Чудотворные слова: каким настроением проникнуто стихотворение молитва почему в полном описании из всех найденных нами источников.
Оглавление
Каким настроением проникнуто стихотворение «Молитва»?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова проникнуто «душевным просветлением». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. Здесь поэт открывается совершенно с противоположной стороны: возносит молитву, восхищается, удивляется и радуется спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам».
Также «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком: "Есть сила благодатная В созвучье слов живых…" И правда, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. Как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы: "С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…"
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Стихотворение «Молитва» М. Ю.Лермонтова пронизано лирическим настроем. Оно таит в себе глубочайший философский смысл и с помощью изобразительно-выразительных методов показывает мысли и тревогу автора. Так же стихотворение «Молитва» переполнено настроением божественного откровения. Поэт говорит о том, что не только смысл молитвы, но и так же сами звуки обращенных к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту в жизни.
поделитесь впечатлениями после прочтения “молитва” (1829) лермонтова и каким настроением оно проникнуто? помогите пож-та
сюжета и идеи. А «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов
его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением.
В такую минуту и обращаются к Богу – “одну молитву чудную твержу я наизусть. “
Поэт не называет какую молитву он творит. Он рассказывает много, но не все.
Тайна остается. Тайной для самого поэта остается и сила воздействия слов молитвы: “есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть
Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку. Если первая строфа – это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку “сила благодатная”: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
Все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски – к надежде и вере.
Для педагога
Автор: Рахманова Альфия Миннахматовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г.Азнакаево"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "М.Ю. Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива". Проблема гармонии человека и природы. "Молитва", "Ангел". Мастерство поэта в создании образов"
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: среднее образование
«М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и
создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
урок сообщения нового материала.
электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтова, портреты поэта. Ход урока.
I. Сообщение темы и цели урока.
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души. Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному. И как не похожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры. Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете. Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта. Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели. А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова. Какой же он – ваш Лермонтов? Ответьте на этот вопрос, поразмышляв после этого урока дома.
Сегодня прочитаем три его стихотворения. У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них «В минуту трудную..» написано в 1939 году. 1).
Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
— это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи Каким должно быть внутреннее состояние молящегося? (Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения. Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».) 2) Стихотворение «Ангел» посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839- 1840-х годах. Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи. 3) Послушаем его. (Стихотворение выразительно читается учителем.) 4) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова). 5) Истолкование. О чем пишет поэт? (Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту). В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу: Есть сила благодатная В созвучьях слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Объясните значение эпитета «благодатная». (благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых» Какие отметим художественные средства выразительности? (
Эпитеты, употребленные с инверсией:
«в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть» Ощущение песни создают
(«И верится, и плачется, /И так легко, легко…»). Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)
Какую молитву твердит наизусть поэт?
Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту? 6)
Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Чем вам понравилось стихотворение? (Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие. Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)
3. Работа над стихотворением «Ангел».
Подготовка к восприятию стихотворения (Слайд 22)
Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году
Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не
могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела» 2)
Чтение стихотворения «Ангел».
( Читает наизусть подготовленный ученик). 3)
(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни). 4)
(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить: И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Дом.задание: выучить одно стих-е наизусть.
Каким настроением проникнуто стихотворение молитва почему
Авторизация
Ресурсы сайта
Предметный каталог
учитель русского языка и литературы
-познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Молитва»;
стихотворениями Ивана Бунина «Троица», «За все тебя, Господь,
-развивать навыки анализа поэтического произведения;
-воспитывать чуткое, трепетное отношение к произведениям искусства;
-обогатить духовный потенциал учащихся;
Портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, картина Иеронима Босха“Молитва святого Иеронима”, картина современной русской художницы Маргариты Ивановны Макаровой «Молитва», «МОЛИТВА ЗА ИСЦЕЛЕНИЕ», романс на стихи Лермонтова, композиция Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”, песня «Зажгите свечи».
9. http://www.forumklassika.ru — композиция Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло;
I. Вызов интереса к уроку.
(Урок начинается с чтения наизусть подготовленным учеником стихотворения «Троица» Ивана Бунина на фоне колокольного звона).
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых, засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.
II. Слово учителя:
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Оно проникнуто светлым, радостным настроением, потому что наступил праздник Святой Троицы, и все верующие под звон колоколов идут в церковь, которая украшена зелеными ветками, чтобы вознести свои молитвы к Богу).
– Скажите, пожалуйста, в каком случае человек обращается к молитве? (Человек обращается к Богу в ту минуту, когда не находит опоры в себе, в жизни, когда ему трудно, не от кого ждать помощи).
— Давайте посмотрим на значение слова «молитва».
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
— Когда же человек обращается с молитвой к Богу? Как на этот вопрос отвечает М.Ю.Лермонтов? Обратите внимание на эпиграф нашего урока:
«В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
III. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
–Сегодня мы проанализируем стихотворение Лермонтова “Молитва”, которое позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою. “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.
