отравлены множеством страстей и силою тьмы. Возбуди во мне страдание от видения ран моих, хотя бы оно и не соответствовало бремени грехов моих, ибо если я получу полное сознание степени моих грехов, Господи, душа моя не вынесет горькой боли от них. Помоги моим слабым порывам к истинному покаянию, и да обрету я облегчение от тяжести грехов через это страдание, которое — от Твоего дара; ибо без силы благодати Твоей я совершенно не способен даже войти внутрь себя и познать свои грехи 24 , чтобы, видя их, я перестал рассеиваться и обрел тишину.

5. О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы я мог войти в сокровищницу Твою и хвалою от всего сердца восхвалить Тебя за Твои милости, которые испытал я в последние дни; ибо Ты пришел и обновил меня знанием нового века.

6. Восхваляю я, Господи, Твою святую Природу, ибо Ты сделал мою природу святилищем Твоей сокрытости и ковчегом таинств Твоих, местом обитания Твоего и святым храмом Божества Твоего — храмом Того, Кто держит скипетр Твоего Царствия, Кто управляет всем, что Ты привел в бытие, Кто есть Ковчег Твоей вечной славы, Обновление для служащих Тебе ангельских чинов, Путь к Твоему познанию, Дверь к Твоим видениям, совокупность Твоей силы и великой мудрости — Иисуса Христа, Единородного из Твоего чрева и “остаток” 25 , собранный из Твоего творения, как видимого, так и умопостигаемого 26 .

7. О Тайна, возвышенная за пределы всякого слова и молчания, Которая стала Человеком, чтобы обновить нас посредством добровольного соединения 27 с плотью, открой мне тропу, по которой я был бы возведен к Твоим таинствам, идя по ясному пути покоя от помышлений мира сего. Собери ум мой в молчание молитвы и да умолкнут во мне блуждающие помыслы благодаря этой просветленной беседе моления и изумления, исполненного тайн.

8. К Престолу величия Твоего повергаюсь я, Господи,— я, который есть прах и пепел 28 и отребье человечества. Тысячи тысяч ангелов и бесчисленные легионы серафимов приносят Тебе с огненными хвалами святые движения духовной службы в сокровенности своих природ — Тебе, святая Природа, сокрытая от чувств и знания всех тварных существ; ибо Ты близок, Господи, с Твоей помощью каждому во всякое время бедствий, и вовремя и не вовремя дверь Твоя открыта для прошений всех. Ты не гнушаешься грешниками, и Величие Твое не отвращается от душ, запятнанных всеми видами грехов; напротив, Ты вытаскиваешь всякого из бесконечных зол — в том числе и меня, Господи, совершенно оскверненного, которого удостоил Ты пасть на лицо перед Тобою, дабы я дерзал произносить имя Твоей святости устами моими, хотя я — сосуд всякой нечистоты, недостойный числиться среди потомков Адама. Даруй мне, Господи, освятиться через прославление Тебя и очиститься памятью о Тебе; обнови мою жизнь через изменение ума и благотворные помыслы, которые Ты, по благодати Твоей, возбуждаешь во мне. Будь путеводителем ума моего в моем размышлении о Тебе, и помоги мне забыть о делах, сбивающих с истинного пути 29 , через обновление ума, которое Ты возбуждаешь во мне. Возбуди во мне такие прошения, которые приносят пользу благодаря согласию моей воли с Твоей волей, ибо Ты — Тот, Кто дает молитву молящимся. Закрепи во мне единую волю — ту, что во всякое время обращена к Тебе, и помысл, который никогда бы не ослабевал в надежде на Тебя через постоянное умирание ради Тебя. Даруй, Господи, чтобы не просто бесчувственными словами уст я молился Тебе, но чтобы я распростерся, повергшись на землю, в сокровенном смирении сердца и покаянии ума.

9. О Боже, благодаря терпению Твоему к моим грехам Ты даешь мне жизнь в мире сем; не лиши меня жизни мира грядущего, которой с надеждой ожидают те, что среди испытаний ищут Тебя здесь.

10. О Христос, Чья любовь отделила святых от семьи, родственников и удобных человеческих жилищ, так что сила естественных страстей умолкла в них перед лицом сладости любви Твоей, — Ты, Господи, даруй мне возненавидеть жизнь мою из любви к Тебе, и да соделаюсь я при жизни мертвым по отношению ко всем наслаждениям мира сего; и силою Твоею, Господи, да утихнут бури, воспламеняющиеся в членах моих; и любовь Твоя да отделит меня от мира и собеседования с ним. Начертай в уме моем единый невидимый образ, чтобы побеждено было влечение ко всякой сладости воспоминаний о временном и видимом мире.

