Чудотворные слова: что такое телесная молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Что такое телесная молитва
МОЛИТВА ВНУТРЕННЯЯ И НАРУЖНАЯ
Человек волею Творца создан существом духовно-телесным. В силу двухсоставности своей природы человек должен прославлять Бога и душой, и телом. “Прославите убо Бога в телесех ваших и в Душах ваших, яже суть Божия”, – говорит святой апостол Павел (1 Кор. 6, 20). В связи с этим и молитва может быть внутренней и наружной. В самом определении молитвы подчеркиваются именно эти две стороны: “Молитва есть возношение ума и сердца” – это внутреннее духовное состояние, “являемое благоговейным словом человека к Богу” – это внешнее ее выражение.
Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями [1].
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14, 15).
Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.
Умная молитва – это молитва мысленная [2], когда мы “умом устремляемся к Богу, или зрим Его” [3].
”Молитва умом есть такой образ молитвы, – говорит святитель Московский Филарет, – когда ум молящегося возвышается к Богу с благоговейными, с благочестивыми желаниями, со святыми чувствами умиления или радости, но не предается влечению духовного восторга неограниченно, а управляет своими мыслями, желаниями, чувствиями так, что в сем случае духовные силы действуют в обыкновенном, им свойственном, порядке” [4].
При умной молитве, по утверждению святителя Феофана, нужно особенно быть внимательным, гнать от себя суетные мечты и возгревать благоговейный страх пред Богом – Милостивейшим Отцом, но и грозным Судьей [5]. По мере нашего усердия в молитве Господь дает “первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве” [6]. Внимание при молитве уже не принужденное, а благодатное.
От такой умной молитвы совершается переход к молитве сердечной, когда христианин соединяется с Богом своими чувствами, когда любовь к Богу заполняет все его сердце [7]. Чувство сообщает молитве чистоту и невозмутимость, чего, по замечанию святителя Феофана, не бывает в молитве ума [8].
Молитва ума и сердца, или умносердечная, особенно приятна Богу. “Никто так не благоугоден Богу, – говорит святитель Феофан, – как тот, кто занимается правильно умносердечною молитвою” [9]. Дается она не всем одинаково. Святитель Феофан приводит четырех лиц, из которых одному пришла такая молитва сразу, другому – через шесть месяцев, третьему – через десять месяцев, и, наконец, четвертому – через два года. Почему это так совершается, известно только одному Богу [10].
Христианские подвижники выработали и особые правила для достижения умносердечной молитвы. В основание этих правил они кладут частое повторение молитвы Иисусовой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!”
Затем, главнейшим требованием считают “понудить ум свой сойти из головы в сердце и держать его в нем” [11], то есть погасить сознание низшего разума (мозговое) – отрешить его от всех мирских помышлений [12] и воспламенить другое – сознание всецелой сердечной устремленности к Богу.
Кроме того советуют вводить ум в сердце вместе с дыханием [13] и прочее.
Но все эти, и подобные им, приемы занятий для достижения умносердечной молитвы должны проходить под руководством наставника, “знающего то дело” [14]. Иначе, не имея при себе верного определителя, молящийся, достигнув “некоей степени сосредоточения внимания и теплоты” впадает в прелесть, то есть начинает мнить, “что его осенила благодать, тогда как ее тут еще нет” [15].
Наружною называется та молитва, которая “произносится словами и сопровождается другими знаками благоговения” [16].
Под словами нужно разуметь выражение молитвы голосом: чтение, произношение по памяти и пение.
Эта сторона наружной молитвы имеет особенное значение в церковном богослужении, поэтому вопрос в сущности сводится к рассмотрению того, каково должно быть церковное чтение и пение.
В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.
Чтение должно быть ровным, спокойным, внятным, неспешным, вразумительным. Каждое слово надо произносить совершенно отчетливо, не проглатывая и не комкая последних слогов, чтобы присутствующие могли не только свободно уловить смысл читаемого, но и прочувствовать его своим сердцем. В Церкви не должно быть места чтению механическому, бездушному, нерадивому, ремесленному. Подобное чтение не только не удовлетворяет религиозного чувства молящихся, но, наоборот, мешает их молитве и вызывает справедливое негодование, а у некоторых производит соблазн и колебание в истинах христианской веры. Святитель Тихон (Задонский) в свое время глубоко возмущался спешным чтением и в своих творениях неоднократно осуждал таковое [17]. Он советует “лучше пред Богом сказать от сердца и со смирением два или три слова, нежели много прочитать молитв и канонов без рассуждения и со скоростью” [18].
