Чудотворные слова: как проводится пятничная молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы
Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.
Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).
Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): « Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».
Пятничная молитва обязательна:
1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).
Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.
2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.
3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.
4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.
5. Для совершеннолетних и дееспособных.
6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.
7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.
8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.
Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).
Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.
Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной
1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.
2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.
3. Совершается во время полуденной молитвы.
4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.
6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.
7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.
Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.
Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».
Желательные действия пятничного дня
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.
Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».
Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.
Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).
Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.
Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
Нежелательные действия пятничного дня
1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.
Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.
Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».
2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.
3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.
4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.
5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь “молчи”, тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.
В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].
Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.
Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].
Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].
Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].
Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.
По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Как проводится пятничная молитва
Ас-Саламу алейкум ва рахматуллаhи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!
1. Что такое пятничный намаз.
4. Условия, при которых пятничный намаз является обязательным.
7. Желательные действия пятничного дня.
Пятничный намаз – это двух-ракаатный коллективный(джамаат) намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, примерно 14,5 лет) и проживающих в данном населенном пункте.
Перед молитвой мусульмане должны совершить полное омовение , остричь ногти и надеть чистые, праздничные одежды. Желательно также надушиться благовониями и не есть заблаговременно чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.
ЦЕННОСТЬ ПЯТНИЦЫ И ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
Пятница ( аль-джум‘а ) – лучший день недели и праздник для мусульман. Это великий день, которым Аллаh возвеличил для верующих.
В благородном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».
В хадисе от Абу Храйры говорится: «Лучший день, в котором восходит солнце, – это пятничный день. В этот день был создан Адам, введён в Рай, в этот же день выведен оттуда, и не настанет Судный день, кроме как в пятничный день». (Муслим, Ат-Тирмизи и др.) Абу Давуд добавил: «И в этот день было принято покаяние Адама, и в этот день он умер…». Конец света также наступит в пятницу. По пятницам обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаhа.
В другом хадисе от Абу Хурайры говорится, что когда посланник Аллаhа рассказывал о пятничном дне, он сказал: «В нём есть время, если верный раб, когда стоит и молится, просит что-нибудь у Всевышнего, Он даст ему это». (Аль-Бухари, Муслим). Ангелы называют пятницу днём изобилия, потому что Всевышний Аллаh в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами.
В Священном Коране говорится:
«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаhа усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаhа, поминайте Аллаhа часто, – чтобы были спасены»
Имам Малик рассказал, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, сказал:
«Тот, кто искупается совершенным образом и отправиться в соборную мечеть на пятничную молитву в первом часу после зари, то это приравнивается к принесению им в жертву одного верблюда, тому, кто пойдёт во втором часу – к принесению им в жертву коровы, кто в третьем – барана, в четвёртом – курицы, а в пятом – яйца».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, говорил:
«Кто верит в Аллаhа и Судный день, для того пятничный намаз (аль-жум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных»
«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующей пятницы и еще за 3 дня»
«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), то это лучше»
«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллаh запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих»
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА,
который проводится в Днепропетровской мусульманской общине.
6. Суннат-ратибат намаз (2 ракаата)
Прежде всего обращаем ваше внимание на то что и порядок, и количество ракаатов мы выполняем таким образом, следуя за имамом аш-Шафии.
При условии, что вы пришли в пятничный день во время в мечеть, то вы совершаете 2-х ракаатный суннат – тасбих намаз (за мечеть).
После АЗАНА начинается проповедь имама (на русском языке). Она длиться минут 30 – 40.
(Предыдущие проповеди Вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта).
После этого читается 1 раз сура Аль-Фатиха, 3 раза сура Ихлас и салават Прроку (САС).
Салават можно читать любой, какой вы знаете. У нас, как правило, читается вот этот:
«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».
Затем имам читает дуа, а все присутствующие говорят «Амин».
После этого проводится
ДЖАНАЗА-НАМАЗ (Заупокойная молитва)
Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является совершение над усопшим джаназа-намаза. Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере. Поэтому в Днепропетровской мечети перед пятничной молитвой всегда читается джаназа-намаз за души умерших на протяжении этой недели мусульман.
В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.
Порядок совершения джаназа-намаза подробно описан в статье “джаназа-намаз”.
После джаназа-намаза совершаются два 2-х ракаатных суннат-ратибат намаза.
Делаются они отдельно от джамаата, то есть каждый делает их сам по отдельности.
Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь совершить 2 ракаа-та сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаhа».
Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (зухр).
Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат-намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .
Затем все присутствующие вместе 3 раза произносят салават Пророку (САС).
«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».
Имам поднимается на минбар (очень высоко находящаяся кафедра), дает салам.
После этого мы слышим еще один АЗАН, и начинается хутба.
ХУТБА – это обязательная проповедь, состоящая из двух частей. Хут’ба – специальная пятничная проповедь на арабском языке, во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух.