(Выразительное чтение стихотворения “Молитва” подготовленным учеником)
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
(«Даже странно, что это – Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?» — такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения)
-Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить?
(Главные слова в этом стихотворении – "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" – связаны с верой, с христианской традицией.)
– Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то же самое, что "Земля там благодатная". Значит, благодатная – "хорошая", "несущая благо, довольство".)
– В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать – очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать – это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого – независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
-Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?
(Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце – грусть. Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу – "одну молитву чудную твержу я наизусть. ")
-Какую молитву читает поэт? Ведь молитв очень много.
(Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".)
-Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку. Давайте посмотрим, на какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение.
(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части:
1 строфа – это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;
2 строфа – описание силы и прелести живых слов этой молитвы;
3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)
– Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски – к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
-Давайте обратим свое внимание на звукопись стихотворения.
(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). Как бы мы ни воспринимали этот звук (для некоторых он – темный, ночной),- существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах – ударный "у".
В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние – от "до" до "после" молитвы.)
– А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.
(Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений – они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один – я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, – все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной – вне его воли. Две последние итоговые строчки – предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и – как дважды повторенный заключительный аккорд – так легко, легко. Чуточку внимания к синтаксису – и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей – человеческого и высшего, божественного.)
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?
(Чистоту души, веру, честность и доброту).
-Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
-А теперь прослушайте стихотворение Ивана Бунина которое было написано под впечатлением стихотворений Лермонтова, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. (Звучит «Месса папы Марчелло», на этом фоне звучит стихотворение.)
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
IV. Культуроведческий блок
-И художники в своих произведениях не раз обращались к теме молитвы. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благословляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
А теперь рассмотрим картину «Молитва святого Иеронима».
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.jpg” />Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого.Сюжет картины посвящён подвигу созерцательной жизни. Фигура святого изображена на фоне пустынного пейзажа; огромные плоды, окружающие пещеру отшельника символизируют множество искушений, подстерегающих душу верующего на его земном пути.
Св. Иероним, простёршись ниц, сжимает в руках распятие, не заботясь о том, что его красное кардинальское облачение брошено прямо в грязь. Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муки его персонажа. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения.
-Современные художники тоже в своих произведениях обращаются к теме веры, молитвы. Рассмотрим две картины современных русских художников.
Картина «Молитва за исцеление»
Картина "Молитва за исцеление" рассказывает о том, что в душе каждого из нас есть крылья – огромные небесные крылья молитвы. Эта картина вселяет в нас веру в нашу собственную молитву за исцеление.
Когда человек молится, из его души рождается огромное голубое крыло надежды и веры, которое касается Бога. Человек на этой удивительной картине подобен маленькому цветку.
Этот цветок иногда болеет, страдает, вянет. Но мы видим на картине огромное взлетающее к Небесам крыло молитвы, вырывающееся из маленького цветка.
Картина рассказывает нам о том, что бывают моменты, когда только молитва может помочь человеку. Когда уже никто и ничто не помогает, крыло Веры и молитвы за исцеление касается Небес. И тогда все решает Бог. Картина не говорит о болезни, о том, какая она физическая или духовная. Эта мистическая картина притягивает взор огромной молитвенной силой, спрятанной в душе-цветке. Картина зовет нас выпустить эту силу. Она вселяет в нас веру, что в человека вольется божественная энергия и он исцелится.
Вглядываясь в эту картину, веришь:
Бог слышит эту молитву.
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.jpg” />– А вот перед вами картина современной русской художницы Маргариты Ивановны Макаровой «Молитва». На ней изображен наш современник, ваша сверстница. Как вы понимаете смысл этой картины? (Много в нашем мире соблазнов. Человек идет по жизненному пути и все время подвергается соблазнам на земле. Но в «минуту жизни трудную»…)
V. Подведение итогов урока.
— Бывают в жизни человека моменты, когда уже никто и ничто не помогает, тогда человек с молитвой обращается к высшим силам, которые смогут помочь ему. У него рождается надежда, он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят. В таком состоянии у человека пробуждаются все лучшие качества. Поэтому многие поэты, художники обращались в своих произведения к таинству молитвы, когда человек остается наедине с Богом. Одним из таких поэтов был М.Ю.Лермонтов, в творчестве которого мотив одиночества и отрешенности человека от жизни земной занимает центральное место.
— В нашем мире, где стало столько зла, несправедливости, когда все как будто сошли с ума в погоне за деньгами, материальным благополучиям, где вспыхивают непонятные войны, погибают молодые ребята, нам остается только молиться, как это делают солдатские матери, провожая своих сыновей в армию. Они дни и ночи думают о них, молятся, чтобы сыновья вернулись благополучно домой. Я вам желаю, чтобы в душе каждого из вас зажглись яркие свечи веры и надежды.
В конце урока даю послушать песню «Зажгите свечи»
VI. Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Что нового открыл я для себя в лирике Лермонтова?»