Если говорим, что чтение должно быть не спешным, благоговейным, то это не значит еще, что здесь требуется слишком большая медлительность. Чрезвычайная тягучесть также производит неприятное, удручающее впечатление. Самое главное условие для правильного церковного чтения – религиозность псаломщиков и священнослужителей. “Ленивые и неисправные попы и клирики, – говорит святитель Тихон, – сами идут во ад и порученных себе за собою туда же влекут” [19]. Наоборот, клирики, настроенные молитвенно, своим духом будут располагать к благоговейности и присутствующих в храме.
Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.
А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.
Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.
Что сказано было о церковном чтении, то же нужно сказать и о церковном пении, имеющем весьма важное значение в богослужении. Правильное и благоговейное пение может тронуть молящегося до глубины души и оказать на него самое благотворное влияние. Правда, большая часть молящихся в Церкви не является знатоками пения. “Но спросите у этого большинства, – наставляет Святейший Патриарх Алексий I, – чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? И большинство вам ответит: дайте нам такое пение, которое бы трогало сердце, которое вызвало бы у нас слезы умиления, которое бы поднимало наш дух и помогало бы молиться. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему в лучшем случае “наслаждение”, притом мирское, “душевное”, когда он ищет “умиления” духовного?” [2]
В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I [21] .
Мирской дух театральных излияний недопустим в церковном пении: он более отталкивает человека от Церкви, чем привлекает к ней: “Зачем же нам, – говорит Патриарх Алексий I, – гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием свет-скому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными?” [22]
Некоторые песнопения богослужений хорошо исполнять всенародно, например “Воскресение Христово видевше. “, Символ веры, молитву Господню, молитву Святому Духу, величание и др. При общем пении все присутствующие являются самыми активными участниками, уподобляются небожителям, славящим Господа у Его Престола. Общее пение всегда производило и сейчас оказывает свое действие даже на людей маловерующих и вообще неверующих, зашедших в храм ради интереса.
В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.
К наружной молитве, кроме чтения и пения, относятся еще, как было отмечено в самом ее определении, и “благоговейные знаки”, то есть внешние движения.
Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу [23] , преклонял колена [24] , падал ниц [25] , вздыхал [26] , проливал слезы [27] .
Пользовались внешними движениями и святые апостолы [28] . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские [29] , и христианские апологеты [30] , и святые отцы [31].
Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.
Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости [32]; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу [33], наклонение головы, преклонение колен [34], плач [35] и прочее.
Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной [36], и при общественной [37] молитве.
Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение [38]. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).
Внешняя сторона молитвы необходима. Но она не должна поглощать внутренней: обе они должны так органически тесно соединяться между собою, как душа человеческая с телом. Одна телесная молитва без внутренней – это тело без души. “Кто молится телесно и не имеет еще духовного разума, – говорит преподобный Марк Подвижник, – тот подобен слепому” [39]. Одна наружная молитва прогневляет Бога [40], как молитва фарисейская – лицемерная.
Но и одной внутренней молитвы без наружной недостаточно, подобно тому, как для земного существования человека необходима не только душа, но и тело. Слова и действия всегда служили и служат выражением наших духовных переживаний. Бывают моменты, когда человек не может удержаться даже при всем своем желании от внешнего выражения своих духовных переживаний в словах или действиях. Глубокий психологический смысл заключается в словах Священного Писания, что “от избытка сердца глаголют уста” (Лк. 6, 45). Когда душа полна бывает благоговейных чувств к Богу, она невольно изливает их в торжественных гимнах, воздеяниях рук, преклонении колен и т. п. Таков закон душевной жизни человека.
Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.
Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной [41].
Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.
Что такое телесная молитва
Что такое молитва?
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть!