11. Я преклоняю колена пред величием Твоим и повергаюсь пред Тобою на землю, Боже, ибо Ты привел меня в бытие, хотя я не просил Тебя об этом, да и вообще не существовал. Прежде, чем Ты образовал меня в утробе 30 , Ты знал, что жизнь моя будет исполнена смятения и падений, однако это не возбранило Тебе сотворить меня и даровать мне все права, которыми Ты наделил человеческую природу, хотя Твое знание было прежде моих зол. Ты знаешь о моих просьбах даже прежде, чем они становятся известны мне самому, и о молитвах моих — прежде, чем они произнесены перед Тобою; даруй мне, о мой Боже, в этот час также и то, что Ты считаешь необходимым для моей жалкой природы, которая находится в опасности. Ты знаешь о скорби души моей, и в руках Твоих — ее исцеление.

12. О Сила, благодаря Которой древние отцы превзошли могущество и устрашающие нападения мятежника — люди, которые, находясь в человеческой природе с ее многими нуждами, были подобны не имеющим никаких нужд, являя на земле подобие будущих реальностей; и человеческие могилы, пещеры и расселины Ты сделал местом Шекины 31 Твоих откровений им; излей в мое сердце горячность их помыслов, чтобы через это я стал доблестным и попрал естественное желание и страх перед противниками; посей во мне знание смирения и неудержимое стремление прямо идти к Тебе. О Прибежище немощных, Прямой Путь для всех заблудившихся, Место убежища для охваченных бурями, Ты Сам низложи гордость противника моего передо мной, Ты разрушь силу его ухищрений против меня, Ты унизь его превознесенную гордыню, сделай гладкими Твои сокровенные пути перед моими помыслами, будь моим утешением во время бедствий моих и путеводителем на месте опасности.

13. О Солнце правды, благодаря Которому праведные увидели самих себя и сделались зеркалом для своих поколений, открой во мне дверь познания Тебя; даруй мне зоркий ум, не претыкающийся о подводные камни ошибок, пока я не достигну того тихого пристанища, которого достигли древние отцы, угодившие Тебе своими различными подвигами.

14. Освяти меня Твоими таинствами, просвети ум мой познанием Тебя, сделай, чтобы надежда Твоя воссияла в сердце моем, удостой меня внутренне молиться об этом. О Боже, Отец мой и Господь жизни моей, зажги светильник Твой внутри меня, помести во мне то, что Твое, дабы я забыл о своем. Пробуди во мне силу изумления Тобою, дабы оно пересилило принуждение естества. Возбуди во мне видение таинств Твоих, дабы я осознал то, что было вложено в меня в Святом Крещении. Ты дал мне Путеводителя: да покажет Он мне славу Твою во всякое время. Светом и солью мира предназначил Ты мне быть 32 : да не стану я камнем преткновения для друзей моих. Поскольку я оставил мир, да не обращу взор мой снова к нему и к вещам, которые я отверг, когда давал мой обет Тебе 33 . Возложи узды сладости на сердце мое, дабы чувства мои не взирали на то, что вне путей Твоих законов. Соедини мои порывы для корабля покаяния, дабы в нем возликовал я, плывя по житейскому морю, пока не достигну гавани Твоей надежды. Через память о Тебе да обретет ум мой мужество в искушениях. Через сияние знания о Тебе да осветится предо мною путь тьмы.

15. О Боже, удостой меня уразуметь тайну любви Твоей, отобразившейся в домостроительстве Твоем 34 по отношению к чувственному миру, в создании Тобою тварного бытия и в таинстве убиения Возлюбленного Твоего!

16. Создатель наш, знающий о болезненности моего естества, Ты Сам удали от меня насилие противника, Ты изгони из членов моих восстание греха, Ты угаси жар его в сердце моем; простри исцеляющую руку к поверженной душе моей; свяжи мои внутренние чувства узами Креста; умножь во мне полноту любви к Тебе, происходящей от познания Распятого на Кресте; сделай ум мой внутренне сосредоточенным благодаря сокровенным таинствам, которые содержатся в Кресте; укрепи во мне память об унижении Возлюбленного Твоего; умножь во мне изумление Твоим домостроительством по отношению ко мне.

17. О Боже, еще прежде, чем Ты примирился с миром, Ты дал ему Единородного Твоего, а после примирения Ты дал Ему наследовать престол Твоего Божества; не оставь меня сойти в могилу лишенным надежды, и да не окажусь я сидящим в узах тьмы грехов моих, как мертвый для вечности 35 .