Если вы пропустили хут’бу, то есть не успели услышать хотя-бы ее конец, то ваша пятничная молитва не полноценна. Это означает, что она засчитывается, но вознаграждение за неё не будет таким полным, как в случае присутствия на ней.
После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хут’бы.
По окончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву, похожий на АЗАН (но короче) имам спускается с минбара и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный – джума-намаз.
Порядок совершения фарза пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарза утреннего намаза (аль-фаджр). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намерева-юсь выполнить 2 ракаата пятничного фарз-намаза (аль-джум‘а), следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».
Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат- намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .
После 2 ракаатов фарз-намаза имам читает дуа, а затем азкары (молитвы и славословия, читаемые после намаза). Каждый при этом также их читает про себя.
Какие именно азкары желательно читать, и каким образом, вы можете ознакомиться в статье азкары.
ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ (4 ракаата)
Одним из условий правильного проведения пятничной молитвы согласно последнему (джа-дид) решению имама аш-Шафии и других богословов, является необходимость наличия 40 человек, живущих в данной местности и умеющих правильно и без ошибок читать (по правилам тажвида и махраджа) суру «Аль-Фатиха» и «Аттахийят».
Так как в нашей мечети в Днепропетровске не всегда могут собираться 40 таких мусульман, а также есть вероятность того, что в другом месте Днепропетровска раньше нас начали проводить джума-намаз, то мы совершаем после пятничной молитвы и обеденную (4 ракааа). И эту молитву мы совершаем как обязательную для уверенности в том, что если вдруг нам пятничная молитва не будет засчитана, то зачтётся этот обязательный фарз намаз.
Порядок совершения этих 4 ракаатов стандартный (более подробно смотри в статье о джамаат намазах ). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь выполнить 4 ракаата полуденного фарз-намаза, следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».
После 4 ракаатов фарз-намаза имам читает дуа, а затем про себя азкары (молитвы), читаемые после намаза. Каждый при этом также их читает про себя. Очень желательными азкарами являются:
– по 1 разу прочитать суры Аль-Кюрси , Ихлас , Фаляк , Ннас ,
– 10 раз прочитать «Астагафируллаh»,
– по 33 раза прочитать «Субхана Ллаh», «АльхамдулиЛляh», «Аллаhу акбар»,
– «Ля илягьа илля-Ллаhу вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду, йюхи уа йюмиит уа хува аля кули шей’ин кадир».
Если не успеваем вслед за имамом по 33 раза читать эти слова, то надо дочитать, даже если он уже начал читать последующие азкары.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
Пятничный намаз – это обязательный (фарз) намаз, совершаемый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:
– вуджуб – условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);
– сыххат – условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.
ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (пятничный намаз обязателен):
1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5 040 метра).
Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.
2. Для тех, кто здоров.
Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обяза-тельна.
3. Для свободных людей.
Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподава-телями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.
Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.
5. Для совершеннолетних и дееспособных.
Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.
7. Имеющим возможность ходить.
Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.
8.Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.
Не обязателен пятничный намаз в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схо-да лавин, ливневые дожди и т. п.).
Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.
ССЫХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (условия для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной).
1. Молитва должна читаться в любом населённом пункте, где проживают мусульмане, даже если в этом населенном пункте нет мечети.
В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.
2. Совершается во время полуденной молитвы.
3. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой.
4. Присутствие на проповеди хотя-бы одного мужчины в здравом уме.
Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.
5. Чтение пятничной молитвы джамаатом.
Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.
6. Двери мечети (или другого помещения, где проводится молитва) должны быть открыты для всех.
Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить. Исключения составляют здания, закрытые из соображений безопасности.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ МОЖНО ПРОПУСТИТЬ ПЯТНИЧНУЮ МОЛИТВУ
В хадисе Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.
Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является харамом (запрещённым).
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаhа».
Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.
Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаhа и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».
Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.
Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).
Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муэдзину желательно произносить перед ним. Хут’бу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаhа, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.
Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в Днепропетровском регионе, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ
1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред.
Здесь имеется в виду перешагивание через плечи сидящих плотно друг к другу людей, наступая на части тел или их одежду. Если в задних рядах мест нет, но есть свободные места в передних рядах и есть возможность пройти сквозь людей, то это не порицается.
Порицается когда кто-то ходит между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, старается занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше.
После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.
Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаhа .
В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».
2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.
3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, прибли-жённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.
4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. Категорически запрещается разговаривать и произносить что-либо.
5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам».
С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.
В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Намаз
Халяль и харам
Имам мечети г.Днепр ул.Оренбургская,86
От центра маршруткой 105 до ул.Оренбургская
С ж/м Победа маршрутка 62 до ул.Оренбургская
С ж/м Красный Камень автобус 95-а до остановки Байкал
На авто – от кинотеатра Правда в сторону ж/м Клочко по ул.Байкальская на восьмой улице повернуть направо. На столбе есть указатель “Мечеть” со стрелкой.