Слово обладает силой, так как в нём, как в тонкой оболочке, бьётся живая мысль. Фантом – это невидимый образ, энергетическая субстанция, которую рождает произнесённое слово. Слово кануло в тишину, но фантом остался и продолжает жить. Над головой каждого из нас витает множество фантомов – энергетические отражения слов, которые мы произнесли или услышали. Среди наших фантомов есть те, которые помогают нам, и те, которые губят нас. Общая сумма этих фантомов дополняет или искажает «программу» нашей жизни. Как правило, все фантомы умирают сами собой через некоторый промежуток времени. Исключения представляют лишь проклятья и те фантомы, рождённые словами, которые мы слышим снова и снова.
В слове таится колоссальная сила. Она может созидать, а может и разрушать. Используйте её во благо себе и другим. И помните, что у вас есть уникальный способ воздействия на человеческую природу. Этот способ – молитва.
Как следует молиться
«Молиться надо от чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим 2:8) и во всякое время (Еф 6:18)
“За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве”. Преподобный Ефрем Сирин
«Когда при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самих словах молитвы. Только внимай им смиренным сердцем, и Господь перейдет из них и в твое сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий». Святой Иоанн Кронштадтский
«Молитва многообразна и у каждого человека исходит из сердца (души) по-своему, в зависимости от внутреннего устроения, духовного опыта, умения настроить себя на молитву, от созерцательности молящегося… Все учителя Церкви писали о значении молитвы для верующего… Мне представляется самым главным при совершении молитвы духовная собранность, душевная искренность, отрешение от житейской суеты, соблазнов и погружение в молитвенное состояние. Только тогда душа в своем молении может устремиться к Богу, но не каждому человеку это доступно в одинаковой степени». Старец Арсений (Слепцов)
Молитва для Души тоже, что пища для Тела
«Молитва » – это и уединенная беседа души с Богом или с сотворящими Ему силами Света; это и состояние умиления, благоговения и духовного восторга, охватывающее сердце при созерцании Прекрасного, Высокого или Великого; это и тот катарсис, через который поднимают душу человека окрыляющие произведения искусства; это и участие ее в очищающих и возвышающих действиях храма.
«Войдя в комнату твою и затворив дверь ивою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… (Мф 6:6)
Иисус, заповедавший уединенную молитву, очень часто сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Тогда не было христианских храмов и монастырей: и потому часто заменяли для него безмолвную, спокойную келию безмолвные вершины гор и тенистые виноградники. Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не тревожит слух. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее. Пусть о молитве вашей не знает никто: ни друг, ни родственник…
«Молитва – свет для души». Авва Исаия (Отшельник)
молитва каноническая (с использованием молитвенных текстов, введённых Церковью в канон – правило),
молитва “творческая”, когда христианин своими словами “беседует” с Богом,
“непрестанная” или “умная” молитва.
Канонические молитвы бывают трёх видов: славословие, благодарение и прошение.
«Прошение в молитве неизбежно ввиду слабости человеческой и тоже угодно Богу»,- говорил Феофан Затворник.
Молитвы об исцелении в целом относятся к прошению. Мы осознаём свои ошибки. Мы принимаем то, что посылает нам судьба. И мы просим. Просим того, от чего зависит всё в нашей жизни. Просим исцелить нас, чтобы мы могли продолжать жить и совершенствоваться. Мы просим за своих родных и близких. Мы просим за всех людей.
В молитвах-прошениях обязательно присутствует славословие. «Славословие не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением. Это самый совершенный и бескорыстный вид молитвы»,- учил Феофан Затворник. Славословием должна начинаться каждая молитва об исцелении, даже неканоническая. Мы славим Бога словами. Этим мы показываем, что наше сердце свободно от возмущения. Если мы будем возмущаться, сетовать и роптать – нам никогда не поправиться. Ведь это значит, что мы не поняли этот урок. И нас ждут другие уроки, пока мы не научимся терпению и всепрощению.
Бог – это бесконечный, неиссякаемый Источник прощения
«Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя нашего Господа Иисуса Христа». Письмо Ефесянам 5.
Молитва по соглашению – прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная в XVI веке, но никогда не включавшаяся ни в один молитвослов. Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать её одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о мире, о спасении. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время суток, днём или вечером.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них.
Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы согласно молимся о (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как нужно нам и Тебе. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Молитва-благодарение – это отдельная молитва, которую мы произносим после того, как получаем просимое. «Благодарение воссылается человеком за получение благодеяния, оно рождается в признательной и чуткой душе»,- говорил Феофан Затворник. Эта молитва – не только свидетельство нашей искренней веры, она закрепляет нашу связь с Высшими Силами. Благодарение – это молитва, которая учит человека видеть прекрасное, она возвращает нам радость жизни. «Благодарственная молитва – самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а – преисполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За всё: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить,- за всё это благодарит человек. Мы слишком часто сосредоточены на тёмных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в мире…» Александр Мень.
Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научится желать зрения высшего, духовного Света и Дня бесконечного, производимых Солнцем Правды – Христом.
Буддийские молитвы не нацелены на свою персону: “Да будут счастливы все существа, да живут они в радости и довольстве”, “Да будут счастливы все видимые и невидимые, живущие близко и живущие далеко, рождённые и ещё только собирающиеся родиться. Пусть все они будут счастливы”, “Пусть никто не обманывает других. Пусть никто и нигде не обижает других, пусть никто не будет гневен, злобен, не вредит другим”.
В христианских монастырях, там, где жили высокого уровня развития старцы, духовные наставники, их молитвы оказывали положительное влияние на других людей и на окружающую среду. Они никогда не молились о решении своих бытовых проблем. Они молились об укреплении их веры, стойкости, молились за других.
«Когда молишься, старайся молиться больше за всех, чем за себя одного, и во время молитвы живо представляй всех людей вместе с собою единым телом…» Святой праведный Иоанн Кронштадский
Ты не забыл своё творенье!
Ты видишь глубину сердец,
Ты слышишь тайное моленье.
Хвала Тебе, мой страх исчез!
Как Ангел мирный, благодатный,
Как Вестник милости небес,
Незримый, тайный, но понятный,
Носилось что-то надо мной,
Душа отрадный глас ловила-
И вера, огненной струей,
Страдальцу сердце оживила.
Мне мниться стало, что и я
Ещё дышать любовью смею,
Что тяжкой участью моею
Он – мой Отец, не судия-
Даёт мне способ с умиленьем
Его о детях умолять,
И им купить моим терпеньем
Его святую благодать.
«Как телесная пища оказывается почти безвкусной, когда мы употребляем ее очень спешно, так и духовная пища теряет свой вкус для нашей души, когда мы произносим слова молитвы очень спешно, с намерением скорее закончить, даже отзывает горечью в нашем сердце. Без усвоения ее в себе сердцем, нельзя находить сладости в молитве, так что самая трогательная молитва, не прочувствованная сердцем, не имеет для нас почти никакой цены». Святой Иоанн Кронштадский
После каждого посещения церкви мы уносим с собой целый рой светлых образов и позитивных фантомов. Мы чувствуем себя хорошо, мы исполнены сил и надежд. Добрая половина нечистых фантомов покинет вас после первого же посещения церкви. Если же вы будете регулярно молиться, ходить на исповедь и причастие, остальные чёрные фантомы тоже долго не протянут. Усиление своего духовного потенциала, тренировка своего внутреннего существа – главное лекарство от болезней и прочих напастей.
Благодаря молитвам мы учимся правильно мыслить и правильно чувствовать. Мы меняем мысли и пагубные установки, которые привели нас к плачевному состоянию. Мы отказываемся от старых убеждений и приобретаем новые. Мы принимаем жизнь такой, какая она есть. Молитва возвращает нас в состояние гармонии и покоя, которое утратил современный человек.
– Слова молитвы напрямую воздействуют на поражённый болезнью участок тела.
– Слова молитвы проникают в наше подсознание и перестраивают его. Они меняют пагубные установки, которые привели вас к болезни.
– Слова молитвы укрощают и воспитывают наше сердце, наш ум, укрепляют волю делать добро, утешают и спасают от сомнений.
– Слова молитвы перестраивают наше духовное существо. В теле начинает производиться тонкая, животворная энергия, которая на корню останавливает любое заболевание. Повторяя молитвы много раз, акцентируясь на идеалах веры, надежды и любви, и мы отказываемся от своих ложных убеждений. Энергия молитв становятся нашим внутренним содержанием. Тогда изменяются и наши эмоции, и внутренняя энергетика.