18. Благодарим Тебя, Боже, за дар Твой миру, ибо тварные существа не в силах говорить о богатстве его 36 . Поскольку же я тоже — часть этого мира, да не пожалею своей части благодарения, которое я должен принести Тебе. По этой причине да восхвалю Тебя и возблагодарю имя Твое. Всецелое сокровище Твое отдал Ты миру: если Единородного от Твоего чрева и от престола Твоего Бытия отдал Ты для пользы всех, что большее Ты имеешь, чего Ты не отдал Твоему творению? Мир смешался с Богом, и творение с Творцом сделались едино! Хвала Тебе за Твой непостижимый Промысл! Поистине велика тайна сия. Слава Тебе за тайны Твои, что сокрыты от нас. Удостой меня, Господи, вкусить этой великой сокрытой и сокровенной тайны, которую мир еще недостоин познать. Может быть, святым Твоим показал Ты что-либо из нее — тем, которые живут превыше мира и которые превыше плотских движений во все времена.

19. Поток Христовых таин захлестывает ум мой, подобно волнам моря. Хотел бы я, Господи, умолкнуть перед ними и не говорить, но они оказались подобными горящему пламени в сердце моем, пожигающему кости мои. Ум мой обличает меня и показывает мне грехи мои. Тайна Твоя ошеломляет меня, но принуждает меня взирать на нее. В молчании она указывает мне: “Не медли приблизиться из-за страха своих грехов, о грешник, ибо именно через размышление о них скверна греха будет удалена из твоего ума”.

20. О Освободитель нашей природы, разреши меня от скрытых уз, которыми опутаны мои внутренние члены, и от явных препятствий перед лицом моих внешних чувств, чтобы я устремился войти в рай Твоих таин и вкусить от древа жизни 37 , от которого Адаму не было разрешено есть.

21. О Спаситель мой, сохрани меня от демонского прельщения; о Боже мой, удали от меня склонность к расслабленности; о Надежда моя, излей в сердце мое опьянение надежды на Тебя. О Воскресение и Свет всех миров, Иисусе Христе, возложи венец познания Тебя на голову души моей; открой внезапно передо мною врата милости; пусть сияют в моем сердце лучи благодати Твоей; будь путеводителем для ног моих помыслов, пока я не достигну Сиона, святой горы Твоей 38 . Удостой меня того святого града, в который вошли святые по окончании своего пути. Творец мой и Надежда моя, Якорь жизни моей среди бурь, Посох в немощи моей, Честь в бесчестии моем, вознеси голову мою, приклоненную к земле, не предай меня в волю противника моего; не дай удобного случая его бесстыдству. Поставь перед ним великую пропасть, дабы он не стоял на моем пути и не смущал меня. Даруй мне в служении Тебе окончить мою краткую и мимолетную жизнь; да буду я близок к Тебе в конце дней моих, да обретаюсь в винограднике Твоем на закате жизни моей. Удостой меня того динария, который Ты назначил трудившимся 39 , еще прежде времени моего исхода. По благодати, Господи, а не по делам моим удостой меня даже в одиннадцатый час моей жизни оказаться бодрствующим в служении Тебе. Да не пленит меня мир своими вредоносными делами и да не заключит он меня в клетку своих забот.

22. О Христос, одевающийся светом, как ризою 40 , Который ради меня стоял обнаженным перед Пилатом, облеки меня в силу Твою, которой Ты осенил святых и благодаря которой вышли они победителями из борений мира сего. О Господи, пусть Твое Божество найдет упокоение во мне, и ведет меня превыше мира для пребывания с Тобою.

23. О Христос, на Которого многоочитые херувимы не могут взирать по причине славы Твоего Лика, из любви Твоей Ты получал оплевания на Лицо Твое: удали стыд от лица моего и даруй мне молитву с открытым лицом пред Тобою.

24. О Христос, Который по причине долга нашей природы перед Богом ушел в пустыню и победил начальника тьмы 41 , отняв у него власть, которой он обладал на протяжении пяти тысяч лет 42 ; заставь его убежать от меня — того, кто во все времена принуждает род человеческий ко греху.

