Чудотворные слова: заочное отпевание молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Молебен. Панихиды. Отпевание.
Молебен заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастию, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела. Например, построили вы дом или получили квартиру – нужно освятить новое жилище церковным обрядом и поблагодарить за это Бога. Для этого необходимо обратиться лично к священнику и узнать о возможности совершить этот обряд дома и времени. Если нет такой возможности, то после свершения молебна в Храме сами окропите с молитвой свой дом. Кропя каждую стену крестообразно, надо произносить: «Во имя Отца, и Сына,и Святого Духа». Можно прочитать молитву «Да Воскреснет Бог». Отправляясь в дальнюю дорогу, также не забудьте испросить Божьего благословения в добрый путь – есть молебен и на этот случай.
От колыбели и до могилы Церковь ведет нас, освещая нам путь, наставляя нас, благословляя, направляя наши мысли, чувства, желания и дела к одной цели – к вечному благу.
Во время молебна можно освятить иконы, нательные крестики и др., но об этом надо сказать священнику до молебна. Иконы и кресты освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы, хотя и посвящены Богу и Божественному и, в некотором смысле, уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются изделиями рук человеческих. Чин освящения очищает эти изделия и сообщает им Церковное признание и благодатную силу Святого Духа.
Каждый с верой взирающий на Крест получает спасение и защиту. Дьявол не может явиться в образе Креста для прельщения. Поэтому крестное знамение – главное и верное орудие против дьявольских козней. И каждый христианин должен носить нательный крест, никогда его не снимать ни с себя, ни со своих детей. Крест одевается священником при крещении, его надо носить всю жизнь. Конечно, Крест может потеряться – в этом случае сразу же надо купить другой. Мы не знаем, что с нами может случиться в любой момент нашей жизни, и, если у нас нет Креста – защиты и спасения, мы можем погибнуть. Крест, приобретенный не в Храме, надо обязательно освятить. Некоторые родители снимают Крест со своего ребенка, боясь, что могут быть неприятности, но упускают из виду, что без Креста может случиться что-то еще хуже.
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу «на канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой) стороны. Канун – четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света вечной жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой «на канун», надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи,души(у) усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременко молиться об усопших.
Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. Иногда эти дни в народе называют: третины, девятины, четыредесятины или сорочины. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к Ангелам, сопровождавшим его по пустыне Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их».
В третий день, когда в Церкви” возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершенно и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить на земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день в подражание Воскресшему Спасителю душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая и его обители. Все это душа рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя своего – Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть своей жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он, по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов), простил грехи умершему и причислил его к лику святых.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковым день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем честном суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на честном суде Божием и чтобы Он, в сороковой день вознесшийся в небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего воскресенья, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства ,какое они получат после всеобщего суда, души нераскаявшихся грешников – в мучительном состоянии.
Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный(имя)», а после сорока дней и в дни памяти – «приснопамятный».
Можно заказать панихиду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах, но в дни памяти усопшего – только за него. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за «свечной ящик» или к священнику. Можно отслужить и литию по усопшим. Лития (греч.) – «усиленное моление». Эта служба короче панихиды. Ее также совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в судные дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия – это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того чтобы дать плод должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используют вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например, в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.
Православная Церковь совершает поминовение усопших православных (крещеных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, или Родительскими (суббота перед Масляницей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Дмитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст).
И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи – в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название «Радоница», когда православные христиане спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим вознести радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. И не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, хлеб – это не христианский обычай.
В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.
При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется «Канон молебный при разлучении души от тела», или «отходной». После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.
Потом покойника кладут в фоб, на лоб возлагают венчик, то есть бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал ему на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак Того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать псалтырь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтырь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения псалтыря есть в молитвослове.
Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже». При желании и возможности гроб можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть фоб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании – все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая, как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным – это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с фуди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.
Покойного закрывают полностью покрывалом, и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Живые цветы, украшающие фоб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвещения (соборование), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется «Вечная память». После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают – это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.
Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в патриархию или епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые, по учению Христову, не простятся ни в сей век, ни в будущий.
Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить царствия небесного. Над младенцами некрещеными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.
Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома,э того бояться не нужно.
Молебен, панихида – это не самое главное. Для христианина важнее подать записки о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно потом взять. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора – это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «ИС ХС НИ КА» (Иисус Христос побеждает. Просфора (греч.) – приношение – изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к другому. Двусоставноеть просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.
В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы.
Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или Чашей со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову. Перед причастием все делают земной поклон и встают, говоря про себя: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему». Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику, называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши – это как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода. После того принимается немножко теплоты: разбавленное водой вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения в тот день на колени больше не встают. А вообще во время литургии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем»), когда выносится Святая Чаша для приобщения и когда священник осеняет Святой Чашей народ со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Поклоны, то есть падение на землю – знак нашего глубокого смирения и выражение сознания того, что мы прах и земля перед Богом, что мы пред Ним виноваты.
Когда священник кадит в вашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», принято склонять голову.
Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить, христианин кладет руку правую на левую (ладони вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования.
В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его.
Перед выходом из Церкви в «свечном ящике» можно взять просфору, а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить,е сть ли дома иконы и какие. Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы во всех комнатах являются постоянными знаками полученного домом освящения (после обряда). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина.
Когда мы молимся в храме, мы видим вокруг себя народ божий, молящихся. Когда мы молимся дома, мы имеем наставлением слова Христа: «Когда молишься, войди в комнату твою». Но и когда мы не одни, икона в углу нашей комнаты (на восток) является окном в Царствие Божие и связующим звеном с его обитателями. В центре обычно помещается икона Спасителя, слева – икона Божией Матери, справа – икона святого Иоанна Предтечи или иконы святых, среди которых может быть икона святого, в память которого молящийся крещен.
Перед иконами ставят (вешают) лампаду или свечу, которую зажигают во время молитвы и воскресной и праздничной службы. Икона должна быть и в детской комнате. Даже грудного ребенка хорошо подносить к иконам, чтобы он смотрел на огонек теплящейся перед ним лампады, прикладывать к ним. Лампаду тоже можно приобрести за «свечным ящиком». Там же продается духовная литература: Новый Завет, Закон Божий и другая, а также православный молитвослов. Каждый член Церкви должен иметь эту книгу. Она содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали святые отцы во время своих молитв. Кроме молитв, содержащихся в молитвеннике, мы, конечно, можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы главу из Священного Писания.
Первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня – таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны приучать себя к молитве,поэтому молитва является подвигом до конца кашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв. Необходимо приучить себя и своих детей к молитве перед едой и после нее.
Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если вы замечаете, что мысли рассеиваются, необходимо вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. Если мысли снова рассеиваются, вновь вернуться – и так постоянно. При этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово.
Есть молитвы, которые каждому христианину нужно знать наизусть или очень близко к тексту. Это «Отче наш» – молитва Господня, данная нам непосредственно Самим Христом, «Символ веры», утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.
Иные популярные молитвы:
Все Иконы Божьей матери и Святых угодников
Праздники русского народа, отмечаемые и почитаемые в России
Избранные тропари. Общие тропари Святым Угодникам
Молитвы и каноны по усопшим
Акафисты, читаемые в болезни и скорби
Молитвы за воинов
Тропари Р-Я. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Молитвы о целомудрии и благополучном замужестве дочерей
Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского
Акафист, Молитвы составленные в заключении
Пяточисленные молитвы
Сильные молитвы от всяких бед, напастей, чар и от колдовства, а так же на удачу
Православный Молитвослов на всякую потребу и помощь
Молитвы иные
Православные информеры для сайтов и блогов
Все молитвы .