– Слова молитвы, соединённые с силой нашего желания, уходят в Божественный Мир. И мы получаем помощь из этого мира. Безнадёжно больные неожиданно выздоравливают.
– Слова молитвы призывают в наши сердца благодать. Благодать – это сила, которую нельзя почерпнуть в себе самом или получить от кого-либо из людей. Она исходит от Бога. Мы можем только подготовить себя к тому, чтобы она могла снизойти и на нас. Благодать укрепляет нашу веру, надежду и любовь. Благодать совершенно перерождает человека, и он становится нежным, мягким, чутким, любящим, источающим свет.
Твои проблемы надуманные, они рассеются как дым, как только ты начнёшь молиться.
Молитва – это великий Дар Создателя человеку. Молитва – это Дыхание Души. Молитва – это самая сильная форма Энергии, излучаемая человеком. Молитва является источником Света и Энергии. Когда мы молимся, то связываем себя с неисчерпаемой движущей Силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Обращаясь к Богу в страстной молитве, мы совершенствуем свою Душу, Разум и Тело.
“Молитвенное бодрствование” (2 – 3 Гц) – кора головного мозга отключена, а восприятие информации идёт, минуя анализ Сознанием. Во время глубокой молитвы человек уходит от реальности, входит в состояние, приводящее к разрушению патологических связей в мозгу и в организме. Уходя от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению.
Молитвенный дар – это способность молиться сосредоточенно и всем сердцем.
Каждый из нас может прочитать молитву. Но мало кто может прочитать её правильно, мало кто может сделать её единым движением, единым порывом души. Молитвенный дар появляется только у тех, кто упорно добивается его. Этим даром когда-то обладали не только великие подвижники, но и многие простые люди. Молитвенный дар может приобрести каждый из нас.
В своих личных молитвах просите Бога, чтобы он послал вам молитвенный дар.
«Бог не ждет от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия». Святитель Тихон Задонский
МОЛИТВА СВОИМИ СЛОВАМИ
Молитесь своими словами! Слова, которые рождаются в нашем сердце и которые мы обращаем к Создателю, также имеют силу. Но помните: ваша молитва должна быть искренна и серьёзна. Молитесь до тех пор, пока вы чувствуете, что вам ещё есть что сказать. Выговорите словами молитвы всё, что скопилось у вас на душе, и вскоре вы почувствуете себя гораздо лучше.
Молитва своими словами позволит вам выразить в словах то, что беспокоит и грызёт ваше сердце. Во время молитвы вы можете по-новому увидеть свою проблему немного другими глазами. Иной раз этого оказывается достаточно, чтобы осознать возможность выхода и найти его.
Молитва ведёт к углублению и расширению знаний о себе: человек может заглянуть в себя, осознать свои глубоко запрятанные чувства, потребности, страхи, мечты, позитивные и негативные установки.
Благодаря молитве вы почувствуете, что вы не одиноки.
Молитва успокаивающе воздействует на нервную систему.
Молитва стимулирует активный процесс созидания, свойственный человеку. “Я сомневаюсь, что человек, который ежедневно молится об исполнении своего желания, не будет вознаграждён; другими словами, он начнёт действовать, чтобы оно осуществилось”. Карнеги.
Самвел Гарибян, человек, развивший в себе феноменальную память, рекомендует в работе над пробуждением внутреннего потенциала такую молитву:
Всё, что мысль внушает мне, я могу совершить.
Всё, что мысль проявляет во мне, я могу получить.
Ибо великий Бог живёт во мне.
Молитва непрестанная или “умная” есть постоянное неразрывное общение души с Богом, совершаемое посредством непрестанного обращения ума и сердца к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых наиболее действенным является “Иисусова молитва”, названная так, потому что призываемое в ней имя Господа Иисуса Христа уже само имеет огромную Благодатную Силу, которая и подаётся усердно творящим эту молитву.
Святой Иоанн Кассиан сравнивал ум человека с лёгким перышком. Если на него попала вода, пёрышко лежит мёртвым камнем. Если же оно очистится от влаги, то малейший ветерок поднимет его ввысь. Ум, подверженный страстям, подобен пёрышку, напитанному влагой. Избавившись от страстей, он устремляется к Богу…
Григорий Палама писал, что ум и сердце должны иметь навык всегда изрекать священные слова: «Когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьём, всегда умом можем молиться и творить умную молитву».