25. Позорный Крест, который Ты нес ради меня, да будет для меня мостом к этому мирному прибежищу. Терновый венец, которым голова Твоя была увенчана, да будет для меня шлемом спасения 43 в жаркий день битвы. Оплевание, принятое Лицом Твоим, да уготовит меня к тому, чтобы иметь открытое лицо перед судом Твоего пришествия. Тело Твое святое, которое было обнажено на Кресте, да распнет меня миру сему и похотям его через любовь к Тебе. Одежда Твоя, о которой был брошен жребий, да разорвет в клочья перед глазами моими одежду тьмы, в которую я внутренне облечен. Вода и кровь, истекшие из Тебя, да будут для меня книгой освобождения от прежнего рабства 44 . Тело Твое и Кровь Твоя, смешавшиеся с моим телом, да пребудут во мне как залог того, что я не лишусь постоянного созерцания Тебя в том царстве, которому нет конца. Таинства веры, которые Ты сохранил в душе моей неповрежденными, да сохранят для меня что-либо достославное в тот день, когда мир будет готовиться встретить Твое пришествие, и пусть они там восполнят недостаток моего образа жизни 45 .

26. Да будут помянуты, Господи, на Твоем святом алтаре в страшный момент, когда Тело Твое и Кровь Твоя приносятся в жертву о спасении мира, все отцы и братья, которые в горах, в пещерах, в ущельях, в скалах, в местах суровых и пустынных, которые скрыты от мира, и только Тебе известно, где они — те, что умерли и что еще живы и служат пред Тобою телом и душою, о Святой, живущий во святых, в которых Божество Твое покоится; те, которые оставили временный мир и уже стали мертвыми для жизни его, ибо они вышли на поиск Тебя и искали Тебя усердно среди своих бедствий и страданий. О Царь всех миров и всех православных отцов, которые ради истинной веры претерпели изгнание и бедствия от рук своих гонителей; которые в монастырях, обителях, пустынях и безлюдных местах всего мира, на всяком месте и повсюду заботятся об угождении Тебе трудами ради добродетели; помощь Твоя, Господи, да сопутствует им, и будь для них шлемом во все времена, пошли им постоянное сокровенное утешение и привяжи их к Тебе во всех подвигах их; пусть живет в них сила Троицы, и пусть они служат Тебе до конца своей жизни доброй совестью и добрым деланием. Удостой их гавани покоя, пока они еще в теле. А тем, которые претерпевают тяжкие борения с демонами, явно или тайно, пошли помощь, Господи, и осени их облаком благодати Твоей; возложи шлем спасения на голову ума их; низложи силу врага перед ними; мощь десницы Твоей да поддерживает их во всякое время, чтобы они не перестали в своих помыслах постоянно взирать на Тебя; облеки их в доспехи смирения, чтобы сладкое благоухание разносилось от них во все времена, услаждая волю Твою.

27. Да будут помянуты пред Тобою, Господи, также и те, кто страждет от сильных болей и горьких телесных болезней; пошли им ангела сострадания и умиротвори их души, измученные страшными страданиями тел. Пожалей, Господи, и тех, кто находится в руках жестоких, злых и безбожных людей; пошли им скоро ангела сострадания и спаси их от рук безбожников. Господи мой и Боже мой, пошли утешение всем, кто безвинно претерпевает какие бы то ни было бедствия.

28. Осени, Господи, святую Твою Церковь, искупленную Кровью Твоею; пусть живет в ней Твой истинный мир, который Ты дал святым Твоим апостолам; свяжи чад ее святыми узами нерушимой любви; противник да не имеет силы над ней, и удали от нее гонения, мятежи и войны, как от внутренних, так и от внешних; и пусть цари и священники будут связаны воедино великим миром и любовью, чтобы их умы были всегда наполнены созерцанием Тебя; и да будет святая вера стеной для паствы Твоей. А меня, грешника, по молитвам их, удостой сохраниться всегда под могущественной защитой руки Твоей, которая есть Промысл Твой, объемлющий всех. Аминь.

29. Умоляю и прошу Тебя, Господи, удостой всех заблуждающихся истинного познания Тебя, чтобы они познали славу Твою.

30. Для тех же, кто перешел из этого мира лишенным добродетельной жизни и не имевшим веры, будь для них защитником, ради тела, которое Ты взял у них, чтобы от единого соединенного тела мира мы вознесли хвалу Отцу, Сыну и Святому Духу в Царстве Небесном, непрестанном источнике вечного наслаждения. Аминь.

31. Эти размышления и это собеседование моления должны быть постоянными для тех, кто надеется в своем внутреннем человеке получить благодать Святого Духа; благодаря таким собеседованиям они освящаются, и с таким намерением они удостаиваются дара свыше.

32. Со страданием должны мы молиться и с болью приносить Богу моление обо всех этих вещах. И такое отношение мы должны иметь ко всем людям: со страданием молиться о них, как о самих себе, ибо таким образом придет и вселится в нас Божество, и сделает, что Его воля будет жить в нас как на небе, так и на земле 46 .

33. Эта цель в молитве и размышлении должна быть также и твоей, брат мой, во все дни твои — в то время, как ты стоишь на коленях на земле, и в прочие часы — сокровенно и внутри сердца твоего. Если даже чин и порядок слов не тот же самый, несомненно, цель молитвы должна быть той же самой во всякое время, чтобы мы благодаря такой устремленности и такому размышлению удостоились дара, полученного отцами нашими, чьи тела и души сделались храмами Духа Святого 47 .

Перевод с сирийского

иеромонаха Илариона (Алфеева)

1Имеется в виду глава 3-я из 2-го тома сочинений преподобного Исаака, которая, в свою очередь, состоит из 400 глав под общим названием “Главы о знании” (“Гностические главы”).

2Вар. ‘беседы внутренней молитвы’.

3Имеется в виду глава 5-я, содержащая молитву, в которой каждый абзац в оригинале обозначен буквой сирийского алфавита от alaph (1) до lamadh (30).

4То есть молящийся.

5Термин sukkale мы обычно переводим как ‘прозрения’ (вариант перевода — ‘мысли’, греч. њnnoiai ).

6То есть молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила).

7Выражение лежать на лице часто встречается в сирийской аскетической литературе: оно указывает на молитву распростершись на полу лицом вниз. Молитва перед Крестом была широко распространена в сирийской традиции.

8То есть вычитывание определенных молитвенных правил (утренних и вечерних молитв, часов и пр.) становится ненужным, если человек способен в течение целого дня молиться простершись перед Крестом.

9Преподобный Марк Подвижник. О духовном законе, 200.

10То есть к непрестанной молитве.

11Букв. ‘всякий сын, который существует’.

14Этой теме посвящена глава 14-я из 2-го тома.

15Термин qeryana означает, как правило, чтение Священного Писания, в частности, псалмов.

16Термин zaw‘e — один из наиболее характерных терминов в аскетическом языке преподобного Исаака. Мы переводим его, в зависимости от контекста, как ‘движения’, ‘порывы’ или ‘влечения’.

17Отсюда начинается текст, в котором абзацы пронумерованы самим автором: каждый абзац обозначен соотвестствующей буквой сирийского алфавита. То, что буквы сирийского алфавита имеют числовое значение (как и церковно-славянские), достаточно хорошо известно; можно вспомнить так наз. “алфавит­ные псалмы”, первый стих которых начинается с буквы алеф, а все остальные — каждый со следующей буквы алфавита (Пс 9; 24; 33; 36; 110; 111; 144; алфавитный принцип заложен и в Пс 118).

18Ср. подобные выражения в Пс 9:2; 34:10; 118:10 и др.

19То есть этой тайной.

23Термин abila (‘плачущее’), употребленный преподобным Исааком, имел в сирийском языке его времени вполне конкретный смысл: плачущими называли монахов.

25Ср. Ис 1:9; Рим 9:29.

26Этот абзац должен быть понят в свете восточно-сирийской христологии с ее акцентом на двух природах Христа — божественной и человеческой. Смысл сказанного преподобным Исааком следующий: Бог создал человеческую природу способной вместить в себя Божество, стать храмом Божества; в лице Иисуса Христа соединилась природа умопостигаемая с природой видимой, то есть божественная с человеческой.

27“Добровольное соединение” — характерное для восточно-сирийской христологии выражение, указывающее на соединение двух природ в Иисусе Христе. Выражение встречается в сирийском тексте “Книги Гераклида” Нестория, в “Книге о единстве” Бабаи Великого и других классических произведениях восточно-сирийской традиции.

29Вар. ‘делах преткновения’.

31Шекина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия.

33Речь идет об обетах, которые каждый христианин дает в таинстве Святого Крещения.

34Термин mdabbranuta соответствует греческому o„konom…a и переводится как ‘домостроительство’ или ‘снисхождение’: этот термин указывает на заботу Бога о тварном мире, наивысшим проявлением которой стало Боговоплощение и крестная смерть Христа ради спасения рода человеческого.

42Букв. ‘отняв у него победу после пяти тысяч лет’. Преподобный Исаак следует хронологии “от сотворения мира”, согласно которой Боговоплощение произошло в конце пятого тысячелетия. Ср. ту же хронологию у преподобного Ефрема Сирина (Гимны о вере 6, 17).

44То есть грамотой, свидетельствующей об освобождении от рабства.

45Термин dubbara соответствует греческому polite…a ; он может быть переведен как ‘образ жизни’, ‘поведение’.

47Ср. 1 Кор 3:16; 6:19.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 13, 1997

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Оценка 4.6 проголосовавших: 98
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here