«Умная молитва есть истинная и совершенная молитва, которая наполняет душу божественною благодатью и духовными дарами… Сия умная молитва восходит до самого престола Божия… Сия умная молитва есть свет, просвещающий душу человека и сердце его воспламеняющий огнём любви к Богу. Она есть цепь, держащая человека в единении Бога с человеком и человека с Богом. О, ни с чем несравнимая благодать умной молитвы! Она поставляет человека во всегдашнего собеседователя с Богом. О, дело воистину дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом».
«От юности моей имел я великую веру к Госпоже моей Богородице и умолял Её со слезами, да подаст мне сию благодать умной молитвы. В один день, пришедши в храм, как имел обычай, просил я о сем с безмерною теплотою сердца, и когда потом с любовию целовал святую икону Ея, вдруг ощутил в груди моей и в сердце моём некую особенную теплоту и пламя, изшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а орошало и услаждало, и вносило в мою душу великое умиление. С этого момента, отче мой, сердце моё начало из-внутрь себя творить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа моего Иисуса Христа и Пресвятыя Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в сем памятовании о сих; и с того времени молитва не пресекалась в сердце моём».
«Отче Наш» на арамейском языке
«Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий невежественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу, словами же: помилуй мя опять возвращает его и движет к себе самому»,- пишут афонские иноки Каллист и Игнатий.
Всегда, перед тем как молиться об исцелении, произнесите несколько раз в своём сердце эти семь слов.
Христос – Слово Бога, Отец – созидательная тишина.
“Бог произносит Своё Слово в молчании“.
Для начинающих свою молитвенную жизнь, можно порекомендовать совершение непрестанной молитвы следующим образом: везде, где бы вы не находились: в дороге, на работе, дома, если ваш ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельностью, произносите “про себя” слова “Иисусовой” молитвы: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного (или грешную)”.
Причём произносить эту молитву нужно не механически, а внимательно и неторопливо, делая акцент на слове “помилуй”, ибо в это ёмкое слово вмещается и “прости мои грехи”, и “укрепи в добродетели”, и “защити от всякого зла”, и “даруй мне Твою Милость”.
Если вы приучите себя к постоянному совершению “Иисусовой” молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых помыслов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа.
“Употребляй слёзы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами”,- учил преподобный Нил Синайский.
В нас душа заглушена
И навек очарования
Слёз отрадных лишена.
Сладко, сладко появление
Ручейка в пустой глуши;
Так и слёзы – освежение
По учению афонских монахов, слёзы – дар Бога человеку, слёзы появляются от «Божественного расположения».
Слёзы – это знак того, что душе даруется исцеление.
Психотерапевтам известен метод лечения, когда у человека вызываются глубокие переживания. За ними следует глубокое осмысление прошлого. Когда человек начинает плакать, вместе со слезами раскаяния его покидают все чёрные демоны, которые терзали его душу. Слёзы – это катарсис, очищение.
Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слёз, отнюдь не возносись тем, как будто ты выше многих. Это помощь Свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку.
Удалились Отцы в пустыни, чтоб удалить себя от заразительных впечатлений мира. Удалились Отцы в пустыни: оттуда яснее увидели самообольщение и ослепление мира, которых не видят сыны мира, вращающиеся среди его и обманываемые им. Надо стать на вершине горы, чтоб обозревать равнины, разостланные у подошвы ее. Удалились Отцы в пустыни: там всецело погрузились в покаяние. Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно – только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по Евангельским заповедям – покаяние. Когда покаяние вселится в глубину сердца: тогда оно преобразуется в плач. Плач этот – плач духа. Плач этот вместе и молитва. Ум молится словами: сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы: не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем. Такой плач слышится в изречениях пустынных Отцов, возбуждает в внимательном читателе сочувствие, возбуждает и молитву и плач.
Оставим все суетное, чтоб наследовать плач и молитву ума, спутницу плача, – чтоб посредством плача и молитвы обрести утешение, обетованное Спасителем. Путь к плачу – Евангельские заповеди. Плод заповедей – молитвенный плач. Обымет он всю жизнь инока, тщательного делателя Евангельских заповедей, – введет его, еще во время земного странствования, в Царство Небесное, сокровенное внутри нас, а по окончании земного странствования, в горнюю страну вечного блаженства. Эта страна по преимуществу называется небесным царством: в ней блаженствуют всецело блаженством неземным, – блаженствуют и сокровенным, блаженством внутренним, которое у каждого свое, и блаженством общим, наружным, по влиянию обстановки, всецело святой, возбуждающей постоянно и питающей постоянно совершенное блаженство, никогда и ничем не нарушаемое. Эта страна – наследство тех, которые раскроют в себе, во время земной жизни, духовное небесное царство.
Святой Исаак Сирский.
ГДЕ МОЖНО МОЛИТЬСЯ?
Молиться об исцелении можно и нужно дома, возле больного. Горящие перед домашней иконой свечи и лампады помогут вам вызвать молитвенный настрой.
Вы можете также сходить в храм и там помолиться, поставить свечку перед исцеляющей чудотворной иконой.
Без нее дверей не отворяй,
Аще не видишь в дверях ключа,
Воротись, мой друг, скорей, не стуча.
ЕСЛИ МОЛИТВА “НЕ ДЕЙСТВУЕТ”?
Молитва должна наполнить всё ваше существо, без остатка.
Мы думаем, что если наша просьба не была выполнена в ближайшие дни, то значит, Творец нас не услышал. Подумайте, насколько искренни ваши молитвы. Мы можем произносить слова, а сердце при этом чувствует совершенно другое. Над желанием в глубине сердца наш разум не властен. Мы не всегда имеем на уме то же, что и на языке. “Молитва – это работа сердца, когда сердце полностью согласно с устами, то молитва доходит до Творца”. Стало ли желание исцелиться вашей “плотью и кровью”? Овладела ли эта мысль всем вашим существом? Может быть, ваша болезнь позволяет вам реализовать потребность в любви и в сочувствии к себе? Может быть, вам нравится, что можно лишний час отдохнуть, побаловать себя чем-то вкусным, пожаловаться кому-нибудь? Если да, то ваша молитва лишена смысла. Вряд ли она будет услышана.
«Когда вы молитесь, то не поступайте как лицемеры. Только лицемеры любят молиться стоя в синагогах и на углах улиц, так чтобы их все видели. Говорю вам: они уже получили свою награду сполна. Вы же, когда молитесь, войдите в комнату, закройте дверь и молитесь вашему невидимому Отцу. Тогда ваш Отец, который видит всё, вознаградит вас. Когда вы молитесь, то не говорите лишнего, как это делают язычники. Они думают, что будут услышаны благодаря своему многословию. Не будьте как они, ведь ваш Небесный Отец знает о ваших нуждах уже до того, как вы к Нему обращаетесь». Евангелие Матфея.
«Если молишься Богу о чем-либо и он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога». Преподобный Исаак Сирин
Готовы ли вы были со смирением принять, всё, что выпало на вашу долю? Может в глубине Души вы возмущаетесь: “За что? Почему именно я заболел?”
У больного должно быть твёрдое намерение употребить возвращённое здоровье и силы на служение Богу. Если же после выздоровления человек не изменится, и будет продолжать служить греху, тогда его ожидают ещё большие проблемы.
«Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы». Святитель Феофан Затворник
“Здоровье есть дар Божий!”,- говорил Серафим Саровский. Но этот дар не всегда бывает полезен. Очень здоровый человек зачастую бывает циничным, холодным и самовлюблённым – он не способен сопереживать, он не знает, как страдают другие, а то, что видит, считает признаком слабости. Болезнь имеет силу очищать от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать душу. Болезнь заставляет задумываться, и мы сознаём свою немощь и вспоминаем о Боге и вечности. Болезни нужны нам для духовного роста!
“Много раз, молясь, просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и неразумно настаивал на прошении. Но, получив просимое, бывал потом в великой скорби, ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал”. Преподобный Нил Синайский
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Второй – когда человек, даже не сознавая, какие пути пролагает Создатель, ждет, когда же исполнятся в его жизни предначертания Всевышнего. Он просит избавления от страданий и горестей, просит ниспослать ему бодрость духа для Праведного Боя, но не забывает повторять ежеминутно: «Да будет воля Твоя». Воин света молится именно так.